fantlab ru

Майкл Муркок «Хроники Эрикёзе»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.76
Оценок:
352
Моя оценка:
-

подробнее

Хроники Эрикёзе

Chronicles of Erekosë

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Обычный землянин ХХ-го века, Джон Дейкер, вдруг начинает видеть сны о другом, волшебном мире, где ждут его. Однажды он переносится в этот мир, оказываясь в теле великого героя Эрекозе, и начинает свой путь в новой жизни.

© Nog

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.76 (48)
-
1 отз.
7.66 (532)
-
14 отз.
7.52 (499)
-
11 отз.
7.35 (272)
-
11 отз.
8.24 (25)
-
1 отз.
  • Произведения других авторов // межавторский цикл
  • The War Skull of Hel (1996) [об Урлике Скарсоле] // Автор: Дин Андерссон  
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Англо-американская фантастика. Том 1
1991 г.
Феникс в обсидиане
1992 г.
Призрачный город
1992 г.
Призрачный город
1992 г.
Феникс в обсидиане
1992 г.
Вечный Герой
1993 г.
Орден Тьмы
1999 г.
Хроники Эрекозе. Феникс в обсидиане
2001 г.
Вечный воитель
2015 г.
Участь Белого Волка
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Вечный Герой
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Phoenix in Obsidian
1970 г.
(английский)
The Eternal Champion
1970 г.
(английский)
The Eternal Champion
1970 г.
(английский)
The Silver Warriors
1973 г.
(английский)
The Eternal Champion
1979 г.
(английский)
The Swords of Heaven, the Flowers of Hell
1979 г.
(английский)
The Dragon in the Sword
1986 г.
(английский)
The Eternal Champion
1992 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

В начале 70-х даровитому британскому фантасту Муркоку пришла в голову идея: создать МЕГА-кроссовер из всех когда-то написанных им произведений. Сделал он это очень просто: придумал ггероя, который одновременно является воплощением... любого персонажа (причем не обязательно даже муркоковского — король Артур, Одиссей и Неистовый Роланд также были инкарнациями Вечного воителя!)

«Дядя Миша» хватил через край? Возможно (тем более -- если вспомнить, когда это писалось. Сейчас-то никого не удивишь концепциями типа «мультивселенной», переселения душ, встречи с самим собой в альтернативной реальности... а тогда это все еще не было приевшимися штампами, и звучало очень смело). В любом случае, именно эта придумка ММ оказалась самой удачной во всем его МЕГА-цикле: герой-рассказчик, Джон Дейкер, обычный человек с Земли, «просто добрый малый, как ты, да я, да целый свет» — оказался тем самым связующим звеном, которое скрепляло (даже, можно сказать, «цементировало») разрозненные и сумбурные фрагменты большой истории (кажется, незаконченной и до сих пор).

Я помню, как в подростковом возрасте («по наивности, ей-Бо, по наивности!») схватился за «Элрика» — это ведь самый известный муркоковский цикл... И потом долго плевался. Уже с третьей книги все было абсолютно непонятно: что за город такой — Танелорн? Зачем, черт подери, они его ищут??? Да и вообще, «кто все эти люди»??? (Потом... Потом мне попала в руки «Сага об Эрекозе» — и все встало на свои места :-D)

Видимо, ММ сам чувствовал, что история о художнике-«попаданце» слишком важна для всей его большой Саги. Потому что упорно стремился ее завершить, придать похождениям Дейкера какую-то важную кульминацию — а у него это упорно не получалось. Сперва (в 1974-м) был роман «Поиски Танелорна», который я по сей день отказываюсь (во всяком случае, полностью) воспринимать серьезно: книга о том, как вечная борьба Добра и Зла подходит к концу, ужасный Черный Меч — символ войны и кровопролития — оказывается сломан пополам (видимо, без надежды на перековку в ближайшем будущем), а Воитель наконец-то обретает заслуженный покой... Майкл, ты что, издеваешься?! Это же то самое, классическое: «Одиссей мирно жиреет на Итаке, поэт аль-Мутанабби процветает при дворе бухарского эмира, кропая оду за одой, Сатана с поклоном выпускает на волю загубленные души, а те упираются и не хотят обижать хорошего человека! И встает призрак «Города солнца»: счастье с изобилием, обнесенные высокими стенами, а на стенах – пушки, а в воротах – стража». (И кстати, Майкл: если ты помнишь, в начале нашего с тобой знакомства я был в таком большом восторге от «Книги Корума» — главным образом потому, что там прекрасно показана НЕДОСТИЖИМОСТЬ идеального общества. В волшебный город Танелорн можно попасть — но только раз в жизни. Он, конечно, останется чарующим воспоминанием до конца твоих дней, но... Не будем забывать, что Коруму, Хокмуну и другим еще долго, до-олго придется «куковать» в совершенно обычном, прозаическом и не-всегда-таком приятном мире!)

Как я уже сказал, ММ сам все это понял. И решил переписать финал истории Эрекозе. В 1986-м (после депрессивных и очень, О-ОЧЕНЬ неромантичных «Хроник семьи фон Бек») был написан последний роман. В оригинале он назывался «The Dragon in the Sword» (откуда в рус. переводе «Орден тьмы»? Впрочем, если заглянуть в аннотацию, начинающуюся словами «Орды тьмы собираются...» — то возникнет нехорошее подозрение, что кто-то где-то просто недослышал...) Есть и иные переводческие глюки. Например: присутствует в романах Муркока такая парочка — Рыцарь в Черно-желтом и Воин в Золоте и гагате. Один и тот же это человек или два разных — автор предоставляет догадаться нам. Так вот: в этом романе он, наконец, ставит точки над «i». Четко говорит: да, это люди разные. Переводчик утверждает всё с точностью до наоборот (!!!)

Обычно в трилогии об Эрекозе видят пессимистическую идею («Пусть мой мир станет серый и безынтересный — лишь бы только мой!»), но те, кто так думает, все-таки ошибаются. Муркок преодолел свою депрессию — это видно хотя бы по тому, что Дейкер говорит в финале (как назло, эпилог романа — самое важное в нем, «ключ» ко всему сюжету — оказался в русском издании ВЫКИНУТ!!) «Когда Ригенос призывал меня спасать человечество, я был разочарован в жизни: неглубокой, скучной и бесцветной виделась она мне. Но теперь я понял: мир, в котором я живу, весьма непрост -- и я радуюсь самОй его сложности. Мне ясно -- существование в моем мире, в мегаполисе двадцатого века, может быть настолько же насыщенным и самодостаточным, как и то, другое. Ведь правда, быть Героем и беспрестанно сражаться -- это значит навсегда впасть в детство...»

Да, и еще: где-то несбыточной мечтой маячит непонятный остров, на который давно уже ушли все мужчины страны Геестенем и их драконы — к новому, более, видимо, чистому и светлому бытию... Не податься ли туда? «Нет», — считает герой, — «то больше не моя история...»

Итак, финал книги — хороший: Джон Дейкер победил. Он не так уж сильно изменил мир (ушли эти — придут другие; не факт, что будут лучше), он не избавился от своего проклятия — нести Меч (правда, тот пока что расколот пополам — но было ведь обещано, что половинки — таки да -«перекуют на новые два клинка», и не когда-н. в будущем, а очень скоро)... и даже промелькнула под занавес нотка в духе «Не нашел княжны упрямый витязь» (а нелегко, конечно, топать обратно в Лондон к вечной холостяцкой рутине, зная, что упустил свою «княжну»). Мрачновато? Да. Но мы верим в героя почему-то...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда, крохотная надежда на встречу с милой сердцу Эрмийяд все же осталась (помните — финал «Звездных королей» Гамильтона? Муркок намекнул, что и тут будет нечто подобное. Пока — только намекнул. Но...)

Одним словом: надеюсь, вы поняли, почему этот цикл — мой любимый у Муркока. (Что-что, говорите?.. «Элрик»? Блондинистый Принц с проклятьем на челе?.. Знать не знаю никаких Принцев! Да и зачем нам, в самом деле, «Элрик», когда можно читать столь великолепного «Дейкера«! :-D)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея цикла довольно банальна — человек не может сражаться вечно. Даже самый-самый помешанный на сражениях воин устает и хочет покоя. При этом в мире никогда не прекращается война между Порядком и Хаосом — битва идет вечно, просто точка равновесия смещается от одной границы к другой.

Самое интересное в этом цикле — это история Вечного Воителя, перечисление имен и событий из прошлого и будущего.

Если брать цикл как приключенческую литературу, то повествование несколько наивно, герой не рыцарь без страха и упрека, а шарахающийся из стороны в строну смятенный человек, который каждый раз обнаруживает, что сторона, за которую он сражается, совершенно недостойна победы, а исчадия ада на противоположной стороне — вполне неплохие ребята, с которыми вполне можно иметь дело. И не случайно здесь нет правого дела, за которое герой готов умереть — скорее, он сражается за себя и за своих друзей

Цикл достаточно своеобразный и зайдет не каждому

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из первых книг в жанре фэнтэзи из мною прочитанных.И перечитанных.Остальные циклы о Вечном Воителе читал позже.Мне нравится именно этот герой.Именно он вызывает у меня самые большие симпатии.Он знает что он вынужден вечно сражаться и убивать.Причем убивать не всегда врагов.И те,другие личности,которые тоже он,постоянно нависают над ним.Он знает,что все это неизбежно и будет длиться вечность.Но главный герой не желает этого,и стремиться разорвать эту цепь и обрести покой со своей любимой.Но боги на то и боги.Им нет дела до других смертных,даже если они им служат.Вот этим меня зацепил больше всего именно этот герой.Полным осознанием всех своих личностей которые были(или будут),и неизбежностью грядущего и прошедшего.Он ДОЛЖЕН убивать друзей,врагов и любимых.И при этом не знает ПОЧЕМУ он должен и когда отслужит свою службу.Остальным его реинкарнациям легче,они осознают себя только собой,просто иногда снятся иные сны.Но дело еще и в том что он погубил свой род человеческий,сознательно.Я подобного больше,кажется,и не читал ни у одного автора.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытный цикл. По крайней мере для улучшения понимания концепций Вечного воителя и Мультивселенной неплохо было бы его прочитать. Есть в нем ряд интересных моментов. Среди всех «именных» циклов о Воителях (т.е. сюда еще относятся циклы о Хоукмуне, Коруме и Элрике) это единственный цикл, в котором история излагается от первого лица, т.е. мы видим ситуацию непосредственно с точки зрения главного героя, а не слегка отстраненно, как в других эпопеях. Мне не очень нравится «попаданчество» главного героя, но здесь это достаточно оправданно и уместно. Интересно и то, что данный персонаж, на первый взгляд этакий «герой-предатель», уже по ходу действий выбирает сторону, достойную того, чтобы за нее сражаться. Для Хоукмуна и Корума эта сторона предопределена, а Элрик по сути сам является одной из сторон, и только к концу цикла, вовлеченный в противостояние с носителями Хаоса, оказывается на стороне Порядка. Интересно, что с каждым новым «заданием» главный герой все легче вживается в новую инкарнацию, и при этом может сознательно сделать выбор насчет сохранения прежних индивидуальностей, хотя при этом и прочие индивидуальности (вернее, их отголоски) в нем тоже присутствуют. Также интересно то, что желание покоя в воссоединении с Эрмижад в нем затмевает даже необходимость быть Вечным Воителем, и даже усиливает его нежелание быть им. Хотя нежелание быть Вечным Воителем не особенно-то ново, — тот же Корум, к примеру, погибает из-за этого. При всем при этом Джон Дейкер — Эрекозе лучше других Воителей осознает свою судьбу и старается вырваться из круговорота инкарнаций. Среди трех романов самый удачный и цельный, как мне кажется, — «Феникс в обсидиане». «Вечного Воителя» немного портит финал (в стиле «мы нашли супероружие и всех убили»), а «Орден Тьмы» — переизбыток морализаторства, затянутость и отсылки к нацистской Германии (я, конечно, понимаю, что это поздний Муркок и все такое, но все же здесь это мне не особенно понравилось).

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный цикл. Более того, как мне кажется самый важный из всей серии, ведь Эрекозе не просто воплощение Воителя....он сам Воитель!

В общем очень советую почитать, действительно достойная трилогия):smile:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх