fantlab ru

Дмитрий Глуховский «Пост»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
190
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Дилогия Дмитрия Глуховского про постапокалиптическую Россию, про один из множества постов, на которые распалось государство. В данном случае идёт речь про Ярославский...


Содержание цикла:


7.37 (652)
-
30 отз.
7.57 (359)
-
10 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Outpost 2
2024 г.
(испанский)
Outpost
2024 г.
(немецкий)

Издания:

Пост
2021 г.
Пост
2021 г.

Периодика:

Вестник Европы. Том 55
2021 г.

Аудиокниги:

Граничен пост
2019 г.
(болгарский)
Пост
2019 г.
The Outpost
2019 г.
(английский)
The Outpost
2019 г.
(польский)
Utpost
2019 г.
(шведский)
Rajalla
2019 г.
(финский)
Den yderste post
2019 г.
(датский)
Der Posten
2020 г.
(немецкий)
Outpost - Der Posten
2020 г.
(немецкий)
Karakol
2021 г.
(турецкий)
Пост. Спастись и сохранить
2021 г.
Пост. Спастись и сохранить
2021 г.
Outpost 2
2022 г.
(польский)
Outpost
2022 г.
(польский)
Outpost — Der Posten II
2022 г.
(немецкий)
Граничен пост 2
2022 г.
(болгарский)
L’Avant Poste
2024 г.
(французский)

Электронные издания:

Пост
2020 г.
Пост
2020 г.
Пост. Спастись и сохранить
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Poszt
2019 г.
(венгерский)
Граничен пост
2019 г.
(болгарский)
Outpost
2021 г.
(польский)
Outpost – Der Posten
2021 г.
(немецкий)
Outpost 2
2021 г.
(польский)
Stanovište 1
2021 г.
(словацкий)
Граничен пост 2
2022 г.
(болгарский)
Poszt 2
2022 г.
(венгерский)
Outpost. L’avamposto
2022 г.
(итальянский)
Stanovište 2
2022 г.
(словацкий)
Stanoviště. Na stráži
2023 г.
(чешский)
Outpost – Der Aufbruch
2023 г.
(немецкий)
Utpost. Första boken
2023 г.
(шведский)
Outpost
2023 г.
(испанский)
Outpost. Oltre il fiume
2023 г.
(итальянский)
Stanoviště: Záchrana
2023 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недалёкое будущее. Россия сжалась до пределов Москвы и области, в столице славный государь под защитой бравых военных псов, благословленный прикормленными служителями религиозного культа, при поддержке жирной смердящей элитки, дарит жалкому нищему народцу иллюзию дивного мира.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

А на подступах к столице великое русское бешенство. Наступают одержимые, кривляются по паучьи, собираются в причудливые хороводы, шепчут бесовскую молитву, передавая заразу дальше. Спасение одно — проткнуть уши ржавыми гвоздями, разорвав перепонки, чтобы перестать слышать, чтобы не потерять разум, и не начать рвать и жрать друг друга. И не остановить эту стихию, как ветер, как звук. Это расплата, и царь знает за что.

Ни единого лучика света. Читать больно, читать страшно, но надо, как «1984» Оруэлла. Глубоко зауважал Глуховского за позицию, за ум, за «Пост».

Сегодня власти идут за писателями, завтра придут и за тобой, читатель!

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пост» Дмитрия Глуховского правильнее бы было назвать не циклом, а просто романом в двух частях. Несмотря на то, что вторая книга плавно продолжает первую ровно с того же места и времени, они сильно отличаются по форме, ритму развития сюжета и даже жанру.

Первая часть — интересный сплав детектива, мистики и психологического триллера. Действие разворачивается тягуче неспешно ( субъективно это можно назвать единственным минусом книги ), Глуховский тщательно прописывает характеры и мотивы основных персонажей, очень дозировано вводя информацию про постапокалиптическую Московию и мир вокруг. Авторский саспенс очень мощно выстреливает концовкой, по-настоящему жуткой и нетривиальной.

Вторая часть — политический триллер в обертке постапокалипсиса. Сюжет стремительно летит через интриги, погони и перестрелки. Но итог будет все равно тот же : жуткий и мрачный финал.

Осмысливая роман, важно разделить его опять на две составляющие. Мир : Дмитрий снова создал уникальную и жуткую вселенную, о которой хочется узнавать больше и больше. Я специально не пишу никаких деталей о ней — читайте сами. Важно тут другое, есть куда этой вселенной гармонично расшириться, она живет самостоятельно. Уверен, другие авторы, как и в случае с «Метро» , начнут достраивать этот мир.

Контекст : после февраля 22 года так же очевидно, что «Пост» по большому счету совсем не про постапокалиптику. Именно поэтому читать Глуховского очень тяжело. Мрачная книга про мрачную реальность вокруг нас. И вот Дмитрий уже фигурант уголовного дела за свою гражданскую позицию. Хочется верить, что за самыми темными временами всегда идет рассвет.

P.S. Все-таки невозможно промолчать про один сюжетный аспект :

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Исходя из множества косвенных признаков, можно уверенно предположить, что счастливый финал Мишель — это ее предсмертные видения в камере. Зараза «бесноватых» проникла в Москву, уничтожив верхушку Кремля. В этом хаосе город никак не мог выстоять против «бесов»

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно! Если в «Тексте» автор показывает жизнь в России «как она есть», в киносериале «Топи» иносказательно, то в «Посте» показан один из вариантов будущего. Будущего, которое начинает сбываться прямо сейчас, на наших глазах. Автору удивительным образом удались стопроцентные попадания-предсказания. Касаются они и конкретных деталей, и абстрактных настроений/мыслей, витающих как в книге, так и прямо сейчас, за окном, в головах и сердцах сограждан. Тут и то, что люди отказываются видеть очевидное, называя чёрное белым, и всё разрастающийся хоровод бесовщины и добровольной смерти, и каждый день всё быстрее опускающийся «железный занавес», и реальная причина, по которой он в книге уже опущен, и ещё очень-очень многое. И даже «Щелкунчик», совершенно безумный ажиотаж вокруг которого не один раз уже описывался в новостных лентах уходящего года. Как хотелось Мишели докричаться до москвичей, так и мне хочется, чтобы как можно больше читателей познакомилось с циклом. Пока ещё есть время услышать правду, пока ещё можно спастись, не прокалывая себе уши.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди, желают знать, желают знать…» (с).

Был наслышан о том, как «Пост» наводит шороху в литературном мире, поэтому, цикл был поставлен в ближнюю группу чтения. Немного ожидания оправдались, эдакая смесь «метро-сталкера» с присыпкой «Текста», но произведения на вкус оказались не очень, а сама смесь в итоге оказалась лапшой.

Действующие лица оказались не так сильны, хотя, как мне кажется, именно в таких «смысловых» романах, эта сторона должна быть прописана, куда лучше, чем есть.

Из положительного отмечу – подачу и атмосферу вокруг прибывшего поезда в первой книге. Мистика, страх, неизвестность – получилось красиво. Наверное, отголоски религии, как идея понравилась, а сама реализация не очень. Все остальное и особенно вторая книга – нет.

Естественно, невозможно оставить за стеной личные взгляды автора, которые очень явно и грязно видны на страницах произведений. Света нет, а значит книга не учит ничему, от слова совсем, а только пропагандирует то, что хочет Д. Глуховский. Нет осуждения и разбирательства, присутствует только гниль действий и гной власти. Как по мне, задумка и антураж были бы хороши, а подача отвратная. Теперь понятно, почему произведения были переведены на 12 и 7 языков соответственно, ведь цикл со «смыслом».

Не рекомендую.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я мало знаком с литературным творчеством Дмитрия Глуховского, для меня он скорее блогер и один из частых гостей радио «Эхо Москвы», а книга «Метро 2033», прочитанная давным-давно, была хоть увлекательной, но довольно примитивной, а высказанные в ней идеи — несколько наивными. Как гость «Эха» Глуховский мне продолжал нравиться, взглядам его я симпатизировал, но как писателя практически не воспринимал — «Метро 2034» просто бросил, не дочитав. До меня, конечно, доносились положительные оценки его произведений, не относящихся к «подземной» серии, но, видимо в силу сложившихся предубеждений, я за них не брался. Так сложилось, что о романе «Пост» положительные рецензии давали критики, к мнению которых я стараюсь прислушиваться, и поэтому решил дать этому симпатичному человеку шанс как писателю.

Почти сразу я понял, что со времён ученического «Метро» талант Глуховского вырос, писательский голос его стал твёрже и увереннее, само направление его творчества стало более зрелым. Казалось бы, синопсис сулил нам новый постапокалипсис, только вместо московского метро после ядерной войны нам предлагается русская глубинка после ужасающей гражданской войны, уничтожившей государство. Но в «Посте» писатель не перегружает текст фансервисом и яркими бытовыми описаниями жизни после Большой Беды — внимание сконцентрировано на персонажах, а экспозиция подаётся постепенно и даже изящно.

Герои по-настоящему удались Дмитрию, он сумел вдохнуть в них жизнь и сделать настоящими людьми — в них нет ни сияющих положительных качеств, ни особенно мерзких тайн. В таких случаях принято говорить «у каждого своя правда», и Дмитрий Глуховский даёт нам возможность посмотреть на мир и глазами обычного подростка, и отчаявшейся девицы без места в жизни, и удалого патриота-казака, и надменной балерины из Большого театра, и все эти герои совершают и храбрые поступки, и мерзости, и совершают ошибки, и стараются их исправить. Их можно понять, но простить — не всегда.

Глуховский рисует безрадостную картину пережившей катастрофу России, и берёт предпосылки к ней в нашей с нами сегодняшней жизни — общественной, политической, культурной. Можно было бы сказать, что автор сгущает краски, но таково фантастическое допущение этого романа, зато оно яркое и почти безупречно стройное. А если кто-то не приемлет это произведение по политическим мотивам — что же, взгляды писателя известны, и думаю, что несмотря на это несогласие, мы все сможем продолжить жить бок о бок.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пост» и «Пост. Спастись и сохранить» принято считать дилогией, но, как мне кажется, правильнее их назвать двумя частями одного цельного романа, которые неразрывно связаны и дополняют друг друга. Ознакомился с произведением в печатной версии, аудио сериал слушал только фрагментально, и то лишь чтобы сравнить некоторые моменты и эпизоды.

Данная работа, пожалуй, наиболее ярким и прямым образом отображает мысли и отношение автора к сегодняшней действительности, поэтому если вы не разделяете политических взглядов Глуховского, то не буду рекомендовать вам читать эту книгу, если же вы готовы ознакомиться с его мировоззрением и предложенным вариантом будущего, то добро пожаловать.

Действия разворачиваются в образовавшемся после гражданской войны государстве — Московии(во владениях Москвы остались лишь близлежащие земли). Интернет и мобильная связь заглохли, другие страны объявили блокаду, а что происходит на отколовшихся территориях неизвестно даже самому государю. Сюжет стартует в Ярославле, где границу охраняет специальный Пост под руководством Полкана — бывшего милиционера. Единственный способ попасть в город — перейти по железнодорожному мосту через отравленную реку. С того берега никто не приходил уже как несколько лет, а потому местное население живет себе спокойно у шинного завода, разводит кур и питается привезенной из столицы тушенкой. Жизнь идет размеренно, но все меняется, когда очередная поставка провианта задерживается, а с моста приходит глухой священнослужитель — Даниил.

Сюжет.

Первая часть идет очень неспешно. Событий довольно мало, на протяжении всего повествования вывешиваются чеховские ружья, которые потом разом стреляют в конце. Основной же упор сделан на обрисовку атмосферы, положения дел на Посту, а также персонажей и химии между ними. Но не смотря на медлительность, первая половина скуки не навевает. Автор хорошо описывает локации и различную жуть. Порой у самого мурашки пробегали от описаний того же моста или разговоров Егора с трупами. Все эти фишки грамотно реализованы и хорошо дополняют чтение. Последние главы так и вовсе вызывали натуральный страх и тревогу, за что отдельный плюс.

Вторая половина куда больше насыщена событиями и за счет этого читалась взапой. Также здесь дается куда больше подробностей о местном мире и ответы на многие вопросы.

Персонажи.

В основной массе герои вышли довольно проработанными и натуральными, за исключением, пожалуй Тамары и частично Мишель в первой половине книги. Коротко о каждом:

Егор — по началу он кажется местным Холденом Колфилдом — импульсивный и эмоциональный подросток, сочиняющий песенки и влюбленный в местную красотку — Мишель. Он часто ссорится с окружающими и делает то, что ему заблагорассудится. Ближе к середине он все же утихомиривается и начинает принимать обдуманные решения, а под конец части и вовсе раскрывается во всей красе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во второй половине очень заметно, что психика Егора пошатнулась. После бойни в поезде он ожидал получить какой-то похвалы или уважения, но в итоге его приказали расстрелять, а Мишель так и не ответила взаимностью. Под конец он окончательно сходит с катушек, решает бросить все к черту, насилует давнюю возлюбленную и выпускает заразу на волю.
Могу сказать, что прописать поведение подростка во время и после тяжелых происшествий автору явно удалось. Персонаж кажется максимально живым и его поведение не вызывает недоумения.

Мишель — как уже говорил ранее, где-то до конца первой части Мишель не вызывает какого-то особого интереса. Она тоскует по Москве и пытается всячески вырваться из осточертевшего ей Ярославля. На этом все. Разве что ее чувства к Кригову автору удалось хорошо выписать, а так она практически не меняется вплоть до второй части, где раскрывается гораздо лучше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда она осознает, что Москве — последнему оплоту цивилизации — угрожает смертельная опасность, то берет на себя роль своеобразного Мессии. Мишель делает все, чтобы предупредить людей об угрозе и обезопасить их. Можно даже сказать, что жертвует собой, огласив новость об одержимых во время церемониальных шествий и попав за это в тюрьму. Этот образ мне пришелся гораздо больше по душе и могу похвалить автора, что он должным образом развил героя.

Полкан — ни хороший, ни плохой, а типичный батя, если в двух словах. Если же серьезно, то Полкан довольно-таки неоднозначный. С одной стороны он довольно хороший руководитель и отчим. Он по делу отчитывает Егора, но готов простить ему проступки. Вспомним, как Полкан вернул пасынку отобранную гитару. Также он довольно принципиальный и неподкупный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Полкан отказался брать взятку у сомнительных машинистов.
Но при этом у него есть заметные нотки эгоиста. Он утаивает от голодающих людей заначку с тушенкой и считает свое мнение единственным верным. Любит прибухнуть и в целом ведет себя немножко быдловато. Я не раз видел похожих людей и могу с уверенностью заявить, что герой вышел натуральным и живым. Я могу поверить, что это реальный человек со своими достоинствами и недостатками.

Тамара — пожалуй, наименее яркая из всех. Сам по себе образ гадалки, смотрящей в будущее из-за страха потерять семью и искупающей грехи в вере, получился прикольным. Но она не выходит за рамки заложенного характера. Под конец она практически не меняется, в чем ее основная проблема. В целом моменты с ней были интересными, просто из этого персонажа могло получиться нечто большее, чем инструмент нагнетание обстановки.

Кригов — времени ему уделено не так много, но имеется что сказать. Саша дамский угодник, что упоминалось во второй части, потому не исключено, что его отношения с Мишель были таким же служебным романом. Но при этом он не плохой человек. Кригов патриот, желающий только блага для своей страны и, судя по всему, хороший друг и командир. Жизнь обошлась с ним не очень справедливо но это, впрочем, уже совсем другая история.

Во второй части добавляется еще несколько героев:

Юра Лисицын — также, как и Кригов, патриот, разве что более повернутый и радикальный. Считает государя чуть ли не святым и даже помыслить не может, что тот имеет злой умысел. Его хорошие стороны раскрываются в отношениях с Катей и друзьями. Эпизоды, где он вступился за товарища перед императором и с письмом возлюбленной заслуживают отдельной похвалы.

Катя — на деле оказалась эгоисткой, но не простой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Роль Мари была для нее еще детской мечтой, и сейчас ей дают возможность ее исполнить при самом императоре. Понять, почему она так равнодушно встретила Юру и не послушала его, вполне можно, пусть это и низко.

Император Аркадий Михайлович — образ государя получился довольно-таки интересным и оригинальным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неожиданно было узнать, что он сам искренне верит в святость своего отца. Но его терзают сомнения и именно поэтому он лично отправляет Кригова с Лисицыным на разведку, чтобы узнать все из первых уст, а не от генералов, которые глотку царю перерезать готовы за правящую должность. Понятное дело, что в конце он отрицал слова Лисицына, во-первых, потому что был у всех на виду, а во-вторых, шокирован. Царь такой же человек, как и мы, что автор более чем грамотно показывает. Это здорово.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хочу отдельно поговорить про одержимых.

Они, пожалуй, изюминка этого романа. Эти твари внушают натуральный ужас. Читатель прекрасно видит и понимает, какая угроза от них исходит и что это за дьявольские создания. Сцены с их танцами и ритуалами надолго врезались в мою память, как и бесовская молитва. Когда персонажи слышат ее, их речь и текст самой книги начинают искажаться, превращаясь в словесный сумбур из грязи, дерьма и крови. Как минимум благодаря этой фишке я готов их назвать одними из лучших зомби, которых я когда-либо видел, на ровне, а может и выше мобилоидов из Мобильника. Правда, стоит отметить, что произведений про зомби я не так уж и много повидал, потому может мое мнение потом изменится.

Затронутая проблематика.

Думаю, и так все читавшие согласятся, что роман более чем злободневный. Развитость Москвы и низость провинциальных глубинок говорят сами за себя. НЛП, перепрашивающее личность и мозги, использование веры в политических целях, засекречивание и искажение массовой информации, повышение статуса «по дружбе» и много чего еще. Все это частично или полностью нам уже знакомо. При этом я не могу назвать автора русофобом. Он не оскорбляет ни народ, не правящую верхушку, ни солдат. Казаки здесь показаны бравыми и верными присяге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вспомним эпизод, где они не повелись на соблазн проститутки.
Как я уже доказывал, большая часть персонажей тут более чем человечная. Автор критикует нынешнее положение дел и строит на его основе своеобразный прогноз в фантастической форме. Это вполне нормальная практика. Соглашаться с этой критикой или нет, уже вопрос лично каждого читателя.

Концовка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сцена в большом театре пугает и завораживает, оставляя довольно темный осадок. Все рано или поздно аукнется, пусть, может, и не совсем справедливо. Эпилог же наоборот очень уж светлый и даже чуть-чуть наивный что ли. Сам по себе он прикольный и мне даже понравился в качестве итога, но в его правдоподобности можно усомниться.

Из явных минусов хотел бы отметить редактуру печатного издания. Она, мягко говоря, не очень. Много опечаток и неправильных построений предложений, это время от времени мозолит глаз. Причем в оригинальной аудио версии предложения построены грамотно и откуда появились ошибки в печатной — непонятно.

Подводя итог, скажу, что Пост — это довольно-таки хорошая антиутопия и захватывающий пост-апокалипсис с элементами хоррора. Здесь есть многое, за что зацепиться и многое, что обсудить. Книга, может и дает малость наивный ответ на вопрос — как сделать правильно, но более чем грамотно обрисовывает саму проблему. Выводы из нее уже каждый сделает сам. Гвозди в помощь.

Авадон, Щихрур.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохое начало и достаточно жуткий финал. Глуховский умеет создавать атмосферу ужаса и безысходности, что и доказал в очередной раз в этом цикле. Всего одно фантастическое (фантастическое ли?) допущение — и становится не по себе от прочтения. Не знаю, стоит ли читать «Пост» людям, настроенным позитивно по отношению к будущему, но будущее, нарисованное автором, вполне осуществимо. Возможно, что и в скором времени.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга.

Понравилась.

Книга о будущем московии.

И это будущее уже наступает...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сила в правде

Пост и Пост. Спастись и сохранить. являются двумя частями одной истории. Разделять их считаю нельзя. Метро у Глуховского не читал (только в игру играл), но мне кажется, что это тоже связанные истории. Возможно, что Пост был позже Метро, во время оттепели после ядерной зимы. А может просто стиль автора чувствуется. Написано легко и по-родному просто и близко.

Первая часть была грустной, темной,с загадочным ядовитым туманом над рекой, противостояние неизвестности. Маленький городок с малочисленным населением, где каждый друг друга знает. Чувство одиночества, покинутости цивилизованным миром.

Вторая уже немного поменяла настроение:

Балы, красавицы, лакеи, юнкера,

И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,

Любовь, шампанское, закаты, переулки,

Как упоительны в России вечера.

В конце итог подведен. В аудиоформате достаточно эффектно звучало.

Яркие визуальные образы, незамысловатые диалоги, отсутствие «воды» в тексте напрашивают графическую адаптацию или ту же компьютерную игру. Но чтение на один раз

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная антиутопия на базе русской истории и национализма. Должно понравиться как партиотам так и антипатриотам. Тут не надо сильно натягивать сужет книги на существующие реальности, хотя подозреваю что автор немного имел это ввиду. Я бы рассматривал эту книгу как просто художественное произведение, исполненное в отличном захватывающим внимание стиле.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх