Габриэль Зевин «Шоколадная принцесса»
2083 год. Шоколад и кофе запрещены, бумага на вес золота, вода тщательно дозирована, Нью-Йорк погряз в преступности и нищете. Но для Ани Баланчиной, 16-летней дочери преступного (и ныне убитого) авторитета, жизнь идет привычным чередом: занятия в школе, забота о брате, сестре и умирающей бабушке, расставание с парнем и новое романтическое увлечение. Размеренное течение жизни обрывается известием, что ее бывший парень отравлен шоколадом, который производит семья Баланчиных. Аня становится главной подозреваемой. Теперь ей предстоит решить, смириться со злыми происками и подвергнуть опасности свою семью или же стать главой клана, как предписано ей правом по рождению, и отказаться от собственных чувств.
Входит в:
— цикл «Право по рождению»
- /языки:
- русский (1), английский (3), немецкий (1), французский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- Д. Авраменко (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 29 августа 2023 г.
Взросление. Ответственность. Шоколад
Я во двор выходила с коробкой конфет,
И всегда мне мальчишки кричали во след:
«Эй, шоколадка!»
Героиня этой книги, если бы ей пришло в голову выйти во двор с коробкой шоколадных конфет, отправилась бы прямиком в исправительное заведение для малолетних правонарушителей «Свобода», названное так не в насмешку, а по топографической инерции, потому что расположено в пьедестале бывшей статуи Свободы, от которой нынче остались лишь ступни — ценный сплав, из которого была сделана Женщина-с-факелом, пустили на производственные нужды. 2083, Америка переживает сильнейший экономический спад: вода страшно дорогая, значительная часть продуктов и вещей по талонам, частных автомобилей практически не осталось. Кофе и какао под запретом.
Вот с этого места можно поподробнее? Можно и нужно, потому что сюжет трилогии «Право по рождению» (Birthright) строится вокруг нелегального шоколадного производства семьи Баланчиных. А содержание составляют попытки наследницы семейного дела и фамильных проблем Ани, несмотря на принадлежность к Клану, выжить, жить и работать, сохранить в целости дорогих ей людей и быть счастливой. Я где-то понимаю, почему «Астрель» остановилась на названии «Шоколадная принцесса», вместо оригинальных «Вещей, которые я сделала» All These Things I've Done — принцессы и шоколад продаются лучше отчетов о проделанной работе. Но тут они попали впросак, целевая аудитория не оценила достаточно серьезного содержания под зазывной обложкой, обиделась, наставила двоек и практически похоронила выход трилогии на русском (если предположить, что мнения читателей играют роль для издателя, а в 2012 с небольшими издательствами так и было).
Это Габриэль Зевин, чей роман «Завтра. Завтра. Завтра» стал абсолютным победителем в читательском голосовании и лучшей книгой прошлого года по версии Goodreads, там есть победы по номинациям и лучшая книга в целом, так вот, история создателей компьютерной игры сделала всех соперников. Трилогия Ани Баланчиной написана десятилетием раньше, и по духу соответствует не тучным российским нулевым, на исходе которых пришла в русскоязычное пространство с их слоганом «Никто никому ничего не должен». Скорее передает самоощущение тех, чье взросление пришлось на девяностые: ранняя ответственность, необходимость подчинять свои желания заботе о тех, кто от тебя зависит, даже если ты всего лишь девушка-подросток.
Аня с бабушкой Галиной, старой и больной, младшей сестрой Нетти (Натальей) и старшим братом Лео живет в Нью-Йорке. Дети давно осиротели, родители погибли в результате мафиозных покушений на отца, тогда же тяжелая мозговая травма затормозила развитие Лео и теперь у него мозг восьмилетки в теле молодого мужчины. Бабушка практически лежачая больная под капельницами. Выходит, что Аня в ее шестнадцать самый дееспособный и трезвомыслящий член семьи. Финансовых проблем у них нет, фабрика продолжает функционировать под контролем семейного юриста, девочки учатся в престижной католической школе. Почему не православной? Ну, их мама была красавицей ирландской полицейской, которая на беду полюбила не того человека, но дала им католическое воспитание, и Аня, например, живет в соответствии с усвоенными принципами: ходит к исповеди, а добрачный секс для нее немыслим.
Книга начнется с попытки ее официального бойфренда и одноклассника Гейла склонить Аню к тому, чтобы заняться сексом. Несколько более агрессивной, чем можно счесть простым обсуждением совместных планов. Героиня отказывает и рвет с мажористым пареньком, а тот в отместку распускает о ней грязные слухи по школе. Она надевает тарелку с лазаньей ему на голову, попадает к директору и знакомится с новичком в школе Вином, сыном помощника окружного прокурора. По дурацкой логике вещей, которая в жизни случается не реже, чем в литературе, между этими двумя, которым держаться бы друг от друга подальше, возникнет неодолимое притяжение.
Дальше будет столько разных вещей, что проще сказать, чего не будет — спокойной уютной жизни. Конкуренты добавят опасный токсин в партию «особого черного шоколада Баланчиных» (фабрика работает, как считается официально — на экспорт, шоколад не везде в мире запрещен, и в семью плитки регулярно привозятся, а Гейл явится как-бы с извинениями и украдет две из той партии); Аня таки попадет в Свободу за отравление бывшего парня, которого не совершала, и заключит с папой Вина пакт — отказ от его сына в обмен на освобождение. В общем, много чего случится.
Классная книжка. Не радует, что продолжения трилогии нет в приличном переводе, два следующих тома в кошмарном машинном, но таки я их прочла, потому что они того стоят. И совсем не только для подростков. Хотя у Зевин трилогия Birthrigh из самых наименее титулованных. Но любим мы не за награды, а за хорошо рассказанные интересные истории.
#американская литература. янгэдалт, мягкая дистопия, футурология, шоколад запрещен, взросление, ответственность за близких, первая любовь, криминал, Габриэль Зевин, Право по рождению #1, Астрель