fantlab ru

Юлия Юрьевна Яковлева «Таинственная невеста»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.83
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Таинственная невеста

Роман, год; цикл «Расследования гусара Матвея Мурина»

Аннотация:

Весной 1813 года война уже окончена. Мурин возвращается в свое имение, чтобы обнаружить, что оно было разрушено и сожжено. Провинциальное общество возбужденно видит в Мурине «жениха» и обсуждает свои новости: кто потолстел, у кого собачка ощенилась, а вот помещица Юхнова померла при странноватых обстоятельствах. Мурин решает повнимательней присмотреться к этой смерти, а значит — к семье покойной помещицы. У всех есть мотив. Трое взрослых детей Юхновой (Аркадий, Татьяна и Егор, ушедший на войну) отчаянно нуждались в деньгах. Но подозрительней всех выглядит жена старшего сына, погибшего под Бородиным, Елена Карловна. Та ли она, за кого себя выдает?

Война перемешала всё и всех, но Мурин убежден: перед ним очередное преступление из серии «война все спишет», и ради будущего мирного времени Мурин решает найти убийцу и не дать ей ускользнуть.

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Таинственная невеста
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю знакомство с циклом исторических детективов о гусаре Матвее Мурине. Роман можно охарактеризовать как «Sherlock Holmes, russian edition: Начало».

Весна 1813 года. Мурин возвращается с войны и по дороги в Петербург заезжает в уездный город Энск, чтобы проверить что стало с домом, которое они с братом унаследовали от тётки. Поскольку Энск находится в местах, по которым прошла армия Наполеона, то необходимо установить, осталось ли цело имущество братьев, а если ему причинён ущерб, то нужно оценить масштабы потерь и собрать подтверждающие это документы.

Антивоенная тема продолжает своё развитие и в этой книге. Описание безымянной рощи, в которой лежат непогребённые русские и французские солдаты получилось ярким и образным. Понятное дело, что здесь автор пишет не только и не столько о войне 1812 года, но хуже от этого данный эпизод не становится и вставленным насильно в текст произведения не выглядит.

Невеликий по объёму роман читается легко и быстро. Автор по-прежнему не забывает описывать эмоции героя и окружающую его действительность. Провинциальные типажи помещиков выписаны с иронией и юмором. Но рядом с весельем и комичностью бродит тень вечного страха, которую испытывают дворяне перед своими крепостными. Война сдвинула и перебаламутила всё население края и слишком много людей не захотят возвращаться к прежней рабской жизни в которой они не более чем говорящий скот. Не даром, ох не даром, стряпчий советует Мурину продать недвижимость, которая принадлежит его семье, человеку не из этой губернии! В общем жизнь в уездном городе даже без убийств несёт в себе определённые риски, о которых все знают, но о которых предпочитают лишний раз не говорить.

Совсем уж явных анахронизмов в книге нет. Да, герои курят папиросы, но Юлия Яковлева предупреждала об этом ещё в предисловии к первому роману. Прочие мелочи вроде галош, которые хоть и уже были лет десять как изобретены, но вряд ли бы успели добраться из Англии до уездного Энска, упрёков в отношении автора не заслуживают.

В конце книги нам становится известным не только личность убийцы, но и способ убийства – варенье из ягоды белладонны, которые жертвы и окружающие люди воспринимали как черничное варенье. Признаюсь в самом начале романа догадался про рецепт яда, благо автор устами отставного коллежского асессора даёт читателю жирную подсказку. Однако поразмыслив немного я понял, что способ, описанный в романе, категорически был бы невозможен в реальной жизни!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Итак, убийцей является Полина – сирота и приживалка при госпоже Юхновой. Согласно сюжету, она вырастила во дворе господской усадьбы куст белладонны, летом 1811 года собрала с него ягоды, сварила из него варенье, а весной 1813 года подкинула банку с ядовитой сладостью в хозяйскую кладовку. Поскольку варенье в доме ела только старая госпожа, то отрава нашла свою цель. А теперь, внимание, неудобные вопросы автору!

Из книги мы понимаем, что жизнь приживалки при такой покровительнице как старая госпожа Юхнова сравнима с жизнь солдата-новобранца рядом с сержантом-садистом. Никакой личной жизни, отсутствие даже малейшей приватности, постоянное помыкание со стороны окружающих. Как в таких условиях Полина смогла посадить в саду господского дома белладонну, вырастить её и собрать ягоды? За ней ведь постоянно наблюдала барыня, её дети и дворня. При этом автор заявляется, что белладонна известна каждой деревенской бабе! Что, никто не обратил внимание, что Полина на виду у всей усадьбы собирает яд? А как она изготовила своё орудие преступления? Для варенья нужен сахар. Где она его достала? На минуточку: в 1811 году Российская Империя поддерживала (пусть и формально) континентальную блокаду Наполеона. Из-за этого дорогой тростниковый сахар доставляется в страну контрабандой и от этого становился ещё дороже. В доме Юхновой такой ценный продукт был бы весь на перечёт. Незаметно купить его в городской лавке не представляется возможным из-за чудовищной скуки жителей Энска. Автор очень подробно описала атмосферу провинциального городишки, в котором все следят за всеми и всегда готовы обсудить любую новость или слух. Известие о том, что приживалка мадам Юхновой покупает в лавке несколько фунтов сахара моментально стал бы известен всему городу. Ещё больший вопрос, когда Полина смогла сварить варенье? Растопить печь, достать таз и банку, проварить ягоды – задача нескольких часов, а ведь всё надо сделать так, чтобы никто из членов семью Юхновых и многочисленной прислуги этого не увидел! Вот это ловкость и проворство! Кстати, а яд содержащийся в ягодах белладонны разве не потеряет свои свойства при нагреве? Я бы на месте убийцы не рискнул бы проверять этот момент. А где Полина полтора года хранила банку? Вопросы, вопросы… ИМХО, лучше бы автор прописала, что Полина сыпанула мышьяк в уже готовое варенье. Это было бы во сто раз более достовернее. Правда тогда и сама Юхнова померла бы в своём доме, а не на глазах у половины дворян Энска.

Итог: в целом неплохое произведение без особых взлётов и падений. Явных нелепиц вроде ростовщика-трансвестита, как было в предыдущей книге, здесь нет, процесс поиска убийцы описан убедительно. Да, с орудием убийства автор откровенно перемудрила, но эта беда характерна для очень многих детективов, в том числе тех, которые являются классикой своего жанра. В связи с этим приходится констатировать, что даже эта натяжка не способна сильно испортить впечатление от книги.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брат Ипполит отправляет ротмистра Мурина в провинциальный Энск, чтобы решить вопрос с наследством дальней родственницы семейства. В тихом Энске приезд ротмистра производит фурор, но даже он не в состоянии перебить разговоры о недавно скончавшейся на званом ужине богатейшей жительнице городка Юхновой. Ничто не предвещало беды, старушка не жаловалась на здоровье, а вот поди ж ты и преставилась. Вокруг смерти помещицы поднялась волна слухов, Мурин решил разобраться в столь тёмном деле.

Видимо нашлись добрые люди и после выхода первого романа дали несколько полезных советов автору. По крайней мере «резиновых ванн» в книге нет. И в качестве детектива роман куда как удобоваримее, хотя некоторые вопросы по части логики происходящего и остались. Однако основная претензия по-прежнему на месте, Юлия Яковлева настойчиво продвигает собственные взгляды из нашего времени грубо перенося их в реалии двухвековой давности. А это кроме досады ничего не вызывает, ибо писать-то она умеет. Попытаюсь читать «Каннибалов», там писательница будет в родной среде. Надеюсь, звёзды сойдутся.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга из серии детективов про Мурина.

Теперь наш герой отправляется по просьбе брата в крошечный городок Энск, где сначала теряет сапог в грязи (ну, чтобы сразу ясно, что глухая провинция), а днем позже (снизив столичный обувной пафос до уровня валенок), разумеется, натыкается на странную смерть. Графиня Юхнова, дама богатая, умная и себе на уме, внезапно умирает во время званого ужина. Да, она была уже весьма немолода, но местный врач считал ее совершенно здоровой. Вроде как удар и удар, но Мурину снова кажется, что здесь что-то неладно. Он остается в Энске и пытается разобраться, что же случилось с Юхновой.

Описание провинциального быта совершенно прелестно, а местами так и просто уморительно. И ради этого точно стоит читать. Приведу несколько фрагментов под спойлером.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Завтрак на столе был покрыт салфеткой. Госпожа Козина сняла ее. В мисочках белела простокваша. В кипятке плавал брусничный лист. От печи тянуло сухим теплом, постреливали дрова. В окнах была утренняя темнота. В ней отражались кружевные занавески. На стенках были развешаны в рамках засушенные растения».

«После суровой зимы земля еще не оттаяла в глубине, но в верхнем слое медленно набухала от влаги. Очевидное пришлось признать. Настала пора, когда саням уже поздно, а колесам еще рано, когда одна верста превращается в пять — и каких мучительных! Пора в провинции безвыходная, непролазная, непреодолимая. Когда струйки превращаются в ручьи, ручьи сливаются в потоки, потоки в реки, а реки вспухают и выходят из берегов, заодно снося мосты, мельницы, причалы: русская весна!»

«Мурин потопал, сбивая с валенок мокрый снег, постучал кольцом. На окне колыхнулась занавеска. Мурин учтиво показал физиономию. Попытался придать ей благонравный вид. Пусть видят, что не шантрапа. Занавеска встала на место. Мурин подождал еще. И уже было опять потянулся к кольцу, как оно отпрянуло от его руки — дверь отворилась.

На пороге стоял господин в халате. Большие пальцы он заложил за пояс-шнур, такой витой и толстый, что впору для гардин. Голова его, как бабочками-капустницами, была усажена папильотками. Совершенно ясно, что не лакей и не камердинер, а сам хозяин — господин Коловратов. И вид он имел самый утренний, приватный. «Твою мать, — уныло подумал Мурин. — Ну, госпожа Макарова!» Но господин в папильотках и не думал сердиться, что его застали неглиже».

«— Мои племянницы, сударь, — сиял гордой улыбкой Соколов. — Катенька, Наденька и Наташенька.

Все три сделали книксен.

— Все три — больших талантов.

Мурин понял, что так просто его отсюда не выпустят».

Ну и прочее написано стиле такого же кружевного ерничанья.

Мне почему-то постоянно представлялись в голове кадры из «Женитьбы Бальзаминова». Что-то такое же милое и наивное этот Энск с его жителями. Впрочем, ужасы войны городок не миновали, и Мурин (а также читатели) сталкивается с последствиями еще даже не доезжая до самого города.

Финал детектива оказался достаточно неожиданным. Я представляла итог совершенно иначе, потому что в имеющемся опять какие-то логические куски выпали из цельной мозаики. Ну и ладно. Книжка мне все равно понравилась. Русская провинция — это все-таки чудесно.

Насчет аллюзий. Люди с хорошей памятью нашли отсылки к Пете Ростову и даже Евгению Онегину. Я же заметила только известную цитату из Джейн Остин, помните: «Всякий молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену».

В общем, поиск таких вот отсылок — дополнительное удовольствие для искушенного читателя.

В ноябре вроде как обещают выход третьей книги. Жду :)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх