FantLab ru

Иэн Бэнкс «Культура»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
275
Моя оценка:
-

подробнее

Культура

Culture

Цикл

Аннотация:

Культура — современная утопия, «общество, придерживающееся абсолютных понятий: жизнь/хорошо; смерть/плохо; удовольствия/хорошо; боль/плохо». Такое отсутствие нюансов и полутонов таит множество морально-нравственных ловушек, которые не мог не видеть писатель. Не говоря уж о том, что гедонистическая цивилизация, не ограниченная в ресурсах, лишена стимула к динамичному развитию. Бэнкс этого и не отрицает, видя единственное оправдание существования Культуры в создании отдела Особых Обстоятельств при секции Контакта. Прогрессорская деятельность ООО, последовательно помогающего слаборазвитым мирам, наполняет смыслом полную развлечений и наслаждений жизнь граждан Культуры. В первых двух книгах цикла Йен Бэнкс показывает Культуру с точки зрения ее врагов, явных и тайных. Главный герой «Вспомни о Флебе» сотрудничает с идирианами, воюющими против Культуры, так как считает их жестокую религиозную империю стоящей на стороне жизни. В отличие от гуманной и мягкой Культуры, чье благосостояние поддерживается миллионами разумных машин. Бэнкс, что характерно, и не думает разрешать противоречие, оставляя эту задачу читателям. За что и ценят.

© Лавка миров
Примечание:

Романы цикла напрямую между собой не связаны и могут быть прочитаны в любом порядке. Единственное исключение: «Несущественную деталь» стоит читать после прочтения «Взгляда с наветренной стороны».


Содержание цикла:

7.46 (803)
-
50 отз.
7.32 (255)
-
12 отз.
7.67 (375)
-
20 отз.
8.23 (579)
-
31 отз.
8.14 (345)
-
16 отз.
7.91 (459)
-
27 отз.
8.07 (230)
-
11 отз.
8.76 (67)
-
3 отз.
8.39 (318)
-
16 отз.
7.83 (245)
-
12 отз.
6.66 (219)
-
8 отз.
7.90 (135)
-
4 отз.
8.81 (16)
-
2 отз.
8.31 (16)
-
8.38 (8)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Вспомни о Флебе
2002 г.
Выбор оружия
2002 г.
Эксцессия
2002 г.
Взгляд с наветренной стороны
2003 г.
Инверсии
2007 г.
Вспомни о Флебе
2008 г.
Космическая опера
2010 г.
Игрок
2011 г.
Материя
2011 г.
Несущественная деталь
2015 г.
Выбор оружия. Последнее слово техники
2016 г.
Эксцессия
2017 г.
Смотри в лицо ветру
2018 г.
Материя
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

НФ-52
2012 г.
Последнее слово техники
2012 г.
Водородная соната
2013 г.
Черта прикрытия
2014 г.
Водородная соната
2016 г.
Теория всего
2022 г.

Аудиокниги:

Вспомни о Флебе
2018 г.

Электронные издания:

Выбор оружия
2016 г.
Эксцессия
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Consider Phlebas
1987 г.
(английский)
Consider Phlebas
1988 г.
(английский)
The Player Of Games
1989 г.
(английский)
The Player of Games
1989 г.
(английский)
The State of the Art
1989 г.
(английский)
Use of Weapons
1990 г.
(английский)
The Player of Games
1991 г.
(английский)
The State of the Art
1991 г.
(английский)
The State Of The Art
1993 г.
(английский)
Excession
1996 г.
(английский)
The Player of Games
1997 г.
(английский)
Cyber-Killers
1997 г.
(английский)
Excession
1998 г.
(английский)
Inversions
1998 г.
(английский)
Cyber-Killers
1998 г.
(английский)
Inversions
2000 г.
(английский)
Look to Windward
2000 г.
(английский)
Look To Windward
2001 г.
(английский)
The Player Of Games
2001 г.
(английский)
Look to Windward
2002 г.
(английский)
The State of the Art
2004 г.
(английский)
Inversions
2005 г.
(английский)
The Space Opera Renaissance
2006 г.
(английский)
The Player of Games
2008 г.
(английский)
Use of Weapons
2008 г.
(английский)
Excession
2009 г.
(английский)
Matter
2009 г.
(английский)
Surface Detail
2011 г.
(английский)
The Spheres
2012 г.
(английский)
The Hydrogen Sonata
2012 г.
(английский)
The Hydrogen Sonata
2012 г.
(английский)
The Hydrogen Sonata
2012 г.
(английский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цикл произведений Иэна М. Бэнкса, которому он посвятил почти половину своей жизни. Прочитав весь цикл, за исключением «Водородной сонаты», могу подтвердить, что это одно из самых впечатляющих явлений в мировой фантастике, да и, пожалуй, в мировой культуре. Книги цикла не связаны между собой ни общими героями (кроме персонажа Дезиет Сма в «Выборе оружия» и «Последнем слове техники»), ни общими сюжетными линиями. Действие романов происходит в практически изолированных друг от друга пространственно-временных пластах, с изредка встречающимися историческими отсылками на предыдущие события. Поэтому книги цикла можно читать в любом порядке, лично я читал строго в рекомендуемой «Фантлабом» хронологической последовательности только лишь из-за своего врожденного занудства.

Вселенная «Культуры» – это мир удивительных технологических чудес, биологического разнообразия и практически безграничных возможностей разума. Не могу сказать, что фанатею от «Культуры», ибо многие назойливо-прогрессорские идеи Бэнкса сердцем приемлю, но разумом отвергаю. Также меня не особо впечатлили пасторальные живописания «человеческих стад», проводящих время в удовольствиях и наслаждениях, и пестуемых многомудрыми Разумами. Мне почему-то показалось, что это довольно печальная перспектива, мало чем отличающаяся от существования в виртуальной реальности (хотя, может быть, тут говорит моя глупость или зависть…). В общем, мне больше по вкусу райские утопии от Питера Гамильтона, чем Культурный гедонизм от Иэна М. Бэнкса. …Но все же, не всем культурианцам приходится по нраву перспектива провести жизнь в неге и праздности, и таким персонажам дорога в службу Контакта или его «спецназ» – Особые обстоятельства. Или бегство на какую-нибудь отсталую планету («Инверсии», «Дар Культуры», «Последнее слово техники»).

Далее хочу отметить некоторые характерные черты цикла, которые, так или иначе, проявляются почти во всех романах.

1. Прогрессорство. Собственно, идея направления отсталых цивилизаций на путь научного и социального прогресса – основной стержень практически всех романов цикла, особенно: «Инверсии», «Игрок», «Выбор оружия», «Материя». В последнем романе на отсталую туземную расу пытаются воздействовать другие сверх-цивилизации, кроме Культуры. По иронии автора, в романе «Вспомни о Флебе» показан обратный процесс де-культуризации: как только на приговоренном к уничтожению орбиталище исчезла руководящая и направляющая роль пастырей-Разумов, группа маргиналов-обитателей молниеносно деградирует до безумия и каннибализма.

2. Превосходство Культуры. Возможно, тут проявилось воспитанное социумом чувство западного превосходства над остальным миром, или какой-то англо-саксонский архетип подсознания писателя, но обычно в романах Бэнкса иные цивилизации и отстающие миры изображены или карикатурно-издевательски (например, Хамы в «Эксцессии», различные цивилизации-экзоты в «Материи»), или как мрачные оплоты насилия и угнетения («Игрок», «Материя», «Выбор оружия», «Инверсии»). То есть да здравствует Культура – луч света в темном царстве, но иногда это попахивает откровенной ксенофобией.

3. Богоборчество и антиклерикализм. Во многих романах цикла последователи и служители культов изображены откровенными подонками и маньяками, автор, будучи активным атеистом, откровенно насмехается над религией.

4. Антивоенная направленность. Трагедия личности человека-оружия и ужасы войны – одна из основных идей нескольких произведений цикла.

5. Свобода и Личность. Грани между искусственным и природным разумом не существует, во Вселенной Культуры люди и разумные машины – равноправные личности и граждане. По Бэнксу, в обществах, где не признают свободу личности машинного разума, нет и свободы для людей. При этом в некоторых романах встречается этакий «машинный шовинизм», когда автономники пытаются доказать своё превосходство над людьми.

6. Парадокс послежизни. Автор подробно изучает как физическое восстановление (воскрешение) личности после смерти посредством технических чудес, так и послежизни в виртуальных реальностях («Несущественная деталь», «Взгляд с наветренной стороны»), даже затрагивая юридические аспекты этого явления. К сожалению, в этом вопросе Бэнкс, отправившийся девять лет назад в Страну Вечной Охоты, возможно теперь разобрался абсолютно.

7. Секс. Ну, здесь все просто – какой же гедонизм без секса, хе-хе. Бэнкс, слава Богу, не поздний Хайнлайн и не Филип Фармер, но все же детям читать не стоит. Хотя особого эротизма в романах нет, тут дело в другом: секс, как удовольствие, – для людей в мирах Культуры – автор противопоставляет сексу в недоразвитых мирах, в которых это даже не инструмент продолжения рода, а средство для насилия, унижения, наказания и установления доминирования. Также, характерной чертой Культуры является благосклонность в вопросах смены пола, и некоторые персонажи-культурианцы меняют пол, стремясь не только к большему чувственному опыту, но и желая познать радости как отцовства, так и материнства.

8. Дети. Ну, как естественное следствие предыдущего пункта. Насколько я знаю, у писателя не было детей. Не представляю, был ли Бэнкс убеждённым чайлд-фри, или наоборот, мечтал о детях. Но беременности, вынашиванию и детям в романах цикла уделено особое место. В принципе, в обществе Культуры дети рождаются редко, но, когда они появляются в романах, то становятся центром внимания окружающих, и мир вокруг них словно замирает («Взгляд с наветренной стороны», «Инверсии», «Несущественная деталь»). Иногда проблемы персонажей кроются в их детских травмах («Выбор оружия», «Материя»), а иногда беременность трагическим образом становится равнозначной бесплодности («Вспомни о Флебе», «Эксцессия»).

И еще много разных концепций и философских идей, для желающих хватит не на одну культурологическую диссертацию (только тема «Изображение детей в творчестве Бэнкса» чего стоит). Отдельно стоит отметить сочный и шикарный язык Бэнкса, которым написан цикл, впрочем, в полной мере насладиться им смогут только лишь читающие на языке оригинала. Многие читатели отмечают юмор Бэнкса, однако мне эта стороны цикла почти «не зашла», и для меня «Культура» эмоционально окрашена в цвета сепии. В качестве книг с хорошим юмором могу отметить разве что роман «Несущественная деталь» и сборник рассказов «Последнее слово техники».

И конечно, одним из главных достоинств романов Бэнкса является то, что он требует от читателя и со-причастности, и со-переживания, и даже со-созидания описываемого им мира. Если Вы относитесь к читателям, которые ожидают, что автор все объяснит (кто, зачем, почему), на всех персонажей навесит ярлычки (этот плохой, этот хороший), то книги Бэнкса могут Вам не понравиться. При этом автор во многих романах словно тонко троллит читателей, помещая в конце подробнейшие эпилоги, как в классических романах, где расписывает дальнейшую судьбу персонажей (по типу: АА – женился, ББ – застрелился, ВВ – спился, ГГ – ну …это… сбежал, короче).

Подробно по каждому произведению я писал отдельные отзывы. Здесь же, подводя итог, могу назвать как лучшие, с моей точки зрения, книги цикла, так и те, что понравились меньше всего. По разным причинам я отношу к худшим книгам цикла: «Последнее слово техники», «Эксцессия», «Взгляд с наветренной стороны». И книги шедеврального уровня: «Игрок», «Выбор оружия», «Инверсии». И в данном случае оценка за цикл (9) не есть среднее арифметическое оценок отдельных произведений (8), в случае с Культурой алгебра не работает. Думаю, прочитав этот цикл, каждый найдет что-то свое, от полного восторга до резкого неприятия. Так что читайте, дамы и господа, окультуриваться надо!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ВЕЛИКОЛЕПНО.

По мне — лучший существующий цикл о Сверхцивилизации и space opera я бы это назвал с большой натяжкой.

Хотя коль скоро сюда же и Дюну относят — то да, лучший образец космооперы.

Многогранно, ярко. Очень богатый язык и великолепный стиль. А какова недосказанность... Все время есть ощущение присутствия иных Цивилизаций — и более развитых, даже в сравнении с Культурой, и уже не постижимых, или просто совсем-совсем иных.

НО!!!!!!! Читать ТОЛЬКО в оригинале. Или слушать... Прекрасно озвучил практически всю серию о Культуре — чтец Peter Kenny, если есть возможность послушать — весьма рекомендую. Он же озвучил всего Ведьмака кстати, в английском варианте. Талантливый чтец — это просто вообще отдельный слой восприятия и новая грань произведения.

И тем не менее, несмотря на прекрасный стиль оригинала («The most imaginative novelist of his generation» — The Times), стоит отдать должное и переводам Григория Крылова — в его исполнении Бэнкс — весьма хорош.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Можно ли писать отзыв о цикле, осознанно отказавшись дочитывать его? Пожалуй Бэнкс заслуживает его. И хотя, не найдя Водородной Сонаты и безуспешно попытавшись читать Несущественную деталь, я почувствовал, что количество самоповторов уже зашкаливает, я бросил чтение — не могу, ни отметить хороших романов цикла, а в особенности прекрасную Экцессию — где автор реально придумал кое-что весьма свежее, особенно для 1996го, в котором она была написана.

Сразу хочу предупредить новых читателей цикла, что плохие впечатления от первого романа — на втором будут забыты, это тот случай, когда стоит перетерпеть. Но вполне пойму вас, если от прочтения Выбора оружия — вы не выдержите и решите закончить знакомство с сэттингом.

Были мысли попробовать перепрыгнуть через Несуществующую деталь, но Инверсии отнюдь не ставит какой-либо точки в истории цикла, да и вовсе является чуть ли не спиноффом, с попаданским сюжетом, который я не очень люблю.

Хороший юмор, динамичный экшен и интересный мир ждёт вас в цикле Культура, возможно, если читать его по книжке в год, то вы даже не будете обращать внимания на большое число самоповторов в сюжетах и образах персонажей. Как итог — достойный цикл, но как и все затянувшиеся циклы к концу пришедший к некоторому упадку, от тех высот, до которых он доходил к середине, вполне пригодный для чтения любителям НФ. Ставлю 8 из 10 с небольшой натяжкой — поднимая общую оценку из-за шикарной Эксцессии!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По моему мнению, “The Player of Games” следует читать обязательно, а цикл в целом несомненно впечатляет грандиозностью, но автор часто повторяется и в целом елозит по весьма ограниченному набору идей и приёмов.

Что понравилось. Сочетание эпического, галактического размаха и проработки локальных деталей. Также заслуживают внимания мысли автора с http://www.vavatch.co.uk/books/banks/cultnote.htm по поводу освоения Пространства и строительства самодостаточных поселений как необходимого условия построения его светлого коммунистического будущего. Двумерность географической оболочки (Земли) потакает авторитаризму — пожалуй, я возражать не стану.

Что не понравилось. Убогая космология, невольно заставляющая вспомнить о «Плоском мире»; но если у Пратчетта пародия на отсталые космологии являлась особым литературным приёмом, то Бэнкс описывает эти вложенные в четвёртое измерение пространства вселенные как будто всерьёз. Если для (писавшего десятилетиями ранее) Сергея Снегова чёрная дыра — нечто, намекающее на ломку нормального хода времени, то для Бэнкса это всего лишь какой-то смерч… что же до времени, так оно ж у него по Ньютону течёт, а всякие лоренцевы метрики придумали очкарики, которым близорукость мешала на горные хребты пялиться. Далее, гуманоиды из Культуры (которая якобы Level 8, и не от Земли происходит вовсе) какие-то поразительно похожие на нас: и деревья им подавай, и луга, и грозу, и море с его живностью. Смотрят так же, лежат так же, сидят так же, в игрушки играют в похожие, шашлыки жарят на досуге… да чем они собственно от нас отличаются кроме своих (управляемых сознанием) наркотических желёз?

Вызывает недоумение, с чего (нигде не воевавшего и не служившего в правоохранительных органах) писателя так занимают солдаты, секретные агенты и пираты. В результате прожжёные вояки то и дело рефлексируют, агенты пускаются в безудержную болтовню, а пираты норовят выбрать себе работу поопаснее.

И ещё: английский местами бывает нестандартным или сложным даже для меня.

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иэну Бэнксу удалось создать весьма превосходно проработанную вселенную, масштабную эпопею сверхразвитой пангуманоидной цивилизации, размахом своим сравнимую с «Дюной « Фрэнка Герберта. Идеи, положенные в основу цикла, почти полностью раскрыты, однако немного загадок оставлено. Каждая книга — это небольшой кусочек мозайки, которая складывается во всей своей красе лишь когда прочтете их все. Каждая книга это своя собственная история, свои персонажи и свой мир. Автор показывает нам Культуру каждый раз под новым ракурсом, постепенно раскрывая все стороны ее жизни.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня закончил читать последнюю книгу цикла, и мне немного грустно. Жаль расставаться с таким ярким и необычным миром. Миром, где человеческое(илигуманоидное) общество достигло такой стадии развития, что каждый может себе позволить почти все. Где люди сосуществуют с искуственными Разумами кораблей, и отчасти под правлением последних. Где беспокойные люди и корабли занимаются помощью, а то и контролем, своих менее развитых собратьев, и как водится не всегда разумно. Миром где грань между Реальностью и Виртуальностью весьма тонка, и где гибель не фатальна и есть «Save». Но в галактике много Старших игроков, и их интересы иногда вызывают войны, как в Реальности так и Виртуальности. И есть шанс попасть в настоящий Ад.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх