FantLab ru

Роберт Шекли «Цивилизация статуса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Оценок:
2738
Моя оценка:
-

подробнее

Цивилизация статуса

The Status Civilization

Другие названия: Omega!; Тоже цивилизация; Статус-цивилизация

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 231
Аннотация:

Люди будущего. Кем они станут? Куда занесут их столь обычные для всей человеческой породы пороки, предрассудки и лихая жажда наживы? Многие писатели уже размышляли на эту тему, перебирая огромное количество повторяющихся вариантов и набивая оскомину у читателей. Но только не Роберт Шекли! Его сюжеты и образы всегда ярки, оригинальны и остроумны, а фантазия поистине безгранична.

© duke
Другая аннотация:

Книга интересна не только информацией, написанной в строках, но и тем, что содержится между строк.

Производство и активация новой партии клонов путем внедрения стартовых воспоминаний о прошлом, связанных с легендой о причинах перемещения в новый мир. Очень интересная концепция воспитательного процесса. Вторая часть — описание «обратной связи». Удастся ли восстановить утраченный мир, располагая лишь тенью воспоминаний?


С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Перевод Ю. Руфина представляет собой слегка отредактированный перевод В. Фёдорова и И. Лифшиц.


Входит в:

— журнал «Знание-сила 1988'4», 1988 г.

— журнал «Знание-сила 1988'5», 1988 г.

— журнал «Знание-сила 1988'6», 1988 г.

— журнал «Знание-сила 1988'7», 1988 г.

— журнал «Знание-сила 1988'8», 1988 г.

— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/2. Американская фантастическая проза», 1990 г.

— антологию «Долина проклятий», 1991 г.

— антологию «Звездные короли», 1991 г.

— журнал «Сокол 1 (5), 1992», 1992 г.

— антологию «Survive, or Die!», 2013 г.


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Американская фантастическая проза. Книга 2
1990 г.
Долина проклятий
1991 г.
Звездные короли
1991 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1992 г.
Носитель инфекции
1992 г.
Координаты чудес и другие произведения
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 3
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3
1994 г.
Цивилизация статуса. Тигр! Тигр!
1996 г.
Корпорация «Бессмертие»
1997 г.
Корпорация
1999 г.
Цивилизация статуса. Повести. Рассказы
2000 г.
Координаты чудес
2003 г.
Цивилизация статуса
2003 г.
Координаты чудес
2004 г.
Цивилизация статуса
2005 г.
Координаты чудес
2007 г.
Цивилизация статуса
2009 г.
Абсолютное оружие
2015 г.
Абсолютное оружие
2017 г.
Паломничество на Землю
2021 г.

Периодика:

«Знание-сила» 4/88
1988 г.
«Знание-сила» 5/88
1988 г.
«Знание-сила» 6/88
1988 г.
«Знание-сила» 7/88
1988 г.
«Знание-сила» 8/88
1988 г.
Сокол 1 (5), 1992
1992 г.

Самиздат и фэнзины:

Хождение Джоэниса
2018 г.

Аудиокниги:

Цивилизация статуса
2010 г.
Фантастика и приключения
2012 г.
Цивилизация статуса
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Gli orrori di Omega
1983 г.
(итальянский)
The Status Civilization
1986 г.
(английский)
Злочинна цивілізація. Координати чудес
1991 г.
(украинский)
Корпорация „Безсмъртие“. Цивилизация на статуса
2011 г.
(болгарский)
Status cywilizacji
2019 г.
(польский)
Цивілізація статусу
2020 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читала в свое время Шекли, но вот Цивилизация статуса прошла мимо. Сейчас классики фантастики тоже читаются неплохо, но лучше начинать знакомиться с жанром именно с них, чтобы не сравнивать с новыми (по типу старых фильмов без спецэффектов) и не покачивать головой по поводу наивности. Я всегда готова сделать скидку, потому что в любых книгах мастеров жанра вроде Желязны, Гаррисона, Шекли, Хайнлайна и т.д. будут обязательно и динамика, и смысл, и богатая фантазия. Цивилизация статуса – не исключения. Правда, не ждите разжеванной и положенной в рот морали – ее не будет, и подумать над моральными аспектами придется самим, как и решить, какая планета больше напоминает тюрьму…

Дело в том, что существует две планеты, населенные людьми. Омега — это тюрьма, куда ссылают всех не подошедших под стандарты мирной жизни на Земле. Преступникам стирают почти всю память и оставляют выживать на собственное усмотрение. В злом мире поощряются убийства, и статус человека зависит от их количества. Однако главный герой не чувствует в себе тягу к насилию и считает, что попал сюда по ошибке, поэтому стремится выяснить прошлое и найти единомышленников (одновременно продавая всевозможные яды). Однако он тоже вынужден защищаться. Невзгоды сыплются на него одна за другой, так что скучать ни секунды не придется.

На Земле же царит полная утопия и победивший разум, а статус зависит от соблюдения законов, но вот хорош ли такой застой? Решение автор оставляет за читателем. Этой утопии посвящают гораздо меньше времени, и она намного скучнее.

Меня покоробила сверхъестественная живучесть героя вкупе с такой же сверхъественной невезучестью, что в принципе объясняется тем, что он постоянно лезет на рожон сам. Еще очень много логических дыр в общественных строях обеих планет и поступках многих окружающих. Эти дыры кое-как латаются в конце, но вообще это в основном экшен, где просто придется принять многое на веру.

Книга очень сильно перекликается идейно с Городом и звездами Артура Кларка, только там это оформлено без кровавых убийств, сражений на арене и судного дня. Я лично в очередной раз пришла к выводу, что любая крайность имеет свои недостатки. Неплохая вещь, но перечитывать бы не стала.

Кстати, в издании Азбуки именно Цивилизации статуса абсолютно психоделическая картинка на обложке не имеет сюжетных отсылок в тексте ))

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шекли описывает два мира : Землю и Омегу, населенную преступниками. Омега выглядит этаким анти-миром, пародией на благоустроенную Землю. Главный герой убийца, и был сослан на Омегу за убийство. Однако он не чувствует в себе склонности к насилию и убийствам. Он находит на Омеге людей, похожих на него — не помнящих своего прошлого и не желающих вершить бесчинные люди. Но Омега — пародия на Землю, в ней немного все наоборот.

Каждую пятницу следует молиться сатанизму, убийства поощряются — и статус жителя зависит от количества совершенных преступлений.С одной стороны, Омега просит жителей вести себя прилично, но с другой — в ней очень даже поощряются нарушающие все правила.

Герои считает, что Омега саморазрушительна и всеми силами стремится вернуться на Землю. На Земле читатель знакомится с миром этакой утопии, но только на первый взгляд. Здесь все вежливы, послушны, благополучны. Но кто же посылает часть на Омегу? И тут герой повествования вспоминает то, чего не должен быть помнить. Едва не кончая самоубийством от приказов воспоминания наставлений роботов, он понимает, что сам доложил на себя и послал на Омегу за одну лишь мысль об убийстве. Он не был убийцей, а Землей в некотором роде управляли машины. Побеждая собственное подсознание, герой остаётся жив.

Шекли назвал повесть « Цивилизацией статуса». На Омеге побеждали и выживали сильнейшие, присваивая себе статусы и ранги. Напротив, на Земле вроде люди равны — но все же делятся на еле отличимые статусы. Вероятно, идея Шекли в том, что Омеге не хватает закона и равенства, а на Земле — конкуренции. Верно отметить и то, что одним людям хочется равенства и порядка, а другим наоборот, хочется быть сильнейшими и утверждаться за счёт остальных. Да, то разные цивилизации и Омега мне нравится меньше. Хотя наиболее интересным моментом было открытие, что Землей правят роботы. А ещё — что автор помог герою побороть своё подсознание и остаться в живых. А представьте, такое претворят в жизнь, а представьте, если бы не смог.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мой переход от чтения рассказов Шекли к его романам был настороженный. Не всегда романисты пишут ярко как рассказчики и наоборот. Приятно удивлен качеством романа. В нем весь Шекли неповторимый. Чтобы выделил из придумок Шекли? Это воспитание телепатически детей роботами или ИИ и внесением в их сознание Правила доноса на самого себя, если считаешь себя как-то причастным к мысли (только мысли) к преступлению. Потом доносительство на самого себя -суд на самим же собой -заключение самого себя в тюрьму и высылку на другую планету -тюрьму на верную гибель. Ужасно! Страшно! Антиутопия! Что-то похожее и творится сейчас в некоторых странах мира.

В остальном же классный боевик-детектив с интригами -загадками. Наивысший балл!! Шедевр!

Оценка: 10
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Зачем ты купила эти серьги. ты же не любишь побрякушки?»,- спросила я недавно у своей знакомой, которая в очередной раз мучилась от безденежья. Ответ не порадовал: «Ты что! В отделе у всех есть. Хочешь, чтобы подумали, что я нуждаюсь?».

Это к чему это я? Вспомнился вдруг один из самых сильных социальных романов в истории НФ — «Цивилизация статуса». Это же сколько лет уже прошло с 1960 года, когда великий Шекли живописал эту чудную нашу черту, доставшуюся нам от наших обязьяноподобных предков и с тех пор трепетно сохраняемую: определить свой статус в человеческой стае и ревностно его поддерживать. Эволюция не дала нам ярких перьев, пушистых хвостов или развесистых рогов/ впрочем, последние — у кого как/. И наши мозги тут же изобрели новые способы, чтобы найти себе теплое и сытое место и обзавестись четкими статусными маяками. В одном случае это будут мобильники, квартиры, машины, дорогие побрякушки, в другом — пистолеты и яды, в третьем — униформа и властные полномочия, но, как правило, не образование или мозги.

По Шекли цивилизация преступников — аморальна и жестока с ее убийствами и лозунгом «Выживает сильнейший», но и с виду мирная и благополучная цивилизация обывателей — не менее аморальна и жестока, со своим тотальным контролем за умами граждан и подавлением малейшей инициативы и самостоятельности. На самом деле они мало отличимы по своей сущности: в основе лежит все тоже определение статуса, только немного разными методами.

И таковой будет любая цивилизация, где материальное стало более значимым, чем духовное. Вчитайтесь : как узнаваемы в романе разговоры обывателей о своем статусе и их сытое удовлетворение достигнутым результатом. Прислушайтесь, и Вы услышите эти напевы вокруг Вас на работе, на улице, с экранов телевизоров и со страниц книг. Ну и теперь, после всего сказанного: а Ваш статус какой?

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала думал, что это только мне так кажется, но после прочтения отзывов к этому произведению, понял, что не один я такой: большие вещи у Шекли получались намного хуже, чем оригинальные и искромётные рассказы.

Роман представляет собой калейдоскоп идей без какой-либо глубокой проработки. Только подивишься фантазии автора — мол, вон как повернул сюжет — а идея уже и закончилась, дальнейшего развития не будет. Вместо романа Шекли мог написать с десяток добротных рассказов, но по какой-то причине этого делать не стал, а из обрывков слепил совершенно неправдоподобный мир с бумажными героями, которые делают ровно то, что двигает сюжет в нужном автору направлении.

Как-то так. Шекли мог и получше.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз я прочитал этот роман где-то в 15 лет, второй раз на 20 лет позже. В юности он произвёл на меня потрясающее впечатление, в зрелом возрасте не вызвал никаких чувств кроме разочарования. Первая часть романа очень динамичная и захватывающая. Главный герой попадает в необычный мир где всё новое и все против него. ГГ мастерски преодолевает многочисленные опасности и быстро продвигается по социальной лестнице этого нового мира. В этом ему помогает очаровательная незнакомка. Что ещё нужно чтобы захватить дух 15-летнего подростка? Правда вторая часть, после возвращения на Землю, для того же подростка выглядела настолько скучной и занудной, что никаких воспоминаний о ней у меня в памяти не сохранилось.

Недавно, перечитав роман ещё раз, я увидел его простым набором широко распространённых штампов в первой части и безыскусным пересказом широко известных и популярных в годы Холодной войны мыслей о тоталитаризме, государственном контроле, промывании мозгов, пропаганде и т.п.

Мир первой части это классический город из литературы жанра фэнтези, с его гильдией убийц, ареной на которой гладиаторы сражаются насмерть с дикими животными под крики толпы, множеством кровавых игр вроде заезженной во множестве произведений охоты всего населения города на кучку приговорённых, отсутствием наказания и даже поощрением убийств случайных людей на улицах, примитивной социальной системой и магией, которую в данном произведении представляют мутанты. Туда же идёт и пришитая на скорую руку любовная линия с очаровательной незнакомкой.

Мир второй части списан с популярных в 20-м веке антиутопий и все якобы философские размышления автора это простой пересказ своими словами цитат из этих же антиутопий.

При этом по стилю первая часть совершенно не совпадает со второй, это как будто склейка двух разных недоработанных произведений для того чтобы получить из них нечто достаточно целостное для того чтобы его можно было опубликовать.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что роднит следующие произведения Шекли: «Цивилизация статуса», «Корпорация Бессмертие» и «Носитель инфекции»? В первую очередь, это сходство сюжета — во всех случаях в переделку попадает одинокий гражданин, вынужденный искать ответы на свои вопросы. Кроме того, в этих произведениях сходен стиль (гиперболизированная сатира) и мораль (не всё человеческое прекрасно). Как сказал в свое время Винни-Пух, «эти сходства — неспроста!» Уж не замысел ли это самого писателя, создавшего некий цикл внутри своего творчества? Я бы условно назвал его «Человек против Будущего». Действительно, смысл этих произведений в том, чтобы показать читателю, какие изменения могут произойти в моральном облике человека, если продлить в будущее все недостатки современного общества.

Завязка романа выглядит обескураживающе-нелепой: звездолет доставляет на некую планету с условным именем Омега партию заключенных, изгнанных с Земли за разного рода преступления. Тут же на ум приходит аналогия: подобным образом в свое время поступали и англичане с французами, «сбывавшие» свои отбросы в Австралию, Америку или в Гвиану. Позднее автор сам признается, что взял подобную идею из реальной истории. Американцам и австралийцам гордиться особо нечем: у истоков их государственности действительно стояли разного рода негодяи и отщепенцы. Но законы в этих колониях были те же самые, что и в самой метрополии (за исключением разве что прав жителей и налоговой системы). Идея сама по себе достаточно глупая: вместо того, чтобы решать проблему по-умному и воспитывать сбившихся с пути граждан, правительство просто освобождается от них, действуя по принципу «Нет человека — нет и проблемы.» Но Шекли был бы не Шекли, если б в романе не усилил эту глупость до предела: в целях безопасности преступникам еще на Земле стерли память, чтобы они могли начать свою жизнь «с чистого листа». Ведь Омега — это не тюремная планета, а настоящий криминальный рай, где преступники живут по собственным законам! Эти законы доведены автором до полного абсурда: понятия зла и добра в них поменялись местами. К примеру, убийство здесь считается не преступлением, а добродетелью, с помощью которой можно повысить свой социальный статус. Правда, имеются две оговорки: убийца будет прощен, если только проявит определенную степень изворотливости и сумеет пережить те наказания, которые ему навяжет общество. Поощрение методом наказания — что может быть абсурднее? Но Шекли ставит свой эксперимент, доказывая читателю полную функциональность такого образа жизни. Чтобы стать «неприкасаемым», нужно обладать воистину непомерной наглостью и фантастическим везением. Поскольку оба эти качества практически несовместимы друг с другом, общество уголовников заранее обречено на деградацию и вымирание. Это прекрасно понимает секта Второй Группы, которая пытается устроить побег своему адепту с планеты, чтобы тот обратился за помощью к властям метрополии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Выбор падает на Уилла Баррента, несправедливо обвиненного в убийстве, которого он не совершал. Впрочем, уже на Омеге он убил несколько человек, так что ангелом назвать его тоже нельзя. Правда, в отличие от остальных преступников, он убивает в целях самозащиты, а не для повышения своего статуса. Однако, на Земле его ждет обескураживающая реальность: он сам осудил себя в несовершенном преступлении и сам же сел на тюремный транспорт, отправляющийся на Омегу. К такому дикому поступку его сподвигло неосознанное внушение, заложенное роботами еще во время учебы в школе. Выходит, что земное общество разрушает само себя, создавая неразрешимые проблемы. Шеф Тайной Полиции понимает всю порочность подобной практики и не препятствует планам Второй Группы вернуть домой всех нонконформистов. Надо сказать, — единственный разумный поступок из всех описанных в романе.

Что же хочет сказать нам автор, поведав о столь абсурдном обществе?

Во-первых, многие законы нашего общества весьма несовершенны (это еще мягко сказано!). Чтобы не попасть в тупик, их нужно менять, и как можно скорее. Во-вторых, не стоит бояться нонконформистов — они, как своеобразная лакмусовая бумажка, указывают обществу, где конкретно оно свернуло на неверный путь. Другими словами, правительство должно иметь обратную связь с народом, а не сажать всех недовольных в тюремный звездолет, присваивая им статус «возмутителей спокойствия». В-третьих, среда воспитывает человека больше, чем его собственный разум: если кому-нибудь каждый день говорить, что он негодяй и мразь, то очень скоро этот человек начнет вести себя соответствующе. Я называю такое правило «эффектом наводки» или «синдромом Стивена Кинга». Дело в том, что известный мастер триллеров и хорроров до начала своей писательской карьеры долгое время работал в клинике для душевнобольных, где не только набрался разного рода материала для своих леденящих кровь творений, но и мыслить стал, как последний шизофреник. Вы только прочтите его романы и посмотрите хоть на одну его «сюжетную» фотографию: разве ТАК выглядит нормальный гражданин? Что поделать — окружение обязывает! В-четвертых, чем абсурднее идея, тем проще ей утвердиться в обществе. Вспомните «цивилизованных террористов» середины 90-х годов, параноидальное увлечение финансовыми пирамидами типа МММ и знаменитый проект переброски вод сибирских рек в Среднюю Азию. Если б это было недостатком одной только «дикой России»... Но и в «цивилизованном» мире также полно своих собственных супер-идиотских решений, согласованных на всех уровнях власти. Взять хотя бы уже приевшееся обвинение России во «вмешательстве в американские выборы», которое за последние годы многократно трансформировалось в разного рода нелепости типа: «Погода в Европе стала аномальной благодаря вмешательству России в дела Господа Бога...» Нам такое кажется глупым и смешным, но среднеарифметический западный обыватель охотно верит в подобный бред, потому как его регулярно повторяет местное телевидение и печатают многие газеты. В-пятых, криминальная планета — вовсе не выдумка Шекли, а просто масштабная аллегория на реально существовавшие в истории преступные государства: пиратский Порт-Ройял, государство ассасинов в Палестине, содружество «ночных душителей» тугов в Индии и наше родное «шариатское государство Ичкерия» наконец... Нет такой глупости, которую бы уже не опробовало человечество за свою длинную и противоречивую историю. Если б оно вовремя прислушивалось к предостережениям великих мыслителей, мы бы уже проживали на Марсе и совершали туристические полеты к Альфе Кентавра!

--------

ИТОГ: гиперболизированный политический памфлет великого новеллиста, замаскированный под трагикомедию абсурда. Опасен тем, что время от времени сбывается и в нашей реальности.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть интересная и поднимает несколько злободневных проблем как то общество толерантности, пропаганда, религия.

Подача очень динамичная и нескучная. Но вот только после прочтения не покидает мысль, что во-первых книга толком не закончена, а во вторых, название и содержание не соответствуют друг другу — если цель статуса на Омеге еще более-менее понятна, то чем помогает или вредит статус на Земле не раскрыто вообще. Если продолжить идею, что отличия в поведении и мышлении населения Земли вредны и выкорчовывались все эти столетия отсылкой на Омегу, то тем более наличие 500+ статусов на Земле не поддается никакой логике. Если бы Шекли ограничился только Омегой, то раскрыв тему получилась бы великолепная вещь. А «пришив» в сюжет Землю, на выходе получили нечто проходное, но не более.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, между прочим, очень злободневна — в ней виден тот предел, к которому может придти общество всеобщей толерантности, тотального контроля за инакомыслием и инаковостью своих членов вообще — не выделяйся, будь как все, предел твоей мечты — новый диван, а не полет на Марс или открытие нового физического принципа. Каждый доносит на соседа и на себя самого, при этом это общество — не тотальная диктатура с уничтожением инакомыслящих, люди сами надевают на себя наручники и идут в полицию. Не уверен, что я бы хотел жить в таком обществе

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как я уже писал в отзыве на «Корпорацию Бессмертие», на мой взгляд Шекли не то чтобы сильно удавались объемные произведения. Тут у нас, в общем-то, та же ситуация, что и с «Корпорацией»: масса идей и концепций свалены воедино. Тут и любимая автором охота на людей, и причудливое бандитское общество, и гладиаторские бои, и иронизирование надо всем по поводу и без. Но на сей раз вышло получше, так как все это помещено в декорации гротескной планеты-тюрьмы, на которой все эти нагромождения смотрятся достаточно органично. Да и в меру неожиданный, но достаточно продуманный финал имеется.

В результате имеем не самое сильное или продуманное, но весьма увлекательное фантастическое произведение. И, на мой взгляд, лучшее, что у Шекли вышло не в форме его типичных коротеньких зарисовок.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой роман, даже очень хорошая антиутопия, но неожиданно не хватило объёма. Очень внезапно случается конец и... И всё?

Если жизнь Омеги, планеты-тюрьмы, расписана достаточно ярко (но больше подробностей прошло бы на пользу общей картине), то мир Земли набросан схематично, и опять же тема не раскрыта полностью, у меня ещё к нему куча вопросов.

Герои. То же самое. Если с Уиллом всё более-менее ясно, так как он центральный персонаж и мы видим его развитие и становление, то ни один из второстепенных не привлекает внимание, и все они остаются статистами.

Было бы здорово развить из этого полноценный роман, но увы.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина книги кажется простой: обыкновенная приключенческая фантастика с предсказуемым сюжетом. Но вторая часть, и особенно концовка, меня удивила своей непредсказуемостью, интересным взглядом на развитие нашей цивилизации, и мощной идеей. Роберт Шекли, на мой взгляд, описал именно то будущее Земли, которое нас ожидает (не во всем, конечно, но во многом).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эта цитата тому доказательство:

«Наши энергия и способности уходят на никчемные цели; личность замкнулась на себе. Мы мастерим старинную мебель в соответствии с рангом и статусом, а тем временем нас тщетно ждут неисследованые планеты. Мы давно кончили развиваться.»

Книга очень интересна, и заставляет задуматься о том, что нас ждет, а для хорошей научной фантастики это самое главное. Уверена, что в будущем еще не раз вернусь к этой замечательной книге.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень динамичная и оригинальная книга, читать которую — одно удовольствие. Я уже полюбила Шекли за его лёгкий язык, изобилирующий юмором. Над несколькими моментами я искренне посмеялась, хотя никогда не замечала за собой особой смешливости.

Цивилизация Статуса — это неплохой пример захватывающего и интересного романа с элементами антиутопии. Одна из действительно годных крупных работ у Шекли, а так же отличный образец социальной фантастики.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В Светлом Храме Фантастики не так уж много книжек, которые — аки вешки с красными тряпочками притороченными — столбят гениальнейшие базисные идеи на бескрайнем тематическом поле. Само поле — во все стороны, сколь глаз хватает, а вешек — по пальцам пересчитать можно.

Вот эта книжка — из их числа, из оных «гениальнейших базисных». Такие книжки пропускать нельзя, уважаемый потенциальный читатель. Никак нельзя.

Как будет выглядеть социум, в котором насилие — не просто Норма, а — Норма Закона? Сможет ли он (социум) — в принципе — существовать, не исчезнет ли в хаосе отрицания Доброты, Человечности, Сострадания?

Таки — нет, уважаемый потенциальный читатель. Не только не собирается никуда исчезать, а ещё и — вопреки очевидности и здравому смыслу — формирует вполне себе оригинальную философию жизненную, с претензией на Истину Единственную и Неповторимую. На Правду в Её естественном виде, не искаженном лицемерием и ложью морализаторства.

Гениальная книжка

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идеальное общество каждый представляет себе по-своему — обыватели, ведущие травоядное существование, мечтают о товарном изобилии по низкой цене, о стабильности и сытом покое. В то же время активные, пассионарные личности, знающие вкус к свободе, превыше всего ставят понятие чести, возможность реализовать себя, кровью и потом проложить себе путь к месту под солнцем, их идеал — неравенство, мир, где каждый получит своё в зависимости от личностных качеств. В «Цивилизации статуса» автор дает нам возможность посмотреть со стороны на общество, построенное руками преступников — сначала оно покажется диким и нереальным, но если убрать весь гротеск, то придет узнавание нашей реальности, которая для представителя иной цивилизации покажется не менее абсурдной и дикой, чем социум Омеги.

Само явление преступности напрямую вытекает из врожденной тяги человека к богатству, власти и славе, которых хочется достичь кратчайшим путем. В нашем мире решающее значение имеет статус индивида, принадлежность его к той или иной обособленной группе. Чтобы не ходить далеко, достаточно вспомнить российское тюремное сообщество, живущее по понятиям — там есть чётко выделенные касты, жестко регламентированные традиции и ритуалы, предусматривающие передвижение человека вверх или вниз по иерархической пирамиде. Любое замкнутое мужское общество — это проверка человека на прочность, когда начав с самых низов ты пытаешься подняться как можно выше, завоевав уважение и признание окружающих. Внешним выражением статуса могут быть наколки, как на зоне, или количество звёзд на армейских погонах — это не важно, главное, что каждый из нас от природы заряжен на конкурентную борьбу, на естественный отбор — хотим мы этого или нет, но каждому придется занять свое место в социальной пирамиде.

Р. Шекли удалось создать наиболее достоверный концепт преступной цивилизации в вакууме, ведь что ни говори, а за решеткой порядки строятся не на пустом месте, во многом они копируют то, что существует на воле, только в более острой, рельефной форме. Права никогда не давались даром, но всегда брались и ни у кого не спрашивались — чем отличается первобытный вождь в бусах из вулканического стекла, забивший дубиной из берцовой кости всех своих конкурентов, от современного банкира в салоне «Порше» — только тем, что банкир вместо берцовой кости пользуется услугами профессиональных киллеров. Стремление к статусу не зависит от возраста — даже в школе, в детском саду дети меряются айфонами, приставками, планшетами, создавая собственную иерархию, где выделяются альфы, беты и омеги. Статус родителя распространяется на ребенка, одаряя его необходимым стартовым капиталом для скорейшего достижения вершин в обществе неравных возможностей.

Возвращаясь непосредственно к роману, хотелось бы сказать пару слов о сюжете. Главный герой Уилл Браннер, обвиненный на Земле в преднамеренном убийстве, попадает на тюремную планету Омега в единственный здесь город Тетрахид. Чтобы выжить в новых условиях, ему предстоит приложить все свои силы и умения. Общество Омеги делится на строго очерченные классы, начиная с бесправных пеонов и далее, до свободных граждан и привилегированных каст. Общество строится на принципе «человек человеку — волк», социальные лифты жестко привязаны к убийствам — если хочешь поднять статус нужно убивать и самому оставаться в живых. Тем не менее, анархии не наблюдается — действует строгий Закон, защищающий интересы верхушки и провозглашающий государство высшей ценностью — знакомая ситуация, не правда ли? Знание закона — привилегия избранных, а умение грамотно его обходить, избегая ответственности, поощряется и ценится выше законопослушного поведения. Такое чувство, что у автора где-то был припрятан хрустальный шар, в котором он прозревал наше настоящее и особо яркие моменты брал на карандаш.

Местная религия прославляет зло и является разновидностью сатанизма, но риторика проповедников и стремление к финансовой выгоде до боли напоминает крупнейшую религиозную корпорацию наших дней. Употребление наркотиков приветствуется, ведь доходы идут в казну государства — вспомним наши табачные и алкогольные акцизы. Интересна идея с магазином снов, который позволяет вернуть утраченные воспоминания о Земле — сразу приходит на ум известнейший рассказ Ф.К. Дика «Мы вам всё припомним», который был написан позже романа Шекли. Четкая связь имеется с циклом «Жертва» — на Омеге регулярно проводится Охота, правда Жертва здесь находится в гораздо более сложных условиях, чем Охотники. Также упоминаются местные Игры, напоминающие состязания гладиаторов в римском Колизее — эту идею автор изрядно разовьет и украсит в романе «Первая жертва», где подробно описываются Сатурналии, завершающие очередной сезон Охоты.

Внимательный читатель обязательно заметит наличие в Тетрахиде квартала мутантов, учитывая отсутствие упоминаний об источниках радиации на Омеге, возникают определенные подозрения по поводу того, как эта категория оказалась среди ссыльных уголовников. Любовная линия в романе намечена, но развития не получила, хотя загадочная незнакомка, которая явно знает гораздо больше, чем хочет показать, имеется в наличии. Боевые сцены прописаны ярко, но поверхностно, им явно не хватает драматизма. Также напрягает, что главный герой стреляет из иглолучевика не хуже, чем Робин Гуд из лука, хотя весь его практический опыт основан на занятиях в местном тире — вряд ли за несколько недель, или пусть даже месяцев, можно приобрести такие навыки. Роману серьезно не хватает объема — автор просто фонтанирует интересными идеями, но до конца их не раскрывает, возможно сказывается то, что это только второе произведение крупной формы в его творческом багаже.

Само название планеты-тюрьмы также прозрачно намекает, что если есть омега, то где то обязательно существует альфа. Добро и зло, свет и тьма, конец и начало — эти понятия, несмотря на диаметральную противоположность, не могут существовать друг без друга — дуалистическое мировоззрение вообще свойственно творчеству Р. Шекли. Особое внимание стоит обратить на детективную линию, которая до поры до времени кажется вторичной, но в итоге раскрывается великолепно. О финале стоит сказать особо — за это можно с легкостью простить отмеченные ранее недочеты — концовка выполнена в фирменном шеклиевском стиле и способна нехило перевернуть сознание читателя. Подобно японской пагоде финал имеет несколько ярусов, завершая историю как на макро- так и на микроуровне. Считаю этот роман одной из вершин творчества мастера, особенно интересен он будет читателям неравнодушным к утопиям и антиутопиям, но немного подуставшим от классических сюжетных схем Оруэлла и Хаксли.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх