FantLab ru

Роберт Хайнлайн «Если это будет продолжаться...»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Голосов:
574
Моя оценка:
-

подробнее

Если это будет продолжаться...

If This Goes On—

Повесть, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 70
Аннотация:

Страшно жить во времена Великой Инквизиции, тем более оснащенной всеми достижениями современной техники. Вся мощь научно-технического прогресса направлена на возвеличивание Воплощенного пророка и его Церкви и на подавление несогласных.

Свежеиспеченный легат из Вест-Пойнта попадает в самый святой из всех полков Пророка — Ангелов Господа, личной охраны Воплощенного Пророка...

Как долго в этом святом месте может сохраниться гордость за свою службу, честность и энтузиазм молодого офицера и что из этого вышло.

Входит в:

— цикл «История будущего»

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 7», 1967 г.  >  Зарубежная фантастика


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Повесть

Похожие произведения:

 

 


 Альманах научной фантастики. Выпуск  7
1967 г.
Полицейский робот
1990 г.
Цех фантастов 1991 (Вып. 1)
1991 г.
Пасынки Вселенной
1991 г.
Космический патруль
1992 г.
Собрание сочинений. Том 2
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 23
1994 г.
Восстание 2100 года. Дети Мафусаила. Подкейн с Марса
2002 г.
Угроза с Земли
2007 г.
История Будущего
2014 г.

Самиздат и фэнзины:

Переводы I: Сборник произведений зарубежных авторов
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Astounding Science-Fiction, February 1940
1940 г.
(английский)
Astounding Science-Fiction, March 1940
1940 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 апреля 2011 г.

К сожаления я пока так и не смог понять позиции Хайнлайна по вопросу религии. Не понятно, то ли он атеист — ярый противник всех религий вообще, то ли антиклерикал — противник вмешательства религии в светскую жизнь. Судя по этой повести, Хайнлайн вроде бы не против религии вообще — главный герой по сути остался верующим и стал бороться против пророка лишь потому, что отдельные личности под прикрытием религии создали тоталитарную систему, дурачащую людей в своих корыстных целях. С другой стороны, Зеб, герой второго плана, больше похож на атеиста, который одинаково иронично относится к любой религии. Вот что говорит Зеб:

»- Тогда фигура Бога очень удобна. Ты можешь с его помощью доказать всё, что тебе хочется. Ты просто подбираешь выгодные тебе постулаты, а затем уверяешь, что они тебе внушены свыше. И никто не может доказать, что ты врёшь.»

Похоже на то, что Хайнлайн на первое место ставит свободу. Из первичности свободы следует его антиклерикализм. Каждый имеет право придерживаться любой религии, до тех пор, пока его религия не покушается на свободу других. Сближение какой-то религии с государством будет означать ограничение свободы вероисповедания. Сам же Хайнлайн, по видимому, предпочитает атеизм, потому что я не могу представить, чтобы процитированный фрагмент был написан верующим. И по обоим вопросам я придерживаюсь одиной точки зрения с Хайнлайном.

Возможно, что идея этого романа не столь уж и нереалистична. Довольно часто в американских фильмах подчёркивается нарочитая религиозность американской армии и политиков. Коронная фраза — «И да поможет нам бог!» — произносится настолько часто, настолько неискренне и настолько цинично, что волей-неволей на ум приходит именно такой сценарий развития США. Под прикрытием воли бога США вторгается в заведомо более слабые страны и устраивает там разруху, испытывая новейшие образцы оружия. Делают это они под предлогом установления демократии, как бы уверенные в собственной правоте и богоугодности своего дела.

На фоне тотального оглупления, защиты прав национальных меньшинств, пропаганды консьюмеризма и привычки жить в долг, происходит то самое скатывание подлинно-демократичного строя, созданного действительно сильными и умными людьми, к управляемой религиозной тоталитарности, в которой преобладают люди, готовые променять свободу на комфорт.

Кстати, идеологическая война на информационном поле уже идёт. Многие американцы черпают сведения о происходящем за границей из национальных СМИ. Ещё пара шагов в том же направлении, и большинство американского населения будут и в самом деле готовы поверить в то, что все люди за пределами США — дикари, регулярно употребляющие друг друга в пищу.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2013 г.

Повесть эта, прорвавшаяся к советскому читателю ещё в 1967 г. на страницах альманаха «НФ», относится к, так сказать, «широкоспектральному» направлению северо-американской фантастики. Не скованные цензурой авторы, свободно перебирают целый «спектр» будущих Америки, примеряя на свою страну различные утопические и антиутопические одеяния. Смотрите, мол, что может получиться, если... — как в данном случае, — в нашей стране восторжествует теократия. Смотрите, как с ней, в случае чего, нужно бороться.

Подобные произведения создавались в спокойной уверенности, что «у нас это невозможно». Быть может, благодаря именно раскованности воображения и удаётся поддерживать равновесие многосложного социума в США. Хайнлайн был как раз вот таким «мастером равновесия».

Хотя, впрочем, иранскую теократию второй половины ХХ в. предсказать не удалось никому...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2010 г.

Повесть как бы стоит особняком в творчестве Хайнлайна, по крайней мере лично мне не попадались произведения на теологические темы этого автора, разве что Чужак в чужом краю, то там больше философских размышлений. Здесь же упор сюжета делается именно на религиозную составляющую. И эта составляющая крайне отрицательная. Хотя повесть немного напоминает Звездный десант — оба эти произведения о ТОТАЛИТАРИЗМЕ. Но если в ЗД тоталитарная система показана как довольно удачный выход из сложившегося положения, то тут религиозный тоталитаризм показан исключительно в негативных тонах. Хотя и противоборствующая ему сторона немногим лучше. Из повести сквозит довольно таки четкое неприятие автора к религии, причем судя по тексту религия в повести представляет собой смесь из нескольких современных религий — тут видна и христианская и исламская составляющая, новая религия вобрала в себя все пороки своих предшественниц, поэтому произведения можно назвать именно антирелигиозным, а не антихристианским.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2008 г.

Наш ответ роману «1984». Никакого пессимизма и меланхолии — свободные люди обретут свободу и все-все-всех замочат! Да!!!

Кстати, поместив на место «Большого Брата» Церковь, Хайнлайн проявил то ли мужество, то ли неосмотрительность. Даже по нынешним временам — крамола изрядная.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 февраля 2013 г.

Очень интересная и необычная повесть Хайнлайна, написанная в жанре антиутопии.Автор очень убедительно, яркими сочными красками изоаражает США недалёкого будущего, в которых царит тоталитарный теократический режим.Кто бы мог подумать изобразить такое.К слову сказать, господствующий теократический строй не имеет в своей своим источником католичество, а скорее ближе к тоталитарным протестанским сектам,известным своим мрачным фанатизмом.В тексте сказано, что другие религии объявлены вне закона.Официальная же церковь поклоняется некоему Пророку, заменившему образ Христа. Всё это напоминает пророчество об антихристе, исполнившееся в отдельно взятой стране а не во всём мире.В повести рассказывается, как группа заговорщиков борется против режима, и в конце концов поднимает вооружённое восстание.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июня 2006 г.

Написано в 1940 году. В том году Гитлер подмял под себя всю Европу. На 1/6 суши царил коммунизм. В третьем мире про демократию тоже особенно не слышали. Свободомыслие казалось американцам островком вокруг бушующего моря тоталитарных сект. Отсюда и название этого маленького романа. Автор рисует печальную картину тоталитарной Америки.

ГГ — образцовый офицер режима, случайно связавшийся с повстанцами и перешедший на их сторону. Далее предистория «Звездного десанта», только вместо жуков Армия Инквизиции.

Стремление автора к свободе настолько велико, что он не останавливается даже перед применением на собственной территории ядерного оружия. Правда, тогда ядерное оружие было просто одним из фантастических изобретений.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 мая 2009 г.

Церковь для автора стала всего лишь символом диктата и власти, которая диктовала свои, неотличимые от других, таких же, идеи устроиства общества и государства. И ведь так удачно у любой власти получается насождать свои принципы, что 3-4 поколение эти самые принципы воспринимает как норму. И какой бы ни была власть всегда найдется организация, противостоящая относитель законной власти. Так что получилась повесть не о конкретной власти и противостоянии ей, а о простых людях, ставящих своё дело выше личных интересов и любви, о людях, пытающихся найти себя и такое мироустройство, которое будет отвечать требованиям большинства людей, а не горстки фанатиков.

Для меня практически неразличимы были и восставшие, и церковники. Разве что восстание стало неким символом освобождения от диктатуры религии, способом изменить порядом в стране. А так власть всегда остаётся властью: кто-то будет добрее, лояльнее к населению, а кто-то будет заботиться только о сохранении культа своей личности и окружения.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2007 г.

Очень хорошая повесть в стиле «антиутопия». Правильная мысль: церковь может быть основой для жесточайшей диктатуры.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2013 г.

даже не знаю что написать))) всегда считал Хайнлайна далеким от утопий\антиутопий (почему-то... ) и вот тут вдруг нате. фантастического я тут можно сказать ничего не усмотрел. с таким же успехом можно было написать что это и его время, и наше и далеко будущее... прямо аки «а что было бы, если...» в данном произведении, как мне кажется, автор хотел показать свой взгляд, как один из вариантов развития общества, в случае, если какая-то религиозная конфессия получит в свои руки слишком много власти. ведь, в мире всегда существовало и, мне кажется, всегда будут существовать прохвосты, которые захотят наживиться за чужой счет, так а прикрываться чужой правдой и творить свою неправду — так многие за милую душу так делают. так вот. думаю, если считать по моей теории, то у Хайнлайна очень хорошо это удалось. ведь никто не знает что будет завтра, и он перенес на бумагу один из возможных будущих... и кажись рассказ скорее более какой-то детективный триллер с элементами антиутопии и фантастики) вот.

P.S. а ты, неизвестный аноним, продолжай ставить мне минусы)

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2008 г.

Церковь, сударь слОГ

( Очень хорошая повесть в стиле «антиутопия». Правильная мысль: церковь может быть основой для жесточайшей диктатуры.), и есть такая структура, жесткая, ступенчатая. Мягко стелет, но жестко спать. Инквизиция была и зарождалась в те далекие темные времена именно из этой жестко- иерархической линии церкви. Хайнлайн никогда не любил рабство, в какие бы одежды оно не наряжалось. Офицер — тот же раб, раб системы. Сбежавший раб опасен системе, показывает другим путь! Сбежавшему остается только беспощадная борьба против системы, иначе жизнь теряет всякий смысл.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2009 г.

Повесть-антиутопия о деградирующей по гнетом теократической диктатуры Америке. Несмотря на мрачный жанр, концовка оптимистична, что характерно для автора. Начало повести достаточно оригинально, странный мир с почти карикатурной религиозной диктатурой, однако описание военизированного подполья несколько скучновато. Вообще произведению вредит малый объем, ведущий к слишком общему раскрытию темы. Описание битвы также не радует оригинальностью и масштабом. В целом есть ощущение, что ближе к середине автору надоело что-то придумывать.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2007 г.

Очень хорошая вещь, всем сторонникам «сильного государства» посвящается )))

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2008 г.

Если бы не типичный для Хайнлайна хэппи-энд, повесть можно было считать антиутопией.

Достаточно неожиданно читается после космическо-романтических рассказов сборника.

Оценка: 7
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2006 г.

серо. а с религией палку перегнули.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх