fantlab ru

Андрей Лазарчук «Транквилиум»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
392
Моя оценка:
-

подробнее

Транквилиум

Роман, год (год написания: 1995)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Параллельный мир. Мир, в чём-то бесконечно близкий нашему и в чём-то — отчаянно далёкий. Однако, как говорят, «есть миры и миры, и есть между ними двери». И одна из дверей, увы, ведет в мир наш. В страну — нашу. 1983 год. Комментарии излишни. Плохо? Да. Но, что ещё хуже, двери существуют для того, чтобы их открывать. И открыть их может КТО УГОДНО...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В конце издания (на с. 539) указано: 25.11.93 — 30.10.95.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 507

Активный словарный запас: высокий (3086 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Мечи, 1997 // Меч в зеркале

номинант
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Транквилиум
1996 г.
Транквилиум
1997 г.
Транквилиум
2000 г.
Транквилиум
2007 г.
Транквилиум
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то осилив «Транквилиум», я понял почему «не потянул» его в 1996-м, сразу после выхода, в отличии от всей остальной изданной к тому времени крупной формы Лазарчука. Из-за высокого для меня порога вхождения. И тогда, и сейчас я, по собственным меркам, долго не мог «въехать» в смысл, не мог «зацепиться» за что-то, заставляющее двигаться дальше. И на этот раз первые пару-тройку глав я себя буквально заставлял читать, будучи уже прекрасно знаком с творчеством и приемам Андрея Геннадьевича. (Некоторые его вещи вполне шедевральны). Наверное, впервые, мне изрядно мешал этот фирменный, рваный, прыгающий стиль…

В принципе, я не очень люблю (ценю, понимаю))) турбореализм. Так вот, здесь этот турбореализм не нужен от слова совсем. Психологические задачи, которые персонажи решают вместе с автором, в нем просто похоронены. И задачи похоронены, и цели, и методы. Очень жаль. Очистить текст от всего турбонаносного, содрать рашпилем, хоть частично, модерн, весьма прилично вышло бы. В приложении к закрученному интригами и неожиданными решениями сюжету, упрямым и абсолютно реальным, как один, героям, и достойному миру с его проблематикой.

Да, игра с формой, да, эксперименты со стилем. Понимаю. Но, как по мне, синтез хорошо проверенного старого и слабо апробированного нового в «Транквилиуме» не задался. Хотя внимания роман, несомненно, заслуживает, пусть далеко и не у самых широких масс читателей, да и в истории российской SF&F останется, как яркий образец тупикового мультистиля.

Четыре с минусом. Сильно на любителя, хотя с минимальными усилиями и определенной пользой прочтет любой, не чурающийся чего-то нового и нестандартного.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Агенты, говорящие по-русски, из страны с бородатыми казаками и ужасной диктатурой, держащей отсталый народ в рабстве, пытаются посеять смуту в стране победившей демократии, всеобщих выборов и прав человека и навязать тамошнему англоязычному народу своего человека в качестве президента, дабы все отобрать и поделить. Вот такая завязка в новой, крайне актуальной книги Андрея Лазарчука. А хотя нет, она написана в 1996 году. Видать, у Андрея Геннадьевича хрустальный шар имелся или он просто умеет путешествовать во времени. Как бы то ни было, полное ощущение, что книга рассказывает о современных событиях, просто метафорично и гиперболично, а иногда прям в лоб.

Здесь есть даже хакеры под названием пенетраторы, фабрика троллей, именуемых кейфджибберами (угадай, какое трехбуквенное агентство имеет к этому отношение), агенты ФБР, которым мешает собственное начальство, а также страна со столицей в городе Москва и руководителем из бывших чекистов (правильно, бывших чекистов не бывает), а еще засилье радикальных леваков (прикидывающихся либералами) в той самой стране победившей демократии, и даже русский разведчик в качестве тамошнего президента. Если уж это вас не убеждает, тогда даже и не знаю, что может убедить.

Увидев что творится в будущем, Лазарчук оторвался от своего хрустального шара и спешно добавил в книгу древних атлантов, мир, представляющий из себя водопроводный фильтр, ужасные культы и экспедиции в преисподнюю, присыпал сверху для верности тайными организациями и снарядами с ипритом и подал это под видом фантастического романа. Однако больше всего это похоже политическое шоу на канале FOX, которое попросили пересказать кого-нибудь вроде Чайны Мьевилля. В общем, читайте — и вы узнаете все тайны мироздания, заглянете за мировую кулису и научитесь правильно использовать кокаин.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучнейшая книга. И это к счастью. Я уже с трети книги начал просто бегло страницы проглядывать. Сначала через одну. Потом через несколько сразу. Автор дико ненавидит СССР, коммунизм и похоже вообще всё русское.

Книгу выбросил.

Макулатура.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы Александр Грин жил в 1970-х... Отличная вещь. За Андропова и Ко отдельная благодарность автору, всё так и было :)

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем дальше изучаю творчество Автора, тем увереннее понимаю, что это ,,мой'' Автор (ох, не сглазить бы, ведь ещё есть непрочитанные произведения) – мне ни просто интересно читать его книги, я вливаюсь в его сюжеты, в его стиль, в слово… в его нестандарты – у него всё не как у других. Поэтому то понимаю так же, что книги Автора не могут быть интересны и понятны всем и каждому, он не массовый писатель. Мне кажется, что ход событий в книгах, его мыслительный процесс сложно понять и легко запутаться в своих выводах, да я и не говорю, что мне всё понятно, но его писательская магия привлекает, завораживает – эти быстрые переходы от одного стиля к другому, эти бесподобные диалоги через запятую и без прямой речи, смена настроения и темпа… доставляют мне большущее удовольствие при чтении.

Очередной мир для знакомства Транквилиум – мир спокойный, подразумевается, что он таким должен быть. Он таким и кажется поначалу, пока очень быстро не становится понятным, что спокойствие этого идеального мира искусственно создано, при чём создано кем-то для своих непостижимых нужд. И счастье и спокойствие населяющих этот мир людей вовсе не главное для его создателей.

Поначалу всё очень спокойно: Автор здорово создаёт перед нашими глазами этот мир, мир Серебряного века – паровой двигатель создан, бензина нет, дамы спокойны, но не прочь пошалить, главная проблема что надеть перед выходом в город, мужчины безупречно блюдут кодекс джентельмена, прислуга вышколена. Автор потрясающий стилист – с первых же строк располагает к знакомству с миром и персонажами, увлекает. Но это радужное знакомство мгновенно летит в пропасть. Автор меняет темп, меняет стиль – и на протяжении всего повествования делает это неоднократно: кажется всё, зависли, медленно, тягуче движемся по тексту и вдруг взрыв, темп, энергия, меняется место действия, время. А персонажи меняются до неузнаваемости не только внутренне, но и внешне, к концу книги их уже трудно узнать. И особенно главного героя Глеба Марина. Он, как магнит притягивает к себе, увлекает, заставляет поверить себе и в себя, ломает, разрушает, совершает, меняет – рядом с ним невозможно существовать без разрушительных последствий, но и без него невозможно, будущее невозможно. С таким героем невозможен финал ,,победа, все жили долго и счастливо'', никаких пафосных сцен. Автор сложит свою мозаику, но ни на все вопросы будут ответы, он обязательно оставит простор для воображения. Он опять, в очередной раз заставит смирится со своим решением так жёстко и реально поступать со своим сюжетом и со своими персонажами.

Отличная книга, отличный сюжет, прекрасная реализация, верная стилю и мысли Автора. И пусть остаются вопросы, пусть возникают сомнения – в этой книге есть неуловимое что-то, что берёт за живое и оно сохраняется до самго финала.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда с громадной осторожностью сажусь писать отзывы по произведениям любимого писателя. Как будто от моих строк что-то зависит... Впрочем, когда речь заходит о Лазарчуке, ничто не представляется малозначительным.

«Транквилиум» попал в мои руки после «Цесаревны Отрады», длинной, как фура с прицепом, и заунывной, как шотландская баллада на волынке. Начать вещь с латинизированным названием — вообще дело не мелкое, а тут ещё такая преамбула...

Однако история Глеба Марина взяла меня за читательское живое с самого начала. Что-то в этой истории почудилось по-хорошему диккенсовское, с пряным викторианским душком. Впрочем, темп и дух повествования быстро сменился — Лазарчук вообще обожает жонглировать темпом, делая это мастерски и непринуждённо. Далее в романе мощный шлейф конспирологического «нуара» будет тянуться неотступно за каждым сюжетным извивом, уязвляя терпение и будоража воображение. Частички мозаичной смальты, не обинуясь размерами романа, встанут на место — конечно, же, далеко не все — Андрей Геннадьевич изменит сам себе, ежели не оставит простора для воображения. И — никаких вам пафосных сценок, никакого обетования всех благ в финале: читайте и понимайте — пред вами Реальность. Маэстро и креатор турбореализма верен себе, и «Транквилиум» по праву занял место среди самых замечательных произведений отечественной фантастики.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне это напомнило не столько «Гравилет», сколько «Остров Крым» Аксенова. И роман Лазарчука в этом сравнении не выигрывает. В сфере человеческой он занудный какой-то (на манер чудовищной «Кесаревны Отрады») и декларативный. Скажем, героиня сильно удивляется, что дети могут быть голодными — что прекрасно, однако, социальное устройство ее страны никак не исключает голодных детей...

Или вот наш мир герою кажется серо-пластмассовым. Это пусть, но психологическую достоверность такие декларации обретают лишь в том случае, если свой мир — чувства, предметы, поступки — будет пронзительно настоящим. А этого в романе нет (может, просто не умеет, может – не до того сейчас).

Может быть, в турбореалистическом произведении, сосредоточенном на головокружительной механике мира, этого и не требуется, но ведь в романе Лазарчука многое построено на мотивациях героев: «Я готов умереть любой смертью, готов убивать сам и посылать на смерть других – но мой мир я вам не отдам, хоть вы и сильнее меня в миллион раз…», – думает Глеб. Но почему герой так влюблен в свой мир – бледную кальку грИновского?

Здесь стратегия автора сродни рекламе фильмов, упирающей на количество уже посмотревших: дескать, раз столько людей любят Транквилиум, то не стоит удивляться, что герой готов на все вышеизложенное ради этого прекрасного старого мира…

Вообще, автору после «Опоздавших» удаются скорее сюжеты, построенные на вынужденном действии – про приказано выжить, про супермегабомбу, что тикает под сердцем, и т.п. Может, действие в его романах слишком плотное, может, еще что–то – но в иных случаях рахитичные внутренние миры героев плохо согласуются с их, героев, бешенной скачкой по сюжету. Вот когда Воронин с Кацманом бредут по пустыне в «Граде обреченном» (еще один параллельный текст) — ты идешь вместе с ними, а к героям «Транквилиума» относишься как к фигурам на шахматной доске — партия интересна, а персонажи — не очень, поскольку деревянные.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное начало, сбитая середина, размазанная, как тесто под блин, концовка.

Приятные персонажи, будто писанные для авантюрной прозы а ля Жюль Верн, да пущенные под молотки брутальной истории о сопряжении советской реальности и утопии американского разлива.

Лазарчук, как он есть.

Ровный стиль, безжалостность в изображении войны и боев, мужчины с прямой спиной и хорошей реакцией, красивые стальные девы, беготня-стрельба-страдания.

И неоднократно — впоследствии — катанная идея о дубль-мирах (Кесаревна Отрада, Штурмфогель).

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Влиять на события происходящие в нашем мире можно из параллельного мира и наоборот. Сюжет не нов, особенно для Лазарчука. Тем не менее роман задался, искренне сочувствуешь персонажам. Да, герои прописаны очень убедительно, характеры разнообразны, окружающий мир тоже выписан детально и красиво. По атмосфере «Транквилиум» напомнил «Гравилёт Цесаревич» Рыбакова. Интересна трактовка параллельного мира, его функционирования.

Сюжетные линии персонажей прописаны замечательно, правда в середине и в конце есть некоторые провисания, но это не портит общего впечатления от романа. Достойный роман достойного автора.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший ход — запустить один и тот же процесс параллельно в двух мирах.

Но реализация немного подкачала.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще не интересная книга. Даже не дочитал... Написано муторно. Это книга из раздела «скорей бы дочитать, и найти что нибудь получше». Однако я даже не смог дочитать.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано мастерски. Идея хотя и обыгранная многими авторами, реализована великолепно. Автору отлично удалось совместить дух XIX-го века с современным сюжетом, хотя Транквилиум и получился несколько чересчур слащавым и нереальным — у того же Рыбакова в Гравилёте, хотя там намеренно описана утопия, похожий мир более правдив, на мой взгляд. Герои интересные и неоднозначные. Действие динамичное, но при этом интересное, сложное, и логически непротиворечивое. Однако по сравнению с другими вещами автора, эта мне понравилась меньше. Несколько портит впечатление то, что, в конце книги оказывается, что всю дорогу практически шла игра в одни ворота.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших романов Лазарчука. Очень хорошо передан романтический дух 19 века. По стилю вещь могла бы принадлежать Грину. Совершенная ненаучность предположения, на котором построен роман, совершенно его не портит. Весьма необычно выглядит фигура главного героя.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий стиль, прекрасное владение языком, «выпуклые» герои, сложный, интересный сюжет (при всем при этом, это самая «легкая» по сюжету книга Лазарчука) — в этой книге есть все. Но повторюсь, Лазарчук — никогда не был массовым писателем. И никогда им не станет. Это скорее элитарная литература.

P.S. А описание шторма в конце книги — одно из лyчших, что я читал в своей жизни.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала автор даёт немало времени, чтобы привыкнуть к Транквилиуму. А потом сдёргивает завесу, и всё оказывается очень непросто закручено.

Как всегда, Лазарчук сложен, и уследить за всеми сюжетными линиями бывает нелегко. После прочтения тоже остаётся вопросов больше, чем ответов.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх