Абрахам Меррит «Корабль Иштар»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Мифологическое )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Народов Междуречья ) | Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На этот раз герой, Джон Кентон, оказывается втянут в совершенно «ненаучные» приключения. Случайно открытая им в древнем камне античная модель корабля оказывается магическим артефактом и перебрасывает Кентона в странный мир вне времени и пространства, на проклятый богами корабль, где происходит нескончаемая битва сил Иштар и Нергала. Кентон оказывается единственным, кто способен двигаться по всей палубе — от носа, принадлежащего Шаран, жрице Иштар, до кормы, занятой жрецом Нергала Кланетом. Он становится сначала рабом-гребцом, затем обретает друзей и с их помощью завоевывает себе свободу. Любовь к Шаран и противоборство с Кланетом становятся смыслом его существования в таинственном мире, созданном вавилонскими богами.
Входит в:
— журнал «Fantastic Novels Magazine March 1948», 1948 г.
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (США) |
- /языки:
- русский (9), английский (5), французский (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- Д. Арсеньев (5), В. Архонтова (1), А. Грузберг (2), Л. Прозорова (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glupec, 14 марта 2009 г.
История о человеке, который бросил вызов житейской рутине (помните, что говорил Толкин о «Побеге Узника» и «Бегстве Дезертира»?)
Кентон — именно узник... узник современного быта. Да, этот быт — не «бытовуха», он не такой уж страшный (любящий слуга, уютный дом)... но Кентон всё равно выбирает Корабль.
Находясь на Корабле — даже в рабских узах и томимый любовью без взаимности — он воспринимает жизнь гораздо более полнокровно. Там он взаправду живёт, а дома — пассивно существует (есть такая формулировка — «кровать — работа — поллитра — кровать». Замените «работу» на «археологические исследования» — или чем он там занимался — а «поллитру» на «сытую и богатую жизнь»... и вы получите рецепт, по которому Кентон день за днём отуплялся, становился чем-то типа робота... до попадания на Корабль. А там он «проснулся» — ибо ТАКОЕ перемещение не могло ему не «сорвать крышу»... Он начал жить, бороться за своё пробудившееся «я» — и достиг-таки чего-то...)
Но! Мерритт «блюдёт нормы реализма». Корабль НЕ ВЕЧЕН. Слишком многие хотят его уничтожить, и мир духовной свободы оказывается донельзя хрупок. Дальше — выбор: или вернуться в ту жизнь, из которой бежал, или — умереть...
Кентон делает один выбор. Современные люди на его месте, возможно, сделали бы другой...
Но важно, что сама возможность такого выбора есть.
Думаю, профессору Толкину бы этот роман понравился. :glasses:
arhan, 6 ноября 2005 г.
Одно из любимых мною произведений. Необыкновенные приключения Кентона захватывают с первых строк и не отпускают вас до конца романа, а трагический конец будет ещё долго бередить душу.
sefirot, 22 октября 2008 г.
Для себя я подчерпнул очень важный моральный итог из этой книги. Не бывает чистого добра, в самой драгоценной монете всегда есть примесь фальши. Книга Меррита именно настолько чистая, насколько может быть чиста реальность. Здесь все на пределе, еще чуть-чуть и будет фальш, но ковырнешь, попробуешь на зуб и веришь, веришь, веришь ... что такое бывает. И еще, главного героя, и его одержимость примеряешь на себя на протяжении всей книги... Это непонятное чувство потом меняется на обратное, будто это уже он влез в твою шкуру. Честно, невероятная вещь. Всем любителям параллельных миров — читать обязательно!
Legogo, 1 июля 2008 г.
Книги А. Меррита отличаются особым, чувственным подходом к миру фэнтези. Сейчас подобные сюжеты покажутся банальными, скучными, вторичными. Но даже наглотавшись современных книг можно взять проверенный временем роман и погрузится в волшебный мир великого автора.
voznik, 16 августа 2006 г.
Без сомнения, так зарождалась фантастика. Да ещё у меня так получилось, что в своё время читал вместе с «Конаном». :shuffle: Позже перешёл на другую фантастику, но «Корабль Иштар» не забуду никогда, потому что есть в нём что-то главное, пусть и опостылевшее и серое противостояние добра и зла, света и тьмы, но что-то, на чём держится этот мир.
Terrano, 5 сентября 2012 г.
Один из самых моих любимых романов у Меррита в частности, и вообще. Сам не особо болельщик темы «засланцев»/«наши — там», но он так живо и интересно описывает весь мир Корабля, что просто невозможно оторваться.! Всем советую! Читайте — не пожалеете!
Mishel78, 6 октября 2019 г.
Роман о попаданце в мир то ли далёкого прошлого Земли, то ли альтернативную вселенную, в которой есть очень похожая на шумерскую цивилизацию реальность, запомнилась мне в первую очередь своей контрастностью повествования. В одном абзаце или предложении автор очень поэтично писывает окружающий пейзаж, например, и тут же может погрузить читателя в какое-нибудь кровавое побоище. Хоть по нынешним временам и не самое натуралистичное. И, надо сказать, Мерриту удалось этот контраст сделать фирменным стилем всего произведения.
Сам сюжет довольно не банальный для времени своего написания. Это не просто ещё один герой — клон Конана (хотя имя Кентон довольно созвучно), а персонаж-учёный, который проходит свой путь становления великого воина, сражаясь за любовь с могущественным жрецом.
Довольно нинтересно показана разница между нашим миром и миром далёкого прошлого. Ведь главный герой сначала неоднократно непроизвольно возвращается в свою реальность и не может этим процессом управлять. И здесь Меррит снова удерживает читательское внимание с помощью контраста.
Что же касается метафизики мира, то борьба между мужским и женским началами, которые представлены шумерскими божествами — очень удачный ход! Люди — всего лишь инструменты и игрушки, причём игрушки иногда и в прямом смысле (эту деталь я раскрывать не буду, дабы не помешать насладится сюжетом в полной степени).
Если говорить об общем впечатлении, то после чтения мне, как и главному герою, не очень хотелось возвращаться в реальный мир. Хотелось снова оказаться на корабле богини Иштар, что бороздит древние моря в вечном противостоянии мужского и женского начал, дарящим не только романтику приключений, но и настоящую любовь — между настоящим мужчиной-воином и женщиной-жрицей. Да, подобная связь не может не быть трагичной и это, хоть и несколько банальное клише, не может испортить приятного послевкусия после прочтения одного из лучших фентези-романов первой половины ХХ века.
romanpetr, 18 июля 2015 г.
Порою приятно переключиться в литературе с одного жанра на другой, а когда переходишь с произведений, носящих классический или научный характер, на лихое фэнтезийное героическое повествование — совсем здорово! Время летит незаметно! И это несмотря на год написания романа — 1924!!! Очень лихое и динамичное произведение! Читал безотрывно и получал массу удовольствия! Немного расстроила трагическая концовка в стиле : « В общем все умерли». Но герои жили и творили душою и сердцем, а не холодным разумом, что в данном случае Меррит и подтвердил — любовь сметает все преграды и взывает к духу авантюризма и приключений.
Джон Кентон — счастливчик, вырванный из серых будничных реалий Нью-Йорка 20-го века, переносится в иные реалии мира магий и колдовства давно позабытого прошлого, и получает шанс прожить интересную жизнь , пропитанную духом приключений и постоянного азарта на корабле Иштар, куда его влечет неведомая сила, погружая в пучину странных событий...
Конечно, некоторым искушенным читателям роман покажется устаревшим и ... банальным в своем жанре, но все-таки согласитесь, когда прочитаете, что это добротная классика , которая не портит хорошего настроения...
PS. По поводу качества перевода А.Грузберга ничего плохого сказать не могу, но текст без коррекции с массою опечаток , прочитанного мною издания, не только резал глаз, но и бил в бровь...
Xzander, 25 января 2017 г.
Ох уж этот Абрахам Меррит..
Читал этот роман достаточно давно, в юности. Недавно перечитал, разбередил снова.
Очень поэтично, романтично, с долей мистики и нетривиальным концом...
URRRiy, 22 января 2020 г.
«Корабль Иштар» — один из ранних вариантов фэнтези с параллельными мирами. Основанный на шумерском эпосе и пантеоне богов параллельный мир граничит с миром вполне современным, портал перехода — это древняя модель корабля, обнаруженного в камне с древними аккадскими надписями. Исследователь Кентон коснулся портала — и очутился на этом самом корабле, но в древнем мире.
В целом вполне классические приключения с поединками, древними царями, жрецами и прочим, автор вовсю использует свои знания шумерской мифологии и разгаданных табличек, собранных на руинах Вавилона, а читатель, соответственно, узнает, что Иштар — богиня преимущественно любви, а Бел — бог-владыка, хотя и вредный.
В общем неплохая фэнтезийная повесть
Dimus, 6 мая 2007 г.
Очень мощно, энергетически написанная вещь! И очень красочно описаны исторические детали! Читал только из-за этого, потому что содержательная часть совершенно никакая. Цивилизованный, культурный человек попадает в обстоятельства, когда от него не требуется ничего кроме животной силы и агрессии, кроме тупого уничтожения врагов и стремления владеть женщиной! Итог вполне закономерен — кто живёт животными инстинктами, тот живёт недолго и умирает мучительно!
Bob6147, 12 сентября 2009 г.
Единственная книга Меррита которую я читал, и читал не вчера. Более десяти лет прошло , а я хорошо помню приключения Кентона, и до сих пор , когда слышу имя Абрахам Меррит, то ассациативно ощущаю солнце и море...
Незнание вавилонских богов с самого начала затрудняло восприятие произведения, но к счастью не надолго.
Любителям фэнтэзийного жанра советую прочитать. Для сравнения- «Корабль Иштар» ИМХО созвучен со «Шпагой Рианона» Ли Брекетт
Meps, 14 мая 2008 г.
Во время прочтения на губах чувствовалась соль и припекало спину. Реально.
Kedens, 17 октября 2009 г.
На мой взгляд немного уступает «Семи Ступеням»... хотя все-таки это несколько разные произведения, хоть и опубликованные под одной обложкой. С ЛУКАВЫМ согласен на все СТО!!!
Rheo-TU, 1 ноября 2017 г.
Классика фэнтези — что тут еще скажешь? Со всеми преимуществами и недостатками. Читать «Корабль Иштар», как мне кажется, лучше всего в подростковом возрасте — либо исключительно ради его приключенческой атмосферы, без оглядок на скучную взрослую логику, которой этому роману местами не достает.
Мир, куда магическим вихрем заносит Кентона — удивительное попурри из древних эпох, мифов и персоналий, их населявших. Периодически пытаешься отнести действие к некоему временному промежутку, условному тысячелетию до нашей эры, пытаешься соотнести его с картой Земли — и терпишь неудачу. Как будто все происходящее — не взаправду, а лишь фантазия не в меру увлеченного археолога. Вот только финал, не оставляющий сомнений в реальности мира, куда попал главный герой, это предположение решительно отметает. Думается, если бы Меррит не воспользовался существующей мифологией, а сотворил собственную, вопросов бы та не вызывала.
Еще один момент, который несколько смазывает впечатление от романа — это то, как внезапно «попаданец» из нашего мира превращается в легендарного героя. Обычный ученый — в Конана, направо и налево разбрасывающего врагов и проливающего реки крови. Честно признаться, лучше бы этой линии с современностью в «Корабле Иштар» не было вовсе. Вроде бы дополнительное измерение роману, но... слишком уж оно мешает восприятию.
До композиционного и поэтического совершенства Дансейни Абрахаму Мерриту далеко.
И все же, если отключить рассуждения, продраться сквозь ворох шумеро-аккадской мифологии, который автор обрушивает на читателя на первых страницах, и не обращать внимания на немного топорные описания магии (что-то в них есть от бутафорских киноспецэффектов зари кинематографа), от романа можно получить истинное удовольствие. Во-первых, он привлекает лаконичной красотой двух образов в его основе — зримого образа корабля и образа смыслового — извечной битвы мужского и женского начал. Во-вторых, он затягивает. Это становится очевидным каждый раз, едва главного героя забрасывает обратно в наше время, и ты понимаешь, что чувствуешь ровно то же, что и Кентон. Опустошение. Невыразимую тоску по миру, к которому тебе довелось прикоснуться.
И в конце концов, переворачивая последнюю страницу, сожаление. Что «Корабль Иштар» не является частью авторского цикла, что нет, кроме него, иных романов, повествующих об этой вселенной и полюбившихся героях. Действительно, Меррит создал классику, к которой хочется возвращаться еще не раз.