FantLab ru

Станислав Лем «Несчастный случай»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Голосов:
937
Моя оценка:
-

подробнее

Несчастный случай

Wypadek

Рассказ, год; цикл «Рассказы о пилоте Пирксе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 124
Аннотация:

Пиркс принял участие в экспедиции на маленькую планету, даже не имеющую собственного имени, которая могла быть интересна только альпинистам. В состав экспедиции входили трое людей и Анел — Автомат Нелинейный, одна из новейших моделей с высоким уровнем самостоятельности, оказавшийся очень похожим на своих конструкторов...

© Lucy

Входит в:

— сборник «Polowanie», 1965 г.

— сборник «Рассказы о пилоте Пирксе», 1968 г.

— журнал «Omni, June 1982», 1982 г.

— антологию «Замежная фантастыка», 1990 г.


Похожие произведения:

 

 


Вавилонская башня
1970 г.
Навигатор Пиркс. Голос неба
1971 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Рассказы о пилоте Пирксе. Лунная ночь
1993 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
1997 г.
Одиссея навигатора Пиркса
1999 г.
Солярис
1999 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско
2003 г.
Солярис. Непобедимый. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско. Рассказы из цикла
2003 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2015 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Непобедимый
2019 г.
Пилот Пиркс
2020 г.

Периодика:

Omni, June 1982
1982 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Рассказы о пилоте Пирксе
2019 г.

Аудиокниги:

Рассказы о пилоте Пирксе
2005 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Opowieści o pilocie Pirxie
1980 г.
(польский)
Замежная фантастыка
1990 г.
(белорусский)
Прыгоды Пiркса
1992 г.
(белорусский)
Футурологічний конгрес. Розповіді про пілота Піркса. Голем XIV. Фіаско
2017 г.
(украинский)
Розповіді про пілота Піркса
2018 г.
(украинский)
Розповіді про пілота Піркса
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивый рассказ, и мне не показалось, что он «выпадает» из общей колеи историй про Пиркса. Как обычно, «неказистая» идея (сама по себе) превращается путем, не побоимся этого слова, гениального повествования в очередной мини-шедевр. Лемовское очеловечивание роботов мне нравится частенько больше, чем азимовское. Оно тоньше, аккуратнее, выразительнее и где-то даже метафоричнее. Добавим к этому образность и живость при описании планетного ландшафта, психоаналитическую способность Лема заглянуть в душу (и голову) каждому персонажу, включая блестящее описание собственно восхождения с точки зрения человека, влюбленного в горы, — и получаем на выходе совершенно замечательную историю, одну из жемчужин среди лемовских рассказов про пилота Пиркса.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Судя по имеющимся на Фантлабе отзывам, предметом своего рода дискуссии стал вопрос — «выпадает» этот рассказ из цикла произведений про Пиркса, или нет? Основанием для оного вопроса является тот факт, что действие происходит на транссолнечной планете, что в самом деле не соответствует тому миру, что описан в остальных рассказах цикла (в нем речь идет об освоении только тел Солнечной системы, да и то лишь ближайших к Земле).

На мой взгляд, если рассказ воспринимается интересным и оставляет глубокое впечатление, вопрос о месте действия не повлияет на восприятие. Те, кому рассказ сильно понравился, этим вопросом и не задаются. Все остальные — вполне могут обратить на это пристальное внимание и придраться. Я отношу себя ко второй категории.

Не могу сказать, что рассказ «Несчастный случай» показался мне литературно слабым. Он написан очень хорошим языком (что уже само по себе весьма ценно). Но то, что находится во главе угла, то есть является зерном (или ядром) сюжета — его проблематика — лично меня не заинтересовала. Я не считаю интересными для моего времени идеи о том, какова эволюция сознания и «психологии» робота. Сейчас, спустя полвека после написания рассказа, эти идеи воспринимаются неактуальными и какими-то натянутыми.

Интересен вопрос не о том, как развивается техника (причем не такая, как описана Лемом, а преимущественно персональная электроника), а как меняются сознание и психология (тут уже без кавычек) людей, буквально «обросших» этой самой техникой и соприкасающихся с ней практически постоянно, исключая лишь время сна (да и то, подозреваю, некоторые и во сне как-то пользуются).

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивый, сильный и интересный рассказ. Наконец увидел в рассказе Лема, то, что давно хотел увидеть! Этот рассказ посвящен отнюдь не экспедиции, а скорее человеку и человеческим отношениям. Очень ярко описаны характеры всех членов экспедиции, включая Анела. Да, именно его тоже я отношу к человеку, хотя он и робот! Очень интересно было наблюдать, отношение каждого героя, к исчезновению робота! Круллю — начальнику экспедиции было абсолютно параллельно, почему Анела так долго нет! Он был уверен, что робот вернётся, а Моссен-интеллектроник вообще выразил мысль, что робот не является человеком, и не может обладать личностью. Один лишь только Пиркс переживал за Анела, относясь к нему как к живому человеку, члену экспедиции, и наконец, задумался над психологией робота! Хотя остальным не мог в этом признаться, потому что, его не поняли бы и подняли на смех.

Наконец под неким предлогом, он всё-таки уговаривает членов экспедиции пойти на поиски Анела, хотя Крулль и Массен были настроены крайне скептически.

Вот тут-то и начинается Лемовское повествование. Приводятся красивые горные пейзажи, окружающие героев. Каждая мелочь нашла отражение в повествовании. Ну и, конечно же, рассуждения Пиркса, шедшего по следу Анела, глубоко и надолго запали мне в душу. Когда всё же нашлись следы стоянки Анела. лишь один Пиркс решил пройти путь робота до конца, лишь предложив другим пойти с ним. Крулль повёл себя как упрямый скептик, Моссен же с неохотой всё-таки согласился. Несмотря на риск, которому подвергал себя Пиркс, он всё же решил пойти до конца! Что лишний раз доказывает, что герой повзрослел и возмужал! Всё — таки любопытство взяло вверх над осторожностью! И лишь ему открылась истинная правда о судьбе робота, рассказать которую он просто не мог, ибо его не поймут! Но сам всё-таки окончательно убедился, насколько Анел похож на своих создателей! Рассказ поразительный, прочитайте, не пожалеете!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилась основная мысль рассказа о «молчаливом» бунте робота. Выполнить всё, что от тебя требуют и немного (вопреки всем правилам, но и не нарушая их) «пожить» для себя, если останется время. Здесь очень сильна параллель между самим Пирксом (его положением в экспедиционной группе) и Анелом. Они друг друга поняли, пусть даже и порознь.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ждали робота — не пришел! Пошли искать робота — не нашли, наверное полез в на скалу!

Полезли тоже на скалу, долезли до ущелья — нет, тут даже робот не перепрыгнет! Посмотрели вниз — точно, валяется!

Спустились, посмотрели обломки робота, пришли к выводу — распрограммировался))

И вся эта скукотища на 30 страниц!

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласна с предыдущим отзывом — очень точно.

Действительно Лем умеет не говоря прямо, намеками тонкими, как иголочки расшатывать привычное восприятие тех же роботов, он делает их душевнее, роднее, ближе. И не каждому человеку дано ощутить то, что возможно, подчеркну возможно, ощутил робот. Конечно, может это все так, мысли, и причина — просто не удачное стечение обстоятельств, но... сомнение остается.

Описания гор бесподобны.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чем больше перечитываю Лема, тем больше осознаю, что это Явление с большой буквы. Умеет пан Станислав делать отличные рассказы практически из ничего. Вот и здесь — сюжет прост донельзя и вещь вытягивается только благодаря таланту и мастерству автора.

Ну что напишет другой писатель о трёх членах экспедиции, вынужденных сутками видеть только друг друга — да ничего.... А Лем смог так разложить по полочкам характеры, поведение и взаимоотношения всех троих внутри маленького мирка, что зачитаешься. Или описание восхождения Пиркса со товарищем на скалу/гору. Ведь если задуматься над этим восхождением человеку, ещё не отравленному горами — явная глупость и ненужный риск. А Станислав Лем смог не только передать обыкновенному читателю ту непреодолимую тягу, которая охватывает человека, очарованного горами, при виде возможности восхождения, но и описать само восхождение так, что читатель волей-неволей начинает отождествлять себя со скалолазом, жить его чувствами и проблемами. Ему также страшно, он также долго собирается, прежде чем рискнуть, также выдыхает на тех местах, где можно перевести дух.

В общем, не рассказ, а гимн писательскому мастерству автора. А робот, которого также, как человека, затянула страсть покорения вершины — что ж, в фантастике это далеко не первый случай странного поведения роботов...:).

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чуть ли не в половине рассказов Пиркс постоянно что-то утаивает. То робота, который воспроизводит перестукивание морзянкой уже умершего экипажа корабля, то инопланетный корабль, то робота, который прикрыл его от выстрелов, то робота, который вдруг решил покорить гору. Ладно, оставим в покое инопланетный корабль. Однако три случая, когда роботы ведут себя не предсказуемо и демонстрируют признаки сознания, складываются в тенденцию. Тут вариантов не много: либо сам Пиркс каким-то странным образом фактом своего присутствия поблизости выводит из строя сознание роботов, что сомнительно, либо подобные случаи происходили не только с Пирксом, что гораздо правдоподобнее. В последнем случае правда уже давно просочилась бы наружу и стала публичным достоянием. Да, роботы иногда ведут себя не логично и совершают поступки, свойственные людям. В таком случае не совсем понятно, зачем Пиркс скрывает то, что должно и так уже быть всем известно.

В общем, не верю я Лему. Либо такой из ряда вон выходящий случай должен быть один, и тогда есть смысл скрывать его, либо подобные случаи происходят постоянно и со всеми подряд, и тогда нет смысла их замалчивать. Интересно, сколько ещё там дальше в цикле рассказов с подобным же сюжетом?

P.S. Не верю я также в то, что человекоподобного робота отправляют сделать замеры человеческими инструментами, да ещё записать их на плёнку, которую физически нужно доставить сначала на место замеров, а потом обратно на базу геологов. Во-первых, у этого робота в мозге должна быть память, в которую можно всё записать. Во-вторых, этот робот умеет связываться с людьми по радио. В-третьих, можно было сделать робота-геолога, который специально был бы предназначен для геологических исследований и в которого были бы встроены все необходимые приборы. Может быть этот робот вообще имел бы вид квадрокоптера. Прилетел на место измерений, замерил, улетел обратно на базу. Результаты измерений запомнил в своей памяти, а потом передал по радио. Но на планету для проведения геологических исследований отправляют универсального робота и трёх людей, чтобы провести исследования для галочки, освоить бюджетные средства и отчитаться перед налогоплательщиками.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с теми, кто считает рассказ скучным и выпадающим. Читал цикл в студенческом возрасте и тогда тоже так показалось. Большинство рассказов цикла динамичны и увлекательны. Но вот этот и ещё «Ананке» нет. В отличии от «Ананке», этот ещё и анахроничен. Пиркс живёт в эпоху освоения Солнечной системы, межзвёздные полёты даже не упоминаются, и вдруг «бац» — планета другой системы, да так всё буднично, как будто за город на пикничок съездили. И, главное, зачем, ведь для сюжета вообще не нужен космос, всё описанное можно было показать не покидая Землю? Помню, мне это не понравилось, т.к. фактически разрушало цикл. Думаю, эта пара рассказов была задумана независимо от цикла и Лем просто искусственно засунул в них уже разработанного персонажа, чтобы не создавать нового и не сочинять характер и личность заново.

Впрочем, теперь уже можно предположить, что события рассказа происходят после событий романа «Фиаско», в котором Пиркс попадает в смертельную ловушку и вынужден погрузить себя в анабиоз, а пробуждают его уже в далёком будущем. Но вот андроид, неотличимый от человека, фигурирует уже в рассказе «Дознание». Т.е. тема зарождения нового разумного искусственного вида и взаимоотношение с ним людей относится к эпохе цикла и перемещение сюжета в будущее не требуется. Лему стоило бы поместить действие на Землю — рассказ и цикл от этого только выиграли бы.

Оценка: 1
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потеряли робота. Стали искать. Поняли что полез в гору. Полезли за ним. Увидели что разбился. Слезли. Посмотрели на разбитого робота.

Пришли к выводу что роботов тоже иногда альпинизмом «плющит».

И что?

Не понравилось.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ИМХО.

Рассказ ниоткуда не выпадает. «Выпадение» настолько второстепенно, что об этом и упоминать незачем.

Если рассказ о космосе, о кораблях, о межзвездных полетах и прочем, -- это нередко плохой рассказ.

Хороший рассказ -- всегда о человеке.

И этот тоже -- не об экспедиции, не о планете, даже не о роботе.

Он -- о людях, но, как мне кажется, не о Пирксе и остальных членах экспедиции, а о конструкторах/программистах/остальных ученых, не представляющих всех последствий своей работы (у Лема -- АНел, потом -- Кальдер, у того же Азимова -- QT-1, отстранивший людей от «служения Господину»).

А автоматы всего лишь следуют программе.

И незачем их очеловечивать.

Пиркс, кстати, этим и не занимается, он прекрасно понимает, что роботы -- не люди, и даже если они ведут себя сходным образом -- такими их создали люди.

Хотя от СЭТАВРа и Терминуса осадок остался...

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен, что рассказ выпадает, да и сама идея про робота, который зачем-то полез на скалу...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, формально — «...роботов тоже иногда «плющит» альпинизмом...», вот, собственно говоря — и всё, что тут есть. Это — формально.

Но... это, как бы и не про роботов. Это про то, что «роботов иногда» — ТОЖЕ. Вот в чём фишка-то. Накой это вообще, В ПРИНЦИПЕ — надо. Хоть людям, хоть роботам. Формально — проблематика ИСКУССТВЕННОГО интеллекта, а НЕформально — интеллекта ВООБЩЕ.

Но — как сие ни парадоксально — суть и не в этом. А в том, что автор сего опуса — Станислав Лем. Будь кто иной, рискну предположить, что — да, можно было бы и вообще не читать. Потому как — в сотый раз, формально — текст ни о чём. Так, о вполне себе отвлечённых материях.

Однако — это Лем. А значит — это Литература. Полагаю, что вопрос разрешается именно ТАК

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной сюжет С. Лема о роботе ( автомате, как автор его называет), который начинает думать и действовать, как человек. Почему машина так поступает, когда это в принципе невозможно? Ответа на этот вопрос Лем не даёт. Рассказ красивый, интересный, но не более.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже робот хочет испытать то, что доступно только человеку. Возможно, как раз потому, что ему это недоступно.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх