Джек Вэнс «Глаза другого мира»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Авантюрно-плутовское | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Попытка ограбления мага Юкоуну закончилась для Кугеля неудачно: он был пойман с поличным и во искупление своего проступка отправлен в опасное путешествие за линзой, позволяющей увидеть мир прекрасным. Причем в путешествие Кугель отправился не один, а в компании пренеприятного существа Фиркса, поселившегося в теле Кугеля и направляющего его действия. Поэтому Кугель просто обречен вернуться, чтобы не только выполнить свою миссию, но и, может быть, отомстить…
На русском первый перевод вышел в газете «Материально-техническое снабжение» (Пермь) за 1989 год, тираж 1500 экз. Под названием: Джек Вэнс «Глаза чужого мира», с продолжением, в номерах с 40 по 66. Перевод не подписан (?), похож на перевод из https://fantlab.ru/edition44393
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Умирающая Земля»
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1987 // Фэнтези - Роман (США) |
- /языки:
- русский (11), английский (4)
- /тип:
- книги (14), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Куцкова (2), К. Масляков (1), К. Фенлар (1), А. Фет (3), А. Черноморский (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nog, 17 июля 2008 г.
Поистине блестящий роман. Главная находка — это, конечно, главный герой, Кугель, пройдоха и авантюрист, вынужденный выполнять порученное ему задание, но мечтающий отомстить своему «работодателю». При этом он без малейшего уважения относится к любым законам, традициям и клятвам, если они мешают ему на его пути, и ради личного благополучия с готовностью пожертвует чем и кем угодно. И, собственно, ничуть этим не тяготится. Отрицательность этого героя не вызывает никаких сомнений, однако наблюдать за его похождениями от этого не менее, а может, даже более интересно. При описании какой-нибудь очередной его эскапады так и хочется восторженно воскликнуть: «Вот ведь сволочь, что творит-то, а!» Мир, описанный Вэнсом, вполне подходит для такого героя; так и хочется сказать — как будто нарочно придуман :)
Единственное, из-за чего не могу поставить наивысшую оценку, это какая-то схематичность в описании действий героев. Даже в отношении Кугеля такое бывает, а уж практически обо всех второстепенных персонажах рассказывается как будто в форме краткого отчета: пришел-увидел-поговорил-украл и т.д. Такая простота в описаниях все же излишня.
DDen55, 17 августа 2010 г.
Пожалуй, лучшая книга цикла «Умирающая земля». Первый раз читал в 12 лет, был поражен, что фэнтези герой не приторно правильный и однознано предсказуемый в своих подвигах, а хитрый, ловкий плут и обманщик. Перечитав еще раз, пришел к мысли, что именно у такого человека было больше шансов выжить в пугающем, негостиприимном и жестоко прекрасном мире Д. Вэнса. Читать обязательно. Это классика, на уровне Властелина колец и Конана.
Абарат, 15 июня 2017 г.
Лучший роман из профильных фантлабу. Оказал неоспоримое влияние на множество авторов (Р.Силверберг, Г.Кук, Д.Симмонс, Дж.Р.Р.Мартин, Н.Гейман и др. в предисловиях к своим рассказам антологии-трибьюта прямо говорят об этом). Несмотря на то, что многие (в том числе общепризнанно талантливые) пытались сделать что-то подобное «Глазам чужого мира», написанное остается в далекой степени приближения.
Конечно, такой шедевр поджанра «Умирающая Земля» не мог возникнуть на пустом месте. При этом следует признать, что предшественники — цикл «Зотик» Кларка Эштона Смита и роман «Ночная земля» Ульяма Хоупа Ходжсона не обладают тем всепоглощающим очарованием, присущим творению Джека Вэнса. Вообще к предтечам находятся объективные (конечно, при этом все-таки любовные) нарекания. Что касается «Зотика», в то, что Земля умирает, приходится поверить автору на словах. Действие не вытекает из условий последних дней существования пред тем, как Солнце погаснет... В «Ночной земле», при всем уважении к Ходжсону, все людские персонажи только исключительно положительны. Но эти авторы были первыми, им все прощается...
Что же мы видим в «Глазах чужого мира»? Все описанное происходит в отдаленнейшем будущем под красным гигантом вместо современного нам Солнца, когда наука и магия совместились и вносят свой, чаще, деструктивный вклад в прозябание эклектичной цивилизации... Но не все так беспросветно! Стоит вспомнить «Темное солнце» Ф.Фармера — худшее еще только далеко-далеко впереди! На фоне угасающей цивилизации действуют яркие личности, здоровые в своем прагматизме и эгоизме — вот таким и предстает пред нами главный герой нетленки Дж.Вэнса. Неунывающий авантюрист, родственный по духу персонажам Джеймса Кейбелла, не сидит на месте, позволяя и нам вместе с ним перемещаться по этому предельно опасному, но такому притягательному миру; попадать в невероятные ситуации и с честью/бесчестием выходить из них...
Надо сказать, что на все свои жизненные перипетии я примеряю тот или иной фрагмент из общей канвы обсуждаемого романа. К примеру, сколько раз у меня до конца дня не исполнялось «самое заветное» желание!) Вот так всегда находятся соответствия с данным текстом, что не может не настораживать, учитывая
P.S. Перевод только И.Куцковой!
JohnNorrik, 4 февраля 2016 г.
Просто шикарное фэнтези. Вообще, обожаю Вэнса в первую очередь за полет его фантазии. Все его произведения сочны, своеобразны и очень атмосферны.
Но хотел бы уделить пару слов самому роману. Во первых, лично я считаю жанр фентези скорее развлекательным (в отличии от фантастики), который мало когда может тебе что-то показать в плане мировозрения, и который сам по себе дает автору слишком большой полет фантазии.
Некоторые авторы пытаются впихнуть в свои произведения некую «философию», которая на проверку оказывается в лучшем случае детской и давно всем известной. В погоне за глубиной некоторые авторы часто теряют то, что может дать нам только фентези — полет фантазии и приятное погружение в мир.
Вэнс же пошел более правильным (в моем понимании) путем. Его роман не претендует на глубину, ее там нет, но насколько же хорошо проработан мир и насколько же живые персонажи!
В первую очередь захватывает проработанность мира. Это тот случай, когда впечатление о мире складываются с отдельных ситуаций и локаций. Сам мир — мир Умирающей Земли, мир с богатой, но забытой историей, который пересыщен (в хорошем смысле слова) фатализмом и приятной ностальгией. Где светит старое Солнце, которое вот вот потухнет, а земля полнится разнообразными чудесами и диковинками прошлого. Наверно один из наиболее любимых мною миров в фантастической литературе вообще.
Персонажи здесь очень своеобразные, местами шаблонные, но заставляющие себе сопереживать. Большинство из них имеют своеобразные понятия о морали (что нормально для людей, осознающих свою скорую и неизбежную погибель) и свой взгляд на мир. А главный герой просто бъет фонтаном харизмы, и вызывает симпатию, хотя его поступки должны вызывать негатив.
Да, сам роман прост с точки зрения сюжета и стилистики, но за это я и люблю Вэнса. Он берет совсем другим. Атмосферой и персонажами. Ему не нужно пытаться добавить псевдоглубину в свои произведения, ведь она просто не нужна. Этот роман и так чудесен.
Людям, которые говорят что он не дает никакой практической ценности отвечу: большинство фэнтези не дает ничего нового. Процентов так 80. Ни тот же Толкин, ни Сапковский ни Желязны, ни Мартин ни другие. Фэнтези просто рассказывает нам красивую историю, в которую хочется верить и которая затягивает.
И вот этот то роман справляется с этим на высший бал!
Petr, 5 августа 2019 г.
Наверное одно из первых зарубежных фентези, если не самое первое, мною прочитанное.
Помню, когда в начале 90-х принёс эту книгу https://fantlab.ru/edition5456 из магазина и начал читать, то испытал такой восторг от чтения, что с тех пор редкая книга приносила мне столько эмоций.
Это лучшее из фентези, что я читал.
Читал, перечитываю и буду ещё перечитывать!!!
И пользуясь случаем, хочу передать низкий поклон И. Куцковой, потому что я просто не воспринимаю другие переводы.
Все эти «Нюконю», «Кьюджелы», «МагнаТцы» (б-же, б-же, б-же) отбивают напрочь желание читать новые переводы.
Если бы в 1992 году я бы открыл книгу и прочитал «Кьюджел», я бы положил книгу обратно на полку и возможно так бы и не прочёл «Глаза Чужого Мира» и по сей день.
Так например, у меня было с «Фафхрдом и Серым Мышеловом» — урезанный и убогий перевод отбил всю охоту читать в то время.
AlisterOrm, 27 сентября 2017 г.
Когда Джек Вэнс решил вновь вернутся под красные лучи умирающего Солнца, прошло уже 16 лет с его создания. Предыдущий роман крупными и яркими мазками нарисовал нам декадентную картину угасания древней планеты и цепляющегося за существование человечества. Можно было бы попробовать написать такой же набор новелл, но это было бы неинтересно. И вот тогда-то, при выборе жанра, Вэнс и совершил свой ход конём.
Он мог бы написать большой эпос, героику, драму, с философско-психологическим подтекстом и социальной составляющей. Наверное, это было бы даже неплохо, я не знаю, на что способно творческое начало автора. А он взял, и в декадентских декорациях создал... плутовской роман.
Впрочем, как плутовской? Главный герой — Кугель — это вовсе не героический Тиль Уленшпигель, и не Панург, и не Жиль Блаз. Мир другой, лишённый особого оптимизма, мир отцеженного зла миллионов. Поэтому Кугель — редкий мерзавец, на самом деле, подлая, мелочная и самовлюблённая душонка. Я читал этот роман в детстве, и мне этот прощелыга казался довольно забавным, а сейчас я просто ужаснулся этому типажу — это же лютый пройда и негодяй!Бросить человека в беде, отобрать последнее, даже убить, если это будет безнаказанно — всё это сей злобный воришка проделывает через каждый десяток страниц, оставляя за собой настоящий шлейф злодеяний.
Вот и все злоключения Кугеля, все его неудачи вполне себе можно расценивать как расплату за постоянно вершимое им зло, и даже с каким-то удовлетворением сморишь на его злоключения. Во первых, он попал в переплёт (точнее — перелёт) совершенно справедливо, и в начале, и в конце. Что бы не пытался творить наш пройда, как бы не изворачивался и не вымудрялся, всё равно его ждёт неудача. В этом его крест, который он обязан вполне заслуженно нести.
И при новом стиле Вэнсу удалось сохранить мир, точнее, его атмосферу. Всё так же красные лучи угасающего Солнца заливают холодеющую поверхность Земли, всё так же огромные безмолвные и безлюдные просторы замерли в обречённом ожидании конца всему. Шаги Кугеля даже не тревожат траву, настолько он кажется мелок и ничтожен на фоне огромного века человечества. Особенно бездна веков чувствуется в том фрагменте, когда Кугель переносится на миллион лет в прошлое, и видит там всё тех же людей, и начинающее краснеть Солнышко, огромные города, от которых в его время не осталось и следа, и которые для нас являются бесконечно далёким будущим.
В общем, это эпохальная вещь, действительно классика, хорошо и грамотно написанная «пессимистичная авантюра». И несмотря на свой общий настрой, она оставляет приятное послевкусие: во первых, от терпкого привкуса атмосферы далёкого-далёкого будущего, во вторых — сладкое чувство справедливого возмездия...
Гриф Рифт, 21 сентября 2009 г.
Роман потрясающий! Автор смог передать всю полноту красок созданного им мира! А главный герой Кугель получился беспринципным эгоистом, но всё же на него смотришь как на доброго, хитрого и немного наивного, самонадеянного молодого человека. А уж лучше урока, который Кугелю преподнёс Юкуону и придумать нельзя!! Здесь присутствует и доля юмора, и доля сарказма. Джек Вэнс на протяжении всего рассказа, как буд-то воспитывает своего главного героя, пусть даже не всегда традиционными методами!! 100% один из шедевров авантюрно-плутовского жанра!:pray:
Aoidos, 17 декабря 2015 г.
Главный герой романа, вор Кугель, проникает в дом могущественного мага и попадает в ловушку. Пойманный на горячем, он переносится магом в далекие земли с заданием добыть некий артефакт. А, чтобы Кугель вернулся с добытым предметом, колдун подселяет в его тело магического паразита. Собственно, добыче артефакте посвящена первая глава романа, дальнейшие описывают приключения и злоключения пройдохи Кугеля.
Начало было интересным: приключения главного героя в поселке людей, живущих в мире грез, и последующий сюжет с владычеством над Силем. Это занимает примерно треть книги и достаточно интересно. Отлично получилось с двумя проклятиями, наложенными на героя, каждое из которых блокировало другое. Дальше Кугель путешествует по разным локациям, попадается в переделки, пока не добирается до дома.
Если говорить о минусах, то в книге, по сути, один герой – сам Кугель. Остальные персонажи мелькают бесконечным калейдоскопом в локациях, куда он попадает, толком не раскрываясь. Образ Кугеля тоже никак не развивается под воздействием происходящих событий. Кстати, и персонаж он довольно отталкивающий. Он не лишен храбрости, но откровенно подл, мстителен, жесток. Скажем, за неудачную шутку над ним Кугель убивает существо (не совсем человека). В общем, как говорится, «сделал гадость – сердцу радость».
В «Умирающей Земле» простые сюжеты уравновешивало общее очарование увядающего мира. Здесь этой атмосферы уже нет, хотя персонажи постоянно говорят о том, что солнце скоро погаснет.
Kastro777, 18 ноября 2013 г.
На прочтение книги не в последнюю очередь сподвигла меня восторженность отзывов, обещающих жемчужину авантюрного фэнтези, изумительного главного героя и прочие прелести. Ну что же, придется мне немного разбавить этот сладкий мед своей ложкой дегтя.
Я не могу сказать, что книга отвратительна и нужна только для растопки камина — ведь это будет неправдой, так как она несомненно доставит определенное удовольствия истинным ценителям авантюры и плутоватых героев. Хитрец Кугель конечно является главным центром книги, ее стержнем и, пожалуй, единственным достоинством (кроме юмора — но о нем позже). Но даже он, этот плут и прохиндей, шельма, на которого даже клейма ставить некуда, выписан весьма однобоко. В этого человека сложно поверить, да автор и ничего не делает для этого. Что уж говорить о прочих персонажах, которые представляют из себя только картонные силуэты, способные лишь открывать рты в угоду их создателю. Сами приключения и странствие выглядят, мягко говоря, надуманными (и пусть не кидают в меня камни те, кто считает всю фантастику надуманной, ибо я отвечу заранее подготовленными булыжниками внутренней логики и непротиворечивости) и, несмотря на вполне недетские подробности и отсылки к плотским утехам, напоминающими приключения из книжек для младшего школьного возраста.
Одним из плюсов, вытягивающих книгу наряду с Кугелем, будет юмор. Он не всегда, но часто заставляет улыбаться. И, что очень важно лично для меня, это юмор положения, часто заключающегося не в остротах или нелепостях, к чему многие из нас привыкли по низкопробным комедиям, а в самой ситуации. И да — финал книги поднимает всю иронию на новый уровень, добавляя в моих глазах привлекательности всей книге.
Но все же — юмор и симпатичный герой-проныра не достаточны для великолепной книги, ведь кое-где я откровенно скучал.
tohendiy, 15 декабря 2011 г.
Достаточно занимательно и увлекательно. Хотя есть небольшое раздражение от того, что само путешествие по миру никакой логикой не обусловлено. Впрочем, вероятно так и было задумано. А Кугель — просто красавчик, — очень симпатичный персонаж. Эдакий бесшабашный авантюрист-пройдоха. Проглотил буквально за полтора вечера. А это о чём-то говорит.
Вертер де Гёте, 23 февраля 2008 г.
Лучшая книга из цикла об Умирающей Земле! Особенно хорош главный герой Кугель — беспринципный, но обаятельный эгоист и пройдоха, эдакий фэнтезийный Панург. Но в том мире, где он живёт, трудно найти положительных героев — солнце готово погаснуть в любую минуту и многие стараются «взять от жизни всё», не слишком заботясь о ближнем. И, несмотря на свою «хитроумность «, Кугелю не всегда удаётся провести других, а иногда он и сам позволяет обвести себя вокруг пальца. Мир, в котором происходят события, описан со здоровым цинизмом и большой выдумкой, великолепно передана атмосфера мира. Без сомнения, одно из самых лучших произведений в жанре авантюрно-плутовского фэнтези и один из лучших романов самого Вэнса.
darken88, 17 октября 2022 г.
Помнится, я выменял, в свое время, довольно редкий теперь локомотив от детской железной дороги 70-х годов производства ГДР на три книги из «желтой» серии «Северо-Запад» у одного оболтуса. Они были настолько нечитанные, что пахли типографией. Среди них были и «Глаза Чужого мира». Это произведение настолько увлекло меня теми летними вечерми, что я довольно долго находился под впечатлением, и впервые открыл для себя авантюрно-плутовской жанр. Что мне нравится в произведении Вэнса, так это множество уникальных локаций Умирающей земли, где главный герой — пройдоха, самопровозглашенный Кугелем Хитроумным, попадает в различные жуткие ,но вместе с тем и комедийные положения, чудом выходя из них победителем, попадая в новые, еще более безвыходные, казалось бы, ситуации. Думаю, что в этом жанре Вэнса никто еще не превзошел, и именно этот роман хочется перечитывать снова и снова, а чтение будет доставлять все то же удовольствие, как и теми летними вечерами, когда увлекательное повествование, описания гротескных земель и экстравагантных персонажей сплетались в немыслимо интересную авантюру.
Edward Woeful, 28 февраля 2019 г.
Прекрасный сборник умопомрачительных историй про симпатичного героя-«раздолбая» в мире «Умирающей Земли», которая живёт в ожидании апокалипсиса. Истории весьма динамичны, обстановка меняется очень быстро, заставляя читателя восхищаться фантазией автора, мир — красив и богат событиями.
Красной нитью, как мне показалось, проходит мысль о том, что на каждого хитреца может найтись ещё больший хитрец. Даже вспомнилась песня Градского: «Вот победил ты злодея и сам стал злодеем. Вот обманул хитреца, ну и стал хитрецом».
URRRiy, 2 мая 2017 г.
С этого произведения в феврале 1992 г. началось мое знакомство с творчеством Джека Вэнса, и с тех пор это мой самый любимый иностранный автор. Глаза другого мира — роман о похождениях авантюриста Кугеля Хитроумного во вселенной Умирающей земли — мире красного солнца, чудовищных порождений ночи, распада человеческой морали и в основном деградацией технических знаний в противовес развитию магии. Антиутопия-фэнтези-сатирический пафлет с элементами хоррора, притом, что в процессе чтения создается впечатление абсолютной достоверности событий, не чувствуется никакой фальши и излишних подробностей. Рекомендую к прочтению.
dimamihai, 30 августа 2009 г.
Очень хороший авантюрный плутовской роман, с потрясающим воображении — плодом фантазии автора. Сарказм и ''черный юмор'' автора, а также великоленно передана особая атмосфера мира, сделали книгу более увлекательной. Очень интересно наблюдать и проследить за похождениями Кугеле: авантуриста, беспринципного эгоиста, но очень предприимчивого человека. А какой поучительный финал ?. Которого иначе невозможно представить.