Борис Штерн «Голая девка, или Обнажённая с кувшином»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Стояли себе в санатории две статуи: шахтер с отбойным молотком и человек с ядерной структурой в руке, стояли бы и дальше, но поставил один заслуженный деятель искусства новую статую — обнажённую девку с кувшином. Ой, и что тут началось...
Входит в:
— сборник «Чья планета?», 1987 г.
— антологию «Современная фантастика», 1988 г.
— антологию «Перпендикулярный мир», 1990 г.
— сборник «Записки динозавра», 1995 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 4 апреля 2008 г.
Вроде бы простенькая юморная история, и все ходы стандартны, и образы привычны, едва ли не из фельетонов взяты. И вдруг концовка... «С этого момента Коробейников начал разбираться в искусстве...» И понимаешь, что ничего ты не понимал, и отлистываешь страницы, и начинаешь читать заново, обращая внимание уже не на сор, а на ту поэзию, что произрастает из него.
Ank, 20 октября 2012 г.
Настоящий герой рассказа – не статуя, а завхоз Коробейников. Он бывший фронтовик, и порядки в санатории у него тоже военные. Лавочки нельзя красить радугой, только в зеленый цвет и так далее, а когда его выписали из больницы, даже погода испортилась. И тут случается эта история. В результате завхоз становится просто другим человеком. Он начинает задумываться о чем-то таком непонятном, и даже идет в библиотеку за энциклопедией.
Завхозу противопоставлен скульптор, изваявший статую. Искусство для него только способ заработать денег и больше ничего. Он отработал заказ худсовета, получил зарплату и так и не понял, что создал шедевр.
Мне кажется, вся эта история – о случайности создания настоящих произведений искусства. Никто из творческих людей заранее не знает, получится у него вещь или не получится. Надеется каждый, но результат удается одному из тысячи. И если он удается, автор потом искренне недоумевает, как же это он умудрился создать шедевр.
amak2508, 26 декабря 2019 г.
Не стоит искать в этом рассказе глубокой авторской мысли — её там нет. Впрочем, как не стоит и доискиваться причины, по которой ожили парковые статуи — это не принципиально. Напридумывать можно всякого, но вряд ли хоть одно из этих объяснений способно по-настоящему удовлетворить читателя.
А вот что стоит, так это просто читать прекрасный рассказ и получать от него огромное удовольствие. В совсем небольшую по размеру вещицу вложено столько талантливо подмеченных/подсмотренных ситуаций, образов и фраз из нашей недавней советской жизни, что хватило бы на десяток-другой аналогичных произведений. А уж про юмор, причём не вымученный, ни полупохабный, а настоящий, живой и искромётный, и говорить нечего — его в этом рассказе просто море. А ведь кроме этого к достоинствам произведения можно ещё причислить и увлекательный, почти детективный сюжет, и отличный, очень легко читающийся текст.
И напоследок несколько цитат из рассказа: «Здесь нельзя ходить в купальнике, вы не в притоне!», «Тут какая-то дальновидная государственная политика....Рожать стали меньше, вот и ставят для поднятия духа каменных девок», «Некоторые граждане не видят разницы между голыми девками и произведениями искусства», и наконец «Я тут стою и облагораживаюсь искусством...» :).
Dan-Master, 28 октября 2013 г.
Рассказ вроде похож на газетный фельетон, вызывает большую улыбку, но по моему мнению он намного глубже. Наверное весь смысл в словах Коробейникова в конце рассказа «Искусство нельзя... того до лампочки. А то они все разбегутся.» Обмельчали мы «человеки» душой и помыслами, стали мелочными и до нельзя меркантильными и бегут от нас даже статуи сбрасывая амфоры, весла и отбойные молотки, спасаясь в краях где еще не очерствели души до конца.
Прекрасный рассказ большого мастера
alex1970, 28 октября 2012 г.
Настоящее искусство и настоящее чудо могут появиться вдруг, из ниоткуда. И пронять даже опытного завхоза, которого даже врачи и ревизия добить не смогли.
Хорошая история, которую последняя страница превращает в нечто совершенно иное, а не просто в рассказ о женщине с отбойным молотком
lammik, 20 мая 2020 г.
Прекрасный волшебный рассказ о пробуждающей силе искусства. В парке санатория ожили скульптуры. Удивительно? Но еще удивительнее перемены, произошедшие с главным героем рассказа — бывшим фронтовиком, а ныне завхозом Коробейниковым. «Он начал разбираться в искусстве». Рассказ, будучи насквозь пронизан метко снятыми солнечными реалиями ушедшей эпохи, гарантированно поднимает настроение. А отдельные сочные фразы из него хочется перечитывать и перечитывать, «облагораживаясь искусством» снова и снова.
Kabasha, 4 сентября 2019 г.
Знаете, порой некоторые фильмы, снятые душевно и с теплотой, называют «ламповыми», что говорит об их явном отличии от других продуктов в наш век цифровых технологий и всеобщей диджитилизации.
Так вот про этот рассказ тоже вполне можно сказать, что он ламповый. Спокойная размеренная жизнь советского санатория, внезапно нарушается историей со статуями… Еще одна простая и легкая история в малой форме от Бориса Штерна, которая несмотря на свою скоротечность создает объемное впечатление, в достаточной мере раскрывает персонажей и рисует сюжет, за которым хочется следить.
Объективности ради замечу, что внимательный и опытный читатель скорее всего догадается о развязке. Но от этого финал не становится хуже. Спасибо, что все еще продолжают попадаться Кабаше на глаза такие истории. Без них было бы значительно грустнее.
damira, 22 марта 2008 г.
Поучительная история, особенно если вспомнить, сколько этих скульптур с веслами и кувшинами стояло по лагерям и санаториям.
elent, 30 июня 2009 г.
Ну ладно, девушку сделали как-то по новому и она по ночам стала оживать. А вот почему стали оживать шахтер и ученый, мирно до этого стоящие и днем и ночью, — непонятно.