fantlab ru

Вилма Кадлечкова «Янтарные глаза»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.17
Оценок:
78
Моя оценка:
-

подробнее

Янтарные глаза

Jantarové oči

Роман, год; цикл «Мицелий»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Через пятьдесят лет после первого контакта с древней теократической цивилизацией ӧссеан земляне безуспешно пытаются смириться с их менталитетом, ради невероятных мицелиальных технологий закрывая глаза на кровавые жертвоприношения, грибные споры, проникающие в вены, и ритуальные снадобья, способные полностью сломить человеческую волю. Ӧссенский религиозный фанатизм, их обычаи, язык, культура постепенно изменяют земное общество. Лукас Хильдебрант, долгое время бывший послом на Ӧссе, понимает, что вскоре процесс станет необратимым, и Земля полностью утеряет свою независимость. Он ищет силу, способную противостоять власти инопланетян, и находит ее, но у той есть свои планы. И плата за них будет очень жестокой.

Пять священных веществ. Пять уровней на дороге к Озарению — самому прекрасному и самому страшному, что принесла цивилизация ӧссеан на планеты людей. Гӧмершаӱл, по-терронски называемый Янтарные глаза, проломит барьеры сознания. Лаёгӱр, Лед под кожей, сосредоточит мысли на далекой цели. Ӧкрё, Падение в темноту, уничтожит пламенем все, что было; а янтрӱн, Ви́дение, откроет дверь в новый мир и новую реальность. И, наконец, к душе взовет рӓвё, Голоса и звезды — и объединит хаос сомнений в единое и единственное целое, в Космический круг Совершенного Бытия.

Такова вера ӧссеан.

Однако существуют и другие. Люди, как Лукас Хильдебрандт, которые хоть и понимают, чего от них хотят, но все равно ни за что не сделают этого как положено. Космический круг Совершенного Бытия они принципиально называют Комическим духом Откровенного Нытья; а вместо того, чтобы идти навстречу Богу, упорно бредут в обратном направлении.

Для них это самый настоящий ад. Или, как минимум, борьба за жизнь.

Пять уровней неволи, зависимости, безумия.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Мицелий»


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2013 // Чешская или словацкая книга (Чехия)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2013 // Книга года (Чехия)

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2013 // Научная фантастика (Чехия)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
С. Токаревских (1)

Мицелий: Янтарные глаза
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю я восточноевропейских авторов... ну как люблю — в общем-то кроме поляков раньше никого не читал и вот несколько раз мелькавшая в постах Фантлаба — чешская писательница.

Первые впечатления — весьма приятные, напоминает чем-то Посольский город Мьевеля, в котором пришельцы тоже раскрываются постепенно, как и личность главного героя. 

Здесь перед нами некий Лукас Хильденбранд, обличённый неким дипломатическим титулом. Очень напряжённая сцена в храме Őссеан, именно так называются инопланетяне. Понятного пока мало, но определённо у Кадлечковой получается круто нагнетать атмосферу!

Очень крутой шпионский сюжет, очень сильная драматургия! Банальный образ железного разведчика, хитрого и холодного, который не кому ни открывает своих слабостей и пьёт виски со льдом — Кадлечкова умудряется оригинально подать и вдохнуть в него жизни. Сделать не таким шаблонным, показать другие грани...

С образом девушки спасительницы, которая всю жизнь была влюблена в плохого парня — получается не так интересно. Да в неё верится, но ты скорее относишься к ней со снисхождением, чем с сопереживанием. 

Забавно высмеивается образ феминистически настроенной героини, называющей мужчин «фалоносцами». 

Очень долго мы не можем определённо понять, кто является антагонистом в этом разветвлённом сюжете. Хотя шпионские детективы этим часто грешат. 

И конечно, как в любом цикле, в котором планировалось много книг — писательница играет с нами, обрывая сюжет клиффхэнгером... 

Но книга классная, может быть не хватало истинных глубин, с которыми играют фантасты вроде Симмонса, Стивенсона или даже Рейнольдса, но каков психологизм! Ощущение, что это ты там стоял и терпел эти унижения от отца, все эти наказания, что это тебя закрывали в темноте — настолько красочно это всё передаётся...

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Научная фантастика от автора-женщины — это всегда редкий и долгожданный сюрприз. Не так давно наше книгоиздание обратило пристальное внимание на рынок польской и чешской литературы, ведь оказывается, он полон чудес! Что, парадоксально, но не удивительно, если помнить тот факт, что сам Станислав Лем, один из любимейших моих писателей, являлся польским фантастом.

Если взять в руки первый том цикла «Мицелия», то на обложке мы увидим антропоморфно-подобное длинноногое насекомое обсидианового цвета, вылупившееся из темнокрасного яйца. Вкупе с ужасно-притягательным названием, обещающим обилие грибных гифов, рассмотренное насекомое создает впечатление, что перед нами научно-фантастический хоррор с обилием зловещих насекомых и грибов.

Видимо некоторые, заручившись подобным впечатлением, ждали от книги не совсем то, что предлагает в итоге автор. Поэтому если смотреть рейтинг на фантлабе, то он будет не очень высоким.

Я в свою очередь, прошарив этот злосчастный рейтинг, не ждала от книги вообще ничего.

Но книга мне настолько в последствии понравилась, что я аж пошла гуглить фото прекрасной создательницы Мицелия. И (!!!) нашла изображение настолько милой обаятельной женщины, которая производит настолько ламповое и спокойное впечатление, что не будь она чешским фантастом, я могла бы ее увидеть, допустим, в каком-нибудь другом амплуа — в роли добродушной соседки, школьной учительницы, доктора в поликлинике.

Мне бы и в голову не пришло, что такая женщина может создать столь мрачное, полное таин, завораживающее произведение. Это к вопросу о том, что писательство — вещь коварная и с внешностью ну вообще никак не коррелирует. А еще: у нас так мало писательниц вне тех жанров, которые стереотипно считаются больше женскими, чем мужскими — янг эдалт и ромфант, — что многие по-сексистски полагают, что женщины не умеют в литературу серьезного характера . А вообще-то умеют и умеют НАСТОЛЬКО, что приходят на ум слова моего университетского историка: «женщины-правители в Европе и России —- явление нечастое, но если смотреть на факты, то за редким исключением окажется, что женщины-правители правили блестяще».

ПРО ЧТО НАШ МИЦЕЛИЙ?

Цикл Мицелия — это про ксеноантропологию. Ранее я в основном охотилась на концепции ксенобиологии и не обращала на инопланетную психологию. Но мицелий конкретно так подправил мою поисковую направленность.

В нескольких словах: цикл Мицелия построен вокруг инопланетной расы, которая обладает мицеливыми органическими технологиями, на коих в обществе этой расы работает вообще все — начиная с социальной иерархии, заканчивая межзвездными кораблями.

Раса глубоко- и сложно-религиозная, псионическая и по человеческим меркам социопатичная. В глубоком будущем Земля сталкивается с ней на просторах космоса и начинает РЫНОЧНЫЕ отношения.

Иными словами под влиянием грибной расы (они не ГРИБЫ как орки из Вахи, но очень любят ГРИБЫ) человечество начинает претерпевать культурную ассимиляцию. Только представьте, как если бы мы начали фанатеть от расы ДРЕВНИХ, описанных Лавкрафтом, и везде возводить их храмы, наполнять наши жилища их элементами культуры, учить их язык, торговать с ними, брать от них невиданные технологии и даже заниматься с ними сексом.

Ах да, еще ПИТЬ ИХ ЧАЙ (в описанном цикле инопланетный чай исключительно ИЗ ГРИБОВ).

На этом фоне Вильма Кадлечкова знакомит читателей с основными героями. У нее это неплохо получается, потому что герои выпуклые, намеренно гипертрофированные и поэтому хорошо мотивационно-прослеживаемые. Честно сказать, я балдела не от их типажей даже. А скорее от того, как они прописаны. А они все такие разные и у всех у них разное отношения к грибной расе. Здесь есть фанаты, есть ксенофобы, есть подобие супер-героев, которые видят в этой расе угрозу мирового уровня. И все они сплетаются в один узелочек, который непонятно во что распустится, если потянуть.

Параллельно Вильма набрасывает ТАЙНЫ и сюжетные обороты, что в относительно небольшую книгу помещается экшн, ксенофантастика, агентурный боевик, романтика, драма и всякое другое вкусное.

Читаются 500 страниц влёт и быстро. Тем более что стелятся они ярким, хорошо слаженным, стилистически подогнанным языком – тут я не знаю, кого благодарить: автора или переводчика.

К тому же книга не просто развлекалово на пару вечеров, в ней заложены довольно интересные, яркие размышления на философские волнующие темы.

Да. Это было хорошо. Единственно, не хорошо, что мицелий — цикл из 5-ти книг, из которых переведены и изданы пока только две.

Вторая уже ждет на полочке своего часа. Но, насколько я знаю, она тоже заканчивается на самом интересном. Поэтому мне и хочется и колется...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга нестандартная, но оставляет двойственные впечатления. Чай с грибами на любителя. Так сложилось, что взялся за «Мицелий» после Ричарда Моргана, контраст был катастрофический. Действие очень камерное и неспешное, упор сделан на психологизм и некую таинственность. Проза вполне себе женская, которую в фэнтези встречаешь частенько, а в SF даже не вспомню сразу.

Ещё явно присутствует некая интровертность, за счет чего претендующее на межзвездный масштаб действие ограничивается парочкой мест и минимальным количеством персонажей.

Все события первой книги умещаются буквально на один лист подробного изложения, решается полтора квеста и «продолжение в следующей книге» (которая есть, что уже неплохо). При этом сам неспешный процесс у автора получился вполне себе интригующий. Ксено-уклон у фантастики Кадлечковой несомненно ярко выражен, хотя оссеане не так уж сильно отличаются от людей, как ожидалось. Упоминаются вскользь и некие иные цивилизации, с которыми контакт уже состоялся, но они то ли не слишком важны, то ли еще выстрелят в последующих книгах.

Главный герой мне понравился: интересная предыстория, запоминающийся образ, есть сильные и слабые стороны. Остальные линии явно слабее. Женские земные POVы скорее разочаровывают, оссеанки поинтереснее. Видимо, я слишком привык к «сильным женщинам», а у Кадлечковой типажи, которым надо сочувствовать, но как-то не очень хочется.

Сюжет затягивает, к неспешному повествованию с погружениями в сомнения и воспоминания привыкаешь достаточно быстро. Специфическую атмосферу Кадлечковой удалось создать, интерес к раскрытию загадок у меня появился, интрига присутствует. Не помешали бы какие-то рекомендации в конце, как правильно читать буквы с диакритическими знаками из оссеанских.

Продолжение читать буду, концовку «Янтарных глаз» сложно назвать даже промежуточной.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала с удовольствием. Не знаю, чего здесь больше — авторского стиля или усилий переводчика (скорее всего истина где-то посередине). Но читается невероятно приятно. Текст так и льётся.

Возможно это не самая очевидная характеристика, за которую стоит хвалить книгу в жанре научной фантастики. И тем не менее.

Что касается жанра, то это мягкая научная фантастика. Взаимодействие инопланетных культур, сочетание высоких технологий и религиозного мировоззрения, кровавые жертвы, телепатические и ментальные способности, древние тексты и культ космических кораблей. Человечество вышло в космос и встретило несколько разумных видов, получило доступ к новым технологиям, но в нагрузку пришли инопланетные культурные нормы и новые сложности в глобальной политике. Культура и мировоззрение ӧссеан проработаны на высоком уровне, веришь, что автор действительно работала над ними не один год.

Сюжет — клубок событий и политических интриг вокруг появления на одной ранее неизвестной человеческой колонии сильного телепата неизвестного происхождения и возможностей. Амбиции частных лиц, поиск выгоды со стороны земного правительства и чуть ли не апокалиптические опасения ӧссеан. Гонка за обладание им или за возможность его уничтожения, но неявная, проходящая вне взора официальной прессы.

Параллельно история сосредоточена преимущественно на одном главном герое, поскольку все остальные так или иначе с ним связаны лично или профессионально. Это не мешает подавать очень разные точки зрения и при необходимости менять взгляд на события. Не мешает это и динамике.

Герои. Яркие, очень разные, психологически достоверные. И люди, и ӧссеане. Порой они могут раздражать своим поведением, но явно не по причине плохой детализации характера. Скорее наоборот. Герои подвержены страстям, комплексам, страданиям и амбициям. Порой получается гремучая смесь. Глава в инопланетной чайной, где парочка героев по сути просто сидит, разговаривает и пьёт чай, способна обернуться настоящей эмоциональной пыткой, ведь основные события происходят не фактически, а в головах персонажей. Когда героиню настолько сильно штормит между неловкостью, смущением, сомнениями, страхом, неуверенностью и любопытством, что тебе просто хочется кричать на неё. Ужасный по своей сути приём, когда у кого-то из персонажей есть что-то важное, что способно в корне изменить ход событий, но она просто тянет и не решается выложить это важное на стол. Пока не становится слишком поздно. Не люблю подобную дешевую мелодраму, но не могу не признать её эмоциональную действенность, а также явный авторский расчёт и намеренную иронию.

Юмора в книге как такового нет, события серьезные и опасные. Но вот иронию не могу не отметить. Порой она исходит от главного героя, его критичного взгляда на события и окружающих. Это что-то вроде его брони перед лицом трудностей. Порой же ирония проявляется через авторский угол обзора и подачи информации. Когда смотришь на персонажа, на тот или иной типаж с улыбкой узнавания и с невольным восхищением от его достоверности или парадоксальности. Ну и наконец забавно, когда всё оказывается совсем не таким, как казалось — вроде бывшей миссионерки, а ныне хозяйки лавки с псевдомистическим хламом и заодно главы маленькой секты, нацеленной исключительно на кошельки своей паствы. Но если у вас на основании этих характеристик уже сложился образ, будьте уверены — в реальности он более сложный, таинственный, трагичный и забавный.

Подобное можно сказать про большинство персонажей. Нет чистого деления на хорошее и плохое, при этом нет и бездумной гонки за противоречивостью ради противоречивости. Всё сложно. Но интересно.

Есть немного размышлений о религии (исключительно в контексте мировоззрения героев и нюансов инопланетной культуры), а также о том, насколько цель оправдывает средства. Скажем, на примере воспоминаний главного героя о безжалостных, почти садистских методах воспитания, которым подвергал его отец, но без которых главный герой тем не менее не обрёл бы всех необходимых знаний и навыков. Страданий и попыток манипулирования, насаждения своей воли в мире книги действительно много, но это как бы одна из производных культуры ӧссеан.

Финал во многом промежуточный, пройден один из этапов истории, но по большому счету всё ещё впереди. И развиться история может куда угодно. Количество книг в цикле настораживает, но не из-за недоверия к автору, а из-за понятных опасений, связанных с дальнейшим переводом и изданием. Но пока я очарована и буду ждать хотя бы вторую книгу.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я ждал эту книгу, поверив комментариям и обещаниям, раскрывающим немного суть повествования. В итоге некоторое разочарование. Обещали Хэрберта и Дика?

Да вы что — где же они там есть? Где-же вы прячетесь, мои родные?

Есть какая-то религия. Кровавая прямо такая. Но не очень..

Есть какой-то земной недо-супермен, которого злой папа воспитал в духе чужой веры, и который ей пытается противостоять (но не очень)..

Есть еще несколько сюжетных линий (Но не очень).

Может быть потом повествование и воспрянет духом, но в самом начале вкинули немного интересных парадигм, а потом все топчется на месте. Гипнотизм глазами или как там его — Трёигрё? Умлауты выбешивают. Каждый раз пытаешься придумать, как же это произнести по человечески..

Вторую часть читать буду, посмотрим, что и как.

Но ожидания были при чтении первой части завышенные. Не Херберт ни разу и не Дик, не смотря ни на какие грибы..

А впереди еще 4 тома кажется?

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если у вас после прочтения описания и рецензий появилась картинка (пришельцы, мицелий, грибы, философия, таинство), проработка сюжета и ГГ — забудьте. Книга полное разочарование. Герои просто картонка, а их поступки такие же как и фантазия авторКИ — дно. Если ищите хорошую фантастику, то это не об этой книге.

Оценка: 4
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти технофэнтези или чересчур мягкая НФ: плазменные трассы и пронация, межзвездные перелеты и сверхспособности. Строго для взрослых (прочие вряд ли поймут).

Ассоциации с лучшим: Дик с кунфу, Херберт без империй, Громыко с жертвоприношениями, философствующий Мартин.

Порог вхождения высок. Со многим нужно согласиться и принять по умолчанию. Например, что спортивная и всё насчет себя решившая дама 33 лет тайно страдает из-за тайной (никакой повестки) любви — и свернутого в конверт письма. Что сто веков звездолетостроения подчинены кровавым алтарям насекомьего бога и каллиграфии осадочной породой. Что мысленной проекции в конце пути нужна запрещенная субстанция.

Но хлебать сей наваристый супчик из парадоксов ксенологии, политической психологии и мицелиальных технологий, хотя в нем столько непроизносимых умляутов и психотронной силы оссеанских очей — стоит.

События идут линейно, с парой-другой флэшбеков. Каждая главка — смена точки зрения. А прожженный манагер и еретичная изгнанница с Оссе смотрят по-разному на всё. Переходы контрастны. От почти вархаммеровски пафосного собора к линии магазинчика мистических тайн, как Громыко написанной. Уместная в комиксах DC или китайском уся погоня с левитацией и резьбой по трупу. И статичная и звенящая скрытым напряжением линия профессор Хильдебрандт-Лукас.

И всё многослойно и амбиалентно.

История, вроде как про отчаянную борьбу одиночки с медленным подчинением Земли инопланетным изуверам, может быть воспринята и иначе — как грустный рассказ про спесь везунчика, мешающего клиру Аккутликса уберечься от древнего зла. Или это почасовая (романтический вечер в чайной со всех сторон) хроника тайной доставки на Землю меняющего реальность менталиста. И сюжет еще может развернуться в любую сторону, так как вместо финала внезапный поворот, об участниках которого до этого упоминалось вскользь.

Изложение: автор из рассказывающих, а не показывающих. Диалоги, разговоры с самим собой, нюансы отношений и вербально о невербальном — во всех оттенках, мир — если не интерьер и не жанровая сценка, то картинка не в фокусе, чисто для заднего фона. Интеллектуальной фантастикой в духе «Анафема» или «Аччелерандо» назвать язык не повернется. Есть хорошие детали (мнение умирающего о виртуальности в том числе), но хотелось бы уверенности: Кадлечкова знает, что сказала берущими дензнаки чужих цивилизаций такси и ждущей обжуливания официанткой кафе на Деймосе.

А еще, по благодарностям, писалось одиннадцать лет и это ощутимо. Отличия звонка по браслету от видеосвязи даже трогательны, но порой хочется спросить, а где биометрия, бесконтактная оплата и т.п. и т.д.

Фундамент «Янтарных глаз» и главное удовольствие — манипуляции и самообман. Охотников за малое получить многое, тянуть за ниточки и жать на кнопки, уйма. Кабинетная корпоративная интрига, моральное давление инквизиции, наглый радиообман, грубая непререкаемость психократа, ханжеские ссылки на догмы, резистентность, сертификационный отсев, родительское программирование, отравление, заморочки иерархов, напор СМИ, сказочная мистика трёигры, развод верующих на деньги, банальные (но ой как работающие на мужиках) очаровашки... Вот только тут те, кто дергает струну, не те, кто слышит музыку, а те не из тех, кто вовремя опознает ноты. Анализ подоплеки тренерских уговоров — почти Бене Гессери Херберта или харитоновский «Золотой ключ». Восприятие человечества как не думающей и не осознающей остроту жизни — тоже как оттуда.

Чехо(словацкой) специфики не ощутил. Юмора около нуля. К переводу без претензий за пару огрехов, полиграфия в норме для серии.

Рекомендации: любителям отдохнуть культурно и пристойно.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх