FantLab ru

Роберт Чарльз Уилсон «Utriusque Cosmi»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.22
Голосов:
72
Моя оценка:
-

подробнее

Utriusque Cosmi

Utriusque Cosmi

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

...автор поведает о молодой женщине, стоящей перед самым важным выбором в ее жизни, после которого уже ничто не будет прежним…

Входит в:

— условный цикл «The New Space Opera»  >  антологию «The New Space Opera 2», 2009 г.

— условный цикл «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year»  >  антологию «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Four», 2010 г.

— условный цикл «Лучшее за год»  >  антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов», 2010 г.

— журнал «Clarkesworld, Issue 88, January 2014», 2014 г.

— антологию «Galactic Empires», 2017 г.

— антологию «The Very Best of the Best: 35 Years of the Year's Best Science Fiction», 2019 г.


Похожие произведения:

 

 


Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов
2017 г.

Электронные издания:

Clarkesworld, Issue 88, January 2014
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The New Space Opera 2
2009 г.
(английский)
The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Four
2010 г.
(английский)
The New Space Opera 2
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 23
2010 г.
(английский)
Galactic Empires
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, который возносит воображение читателя на поистине космическую высоту и выстраивание сюжетных арок, продолжающих вознесение (авторский термин встраивания человеческого разума в сверхразум), происходит до самого финала. Причём, что отличает рассказ от многих других на подобную тему, повествование ведётся от лица молодой девушки, ставшей частью этого сверхразума, а поэтому удаётся увидеть процесс встраивания и эволюции человеческого разума во Флот (такое название носит сверхразум).

Возможности чужого и эволюционно отстоящего от человечества на миллиарды лет разума столь велики, что у Карлотты Будэн, от лица которой ведётся повествование, поневоле рождаются ассоциации с ангелами — сверхъестественными существами, обладающими свойствами Бога, не ограничивая себя пространством и временем. Все процессы, происходящие в сверхразуме будоражат сознание читателя и кажется, что уже невозможно описать что-то более масштабное.

Однако, когда предел восприятия достигнут, автор вводит ещё один вид саерхразума и оказывается, что пределов и нет вовсе.

Наверное, автор просто описал естественный процесс познания человеком законов вселенной, у которой нет ни начала ни конца, а следовательно и нет никаких пределов, свойственных как раз человеку разумному. Поэтому читая подобные тексты, которые считаются фантастикой, мы вместе с автором эволюционируем, приближая момент скачка из разума в сверхразум. И, как показано в рассказе, совершить этот скачок могут не только люди, непрестанно занимающиеся научными обоснованиями подобного перехода, но и самые обычные, жизнь которых похожа на ад на Земле.

Не самый большой по объёму, но гигантский по глубине и охвату идей рассказ, заслуживающий внимания каждого любителя научной фантастики.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то руки вновь добрались до Роберта Ч. Уилсона и новенькой (сравнительно) антологии ныне уже покойного, земля ему пухом, Гарднера Дозуа.

Рассказ «Utriusque Cosmi» писателя-фантаста с земель Канадских, богатых именно авторами фантастического пера, к сожалению, опять рассказывает нам историю, лично мне поднадоевшую. Вариацию на тему излюбленных и, вправду, интересных мне в свое время гипотетиков — древней сети эволюционировавшей сети самореплицирующихся машин фон Неймана от наших дней до далеких-далеких эонов уже умершей Вселенной. Только зачем снова и снова Уилсон, богатая фантазия которого умеет порождать сюжеты причудливее и оригинальнее, возвращает нас к этому фантастическому допущению и уже опостылевшим декорациям? «Спин», «Горящий рай», «Слепое озеро»... В чем-то и «Дарвиния» с «Жатвой», но по большей части первые три романа с обозреваемым рассказом — все, по сути, об одной и той же теме/фантдопущении, но немного по своему. «Опоздавшие» Дэвида Брина и «Ночь всех мертвецов» Йена Макдональда — тема и в последнем случае сюжетное построение уже были в этих повестях также использованы.

Так что мне, как ценителю и фанату Уилсона, было приятно вновь погрузиться в миры гипотетиков, далекого будущего, почти исчезнувшего человечества... Но ведь автор может создавать новое и точно так же интересное — поэтому лучше именно этим ему и заняться.

PS. Хотя, безусловно, приятно видеть произведения Р.Ч. Уилсона, которые являются немногими из современной литературы (в целом) еще отдающими позитивностью и оптимизмом по поводу нас самих, мира вокруг нас и будущего. Вот же причудливые канадцы — одни рады попугать, другие побаловать светлыми картинками.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: некоторое время прочитал рассказ «Остров» Уоттса из этой антологии. Очень понравилось. И зная, что Дозуа — составитель антологий номер один в мире, решил прочитать все произведения из этого нехуденького тома, которому наши издатели зачем-то стыдливо дали подзаголовок «Сумерки богов». Умом-то я понимаю, что сборник под номером 27 в России мало кто купит, но всё равно странно

В итоге: просто невероятная фантазия у Уилсона! Матрёшка, размерами и продолжительностью превышающая Вселенную. История, которая началась в бедном трейлере на задворках Америки, пережила Большой Взрыв!

Потрясающе. Думаю, не зря этот рассказ стоит в антологии первым

Большие вещи Уилсона передвинулись в моём списке чтения существенно выше.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Короткая повесть, в которой обсуждаются темы от машины Типлера и фоннеймановских гипотетиков (да, тех самых, что в «Спине», только здесь они фигурируют под названием «Великие Древние», поклонникам Ктулху не беспокоиться) до семейной драмы в антураже американского коттеджного городка. Название взято из натурфилософского трактата Роберта Фладда (1617) об устройстве небесных сфер. Больше всего данное произведение напоминает салат оливье — столько всего напихано, что даже аристократические компоненты (в салате — раки из горных речек, в повести —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разум, основанный на темной материи)
не вызывают особого удовольствия.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как утверждал Джонатан Свифт:

— Нам микроскоп открыл, что на блохе

Сидит блоху кусающая блошка;

На блошке той – блошинка-крошка,

Но и в нее впивается сердито

Блошиночка, и так ad infinitum.

Ну а Уилсон идет в противоположном направлении. У него жили-были люди на планете Земля, но затем их судьбу изменили некие космические разумные машины, бороздящие просторы Вселенной, но и те занимали лишь промежуточное положение в пирамиде вселенского господства, ибо их участь определили непостижимые Великие Древние. И кто его знает, нет ли и над ними довлеющей силы?

Собственно же чтение данного рассказа наводит на мысль о том, что следующее поколение ученых снова напялит балахоны и остроконечные колпаки, расшитые звездами, и удалится в башни, воздвигнутые на пустошах. Потому как язык науки и подражающий ему язык научной фантастики все в большей степени для простого человека так же непонятны, как непонятен был большинству людей Средневековья язык, на котором алхимики выпускали трактаты свои, прячась за имена Гермеса Трисмегиста или Василия Валентина...

Во всяком случае, постоянно натыкаясь в нынешних научно-фантастических текстах на всяческие хроноскольжения и саморепликации, на барионную материю и оргазмические сингулярности, понимаешь, что если для ученых наука все еще остается наукой, то для непосвященных она уже почти ничем не отличается от магии...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вещь, любопытная как собственно антуражем и идеями, так и тем, что вышла между второй и третьей частью «Спина». Собственно, рассказ можно интерпретировать как некий черновик к масштабной концовке цикла, хотя прямо и не связаны. Поэтому объяснимо, когда говорят о некоторой вторичности и повторении автором собственных мотивов (могущественные псевдоинтеллектуальные системы, пронизывающие Вселенную; виртуальная жизнь разумных в них).

Что не очень понравилось: то, что героиня оказывается с самого начала психически деформированной, то, что это выясняется путём исследования слепка целой вселенной, а не простым сканированием памяти, заключенной в том же самом «вложенном цикле».

Выделю ещё недостаточно раскрытый мотив угасания остатков человеческого сообщества («биологический разум в долгосрочном плане нестабилен»). Как-то пессимистично выглядит, а между тем можно было зацепить интересную проблему рождения детей в виртуальности (например, Иган в одном из своих рассказов рассматривал возможность полной эмуляции развития мозга с новой личностью на основе расшифровки ДНК)...

Но в целом, как самостоятельное произведение, вполне хороший повод для фантазии и раздумий над грандиозными картинами космической протяжённости и проблемами существования сверхразума...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх