FantLab ru

Джон Уиндэм «Куколки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Голосов:
1214
Моя оценка:
-

подробнее

Куколки

The Chrysalids

Другие названия: Отклонение от нормы; Отступление от нормы; Хризалиды / Re-Birth

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 122
Аннотация:

В городе, которым правят религиозные фанатики, убивающие каждого, кто не такой как все, живет группа телепатов. С каждым новым днем им становится все труднее скрывать свой дар, поэтому они решают покинуть родной дом и отправиться в неизведанные края….

Примечание:

Впервые на русском языке опубликован под названием «Отклонение от нормы» в журнале «Смена», 1987 г., за №№ 4 (стр. 24-31), 5 (стр. 24-29), 6 (стр. 25-32), 7 (стр. 25-32), переводчик Ф. Сарнов.

Ранее, любительский перевод романа ходил в самиздате под названием «Христолюди» (другной вариант названия — «Христо-люди»). Роман приписывался братьям Стругацким, и содержал множество вставок с отсылками к персонажам и сюжетам, описанным в их повестях «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Гадкие лебеди», и др.

Входит в:

— сборник «The John Wyndham Omnibus», 1964 г.

— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 2», 1990 г.

— антологию «Смена'90», 1990 г.

— журнал «Смена № 04, 1987 год», 1987 г.


Награды и премии:


лауреат
Золотая Сепулька / Złota Sepulka, 1985 // Книга зарубежного автора (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1987 // Переводное произведение (роман)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2018 // Переводной роман. 4-е - 5-е место (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Дорогами приключений. Выпуск 2
1990 г.
Смена'90
1990 г.
Отклонение от нормы
1990 г.
Поиски наугад
1992 г.
День триффидов. Отступление  от нормы
1993 г.
Паутина
1993 г.
Миры Джона Уиндема. Том 2
1995 г.
Выживание
1996 г.
День триффидов
2002 г.
День триффидов
2009 г.
Куколки
2016 г.
День триффидов. Куколки
2017 г.

Периодика:


1987 г.

Издания на иностранных языках:

Re-Birth
1960 г.
(английский)
Poczwarki
1984 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2009 г.

Читала под названием «Хризалиды». Перевод был замечательный, что, как понятно, усилило впечатление.

Мне не просто понравилось. Я эту книгу долго искала, так сказать «в те времена далекие, теперь почти былинные», когда не было www.fantlab.ru и вообще — страшно подумать — источников в интернете.

Ностальгирую... Потому что книгу такую надо было «днем с огнем» искать. И в 8 случаях из 10 можно было найти фантастику хорошую, после услышанных рекомендаций, в 1 — тупую и откровенно отстойную, и в последнем, довольно редком, — потрясающую и по-настоящему запоминающуюся, поражающую, будоражащую воображение.

В каком-то автобусе мне случайно довелось упереться взором в страницы этой книги, и — понеслось. Хочется прочитать — а ... ЧТО ЭТО БЫЛО?!! Повторяю, форумов типа — а что это за книжка, подскажите пожалуйста, — опять не было.

Мои друзья, несмотря на общность душ и взглядов на жизнь, искусство и литературу, — в фантастике разбирались СЛАБО. В смысле, совсем не разбирались. И вот — в поиск по журналам, библиотекам и т.д.

Постепенно мне удалось выяснить, что это Джон Уиндем, Хризалиды. Когда я прочитала, разочарования не последовало. Последовало длительное «послевкусие». Полное одобрение финала. Я тоже, как и swglold, вижу две затерянные фигурки, пробирающиеся через радиоактивное запустение на другой конец мира.

Мне нравится наблюдать за теми, кто идет своей дорогой, своим путем, несмотря на более простые варианты выбора.

Символика, один из столпов фантастики, в этой книге присутствует в полной мере. Ну какой старший школьный возраст?! ОК, пусть так и будет для многих. Но ведь — смотря чего ищешь.

Я вижу в хризалидах — новое поколение. Какое клеймо не вытрави, суть не изменишь. Проклюнется новая жизнь. Иная. Умрет старая. Принятие и того, и другого, — есть жизнь. Но здесь же и борьба. Новое должно убить старое, и наоборот. Поскольку и те, и другие это понимают, вопрос решается просто — у кого власть, тот и побеждает. Ну, или драпает. Разрядка агрессии — драка или бегство. Уиндем в этом мастер. Все процессы в мозгу читателя запущены. Но ведь этого недостаточно для хорошей книги, ведь как «это все» лихо закручено, как описаны переживания героев, их сильные родственные и дружеские чувства. Они сопереживают. Они ценят друг друга. Они любят и умеют прощать. Поэтому, видимо, многим близок главный герой и его группа. И ни ему, ни автору, ни многим из читателей не близок образ суперкосного «пахаря», третирующего и находящего особое удовлетворение в истязании окружающих и себя в первую очередь. История с тетей гг и ее ребенком до сих пор у меня в памяти, как будто я читала эту книгу вчера. Образность и красочность повествования плюс все круто замешано на психологии и приправлено быстрым развитием сюжета.

И ведь было это написано, как говорится, «еще до войны»...

Я бесконечно уважаю и люблю этого автора за то, что он заставил меня задуматься о мало доступных для моего понимания в ту пору материях. Таких как преследование себе подобных за отличия и отклонения от нормы.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2015 г.

Итак, я прочитал «День триффидов», «Кракен пробуждается», «Кукушки Мидвича», казалось бы, самое основное. Но только тут, только в этом романе я ощутил то, что (как оказалось) мне не хватало в предыдущих – я ощутил очарование! Я ощутил атмосферу! Мне было уютно читать этот роман. Он дышал какой-то атмосферой пионерства (в том плане возделывания и освоения нового), там практически не было описания погоды, но я ощущал как много там солнца, которое и согревает и губит... И при всей простоте сюжета он не скатился в простату голых приключений, где есть только белое и чёрное – он тонок и неоднозначен, жесток как жизнь. Это не сказка – здесь не всё так просто. Отбросить приключения, эту юношескую канву спасения от смерти, побега, и мы увидим, что и жители Ванкука, жители Окраин и Зеландии – они во многом похожи. Оставить вполне понятные симпатии к героям – и кажется, что мировоззрения жителей Ванкука имеет (о, да!) право на существование как способ сохранения вида и не только человеческого, но и видов животных и сельскохозяйственный культур. Разве это не правильно? Всё лишь до ужаса ужесточено фанатизмом, а правила возведены в абсолют новых библейских истин (это всё-таки постапокалипсис!). И что самое интересное, и они, и жители Окраин, и даже жители Зеландии вызывают схожие чувства. И прав главный герой, который видит в их мировоззрении (и мутантов и зеландцев) всё те же ничем не подтвёрждённые религиозные проповеди Ванкука. И каждый считает себя венцом эволюции и ванкукцы и зеландцы, и даже мутанты… И презираю других. Для зеландцев даже эти дети с такими же как у них способностями – дикари (это проскальзывало)… И убийство (вот так и не поведя бровью) большого количества людей, для них пустое дело, ведь они убивали не себе подобных (я уж думаю, с таким уровнем технологий можно было их как-то просто обезвредить и всё…). Возможно, даже они не моргнув и глазом, пожертвовали бы и главным героем ради девочки, которая была им нужна (уж остальных-то они не стали спасать) – такие холодные расчётливые машины в противовес обуреваемым эмоциями ванкукцам (страх и агрессия – ведь тоже эмоции). Очень непросто всё… Лишь дядя Аксель как человек повидавший мир, по-моему, был ближе всего к истине – каждый считает своё отклонение нормой и призирает отклонения других. Таков тот выживший мир.

Я считаю, что этот короткий роман – отличный постапокалипсис, увлекательный, очаровательно-приятный. Папиросная бумага подросткового приключения, внутри которой не так всё просто и очевидно. Таков тот выживший мир. Сложный и жестокий (без перегибов жестокий, жестокий из-за веков борьбы за выживания, а не из-за какой-то злобы – ведь, по сути, там можно понять каждого) в своём «пути к спасению».

Очень хорошие яркие ощущения оставил роман. И прочитался одним махом. Сладко и приятно было его читать. И вдвойне приятно ощущать в нём всю его тонкую неоднозначность. Неоднозначность, делающую этот роман очень реальным.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2013 г.

«Куколки» Джона Уиндема – своеобразный коктейль с привкусом «Кукушек Мидвича» этого же автора и «Вина из одуванчиков» Рэя Бредбери. Для лучшего прочувствования романа советую сперва прочесть «Кукушек...», а затем сразу «Куколок» — это позволит лучше понять оба произведения, да и герои станут более яркими и живыми.

Когда-то давно современное нам общество все-таки допилило сук, на котором сидело, и произошел глобальный катаклизм неясного происхождения. Выжившие люди стали селиться племенами и общинами и откатились в развитии к аграрному обществу. Ведущей парадигмой вновь стала религия, а стремление к «норме», «быть как все» стало доминантным. В центре повествования – история жизни Дэвида Строрма, паренька, которому не повезло родиться на свет в семье крайне религиозной и «нормальной», да еще и родиться с даром телепатии. Или проклятьем телепатии, тут как посмотреть. В общем, жизнь у парня не сахар, у него есть друзья (такие же телепаты), но общество их не просто никогда не примет, оно в лучшем случае их стерилизует и выбросит на Окраины, а в худшем – просто-напросто убьет. Но все это лежит на поверхности, сама же история таит в себе немало сюрпризов.

Великолепное вышло произведение. Баланс между приключенческой составляющей и смысловой соблюден почти идеально. Жизнь есть развитие, и нет предела совершенству. Человек венец природы лишь на данном этапе развития нашей планеты, а всего 70 млн. лет назад властелинами Земли были динозавры. Никто не знает, что будет завтра, но всегда следует помнить, что человек — существо не только социальное, но и биологическое, а значит способность к изменчивости и адаптации у нас в крови. Хотел написать сюда сразу все свои мысли, но передумал, т.к. каждый прочитавший и сам все поймет и обдумает. Ну а если и не поймет, то точно получит удовольствие, ведь, кроме повода задуматься, произведение дает еще и возможность насладиться насыщенным событиями сюжетом, в котором все время что-то происходит, да и любовно-романтическая часть не оставит равнодушным.

Поверьте, я не смог словами передать и десятой доли того, что чувствую, но запечатлеть мыслеобраз фантлаб пока не позволяет по техническим причинам.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2012 г.

Природа любит разнообразие, проверяя все мыслимые пути, нащупывая оптимальный вариант для решения главной своей задачи — выживания и развития, заполнения каждой, даже самой малой ниши жизнью. Природа любит разнообразие, но, что греха таить, людям разнообразие в повседневной жизни не слишком нравится. Конечно, хорошо увидеть что-нибудь новенькое, но потом вернуться в привычный мир, оставив все необычное за дверьми родного дома. И не надо лукавить: все, кто необычно выглядит, говорит или странно ведет себя, вызывают у нас недоверие и опаску.

Но недоверие можно растопить, мосты общения можно навести. Но не для героев романа «Куколки». Они живут в страшном Постапокалиптическом мире, где остатки человечества даже спустя века после Катастрофы борются за выживание, где больше нет науки и искусства. Есть только тяжкий труд и нетерпимость к странному и необычному, и любой отличный от определенной религией нормы уничтожается или изгоняется в страшные Джунгли.

Наши герои выглядят как «нормальные» люди, но их отличие скрывается внутри. Они — телепаты, способные разделить чувства и мысли друг друга и потому становятся особо опасными для этого жестокого и нетерпимого общества — их нельзя отличить обычными способами. Они живут, подчиняются общим законам, маскируются ради выживания, заботятся и поддерживают друг друга, постепенно осознавая, насколько они отличны. Не просто другие: новая раса людей.

О чем книга? О терпимости и понимании, ценности каждой отдельной жизни и ее неповторимости. О разнообразии и разных путях решения общих для людей проблем. Об опасностях прямолинейных подходов и узости мышления.

В книге «нормальные» люди сами отказываются от открывшихся путей и возможности влиться в новое общество, подчиняясь страху и ненависти. Но ведь были среди них другие, которых вели уважение к жизни и любовь, которые помогали этим странным детям, оберегая, как самую большую драгоценность.

И еще это книга — напоминание. Всем родителям, которые хотят, чтобы их дети были похожи на них и разделили их образ жизни, считая его единственно правильным. И ради этого готовы подавлять «нежелательные» наклонности и отказывать в выборе собственного пути. Напоминание о том, что каждый — неповторим и природа очень любит разнообразие ради торжества Жизни.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2014 г.

Закостенелое общество выживших после тотальной ядерной войны плохо помнит свои корни, и прошлое они осознают лишь как Прежних Людей, от которых остались лишь легенды и одинокие развалины. Зато, что они хорошо запомнили и впитали, это борьбу с генетическими отклонениями, за чистоту кода — равно необходимое условие выживания рода после ядерной войны. Но сама природа их борьбы теперь больше сводится к религиозным постулатам, чем к осознанию научных предпосылок. Постепенно общество становится мягче и толерантнее, теперь «отклонения» уже не убивают на месте, а лишь изгоняют в окраины, попутно лишив возможности продолжения рода. Но тупой догматизм мешает разглядеть возможность полезных отклонений и заставляет их бороться с малейшей инаковостью, а религиозный фанатизм, когда все видимые признаки искоренены, толкает на поиски любых скрытых несхожестей. Отдельные особо ортодоксальные личности, как-то отец главного героя, незадумываясь принесут в жертву этой борьбе и своих почти взрослых детей.

Такова одна сторона мира описанного автором, но такое положение отнюдь не везде, бывалый моряк рассказывает, что есть и иные земли, где к отклонениям могут относиться иначе, в иных местах даже норма считается другой и уже люди данной общины соответственно будут считаться отклонениями; более того, говорят, в одном месте обитают люди, что вообще непостижимо, с черным цветом кожи... Вот в таком не простом мире судилось появиться на свет главному герою. И к своему ужасу, со временем, он обнаружил у себя некоторое отклонение — возможность к телепатии.

А где-то далеко, в Зеландии, технологическое наследие Прежних Людей сохранилось и даже получило дальнейшее развитие, там к отклонениям относятся несколько иначе, более того, возможность к телепатии стала доминирующей и старательно культивируется. К остальным же отклонениям, равно как к прежним «нормальным» людям относятся как к отработанному материалу, к пережитку прошлого. Нет, их не уничтожают целенаправленно, но могут порушить мимо проходя, как современный человек не задумывается случайно разрушив муравейник встретившийся ему на пути.

И хотя исход в Зеландию, автор вроде бы старается представить как возможное счастливое завершение всех несчастий, но так ли уж хорошо то общество? Что-то меня гложет смутное сомнение, а их концепция «гуманной» смерти всем остальным вызывает отторжение, в голову приходят мысли, что самовлюбленные зеландцы лишены чувства сострадания и плохо впитали урок Прошлых Людей, боюсь как бы они не пошли по тому же пути и с той же концовкой.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2013 г.

Нашим писунам, творящим в жанре постапокалиптика, есть чему поучиться у Уиндэма. В повести немного действия, но она так держит за глотку, что пока не дочитаешь до конца, не отпустит. Самое главное — веришь всему, что читаешь. Герои живые, мыслящие, переживающие, понятные, хоть и обладающие сверхественными способностями и живущие в труднейших физических и социальных условиях. Великолепная книга, разрабатывающая потрясающую и актуальную тему — тему отклонения от нормы, что это такое, что такое норма вообще, где ее пределы или лимиты, и есть ли они (норма — пределы) вообще. Что считать нормальным, а что нет? Почему общество отторгает все то, что идет против общепринятых норм, физических параметров, мыслей, в конце концов? Серьезная повесть с великолепным приключенческим и фантастическим сюжетом. И, главное, глубоким смыслом.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2011 г.

Сюжет «Куколок» это перевёртыш «Мидвичских Кукушек». В тех была группа существ новой расы стремившихся к захвату власти и уничтожению ослабленного путами цивилизации общества. Здесь же наоборот, общество скатившееся практически к родо-племенному строю и строго регламетированному религиозному уставу, строго порицающему всякие отклонения. Такие отклонения по мысли догматиков этого примитивного социума должны нещадно уничтожаться. С чисто практической точки зрения такой подход оправдан и логичен. Такая логика конечно очень жестока, но она ровно такова, каковы условия её породившие. И тем более опасны с точки зрения такого социума отклонения, которые никак не проявляются внешне. Их невидимость является почти стопроцентной гарантией их воспроизводства и всё более и более широкого распространения. И неважно что сами носители отклонений никакой опасности не представляют. Важна сама по себе потенциальная возможность опасности.

В таких условиях несколько молодых людей с необычными способностями вынуждены скрывать их от всех. Попутно их терзают очень неприятные мысли о несовершенстве того маленького замкнутого мира, где они живут. В романе пример таких терзаний Дэвид. Чем большее развитие получает ситуация в которую попадают он и его друзья, тем больше он задумывается о недостатках своей общины и признанной всеми «Нормы». В то время, как другие (те же отец и мать Дэвида) почитают её за идеальное общество.

В романе даётся много разных точек зрения и высказывается много интересных мыслей, касательно того, что есть идеальное человеческое сообщество и как оно должно развиваться. Впрямую вопрос об идеале конечно не ставится, но уже само отсутствие чёткой авторской позиции по этому поводу волей-неволей наталкивает на такой вопрос читателя. И оно же даёт неявный, но очевидный ответ: идеала не существует. Даже технически развитая Новая Зеландия не способна претендовать на роль такого «общественного эталона». Хотя безусловно стоит на много ступеней выше жёсткой религиозной общины. Но это именно лишь ступень, очередной виток эволюционного эксперимента. Кто знает, чем он закончится? Незаметно вкрадывается в роман Уиндэма предостережение. Вспомните первое впечатление от первого мысленного контакта Дэвида и Розамунды с новозеландскими прогрессорами. Они показались им высокомерными и говорили чуть ли не менторским тоном. А высокомерие — суть гордыня, которая нередко предшествует падению. Так что, успех эксперимента в целом — под вопросом.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2017 г.

До сих пор как-то в недоумении, что роман написан столько лет назад.. Настолько он качественно отличается от всего того, что я читал у авторов данного времени. Если честно, немного боялся читать последнюю страницу романа (а вдруг концовка получится такая же искуственно сжатая, как в Днях триффидов. Но нет. Все отлично с этим)

Что еще понравилось так это то, что нет обычных(хрясь, бах, баббахх и пр) «приемов» характерных для постапокалипсиса. Это просто роман о противоречиях, и то как люди неспособны их преодолеть, мирным путем. И такие вот вопросы, которые поставлены в романе, делает его уже серьезным произведением, а не просто очередной фантастической книгой. 9/10

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2016 г.

Одним из цементирующих свойств многих обществ является деление на своих и чужих. Причем свои могут характеризоваться совершенно разными критериями. Так, после ядерной катастрофы на планете стали появляться мутанты. Для общества они чужие. И пусть вся мутация заключается лишь в наличии лишнего пальца у человека, или в повышенной силе у животных — они чужие. А чужие не должны жить в обществе. Животные должны быть уничтожены, люди (которые и не считаются людьми) изгнаны. И вот однажды главный герой понимает, что он тоже чужой. Что интересно, в повести по большому счету и нет резкого противопоставления хороший/плохой. «Нормальные» люди жестоки, мутанты в джунглях жестоки, и даже таинственные спасители с далеких островов тоже равнодушны к человеческим жизням и преследуют лишь свои цели. Все как в жизни. Ну и вопрос, который задает автор — а что есть норма?

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2014 г.

Занятная история, в ходе которой нам рассказывают о некоей страшной болезни, поразившей общество, а затем намекают на то, что лекарство может оказаться хуже болезни...

Сперва мистер Уиндэм любезно позволяет ленивому недорослю, наделенному то ли даром, то ли проклятьем телепатических способностей, смешивать с грязью общество, в котором он живет. Мерзкое, плохое, антигуманное, нетолерантное общество, которое совершенно зря удостоилось права выжить после рукотворного Апокалипсиса, выкарабкаться из пучины дикости, не превратиться в толпу гнусных мутантов, постепенно развиваться, становиться чуточку лучше...

Между строк мистер Уиндэм намекает, что это общество действительно способно к прогрессу. При всей боязни перемен люди Лабрадора склонны помаленьку смягчать свои нравы, становиться менее фанатичными, осторожно внедрять некие новшества, заниматься селекцией домашних животных, совершать плавания в неведомые земли, которые некогда были, надо полагать, штатом Нью-Джерси или Мэриленд, а теперь почти на краю обитаемого мира оказались...

Это не рай, не утопия, не курорт. Но они уже где-то в той точке исторического развития, где были люди, приплывшие в Америку на «Мэйфлауэре». Да, религиозные фанатики, да исполненные духа ветхозаветной жестокости по отношению к инакомыслящим. Но, друзья мои, без Коттона Мэзера не было бы Натаниэля Готорна... Знатоки изящной словесности и тонкие эстеты образовались на нашей планете путем эволюции из людей, сжигавших ведьм на костре...

Поэтому мне хочется к лешему(а то и подальше) послать идею, согласно которой вдруг обнаружатся люди, наделенные сверхспособностями, которым право воскресить человечество достанется на блюдечке с голубой каемочкой. Мне глубоко противны эти люди, которые с милой усмешечкой смотрят на то, как все их родные и близкие вместе с их заблуждениями отправятся в тартарары ради того, чтобы узкий круг юберменшей строил на их костях Изумрудный Город, омываемый морями из лимонада и оранжада...

Поэтому, о главный герой сего романа, лети в Зеландию своей мечты. Пусть там тебя превратят в подопытную свинку, пусть там тебя посадят в комнату с белым потолком, пусть там тебе дадут сахарный пряник, пусть в твоей голове собственные мысли перемешаются с мыслями других особей утопического муравейника, пусть ты утратишь право называться личностью, став одной из ячеек матрицы...

А я останусь мысленно с теми, кого ты предал. Они хотели тебя убить, это правда. Они хотели лишить тебя мечты, и это тоже правда. Но они все же остались людьми, а ты перешел на сторону Человеческого Муравейника...

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2010 г.

Книга заставляет задуматься, как люди относятся к тем, кто не такой, как все. Может действительно к так называемым «ботаникам» в школе, дети относятся не очень доброжелательно, потому что боятся их, потому что они «не такие как все». Да и во взрослой жизни происходит тоже самое. Но мне эта книга, почему-то напомнила именно школу. Подростки более жестоки, чем взрослые (естественно с исключениями)!

Книга интересная, но скучновата- нет динамики, много рассуждений! Но прочитать ее советую!

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2009 г.

Великолепный роман, точно классика жанра жаль что такой короткий :frown:, я его за день прочел. Сколькобы я не читал постапокалиптики, у людей живших в годы холодной войны произведения на эту тему получались лучше, чем у современников, видимо это было так актуально в то время... у писателей того времени все получалось атмосферние. У Джона Уиндэма все получилось замечательно. Люди выжили только на острове Лабрадоре, и в Новой Зеландии (это мы узнаем по ходу чтения романа)...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1 часть романа повествуется от маленького мальчика 9 лет, как он видит этот мир, так и описывает. Главный герой живет в маленькой деревушке, где правит религиозный фанатизм, за незначительное отклонение от нормы (мутации:bigeyes2:), будь то растение, животное либо человек фанатики стараются это уничтожить. Отец главного героя и является таким фанатиков. В общине у них правила и самое главное, что бог создал человека по подобию своему, что у человека должны быть две руки, две ноги, и на каждой конечности по пять пальцев ну и в таком духе. В романе поднимается вопрос, а откуда люди знают как выглядит бог? Дядя этого мальчика рассказывал историю о путешествиях моряков, и те повидали много племен и каждое считает себя нормой, а других мутантами. Тогда кто же нормальный, а кто отклонение? В ходе романа выясняется, что у мальчика выявляется способность мысленно разговаривать с такими же как и он...

2 часть романа рассказывается о событиях, когда главный герой уже юноша. В окрестности их деревни находится 8 таких же, как и он, и они пытаются скрыть свое «отклонение»...

В общим читайте это КЛАССИКА с большой буквы:wink:. В этом жанре это одна из лучших книг. Уиндэм на мой взгляд хотел сказать в этом романе, что эволюция не стоит на месте все меняется в том числе и люди...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2012 г.

Уиндэм не расставил четко акценты, какой из трех групп он симпатизирует. Попробую это сделать я.

Зеландцы унаследовали все пороки предыдущего человечества (читай нашего) и приобретение нового свойства – телепатии – никак не отразилось на их облико морале. Высокомерие, мессианство, расчетливость, бездушие, мгновенное «гуманное» умерщвление низших (как они считают) существ, вызывает только отвращение. Даже близких себе они практически обрекают на гибель. Думаю, в реале они Дэвида и Розалинду тоже бы не взяли. Им нужна была только Петра – остальные балласт.

Как только они достигнут могущества, под их каток попадут все неполноценные. Обыкновенный фашизм. Будущего за ними я не вижу.

У Отклоненных с Окраин тоже нет никаких шансов – деградация на лицо и вымирание их настигнет очень быстро.

А вот у Нормальных шанс есть. Это общество хоть и медленно, но развивается. Раньше всех ненормальных просто уничтожали, потом стали стерилизовать и выгонять на Окраину. Пройдет время, и выгонять перестанут… В общине Нормальных много персонажей вызывающих симпатию, и кажется, что их даже большинство – дядя Дэвида Аксель и тетя Гарриет, родители Софи, и даже инспектор. Они пока еще не «рулят», но потенциал их накапливается. Верится, что за периодом Инквизиции наступит Возрождение, если общество Нормальных пройдет между Сциллой мракобесия и Харибдой разнузданной толерантности. Золотая середина ценилась во все времена и у всех народов.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2008 г.

Я всегда уважал нерусского писателя Джона Уиндема. Он написал роман «День трифидов» – про то, как цивилизации не стало, и сразу сделалось хорошо. Всюду тишина, покой и порядок. Алтуфьевское шоссе заносит желтой листвой, на Бутырке из изящных трещинок в асфальте проклюнулись рыжики. Все люди – трудятся на лоне природы, напевая себе под нос и улыбаясь вечерней зорьке, и ласковый ветерок целует их зарумянившиеся от работы тела...

Но в «Хризалидах» никто не радуется соловушке. Там все злые скоты, сектанты, религиозные мракобесы, боятся мутантов, а один мальчик не боится и поэтому ему очень-преочень трудно жить с таким говыдлом, как все они. Но!.. интересный факт. Пока остальные члены посткатастрофического общества пашут в поте лица, главный толерантный герой не бьет пальцем о палец. Полкниги посвящено тому, как он уклоняется от сельскохозяйских обязанностей. Вот как верно гениальным писателем схвачено! Вся эта толерантность, весь плюрализм ОТ ЛЕНИ И БЕЗДЕЛЬЯ происходит. А работящему и трудолюбивому человеку зачем плюрализм? Хвать за жопу и по башке топором – вот тебе и вся толерантность...

Поразительное наблюдение писателя! Тем более поразительное, что сделано-то оно случайно, даже вынуждено, ведь сам Уиндэм целиком и полностью на стороне пупырчатых бездельников и мутантов.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 мая 2008 г.

Конечно, описание событий с точки зрения подростка, — практически беспроигрышный вариант (NB: не забыть внести предложение запретить публикацию романов в такой форме), но кроме него у «Хризалид» есть и собственное обаяние — издевательство над новой формой Библии, сладкий душок пост-ядерной разрухи, кучка избранных, не сразу осознающих свою избранность (еще одна сладкая конфетка для тинейджеров!), и трещина между ними и прочими, которая медленно превращается в пропасть, по мере того, как уродливость нового мира постепенно раскрывается автором. И как хорошо, что автор потом написал «Кукушат Миддвича» (тем самым проявив удивительную толерантность), и как хорошо, что новоявленную избранную расу суперменов в конце ткнули носом в ничем не неприкрытый реализм — на каждого супер-а рано или поздно найдётся свой мега-, в жизни которого личные проблемы и судьбы низшей расы занимают не самое приоритетное место. Как хорошо, что Уиндем не стал писать голливудский финал, что отдал на заклание часть героев. Это редкостное качество у писателей-фантастов — писать по всей правде жизни.

P.S. Каждый раз я обнаруживаю, что снова забыл самую концовку «Хризалид». Я вижу только две фигурки, медленно пробирающиеся сквозь чудовищные радиоактивные леса. Они ещё не знают, что это такое — другая сторона земного шара, и способен ли человек дойти от Лабрадора до Новой Зеландии...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх