FantLab ru

Стивен Кинг «Сияние»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.49
Голосов:
4870
Моя оценка:
-

подробнее

Сияние

The Shining

Другие названия: Светящийся; Ясновидящий; Монстры; Свечение

Роман, год; цикл «Дэнни Торранс»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 264
Аннотация:

Джек Торранс со своей семьей нанимается смотрителем на зимний период в отель «Оверлук». Предвкушая хороший отдых, превосходную еду, да и приличное пополнение семейного бюджета, взрослые члены семьи даже не догадываются о тайнах, хранимых фешенебельным ОТЕЛЕМ…

Примечание:

Роман был опубликован в белорусском литературном журнале «Неман» в 1991 г. (№№ 8-12).


В произведение входит:

8.15 (172)
-
2 отз.
7.90 (69)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Дэнни Торранс»

— условный цикл «Судьба Иерусалима»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга

— журнал «Звезда Востока 1991'10», 1991 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Гэндальф "Лучшая книга в жанре фэнтези"

Экранизации:

«Сияние» / «The Shining» 1980, США, Великобритания, реж: Стэнли Кубрик

«Сияние» / «The Shining» 1997, США, реж: Мик Гэррис



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Сияние
2020 г.

Издания:

Монстр
1992 г.
Светящийся. Способный ученик
1992 г.
Сияние
1992 г.
Сияние
1992 г.
Сияющий
1992 г.
Странствующий дьявол
1992 г.
Ясновидящий
1992 г.
Монстры
1993 г.
Свечение. Том 1
1993 г.
Свечение. Том 2
1993 г.
Туман
1993 г.
Сияющий
1996 г.
Сияние
1997 г.
Сияние. Том 1
2000 г.
Сияние. Том 2
2000 г.
Сияние
2004 г.
Сияние
2004 г.
Сияние
2005 г.
Сияние
2005 г.
Сияние
2007 г.
Сияние
2008 г.
Сияние
2012 г.
Сияние
2012 г.
Сияние
2013 г.
Сияние
2014 г.
Сияние
2014 г.
Сияние
2014 г.
Сияние
2019 г.
Сияние
2019 г.
Сияние
2019 г.
Сияние
2020 г.
Сияние
2021 г.
Сияние
2021 г.
Сияние
2021 г.

Периодика:

Звезда Востока № 10, 1991г.
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Дэнни Торранс
2017 г.

Аудиокниги:

Сияние
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Shining
1977 г.
(английский)
Сяйво
2010 г.
(украинский)
The Shining
2011 г.
(английский)
Сяйво
2014 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  50  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Представьте: Вы в роскошном отеле, прямо посреди живописных заснеженных гор. Из Вашего президентского люкса открывается прекрасный вид, в баре выставлены десятки бутылок с первоклассным спиртным, кладовые завалены провизией… и всё это бесплатно. Шикарно, не правда ли? Да, и ещё, Вы – один. Один в огромном, абсолютно пустом, изолированном от цивилизации отеле. В древнем отеле, где каждый номер таит в себе историю бурных увеселений, недобрых замыслов и безумия. И впереди долгая, долгая зима, в которой единственными Вашими спутниками будут беспрестанная метель за окном, воющая почти по-человечески; мерное тиканье старинных часов на первом этаже; и, конечно, многочисленные призраки прошлых лет.

«Сияние» можно с чистой совестью назвать одним из опорных пунктов библиографии Стивена Кинга. Это третий его изданный роман и первый, получивший статус hardcover-бестселлера; уже больше тридцати лет он неизменно занимает лидирующие позиции в различных хит-парадах самых страшных книг. А экранизация от Стэнли Кубрика (1980) стала первой нашумевшей кинолентой по Кингу, несомненно, ускорив процесс популяризации писателя, тогда еще скорее принца, чем короля ужасов.

История создания романа хорошо известна: после успеха «Кэрри» и «Жребия» Кинг понял, что нуждается в приливе сил и новых источниках вдохновения. Поэтому автор с семьей отправились отдохнуть в горный отель «Стэнли» в Колорадо. Так как на дворе стояла поздняя осень, других постояльцев там не было; и зловещие виды покинутых номеров и пустующих коридоров тут же заставили закрутиться шестеренки в писательской голове. Литературно переработанными оказались не только интерьер и атмосфера «Стэнли», но даже реальный персонал (призрачный злодей Грейди «произошел» от одноименного настоящего бармена).

Впрочем, «Сияние» построено не только и даже не столько на типичных гостиничных страшилках, сколько на общем архетипе Старого Дома, полного привидений и имеющего собственный враждебный разум. В романе Кинга таким Домом оказывается горный отель «Оверлук». Со времени основания он не раз переходил из рук в руки, и его стены повидали на своем веку все темные проявления человеческой натуры, от мафиозных разборок и сходок криминальных боссов до любовных скандалов и отвратительных развлечений богатых клиентов. Это не могло пройти бесследно: все разнородные отрицательные эмоции постепенно сгустились в одну концентрированную ауру ненависти, и «Оверлук» пропитался ей, обретя свою злую волю, стремясь к приумножению негатива и подталкивая к убийствам и самоубийствам. И вот вестибюль полнится инородным присутствием; безобидные кусты в форме зверей норовят схватить тебя лапами-ветками, пока ты не видишь; дребезжащий лифт по ночам самостоятельно ездит с этажа на этаж, перевозя людей, живших десятилетия назад; а обычный, на первый взгляд, номер 217 скрывает в себе… впрочем, пусть лучше эту тайну каждый раскроет сам, вместе с героями произведения.

Надо признать, Кинг умеет нагнать саспенса, практически из ничего. Разве в наш век может кого-то напугать байка об оживших кустах в форме зверей? Оказывается, может, при условии грамотной подачи. Автор сохраняет серьезное лицо, рассказывая даже нечто нелепое, и этот прием срабатывает. Хотя самое главное и самое страшное в «Сиянии» всё-таки не в тривиальных кровожадных фантомах. Сюжетно-тематический нерв романа – это прежде всего семья и психология семейных отношений.

На авансцене повествования — семья Торрансов: Джек, Венди и их пятилетний сын Дэнни. Джек – перспективный писатель и любящий муж… правда, подверженный пьянству и вспышкам разрушительного гнева. Но и с тем, и с другим он решительно завязывает. И вот подворачивается неплохая работа – зимний смотритель в пятизвездочном горном отеле; пища, кров, деньги и возможность спокойно дописать пьесу вдали от городских соблазнов. Исполненные светлых надежд, Торрансы едут в «Оверлук». И только маленький Дэнни, обладающий экстрасенсорным талантом («сиянием»), смутно догадывается, что невинная зимовка грозит обернуться кошмаром.

Взаимоотношения в любой семье – это сложное переплетение противоречивых чувств, приятных воспоминаний и застарелых обид, составляющих устойчивый психологический фон. И Кинг с точностью барометра отображает погоду в доме Торрансов. Он вообще предстает в «Сиянии» настоящим мастером по части нюансировки, небольших штрихов, придающих произведению неповторимость и жизненность. Твердой рукой творца автор наделяет персонажей знаковыми воспоминаниями, мечтами и страхами, главным образом из детства, распространяя их влияние на всю дальнейшую жизнь. Кинг умело показывает в романе значимость обыденных на первый взгляд эпизодов, метко передает молниеносные реакции героев, постыдные порывы подсознания, мысли, вихрем мелькающие в голове в экстремальных ситуациях. А подробные флэшбэки в прошлое позволяют лучше понять характеры. В полноценной психологической расцвеченности и заключен основной смак книги, главное ее достоинство.

Глубинное понимание Кингом скрытой химии внутрисемейных отношений заставляет заподозрить его в долголетней психотерапевтической практике. На деле писатель базировался в первую очередь на личном опыте общения с женой и детьми. По собственному признанию, он облачил в образе Джека Торранса как свои пагубные привязанности к алкоголю и наркотикам, так и все свои агрессивные побуждения, в частности, гневное недовольство разбушевавшимися детьми. Вообще, гнев и исследование силы и первобытной природы этого чувства – еще один важный мотив «Сияния». Ярость может копиться годами, а затем беспощадной кувалдой обрушиться на первого встречного, из-за невовремя заданного вопроса «Который час?». Но самое страшное, что можно постепенно привыкнуть к наслаждению от выпуска пара, и уже не суметь отказаться от ежедневных вспышек бешенства, подпитываемых к тому же природными инстинктами. И под могучей властью фрейдовского Танатоса нет нужды даже в пустячных предлогах к буйству, ведь их всегда можно выдумать (в чем Джеку помогают еще и злобно подначивающие фантомы «Оверлука»).

Все эти размышления составляют смысловой подтекст романа. Через всё произведение рефреном проходит фраза «Маски долой!», аллюзирующая к «Маске красной смерти» Эдгара По. Причем это не только дань уважения классику; маска также выступает как символ лицемерия. За благопристойной улыбкой интеллигента – невоздержанный пьянчуга-тиран со стаей тараканов в башке, а то и кто похуже. Впрочем, данная идея далеко не ноу-хау Кинга, а скорее уже давно знакомая песня, много раз исполнявшаяся на разные лады. К тому же, автор ощутимо недоразработал тему: вместо того, чтобы сделать ставку на жесткий холодный реализм, он подчеркивает инфернальность происходящего, как бы говоря: «Всё ОК, это не герой с катушек съехал, это нехорошие привидения виноваты». Разочарование усугубляется еще и сюжетной небрежностью резкой, обрубленной развязки. А ведь достаточно было чуть иначе расставить акценты, первым планом показать душевные, а не спиритические проблемы, и «Сияние» стало бы гораздо страшнее, ведь правда жизни может холодить кровь пуще любых зомби.

Тем не менее, мурашки по спине и гулкий стук сердца при чтении отдельных сцен романа обеспечены каждому, благо Кинг бьет сразу по нескольким болевым точкам, а не эксплуатирует лишь один хоррор-прием. Проще говоря, он насытил книгу сразу несколькими видами страха. Это и повседневный ужас семейного насилия; и путешествие по мглистым закоулкам души, скрытым от людских глаз; и клаустрофобия одиночества (Торрансы на долгие месяцы отделены от внешего мира в засыпанном снегом отеле); и потусторонние злые сущности. При столь богатом спектре темных красок, невозмутимым после «Сияния» остаться точно нельзя.

***

Лучше всего читать «Сияние» в одиночестве; погружаться в повествование с головой, ставя себя на место героев и воображением полностью проникая в их помыслы. Тогда многие несовершенства романа скроются за ярким психологизмом и просто перестанут волновать.

«Сияние» стоит читать, если:

[*] Вам интересна психология, в частности, психология семейных отношений

[*] Вы хотите узнать, к чему может привести неконтролируемая раздражительность

[*] Вы хорошо знакомы с классикой мистики и хоррора, и хотите прочесть что-то в похожем ключе, но на современном витке

[*] Вы хотите увидеть интересную интерпретацию темы экстрасенсорных способностей

[*] Вы хотите узнать, что может Вас испугать

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Сияние» не стоит читать, если:

[*] Вам не нравится подробное копание в мозгах персонажей

[*] Вы хотите прочесть не просто хоррор, но еще и с закрученным сюжетом

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сияние» по праву считается одним из лучших произведений в творчестве Стивена Кинга. Экранизация Кубрика мне не особо понравилась, и поэтому знакомство с романом я долгое время откладывал. Но после прочтения могу смело сказать, что книга мне понравилась несравненно больше. Сам Кинг был экранизацией крайне недоволен. Именно «Сияние», по мнению критиков, утвердило Мастера ужасов как успешного писателя. Тема домашнего насилия, поднятая в книге, выводит её за рамки обычного ужастика. Лично я не являюсь фанатом жанра ужасов, а люблю Кинга за его психологические романы, в которых мистика играет лишь роль создания для героев стрессовых ситуаций, в рамках которых и проявляются их сильные или слабые стороны. Ведь в «Сиянии» самое важное – это не все призраки «Оверлука», а как он влияет на героев, показывая их скрытые качества. Теперь о сюжете.

Главный герой, Джек Торранс, получает работу зимнего сторожа в отеле «Оверлук», который располагается в горах, и на всю зиму оказывается отрезан снежными заносами от остального мира. И в обязанности Джека входит следить за отелем это время. Управляющий нанимает нового работника крайне неохотно. Дело в прошлом Джека и в прошлом «Оверлука». Главный герой, алкоголик в завязке, уволенный с предыдущего места работы за драку с учеником. К тому же однажды на эту работу уже нанимали человека с семьёй, и дело закончилось тем, что он убил жену и двоих дочерей, а затем совершил самоубийство. Но Джека это не пугает, ведь у него есть цель – дописать наконец свою пьесу. В прошлом он подавал большие надежды как писатель, но постепенно из-за рутины и пьянства растерял своё вдохновение. Вернуть его должна зимовка в «Оверлуке». Из-за пристрастия к алкоголю в прошлом Джек совершил много ошибок, и потеря работы – лишь одна из них. Однажды в пьяном угаре он сломал сыну руку, а жена хотела подать на развод. Но Джек сумел вовремя одуматься и перестал пить. Хотя работа в «Оверлуке» и кажется прекрасным шансом вернуться к нормальной жизни, интуитивно вся семья Торрансов чувствует беспричинную опасность.

В день закрытия Джек с женой Уэнди и сыном Дэнни прибывает в отель. Семья знакомится с чернокожим поваром Диком Холлораном. От Дика Дэнни узнаёт, что «сияет», т.е. обладает паранормальными способностями (умеет читать мысли, видеть прошлое и будущее и т.д.). И правда, с детства Дэнни обладает особыми способностями. Мистер Холлоран предупреждает мальчика, что отель очень опасное место. Особенно для таких, как они. Он даже рассказывает о самых опасных местах, которых нужно избегать. В случае большой опасности Дэнни может мысленно позвать Дика, и тот придёт на помощь.

Семья Торрансов остаётся в отеле одна, и чем дальше, тем больше отель показывает свою демоническую сущность. Больше всего опасностей сваливается на Дэнни. Джек также порой видит пугающие вещи, но убеждает себя в том, что ему это кажется. Дик предупреждал Дэнни никогда не заходить в номер 217, но любопытство оказывается сильнее. Там он находит оживший труп женщины, которая когда-то совершила в этом номере самоубийство. Со временем призраков становится всё больше, а они всё материальнее. Отель жаждет заполучить себе «сияющего» и пытается добраться до него через самое слабое звено – Джека. Алкоголизм и врождённая вспыльчивость делают его очень лёгкой мишенью. В подвале Джек находит альбом с историей отеля и после этого становится словно одержимым. Пьеса отходит на второй план, появляется новая навязчивая идея – написать разоблачительную книгу о загадочной истории «Оверлука». В порыве одержимости Джек разбивает радио – единственное средство связи с остальным миром – и выводит из строя снегоход. Джека всё больше и больше затягивает в призрачный мир отеля, и его обитатели завораживают писателя. Призрачный бармен наливает Джеку алкоголь, который действует как настоящий, а таинственные голоса склоняют к убийству жены и сына. Якобы, это они разрушили его жизнь и заслуживают наказания. И тогда Джек берет в руки молоток для роке… Кто же из героев останется в живых читатель узнает сам.

Мне очень нравится язык Стивена Кинга. У него уникальный и неповторимый стиль, присущий всем его произведениям. Джек Торранс получился очень живым и реалистичным. Его проблемы ненадуманные и понятны каждому. Важным моментом является его отношения с отцом в детстве. В начале Джек буквально ненавидит его за жестокость и грубость, а к концу романа начинает понимать и, по сути, становится таким же. Это ещё раз подтверждает ту идею, что все наши проблемы из детства. В романе присутствует отличный психологизм, наблюдение и описание, что типично для произведений Мастера.

На мой взгляд, «Сияние» уже можно отнести к современной классике. В романе обличается множество человеческих слабостей и пороков. Для меня это один из лучших романов Стивена Кинга.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне было страшно читать эту книгу. Хотя нет, немного не так. Она вызывала у меня тревогу, реальную, неприятную, мучающую тревогу. Я даже не сразу поняла, что вызывает ее именно книга, а не мои туманные предчувствия о состоянии ребенка или моем собственном. «Сияние» страшно не мистикой, не ожившим отелем, не древним злом, не кровавыми призраками. Оно страшно тем, что скрывает нутро человека, его душевное дно. Хотя, когда Джек Торранс опустился на самое дно, ему снизу постучали. И он отозвался.

Честно говоря, когда я пересилила себя и взялась за отложенную книгу, мне полегчало лишь в тот момент, когда отель начал пробуждаться. Это больше не было правдивое до сумасшествия повествование о том, что сплошь и рядом бывает в жизни. Страшны не передвигающиеся кусты (когда на них никто не смотрит), не миссис Масси из 217 номера, не лифт, катающийся сам по себе по ночам. По-настоящему страшен реальный человек Джек с его внутренними демонами. Его сводит с ума не отель, не его злая сущность. Он спускается сам, по собственному желанию. Он сам по себе жесток, бешен в гневе и до крайности самовлюблен, как, впрочем, большинство алкоголиков. Говорят, когда алкоголик бросает пить и ничем положительным, продуктивным не заменяет свою страсть, она остается, но находит другой выход, проявляет себя по-другому, с прежней или даже большей силой. Зло есть в нем самом, но он с ним никак не борется, наоборот, холит и лелеет. И честное слово, если бы оживший отель не был бы ожившим отелем, а всего лишь галлюцинацией Джека, было бы страшнее.

А так, это зло, как кольцо всевластья, как любое его литературное проявление, находит свои отпечатки в личности человека, цепляет за них, надавливает, где надо, настраивает под себя и играет уже свою мелодию. Хотя, если бы не было у человека темных пятен, то злу было бы не за что зацепиться.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман о том как прошлое сжирает человека. Понятно, что большинство российских читателей попросту не поймёт, о чём роман и что в нём, собственно, страшного, кроме ужасной буки, спрятавшейся в шкафу... пардон, в пустом гостиничном номере. Просто потому что у россиян нет прошлого. Сталин, Пушкин и Иван Грозный знакомы, как коллеги по работе. Они современники. Российский читатель живёт в вечности. История? Ну и чё? К тому же, принято считать, что в прошлом Золотой Век, безразлично, в какой эпохе. Прошлое всё равно лучше настоящего. Хруст, сами понимаете, французской булки либо развевающиеся флаги над «маршем энтузиастов» — в любом случае прошлое прекрасно и замечательно вернуться туда, в прошедшие времена, которые, кстати, никуда не ушли, а ждут прямо за углом.

Но у Стивена Кинга прошлое, блистательная эпоха «века джаза», оборачивается отвратительным насилием, подлостью, разоообразной гадостью. И давно прошедшие времена просачиваются в настоящее время, отравляют его и убивают будущее. Оценить этот ужас Джек Торренс неспособен, потому что он «захвачен» почти сразу, как только начинает мысленно воспроизводить историю отеля, фантазировать о прежних жильцах и хозяевах — тут-то его схватывает.

В сущности, Джек Торренс — «попаданец» навыворот. Не он отправляется в лучезарные эпохи менять историю, а история сама идёт к нему, воняя гнилью, дружелюбно скалясь улыбкой черепа, чтобы изменить его самого.

Почему отель бессилен против Венди? Потому что прошлое её не интересует в принципе. Она живёт настоящим, в этом её сила и в этом её слабость, ибо она не в состоянии сравнить, каким Джек был раньше, каким стал теперь и каким он неотвратимо становится с каждым часом. Призраков она не видит, они ей не страшны, но и от опасности уклониться она не может, пока эта опасность не вылетит с диким криком из-за угла. С малышом Дэнни всё ещё сложнее. Он оказывается тем, кто может «предполагать дальнейшее» — в отличие от Джека, погружающегося в отвратительное прошедшее, и от Венди, застрявшей в вечном сегодня.

Стивен Кинг, когда писал роман, был в ударе. Все самые мелкие, вроде бы проходные, детальки повествования постепенно складываются в ужасающе логическую картину.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увидев высокий рейтинг Фантлаба, почитав отзывы, в т.ч. — «самый страшный роман Кинга», аннотацию — «полный мистики и сапенса», я решился купить «Сияние» и прочитать.

Итак, что мы имеем?

1. Непутёвый криворукий отец-алкоголик (привет, Рашка! — на благословенном Западе такого нет), который винит во всех своих пороках ВСЕХ окружающих людей. Шантажист, неудачник, садист и махохист со склонностью к саморазрушению, пытающийся создать чувство вины у окружающих людей — в общем, полное и законченное днище.

2. Забитые, попавшие в переплёт судьбы жена с ребёнком. Несчастный мальчик — начинающий шизофреник. Это грустно и больно, учитывая то, что с ним не занимаются должным образом.

3. Проклятый Старый Дом — сверхъестественное нечто, сюжетная необходимость чтобы вырвать из души главного героя всех таящихся монстров и показать их пытливому читателю.

Я, знаете ли, хотел прочитать страшную книгу. Чтобы кровь в горле стучала. Чтобы подкатывало. А она психологическая и скучноватая. Ужасов в ней нет. От слова «совсем». Хотя... 5-и летний ребёнок, читающий мысли своих родителей — это, действительно, ужас. Покруче вомперов и привидений. Только это — ужас для тех, кто нечестен с самим собой.

Что понравилось.

Прекрасно показал Кинг, как мальчик-экстрасенс, видит вещи, которые невозможно видеть, читает мысли, а психолог убеждает себя и родителей, что всё это — подавленные переживания. Иными словами, наука психологии по мысли Кинга, показывает свой полный фэйл.

Что не понравилось. Проклятый старый дом. Ну, то есть — отель. Зачем упекать героев в Тьмутаракань? Гораздо круче было бы, останься они в центре цивилизации: посмотреть, как цивилизация отторгает людей, отличающихся от серой массы. Это было бы круто.

Общий вывод.

Кинг безнадёжно застрял в святых 70-х. Может, не стилистически, но сюжетно — точно.

В приниципе, книжку можно рекомендовать начинающим алкоголикам — тем, кто ещё не утратил элементы личности и способен к саморефлексии. «Смотрите, бездельники — вот ваше будущее!»

А вот фильм С. Кубрика — это совсем, совсем другого уровня произведение. За фильм — 10, а за роман — просто государственную оценку.

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во мне существует как бы два «Сияния». Одно – не сказать из детства, но из возраста довольно юного – вещь поразившая, прочитавшаяся взахлёб; пожалуй, одно из первых произведений ради которого я урывал любую возможность, любую минуту свободного времени, постоянно таская с собой книгу в мягкой обложке (их, как я помню, было два таких тома), я вырывал время реальной жизни, чтобы побывать там, в «Оверлуке», вместе с попавшей в беду семьёй Торрансов. Тогда эта книга казалась мне большой, что удивительно сейчас, но то, наверное, было из-за вынужденных разрывов в процессе чтения, а может быть, на тот момент я просто не читал по-настоящему больших книг. То «Сияние» пугало, то «Сияние» завораживало, оно было пожалуй одним из самых сильных впечатлений того момента моей жизни. И, конечно же, в первую очередь я читал его как «роман ужасов», наслаждаясь его насыщенной фантастической сутью – а она была очень-очень хороша!

Но вот прошло время, я читаю этот роман снова, и передо мной уже другое «Сияние». «Сияние», пугающее уже не фантастикой, а совершенно реальной своей стороной. Становится видно, что за историей об отеле полном призраков скрывается серьезная социальная драма. Драма более ужасная, чем все приведения. Ужасная, так как реальная. Чего уж греха таить, я сталкивался с этим сам в своей семье, не так, конечно, как в этом романе, но некоторые моменты просто ужасали своей реалистичностью и вспыхнувшими в памяти похожими чертами. И это к тому, что Кинг больше чем писатель ужастиков, что он нашел свой камень преткновения – даже рассказывая о невероятном отталкиваться от реального, цеплять читателя близким, тем, с чем он сталкивался или может столкнуться на самом деле, и подспудно поднимая проблемы жестокие – проблемы мира, в котором мы живём. Для меня удачным было то, что я взялся читать (и перечитывать) Кинга по порядку написания, и теперь я вижу, что без предыдущих романов, наверное, не существовало бы и этого – так он кажется логичным продолжением их, так он развивает их темы. В нем глубина социальных проблем «Кэрри» и классический сюжет, классическая тема ужасов из «Жребия», даже в виде места с темной историей, гнездовищем зла. Плюс, конечно же, и свои индивидуальные черты, индивидуальные мысли. И это первый роман, действие которого происходит (в большинстве своем) в замкнутом пространстве, взаперти с монстрами, но главным монстром оказывается человек – если проследить, этот ход в творчестве Кинга ещё повторится не раз. Но то, что этот роман отталкивается ещё и от предыдущих – это отчётливо видно. И это тоже правильно, тоже прекрасно. Оно, по сути, и второе прочтение оставило очень сильные впечатления. Правда, уже не так сильно воспринимая повороты сюжета (ибо они были мне уже известны) некоторые моменты всё-таки вызвали вопросы. И главный был о возрасте Дэнни Торранса. Пять с хвостиком лет? Ребята, вы действительно верите, что Дэнни пять? Когда я читал (оба раза) мне представлялось, что ему минимум лет девять – именно настолько тянули его поступки, его мысли, его рассудительность. Но никак не на пять лет. И когда в тексте попадался его возраст, у меня возникал даже некоторый ступор, и если честно, ощущение мне это слегка портило. И ещё один момент, один вопрос который возник у меня в самом конце – помните, что случилось с предыдущим смотрителем? Он убил своих дочерей, убил свою жену и сам покончил жизнь самоубийством. Но кто тогда сбрасывал давление в котле?! Почему взрыв не произошёл тогда? Тут-то хватило дня, чтобы он взорвался. А чтобы сбросить давление нужен был человек, кто-то живой – исходя из логики финала. Этот момент автор, кажется, просто упустил из вида. А он бросает тень на весь финал.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Аккумулятор зла, или Красная смерть

*******************************

«Маски долой!»

(Стивен Кинг. «Сияние»)

***

Как известно, книга короля ужасов Стивена Кинга «Сияние» (The Shining) вышла в свет в 1977 году. Именно после этого события Кинг приобрёл известность вышеупомянутого короля. Роман написан в жанре мистического триллера. В нём мистическая составляющая, хотя и тесно переплетается с психологической, является превалирующей.

Также известным фактом является и то, что во время написания романа автор страдал от алкогольной зависимости (и не только: от наркотиков и курения тоже). Один из основных персонажей книги — Джек Торренс является потомственным алкоголиком, разрушившим свою жизнь и жизнь своей семьи пристрастием к выпивке. Алкоголизм зачастую идёт рука об руку с агрессией и насилием, вытаскивая на свет божий самые отвратительные, тщательно скрываемые черты характера человека, а также его страхи и обиды. Алкоголик в семье – жуткое социальное явление, деформирующее психику всех членов семьи и неизбежно влияющее на их поведение и судьбу. Сын Джека Торренса – пятилетний мальчик Дэнни под влиянием событий, происходящих в семье, приобретает странные способности, которые с равным успехом можно отнести, как к мистическим способностям, так и к шизоидным чертам личности.

На мой взгляд, именно то состояние, в котором пребывал Кинг во время написания романа, сделало произведение слишком психоделичным. Роман наполнен плотной атмосферой шизофренических видений отца и сына Торренсов – Джека и Дэнни, усиленных автором до мистической реальности. Воображаемые голоса в голове, шизофренический бред трансформируются в телепатическую связь, а также осязаемые образы, несущие реальную угрозу жизни персонажей книги. Мистическое понятие «сияние» — тоже порождение слившихся воедино психического расстройства и проявлений потустороннего мира.

Но самое поразительное, уважаемый читатель, что, когда читаешь роман, ты не анализируешь «что почём» (это приходит потом), а полностью погружаешься в атмосферу этого безумия и смотришь на мир глазами персонажей Кинга! Хорошо, что книга рано или поздно заканчивается и ты не остаёшься там навсегда …

Если ещё сохранились читатели, не смотревшие киноадаптации «Сияния», в том числе культовую Стэнли Кубрика (1980 г.), то я вам завидую: вы пойдёте по «первому снежку» (тогда как мне мешал мой зрительский опыт), и погружение будет безраздельным. Разумеется – гораздо интереснее.

Не стоит передавать краткое содержание сюжета книги. Оно имеется в аннотации (хотя она, мягко говоря, больше напоминает рекламу, чем достоверно отражает суть). На сколько аннотация к книге соответствует содержанию, пусть каждый читатель решает сам. Мы не можем видеть, чувствовать и мыслить одинаково. Кстати, именно в этой связи Кинг критиковал Кубрика: «Он слишком много думает и слишком мало чувствует». Я понимаю это так, что Кубрик в большей степени реалист и пытается всему найти логическое объяснение. Кинг, в отличие от Кубрика, фантазёр и мистик. Это знают даже те читатели, которые хотя бы немного знакомы с творчеством Стивена Кинга. Паранормальная составляющая – одна из ведущих его произведений. Вообще, по-моему, передать дух книги с помощью средств кинематографа – задача не из простых. Зрительные эффекты (опять же сугубо моё личное мнение) не могут передать всю глубину чувств и переживаний персонажей. Очень редко бывает так, что кинокартина лучше книги. И «Сияние» — не тот случай.

По заверению Кинга, главный персонаж «Сияния» — мальчик Дэнни. У этого романа имеется продолжение – «Доктор сон» (2013 г.), в котором читатели встретятся с повзрослевшим Дэнни. На мой взгляд, здесь два главных персонажа – отец и сын и они неразрывно связаны между собой. Говорят, «как ниточка с иголочкой». И «иголочка» — это Джек, а Дэнни – «ниточка». Сын – продолжение отца и не только по рождению, но и по воспитанию в семье. Это наиболее важная идея романа. Неспроста Джека постоянно преследуют воспоминания об его отце и отношениях в семье, превращая собственную жизнь в кошмар. Джек тоже, превращает в конце концов жизнь своих самых дорогих и близких людей в кошмар, не сумев противостоять мистической воле отеля. В самый последний момент он всё-таки делает попытку их спасти.

Джек Торренс – жертва алкогольной зависимости, но не это приводит его к трагическому финалу. Главное — глубокие психические травмы, полученные в детстве, в большой семье с деспотичным, неуравновешенным отцом – алкоголиком и забитой, безвольной матерью, совершенно потерявшей чувство собственного достоинства, превратившись в тварь бессловесную. Паранормальные явления, происходящие в отеле «Оверлук», как лакмусовая бумажка, выявили не только генетически заложенные задатки личности Джека, но и искалеченные детством психику и душу. Одно преступление рождает другое. Это довольно распространённое явление, обыгранное много раз и в литературных произведениях, и кинематографе: обида, психическая травма рождает волну-продолжение: страстное желание реванша – желание кому-то сделать также, или даже хуже. Вот один, хотя бы, пример. Почему дедовщина не истребима в армии? Цепная реакция: сначала издевались надо мной, а теперь мой черёд.

Отель «Оверлук» — это главный мистический персонаж романа. Он – злобная, мыслящая субстанция с вполне определёнными целями и задачами. Именно он лучше самого Джека разобрался в его сущности. Это он сводит Джека с ума. До приезда в «Оверлук» Джек Торренс страдал алкогольной зависимостью и у него проявлялись вспышки немотивированной агрессии, но сумасшедшим он не был. Отель усилил в разы то, что уже было и направил на свою главную цель: приумножить зло, накопленное за 70 лет и впитавшееся во всё здание отеля, его интерьер и даже окружающие хозяйственные постройки, включая живую изгородь, подстриженную в виде животных: львов, собаки, кролика.

Отель – это аккумулятор зла. Он функционирует с мая по октябрь. В то время, когда в нём постояльцы, он на «подзарядке»: собирает в себя различные проявления любой агрессивной и негативной энергии (склоки, слёзы, раздражение – тоже сгодятся для аккумулятора зла). История «Оверлука» богата кровавыми преступлениями, энергетика зла которых никуда не исчезла. Она здесь и выплёскивается в виде призраков и фантомов тогда, когда отель выходит на охоту. Происходит это в «тихий» период – с октября по май, когда нет отдыхающих и служащих, но есть смотритель (сторож) отеля с семьёй.

Дэнни Торренс – открытый, общительный мальчик, развитый не по годам. В свои 5 лет он практически самостоятельно учится читать, способен делиться собственными мыслями. Дэнни знает о своих экстраординарных способностях, но психика его травмирована: в трёхлетнем возрасте отец, будучи пьяным, сломал ему руку. Денни сильно эмоционально привязан к отцу, несмотря на проблемы последнего с алкоголем и насилие на этой почве (впрочем, как и сам Джек в раннем возрасте).

Венди Торренс – уравновешенная, спокойная, кроткая, послушная жена и любящая мать. Она способна сохранять относительное спокойствие и не вдаваться в истерику даже в моменты высочайшего напряжения. Венди привязана к своему мужу из-за собственных давних проблем с родителями. Защищает мужа и прощает ему многое. Она стремится сохранить семью, потому что любит Джека.

Дик Холлоран – чернокожий повар отеля «Оверлук» — добрейший человек, который также, как и Дэнни обладает способностью «сиять», но в меньшей степени. Именно он становится спасителем мальчика и его матери в конце романа, увозя их с собой.

Стюарт Ульман — управляющий отелем «Оверлук». Далеко не приятный тип. Безгранично предан отелю. Он не хотел брать на должность сторожа — смотрителя Джека Торренса и признавался, что к этому решению его подтолкнули сверху. Ульман оказал существенное влияние на изменение личности Джека Торренса, одного из главных персонажей.

Все безумные события в романе обязаны своим происхождением финансовым проблемам семьи Торренсов. Джек потерял работу учителя и, скорее всего, навсегда. Он мог бы стать писателем. Предложение устроиться на зимние месяцы в отель «Оверлук» сторожем-смотрителем было единственной возможностью иметь какие-то средства к существованию. Эта ситуация является завязкой романа. Между прочим, похожая ситуация случилась и с Кингом. Стивен вырос в небогатой семье. Их бросил отец. Приходилось бороться за существование. Поэтому автору очень хорошо удаётся показать безвыходность положения главного персонажа.

В романе «Сияние» главным является не мистический антураж, со всеми ужастиками гостиничной обстановками. Гостиничными мифами, как и городскими легендами вряд ли можно удивить искушенного читателя. Тем более, что лично мне «по-настоящему страшно» так и не стало. Центральный, натянутый, как струна, нерв всего повествования – это психология семейных отношений и психология личности. В этом заключается, на мой взгляд, главное достоинство книги.

Стивен Кинг мастерски показывает то, что важней всего — «погода в доме». Жизненность и неповторимость произведению придают небольшие штрихи, зарисовки, нюансы, полутона. Мечты и страхи, воспоминания детства и проблемы реальности – всё имеет значение. Нет ни одной лишней детали. Кажется, что повествование выстроено по какой-то особой карте, хорошо известной автору. Поэтому он ведёт читателя по выверенному маршруту. Именно поэтому у Кинга с Кубриком и возникали разногласия и недовольство со стороны Стивена, когда он видел отклонения от заданного маршрута. И его можно понять. Он, как любящий отец, «трясётся» над своим детищем — книгой.

Автор хорошо понимает и доступно доводит до своих читателей «физику и химию» семейных отношений. Он сам отец. На момент написания «Сияния» у него уже было двое детей. Позднее Кинг признавался, что в образе Джека Торренса он воплотил свои пагубные привычки: пристрастие к алкоголю и наркотикам. Он бывал агрессивен и раздражителен, когда выражал гневное недовольство расшалившимися детьми. Может быть таким образом автор освобождался от своих «вредных» привычек? Невольно в этой связи возникает аналогия с Н.В. Гоголем и его «Мёртвыми душами». Что общего? Гоголь, рисуя образы помещиков, высмеивая их, как он позднее писал, старался сам стать лучше, избавиться от «дурных» черт характера.

А вообще интересен принцип накопления зла. Не зря бытует выражение: «Последняя капля в чаше терпения». В Джеке Торренсе копилось много чего нехорошего: ярость, злость, обида. Он, как и отель «Оверлук» аккумулировал в себе зло. Для Джека последней каплей стало добровольное заточение в отеле. Для отеля – невозможность заполучить Дэнни. В обоих ситуациях происходит взрыв и разрушение, как невозможность дальнейшего существования в сложившихся условиях. Как молоток для игры в роке, так и взорвавшийся котёл в бойлерной, — символы крушения страшного и злого – последняя капля в чаше терпения и светлого начала с чистого листа. Так хочется в это верить…

В кульминационной части романа неумолкающим рефреном звучит громко и требовательно: «Маски долой!» как аллюзия к «Маске красной смерти» По Эдгара. Маска – символ лицемерия. Господа, пора снять маски! Покажите истинное лицо! Почему же тогда Кинг так и оставил в маске лицо своего главного персонажа – Джека Торренса? Снять маски – это призыв к реализму, к правде. Почему же автор не последователен? Он так и оставляет читателя с ощущением – «это не он плохой, это жизнь плохая». Бедный Джек! Что с ним сотворил «Оверлук»? Он же хороший. Ну, пьяница немножко …

В этот момент я испытала разочарование. Диссонанс. Стала думать … Джек должен был остаться ХОРОШИМ ПАПОЙ для Дэнни! Кинг – сам отец. Он хорошо понимает, как страшно для 5-летнего малыша разочароваться в папе. И Джек прошёл через это. И Стивен – тоже …

Ну, вот, пожалуй, и всё. Читать «Сияние» лучше в одиночестве. А читать, или нет – решайте сами. Мне было интересно.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед тем как описать мнение о книге, я расскажу о том, с чем я сравнивал её в последующем. Как-то раз я решил поискать для досуга какую-нибудь книгу ужасов, которая с одной стороны создавала бы сильное чувство страха, но и в то же время была наполнена смыслом, а не являлась какой-то пустышкой. Это было уже после того, как я прочитал Сияние. Много книг рекомендовали к прочтению, как первоклассный ужастик. Например, Хребты безумия Г. Ф. Лавкрафта. Эту книгу многие называют одной из самых страшных в истории. Что же. Я прочитал Хребты безумия. На тот момент я мог более или менее оценивать эту книгу, поскольку уже прочёл Сияние и имел чёткое представление о том, что должен представлять из себя жанр ужасов в литературной форме. Я не испытал ни страха, ни тревоги. Затем я прочёл ещё много всяких рассказов и повестей в этом жанре. Рассказы и повести того же Лавкрафта, Семь шагов к сатане, а ещё несколько книг бросил на половине, потому что они не вызывают никакой напряжёнки.

А теперь поподробнее. Автору удалось всецело создать образ отеля с дурной славой, множеством грязных секретов и происходящей внутри чертовщиной, которая не находит логического объяснения. Главная причина, которая на мой взгляд послужила добротному созданию дискомфорта во время чтения Сияния. Стивен Кинг постоянно фокусирует внимание читателя на подробных деталях сцен, как медленно подступает струйка крови к кончику пальца; как неторопливо нарастает вопль откуда-то из глубин коридора; как надпись из крови возникает на зеркале; как топот усиливается, становится громче и обрывается в сантиметрах у тебя за спиной; как в огромном гостевом зале проходит бурная вечеринка, а через минуту все куда-то исчезают (сразу понимаешь, что дело попахивает призраками, которые не покидают отель с первых дней его работы). Весь ужас в романе прекрасно разбавлен элементами мистики. Например, как уже было сказано, отец семейства регулярно встречает мнимых людей, которые являются не более чем иллюзией, маленький сынок постоянно разговаривает с вымышленным другом, который предупреждает его о реальной опасности, а также много происшествий, источник которых никто не может обнаружить, потому что в отеле нет никого кроме самого смотрителя, его жены и ребёнка.

Следует отметить также и то, насколько планомерно Стивен Кинг разгоняет градус тревоги, которая постепенно порождает чувство страха, а в последних главах превращает всё происходящее в сумасшедший кошмар наяву и ужас до мозга костей.

Словом, из того что я пока что прочёл, это единственное произведение, которое однозначно можно причислить к жанру ужасов. Пугает. При этом, повторюсь, наполнено смыслом и раскрытыми персонажами (пытающийся изо всех сил побороть алкоголизм отец, застенчивая и нерешительная супруга с горой комплексов, замкнутый в себе мальчик с паранормальными способностями).

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«С высоты прожитых лет мне теперь отчётливо видно: я был слишком самонадеян, амбициозен и самовлюблён, работая над этим романом»

Такой щемящей струной для фанов книги, к которым я себя заведомо причисляю, звучит одно из предисловий «Сияния», написанное автором тридцатью годами позже выхода этого хоррора в свет. Честно говоря, такие откровения автора слегка озадачивают... И уж тем более ставят в некий идейный ступор нордические обвинения Кинга в адрес одной из самых лучших экранизаций Кубрика. Особенно после того как сам Кинг непосредственно в своей «Пляске Смерти» определил «Сияние» Кубрика в разряд наиболее значимых и выдающихся фильмов...

Можно ли починить перерванные звенья оборванной логической цепочки Стивена Кинга?.. И корректно ли сравнивать экранизацию Кубрика и роман Кинга, учитывая то обстоятельство, что каждый художник в данном случае рисует своими красками, используя при этом свой привычный творческий инструментарий.

История Стивена Кинга получилась до боли трогательная, теплая и душевная, — в чём-то философски прозорливая; а в чём-то сильно перегруженная паранормальным и трансцендентным, с трудом укладывающимся в цельную аналитику этого автора.

На мой взгляд, все дело в том, что тщательно и с любовью прорисовывая своих персонажей, Кинг слегка передавил и пережал своей аномальной образностью. И тем самым накренил в иную сторону именно основной посыл своего романа. Автор талантливо и подробно в ключе художественной литературы и психоанализа рассказывает весьма увлекательную историю.

О писателе-неудачнике Джеке Торрансе с его невероятно задранными пустыми амбициями и раздолбанным перманентным разгильдяйством под мотивацией вседозволенности и безнаказанности.

О его одновременно преданной и крайне нерешительной жене Венди с ее вечно мятущейся душой, не способной разорваться между любимым сыном и по-прежнему не менее любимым мужем, на которого она не в состоянии обидеться практически до самого конца.

И о их маленьком мегаталантливом сынишке Дэнни, который в контексте своего чуткого таланта предугадывать и считывать импульсы внешнего мира способен сканировать мысли горячо любимых ему родителей. И по иронии ситуации ребенок это делает во вред всему и всем...

По сюжету романа разомкнуть такое трогательное и болезненное триединство невозможно. И, вероятно, именно потому автор под эгидой своей буйной фантазии придумывает некий отель Оверлук — нехорошее и проклятое место, которое энергетически собой очень сильно «давит» собой случайных приезжих. И что хуже всего — оно проявляет лакмусом всю мрачную подложку наших тайных навязчивых мыслей, застарелых обид, не произнесенных пагубных слов, пронзительных ущербных фантазий, чудовищных амбиций и болезненных воспоминаний.

Может ли все это напугать и втянуть в свою губительную аномалию именно ребенка?.. -Вероятно, лишь в ключе той безграничной любви, которую этот мальчик нежно и преданно испытывает к двоим своим родителям. Своей детской неиспорченной душой и всеми врожденными талантами Дэнни изо всех сил препятствует этому скольжению в пропасть с последующей гибелью всего этого живого организма изначально крепкой семьи. И мне показалось, что невероятно талантливый Стивен Кинг где-то к середине романа своими сквозными цитатами метафорично выставляет один ключевой и очень важный вопрос. И автор очень красиво (на свой оригинальный лад) обыгрывает подобную риторику в своём жанре повествования:

Сможем ли мы вновь заставить это Солнце сиять, когда оно начнет стремительно стариться?!..

Здесь стоит отметить именно то обстоятельство, как отвечает на эту метафору Стэнли Кубрик на языке своей экранизации. Да, он аккуратно вынул из романа одушевлённые кусты, хладнокровно оставив их обезличенные и крайне опасные заснеженные лабиринты, в которых его герои по своему душевному наитию будут очень долго искать самих себя. А кто-то из них в этом лабиринте так навсегда и останется...

Безусловно, крайне лаконичный и взвешенный Кубрик порежет чувственные подробные диалоги Кинга в сторону иного красноречия. А закольцованная фраза «All Work And No Play makes jack a Dull Boy», напечатанная бесчисленное количество раз Джэком Торрансом, как нельзя лучше расставит нужные акценты между страстью этого героя ко всякого рода увеселениям и потенциальному (и в его случае окончательному) сумасшествие ключевого героя.

Кубрик не станет безосновательно лить кровь литрами, — достаточно одного знаменитого сюрра с лифтом и девочками-близнецами.

Можно еще выхолодить сердце внимательного зрителя старательно выведенным детской рукой Redrum (игра в подобные перевертыши — в том числе очень тонкая аллюзия на кричащие диалоги Кинга). И заморозить историю с ее открытым финалом после выразительной и очень знаменитой сцены с Николсоном «Here’s Johnny».

Собственно, я не стану от себя задаваться подобным вопросом: Чья история лучше — Кинга или Кубрика?.. Отмечу лишь, что очень благодарна Кингу за его тёплую и чувственную прорисовку человеческих отношений и эмоций; точно так же как я благодарна Кубрику за его выхолощенный анализ этой весьма запутанной истории. Очень люблю их обоих — от себя рекомендую смотреть фильм и читать книгу вне всяких сравнений и хронологии. У этих двух авторов получились весьма разные, но очень цельные и самобытные истории.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение относят к самым значимым и ярким во всем литературном творчестве Стивена Кинга. Многие считают, что этому способствовала экранизация, которая получилась крайне удачной, что нехарактерно для книг Кинга, которому крайне не везёт с переносом своих историй на большой экран.

На мой взгляд, успех «Сияния» совсем не случаен и для этого есть сразу несколько слагаемых, сыгравших на руку и писателю, и читателям. Во-первых, это очень страшная история. Те читатели, кто хорошо знаком с книгами Кинга, прекрасно знают, что далеко не все истории получаются у Стивена страшными, хотя и относятся к жанру «ужасов». Во-вторых, максимально возможное сочетание мистики и психологии. Что страшнее, когда страхи проходят в голове бесконечным потоком или ужас наяву, навеянный собственными комплексами?

Ко всему перечисленному необходимо добавить и персонажей, которые по-настоящему живые и интересные. Всегда удивлялся, как удаётся взрослым людям описывать переживания и тревоги маленького ребёнка. Пятилетний Дэнни, который будет одним из главных героев, получился настолько достоверно, что за него переживаешь не меньше, чем за собственного ребёнка. Вообще, умение Стивена Кинга привлечь читателя на свою сторону и заставить его по-настоящему переживать происходящее на страницах книг, это не просто талант, это некий дар и что-то особенное.

Конечно, в этом романе есть и другие персонажи, которым также предстоит стать в чём-то изменёнными и для себя кем-то новым. Семья мальчика на первый взгляд выглядит довольно приятно. Молодые родители, которые ищут собственную дорогу в жизни, чтобы ни от кого не зависеть. Стивен Кинг показывает насколько сильно могут влиять на жизнь взрослого человека, то с чем он сталкивается в детстве. Жёсткой и деспотичной матери не удалось стать для дочери другом и наставником, наоборот, пережитое в детстве отталкивает её дочь, уже ставшей матерью, не даёт ей никакой возможности и желания опереться на неё в трудной ситуации. Такая же ситуация и у отца Дэнни. Он воспитывался жестоким отцом, который ненавидел собственных детей и жену. Всё это спровоцировало сложную цепь событий, когда они создали собственную семью и завели своего ребёнка.

«Сияние» — не просто страшная история, с привидениями и чудовищами. На самом деле, это рассказ о чудовищах внутри человека, которым нельзя давать возможность выхода наружу.

В моем собственном рейтинге лучших книг Стивена Кинга, это произведение делит первое место с ещё одним шедевром от «Короля ужасов» и одной из самых моих любимых книг, романом «Зелёная миля».

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение от короля ужасов

«Сияние» мне довелось прочитать гораздо позднее, чем я увидел легендарный фильм Стэнли Кубрика. И по сей день в моменты, когда речь заходит об этом романе Кинга, у меня в голове все равно всплывают образы и низкая мелодия именно из фильма. Однако первоисточник, на мой взгляд, позволяет куда лучше проникнуться духом того страшного отеля, где происходят события романа.

В книге описывается интересная история писателя, его жены и маленького сына, которые волею судьбы оказываются в заснеженном месте, где им предстоит быть отрезанными от всего мира целую зиму и при этом ухаживать за отелем, что скрывает массу тайн.

Книга изобилует многими интересными моментами, особенно погружением в сознание главных героев. На это Кинг мастер. Он всегда отлично и грамотно прописывает мысли героев, цепочки логических рассуждений, что приводят к тем или иным действиям персонажей. Такое яркое и подробное описание считаю его успехом, что позволяет досконально раскрыть героев и показать читателю их мотивацию.

Роман буквально пропитан мистикой и ужасом. Часто сложно отличить, где реальность, а где тот загробный мистический мир. Эти вещи переходят одна в другую, но делается это так грамотно, что порой приходится самому встряхнуть головой, чтобы понять, где ты сам сейчас. Настолько сильно книга овладевает разумом читателя.

Писатель грамотно передает нам характер отца, Джека Торренса, что является человеком с кучей проблем из детства, доставшихся ему от деспотичного отца. Он тихий алкоголик, который с трудом пытается бросить пить, ищет вдохновения в этой новой возможности творить в пустом отеле. Но у него плохо получается, когда отель «Оверлук» проявляет себя.

Отель этот предстает как полноправный хозяин самого себя, некая личность, которая не потерпит незваных именно им гостей. Отель, что обязательно покажет, каков он, запутает, сведет с ума, добьется своего, чтобы остаться местным властелином. «Оверлук» умело играет на чувствах каждого героя, буквально сводит с ума Джека Торренса. Пусть писатель и был алкоголиком и имел проблемы с агрессией. Все это становится фундаментом для того, чтобы отель сыграл свою роль и сделал из мужчины еще и сумасшедшего, что теряет рассудок и путает реальность с вымыслом.

Способность маленького мальчика Дэнни «сиять» — еще одна сложность в копилку происходящего. Кинг будто бы специально собирает воедино все слабые места этой семьи, чтобы в конечном итоге вогнать каждого из них в депрессию. Делает это автор очень грамотно, погружая читателя во множество тайн отеля, буквально заставляя оказаться там. И даже если ты читаешь книгу в теплом летнем помещении, то невольно чувствуешь, что вокруг тебя холод и снег, ведь ты мысленно в «Оверлуке».

Главной особенностью повествования, на мой взгляд, становится не различные мистические события, коих полно в романе и к которым ты готов. Основная тема проходит красной нитью через все произведение, и это именно психология персонажей, которой автор уделяет основное время. Не устаю удивляться, насколько просто выходит описание у Кинга, но при этом это сложный труд — суметь так наглядно показать переживания героев на бумаге, буквально влезая в их голову.

Книга обязательно порадует своей кульминацией, где градус повествования повышается с каждой новой страницей, а читатель все быстрее стремится перевернуть лист, чтобы узнать, что будет дальше.

«Сияние» — прекрасная возможность погрузиться в мир мрака человеческого сознания, увидеть одиночество души, тьму, что буквально врывается и делает человека рабом.

9 из 10

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как часто бывает у Стивена Кинга самые страшные монстры порождаются человеческими пороками. Хорошо и главное интересно показаны внутренние переживания героев ( в них веришь и они не кажутся не излишне заумными не излишне примитивными). Прекрасно показано впадение человека в безумие. Сложно понять в чем виноваты сверхъестественные силы воздействующие на него, а в чем пьянство и чувство собственной ничтожности.

Все персонажи описаны достоверно и глубоко. Четкая и ясная мотивация даже самых безумных поступков. Из минусов могу назвать разве что затянутое местами повествование.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После потрясающей экранизации Кубрика, наверное, один из самых известных романов Короля. Правда, в фильме всё совсем не так (ну, у Кубрика все экранизации «не так», да и Кинга редко снимают дословно). Я вот так и не смог представить Джека Торранса с лицом обожаемого мной Джека Николсона, и, кстати, сам автор тоже был не в восторге от выбора режиссера на главную роль, мол, сразу видно, что псих)) Но хватит о кино.

К тёмным историям отелей у Кинга особое отношение, так же как и к сложным отношениям детей и подростков в школе ― и он несколько раз возвращается к ним в своих книгах. Хотя «Оверлук» из «Сияния», скорее, база отдыха, а не отель, сюда приезжают на несколько дней или недель (но это, наверное, наше российское понимание, что отель ― это гостиница, разик переночевать).

И вот в таком отеле, стоящем далеко в горах Колорадо в живописном месте, поселяется некое Зло. За полувековую нелёгкую историю в «Оверлуке» произошло множество странных и тёмных делишек, несколько убийств и самоубийств, но, благодаря высокопоставленным владельцам, весь сор остался в избе, и отель в глазах общественности продолжает быть престижным местом отдыха. Зло является не всем гостям и работникам, а лишь тем, кто, по выражению героев романа, «сияет» — имеет телепатические способности. Людей таких немного, и для них пребывание в отеле превращается в сущий ад. Таких сияющих Зло жаждет прибрать к рукам, чтобы обрести бОльшую силу. И вот в отель смотрителем на зиму заселяется Джек Торранс с женой и пятилетним сыном. Дэнни ― самый сильный телепат, который появлялся в «Оверлуке» за всё время...

И снова для меня мистическая составляющая книги была на втором плане (хотя, конечно, сцены с живой изгородью и в ванной «запустили» таки мурашек). Кинг ― талантливый писатель с достаточно богатым собственным опытом по теме отцов и детей, и тщательно прорисованные отношения пятилетнего мальчугана с отцом и матерью в совершенно разнообразных ситуациях доставили мне истинное наслаждение. Что чувствуют и думают все трое в идиллических обстоятельствах, когда все счастливы и «жизнь хороша», когда набегают обычные тучки в виде пьянства и угрозы развода, ну, и когда начинается чудовищный фантасмагорический шторм.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«All work and no play makes jack a dull boy.» ©

Сюжет: Главный герой — школьный учитель, имеющий серьезные проблемы с алкоголизмом, устраивается на работу зимним смотрителем закрывающегося до весны отеля «Оверлук». Отель имеет репутацию скверного места, этакого дома с привидениями, где за всю историю погибло несколько десятков человек, да еще и прошлый смотритель зарубил топором жену и дочерей, сойдя с ума в его стенах.

«Сияние» Стэнли Кубрика — один из самых любимых моих фильмов. Гнетущая атмосфера, давящий на нервы и психику сюжет, шедевральная игра Джека Николсона — вечный ТОП в моем личном списке обязательных к просмотру фильмов. Именно поэтому я начинал читать книгу с искренним оптимизмом, будучи уверенным в том, что она не может разочаровать, поскольку по ней снят настоящий шедевр.

Может. И разочарует.

Такой тягомотины я не читал у Кинга никогда. На язык просится недавний аргумент — 1243 страницы «Оно» пролетели быстрее «Сияния» в несколько раз. Я бы забросил книгу и не дочитывал ее до конца, если бы не поставил целью полное изучение творчества Стивена Кинга. К сожалению — сейчас я напоролся на крайне скучный образчик его творчества.

Серьезно — хотите получить удовольствие от леденящей кровь истории — смотрите фильм Кубрика. Потому что он принял единственное верное решение — за 2 часа показал в нем те 15% книги, которые действительно вызывают интерес. Правда, Стив, мне НЕ ИНТЕРЕСНО читать о том, как запираются ставни! Мне совершенно ПЛЕВАТЬ, на то, как чинится кровля! Я хотел историю, которая не позволила бы от нее оторваться, а эта история началась на 381-й странице. ТРИСТА. ВОСЕМЬДЕСЯТ. ПЕРВОЙ!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самое обидное: сцена с погоней Джека за женой и сыном, которая в фильме заставляла вжиматься в спину кресла, в книге является одним из самых нудных эпизодов. Джек околачивается по отелю, ругается и стучит молотком по стенам. Все. Спасибо, было не очень.

Я искренне не понимаю людей, которые находят эту книгу захватывающим и увлекающим психологическим триллером, не отпускающим до последней страницы. Я был бы рад, отпусти меня книга, но цель есть цель, план нужно выполнять, изучать литературу, клепать отзывы и учиться писать самому. Впрочем, «Сияние» может научить только тому, как писать не надо.

П.С. Цитату, вынесенную в топ, вы не найдете в книге, потому что она взята из фильма. Книга же, к сожалению, не оставила в голове ничего, за что можно было бы зацепиться. Досадная неудача. Однако итоговая оценка немного завышена по причине того, что именно это произведение подарило нам шедевр кинематографа. Так что:

4 из 10.

Не было бы фильма, оценка оказалась бы 2 из 10.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

– В каждом крупном отеле бывают скандалы, – сказал он. – И привидения в каждом крупном отеле имеются.

Стивен Кинг, для меня, особенный автор. Не являюсь ярой фанаткой, но с упорством собираю коллекцию. И каждый роман, как американские горки — головокружительный подъем и не менее головокружительное падение. Нет постоянства, но тем интересней. Особенно сейчас, когда сравниваю свои впечатления спустя годы.

Знаете что самое сложное, когда хочешь написать рецензию на Сияние? Это огромное количество обзоров и рецензий других читателей! Поэтому ничего красноречивого и уникального обзора не напишу. Остается лишь описать чувства, испытываемые в повторное посещение отеля Оверлук.

Молодой учитель Джек Торранс устраивается на работу в горный отель «Оверлук» сторожем на зиму и к концу осени переезжает туда со своей семьей: женой Венди и пятилетним сыном Денни. Шикарный отель пользуется дурной славой: в нем постоянно происходят странные и жуткие события. Денни — ясновидящий и телепат. Джек Торранс — бывший преподаватель и начинающий писатель, после женитьбы его характер испортился, он стал выпивать и распускать руки. Он случайно сломал руку своему сыну и сильно избил одного из своих учеников за то, что тот проколол шины его автомобиля. Эта работа нужна ему, чтобы успокоиться, написать свою пьесу, провести время, пока его друг не устроит его снова в школу. До него отель охранял некий Делберт Грейди, перебивший всю свою семью.

Удивительно, как один персонаж, по степени раздражительности, может затмить главного антагониста! Венди Торранс... Помимо того, что я никак не могу выкинуть из головы образ актрисы Шелли Дюваль, так и сам Кинг наделил героиню самыми отвратительными качествами.

Роман, который можно перечитывать и наслаждаться медленно накрывающим безумие.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх