fantlab ru

Анатолий Рыбаков «Выстрел»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Оценок:
252
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Действие завершающей повести трилогии происходит спустя восемь лет. Пути друзей за это время разошлись. Генка изменился в худшую сторону, Славка работает тапером в ресторане. Во дворе, где они проживают происходит убийство инженера Зимина. Главный подозреваемый главарь местной шпаны Витька Буров. Миша Поляков самостоятельно берется расследовать это дело, т.к. не верит в то, что Витька может убить человека...

Входит в:

— журнал «Юность 1975'09», 1975 г.


Экранизации:

«Последнее лето детства» 1974, СССР, реж: Валерий Рубинчик




Выстрел
1976 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
1977 г.
Том 2
1978 г.
Том 1
1981 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
1982 г.
Бронзовая птица. Выстрел. Повести
1985 г.
Кортик
1987 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
1988 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
1989 г.
Том 1
1995 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
1996 г.
Том 1
1998 г.
Кортик
2004 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
2004 г.
Кортик. Бронзовая птица
2005 г.
Выстрел
2009 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
2010 г.
Выстрел
2015 г.
Выстрел
2015 г.
Всё о… Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
2015 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
2015 г.
Выстрел
2016 г.
Выстрел
2016 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
2016 г.
Выстрел
2019 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
2020 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
2020 г.
Выстрел
2021 г.
Кортик. Бронзовая птица. Выстрел. Водители
2022 г.

Периодика:

Юность № 9, сентябрь 1975
1975 г.

Аудиокниги:

Выстрел
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Der Schuss
1978 г.
(немецкий)
Šāviens
1983 г.
(латышский)
Kortik. Pronkslind. Lask
1984 г.
(эстонский)
Šūvis
1986 г.
(литовский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вожаки и вожатые, кто кого?..

Проходит пара-тройка лет после событий повести о бронзовой птице, наши герои живут там где и жили, а мир вокруг них меняется с разностремительной силой. С разностремительной потому, что параллельно и одновременно с социалистическими преобразованиями в стране введена новая экономическая политика. И вот как раз в эту новую экономику и практику хозяйствования попадают уже дважды знакомые нам ребята.

Ловкач и крутила-снабженец Валентин Валентинович Навроцкий всякими правдами, но в основном неправдами заполучает для своих нужд партию якобы бракованной продукции, причём речь идёт не штуках и не о единицах — вагон, вот аппетит нашего дельца. И случайным образом наши самодеятельные сыщики узнают, вернее подозревают. А наш ловкач парень хоть куда и на первый взгляд весьма благопристоен, хорошо и даже с лоском одевается, образован и культурен, и даже благороден в некоторых поступках. Но, как водится, вторая, при этом истинная его сущность, совсем другая — жажда наживы, вот его конёк. И соответственно растут его потребительские аппетиты.

Но тут случается убийство знакомого наших ребят и живущего по соседству с ними инженера Зимина, работающего… работавшего на той же фабрике. И конечно же Миша пытается найти связь между убийством инженера и хищениями на фабрике. А заодно спасти от уголовного приговора местного хулиганистого парнишку Витьку Бурова, арестованного по подозрению в этом убийстве.

В общем, вот эта детективная линия всячески крутится и совсем не быстро раскручивается, тем более, что все причастные к ней лица стараются изобрести хитрые способы, чтобы скрыть своё участие. И параллельно с этим происходят события и романтические, и всяческие дружеские коллизии. И заодно мы погружаемся «с головкой» и даже «с ручками» в быт Москвы первой половины двадцатых, знакомимся с пацанской братией и шантрапой московских дворов. И дополнительной темой повести стала вот эта вожатско-вожаковская работа того же Миши с ребятами, стоящими у края социальной пропасти — либо помочь им стать нормальными людьми, либо отпустить их с тем, что скорее всего они вырастут в преступников, воров и хулиганов. И тут Рыбаков достаточно осторожен, он не прописывает безоговорочные победы Миши в этой схватке, но просто обозначает надежды на положительные изменения в судьбах этой шпаны из двора и подворотни…

В общем, что-то я увлёкся Рыбаковым, пойду-ка дальше в приключения Кроша.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выстрел — заключительная, повесть-предостережение, в трилогии, о Мише Полякове, его друзьях и их интересных буднях. Три повести, как три ключа открывают перед читателями увлекательный мир советской истории, служащей общей канвой повествования. Ни на день, не прекращается борьба старого капиталистического, империалистического с новым социалистическим мировоззрением, миром. В первых двух повестях, «Кортик» и «Бронзовая птица», автор уверенно оставляет победу в этой борьбе, за новым, социалистическим миром. В третьем раунде, комбинатор Навроцкий, и не чистые на руку дельцы, в обилии появившиеся в период НЭПа, все таки получают возможность сбежать, дожидаясь наступления своего времени, преступное мышление эволюционирует, приспосабливается к новым условиям жизни, становится изворотливей. Сосредоточившись на социальных причинах возникновения преступного мышления, автор реалистично показывает жизнь улицы, потребности улицы, жаждущей легких и быстрых денег, развлечений, удовольствий, воспитанниками которой являются, и, из которой, по большей части вырастают дельцы, подобные Навроцкому. Будь то беспризорники из неблагополучных семей, такие как Витька Буров, Шаринец, Белка или дети из благополучных семей, такие как Юрка, Фургон, Люда, каждый из них может пойти по преступному пути, если им вовремя не встретятся такие, психически устойчивые, комсомольцы, как Михаил Поляков и комсомольские организации, готовые спасать человека в человеке, и трудиться в интересах социалистического, психически здорового общества, противостоящего преступному, больному, бессмысленному в своем алчном существовании миру империализма. При помощи образов Навроцкого, или ВэЭна из «Каникул кроша», перед читателями, ясно открывается изворотливость преступного мышления и мира, которыми незримо опутаны, как паучьими сетями и искусство, и промышленность, и все сферы жизнедеятельности общества и которым может противостоять только честность, принципиальность и порядочность новых поколений комсомольцев. Даже казалось бы, безобидная просьба, со стороны подлого человека с преступным мышлением, которого не сумеешь разглядеть вовремя, может обернуться трагедией и повлечь за собой, совсем небезобидные последствия, а вовремя и правильно распознанные истинные намерения человека помогут спасти его. Ведь главная задача здорового, а значит социалистического общества — спасти человека в человеке, а не уничтожить его, об этом и хочет сказать автор, освобождая Витю Бурого (не лишенного гуманного начала) от ложных обвинений.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это грустная книга. Любимые герои выросли, так как я читала цикл подряд, то их взросление кажется молниеносным.

Третья часть сильно отличается от первых двух, она более обличительна, более серьезна. Чувствуется, что герои повзрослели и готовятся войти в взрослую жизнь. Они стали еще более честными и также ратуют за справедливость и честность. В некоторых моментах, например с Генкой на собрании, это даже немного через чур.

Большая часть книги это как бы рассуждения о новой политике, рассказ о людях, которые из-за нее появились, их «работе». Были добросовестные, но как и в любое время были и те, кто не чурался грязных дел. Некоторые из главных героев из-за личных проблем изменили свою жизнь и ведут отчасти такой образ жизни, не о котором мечтали.

Само преступление и расследование происходят на последних главах книги. Так что тут не такое захватывающее приключение как в бронзовой птице.

Книга понравилась мне меньше, чем вторая и наверное также как первая. Но последняя глава дала понять, что мне очень дороги герои и я не хочу с ними расставаться. Очень быстро выросли ребята и не будет уже их таинственных походов и расследований, не будет беззаботной, но по своему серьезной мальчишеской жизни. Теперь они серьезные ребята, местами со слишком идеализированным взглядом на жизнь, но все равно такие же добрые, ответственные и честные. Спасибо Анатолий Рыбаков за такой чудесный цикл. Я бы полюбила бы его еще больше, если бы родилась лет на 20 раньше, но и сейчас он мне очень полюбился.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, написанная позже фильма «Последнее лето детство», завершающего трилогию про Мишу и его друзей-кладоискателей. Впрочем, в «Выстреле» уже клады не ищут. да и Славка с Генкой устранились от процесса, превратившись в проходных второстепенных героев. Да и сама книга — промышленный детектив, что вызывает некое неприятие у подростков, ломанувшись читать сразу три романа. Сам же Рыбаков-Аронов пришел к заключению истории практически после тридцати лет после начала, что не могло не отразиться на ауре произведения. Хотя, есть версии, что в «Водителях» Миша — это тот самый Поляков, а пионер Саша Панкратов, появляющийся в «Выстреле» на замену выпускнику Полякову — перешел главным персонажем в «Дети Арбата».

Читая роман, все время держись в памяти события кинотрилогию, поэтому независимо оценить непосредственно «Выстрел» сложно. Вероятно, как самостоятельная единица, он послабее своих предшественников, хотя и написан более глубоко по содержанию.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В подростковом возрасте ни книга, ни кино, что называется, «не пошло». После Кортика и Бронзовой птицы, было скучно и непонятно, старые персонажи повзрослели, добавились какие-то новые... да и история не про клады, а про убийство.

Но около года-двух назад уже специально и вдумчиво перечитал данную книгу (а всё потому, что мой старший прочитал Кортик и Бронзовую птицу, уже не помню, по школьной программе, или я сам посоветовал — и я соответственно вслед за ним перечитал их и решил прочитать третью книгу, так как прежде чем советовать сыну, решил-таки лично узнать о чём там пишется). В общем, был потрясён. Прочитал, так сказать, за один присест — так затянула эта история, этот антураж 20-30-х годов, как круто повернулась жизнь главных героев трилогии. Махинации, жулики, криминальный мир тех годов, комсомольцы, стремление к светлому будущему... в общем решил, что малому ещё рано читать это произведение, но потом когда-нибудь, обязательно посоветую =)

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающая книга трилогии сильно отличается от предыдущих частей. Если «Кортик» и «Бронзовая птица» были приключенческими книгами с таинственным светлым фоном, то «Выстрел» в сравнении с ними книга более мрачная, реалистичная и социально-направленная. Но опять же — оно и понятно: друзья повзрослели и разумеется изменились, причем далеко не в лучшую сторону — особенно балагур Генка. Он не воспринимает критику, относится ко всем предвзято, становится отрицательным персонажем. Понятно, что взросление не на всех сказывается положительно, но жаль того, прежнего, Генку. Славка же практически забросил школу, зарабатывает деньги в ресторане. Один Мишка держит планку и не изменяет своим детским принципам. Интересны психологические портреты как преступников, занимающихся хищениями и дворовой шпаны. Точные, запоминающиеся образы Витьки Буры, Шныра, Паштета, Белки. Здорово описанная иерархия гопников времен НЭПа. Хотя пожалуй слово «шпана» более точно характеризует явление дворовых хулиганов. Сюжет очень захватывает, все же Рыбаков мастер подросткового детектива. Каких то пропагандистских советских мотивов не упомню. В качестве завершения трилогии конечно читать. Смажется впечатление о Генке и Славке конечно, но... Посмотрите фильм «Последнее лето детства» — в нем Генка и Славка не меняются в худшую сторону и активно участвуют в расследовании убийства. Да и фильм сам по себе хороший.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх