FantLab ru

Александр Грин «Серый автомобиль»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Голосов:
189
Моя оценка:
-

подробнее

Серый автомобиль

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 43
Аннотация:

Странный изобретатель делает не менее странное открытие — чтобы жить истинной жизнью, необходимо умереть и заново родиться...

Входит в:

— сборник «На облачном берегу», 1925 г.

— антологию «Игра в карты по-русски», 1993 г.

— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.

— антологию «Полночь, XIX век», 2005 г.

— антологию «Роковая игра», 2011 г.

— антологию «Страшное гаданье», 2014 г.


Экранизации:

«Господин оформитель» 1988, СССР, реж: Олег Тепцов



Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в шести томах. Том 5
1965 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 4
1980 г.
Психологические новеллы
1988 г.
Блистающий мир
1989 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1991 г.
Игра в карты по-русски
1993 г.
Бегущая по волнам. Джесси и Моргиана. На облачном берегу
1994 г.
На облачном берегу
1994 г.
Собрание сочинений в шести книгах. Книга 4
1994 г.
Русская готическая проза в 2 томах. Том 2
1999 г.
Фанданго
2000 г.
Фанданго
2001 г.
Полночь, XIX век
2005 г.
Крысолов
2008 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 5
2008 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые парусаю Зеленая лампа. Бегущая по волнам. Рассказы
2009 г.
Алые паруса
2010 г.
Древние лики ужаса
2011 г.
Роковая игра
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Крысолов
2011 г.
Страшное гаданье
2014 г.
Фанданго
2017 г.
Шесть спичек
2018 г.
Алые паруса
2018 г.

Аудиокниги:

Серый автомобиль. Рассказы (аудиокнига MP3)
2005 г.
Готическая проза. Выпуск 1
2006 г.
Комендант порта. Отравленный остров. Серый автомобиль. Веселый попутчик
2008 г.
Фанданго («готические» рассказы)
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Der Rattenfänger. Phantastische Erzählungen
1986 г.
(немецкий)
Szczurołap i inne opowiadania
1987 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ожидал заявленного сюрреализма, особенно в момент игры главного героя в покер. Ну, думал, сейчас что-то будет в стиле «Побросаю-ка я кости» Лейбера — с чем-то малопонятным, но приятно воображаемым. Ан нет. На мой взгляд это и не сюрреализм, и тем более не психодел, а вполне себе крепкий мистический реализм, в котором рассказ ведётся от лица психически не совсем здорового человек. Или, может, наоборот — он слишком здоров в сравнении с окружающими его людьми? Он более трезв, более чувствителен, больше всех наполнен жизнью и пониманием устройства природы и окружающего мира? Это, пожалуй, главный вопрос.

Если касаться жанровой принадлежности, то по ключевым элементам я вовсе отнёс бы рассказ к жанру нуар, который к тому моменту лишь зарождался в США и не был ещё сформирован как отдельная литературная единица. Основополагающие произведения «нуара»/»хард-бойлда» «Красная жатва» Хэммета или «Почтальон всегда звонит дважды» Кейна выйдут в свет лишь спустя четыре и девять лет соответственно. По сути, «Серый автомобиль» можно рассматривать как предтечу нуара в свете удивительного факта, что сюжет гриновского рассказа происходит как раз в США. Удивило наличие в рассказе такого слова, как «боевик» или игра «покер» (оказывается, фульгент – это фуллхаус), в которой, как видим, автор хорошо разбирается в игре…

Американскому предку «нуара» свойственны такие элементы – критический реализм, заключающийся в критике урбанизации и изображении города в виде некоего монстра, который как чёрная дыра поглощает и перемалывает чувства, судьбы и вообще человека как личность. Соответственно, явления, которые стали распространёнными в ревущие 20-е, — тоже в «нуаре» рассматриваются с большим неодобрением – автомобили, казино, небоскрёбы и т.д. Всё это есть в рассказе «Серый автомобиль», а образ автомобиля перекликается с американскими писателями, рассматривавших автомобиль, как негативный образ, в том числе несущий насилие и смерть («Почтальон звонит дважды»). Ну, и, конечно же, femme fatale – т.е. образ «роковой женщины» тоже на месте. Но при этом Грин всё это преобразил в интереснейший и глубоко философский рассказ, препарируя мастерским словом, как опытный хирург скальпелем.

В рассказе поднято много интересных и глубоких вопросов, но ведущим является попытка взглянуть и проанализировать растущее влияние общества потребления (а ведь это 1925-й год!), что перекликается с рядом книг и фильмов, например, с воззрениями Бодрийяра на общество, которое делает человека зависимым и несамостоятельным. В таком обществе человек становится рабом вещи и зависимым, где тот же автомобиль перестаёт быть просто средством передвижения, а становится предметом для получения некого статуса в обществе, равно как обладание последней версией айфона или брендовой вещью с лейблом «чтобы все видели». Как говорил герой рассказа Грина: «Берегитесь вещей! Они очень быстро и прочно порабощают нас».

Вещь может сделать человека не только рабом, но даже отобрать жизнь, что показывает сцена с игрой в покер. Ведь, в конечном счёте, и покер, и хоккей, и футбол, и шахматы – это всего лишь игра для развлечения. Да, и монолог героя о машине – просто шикарен.

Можно выделить ещё несколько тезисов и аргументов касаемо общества потребления, которые нашли отражение в рассказе:

— Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. («Как известно, улица современного города подстерегает каждое желание наше, спеша удовлетворить его всегда кстати подвернувшейся вывеской или витриной. Я совершенно уверен, что человек, проходя фруктовыми рядами Голландской Биржи и почувствовавший нужду в каком-нибудь геодезическом инструменте, непременно увидит инструмент этот в окне невесть откуда взявшегося специального магазина.»)

— В обществе потребления поощряется ускорение процессов («Быстрота агента компании, совершающей торговые обороты, увеличивает количество, но не качество достигаемого, например, по сбыту и выделке коленкора»).

— Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека, что ведёт к упадку массовой культуры («Вы скажете, что быстрое движение ускоряет обмен, что оно двигает культуру?! Оно сталкивает ее»)

Главный герой противопоставляет такому обществу ценности более высокого порядка: природу и те самые Пять Сестер – «Их имена: Любовь, Свобода, Природа, Правда и Красота». Главный герой очень чувствителен и остро переживает смену приоритетов современного общества, что воплощается в его расстройствах психики.

Как и подобает подобным произведениям здесь хватает символизма: это постоянные семёрки (на номере автомобиля, так и в карточной комбинации), инфернальный джокер, способный полностью поменять положение дел в игре и др., но как это интерпретировать – решает каждый сам по себе.

На мой взгляд, это один из лучших рассказов, прочитанных у Грина – одного из моих любимых рассказчиков. Это не тотальный сюр на уровне атмосферного или красочного восприятия, как было в «Крысолове» или «Фанданго», а скорее критический реализм с элементами мистики или даже «отечественный нуар».

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одной из вершин творчества Грина является его сложный, загадочный и мистический рассказ «Серый автомобиль», написанный в 1923 году. Смысл его довольно запутан.

Главный герой Эбенезер Сидней тоже переживает далеко не лучшие дни. Подобно Косоворотову он разочарован в человечестве, ищет в глазах близкого человека хотя бы «тень приветливости».

«Как все я жил окружённый ложью, и ложь утомила меня».

Грин очень точно показывает как меняется окружающая жизнь. Она становится механистической, слишком технической, ненастоящей, кукольной — люди схожи с ожившими манекенами. Постепенно уходят из человеческого общества любовь, сострадание, тёплые дружеские отношения. Большую роль играют деньги (сцена игры в карты между профессиональным игроком Гриньо и главным героем просто великолепна по напряжению и по передаче деталей).

Но более всего пугают главного героя автомобили. Они кажутся самостоятельными живыми существами.

Переходя улицу герой видит «дрожащий, усиливающийся свет», «белые слепые фонари» глаз автомобиля с невозмутимым водителем в больших очках, с чёрными фигурами таиинственных людей на «седалищах» в «продолговатых ямах». Такой же автомобиль с номером СС — 77-7 фигурирует в кинематографе, во время сеанса.

Вместо настоящей поэзии модным становится футуризм. Подлинное изобразительное искусство уходит прочь, оно замещается кубизмом.

Грин рассматривает это направление, как одно из проявлений механистичности жизни. Это искусство для автомобилей, а не для людей. Автомобили становятся живыми существами и потребителями данного рода творчества.

…«Таким образом, отдаленно – человекоподобное смешение треугольников с квадратами или полукругами, украшенное одним глазом, над чем простаки ломают голову, а некоторые даже прищуриваются, есть, надо полагать, зрительное впечатление Машины от Человека. Она уподобляет себе все. Идеалом изящества в ее сознании должен быть треугольник, квадрат и круг.

– Черт возьми! – вскричал Гопкинс. – Не думаете же вы, что автомобиль обладает сознанием, душой?!

– Да, обладает, – сказал я. – В той мере, в какой мы наделяем его этой частью нашего существа».

Эбенезер Сидней пытается найти спасение в любви. Он переживает подлинную страсть к «роковой женщине» Корриде Эль -Бассо. Но даже рядом с гордой, суховато — надменной красавицей, более схожей с куклой, Эбенезер сникает, делается молчаливым и стеснительным. Чтобы хоть как-то заинтересовать Корриду, он придумывает историю о некоем своём изобретении, которое вот — вот осуществит.

«Когда наступит момент, изобретение – или вернее, то о чем она думает, как об изобретении – встретит ее всем блеском и обдуманностью крайней, болезненной, всеохватывающей решимости... Тогда я узнаю истинную природу женщины Корриды Эль-Бассо, которую полюбил. Я увижу, есть ли другой оттенок в ее лице цвета желтого мела. Я услышу, как звучит ее голос, говоря «ты». И я почувствую силу ее руки, – ту особенную женскую силу, которая, переходя теплом и молчанием в наши руки, так электрически замедляет дыхание».

Но вскоре Сидней убеждается, что Коррида из тех леди, что обращает «с окон модных магазинов улыбку своих восковых лиц».

Случайный крупный выигрыш Сиднея в карты радует Корриду, как и рассказ о совершённом изобретении.

Далее начинается самая непонятная и сложная часть рассказа. Герой заманивает Корриду на верховую прогулку в ущелье Калло. Здесь, во время сложного объяснения, он обвиняет Корриду в том, что она не живой человек, а только лишь манекен, сбежавший из магазина.

«Карты открыты... Воск капает с прекрасного лица вашего. Оно растопилось. Стоило гневу и страху отразиться в нем, как воск вспомнил прежнюю свою жизнь в цветах».

Происходит борьба с куклой — манекеном, в результате которой Сидней ранен в голову Корридой, у которой оказался с собой револьвер...

А когда раненый Сидней с трудом выбрался с ущелья на дорогу, его начинает преследовать серый автомобиль. Не совсем понятно — или это сторонники Корриды из её мира, или быть может это галлюцинация раненого героя. Грин допускает оба варианта развития событий.

Конечно, в рассказе чувствуется влияние великого немецкого романтика Гофмана. Интерес к рассказу проявили и кинематографисты, сняв отличную картину «Господин оформитель».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный рассказ Грина, являющийся фантасмогорией, даёт очень много пищи для размышлений, хотя и сам жанр можно назвать словесной игрой, от которой вроде бы и не ждёшь каких-либо откровений.

Серый автомобиль, фигурирующий в названии рассказа, стал символом технократического общества, убивающего живое в человеческих отношениях и в самих людях. Даже имя героини, в которую влюблён главный герой Эбенезер Сидней, носит имя Коррида — такое же бесчувственное, как и автомобиль, которого так боится персонаж.

Сюрреализм сменяется философскими вставками о взаимопроникновении живого и мёртвого, при этом автор использует причудливые словопостроения, проникающие куда-то очень глубоко в сознание и выстраивающие стройную картину идей рассказа. Жизнь с автомобилем, преследующим героя, в котором сидят четверо незнакомцев заканчивается смертью, за которой начинается новая жизнь. А Коррида выбирает жизнь, которая является смертью, ведь она сама — из неживого воска, не желает умирать для новой жизни, настоящей.

Честно говоря, то что я написал, может показаться грубым спойлером, но это не так. Рассказ Грина наполнен куда большим количеством загадок, требующих размышлений. Быть может и читателю стоит пройти путём изобретателя Сиднея, чтобы начать ещё больше ценить жизнь.

А кроме этого, автор подробно рассказывает о карточных играх, что для меня, профана в игре в покер, например, явилось откровением. Конечно, это не главное в произведении, но как красочный штришок к уникальному рассказу весьма подходит.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычный рассказ. С самого начала мы читаем о неординарной личности, которая вовсю пользуется своим «изобретением» и это делает героя на голову выше остальных. Мир мы также видим глазами главного героя, мысли которого уж очень спутаны. И тут у пытливого читателя есть два пути: попытаться принять всё за чистую монету и стараться отождествить себя с рассказчиком, либо отказаться от этого и читать по диагонали в ожидании хоть какого-то нормального происшествия. Пойдём же первым путём и попробуем узнать что же представляет собой этот необычный человек. Уже с первого диалога с женщиной, которую он любит (а она его нет), можно понять, что картина мира как-то странно искажена. В голове у читателя возникают вопросы: «А не сумасшедший ли Эбенезер? Или же это такой хитрый ход? Может наоборот, все вокруг сумасшедшие? Будет ли доказательство существования его изобретения?» Странные разговоры об автомобилях, которые не менее странно поддерживают собеседники (но поддерживают же! И даже так же ведут диалоги между собой). Очень интересна яркая сцена во время игры в покер (где косвенно подтверждается существование изобретения). Осенённый прозрением, кем же является его возлюбленная, сдвинутый фокус и описание мыслей Корриды заставляют героя открыть карты. Интересный вывод под конец, замечательное откровение. Интересно, смогли ли окружающие люди понять настоящий смысл и цену его изобретения? Бездушный механизм автомобиля всё-таки настиг свою жертву и не зря Эбенезер его боялся. Послушают ли люди его? Пойдут ли искать истинных виновников несчастий? Письмо отправлено, и теперь остаётся только ждать. Главный герой надеется, что да, виновников найдут... Ну, а я, а что, я. С самого начала хотел влепить кол за такие сюр и психоделию. Но немного обдумав, остыв, в процессе написания отзыва, кажется, понял что хотел показать автор. С самого начала ещё не особо понятно, что у главного героя психическое расстройство в тяжёлой степени. Однако непринуждённый и очень даже радостный разговор с окружающими людьми в своём внутреннем мире, и невозможность разговора в мире реальном говорят о том, что человек замкнулся внутри себя, и не видит и не умеет разговаривать с другими. И мало того — он прокручивает и создаёт немыслимые оправдания своим действиям. При этом просматривается огромное количество механизмов самозащиты мозга, самообъяснения ситуаций от обычных (некое «изобретение»), до откровенно странных (это «воск с механизмом внутри»). Разговоры других людей мы тоже видим странными, но если задуматься, то они странные только из-за его призмы восприятия. Срабатывание его «изобретения» — это ни что иное, как случайность. Сработало? — это было «изобретение». Не получилось? — Эх, не говорим, что это было «изобретение». Ну просто беспроигрышный вариант. И когда то, что замыслил главный герой, отдалилось от него, то он не смог больше поддерживать свои иллюзии и его мозг впал в пучину хаоса и разрушительных мыслей, которые повлияли даже на возможности двигательного аппарата. Концовка вполне логична.

Мне, как ни странно, рассказ понравился. Очень хорошо проработана точка зрения психически больного на мир вокруг. Думаю, можно было бы этот рассказ включить в качестве хрестоматии для психиатров и психоаналитиков. Красиво построены нагромождения слов, несовместимые эпитеты, скачки' фокуса мыслей и призма объяснения окружающей среды. И главное, что Эбенезер действительно считает, что он самый, что ни есть нормальный, а остальные либо не понимают его, либо куклы, либо враги. Впрочем, когда неизвестно какая точка зрения правильная, можно попытаться рассмотреть мир и глазами главного героя и объяснить всё его видением.

P.S: первый за всё время рассказ, который действительно начал нравиться только после попытки его проанализировать.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Помимо состояния человека с мехонофобией (автофобией?), переходящей в механофилию (куклофилию?), в рассказе мне понравилось философское рассуждение о Круге Жизни. Как мне кажется, очень по-гриновски, ибо в центре круга есть полное Знание, но уже нет движения, то есть Жизни.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд бессвязный, сюрреалистически-бредовый сюжет на самом деле носит тонкую модель всего социального устройства человечества (социального в духовном смысле). Написано всё довольно-таки тонко, иногда нить не улавливается, поэтому читать нужно внимательно, некоторые места перечивать.

Мне больше всего понравилась финальная часть, как бы ставящая точку во всём, что автор хотел сказать в «Автомобиле». Ради неё уже стоит читать весь рассказ.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые вещи просто поражают воображение. К примеру, монолог главного героя на тему автомобили, как он описывает их, их состояние, их душу, это что-то необыкновенное. Или, эпизод его игры в карты с мулатом, состояние, эмоции, ощущения главного героя переданы просто гениальны. Но все это было в первой половине рассказа, затем начинается его любовь к девушке-кукле, его изобретение, погоня автомобиля. И мне показалось, что вторая часть не стыкуется с первой, чересчур резкая смена сюжета, повествования, новые невероятные приключения главного героя. Охота воскликнуть «Не верю!»

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, мне чужда такая стилистика. Ощущение тягостной бреди... Не видела «Господина Оформителя», к сожалению, — может визуализация этой истории оказалась удачнее? Но рассказ не показался мне ни тонким, ни увлекательным.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что-то давно фильм «Господин оформитель» по этому рассказу не показывали, и на DVD нету :frown: А фильм тонкий..! Уж не говоря про рассказ !!!...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх