fantlab ru

Александр Беляев «Ариэль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
2166
Моя оценка:
-

подробнее

Ариэль

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 194
Аннотация:

Неподалеку от Мадраса, где расположилась таинственная школа Дандарат, великий, но не признанный ученый доктор Хайд изобретает средство, при помощи которого человек может летать без всякого технического устройства.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Впервые роман издан «Советским писателем» в Ленинграде в 1941 году, по свидетельству А.Н. Стругацкого, в продаже он появился уже после установления блокады.

• В 1970-е годы экранизировать роман собирался Андрей Тарковский (под названием «Солнечный ветер»). В соавторстве с Фридрихом Горенштейном им был написан сценарий. В 2013 году появились сообщения, что работу над фильмом возобновил Андрей Тарковский-младший.


Фрагмент был экранизирован в 1980 году в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир», выпуск 3.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 172

Активный словарный запас: средний (2743 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Спутник планеты Уран» 1990, СССР, реж: Хаджи Ахмар

«Ариэль» 1992, Россия, Украина, реж: Евгений Котов



Похожие произведения:

 

 


Ариэль
1941 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 3
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 3
1957 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 7
1964 г.
Властелин мира
1981 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1984 г.
Избранное
1984 г.
Ариэль
1986 г.
Последний человек из Атлантиды
1986 г.
Ариэль
1987 г.
Избранные романы
1987 г.
Человек амфибия. Человек, нашедший свое лицо. Ариэль
1987 г.
Остров погибших кораблей
1988 г.
Ариэль
1990 г.
Ариэль. Последний человек из Атлантиды
1992 г.
Голова профессора Доуэля
1992 г.
Продавец воздуха
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1992 г.
Избранные произведения в четырех томах. Том 4
1993 г.
Продавец воздуха. Ариэль
1993 г.
Остров погибших кораблей
1994 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 9
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1996 г.
Ариэль
2000 г.
Александр Беляев. Избранные сочинения в 2 томах. Том 1. Продавец воздуха. Властелин мира. Ариэль
2001 г.
Ариэль
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 1.
2001 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2001 г.
Избранное в двух книгах. Книга 1
2004 г.
Последний человек из Атлантиды
2004 г.
Собрание сочинений. Том 1.
2005 г.
Голова профессора Доуэля
2006 г.
Голова профессора Доуэля
2007 г.
Продавец воздуха
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 4
2007 г.
Человек-амфибия
2007 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров Погибших Кораблей. Ариэль
2007 г.
Продавец воздуха
2008 г.
Ариэль
2010 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 2
2010 г.
Человек-амфибия. Ариэль. Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2016 г.
Ариэль
2016 г.
Голова профессора Доуэля. Ариэль
2016 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Человек, нашедший свое лицо. Ариэль
2017 г.
Ариэль. Продавец воздуха
2017 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 4
2018 г.
Homo experimentum
2018 г.
Человек-амфибия. Лучшее
2018 г.
Ариэль
2018 г.
Человек, нашедший свое лицо. Ариэль
2018 г.
Остров погибших кораблей. Ариэль. Небесный гость
2019 г.
Ариэль
2019 г.
Ариэль
2019 г.
Ариэль
2019 г.
Остров Погибших Кораблей. Ариэль
2020 г.
Человек, нашедший свое лицо. Ариэль
2020 г.
Ариэль
2021 г.
Homo experimentum: Голова профессора Доуэля. Лаборатория Дубльвэ. Ариэль
2021 г.
Ариэль
2022 г.
Ариэль
2023 г.
Человек-амфибия. Ариэль
2023 г.

Аудиокниги:

Ариэль
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Людина, що знайшла своє обличчя
1959 г.
(украинский)
Ariel
1960 г.
(чешский)
Людина, що знайшла своє обличчя
1975 г.
(украинский)
Ариел
1983 г.
(болгарский)
Người bay ARIEL
1986 г.
(вьетнамский)
Người Bay
2013 г.
(вьетнамский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастический роман «Ариэль» — последнее произведение Александра Беляева. Писал в период обострений болезни, вкладывая все силы и душу в этот роман.

По свидетельству близких, «Ариэль» писался как своеобразный ответ Александру Грину, его известному роману «Блистающий мир». Роман А. Грина был опубликован в «Красной нови» ещё в 1923 году и произвёл своеобразный фурор среди читателей и литературной богемы смелостью выдумки, нетривиальностью сюжетных ходов, многовариантностью трактовок. В этой книге Друд, появившийся ниоткуда и выступающий в цирке, летает без всяких приспособлений, просто силой мысли и воли. Позже, когда Юрий Олеша стал хвались роман за смелую фантастику, Грин почти обиделся: «Это не фантастический роман, а символический! Это вовсе и не человек летает, это парение духа!»

Беляев создаёт своего летающего человека Ариэля, стараясь поставить его необычайные способности на какое-то подобие научной основы. В романе учёный — авантюрист Хайд находит способ позволяющий любому живому существу летать, используя броуновское движение. Он проводит эксперимент над юношей Ариэлем, и тот обретает способность к полёту. Руководители школы «Дандарат» в Индии хотели использовать юношу в религиозно- оккультных целях для запугивания и внушения веры прихожанам.

Но Ариэль сбегает из школы по воздуху, унося с собою маленького мальчика Шарада, чьим наставником он был.

Беляев очень скрупулёзно и подробно описывает жизнь послушников в индийской школе — монастыре «Дандарат», где юношей подвергали различным психическим и физическим испытаниям. Писатель не жалел сатирических красок для теософов и оккультистов, а также для толстосумов и повелителей «большого мира», готовых замучить человека ради наживы и развлечения.

Примечательно то, что «Ариэль» — достаточно грустный роман. Умение летать не приносит счастья ни Ариэлю, ни его окружающим. Добрый и доверчивый юноша то и дело попадает в хитро расставленные сети; его преследуют, захватывают в плен, его используют, его ищут по повелению сестры героя Джейн (Аврелий — Ариэль был похищен в детстве) хитрые и предприимчивые адвокаты.

Лихорадочно спасаясь от преследователей, Ариэль попадает то в Калькутту, то в Бенгалию. Ему приходится спасаться от вездесущего Пирса, жить пленником у богатого раджи, служить у англиканского священника Кинглси, работать на американских предпринимателей, показывая чудеса в спортивных соревнованиях. Но всё это приносит юноше только страдания. Постепенно он научится использовать опасные ловушки и трудные ситуации на свою пользу. Единственным светлым периодом будет жизнь в лесу в хижине крестьянина Низмата и его внучки Лолиты, которые почитали Ариэля за Бога.

Несмотря на общий грустный тон, в книге всё же звучит какая-то романтика полёта, стремление к свободе и счастью. Это была мечта самого Беляева и в своём «закатном романе» ему удалось это передать.

Книга Беляева не лишена недостатков и определённых тенденций и штампов своего времени. Но она остаётся одной из лучших книг писателя!

Мне довелось познакомится с романом ещё в школе, и с тех пор в душе живёт какая-то лёгкость, чувство крылатого счастья, интерес к Индии и её обитателям. Я стал собрать литературу о летающих людях. В этом собрании книги А. Грина, П. Вежинова, В. Орлова, К. Чапека, М. Булгакова, А. Ломма, О. Николаева, В. Распутина и прочих авторов (да и сам написал роман «Люди как птицы»).

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень жаль, что я не прочитала эту книгу в подростковом возрасте. Сейчас приключения Ариэля воспринимаются несколько иначе:

во-первых, искушенная большим разнообразием фантастических идей в современной литературе, четко ощущала год написания книги. Чисто интуитивно понимаю ценность сюжета в то время, признаю произведение заслуженной классикой, но в целом роман воспринимался некоей сказкой, рассчитанной на подростковую аудиторию для поучительных целей. То есть основной посыл прошел мимо, хотя эстетическое удовольствие получено.

Во-вторых, «с высоты прожитых лет» слишком усердно выискивала двойное дно там, где его нет, замечала то, что мешало петь оды автору. Например, Беляев прекрасно обыграл исполнение мечты человека летать как птица, без всяких приспособлений. Но в сюжете видим, что Ариэль был заложником чужих желаний, он сам НЕ мечтал летать, он лишь хотел любым способом покинуть школу, в которой дети содержались как в тюрьме. Конечно, он обрадовался новым способностям, но мы также видели, что получил он их как подопытный кролик... (страшные аналогии приходят сейчас на ум, но не буду о них писать). И в дальнейшем Ариэль лишь переходит из одних жадных рук в другие, каждый строит на него планы и способы своего обогащения. Признаюсь, даже думала, что автор все-таки убьет героя по принципу: «Так не доставайся же ты никому».

Таким образом, выделила бы главной заслугой поучительную мысль автора именно для становления личности: не все мечты воплощаются во благо, будь готов к злоупотреблениям; ищи свое место в жизни; цени тех, кто искренен с тобой; помогай (в силу своих возможностей) нуждающимся независимо от их уровня бедности и расовой принадлежности и т.д. и т.п. На самом деле, книга довольно многогранна и каждый найдет своё.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

История о том, что незаурядному и порядочному человеку нет места в обществе, основанном на власти денег. Номинальное обладание крупным состоянием стало причиной трагической судьбы героя: денег хотелось многим, мальчик не был нужен никому.

Он прошел страшную школу взросления, постоянно на грани физических и психических возможностей, на грани безумия. И всё-таки удержался в рамках здорового рассудка и глубокой человеческой порядочности. Гонимый сам, Ариэль научился остро сопереживать другим и при каждой возможности поддерживать более слабого.

На первый взгляд может показаться, что сострадательность является одним из поводов несчастий героя: он не смог оставить Шарада, и затруднил свои возможности к спасению, спас малыша, упавшего в колодец, и оказался в очередной тюрьме, принял участие в спасении якобы похищенного ребенка и снова стал жертвой преступников. На протяжении всего повествования героя окружают обман, интриги, ложь.

Но каждый совершенный из сострадания поступок делает его ярче и сильнее. Не будь Шарада, Лолиты, Низмата, и после разочарования в Джейн герою нечем было бы жить. А так Автор оставил ему капельку надежды...

Роман трагический, тяжелый. Но при этом он пронизан ощущением полета, которое нам дано пережить только во сне, когда высота кружит голову и дарит иллюзию безопасности, пока не начинает сковывать усталость. Страницы, посвященные полетам, самое прекрасное в этой книге. Не в первый раз читаю ее, и всё равно волнующе, кажется, что сама чувствуешь потоки воздуха вокруг плеч.

В детстве я этот роман любила больше других книг Беляева. Перечитав теперь, убедилась, что книга по-прежнему нравится. Хотя финал ее счастливый лишь условно, он оставляет светлое чувство — герой не сломлен, его полет продолжается...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что Ариэль — это явный Ихтиандр, поменявший место жительство и способность с подводного плавания на полёты, «Ариэль» остаётся одним из сильнейших творений отечественной фантастики. Конечно же, как во всех подобных произведениях, фантастическое допущение играет здесь второстепенную роль, главное — взаимодействие персонажей и их реакции на происходящие события и чудеса.

Здесь самые сволочные и самые лучшие люди только дополнительно оттеняют друг друга и показывают свою сущность. И конечно же, главное и здесь, и в «Человеке-Амфибии», очень сильны мотивы свободы, бескрайних просторов, в которых всегда можно скрыться и ни одна сволочь никогда тебя не найдёт.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд это невероятно грустная и печальная история. Казалось, что главный герой всю жизнь будет вынужден переходить из одной клетки в другую. Для него долгое время не было ни лучика надежды на то, что всё может обернуться к лучшему и он обретёт ту жизнь, какую себе представляет: с людьми, которые ему близки, которых он любит, с которыми хочет быть рядом. Вернее сказать, каждый раз такую надежду Автор давал герою, казалось, что вот, сейчас то всё и направится и очередной встречный поймёт, что Ариэль не просто умеющий летать, а прежде всего человек молодой, неопытный, добрый и верящий в добро людей. Но именно потому, что Ариэль такой, какой есть эта надежда каждый раз разбивалась в дребезги и парень вновь получал разочарование, боль, обиду и изгнание. Каждый стремился использовать его в своих целях: доктор – как воплощение своих талантов и достижение учёного, школа – укрепление достижения Дандарата в деле воспитания слуг мира, господа и истины, раджа – как новый драгоценный камень в своей сокровищнице, пастор – как средство расширения паствы и личного возвышения, американцы – как средство наживы, бандиты – как возможность паработить его способности, а бедные люди – как источник осуществления чудес и т.д. И их всех трудно в этом винить – ведь такое явление, как летающий человек кто и когда видел? И когда появляется возможность решить свои проблемы за чужой счёт, а тем более за счёт летающего человека, то людям трудно устоять.

Аврелию выпала тяжёлая судьба – из–за жадности и алчности опекунов он оказался в ужасном месте, но смог приспособиться и остаться человеком, а не управляемой вещью. И вдруг его сделали летающим человеком – он может летать свободнее и легче, чем птица и это прекрасно. Об этом мечтают люди, они видят себя летающими во сне, эти мечты и сновидения породили аэропланы, дирижабли. Да, стать летающим человеком было бы очень хорошо, если бы это не отделяло Ариэля от людей. Чудесный дар, о котором грезят люди в мечтах и сновидениях, превратился для него в какое-то проклятие. Мальчик сумел выжить в школе, где перед воспитанниками Дандарата было только два пути: для большинства — полное, абсолютное обезволивание и, в лучшем случае, полная расшатанность нервной системы. Для ничтожного меньшинства — наиболее сильных физически и интеллектуально — путь лицемерия, изобритательных ухищрений и артистической симуляции. Но там хотя бы ему было понятно с кем он имеет дело. А оказавшись в мире, который он не знает, а по доброте своей душевной надеется и верит в каждого, ему трудно, а порой и невозможно разглядеть истинное лицо человека. Но природа одарила его умом, терпением, умением учиться. А главное, встреча с сестрой стала для него последней каплей его одиночества и на многое ему открыла глаза и научила его ходить по твёрдой земле, а не только летать в облаках, в нем проснулись человеческая гордость, возмущение, рухнули очередные иллюзии, появились осознание и понимание. Хотелось бы верить, что он добъётся своего права жить среди людей, но моё чувство веры в это очень мало – с таким даром невозможно жить в мире, если только совсем его скрыть.

Да, очень грустную историю придумал Автор. Заветная и красивая мечта человека – свободно летать – может принести так много боли, страданий и одиночество.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Беляев — весьма специфический Автор. Для него фантастика — всего лишь средство донести до читателя Благую Весть. О красоте окружающего нас мира, о Гармонии, свойственной Мирозданию изначально, по замыслу Творца. О красоте человеческой Души, способной на Поступок. О непередаваемой прелести таких понятий как Свобода, Бескорыстие и Человечность.

И — ещё... Атмосфера «естественности счастья» в его текстах — настолько правдоподобна, настолько достоверна, настолько почти что «физиологична», что он, как Автор Фантастики — не устареет НИКОГДА. Его просто некем заменить, у него элементарно — в этом отношении — нет конкурентов.

Лично для меня самая сильная сцена книжки — когда Ариэль, после длительной «вынужденной транспортировки попутчика», скажем так, решил «полетать налегке удовольствия ради». Это — шедевр Фантастики.

Тебе обязательно надо познакомиться с этой книжкой, уважаемый потенциальный читатель. Это чтиво — на все времена. Это — из «обязательной» программы

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такая романтическая идея произведения — удовлетворить давнее стремление человека покорить небо... Просто, без крыльев, без техники — захотел — полетел! Правда недавно случайно узнав, что, например, и «Остров погибших кораблей» и «Человек-амфибия» — это всё идеи, сюжеты взятые автором из чужих произведений. Теперь и по поводу Ариэля у меня возникают аналогичные сомнения возможного плагиата, так как мечта свободного полёта явно давно бередила умы человечества, наверно даже и до Икара.

Тем не менее всё равно всё очень красиво и романтично: бедный юноша утративший родителей, попавший в такую странную школу в дикой и экзотичной Индии... И я бы оценил роман выше, если бы не эта навязчивая идея противопоставления злобному, меркантильному, человеконенавистническому «Западу», которая просачивается из каждой главы и каждой щели. В Индии жестокий раджа издевается над женой и прислугой, прислуга отвратительно и добровольно пресмыкается перед ним, у раджи страсть к жестоким развлечениям, всё покупается и продаётся. Тут же злобные колонизаторы-британцы, сагибы, устраивают свою извращённую школу Дандарат, подальше от европейских глаз, проводят на людях эксперименты и с измалку воспитывают себе приспешников. Духовенство преследует свои, отнюдь не духовные, цели по выполнению плана обращения новой паствы и по соответственному продвижению по служебной лестнице. В Америке правят бал гангстеры, для которых не осталось ничего святого. Уважаемый автор, ну зачем столько места нужно было уделять в своих произведениях этому загнивающему Западу, да ещё заимствуя у них сюжеты, если там всё так плохо и такие низкие люди? Почему не писать сразу о той стране, где так вольно дышал человек?, А, не было значит о чём там писать? Тогда зачем было так унижать весь остальной мир? А почему по книге у меня создаётся впечатление, что только нищета делает человека благородным, добрым и совестным? Ведь даже Джейн, сестра Ариэля, в конце выглядит такой высокомерной дрянью, как и большинство героев книги, кроме несчастных париев.

По Индии заметно шаблонное описание страны, которой автор воочию не видел. Ну и концовка: нашёл герой свою Лолиту? А чем на хлеб будет зарабатывать, дрова рубить или таки фокусы с левитацией показывать, как сестра предрекала, это — путь правильного советского человека?

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основной суперспособностью главного героя этого романа оказалось не случайно полученное умение летать, а доброта и непреклонное стремление несмотря ни на что оставаться самим собой. Левитация лишь заставила Ариэля много раз проверить на прочность себя и свои основные ориентиры.

Нельзя сказать, что роман устарел, но атмосфера ранне-советского произведения в нём ощущается, хоть действие происходит и совсем в других краях, в основном в Индии.

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Беляев мой самый любимый писатель-фантаст из детства, а это было около 35 лет назад. Читал его романы я тогда и у меня самые теплые и приятные воспоминания, читал запоем, по принципу: сначала дочитать, а потом спать. Поскольку в его работах нет, в отличии от тех же Стругацкий, какой-то советской или временной пропитки, то я думаю актуальность не теряется и сегодня и очень рекомендую и автора в целом и его Ариэль в частности. Конечно тем, кто привык к современным фантастическим боевикам или ЛитРПГшкам, может у Беляева не хватить экшена, но в любом случае произведения качественные и скучно не будет.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первое произведение Беляева, что я прочёл. Выбор был сделан как обычно благодаря наличию книги и ее малому объёму. Вообще никогда особо не тянуло к данному автору — больше люблю книги про космос. А название этой для школьника из девяностых вдобавок вызывало ассоциации с диснеевской «Русалочкой».

Написано просто. Читается легко и быстро. Индийская экзотика привлекательна (до сих пор из художественной литературы об этой стране читал наверное только «Лезвие бритвы»). Радует, что способность летать не делает героя суперменом. Полёты полётами, а от общества никуда не денешься. Кажется, хаотичный сюжет отражает неопытность Ариэля. Несколько удивлён сравнительной слабостью освободительного пафоса для середины прошлого века — каюсь, почти до конца думал, что главный герой уедет с друзьями в СССР.

В общем, не даром в книге написано: «Для детей среднего и старшего школьного возраста». Нет, я ни в коем случае не считаю её плохой, просто она кажется простоватой. Действительно, стоило ознакомиться в школьные годы. Возможно, сейчас мне уже поздно читать Беляева.

P. S. В имеющемся у меня издании вроде бы есть купюра в 33-й главе. Интересно, что было изъято? Рисунки Метченко хороши, только он, кажется, перепутал индуистские и буддистские статуи. И ещё, в первой половине XX века было нормой писать: «кивок головой» и «ладони рук»?

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романах Беляева есть все, что положено иметь в фантастике — напряженный сюжет, экзотика, технические и социальные проблемы. Но самое интересное в главных его книгах — попытка понять человека. Достаточно вспомнить «Человека-амфибию», «Властелина мира», «Голову профессора Доуэля», «Человека, потерявшего (а также нашедшего) лицо» и даже «Продавца воздуха». Но лучше всех все-таки «Ариэль».

Я бы не согласился с тезисом о делении персонажей «Ариэля» на очень плохих и очень хороших. Настоящих злодеев здесь немного, и они как-то мелковаты. Ариэля пытаются использовать, как правило, более или менее приличные люди. Когда не затронуты интересы их бизнеса, или положение в обществе, или амбиции, они стараются быть доброжелательными, порядочными, даже честными. Но если подвернулся случай решить свои проблемы за счет летающего человека, тут трудно устоять. Вообще-то, в нашем сегодняшнем обществе Ариэлю пришлось бы еще хуже.

Идеальные персонажи тоже малочисленны. Сам Ариэль не идеален. Он может наделать глупостей, может соврать с ясными глазами, может подставить ближнего. Он человек, сформированный Дандаратом, сумевший выжить в этом аду и вырваться из него. Идеальный герой сложил бы там голову на первых страницах или даже раньше.

Ариэль вызывает такую симпатию и сочувствие именно потому, что он не ходульный герой, а живой человек, неоднозначный и не всегда одинаковый, как каждый из нас. В фантастике ведь нечасто можно встретить по-настоящему живого героя, хотя бы одного. Сильный, храбрый, добрый, самоотверженный юноша обречен на неволю и на одиночество. Благодаря обретенной способности летать ему удается вырваться из неволи, но этот же дар усугубляет его одиночество. Оно становится почти осязаемым. Летающий человек ничего не хочет так, как жить с людьми и для людей. А люди его или обожествляют, или, чаще, используют. И Ариэль мечется, делает глупости, набивает шишки себе и другим и постепенно превращается из вечного беглеца в человека, способного постоять за себя и за ближнего.

Встреча с сестрой (которую вряд ли можно отнести к условно плохим персонажам), безусловно, пошла Ариэлю на пользу. Он избавился от очередной порции иллюзий и научился, наконец, жить на земле. Только не так жить, как принято в кругу Гальтонов, а так, как следует жить человеку.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда мне кажется, что у каждого серьезного писателя есть какое-то одно произведение, отношение к которому его самого и/или читателей особое. Примерами такого рода могут служить «Солярис» С. Лема, «Лезвие бритвы» И. Ефремова или, скажем, «Алые паруса» А. Грина. Я не говорю об очевидных случаях «главных» произведений, вроде «Путешествий Гулливера» и «Дон Кихота». На мой взгляд, последний роман А.Р. Беляева «Ариэль» тоже можно особо выделить в его творчестве. Это образец замечательной и оригинальной, действительно талантливой научной фантастики. Нет, Беляев не достигает здесь уровня литературного мастерства и психологизма А. Толстого, глубины социально-философских обобщений И. Ефремова и т.д. Но он проявляет в этом романе лучшие черты своего собственного писательского дарования, лаконичным и точным языком создавая удивительную историю о летающем человеке.

Несмотря на условность фантастической посылки Беляева, касающейся левитации человека, пограничной в научном смысле, она придает повествованию ту самую, важную для НФ, убедительность вымысла, что восходит к Г. Уэллсу. В этом, на мой взгляд, главное отличие романа Беляева от «Блистающего мира» А. Грина. Два этих романа имеют одинаковую фантастическую основу, но совершенно разные философские концепции, что, по моему мнению, лишний раз свидетельствует о потенциальном богатстве темы. А сам Уэллс, как известно, весьма одобрительно отзывался о романах А. Беляева.

Для персонажей романа – индийских крестьян и раджей, алчных английских адвокатов, предприимчивых американских циркачей и пр. – характерна некоторая обобщенность, типичность. Но всё же образы героев обладают достаточно выраженной индивидуальностью. Здесь автором в большей степени, чем в других его произведениях, достигнут удачный, на мой взгляд, стилистический баланс. Ведь, хотя роман написан и не от первого лица, читатель во многом воспринимает мир в нем глазами главного героя, Ариэля, который, в силу своих жизненных обстоятельств, «наивен» в социальном плане. Именно типические, наиболее яркие черты людей и должен в первую очередь воспринимать Ариэль как человек, практически не имеющий обычного жизненного опыта. Сходное ощущение от текста возникает при чтении взрослым человеком хорошей детской или подростковой книги, хотя «Ариэль», безусловно, не «детская» вещь.

Вс. Ревич в своей статье «Легенда о Беляеве» саркастически «негодовал» по поводу того, что у Беляева, мол, богатое (благородное) сословие состоит сплошь из лицемеров и подлецов, а бедняки всегда добрые и порядочные. Что ж, при желании можно разглядеть у Александра Романовича и такую черту, если оценивать его творчество в целом. Но как бы там ни было, жизненный путь человека, обладающего необыкновенными способностями, но не выдающимся социальным статусом, в капиталистическом обществе начала двадцатого века нарисован Беляевым вполне убедительно. Стремление разных людей, так или иначе, использовать в собственных интересах умение Ариэля летать более чем понятно. Во всяком случае, роман Беляева далек от какой-либо примитивной идеологии и чрезмерно упрощающих представлений о структуре общества. Скорее, можно говорить об «укрупненности» некоторых черт, как героев, так и общественных явлений – прием стандартный для НФ.

В «Ариэле» Беляев, возможно, впервые в отечественной фантастике затронул тему «человек-сверхчеловек». Роман А. Грина был написан раньше на семнадцать лет, но его Друд – это более символ, чем действительный сверхчеловек. Он, если можно так выразиться, сознательный индивидуалист. Смысловой конфликт «Блистающего мира» лежит в общемировоззренческой плоскости. Драматичность же судьбы Ариэля коренится в общественных отношениях. И эта драматичность выражена Беляевым с большой художественной силой, так же как и в «Человеке-амфибии». То же можно сказать и о том, как Беляев изобразил реакцию людей на полеты Ариэля. Кстати говоря, многие авторы используют тему «человек-сверхчеловек» столь поверхностно, что рассказы их откровенно скучны, не вызывают никакого внутреннего сопереживания, как, например, повесть Дж. Вэнса «Телек», тоже касающаяся левитации.

Увлекательный приключенческий сюжет, как и всегда у Беляева, выстроен с большим мастерством. Но параллельно этому в романе ясно прослеживается постепенное становление Ариэля как независимой личности, обогащение его внутреннего мира, отображены движения его души. И финал романа закономерно остается открытым – отныне дальнейшая судьба Ариэля находится в его руках. В отличие от упомянутого Ревича, я не считаю, что «В конце концов Ариэль, как и Ихтиандр, бежит от людей…» и что «Умение летать оказалось молодому человеку ненужным и не принесло ничего, кроме неприятностей». Ценность человеческих качеств не измеряется в одних только категориях «нужности-ненужности». Умение летать дало Ариэлю уникальный жизненный опыт, а читателям романа – возможность прикоснуться к хорошей фантастической литературе, неизменно дающей пищу уму, воображению и нравственному чувству человека.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие, судя по отзывам и оценкам, читали это в детском/подростковом возрасте.

Я принадлежу к числу таковых. Конечно, при другом стечении обстоятельств, я не стал бы это читать в те времена.

Но так уж вышло, что прочитал. Помню, как мне было не интересно по началу. Эта ваша индия: комары да лягухи, змеи да мухи,

антисанитария, малярия, брюшной тиф и т.д. и т.п.; Дурацкие фильмы про: брат-брату сестра, мать-сыну отец, дед-бабке брат, и по этому поводу спляшем все нашу любимую, одинаковую для любого повода, песню, обрядившись в цыганские одежды и поставив на лоб по красной точке. Не вызывала она тогда, да и ныне не вызывает, приятных ассоциаций. Да и язык тяжеловат, тогда мне показался.

Но, несмотря на это, как порой бывает, втянулся. Потому что, в туалете, например, когда сидишь, тоже сначала не интересно знать состав баллончика с освежителем воздуха, но обстоятельства порой вынуждают, и вот ты уже разбираешься в некоторых тонкостях и даже помнишь состав наизусть.

Так вот, до сих пор помню, хотя прошло уже сорок лет, приключения мальчика-левитальщика. Чем дело кончилсоь, я правда забыл совершенно. Но, приятные впечатления остались. Перечитывать не буду никогда. Я вообще жалею времени на перечитывание однажды прочитанных книг. Потому как нового там ничего не появится, а наизусть всё не запомнишь, тем более, что этого и не требуется.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если Вы еще не знакомы с творчеством Беляева, то начинать надо с этого произведения или с «Голова профессора Доуэля» или «Человек-амфибия». При том, что прослеживается сильная социальная направляющая, связанная с режимом времен написания произведений, именно в этих произведениях наиболее четко прослеживаются лучшее, что присуще автору: сюжет завязан на изобретении или эксперименте а в развитии участвует психологическая составляющая. Человек получающий необычные возможности, помимо того превосходства над остальными людьми он становится одновременно изгоем, и как правильно отмечали ниже «белой вороной». В социалистическом обществе выделяться было нельзя, это запрещено, все настроено на уровниловку. И что делать? скрывать свои способности? или идти наперекор обществу?

я сам читал книгу в детстве, когда выходило малоформатное собрание сочинений в Пермском книжном издательстве, но думаю что лучше читать эту книгу в возрасте постарше.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется это одно из тех произведений, которые не стоит перечитывать после окончания детства ;). По воспоминаниям это была замечательная книга, после которой еще долго хотелось летать. Но вот перечитал я и понял что оно мне совсем не понравилось.

Идея – как любили писать в советской прессе: «Ариэль — символ борьбы против порабощения в любых его формах. Сперва это бунт Ариэля против своих «гуру», лицемерных учителей, потом — против лживых моральных норм буржуазного общества и, наконец, протест против социальной несправедливости, против кастово-феодального устройства индийского общества и засилия британских колонизаторов в Индии». Честно говоря, у меня это вызывает уже привычное отвращение.

При этом главный герой человек крайне инфантильный, хотя Беляев и пишет что он вырос из инфантилизма. Что касается описаний то тут тоже все грустно: совершенно шаблонное описание Индии, в которой он никогда не был, с оценкой автором их образа жизни. Подвалы с сокровищами, злой визирь, раджа, бедные, но честные и добрые парии. Особенно грустно становится если сравнить с тем же «Кимом» Киплинга.

То же с достоверностью персонажей. Ариэль несколько лет умело скрывал свои чувства, а тут вдруг на важном званном обеде не сумел и для него вдруг новостью оказалось, что белые считают индийцев животными и дикарями. И это после года работы в американском цирке. Хм...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх