FantLab ru

Дэвид Митчелл «Облачный атлас»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Оценок:
838
Моя оценка:
-

подробнее

Облачный атлас

Cloud Atlas

Роман, год

Аннотация:

«Облачный атлас» заключает в себе шесть историй, главные герои которых имеют нечто общее: родимое пятно в форме кометы. В остальном — у каждого свой путь, свои шансы умереть или выжить. Каждый последующий носитель родовой метки знает о предшественнике, например, читая дневник или увидев фильм. Цепь случайностей, связывающих жизни людей, в которых есть место предательствам и убийствам, но также и любви, преданности, подвигу. В итоге, размышления автора о добре и зле, будущем человечества, значении человеческой жизни.

Награды и премии:


лауреат
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2005 // The Literary Fiction Award

лауреат
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2005 // Richard & Judy Best Read of the Year

лауреат
Мемориальная премия Джеффри Фабера / Geoffrey Faber Memorial Prize, 2005

лауреат
South Bank Sky Arts Award, 2005 // Литература

Номинации на премии:


номинант
Букеровская премия / The Booker Prize, 2004

номинант
Премия Национального круга книжных критиков / National Book Critics Circle Award, 2004 // Художественная литература

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 4-е место

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2005 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2004 // Роман

номинант
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, II (2007) // Зарубежный роман (Великобритания)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2007 // Зарубежный роман (Великобритания)

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2009 // Научно-фантастическая книга (Великобритания)

Экранизации:

«Облачный атлас» / «Cloud Atlas» 2012, США, Германия, Гонконг, реж: Том Тыквер, Энди Вачовски, Лана Вачовски



Похожие произведения:

 

 


Облачный атлас
2007 г.
Облачный атлас
2012 г.
Облачный атлас
2013 г.
Облачный атлас
2013 г.
Облачный атлас
2014 г.
Облачный атлас
2014 г.
Облачный атлас
2016 г.
Облачный атлас
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Cloud Atlas
2004 г.
(английский)
Cloud Atlas
2004 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Облачный атлас» Дэвида Митчелла — это история о реинкарнации души и восхождения этой души к чему-то большему. И гранью этой темы идёт другая — сопереживания и эмпатии.

Однако – по порядку.

Шесть историй, вложенных одна в другую. Пять реинкарнаций одной души – в книге.

Итак:

✔️ После падения мира дикарь Закри смотрит «Допрос Сонми-451», клонированной фабрикантки, возомнившей себя человеком.

✔️Сонми смотрит фильм про редактора Тимоти Кавендиша, запертого в доме престарелых.

✔️Кавендиш читает рукопись про журналистку Луизу Рэй, которая ведёт опасное расследование.

✔️ Луиза же изучает письма Роберта Фробишера, автора симфонии «Облачный атлас», попавшего в ловушку к коварному старику-композитору.

✔️А Роберт читает дневники Адама Юинга, спасающего беглого раба на корабле.

Все эти люди живут в разные эпохи. Но всех – кроме Кавендиша – объединяет одно: родимое пятно в виде кометы.

И – чувство дежавю: «Я уже слышала эту музыку», «Уже видела этот корабль», «Уже проживал(а) это где-то в прошлой жизни…»

Комета-душа мчится, исчезая в бездонном чёрном небе и возвращаясь вновь, чтобы…

Что?

❓Донести до человечества некую мысль?

❓Взойти к высшей точке развития и изменить этот мир?

И душа старается – от воплощения к воплощению собирает пресловутый «океан» по капельке.

У Сонми – предпоследнего воплощения – почти получилось перевесить чашу... Но мир рухнул, прежде чем его успели спасти.

Чаша треснула, «океан» расплескался. И теперь каждую капельку придётся собирать заново.

Получится ли?

Книга особой надежды не даёт.

Фильм – даёт.

В фильме вообще всё немного иначе — там реинкарнируется много душ, и обыгрывается это с помощью того, что одни и те же актёры играют разных героев. Возможно, поэтому в конце фильма и появляется надежда — чем больше светлых душ, идущих к восхождению, тем больше шансов у человечества?

К слову, редкий случай, когда экранизация не только не уступает книге, но и раскрывает дополнительные смыслы.

Рекомендую и то, и то.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тяжеловато шло у меня знакомство с этой книгой. И не потому что она заставляла меня думать над каждой строкой или над каждой мыслью. Просто в ней вообще повествование совсем неспешное, тягучее и размеренное. А в первой и второй, а соответственно и в двух последних, откровенно скучное и занудное, и через них мне пришлось действительно прорываться.

Шесть историй, каждая из которых могла быть отдельно стоящим произведением. Если бы это было так, то первую историю и вторую я бы читать не стала – это скучно, нудно и не интересно. Рассуждения о различии племён, порка рабов, грязь, знакомство с жителями острова, болезнь – не увлекает; непризнанность вроде как талантливого композитора, его любовные утехи, споры с работодателем – не увлекает. В общем из–за первых двух частей мне казалось, что я читаю совсем разные книги.

Вот середина книги мне даже понравилась и читала её с удовольствием. Детективное расследование молодой и хрупкой журналистки, которая практически в одиночку вступает в неравную схватку с мощной корпорацией – жёсткое и решительное; приключения старого книгоиздателя практически в кизовском доме только для престарелых – такое обидное, с юмором и даже трогательное; история клона в будущем – страшная и трагичная; история козопаса совсем неожиданна – вроде как это и не будущее, а мы вернулись к истоку времён.

Но все эти истории собраны в одно произведение и показывают, что всё в мире взаимосвязано и не исчезает бесследно. Прямо, как по Высоцкому:,,Что мы отдав концы, не умираем насовсем… '' Вот мне и показалось, что Автор провёл одну единственную душу через все эти шесть историй, создав для неё разные реальные жизни, разное время, дав испытать и претерпеть очень многое, устроил для неё настоящий зеркальный лабиринт. Поначалу мы видим мечущегося в бреду нотариуса, путешествующего на корабле, книгу о котором читает молодой и вроде как талантливый композитор Фробишер спустя десятки лет, чьи письма ещё десятилетия спустя читает невероятно смелая журналистка, жизнь которой на самом деле это сценарий и его уже в 21веке вычитывает книгоиздатель Кавендиш, чья жизнь на самом деле фильм, который спустя уже три сотни лет смотрит и ощущает прилив счастья клон, чья жизнь является легендой и мифом у племени, выжившего после крушения цивилизации. Настоящий лабиринт образов, характеров, эпох, свершений…и т.д.

Не жалею, что прочла, но перечитывать вряд ли буду – не вошла эта книга в разряд моих любимых, хотя она не лишена интереса и заслуживает внимания.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас этот роман уже неразрывно связан с довольно неплохим фильмом Тыквера и братьев-сестёр Вачовски. Что уж скрывать — я и фамилию-то Митчелла узнал только в кино. Ну а на днях, случайно наткнувшись на очередной показ по телевизору, решил перечитать.

Сразу скажу банальную вещь: книга лучше. И не только потому, что из фильма выпали несколько ключевых ходов и персонажей, всё серьёзней — фильм полностью игнорировал основную мысль романа, закончив историю Закри (а значит, и всего человечества) розовыми соплями.

Итак, шесть историй, последовательно связанных сначала вперёд, от девятнадцатого века до постапокалиптического будущего, а потом назад. Алгоритм показан в секстете «Облачный атлас» — музыкальном произведении композитора Фробишера, персонажа одного из рассказов — шесть инструментов ведут каждый свою партию один за другим, начиная с того места, где остановился в прошлый раз. Правда, я так и не смог угадать, какой истории какой инструмент соответствует, а наверняка это заложено.

Суть всех шести историй не нова: борьба одиночек с несправедливостью. Разной степени — от несправедливости в человеческих отношениях до несправедливости общего мироустройства. Но, побеждая в своих локальных битвах, войну они всё же проигрывают — и в повествовании Закри видно наступление Тёмных времён, гибель последних очажков цивилизованности и торжество Дикаря над Человеком.

Одна из лучших антиутопий последних лет.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Современная проза или фантастика?

Признавайтесь, кто считает Улицкую, Веркина, Рубанова и Пелевина лучше Дяченко, Лукьяненко и Пехова? Всегда недоумевала — а кто решает, что вот эта фантастика умная, и вообще даже не фантастика, а целая современная проза, а вон та — ширпотреб для масс и вообще фу-фу-фу? По моему опыту чтения кучи книг с использованием фантастики разделение идет по двум критериям: интеллектуалка обязательно мегадепрессивная и зубодробительно заумная (обязательно побольше размытых фраз, которые каждый трактует как хочет), а остальное читают только те, кому лень думать. Я естественно в корне не согласна с тем, что нельзя написать золотую середину! И образование, и опыт чтения всех типов книг позволяет сказать — на вкус и цвет...

Хотя фильм и книга Облачный атлас мне понравились, Митчелл все же относится к моему нелюбимому типу из-за:

6 героев, из которых мне понравились только двое (в фильме я посмотрела всех, в книге остальных пролистала)

Куча толерантности, от которой уже зубовный скрежет только

Усложненная без всякой на то необходимости структура. К примеру, в 10000 дверей хотя бы связь потом вырисовалась, а здесь просто не связанные особо рассказы в порядке 1-2-3-4-5-6-5-4-3-2-1. Любой эпик куда круче!

Вторичность, ой, простите, отсылки: от Мелвилла до Гарри Поттера, причем видимо для особо одаренных в них тыкают носом. Тот же Ффорде и Моэрс делают это в миллиард раз изящнее и не считают читателей изначально тупенькими.

Так, чтобы не создалось впечатление, что я ругаю: мне безумно понравилась общая канва связанности миров (в сериале Восьмое чувство от Вачовски похожая немного идея), а также части про клонов и постапокалипсис )) Ну и само собой множество умных мыслей, из-за которых роман раздувается вдвое или втрое против возможного...

Как итог: порекомендую эту книгу тем, кому нравится классика и современная проза с легкой перчинкой фантастики. И с осторожностью — поклонникам подумать над сложными социальными темами. Любителям же чистой фантастики вещь может показаться чересчур перемудренной.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор умеет писать мастерски в техническом плане. Но вот что в итоге получилось...

«Недо-постмодернизм». Так одним словом охарактеризовал бы книгу в целом, с её претензией на нестандартную многоуровневую и многожанровую конструкцию.

Местами, кстати, напоминает сильно разбавленного Пелевина. Возвысившаяся официантка-клон Сонми, думаю, органично вписалась бы в ряд позднепелевинских персонажей, в частности, девушек искусственного происхождения. Антиутопия с элементами киберпанка, имхо, наиболее удавшаяся часть (если брать в отдельности), в отличие от, например, вызывающей отвращение «музыкальной» авантюры от лица жулика-бисексуала.

Приключение с домом престарелых закручено остроумно и с иронией, но из текста так и не понятно в конце концов: зачем и на какие деньги всё-таки Кавендиша собирались держать, и каким образом его брат вообще связался с этой кучкой психопатов.

Остросюжетка о журналистском расследовании... ну просто нормальна. Хотя дальнейшее повествование о мрачном будущем с радиоактивными мёртвыми землями её смысл просто обесценивает.

Что абсолютно не радовало – вкрапления нездоровой мистики с реинкарнациями, вещими снами, туманными пророчествами, вот это всё. Фэнтезийные и научно-фантастические мотивы вообще трудносовместимы. И книга одним из удачных исключением не явилась.

В начале приводится реальный исторический эпизод с геноцидом племени мориори на Чатеме. Ну хорошо. Но вот в хронологически завершающей части действие опять переносится в Полинезию (параллель с «Хождением Джоэниса» Шекли?), и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
опять в постапокалиптическом мире мы видим жестокое покорение острова варварами со смакованием подробностей. Остатки же Предвидящих вымирают и технологии утрачиваются.
Получается, несмотря на усилия людей, цивилизация обречена на деградацию, а история на вечное повторение? По мысли автора, «человеческая природа всегда остается и всегда будет оставаться таковой. Так что темой книги является жажда, с которой люди охотятся на отдельных лиц, группы — на группы, народы — на народы, племена — на племена».

Ну её нафиг, такую философию.

(Хотя на последних страницах в дневнике персонажа вроде бы говорится о необходимости борьбы за перемены, только вот с содержанием это не клеится.)

Также, насколько понимаю, общей идеей было «всё взаимосвязано», но вместо этого осталось ощущение какой-то каши. Невкусная бурда, получившаяся в результате из частично даже неплохих по отдельности ингридиентов.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставляет довольно странное впечатление. С одной стороны, она распиарена не в меру. С другой, хороша. Первого больше, к сожалению, поэтому и ждешь при прочтении большего. Если начинать читать ее не как одно из очень значимых произведений, получишь просто хорошую, добротную, читаемую и увлекающую тебя книгу. Не буду пересказывать сюжет и все планы, которые Митчелл внес. Но «Облачный атлас» многослоен, полон метафор и ниточек, которые выводят нас к вполне реальным или историческим меткам. Читать надо. Ставить на полку любимых — не мое.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень качественная спираль, растянутая во времени и пространстве. В нужный момент спираль сжимается или вдруг оказывается, что дистанция между ее витками, лежащими на бесконечном удалении друг от друга бесконечно мала. Необычная, хорошо продуманная, и вдумчиво написанная книга, потребовавшая огромного труда и тщательной проработки деталей.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это шедевр, за гранью восприятия обыденности. Встречи душ, судеб, через годы, века, тысячелетия — это книга судеб современности. Обязательно к прочтению, по глубине мысли сопоставима с произведением: Сто лет Одиночества. Заставляет задуматься о действиях сегодня, которые априори повлияют на события завтрашнего дня. Вот прям без раздумий в коллекцию!

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хоть я и не видела экранизацию, тем не менее, представляла себе суть в общих чертах. Не знаю, на сколько это повлияло на мое отношение к книге, но по большей части чтение нагоняло откровенную скуку. Непрерывные попытки отыскать тончайшие нити, соединяющие разношерстные элементы повествования, оказались безрезультатными. Стоит отдать автору должное, первую половину романа я наслаждалась языком, общей стилизацией и морем отсылок к разнообразным историко-культурным явлениям и деятелям. Однако, ни одна сюжетная линия не смогла меня по-настоящему зацепить. Если бы я встретилась с этими новеллами по отдельности, то большей частью попросту не заинтересовалась. К тому же и так небольшие по объему повестушки разбиты пополам. Едва я успевала настроиться и разобраться, кто есть кто, как одна история обрывалась, начиналась следующая, и все приходилось начинать сначала.

Тихоокеанский журнал Адама Юинга прошел мимо меня. Письма Роберта Фробишера заинтересовали чуть более, но последующие расследование Луизы Рей опять снизило градус интереса. Детективы меня никогда не занимали, а россыпь штампов лишь ухудшила ситуацию. Рассказ Тимоти Кавендиша последовал примеру путевых заметок незадачливого нотариуса. История Сонми-451 интриговала ровно до тех пор, пока я не увидела, что здесь автор старательно использует наследие классических антиутопий, не привнося в традиционную картину ничего нового. Да и то, Дэвиду Митчеллу следовало бы больше внимания уделить роману «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Вознесенная фабрикантка как новое воплощение Дикаря, без перерыва сыплющая выдержками из Шекспира, Данте и Вольтера, но не понимающая смысла большей части самолично произносимых цитат, выглядела бы на пару порядков достовернее. При всей моей любви к книгам, я вынуждена признать, что без жизненного опыта ни на каком количестве пухлых томиков далеко не уедешь. Иначе все мы после изучения школьной программы по литературе покидали бы стены учебного заведения умненькими и разумненькими, а одни и те же романы оставляли ничем не отличимые друг от друга впечатления при прочтении в разном возрасте. Для Сонми же большая часть слов даже в толковом словаре должна была превратиться в бесконечный цикл отсылок от сепулек к сепулькариям и сепулению обратно к сепулькам. Вдобавок, автор недостаточно ловко пускает пыль в глаза, так что во второй части интервью развязка становится очевидной.

И, наконец, верхняя точка романа, постапокалиптическое повествование о последних проблесках цивилизации. Я возлагала определенные надежды на историю Закри, как единственный цельный элемент во всей книге. Увы, эти чаяния оказались тщетными. Опять же, перед нами традиционная картина упадка, искореженный язык, конные варвары и память о мудрости Древних. Довольно забавно, что вопреки деградации речи, главный герой порой выражается донельзя поэтично и метафорично. В целом эта часть упорно напоминала мне «Алую чуму» Джека Лондона: старик, хрустя местной разновидностью фастфуда, рассказывает о былых днях потомкам, а те не воспринимают всерьез его россказни. Все страх и ужас, которые смогла вселить в меня мысль о возможной гибели цивилизации, остались там, связанные с затертым томиком, на страницах которого мне повстречался этот рассказ Джона Гриффита Чейни. И спустя пятнадцать лет повтор все того же фокуса мистеру Митчеллу ни в коей мере не удался. Мысль о смерти уже давно не является для меня откровением. Вполне закономерно, что все мы, а следом и нынешняя цивилизация когда-нибудь закончим свое существование. Сколько их, покоящихся в земле бесчисленных останков людей и культур, бездумно попираемых ногами ныне живущих? Так стоит ли оплакивать собственный конец? На смену одной цивилизации придет другая, один вид с интеллектуальной специализацией заменит другой... Даже если третья планета от Солнца превратиться в безжизненный кусок камня, что вполне может случиться и без скромной помощи человечества, где-нибудь под светом иной звезды может зародиться, развиться и угаснуть своя собственная жизнь. В конце-концов, вечны одни только протоны. И то лишь относительно общего времени существования Вселенной.

В начале спуска я перенесла оплот надежды на завершающие половинки элементов. Экшена всюду прибавилось, но интереснее почему-то не стало. Языковые прелести тоже куда-то пропали, заменившись донельзя фальшиво звучащими философскими вставками в речи и мыслях действующих лиц. Ситуацию усугубило и то, что за время неспешного чтения я успела позабыть имена, пароли и явки многих второстепенных персонажей, потому дальше продвигалась уже на чистой инерции. Наконец, книга закончилась, а понимания, зачем все это было, не прибавилось. Ни ярких героев, ни захватывающих сюжетов обнаружить не удалось. Печально, что пытаясь жонглировать одновременно полудюжиной жанров, автор повсеместно использует стандартные шаблоны. И эти отдельные части так и остались искусственно связанными чужеродными элементами, гештальта не случилось. Сообщаемый прямым текстом посыл так же не нашел во мне отклика. В качестве романа-предупреждения «Облачный атлас» откровенной запоздал, о цикле перерождений и опасностях желаний миру поведал еще принц Гаутама. В книге отсутствуют и варианты решения проблемы. Упрекая человечество в неуемной жадности, автор как-то забывает, что эта самая страсть является палкой о двух концах. Если бы наши предки не стремились к чему-то большему, мы бы до сих пор сидели по пещерам, а то и вовсе не вылезли из моря. Да, структура этого романа оригинальна, но хотелось бы, чтобы и содержание было ей под стать. Чего, к сожалению, не нашлось во всей восьмисотстраничной толще.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главная книга 2012 года. Почему сейчас? Посмотрела фильм, напомнивший об одной из сюжетных линий. Так бывает, вещи из разных категорий, видов творчества, временных пластов входят друг в друга неровностями пазла. Иногда мгновенной вспышкой, как молния. И есть в этом много радости. Даже если узнаешь неприятные вещи. Так чувствовал себя, должно быть, Архимед, кричавший «Эврика!» или Ньютон со знаменитым яблоком. Нет-нет, не претендую. Труба пониже, дым пожиже, но для себя самой ты ведь важнее всех на свете архимедов.

А бывает ровное спокойное знание. И печаль умножает и, парадоксальным образом, света добавляет. Не очень много. Ярким днем и не заметишь его. Но случаются пасмурные. И хмурые вечера. И темные ночи. А оно все с тобой — светит. Как причудливо тасуется колода. Когда бы не любовь к Тому Хэнксу и Халли Берри да не долгое отсутствие свежих киновпечатлений, не взялась бы читать книгу. Тут ведь как: идешь в кино, надо бы понимать, что смотреть будешь.

Взяв, оторваться не могла, пока не дочитала. Уже и фильм, изрядно разочаровавший, позади. Но книга твоя, совершенно. И кричать о неисчислимых ее достоинствах готов на всех перекрестках. Да кто же послушает? Впрочем, нет, муж моей сестры, так же больной чтением, ответил с далеких Филиппин: «This is a grate book». Она великая, правда. Совершенно необычная по структуре. Венок сонетов.

И тут правила хорошего тона требуют объяснсить: венок сонетов — чрезвычайно сложная поэтическая форма из пятнадцати сонетов, объединенных общей темой, где первая строка каждого следующего одновременно последняя предыдущего. А пятнадцатый скрепляющий состоит из начальных строк четырнадцати, составивших венок. Красиво и у кого-то из великих довелось читать поразивший в самое сердце. Да вот не вспомню теперь.

Зато прекрасно помню фильм, который соотносится у меня с этой поэтической формой. Вовсе даже не «Атлас», тот слабеньким оказался, не в обиду Тыкверу, которого люблю за «Беги, Лола, беги». Есть у Карена Шахназарова замечательный «День полнолуния», которого совершенно никто не знает. Удивительной красоты плетение, одна история, сюжетная линия входит в другую, причудливо заплетает ее, передает эстафету. Оставаясь слабым.мерцанием на перефирии, но не угасая вовсе. А в финале весь венок вспыхивает на мгновение созвездием. Ростановское

«Я попаду в конце посылки».

И все же к «Облачному атласу». Поди объясни себе самой, отчего любимыми и безусловно принятыми в качестве «своих стали два персонажа: композитор Роберт Фробишер и девочка-клон Сонми. Порочный мальчишка, транжирящий щедрые дары судьбы. Бисексуал, манипулятор, жиголо, вор, без раздумий нарушающий все возможные заповеди. Да козленка сварил бы в молоке матери его, случись такая возможность. Но так невероятно талантливый. И одинокий. И талантливый. И Талантливый.Творец.

А второй в голову не пришло бы рассматривать себя, как объект желания. Не оттого, что нехороша. Очень даже. И умна. И красива. И вынослива. И потенциально способна превзойти интеллектом любого живущего. Да ведь делает это, без особых усилий. Но она изначально не задумана, в качестве объекта желания. Мясо, скотина, расходный материал, энергомыло. И кому, как не ей понять, какая именно роль предназначена. Понять, принять, пройти до конца, испить чашу. Искупительница.

Есть и другие, живые и обаятельные, несмотря на архетипичность ролей, которые приходится играть. Гуманист, Борец, Прозревший, Преодолевший. Но эти двое, они самые родные. Сколько ни сплети венков, будут в них любимые цветы. Как-то так.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приметный роман в области жанровой прозы развлекательной фантастики. Митчелл щедро раздробил семь вполне самостоятельных повестей, объединив их очень формально проходящими сквозными персонажами и пресловутой меткой «от лопатки до ключицы». Как водится, кому-то ближе будет одна история, кому-то другая: максимально широкий охват аудитории. С занимательностью и сюжетностью все в порядке, а авторские обобщения относительно свободы там или протчих сквозных материй по счастью не сильно претенциозны. Из серии прочитал- забыл. Экранизация достаточно удачна — то, что отсеяли, не так уж и существенно, а визуализировать все эти истории и скрестить их сценаристам и режиссерам было не просто.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде без особых спойлеров, но если не читали ещё книгу, то пеняйте на себя, если я вам что-то испорчу :D

Облачный атлас – книга-симфония, если выражаться цитатой из книги, — «секстет накладывающихся соло»: фортепьяно, кларнет, виолончель, флейта, гобой и скрипка, причём у каждого инструмента свой язык — своя тональность, гамма и тембр. Сначала каждое соло прерывается последующим, а потом всё то, что было прервано, возобновляется по окончании предыдущего, в обратном порядке. Таков порядок историй в книге.

Шесть практически никак не связанных историй, если не считать рудимент из индийских фильмов в виде родинки-кометы. Шесть разных людей, рассказывающих свою историю, объединенных лишь тем, что живут в одном и том же мире. Шесть музыкальных инструментов, объединенных лишь тем, что являются частями одной и той же музыкальной композиции.

Чуть позже становится ясно, что это замыкающаяся в себе цепочка историй в историях. История нотариуса, путешествующего на корабле, оказывается книгой, которую читает композитор, его письма какое-то время спустя читает журналистка, жизнь которой – сценарий, который читает издатель, фильм о жизни которого смотрит азиатская девушка-клон, чья жизнь – это легенда народа, влачащего существование после смерти цивилизации.

Не все истории книги одинаково интересны, некоторые откровенно затянуты, порой читать становилось невыносимо скучно. В середине и ближе к концу книги появляется ощущение, что вот-вот будет тебе ниспослано какое-то откровение, откроется что-то недосказанное с глубин, но этого не происходит. Приходится додумывать самому. Это оставляет чувство какой-то недоудовлетворённости.

Если копнуть поглубже, можно подумать, что книга даёт понять, что вообще мы все являемся нотами одного и того же нотного стана. Мы продолжение друг друга. В мире важно как прошлое, так и настоящее, так и связанное с ними будущее. В романе вообще очень много философии на тему значения жизни, причём не только жизни в целом, а также значения отдельных мелких жизней: жизней рабов, людей из мелких племён, жизнь клонов, жизнь отдельного учёного (смерть которого хотели замять и забыть). Ведь жизнь какого-то не примечательного для других человека может оказать влияние на другую жизнь и так по цепочке. Все мы части одного гигантского пазла.

Кстати, кусочки музыки сквозят по всему роману. Какофония звуков на корабле среди моря, расходящаяся пара делит пластинки, Сонми (сон – звук, ми – нота), Папа Сонг (песня). Автор хорошо проработал кусочки мозаики тут и там. И чем больше начинаешь смаковать все эти мелочи и открывать для себя новые мысли, почерпнутые в книге, тем больше забываешь, как скучно порой было читать и уже просто становится неприлично ставить роману низкую оценку, ведь он нашёл отзвук в душе, заставил нейроны зазвенеть. Очень долго металась между оценками 7 и 8. Всё-таки 7. Не хватило мне увлекательности большинства историй.

P.S.: ИМХО, реинкарнация – притянутая за уши версия не столько, наверное, читателей, сколько зрителей, смотревших фильм, в котором одни актёры в разные эпохи играют разные роли.

P.P.S.: Я бы прочитала полноценную антиутопию Нео Сеула!

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жил да был однажды американский нотариус Адам Юинг... и талантливый музыкант Роберт Фрошибер... и целеустремленная журналистка Луиза Рей... и книжный издатель Тимоти Кавендиш... и вознесенная фабрикантка Сонми-451... и козопас Закри. Это книга о всех этих людях и о каждом (каждой) из них в отдельности.

И что же у них общего? Да всего-то только родинка в форме кометы и полустертые временем воспоминания.

Это книга о переселении душ? Возможно, отчасти.

Это книга о каком-то событии? О да, и событие это называется «жизнь на Земле».

Стоило ли объединять истории всех этих людей в одной книге? А почему бы и нет? Без одного не было бы другого.

Какой же жанр у этой книги? Как и наша жизнь, она состоит из всех жанров понемногу. Хватает и грустного и веселого.

Не был ли автор чересчур амбциозен, написав книгу, события в которой охватывают много веков? Автор вовсе не хотел написать новую библию. Он просто написал то, о чем хотел и со своей задачей он справился. Это не откровение — это просто хорошая книга.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если коротко: «длинноты» и «скучноты» на страницах ОА мне хватило, они зашкаливают и лезут из ушей. Для истории ради идеи книга не столь глубока, для истории ради истории — слишком скучно написана.

Один из героев книги говорил, что искусство – это не Что, а Как. Так вот у Митчелла нет ни того, ни другого, на мой взгляд. Часть «Что» рассказана и сотни раз до него: свобода, культура, цивилизация, личность, вечные ценности. Часть «Как» была призвана выправить огрехи, но не сложилось. Язык тяжелый, особенно это чувствуется в апострофах и ей-каньи истории Закри. Разбивка на шесть историй, причем которые еще и не последовательно даны, а «матрешкой», на первый взгляд кажется интересной задумкой, но лишь на первый взгляд. Когда история Юинга оборвалась на полуслове, я решила, что просто недопоняла чего-то; когда то же произошло с историей Фробишера, я решила, что я точно темный, ничего не смыслящий человек; когда оборвалась и третья, я решила, что ну ее эту книгу, я буду читать ее по диагонали, надоели мне эти обломы! И по-моему, я ничего не потеряла. Перевалив через середину, я с удивлением обнаружила, что истории завершаются! Ну надо же. Воодушевленная, с интересом дочитала рассказ Сонми, но на половине части Кавендиша меня вновь обволокла скука.

Интереснее всего читалось о Сонми, но сказать, что эта история понравилась мне больше остальных — нет. По-настоящему зацепил меня кусок о Роберте Фробишере; наверное, тем, что по началу я испытывала к герою антипатию, но под конец искренне сопереживала ему.

В общем, не знаю, может, я просто не была настроена на эту книгу, но мне совсем не понравилось.

Оценка: 4
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«...Наивный, мечтательный Адам. Тот, кто пускается в битву с многоголовой гидрой человеческой природы, должен заплатить за это целым морем страданий, и его семья должна платить с ним наравне! И только хватая последние глотки воздуха перед смертью, ты поймешь, что твоя жизнь была лишь каплей в бескрайнем океане!»

Но что есть любой океан, как не множество капель?»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх