FantLab ru

Генри Лайон Олди «Куколка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Голосов:
2436
Моя оценка:
-

подробнее

Куколка

Роман, год; цикл «Ойкумена»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 146
Аннотация:

Кто он, Лючано Борготта по прозвищу Тарталья, человек с трудной судьбой?

Юный изготовитель марионеток, зрелый мастер контактной имперсонации, исколесивший с гастролями пол-Галактики. Младший экзекутор тюрьмы Мей-Гиле, директор театра «Вертеп», раб-гребец в ходовом отсеке галеры помпилианского гард-легата. И вот – гладиатор-семилибертус, симбионт космической флуктуации, соглядатай, для которого нет тайн, предмет интереса спец-лабораторий, заложник террористов, кормилец голубоглазого идиота, убийца телепата-наемника, свободный и загнанный в угол обстоятельствами...

Что дальше?

Звезды не спешат дать ответ.

«Ойкумена» Г. Л. Олди – масштабное полотно, к которому авторы готовились много лет, космическая симфония, где судьбы людей представлены в поистине вселенском масштабе.

Примечание:

Вторая часть романа-эпопеи «Ойкумена».


Входит в:

— цикл «Ойкумена»  >  роман-эпопею «Ойкумена»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 323

Активный словарный запас: невероятно высокий (3755 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла

номинант
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Ойкумена. Книга вторая. Куколка
2007 г.
Ойкумена
2008 г.
Ойкумена
2009 г.
Ойкумена. Космическая симфония
2012 г.
Ойкумена
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Куколка» — вторая часть трилогии о Лючано Борготте. Плюсы романа в том, что здесь более полно изображён мир Ойкумены, а многие сюжетные линии первой части изобретательно продолжены; невозможно предугадать, что будет дальше. Но всё портит тот момент, что сюжет стал совершенно неправдоподобным из-за постоянных случайных совпадений. Они были и в первом романе, но вместе с событиями второго образуют совершенно излишнее количество.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Борготта попадает в тюрьму, где случайно знакомится с находящимся там антисом, который делает ему татуировку с необычными свойствами. А раньше, в другой тюрьме, он знакомится с вехденом, по приказу которого его через много лет случайно похитят, спутав с другим человеком. Кроме того, этот вехден — родственник другого антиса, с которым Борготта опять же случайно познакомится, будучи полурабом-семилибертусом. (Притом, что антисов в галактике раз два и обчёлся.) А только став рабом главный герой опять же случайно оказывается в одной галере с детьми гематрами, судьбой которых озабочены сильные мира сего (а Борготта ещё и знаком с их отцом и дедом). Когда в антиса вселяется флуктуация, оказывается, что Лючано и с ней уже встречался. А потерпев крушение, он случайно оказывается на малонаселённой планете, где тут же встречается со старым знакомым. И это даже не все случайные совпадения. Складывается впечатление, что действие происходит не в галактике, а в посёлке городского типа.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение и вторая часть трилогии ойкумена.

В ней идёт продолжение событий описаных в первой части.

Сюжет набирает скорость и динамику развития событий, тем самым сильнее увлекая.

Всё портит манера написания автора: постоянная подмена простых слов и предложений целыми абзацами метафорных награмаждений. (По моему часто не уместных) При прочтении которых динамика сюжета катастрофически падает, загоняя в скуку. И роман получается скучнее чем он мог бы быть.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Кукольник (геллеборус, чемерица, волчок) производит угнетение всех функций организма. Часто нельзя определить, видит ли и слышит ли больной, владеет ли он хоть одним чувством. Сильное оцепенение или сопорозный сон; жажда, сморщенный лоб покрыт холодным потом; расширение зрачков. Глубокая меланхолия с тоской и отчаянием. Острый или хронический отёк мозга вызывает судороги, хорею, эклампсию.» 

Прочитав вторую часть, замечаешь, что роман «Кукольник» (первая часть эпопеи) был лишь расширенным вступлением к настоящим приключениям невропаста Борготты. Все персонажи становятся по-настоящему связанными одной цепью, причем как бы они не хотели проститься навсегда с Лючано, они все равно с ним встречаются (привет Гай).

Борготта стал семилебертусом, полурабом, развлечением, позднее неожиданно свободным, но все равно рабом обстоятельств, а под конец и вовсе осознал, что он теперь не только кукольник, но еще и «куколка».

Вторая часть гораздо богаче на действия, чем первая, тем более приправленная хорошим языком Олди, что позволяет притягивать к себе на гораздо большие промежутки времени, не хочется отрываться. Становится интересно, куда же этот нелепый невропаст вляпается в очередной раз. Разъяснятся многие недоговоренности и странности Ойкумены.

Однако, впридачу к кажущейся динамичности, появляется чувство, которое сложно описать одним словом, но можно выразить как «усталость от быстроты», вся книга — постоянная смена обстоятельств, которые разбавляются ночными «просвещениями», порой ждешь, когда же оно уже отпустит, потому что надоело. Однозначно третья часть должна быть эпилогом, и стоит за нее взяться как можно быстрее…

В качестве контекста, опять же, тема рабства. Но уже не рабства людей, а рабства от обстоятельств. Вся сила и могущество дается взамен своего рабства, как бы не хотелось от этого избавиться.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны у нее два больших достоинства — совершенно оригинальный, хорошо продуманный и отлично выписанный мир будущего. С удивительными возможностями, выработанными отдельными расами за тысячелетия эволюции, с антисами, способными существовать как в малом теле, так и в волновой форме, с планетами, находящимися на разных, часто трудносопоставимых уровнях развития. И мощная, запутанная, но логически безупречно построенная интрига, просчитать которую заранее читателю практически не представляется возможным.

Но... мир, созданный авторами, в гораздо большей степени выглядит все-таки искусственным, книжным, а не живым. И герои его сочувствия не вызывают, переживать за них читатель ни за что не станет. Да и с занимательностью у книги есть проблемы — вещь читается спокойно, узнать, чем же все закончится, читателя заранее особенно и не тянет. Да и оторваться от нее в любой момент ничего не стоит.

И еще вопрос по названию романа. «Куколка», в общем-то, ни к чему особенно не относится. Возможно, это значит, что в третьей книге «куколка» Борготта перейдет в какое-то новое состояние. А возможно и что-нибудь другое. Во всяком случае после второго романа это название читателю пока не очень понятно...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман «Ойкумены» авторы, в основном, посвящают проблеме «вертикального прогресса».

Новая вселенная построена, фигуры расставлены, можно играть.

Как будет выглядить жизнь наследников человечества, развивших технологии «пси» вплоть до владения чистыми энергиями? Как может «выглядеть» и мыслить существо, представляющее собой не материю, а часть сложно-искривлённого пространства? Какая может быть интеракция между ними?

Разные части бывшего человечества настолько ушли друг от друга, в методами управления пси-технологиями, что даже наследственно представляют из себя разные виды.

Однако, суть, согласно авторам, осталась прежней. 10 заповедей продолжают нарушаться всеми новыми социумами с удивительным постоянством и похожестью.

Поскольку основные события этого романа происходят в «пси» области, события в реальности будут иметь умеренный драйв, вплоть до конца романа. И лишь в последней части мы увидим увлекательный и глубокий экшен, происходящий в обеих мирах.

Авторы продолжают захватывать нас причудливой сюжетной линией, высоким сценизмом, глубокими описаниями образов героев.

Роман прочёлся на едином дыхании, доставил большое удовольствие.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Немного перефразирую предыдущий отзыв (семма). Вторая часть получилась в чем-то лучше, а в чем-то хуже первой. Лучше в части того, что свободные «концы» первой части начали сплетаться в замысловатую косичку и начал более четко прорисовываться замысел авторов. Хуже в том, что порой повествование слегка провисает и это чуть заметнее, чем в первой части. Но в результатае общая оценка та же и она весьма высокая. Хочется читать третью часть, и это лучшая похвала авторам.

И еще благодаря сплетению этих свободных «концов» в косичку я в классификации постаил «с множеством интриг». Раз «барраярский цикл» и «дюна» имеют такой маркер, то и эта книга вполне его заслуживает.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...Да, «симфония» разрастается скорее вширь, нежели вглубь, несмотря на общую сумбурность сюжета, появляются логические связи с, казалось бы, несочетаемыми линиями, лучше обозначились отдельные фигуры... А вот глубокой философии я пока «не зрю». Хорошая психологическая фантастика с интересным антуражем...

Даже нельзя сказать, чтобы в середине трилогии наблюдалось какое-то провисание — вовсе нет, хотя так часто бывает. Просто линия сюжета идёт вперёд, как будто «Ойкумена» — не цикл, а вполне самостоятельный роман, лишь условно разделяемый на части. Отдельные особенности рас этой вселенной не раскрыты — но зато особый акцент сделан на помпилианцах. Эксперимент с «альтернативной психологией» Олди продолжают, причём, должен сказать, продолжают его весьма успешно. Вопрос о психических противоречиях системы «раб-хозяин» у помпилианцев оригинален — приобретает систему массовой «шизофрении» целой расы. Рабство и свобода в цивилизации помпилианцев настолько крепко сплетены друг с другом, что неясно, кто кому нужнее, кто от кого зависит? В любом случае, и у тех, и у других психика неполноценна.

Кроме темы «половинчатости» психики могущественных (проскальзывавшей ещё в «Богадельне») в романе присутствуют более мелкие, но интересные штрихи. Антис Неймар, например — самое могущественное существо среди людей, превращённый в «овощ». Юлия Руф, ставшая жертвой эксперимента по «обезрабью» помпилианцев, терпящая безумие ради свободы. Семья высокопоставленных гематров, желающая сохранить чистоту своей крови... Лучано Борготта теперь служит скорее зрителем, наблюдателем — через него мы видим вселенную Ойкумены, однако не его самого.

Язык по прежнему не вызывает особых ассоциаций с симфонией — даже с симфо-роком — не особо. Но язык у Олди всегда был хорош, и отказать им в хорошем стиле, пожалуй, нельзя никогда. С этим уж точно всё в порядке.

Что получаем в итоге? Часть единого романа, когда-то вышедшая отдельной книгой. Она является лишь промежутком между частями трилогии, и говорить о каких-то конкретных достоинствах здесь не приходится.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть эпопеи не хуже и не лучше первой.

Что порадовало, а что не очень?

С одной стороны интереснейшие события происходят в каждой нечетной(по счету) главе, но с другой в каждой последующей(так называемом контрапункте) откровенно скучно. Авторы придумали и воплотили в жизнь, в этих самых контрапунктах, такую стилистику описания событий, что читая первую половину главы, вообще не понимаешь, что и зачем происходит. Наверное для многих это некая изюминка, но меня подобный подход весьма раздражал, несмотря на то, что в дальнейшем все объясняется.

В остальном же все на 10-ку. Особенно порадовала история о взаимоотношениях «пенетратора ШАМ-МАРГ»(«демона» космоса) и «антиса Нейрама»(он же «овощ» Пульчинелло). А так же не совсем ясно чем руководствовался главный герой, действуя в конце книги таким образом, но для понимания, наверняка, необходимо прочитать третью часть эпопеи, что я непременно сделаю, несмотря на ненавистные КОНТРАПУНКТЫ.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При чтении второй части стало ясно – первая была только вступлением, даже не завязкой. Если в «Кукольнике» мы просто наблюдали ряд событий, происходящих с главным героем помимо его воли и знакомились с экзотикой мира Ойкумены, то здесь уже четко наметились как сюжетные, так и идейные «направляющие» всей эпопеи.

Да, начиная с «Куколки» «Ойкумена» получает полное право именоваться эпопеей, или, по авторскому определению – «симфонией». Пусть опосредовано, но ярко и драматично раскрываются перед читателем персонажи, о которых раньше можно было судить только по впечатлениям Борготты. Новая способность главного героя – ключ к тайнам мира, в котором он живет. Стоит ли удивляться, что при своей патологической неудачливости невропаст оказывается втянутым в шпионские интриги межзвездных масштабов?

Человек великой и трагической судьбы не обязательно похож на титана. Профессор Штильнер – истеричный алкоголик и отчасти авантюрист – лицо, совсем не вызывающее доверия при личной встрече. Трудно человеку, не умеющему проигрывать, самоуверенному, но при этом бесконечно доверчивому, доказать окружающим свою гениальность. Ведь гений – не обязательно благообразный старец с хорошо поставленным голосом, принимающий драматические позы. Его судьба напоминает – и в нашем мире много таких обыкновенных героев науки пало жертвами своей неубедительности и чужих амбиций.

Юлия Руф – рожденная подчинять, но бегущая от своего предназначения. Ведь цепи связывают не только рабов, но и господина. Однажды получившая одиночество свободы, недоступное расе помпилианцев, она боится вновь его утратить.

Трагедия антиса – повелителя космических трасс – кажется невероятной. Но того, кого нельзя победить силой, сразил яд коварства. История Нейрама вызывает отчасти ужас – весь ее смысл отражается в его невольном пророчестве: «…какие же, в сущности, хрупкие создания мы, люди.»

Окончательно реабилитирован в глазах читателей бывший легат Гай Октивиан Тумидус. Он не только защищает Борготту от ментального вмешательства, но и дарует ему свободу (пусть отчасти и вынужденно). Возможно, он наконец-то признает в невропасте равного – хоть и почти врага.

Мир Ойкумены – мир, пораженный разъединенностью и непониманием. Правительства и корпорации запутались в интригах, внешне так схожие расы с огромным трудом находят общий язык. Отдельные люди, желающие разбить границы, которые препятствуют эволюции и становятся причиной все новых войн, тайных и явных – люди эти разбросаны в пространстве Вселенной. И только когда все они объединят усилия, симфония Ойкумены зазвучит во всей своей красоте и мощи.

«Куколку», как и «Кукольника», сложно назвать полноценным романом. Он так же не имеет логического завершения, и сюжет обрывается, прерванный эпилогом «где-то и когда-то там». Но это, уже, в принципе, ожидаемо. Не вполне понятно так же присутствие в тексте маньяка-альгвасила – не с той же единственной целью, чтобы «все ружья выстрелили»? Возможно, весь этот эпизод нужен только для того, чтобы показать парадоксальную ситуацию, когда террористы и бывший заложник сражаются по одну сторону баррикад. То есть, если даже они смогли объединиться – значит, для человечества еще не все потеряно. Так или иначе, к концу второго тома наблюдается явный перекос в сторону экшна, что не слишком радует.

Но, впрочем, все эти недостатки меркнут на фоне грандиозной картины мира, созданной авторами. Вторая часть придает эпопее долженствующую глубину и еще сильнее затягивает читателя в мир Ойкумены.

Достоинства произведения:

стиль и язык;

психологизм;

мир.

Недостатки:

несколько сумбурный, расплывчатый сюжет.

Итог: сюжет стремительно закручивается. События принимают все большую масштабность и втянуты в них все больше интересных персонажей. Как показал опыт, оценивать отдельные тома «Ойкумены» — задача нецелесообразная, поскольку вряд ли их можно назвать самостоятельными произведениями. Однако, в сравнении с первым томом, уже можно поставить все 10 баллов – авансом. Посмотрим, что будет дальше.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, вот, опять я наверное выбьюсь из ряда восторженых отзывов.

Если первая книга была интересна с точки зрения новой вселеной, то при прочтении второй, убеждение, что описывается не вселенная, а скажем планета, на которой то тут, то там проживают люди с какими-то удивительными способностями, меня не покидало.

Некоторые моменты раскрыты, Боргота, мне стал вообще не понятен, если в первой книги, емо можно как-то очеловечить, т.е. представлять его как ГГ, то во второй книги, он просто как ширма, за которой сидит некий кукольник и показывает нам спектакль, может и была именно такая задумка авторов, кто знает.

Фирменый стиль, этой серии, это куча описательств и сравнений, вроде они и красочные, но... все же их очень много, и они просто набивают оскомину на языке, опять осталось впечатление, что авторы просто ими растяягивают произведение, что бы побольше бабла заработать на издании не одной а трех книг.

Всё.

Будем читать третью книгу, блин, надеюсь что хватит терпения.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать стал после первой книги, и не в состоянии остановиться сразу же прочел третью. И сейчас нахожусь в небольшом замешательстве – не могу вспомнить, где закончилась первая, а где началась третья часть. Настолько сюжет плавно переходит из одной книги в другую, что просто не замечаешь этих границ. Пришлось открывать книгу и вспоминать.

Вторая часть немного изменилась, теперь в контрапунктах описываются не эпизоды из жизни главного героя, а события, которые происходили со значимыми персонажами, объясняющих очень многие моменты. Как оказалось – вселенная тесна. Хотя, то, что она тесная мне показалось именно во второй книге. Если в первой чувствовался масштаб, что много планет, огромные расстояния, то здесь вся вселенная ушла на второй план, освобождая место приключениям главного героя. Да, именно приключениям. Хотя, нет. Из второй части мы больше узнаем о вехденах, гематрах, помпилианцах. Авторы показывают нам, что природа не любит идеальных состояний. Получая преимущество в чем-то одном, каждая раса должна за это расплачиваться чем-то другим.

Понравилась помпилианка Юлия, которая, как мне кажется, не подходит для главного героя. На эту роль больше претендует вудунская адвокатша. Забегая вперед, скажу, что я угадал лишь на 50% (все точки будут расставлены в третьей части).

Единственное, я никак не смог совместить мир, скопированный с дореволюционной России, с евангелистическим центром и космическими яхтами. Но в общем и целом мне понравилось настолько, что реши прочитать еще и цикл «Городу и миру».

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое произведение этого цикла — не слишком понравилось.

Но (после прочтения цикла «Городу и миру») решил и этот цикл дочитать.

Похуже, конечно, Города и мира — но теперь уж интересно было узнать как там другие дела в Ойкумене развиваются...

В целом, доволен.

Взаимоотношения различных ветвей человеческой расы, пошедших по различным путям развития — это интересно.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть трилогии, на мой взгляд, худшая из трёх. Её вполне можно было сократить, выкинув кучу тягомотины в первой половине книги, и включив оставшееся в вполне себе неплохие 2 тома. Была бы отличная немного пухлая, без провисаний и рассусоливаний, дилогия Ойкумена. А так, после первой части, уже зная чего приблизительно ждать от книги, неожиданно попадаешь в болото тоскливо тянущихся событий и описаний. Неоднократно подмывает бросить всю эту чепуху и начать другую книгу, но интересный мир, на который подсадила первая часть трилогии всё же сыграл свою роль. Во второй части тома действие пораскачалось и после похищения уже всё пошло бодрее. Так что не всё так плохо.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А как хорошо все начиналось — вас вызывают в .... нет, не так, а вот так — Лючано больше не раб. Он наполовину свободен. Казалось бы живи и радуйся, но не вышло...

Первая часть романа это увлекательное описание жизни гладиаторов, «арены» и интересные свойства ошейника с которыми невозможно бороться. Тут и кормление «овоща» и тайна детей-гематров и еще много всего интересного. Одни описания флуктуаций чего стоят! Но первая часть подходит к концу,а с ней и все интересное.

Почему-то из второй части книги исчезает весь драйв и очарование «Ойкумены». А на это место приходит переливание из пустого в порожнее и высосанная из пальца философия для пущего объема. Роль Лючано сводится к наблюдателю, вместе с ним наблюдает и читатель. Наблюдает аварию корабля на протяжении нескольких десятков страниц, слушает диалоги, большая часть которых сводится к мысли как спасти корабль. Мысль эту развивают долго, так долго, что в реальном времени корабль уже бы трижды погиб...

«Куколку» не спасает ни большое количество событий, ни еще большее количество раскрытых тайн. Ближе к концу лишь одна мысль бьется в голове «Когда все это кончится?» А финал встречается с радостью моряка, увидавшего на горизонте землю. Но, несмотря на все минусы книги, желание читать 3 часть не пропадает. С Лючано воистину неохота расставаться, а просторы Ойкумены обещают новые приключения, интереснее прежних.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга, по моему мнению, слабее первой. Первая книга брала лично меня тем, что слишком необычный мир в ней описан. Во второй — мир уже приелся, а ничего нового (за исключением описания еще одной грани рабства) не добавилось. Гладиатор-семилибертус, как оказалось не такое уж и плохое звание, то-то автор быстро «увел» своего героя от такой жизни, добавив ему кучу проблем. Роман как бы разделен на три части. Первая часть держит интригу, до конца не понятно, кто такой семилибертус и это еще позволяет как-то быстро ее прочесть. А так повествование довольно скучное. Ничего опасного не происходит. Вторая и третья часть — это жизнь, повисшая на волоске, космические сражения и даже убийство. Действие стремительно. Читается запоем.

Совсем не согласна с авторами отзывов, жалующихся на содержание в романе подробных описаний и эмоций главного героя. Это хорошо, просто отлично. Позволяет лучше представить мир героя и характеризует его самого. Герой раскрывается в романе полностью.

Немного смущало резкая смена событий, которая происходила в середине глав, когда описывались ночные «похождения» Борготты. Его сны. Сразу не могла понять с кем и что происходит. Но это поддерживало интригу.

Буду читать продолжение.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх