FantLab ru

Жюль Барбе д'Оревильи «Безымянная история»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Голосов:
19
Моя оценка:
-

подробнее

Безымянная история

Une histoire sans nom

Другие названия: История, которой даже имени нет

Повесть, год

Аннотация:

История баронессы де Фержоль и ее дочери, которые после смерти мужа и отца практически не выходили из дома, разве что в церковь. Их уединение нарушил монах-капуцин, который прожил в доме баронессы некоторое время, а потом исчез. Сразу после этого дочь стала неважно себя чувствать.

Входит в:

— антологию «Святая ночь», 1991 г.



Святая ночь
1991 г.
Дьявольские повести
1993 г.
Имени нет
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прежде, чем начинать разговор о «Безымянной истории», следует обратиться к фигуре её автора — крайне интересная и противоречивая личность. Его романами увлекались русские поэты-символисты, сам же он балансировал на стыке романтизма и декадентства. Завсегдатай злачных заведений, защитник Бодлера, в отношениях с официальной Церковью — почти что еретик. В то же время — убежденный монархист, ревностный католик, критиковавший общество индустриальной эры и в своих произведениях воспевавший родную Нормандию. По понятным причинам в советское время его у нас не печатали, но в 90-е ситуация, слава Богу, изменилась. В чем-то его произведения остались продуктами своего времени, с присущим ему очарованием, но религиозные и философские вопросы, которые д'Оревильи не боится ставить предельно остро, вызывают интерес и по сей день.

События «Безымянной истории» стартуют ещё до начала французской революции, а заканчиваются уже с падением империи Наполеона, исторический фон здесь не на первом плане, но он очень важен. Д'Оревильи ведет рассказ о временах духовного кризиса, выразившегося в тотальных социальных катаклизмах, в этом, а также частично сюжетно, повесть заставила вспомнить тургеневский «Рассказ отца Алексея», хотя француз сторонится мистики и вместо отношений отца и сына у него конфликт матери и дочери, но общественные и философские основы у этих произведений сходные. По всем признакам Д'Оревильи создает классическую готику, но это лишь на первый взгляд — образ «страшного монаха», фамильные тайны и характерные для готики места действия блекнут перед драматизмом истории отчуждения самых близких друг другу людей.

Спокойствие уединенного проживания баронессы де Ферьоль, её дочери Ластении и пожилой служанки Агаты нарушает приезд монаха-капуцина, который остановился в богатом доме на сорок дней. Несмотря на свою благообразность священник произвел на хозяек неприятное впечатление, которое усугубилось тем, что после его ухода Ластения стала чувствовать себя с каждым днем всё хуже. Доктора разводят руками, служанка подозревает влияние дурного глаза, а мать придерживается более рационального взгляда на вещи. Постепенно отношения матери и дочери всё ухудшаются, их уединение превращается в персональный ад, перед нами разворачивается тяжелая драма семейного непонимания, человеческого отчуждения, где любовь и сочувствие оказываются отринуты, а на первое место выходят гордыня и нетерпимость, так что хэппи-энда ждать не стоит.

Вопросы личного религиозного поиска автора также находят отражение в тексте, он предлагает задуматься над ними в том числе и читателю. К примеру, тему распятия автор трактует в том плане, что Спаситель на кресте обращается к Отцу, превращается в птицу с раскрытыми крыльями, взмывающими вверх, оставляя внизу падший мир вместо того, чтобы предложить этому миру объятия и прощение. Довольно смелая и спорная трактовка, надо сказать. Или же ближе к концу произведения приходит время подумать о том, кто больше достоин Рая — раскаявшийся грешник или же праведник, ведомый священной яростью. Неудивительно, что такие вопросы официальная Церковь привыкла обходить стороной, к тому же само священство в описаниях д'Оревильи часто предстает в довольно неприглядном свете, что соответствует истине, которая некоторым крайне неприятна.

В финале не удалось избежать появления увесистых «роялей», но без этого дойти до истоков драмы было бы крайне проблематично. С точки зрения раскрытия персонажей всё вроде бы хорошо, но автор даже перегибает палку в этом направлении — он не раз и не два подчеркивает ключевые черты характера некоторых персонажей, излишне растягивает текст, что сильно тормозит развитие сюжета и придает повести ненужную тяжеловесность, вполне можно было бы всё сократить до рамок пространного рассказа, от этого произведение только выиграло бы. Даже при означенных минусах повесть мне понравилась, я воспринял её как переосмысление традиционной готической новеллы из которой автор удалил мистику, очевидное морализаторство, сделал акцент на психологизм, отношения персонажей и острую религиозную проблематику.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх