fantlab ru

Алексей Шаханов «Привилегия выживания. Часть 1»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.25
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Привилегия выживания. Часть 1

Роман, год

Аннотация:

Что представляет из себя человек, если привычный социум со всеми его законами, правилами, догмами и традициями перестает существовать? Каким он видит мир вокруг себя? Что меняется в нем под давлением обстоятельств? Как он поведет себя в экстремальной ситуации или в случае необходимости тяжелого выбора, не отягощенный оценкой своих поступков и их последствий через призму социальной машины?

© издательство

Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Привилегия выживания. Часть 1
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман про то, что «человек человеку волк». Формально это зомби-постапокалипсис, уже хорошо раскрученный и традиционный жанр, но роман вышел какой-то нетипичный.

Да, зомби тут есть: ходят, вынюхивают по запаху крови, старательно догоняют и пытаются съесть. Медленные, но упорные, почти как люди на вид, но какие-то.... неубедительные. Главное, я так и не понял, откуда они берутся и как ЭТО распространяется. Вроде бы заболевание и был карантин (блокпосты, КПП и колючка, брали анализы, сортировали), но источник заразы неясен, как и почему заражаются тоже. Просто вдруг появились и все. Без подробностей.

Постапокалиптический мир также изображается невразумительно и схематично. Географической конкретики здесь нет вообще (ни городов, ни улиц, ни даже названий магазинов). В каком году все это происходит автор тоже не сообщает.

Наверное, в России близкого будущего, потому что тут прошла некая военная реформа и вся армия стала профессиональной. Еще у контрактников чип под кожей вместо удостоверения, тоже показательно. Но так, в целом, уровень развития тот же: рации на батарейках, машины на бензине, автоматы — того же Калашникова.

Через четыре года после Песца люди живут мелкими группами, все со всеми воюют, все от всех прячутся и убивают за банку консервов. Вроде бы доедают остатки, добытые в супермаркетах, и охотятся друг на друга. Есть хорошо подготовленное и обеспеченное военное формирование (т.н «черепа»), значит имеется и какая-то власть, располагающая ресурсами. Они контролируют аэродром, куда изредка прилетают самолеты, следовательно, есть и организация, поддерживаются глобальные связи. Но что за власть, кем управляет, чего хочет, где прячется — туман и тайна. Честно говоря, даже СТИКС Каменистого расписан подробнее и точнее, а уровень социализации общества там выше.

Сами герои, пара лихих дезертиров, постоянно бродят, вдохновленные высокой идеей «умри ты сегодня, а я завтра». У них вечно предпоследний магазин, последний сухарь, где-то есть какой-то схрон, но где и какой — не показано. Живут тем, что охотятся на мародеров, то есть, по факту, грабят и убивают. Что характерно, имеют рабочие рации и много курят, вот с табаком проблем у них нет.

А в итоге все это напоминает компьютерную игру типа «бродилка-стрелялка», где еда и патроны — цель и средство, а выживание — смысл жизни.

Герои — два солдата-контрактника, Хантер (рассказчик) и Смоукер (старый друг детства). Они жили в каком-то городе, у них были родители, они закончили какой-то институт, потом завербовались зачем-то в армию. А когда Все началось они оказались с автоматами в руках по Эту сторону колючей поволоки. А потом — раз, и зомби! И вот уже кучка дезертиров бредет по колено в снегу сами не зная куда... Даже имена их выясняются в самом самом конце.

Повествование ведется от первого лица, начинается летом четвертого года от начала Конца, но каждая четная глава — ретроспективный рассказ, как все начиналось. Как раз начало Катастрофы дано приблизительно и схематично (кордоны, карантин, эвакуация...), а вот итоговое стояние, то, что через четыре года — весомо грубо зримо. Рассказчик описывает то, что видит и знает, поэтому выходит так приблизительно (ну откуда ему знать, что там с властями и откуда взялись зомби), зато то, что в пределах видимости и конкретной задачи — получается как во сне или даже кошмаре: детали и подробности (пошел, выстрелил, брели по снегу, засел на крыше, ткнул ножом в глазницу, петли держались крепко...) различаются четко, а вот дальня перспектива как-то расплывается: появляются и исчезают люди, кто-то откуда-то стреляет, кто-то с ке-то воюет, многие эпизоды остаются не проясненными... Магистрального сюжетного квеста типа «вернуться домой», «пробраться в лабораторию», «отключить реактор», «убить главного... « в произведении не просматривается

Вряд ли вся эта неконкретика и схематичность случайны. Автор, как мне кажется, сознательно делает мир немного абстрактным и даже бредовым, чтобы вывести на первый план героя, Хантера то есть. Начинается с того, что они охотятся на людей и убивают отца с дочерью. Дочку он застрелил сознательно и хладнокровно, а в целом по сюжету убил четырех, как минимум, женщин, последних двух — чисто на всякий случай, чтоб за спиной не оставлять. А вначале, вроде бы, были нормальные ребята: не маньяки, не насильники, патологических пристрастий не имели, комплексами не страдали. Но как-то так по ходу дела постепенно... Прогресс в деле моральной и личностной деградации налицо, не случайно «выживание» в заголовке.

«Выживание неуклонно требовало поступательного некроза личности» — пишет автор. И таких заумных рассуждений у него в начале каждой главы по паре-тройке страниц. Вот это, как мне кажется, и есть главное содержание роман. В этом смысле напоминает и Беркема нашего Атоми, и Андрея Круза (хотя Круз лично мне нравится намного больше).

Роман, однако, н закончен. ГГ остался без напарника, зато встретил старую знакомую. Опять таки вынужденное одиночество вывело его из привычного режима и довело о нервного срыва, так что все еще возможно впереди.

Буду ждать вторую часть. Если некоторые непонятки будут разъяснены, оценку повышу.

Да, уровень текста вполне достойный, хотя избыточно накрученные фразы есть. Мата много, но он ситуативно обусловлен. Не удивлюсь, если под псевдонимом А. Шаханов скрывается кто-то из известных авторов, решивший поэкспериментировать со стилизацией.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бессмысленная книга, где кроме *цензура* главного героя и банальных зомби нет вообще ничего. Читать и скучно и неприятно одновременно. За героя откровенно стыдно и очень хочется, чтобы его уже побыстрее сожрали. Местные зомби давно протухли, а придумать чего-нибудь нового в этой теме автор и не пытается. Да у него и сценария-то даже нет!

Я пошел за угол — там зомби, я пошел за другой — там работорговцы, я пошел за третий — там дикие собаки, я пошел за другой там опять зомби. И повторять до посинения. Ни идеи, ни интриги, ни персонажных арок... Только куча пост-апокалиптического однообразия, навевающего мысли о сессионных онлайн гриндилках, которые возможно автор обожает. Лут! Лут! Больше лута! Остальных в расход.

Зато полно соответствующей военщины, которая забивает пустые места — достал пистолет, убрал пистолет, передернул затвор, кинул РГД, заклинило РПК, АКМ стрелял, винторез наставил, ну вы знаете такое... Я тоже люблю поиграть на компе, но еще и читать про это что-то желание не возникает.

Мата тоже навставляли прям как у взрослых. Но там, где ситуация действительно подходит, все базарят как профессора, а потом на пустом месте на тебе и *цензура* и *цензура*... И не понятно с какой стати? Типа каждую десятую страницу надо вставлять по слову, чтоб не расслабляться?

Не, лучше самых худших представителей Сталкера и Метро почитать, чем вот так. Там некоторые хоть пытаются в историю.

А еще лучше что-нибудь пооригинальнее: Тепло наших тел, Кровавая купель...

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх