FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Город иллюзий»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Голосов:
666
Моя оценка:
-

подробнее

Город иллюзий

City of Illusions

Роман, год; цикл «Хайнский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 72
Аннотация:

Действие романа «Город иллюзий» разворачивается в далеком будущем на Земле, захваченной пришельцами откуда-то из дальнего космоса — шингами. Главный герой — человек, которому шинги стерли память. Его цель — найти себя настоящего. Именно он оказывается последней надеждой человечества, потому что он прилетел с планеты Верель, о которой захватчики ничего не знали; он — дальний потомок Джекоба Агата.

© Пирожкова Л. Т.

Входит в:

— антологию «Город иллюзий», 1993 г.

— сборник «Hainish Novels & Stories, Volume One», 2017 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Левая рука Тьмы
1992 г.
Хейнский цикл
1992 г.
Город иллюзий
1993 г.
Левая рука тьмы
1993 г.
Левая рука тьмы
1993 г.
Ожерелье планет Эйкумены. Том 2
1993 г.
Город иллюзий
1997 г.
Левая рука Тьмы
1999 г.
Ожерелье планет Экумены
2001 г.
Город иллюзий
2008 г.
Хайнский цикл
2009 г.
Левая рука Тьмы
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Hainish Novels & Stories, Volume One
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2012 г.

Прежде чем писать свое мнение, ознакомился с отзывами других читателей и понял что ДОЛЖЕН написать.

Согласен, сегодня все что есть в книге кажется устаревшим, а сюжет слишком растянутым, но это только кажется.

Давайте спросим мысленно, что хотела показать читателю Ле Гуин?

Грешную Землю? Вряд ли. Все мы и без того знакомы с действительностью...

Удивить невиданными технологиями. Да не смешите меня, даже в те далекие шестидесятые писалась фантастика в которой описывалась куда более изощренная наука и техника...

Разрушение цивилизации? Да каждая третья книга в фантастике посвящена этому...

Может всему вместе? И тоже не так, ведь так поступают когда не знают о чем писать, всего понемногу, авось сойдет...

Ле Гуин изначально поставила под сомнение главную ценность Западной цивилизации, стержневой корень, на котором вырастают терпимость, политкорректность, гомосексуализм и феминизм, современные социализм и нацизм.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Давайте задумаемся, что это такое?

Любовь? Чувство прекрасного? Но ведь не зря говорят, что о вкусах не спорят...

Справедливость? Тогда почему запад так возмущается справедливыми решениями суда Шариата(а мы — их западного суда, который решил посадить какого-нибудь русского, даже за реальное преступление)...

Право на жизнь? И вы дадите это право человеку, который изнасиловал и убил вашу жену(мать, сестру, дочь и т.п.)...

Автор еще тогда увидела ЛЖИВОСТЬ так называемых общечеловеческих ценностей. Истина недостижима, а правда у каждого своя, поэтому навязывать свое мнение окружающему миру — самое страшное преступление.

Именно об этом кричат говорящие животные(то есть преступники и мерзавцы, которые не имеют права голоса), именно об этом кричат шинги( власть, которая обманывает людей с первого же дня после выбров). Именно об этом говорит Ле Гуин с первой до последней страницы лучшего произведения Хейнского цикла — «Город иллюзий»

А что до сюжета и остального, так это всего лишь форма. Так же как хорошее вино не станет хуже от формы бутылки, так и хорошая идея не пострадает от нее. Те кто писал ниже, видимо просто читали буквы, а не книгу, потому за деревьями и не увидели леса.

Единственное, что меня удивило, так это наивная вера автора, что одной-единственной правдой можно победить всю ложь этого мира. И только поэтому — минус один балл.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2012 г.

Когда-то давно была произнесена Ложь, которая, как волна, прошла по памяти поколений людей, порождая множество меньших обманов, создавая паутину из иллюзий и искажений, в которой, в результате, запутались не только те, кто стал ее жертвой, но и те, кто ее произнес. И из этой Лжи родился город Эс Тох, обманчиво прекрасный, где все не то, чем кажется.

Я могу понять тех, кто оказался разочарован этим романом. Читая Ле Гуин, мы ждем эмоциональной насыщенности и глубоких переживаний. Здесь — сухое описание встреч друзей, стычек врагов, и даже любовные сцены — обыденны и приземлены. И это подчеркивает ту трагедию, которая произошла с народами, преступление, которое совершили шинги против людей: земляне утратили не только свое техническое превосходство, они оказались отброшены на века в духовном развитии.

Эта эмоциональная ограниченность концентрирует внимание на важности того сражения, о котором рассказывает роман. Не того сражения, где гремят взрывы и свистят пули, а битвы разумов и интеллекта, в которой не брезгуют хитроумными ловушками, засадами, обманными маневрами, внезапными атаками, пытками и шпионажем. Битвы со своими героями и предателями.

И главный герой этого сражения — Рамаррен -Фальк, пришелец из последней свободной колонии землян Верель, дважды убитый на этой войне разумов и дважды воскрешенный, имеющий в последней линии обороны только память, и единственное оружие которого — правда. Из уникального опыта и наблюдений Фалька за жизнью землян во время долгого путешествия к Эс Тоху, из знаний и умений телепата Рамаррена, из пронесенных через века забвения традиций далекого Вереля и слов священной Книги последних землян выкуется новое, невиданное оружие против врага.

И, если взглянуть на этот роман с этой точки зрения, то окажется он не менее напряженным и динамичным, чем другие из Хайнского цикла. Роман о первом выигранном в долгой войне сражении, которое, может быть, приведет через годы к Победе, история возрождения надежды, слабом лучике в тумане из лжи и обмана.

И последнее. Роман тесно связан с другой книгой — «Планета изгнания». И читать их лучше вместе: сначала «Планету изгнания», затем — «Город иллюзий». Тогда становится более ясно, как появилась самобытная цивилизация Вереля, возникли ее традиции и верования, делаются понятны мотивы и логика поступков героя.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2013 г.

...Они прилетели неведомо откуда, и захватили разорённую Землю. Они нанесли сокрушительный удар по Лиге Миров. Они правители. Но что они принесли с собой? Ничего. Им нечего дать, они сбежали от самих себя, и ищут утешения во лжи. Ложь — это их единственное искусство, в котором они достигли совершенства. Они — Синги.

Само собой, Синги у Ле Гуин — скорее воплощённая идея Абсолютной Лжи. Эта ложь разъедает всё — культуру, мораль, отдельных людей, уничтожает само понятие «цивилизация». Каково спасение — говорить Правду, всегда только Правду? Не лгать даже в мыслеречи, поскольку лгать ментально — врать самому себе. Вот и вся истина.

Роман хорош не только этим. Красивые панорамы пустынной, разорённой людьми планеты, поднимающейся с колен, впечатляют. И Ле Гуин — тонкий антрополог и этнолог-теоретик — заселяет причудливыми и необычными племенами, отчасти дикими, отчасти сохранившими память о былом величии. Красивый роман, чтобы не утверждали многие.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2009 г.

Перечитал книгу (в первый раз читал где-то 7 лет назад), мне понравилось!

Первая часть, связанная с путешествия Фалька к городу иллюзий, возможно, на самом деле не до конца доработана или же просто захватывает не каждого читателя (я всё равно читал с интересом), но и ей присущ определённый колорит в виде говорящих животных, мыслеречи и т.д.

Если ряд читателей прочитал какие то поздние книги и посмотрел какие-то новые фильмы раньше романа Ле Гуин 67 года, слегка неуместно называть его вторичным.

Вторая часть книги выписана отлично. В отличие от отписавшихся ниже, мне не показалась банальной история о пришельце, стремящемся узнать, кто он и желающем вернуться на свою планету. Возможно, потому, что вопросы, перед которыми автор ставит Фалька, интересны не только с точки зрения того, как повернется сюжет, но и с точки зрения морального выбора героя и «классических» дилемм литературы, стоящих перед ним: лишиться настоящего/обрести прошлое, выполнить долг/спасти себя и т.д.

Правда/ложь, реальность/иллюзии — красочный лейтмотив книги, не нужно видеть в этом только банальное противостояние отупевшего человечества с пришельцами.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2012 г.

Путь, который можно пройти до конца, не истинный Путь. Слово, которое можно назвать, не настоящее слово. К таким двум утверждениям можно попытаться свести смысл данного произведения. Потом можно сидеть в тишине с закрытыми глазами и долго обдумывать. Можно возмутиться, сказать, что это банально, послать автора к Коэльо или куда подальше. Но у пресловутого Коэльо нет послевкусия. Коэльо — это такой сладкий и противный ликер. Ле Гуин — это хорошее вино с нужного виноградника, взращенного на самом подходящем склоне верно выбранного холма. Нет ничего страшного в том, что странствия по Земле некоего Рамаррена с планеты Верель быстро вылетят из памяти читателя. Послевкусие то останется. И вы вспомните последние дни последнего лета детства. А детство кончается тогда, когда исчезает вера в то, что тебя никто не обманывает и ты сам говоришь людям правду. А еще вы обязательно вспомните звук, с которым разбились эти иллюзии...

Кстати, интересно, как вы отнесетесь к такому вот стихотворению:

Когда человечество вымерло

Наконец-то вздохнул я спокойно.

Взял этюдник, мешок и палку

И ушел из города-покойника.

Брел долинами и холмами,

Лесами, болотами и берегами рек.

И видел, как все кругом радуется,

Что пропал на земле человек.

Но иногда глубоко я задумывался

Под пенье птиц и журчанье вод:

Зачем вообще появлялся и мучался

Этот жадный и скучный народ?

Это не Рамаррен сочинил. И не шинги какие-то. Наш покойный соотечественник Олег Григорьев. Он то знал, хотя Ле Гуин скорее всего и не читал, что все эти шинги живут вокруг нас. А их предводитель, который лжет не только на словах, но и мысленно, отчетливо виден в ближайшем зеркале...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2007 г.

Возможно, книга вроде «Города иллюзий» была сильной и оригинальной в 1967 году, но в 2007-м она как-то не впечатляет. Сюжеты о коварных пришельцах, о раздвоении (и обратном собирании) личности, о поисках самого себя, о телепатии и промывке мозгов, о далеком будущем Земли и впадении землян в варварство, за минувшие сорок лет как только не использовались в других книгах и фильмах — очевидно, потому «Город иллюзий» кажется вторичным.

Впрочем, и сам по себе, без соотнесения с массивом фантастических текстов, он особенно не блещет. Центральная этическая идея книги (о том, что честность это хорошо, а ложь — плохо), как бы не «выстреливает» в финале романа, главгерой побеждает не за счет того, что был честным до конца, а за счет неожиданно обретенных способностей своей прежней личности. Да простят меня поклонники Ле Гуин, но сии способности верелян — в данном случае большой, лакированный концертный рояль в кустах. :wink:

Отдельные эпизоды сюжета, места, которые Фальк посещает по дороге в Эр Тох, у меня как-то не сложились в единое смысловое целое. Вроде бы автор пыталась показать, как деградировало человечество под железной пятой Сингов, но получилось не слишком убедительно — техническое развитие (лазерные пистолеты и т.п.) даже превосходит современное нам, а нравственных уродов во все времена было, есть и будет достаточно. Кроме того, художественно убедительными бывают те книги, в которых показано, как человечество губит само себя. Когда же виновником бедствий оказываются пришельцы из соседней галактики... ну это ж попса, тот чернозем, на котором произрастают всякие «Звездные войны», «Чужие» и прочие голливудские рекордсмены по кассовым сборам. :)

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2008 г.

Забавно... когда читал, тоже все казалось вторично, а потом допер, почему — как ни странно, общая картина очень напоминает постсоветскую Россию, в которой все мы живем! Судите сами — Лига, созданная для борьбы с коварным внешним врагом, и вроде бы развалившаяся в результате внутренних противоречий; новая элита — правители, умеющие «лгать даже мысленно», что и предопределило их торжество; и даже мелкие детали вроде мышек, назойливо пищащих о «почтении к жизни«!! Жесть, просто жесть, трудно поверить, что книга написана на Западе в лохматом 67 году, а не здесь и недавно. Ванга по сранению с Ле Гуин отдыхает. :) Лучшая книга о нашей недавней истории.

Правда, чисто в литературном плане текст не блещет (по сравнению с другими ее же произведениями), посему оценил лишь на (8).

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2011 г.

При всей моей любви к Ле Гуин вообще и Хайнскому циклу в частности — это совершенно пустой роман.

Обычно романы Ле Гуин дают гораздо больше пищи сердцу, чем какому-то другому органу, и меня лично очень сильно задевают за живое (иногда даже сликшом сильно). С «Городом» тоже могло бы получиться именно так. Первую часть романа — путешествие Фалька в Город и встречу с Эстрел — я могла бы уложить во вполне стандартную легуиновскую схему: Герой, Путь и Спутник. При этом на протяжении всего времени Герой сосредоточен только на Пути, и лишь постфактум понимает, что, вероятно, его Спутник сам по себе был важнее. Если не глобально важнее, то для него лично. «Левая рука тьмы» и «Роканнон» вписываются в эту схему. А вот с Городом, если детальнее разбираться, не получается сразу. Путь, в который отправляется Фальк, не имеет, как обычно, некоего общечеловеческого значения, — грубо говоря, он хочет получить нечто только для самого себя, для своего развития.

Со Спутником беда еще больше, потому что здесь классическая схема буквально выворачивается наизнанку. Спутник вовсе не предан нашему герою до последнего, он преследует свои собственные цели — «и не друг, и не враг, а так». В конце Пути фигура Спутника уже утрачивает какое-либо значение.

Роман очень явно раздлен на две части: Путь и Город. Причем Путь из них мне кажется, пожалуй, более интересным, потому что в нем в принципе есть то, что я люблю у Ле Гуин — неторопливое, созерцательное повествование, простые классические ценности, преодоление себя. Город — более странная и зыбкая часть. Причем не в плане самого Города — тут как раз все понятно, злобные Синги с нечеловеческой моралью и логикой, которые дурят народ, может, даже не со зла, а потому, что для них это естественно. Но вот то, что происходит с самим героем — вся эта история про то, откуда он прилетел и кто он таков — выглядит как-то сомнительно и неинтересно. То, как обретя свою старую личность, герой легко и быстро поборол зло, слишком не вяжется со всем остальным, что я читала у Ле Гуин. Загадочные Синги на проверку тоже не слишком впечатляют — лучше бы они так и остались неясным злом, чем взять и поверить в весьма притянутую за уши логику героя относительно их цивилизации.

Нравилось по мере прочтения, как процесс, но я вообще очень люблю, как пишет Ле Гуин. А вот в итоге, как результат, совсем не впечатлило.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2011 г.

Эмоционально роман четко делится на две части — путешествие из дома Зоува в Эс Тох и пребывание героя в городе сингов. Явно затянутые хождения Фалька и, соответственно, вымученное чтение. Вроде и неплохо написано, а вот что-то тяготит. Как в сказке — долго ли, коротко ли шел-шел он и наконец добрел до тредисятого царства:smile: Вот в конечном пункте путешествия все и обретает долгожданный смысл, четкие чувственные очертания (хотя архитектура Эс Тоха, а именно интерьеры туманно-расплывчаты и загадочны:smile:). У меня появляется читательский интерес и любознательность. Даже путешествие, казавшееся поначалу беспросветным и нескончаемым, становится на свое законное сюжетное место. Появляются интересные мысли и философия, ну например — «чтобы жить, нужно смириться со смертью». ЗдОрово сказано! Ну, собственно говоря, то, ради чего Фальк шел-бежал-летел-замерзал-голодал, он и получил, ответы на свои вопросы — Кто он сам? Кто такие синги? (по отношению к бывшей Лиге) И вообще — ЧТО творится на этой грешной Земле и во всей вселенной?

Вывод — добротная, но в этой категории занимающая самый нижний порог, книга. А описание путешествия я бы вообще сократил раза в полтора.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2015 г.

Всем известно, что в шестидесятые в Америке был очень популярен «Дао дэ цзин». Вот и Ле Гуин его прочла — прочла да подумала: «Чертовски красиво, не написать ли мне свой текст на даосские идеи?» Сказано — сделано. И пусть идей позаимствовано всего две — путь и имя, — но ведь одни из главных, не подкопаешься. Так и появился на свет Фальк-Рамаррен, что шел-шел своим путем, чтобы обрести свое подлинное имя. А заодно мир спасти, ибо что за фантастика без спасенного мира, хотя это уже и не по-даосски (Лао-цзы-то советовал оставлять все как есть).

Впрочем, есть еще и третья главная идея романа — жить не по лжи. Идея мультикультурная, вечная, идеальная. Ложь отталкивает и мертвит, правда сближает и оживотворяет. Ле Гуин не хочет считаться с известной максимой «Правда у каждого своя», — подобно идеалисту Платону, она считает, что правда это Правда — единственная и неизменная, чему порукой у древних всегда был Бог. Бога в мире Гуин нет (не устаю удивляться отсутствию каких-либо религиозных представлений даже у самых примитивных племен Хайнского цикла — и это автор-этнограф!), на чем же обосновать такую великую Правду? Герой романа очень хочет жить — получается, только на этом. Уважение к жизни — четвертая идея «Планеты иллюзий» — формальное у сингов, глубоко прочувствованное — у Фалька-Рамаррена, одного из немногих, кто «увидел вблизи свет двух солнц». Но все это хорошо, когда есть Враг — по отношению к нему можно и Правды строго держаться, и Жизнь почитать. Не удивительно, что во всех ранних романах Гуин всегда есть некий практически безликий (и отталкивающий) Враг (синги, гааль) — ведь такого Врага легче ненавидеть, против такого Врага проще сплотиться, в такого Врага удобнее целиться. Не боязнь ли нападения «комми», угрозы атомной войны с Советским Союзом, столь явно ощущавшейся в Америке шестидесятых, обязана Ле Гуин этим довольно примитивным образом? Потому что на войне — просто. Вон Враг — беги-стреляй, ты прав, он не прав. А в мирное время куда сложнее. Тут Враг — не по ту сторону фронта, а среди нас, в нас. И у каждого, как говорилось, своя правда...

Нет, с идеями у Ле Гуин все в порядке, а вот прагматика сюжета подкачала. Совершенно неубедительным выглядит полуповрежденный мозг Фалька — допустим, смерть у сингов табуирована, но если они изобрели эквивалент ее, то почему это некое аккуратное стирание памяти, так что человек вновь может учиться и запоминать, вместо банальной лоботомии, превращающей человека в овощ, уже более никогда не способный учиться и запоминать? Жив-то он остается, но и только. Может, синги как-то по особому понимают жизнь? Нам это не известно. Нелепым выглядит и беспомощность могущественных сингов в деле узнавания координат Вереля. Ведь, насколько я понимаю, они обладают сверхсветовыми кораблями-автоматами, способными практически мгновенно посетить любую планету. Да, человека на них не отправить, но и не нужно. Достаточно обычной шпионской аппаратуры, несколько стартов на предполагаемые планеты и подлинный Верель обнаружен. За шесть дней, а не шесть лет, которые они искали Фалька. Что ж, по-видимому, за двенадцать веков после разгрома Лиги существенно деградировали не только люди, но и синги. ;)

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2008 г.

Прочитал. не впечатлён. Во-первых, развязка слишком предсказуема, я уже догадался о концовке, когда прочёл одну треть книги.

Во-вторых,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
слишком слабенькие у неё Сингхи. Цивилизация, разрушившая Лигу, завоевавшая Землю и тысячу лет удерживающая в своих уздах человечество, оказалась сборищем слабаков и недоумков, которых без напряга победил потомок цивилизации, которая не смогла противостоять Сингхам

В-третьих, сюжет прямолинеен как столб. Сталю 5 из 10.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2017 г.

Роман очень даже неплохой, постоянно держит в напряжении. За главного героя хочется переживать. Мир далекого будущего описан очень хорошо. Однако слишком невнятная концовка все портит. Да, на кое какие вопросы читатель все же получит ответ. Например, кто такой главный герой на самом деле, или кем являются поработители Земли. Но никакой конкретики ждать не придется. В процессе чтения у меня накопилось много вопросов, однако ответов на ни не получил и потому остался разочарован. А в остальном — крепкий такой боевичок на тему пост-апокалиптики

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2017 г.

Из предыдущих книг цикла известно, что у Лиги Миров был Враг, угроза столкновения с которым была одним из факторов, побуждающих Лигу расширяться, включая в свои ряды новые разумные виды (видимо все они были гуманоидными), которые могли помочь в войне с Врагом. Из романа «Город иллюзий» мы узнаём, что враг всё-таки победил, по крайней мере земная цивилизация была разрушена более тысячи лет назад. Земляне теперь живут маленькими разобщёнными группами — родовыми домами, селениями, кочевыми племенами. Великое прошлое сохранилось в преданиях и обрывках утраченных знаний и технологий.

Что понравилось особенно:

- Мастерская манера повествования, поэтичный язык — как всегда у Ле Гуин на высоте.

- Мир Земли далёкого будущего; цивилизация разрушена, но не всё так уж плохо, в жизни многих людей в этом мире есть и положительные моменты. Отдельного упоминания заслуживают говорящие животные.

- Главный герой Фальк-Рамаррен — сильный персонаж, гуманоид со стёртой памятью, желающий отомстить за то, что сделали с ним и с Землёй; побеждающий не физической силой, а силой духа.

- Захватчики Синги — оригинальный народ, тираны, не признающие убийств и открыто говорящие о своей лживости.

- Город Эс Тох — столица Земли, возможно один из самых запоминающихся городов в фантастике.

- Даосская философия — она всегда мудра и красива.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2008 г.

Город Иллюзий. Еще одна красивая сказочка. Читалась легко, быстро и прошла мимо. Практически на протяжении всего текста не покидало ощущение дежа вю – я все это где-то видела и читала. Поэтому не могу ни согласиться с прошлыми отзывами.

Еще есть некая невнятность событий и одновременно их предсказуемость и масса классических, можно сказать, штампов. Раз лес- там боязливые живут, раз степи- дикие жестокие и тд и тп. но при этом все такие умные, что-то знают, все понимают, но сказать не могут. Почему? Потому что есть Враг! О! Подлый какой. И как легко автор кидается годами – прошло много времени, люди так деградировали но, тем не менее, есть и техника и какие-то сверхспосбности… хм. Толи плохо они деградировали, толи Враг плохо работал.

Один главный герой тупица, но потом, конечно же его мозг становиться вместилищем суперзнания и способностей…

В рассказе нет новизны, оригинальности и, к сожалению, толком нет идеи. Такой, за которой бы хотелось идти до конца текста. А так – просто милая повесть.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2010 г.

Из трех произведений Хайнского цикла — «Левая рука тьмы», «Планета изгнания» и «Город илюзий» — это самое интересное.Хорошая идея, хорошая легенда, хорошее развитие сюжета. Читается на одном вдохе, отрывался только, чтобы оставить себе еще немного удовольствия на потом. Хорошая, добротная НФ. Можно перечитать еще раз, хотя и не сказал бы, что шедевр. Поэтому оценка — 8.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх