FantLab ru

Элеонора Раткевич «Превыше чести»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Голосов:
480
Моя оценка:
-

подробнее

Превыше чести

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 54
Аннотация:

Типичное — на первый взгляд — «европейское» фэнтези. Эльфы и орки (вовсе даже не шаблонные!) в королевском оркестре. Шпили и купола, цветное стекло стрельчатых окон, городская стена, нашпигованная оберегами от ходячих мертвецов — Шайл. От какой малости, оказывается, зависит жизнь этого города: от чьей-то совести и чести, от нескольких мгновений, от испачканного в чужой крови края плаща...

© www.mirf.ru

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 64

Активный словарный запас: низкий (2499 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Ближе смерти и дальше счастья
2005 г.
Ближе смерти и дальше счастья
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная вещь. Пожалуй единственный недостаток это название. Оно по существу спойлер. Едва увидев его я примерно понял о чём будет текст и не ошибся.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Было ясно, что герой ценой своей чести спасёт город или страну. С другой стороны Не подозревая заранее о невиновности героя сцена публичного унижения, да и весь текст вряд ли производили бы такое сильное впечатление.
. Так, что возможно это было сделано намерено.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Напрочь не понимаю, за что такие высокие оценки. Общий замысел неплох. Но реализация! О ней не получается сказать вообще ничего хорошего. Очень длинно, очень скучно, очень много словесных завитушек, ненужных и утомительных. Герои, среди которых нет ни одного живого человека. Такие почти карикатурные в своей стандартности куклы из плохого дамского романа. Много бурных эмоций, описанных совершенно неубедительно и без малейшей психологической тонкости.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже минуя обложку через несколько страниц, становиться ясно, что автор женщина. Вынула душу , прополоскала и вернула омытую в слезах на место, причем сделала это талантливо. Эмоциональные сопереживания герою при чтении, зашкаливают. Самопожертвование во имя своего народа или города, в любом антураже рождает восхищение героем. Небольшой диссонанс вызывают некоторые провисшие концы, например почему так заклинают мертвецов в этом мире и защищают от них города?, происхождение найгери — интрига была, а объяснения нет и наверное, главное это интуитивное подозрение и недоверие: а бывают ли мужчины воины столь эмоционально мелодраматичны? В общем вещь эмоционально сильная и острая, на небольшие шероховатости стоит закрыть глаза.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился рассказ. Хорошо написан. Интересный сюжет. Развязка понравилась ) Я не ожидала такого поворота,была настроена на другое.

Очень светлый, мягкий, душевный. Как теплые варежки. Как я люблю такие рассказы! Как приятно их читать, прям как глоток свежего воздуха! Передышка перед ЧФ )

Очень рекомендую )

Не могу подобрать другое определение для рассказа только «очень...» (в превосходной степени).

Приятное открытие для меня, хочется еще что-то почитать у Э.Раткевич.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это очень женская книга. При том, что все главные персонажи в ней – мужчины. При прочтении быстро возникает ощущение, что повесть создавалась исключительно для демонстрации эмоциональной составляющей жителей некоего фэнтезийного мира. Но тут начинаются претензии.

Мир. В книге он ограничен двумя городами (один описан плохо, второй упоминается только вскользь), враждующими друг с другом, поселением (городом?) нового удивительного народа, и упомянутой один раз Империей. Еще не так давно была война, но о ней позже.

Население мира вызывает большое недоумение. Орки и эльфы появляются в камео в начале книги, отыгрывают крайне глупые и ненужные роли и исчезают навсегда. Причина их привлечения в качестве действующих лиц остается неясной. Ходячие мертвецы, оберегами от которых буквально напичкан город, не появляются вовсе. Более того, путешественники даже не выставляют охрану во время ночевок, совершенно не опасаясь нападения как мертвецов, так и живых. Создается ощущение, что неупокоенные были введены в книгу только как предлог для невозвращения главного героя на родину.

Найгери. Они новые обитатели мира, ведь даже городская знать, забыв о приличиях, толкается наравне с чернью, чтобы увидеть эту диковинку. С другой стороны, найгери уже как минимум однажды воевали вместе с войском Шайла. Да и живут они всего в восьми днях неспешного путешествия. И старейшины этого народа минимум вдвое старше короля людей. То есть, ни о каких только что появившихся неведомых существах речь идти не может. Но автор считает иначе.

На все это можно закрыть глаза и наслаждаться неплохим сюжетом, если бы не еще одна огромная ложка дегтя – эмоции. Они выглядят настолько фальшиво преувеличенными, что вызывают горечь во рту. Любой чих становится для героев Раткевич источником шквала эмоций. Которые, впрочем, довольно ограничены по своему спектру. И эта бьющая из всех щелей сверх эмоциональность перечеркивает для мужчины читателя (а именно меня) все достоинства книги. И да, уже с первых страниц я возненавидел словосочетание «рыбья кровь».

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В нашем сегодняшнем мире такие понятия, как честь, долг, Родина подверглись сильной девальвации. Поэтому говорить о них всерьез и искренне не принято, слова воспринимаются либо как пафос, либо как лицемерие. Элеонора Раткевич показала нам мир, в котором эти слова наполнены глубоким смыслом. Любовь к своей стране, преданность ей для героя оказываются превыше чести, доброго имени, жизни, и всего того, что составляет его жизнь и личность вместе и по отдельности.

Самопожертвование Даллена йен Ареллы не пропадает втуне. Он не только достигает своей цели, но и взамен многих добровольных утрат получает от судьбы также немало: восстановление доброго имени, уважения сограждан, среди которых рожден, и вновь обретенных, другую жизнь и уникальный дар. Король преклоняет колени перед напрасно опозоренным подданным, добро торжествует, а порок оказывается наказанным.

Такая вот традиционная дидактическая история с правильным финалом, написанная с использованием необычного фэнтезийного антуража, где эльфы лишь бегло упомянуты, а ведущую роль в действии играет таинственный народ, постигший суть и силу Слова, Песни, Музыки.

Раткевич верна себе: прекрасный литературный язык, четко расставленные нравственные акценты, яркие персонажи, размеренный стиль повествования и самая капелька скуки. Последняя проистекает из того, что финал истории начинает просматриваться уже из середины, поэтому читается вещь спокойно, без волнения. Учитывая прекрасный литературный язык автора — это даже не недостаток. Читая повесть без острого интереса к сюжету, глубже воспринимаешь красоту изложения и «живописность» персонажей. Живописность в смысле живописи: герои этой повести напоминают картины древних мастеров, стильные, строгие, в меру детализированные и подернутые легкой дымкой иных времен и миров.

Ранее у Раткевич я читала трилогию «Деревянный меч», которая мне очень понравилась. И в данной повести автор выдерживает столь же высокую литературную и этическую планку.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравилась повесть. Особенно приятно, что ничего не ожидая от текста, я получила великолепную историю с очень высоким эмоциональным накалом, которая несомненно останется в памяти. Повесть яркая и сильная, ей несложно было заставить меня увлечься. Наверное всё дело в чувствах и эмоциях, которые мне пришлось испытать и, как дама романтичная, я поддалась, хоть Автор и ввела меня в заблуждение.

Вернее ввёл в заблуждение главный герой – своей холодностью, своей надменностью, своей излишней самоуверенностью, своей ,, рыбьей кровью''. Казалось для такого ничего нет важнее собственной чести и ничего не стоит ради неё поставить под удар свой Город. Да и что может быть превыше чести? И поначалу естественно вставал вопрос – разве можно ставить свою честь превыше долга, превыше своего народа, своего города. Два человека преступили это понятие и сделали это по–разному. Один ради чести пошёл на преступление, а другой поставил под смертельный удар своё имя, свою жизнь, лишил себя всего, что имел и заслужил по праву – и сделал это в самый важный и самый ответственный момент в жизни своего Города. Сцена казни описана просто впечатляюще: по крупице, по немногу у Даллена забирают всё, лишая всего – остаётся только живой мертвец. И ради чего всё это он сотворил, ради чего он терпеливо и безропотно выносил все тяготы. Ответ прост – ради чести, ради долга.

И когда открывается истина, портрет главного героя – его холодность, его надменность, его пристальный взгляд, под которым хотелось съёжиться – всё принимет совершенно иную форму. Сквозь твёрдую и самоуверенную оболочку пробилось истинное мужество, стойкость и подлинное благородство, которые способны вызвать уважение даже у тех, кто вовсе не жаждет испытывать ни капли положительных чувств к своему врагу, а всячески страрается этому противиться. А в том, что окружающие принимали за ,, рыбью кровь'' жила истинная любовь. Любовь к своему городу – сильная, преданная и непоколебимая. И самое страшное наказание за такую любовь будет ни казнь, ни смерть, ни лишение всех заслуг, а невозможность вернуться и ещё раз пройтись по таким родным и таким любимым улицам. Именно такая любовь заставила сдержаться короля Эгарта, когда он читал завещание, в котором было всего три слова. И надо же, отметину, которая считается постыдной, вскоре будут стремиться заработать.

Помимо того, что повесть раскрывает многие аспекты и даёт ответы на многие вопросы она рисует интересных персонажей, знакомит с народом найгери, которые, говорят произошли от браков орков и эльфов – предположить такое возможно и даже сколько угодно, а вот вслух об этом упоминать не стоит. Неровен час калекой останешься… если, конечно, останешься вообще. Ни орки, ни эльфы отродясь косорукими не слыли — а уж таких воинов, как найгери, еще поискать. А в Поющих найгери таится поистине волшебная сила.

В начале повести есть очень забавный эпизод – репетиция оркестра. Он написан живо, с иронией и юмором и показывает, что в Шайле спокойно, а иногда и несовсем, уживаются люди, эльфы, орки, полукровки. Этот эпизод, когда я его вспоминаю, выглядит как–будто совершенно отделённым от повести вцелом, т.к. никакого развития он не получил. А жаль. Забавно было.

А в общем повесть произвела сильное впечатление. И мне отрадно, что знакомство с творчеством Автора было столь замечательным.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильно написано, драматично и эмоционально. Бросается в глаза большое количество восклицательных знаков. Кому-то повышенный градус повествования может не понравится, а по мне так это очень даже в тему. Даже больше: именно так и должно быть написано произведение о самопожертвовании, без всяких там вымученных рассуждений, а просто, емко и эмоционально. А как иначе если человек ставит на кон не только жизнь свою, а делает обдуманный размен себя самого на благополучие родного города. Пожалуй только у женщины из-под пера могло выйти подобное творение. Читать всем!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И захватывающе, и не тупо, поначалу было даже весело.

Даллен сперва нравится, даже до выяснения его невиновности, но потом дошло, что это очередной супергерой. Сопереживаешь ему всей душой.

Как тут многие заметили и до меня, чересчур эмоционально. Но и только!

Это произведение пугающе вовремя напомнило мне, что чтение не только для головы, но и для сердца.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть захватила,поразила,заставила думать.

После еще прочтения, я просто выпала из реальности, сидела и смотрела в одну точку, в то время как мой разум, чувства, воображение перенеслись в мир, создпнный Элеонорой Раткевич, где снова и снова переживала события повести,премеряя на себя разные роли.

Нам с детства твердят: книга учит. И да, у каждого автора мы встречаем темы о добре, любви, взаимовыручки, чести...А если чести нет, то человек бесчестный, и не жди от него добра.Но всегда ли так это? Раткевич сумела перевернуть привычное с ног на голову, открыла читателю что-то совсем новое.

На мой взгляд это произведение безупречно, каждая его деталь настолько органично внисывается в сюжет, что не отвлекает от основного действия. Герои живые, они совершают поступки, действуют, скорбят и радуются.Это отдельный мир, в который попадаешь с первых строк под звуки оркестра

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых сильных вещей Элеоноры Раткевич.

Мудрая и правильная мысль: если ставить собственную честь превыше всего на свете (включая жизнь многих людей и само существование родного города), она перерождается в нормальный эгоизм. Что мы и видели на примере предателя.

Парадокс — тот, кто бросил свою честь на растерзание, вот именно ее и сохранил. Да, могло случиться так, что убийцу не нашли бы, а героя бы казнили... но до последней минуты его честь была бы при нем. Истинная, пусть даже и видимая только ему.

И несколько слов о городе Шайле. Тут в одной неплохой рецензии сказано: «Грязный, маленький Шайл... Где подлости, предательства, нечистот столько же, сколько в любом другом небольшом городке...»

Возражаю! Шайл — симпатичнейший городок! Вспомните репетицию оркестра. Люди, орки, эльфы, полукровки — весь этот славный коллектив так восхитительно увлечен общим делом! Такого не могло бы быть в городе, где царит расовая рознь. Уживаются, значит, и вне оркестра. Не цапаются.

И вообще Шайл выписан Элеонорой с такой любовью, что вполне понимаешь, почему герой ради него сделал то, что сделал...

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Своеобразная книга. Она имеет свои плюсы и минусы.

Из плюсов. Автору удалось показать, что таки существует вещь, которая превыше чести. И такой подход, такое решение, напоминает японскую литературу где идёт конфликт долга и долга.

А теперь о минусах, коих явно больше чем плюсов.

Почему-то у всех писательниц воины всегда выходят сверхэмоциональными, почти истерически неуравновешеными. Вот и тут найгерис «подают» как народ/расу сверхвоинов. Но потом оказывается, что этот народ настолько эмоционален, что удивительно как его представители вообще не впадают в истерику по малейшему поводу. Впрочем, возможно это особенность только Поющих. Но в таком случае вообще непонято почему остальные, «не-поющие» испытывают такое запредельное почтение к Поющим.

Читая подобные произведения так и хочется воскликнуть: дорогие дамы, пожалуйста, не пишите о воинских кланах, организациях или народах-сверхвоинах — вы не сможете, возможно в силу своей тонкой душевной организации, достоверно описать атмосферу царящую там. Не сможете правдиво описать традиции, взаимоотношения и мировозрение отдельных воинов.Слишком уж неэмоциональными, жестокими и грубыми они будут выглядеть для вас.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно для романа эта история была бы мала, и появились бы затянутости и красивости. Но нет — получилось компактное, удачное произведение, удерживающее читательское внимание до конца. Характеры и эмоции основных лиц показаны настолько, насколько это было нужно, чтобы передать чувства, движущие ими.

А если честно — развязка, кажущегося вполне традиционным сюжета, впечатлила и запомнилась. И толика романтики вместе с, казалось бы, рассудочной жертвенностью оказалась весьма к месту.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная книга. При это все при всем. Немного загадок. Положенный антураж с не типичным наполнением. Загадка. Интересные герои. Легкий но не примитивный текст. По сути для меня это и есть хорошая классика фантастики — с интересом читать, переживать и думать.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неплохо: где-то с середины повествование цепляет и не отпускает, от сопереживания местами перехватывает дух. Однако есть два «но».

Во-первых, как уже было замечено ниже, слишком мелодраматично: перебор многоточий и восклицательных знаков; перебор для такой небольшой повести демонстрируемых читателю внутренних терзаний самых разных персонажей, все страдают; перебор выспренних слов и превосходных степеней — на сцене, где в город въезжают найгерис, я чуть было не бросил читать, решив, что передо мной очередная графоманская поделка на тему об Ососбенной Судьбе Дивных Эльфов (будь это не Раткевич — и бросил бы). За это ставлю минус два балла.

Второй недостаток повести — это лишняя информация: затянутое вступление, несколько лишних страниц в конце и совершенно ни к селу, ни к городу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
открывающийся у главного героя талант — я это понял как некое божественное воздаяние за героизм и самопожертвование, коль скоро никто из персонажей не может возместить — возмещает своею волей автор, deux ex machina получается, нехорошо.
За это ещё минус балл.

Итого получается 7/10, что в моей системе оценок значит «хорошее, добротное произведение». Можно было поставить и больше, вещица держит цепко, как я уже говорил, — но недостатки (для меня) слишком очевидны, по справедливости ставлю 7 баллов.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх