FantLab ru

Айзек Азимов «Прелюдия к Академии»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Голосов:
1678
Моя оценка:
-

подробнее

Прелюдия к Академии

Prelude to Foundation

Другие названия: Прелюдия к Основанию

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 101
Аннотация:

Молодой математик Хари Сэлдон прибывает на Трантор – столицу Галактической Империи, чтобы выступить на Математическом Конгрессе с докладом о теоретической разработке Психоистории – науке, способной, основываясь на математических законах, с высокой долей вероятности предсказывать возможные пути развития событий. Предсказывать будущее.

Сразу же после выступления на Конгрессе на Селдона начинается охота власть имущих, которые хотят использовать его открытие в своих личных целях...

© vad

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия НФ Книжного клуба / The Science Fiction Book Club's Award, 1988 // Книга года по версии Книжного клуба НФ

номинант
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1991 // Зарубежная книга. 5-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Прелюдия к Основанию
1992 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 5
1994 г.
Прелюдия
1997 г.
Прелюдия к Академии
1999 г.
Прелюдия к Академии. На пути к Академии
2002 г.
Прелюдия к Академии
2005 г.
Путь к Академии
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Die Rettung des Imperiums
2014 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2010 г.

Кто то только не рекомендовал мне прочесть этот цикл. И сколько раз я откладывал это на потом. Наконец я взялся за него...

Прочитал первый роман. Прелюдия. Название говорит само за себя. Сэлдон только-только начинает увлекаться психоисторией. Вроде ты ничего особенного, но знал ли Гэри во что это выльется?

Итак, что мне понравилось? Прежде всего — это невероятная взаимосвязь отдельных циклов в один Мегацикл. Приятно встретить некоторых знакомых, которые хоть и ушли на второй план, но продолжают играть немаловажную роль. Так грамотно и четко связать романы — это нужно еще суметь. Нечто похожее проделал и Стивен Кинг (читай Темная Башня — главный цикл, остальное — побочные, но связанные произведения), но здесь все невероятно четко. Далее, что понравилось, так это потрясающе проработанные персонажи. Азимов это умеет делать просто отлично. Дорс — особенно порадовала. Автор, несомненно, разбирается в людях. Главный герой тоже неплох. Читать диалоги Гэри и Дорс — одно удовольствие.

Проработанный мир — выше всех похвал.Многие считают этот цикл одним из лучших именно за это. Ну и наконец — невероятный сюжетные ходы. Сюжет абсолютно нелинеен. Полон сюрпризов. Во всяком случае я не ожидал таких поворотов сюжета. Очень здорово.

(Еще очень понравилось как герои пытаются докопаться до истины — а была ли Земля)

Теперь недостатки. Прежде всего — немного наивно. Можете критиковать, но Азимов мог писать более серьезные вещи. «Сами Боги», «Конец вечности» — очень серьезные научные романы, которые по праву считаются лучшими представителями жанра. Почему же в «Прелюдии» Азимов разбавляет серьезность такими несуразными и геройскими поступками аля геройские романы Гаррисона или Эдмондда Гамильтона (герой спасает всю галактику и тд...). Вся эта странная любовь героев к рукопашным схваткам, ну не знаю, не добавляет красоты. Это же в общем то (даже в более худшем варианте) прослеживается и в следующем романе цикла.

Но как бы то нибыло — это Классика, это лучший НФ цикл (один из лучших). И это Азимов — один из любимых моих писателей. И создать такую потрясающую Галактическую Историю с рассказами о роботах, об Академии и тд под силу не каждому.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 августа 2016 г.

Насколько я знаю, поначалу Азимов не собирался издавать цикл про Академию, а основную трилогию «смонтировал» из написанных им же произведений про историю будущего. Поэтому приквелл и написан несколько позже, чем основное содержание цикла. Как по мне, то роман «Прелюдия к Академии» вышел очень даже удачным, как и большинство вещей у Азимова. Автор придерживается чёткой сюжетной линии, нет явных ляпов, которые часто прослеживаются у многих писателей, составивших длиннющие циклы. Читается легко и захватывающе. Но главное, на мой взгляд, достоинство этого романа в том, что в нём достаточно чётко раскрыт образ легендарного Хари Селдона — человека, ставшего легендой во всей галлактике, добившегося успеха и признания благодаря своим незаурядным интеллектуальным способностям. Впрочем, то же самое можно сказать и о самом Азимове. В романе показан путь Селдона из обычного учёного с провинциальной планеты до человека, которым всерьёз заинтересовались главные фигуры всей галлактики. Конечно, если бы не помощь Челвика-Оливо и преданной Дорс, то всего этого могло бы и не быть, но стоит заметить, что настоящему гению всегда удаётся пробиться, если даже обстоятельства и отдельные личности ему в этом мешают.

Что же до самого Селдона, то он, первый во всей Галлактической Империи понял, что дела обстоят не так уж и радужно, сама Империя и её столица — Трантор пока процветают, но это по всей видимости продлится недолго и мир стоит на грани развала. Главное, о чём следует позаботиться это — накопленные человечеством за долгте годы знания, которые вполне могут быть утеряны когда к власти придут бескультурные невежды и вандалы. Что ж тут можно провести не одну параллель с реальной земной жизнью. История знает немало подобных случаев. Но Селдон — не историк, он математик и постепенно открывает совершенно новую науку психоисторию, благодаря которой можно просчитать, как в шахматах, варианты возможных путей развития человечества. И если не предотвратить, не избежать угрозы разрушения, то хотя бы найти способ возродить всё разрушенное. Эх, как же таких Селдонов не хватает в реальной жизни! Но галлактические вельможи поначалу не интересуются селдоновской идеей и воспринимают его только как предсказателя с личной точки зрения. Тоесть живут по принципу «после нас — хоть потоп». Селдон даёт им понять, что он — не гадалка и его наука направлена на решение глобальных проблем. После чего весь пыл к нему моментально охладевает. По иронии судьбы (хотя, думаю, по идее самого автора) единственным, кто адекватно и правильно воспринял всю серьёзность идеи Селдона, оказался не человек, а робот.

Да, стоит отдать должное Азимову за такой тонкий литературный приём. У меня это произведение, как и большинство произведений его автора вызывает только восхищение и самые положительные эмоции. Поэтому отношу «Прелюдию к Академии», как и весь цикл, к разряду тех произведений, которые перечитываются не один раз, а значит по своей сути являются бессмертными.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2011 г.

Представляет интерес исключительно для фанатов цикла. Математические аспекты психоистории разработаны на уровне, не превосходящем учебник по термодинамике и статистической механике для первого курса. Зато картины Империи времен относительного процветания достаточно любопытны. Так, Трентор предстает не монолитным административно-управленческим монстром, как в основной трилогии, а скопищем самоуправляющихся городков, объединенных разве что авторитетом Императора и его правительства. Такая схема чем-то сходна с системой управления крупнейшим городом нынешней Земли — Токио. Он тоже состоит, по существу, из полусотни с лишним слившихся воедино городов, поселков и общин, а мэрии делегированы лишь некоторые управленческие функции, — об остальном же заботятся местные муниципалитеты.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2018 г.

Идеологически роман схож с «Дюной» Фрэнка Герберта. Тот же поиск «золотого пути», то же неверие в самостоятельные возможности человечества. Правда, по последнему пункту Азимов остается верен себе: сохранение человеческой цивилизации он связывает с наукой, причем развивать науку и генерировать теории и методы должен человек. Робот лишь чуть подталкивает людей в нужном направлении. Идут же они сами. Такой вариант мне нравится больше, чем спаситель-червяк и наркотики.

Сюжетно роман представляет собой приключение: живое, динамичное. Перед нами разворачивается панорама многообразных человеческих сообществ, которые ухитряются оставаться разными даже в условиях закованного в броню гигантского мира-города. Путешествуя от одного анклава к другому, герой постепенно осознает принципы функционирования человеческих сообществ, общие для секторов мира и миров галактики. Невольно вспоминается мисс Марпл, которая для любого преступления находила поведенческий аналог с своем крошечном родном городке. Агата Кристи, как и Айзек Азимов, считали человеческую натуру малоизменчивой и видели возможность использовать это качество на пользу людям.

Про научную теорию, ставшую основой психоистории, в книге сказано совсем мало. Но при этом Автор сумел показать путь ученого от констатации невозможного к пониманию возможности решить проблему. Причем сделал это на примерах. Из романа непонятно, как будет решать задачу Гэрри Сэлдон, но понятно, почему он изменяет свое отношение к практической стороне вопроса и обретает уверенность, что сможет его решить. Может быть не сам, может быть через учеников, которые продолжат дело после него, но сможет непременно.

В очередной раз поражают огромные временные интервалы, охваченные фантазией Азимова. Казалось, вот только что инспектор Бейли и Р. Дэниел Оливо расследовали загадочные происшествия на Земле и Авроре, и вот уже никто не помнит об этих планетах. В малоизвестных легендах они слились в один общий мир — прародину человечества, камешек в небе, опираясь на который, очередное поколение людей пытается выстроить свой путь во Вселенной. Он всё-таки важен, этот камешек. Пока легенды хранят память о нем, навигатором человечества будет наука, а не дурманящие сознание пряности.

Меладраматический финал показался мне несколько неуместным. Но это не особенно важно. Роман не о любви и не о приключениях, а о роли науки в развитии и сохранении человеческой цивилизации. И в этом качестве он очень хорош, ведь наука — главный и самый любимый персонаж создаваемых Автором сюжетов.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2009 г.

Именно с этой книги я начал своё знакомство с циклом «Академия». С первых же страниц главный герой, Гэри Селдон, приковывает внимание читателя и не отпускает до самого конца. В этой книге ГГ близок читателю: он обычный молодой человек, гоняющийся за мечтой, которая может не только сделать его известным, но и спасти прогнившую Империю. Гэри также не лишён и самых обыкновенных человечских качеств, будь то душевная доброта или капелька эгоизма.

Пару слов о мире, описанном в романе. Честно говоря, Империя, состоящая из миллионов миров, поражает воображение, да что уж там, взять хотя бы один Трентор, так и он насчитывает около 800 секторов, причём таких разных. Сложно представить какой же должен быть огромный бюракратический аппарат, чтобы держать под контролем все планеты, и вообще удивительно как могла просуществовать ОГРОМНАЯ Империя так долго.

В общем в этой книге я не нашёл глубоких филосовских размышлений, но с удовольствием понаблюдал за маленкой одиссеей Гэри Селдона.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2017 г.

«Прелюдия к Академии» — не самый лучший роман для того, чтобы начинать знакомство с миром Галактической Империи. Нужно хоть что-то знать о том, что представляет собой Академия и психоистория, иначе роман может показаться скучным и непонятным. А это совсем не так! Людям, незнакомым с этой серией, я бы порекомендовал начать с оригинальной трилогии об Академии, а именно, с книги «Академия».

Много лет назад мне попалась книга «Основание», которая очень понравилась, но других книг у меня не было. И, вот, наконец-то, у меня дошли руки взяться за Азимова. Решил читать по порядку и начал с «Прелюдии».

Идеи, выдвинутые в книге, захватывают с самого начала. Думаю, каждому было бы интересно увидеть психоисторию в действии, применить ее на нашей планете.

Описание Трантора со всеми его секторами очень радует и заставляет о многом задуматься, провести параллели.

Сюжет практически не дает заскучать, хотя местами может немного утомить.

Слабым местом считаю проработку персонажей и их мотивацию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сглаживает недостатки мотивации главных действующих лиц только появление Дэниела в финале и его влияние на всех окружающих, учитывая его колоссальный опыт и возраст.

В итоге:

- за идеи — 10;

- за сюжет — 8;

- за персонажей — 6;

- за атмосферу — 9.

Суммарно, поставлю 8, это не самый сильный роман цикла.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2013 г.

Понравилось. Очень хороший образец фантастики старой школы. Повествование развивается постепенно, мягко; мир книги обрастает вкусными, интересными деталями. Замечательно, что во главе угла стоит не спасение человечества или безостановочное действие, а становление, развитие героев, их определение своего места в мире. Правда, как и в некоторых других книгах, смущает то, как легко человечество забывает свое прошлое...

Как итог, приятное начало цикла, побуждающее к дальнейшему чтению и обещающее, что дальше будет еще интереснее.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2010 г.

Не могу грамотно сформулировать почему хорош Азимов, но он хорош! Выделю один момент: действия у него начинается сразу с первой страницы…он никогда не тратит время на раскачку, это вообще свойственно великим писателям, которые не планируют цикл из 3-х книг для начала, если пойдет то допишем еще штук 5, не выдавливают из себя величайшую сагу всех времен и народов...а потом лет через 10 еще книгу другую. Человек просто пишет с удовольствием, с первой фразы, наслаждаясь своими героями, своим миром и это чертовски быстро передается читателю. Я прочел основную трилогию академии много лет назад, но было очень приятно узнать как все начиналось!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2007 г.

Читал только из-за того, что с огромной любовью отношусь к основной трилогии ( из-за чего явно завысил оценку этому роману). Неплохое(хотя скорее на среднем уровне) произведение, явно проигрывающее трилогии.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2018 г.

Мне в целом понравилось. Автору удалось интересно показать странные обычаи разных секторов Трантора. Всё правильно, многие авторы космофантастики забывают, что планета непросто точка в пространстве, а целый мир. И даже в таком урбанизированном мире Трантор неизбежно возникнут изолированные, замкнутые на себя анклавы с собственной культуры.

Вот только великий Сидни Шелдон ведёт временами себя словно капризный подросток. «Они не хотят пускать чужаков в свой храм, а я всё равно туда залезу. Они не хотят, что бы я увидел их древнего робота, а я всё равно на него посмотрю». А ведь сектор-то, какими бы странным он не был, всё таки предоставил ему убежище. Может быть стоило бы отнестись с уважением, к его обычаям, пусть и совершенно чуждым для остальных. Конечно, все свои действия он рационализирует: мол это нужно для создания психоистории. Возможно его действия и были бы оправданы, если бы он точно знал, что для психоистории это действительно нужно. Но ведь он мало того , что даже не знает есть ли в храме робот, он даже явно не подумал о том, а какие собственно вопросы собирается ему задавать. Да и о том, что в храме могут оказаться сигнализация и камеры тоже

Сам же сюжет построен по часто применяемой Азимовым схеме. Когда под загадкой обнаруживается второе дно. При чём читатели могут не догадываться и о первом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я ждал появления Дэниела с самого начала. Тому кто читал «Основание и Земля» и зарание знает что «Прелюдия» связывает циклы об «Основании» и роботах предположить это не сложно. Я сразу заподозрил Хьюмона, из-за его физической силы. Любопытная детель, сначала я подумал на Димизрела. Ибо прочитав о нём эпиграф к первой главе (выдержка из галактической энциклопедии) сразу решил, что именно под эту личину, и стал бы маскироваться Даниел. Но потом передумал в пользу Хьюмана. А вот про второе дно не догадался. Но цс-с-с, не будем спойлерить.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2016 г.

Прекрасный роман!

Да он менее динамичен нежели основная трилогия, однако берет другим.

По сути «Путь к Академии» — это биография Гэри Селдона, основателя психоистории. Ведь науки могло и не быть, если бы не помощь многих людей и роботов. Сам ГГ сначала не верил в эту науку, однако были другие, которые верили, помогали.

Весь роман состоит из определенных кризисов, которые Селдон преодолевает: иногда успешно, иногда теряя близких людей. При этом показывается, что империя Трантора постепенно входит в период упадка.

Ближе к окончанию он остается сам, без друзей, всеми ненавидимый — однако он не забывает о своем призвании и делает все чтобы наука и галактика в целом развивалась в нужном направлении. И судьба помогает ему, находя нужных ему людей..

Конец грустен, но жизненнен...

Для таких фанатов как я книга великолепная!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2016 г.

Итак, вы решили познакомиться с циклом «Академия» в хронологическом порядке. Размявшись четырьмя классическими романами о детективе Элайдже Бейли, транзитом через транторианскую трилогию, и вот вы уже на пороге одного из величайших циклов в истории фантастики. Буквально с первых страниц, сюжет знакомит вас с главным персонажем истории – Гэри Сэлдоном. Молодой математик, только что выступивший на научном симпозиуме, где, в частности, предложит крайне амбициозную теорию использования математики, как инструмента прогнозирования исторических процессов. Как известно, всё новое в науке принимается «в штыки», в основном теми, кто сам уже не способен ничего открыть, но еще обладает правом решать чужие судьбы. К счастью для Гэри, его выступление заметили, но едва ли его жизнь стала легче от этого.

Если говорить кратко, что представляет собой роман «Прелюдия к Академии»? Прелюдию к Академии! Ладно, если совсем серьезно, то это боксерский поединок. Знаменитый «Грохот в джунглях»: Джордж Форман против Мохаммеда Али. Вы, господин читатель, выступаете здесь в роли Формана, в то время как Айзек отыгрывает за легендарного Али. Первую половину, роман довольно вял и неуклюж. Он, конечно, уходит от атак вашего скепсиса и скуки, порхая из угла в угол, словно его (романа) герой меняет одно место дислокации за другим, но чем ближе финал, тем теснее вы прижимаете его к канатам. Очень сухой язык, растет авторское занудство, основной сюжет будто стоит на одном месте. Словом, вы уже уверовали в свою победу, как неспособность найти в этом романе хоть что-то интересное и неожиданное. Остается буквально двадцать страниц, но тут автор, стряхнув с себя пассивность и апатию, презрительно произносит «Это всё на что ты способен?» И пока вы пытаетесь переварить эту фразу, Айзек Али проводит короткий и мощный джеб-твист в челюсть. Вы в нокдауне «Как? Как такое возможно? Этого нельзя было предугадать!» Не дав вам опомниться, следует хук-твист справа и контрольный хук-твист слева. 2…5…10! Чистая победа Азимова!

Но что если историю Академии вы начали читать так же, как она и была написана? Что если перед «Прелюдией» вы уже успели прочитать «Академию и Землю»? Реакция, увы, будет следующей «ШО, ОПЯТЬ!» Разумеется, можно сказать, что «Прелюдия к Академии» и «Академия и Земля» отличаются по содержанию. Да, по содержанию может и отличаются. Но по форме сюжета они схожи настолько, что различия будет трудно найти даже с помощью электронного микроскопа. Главные герои, мужчина и женщина, кочуют с одного места на другое, в поисках ответов. Каждое новое место представляет собой причудливый социум, со своими нравами и законами. Незнание или непонимание чужого уклада приводит к серьезным проблемам, но так или иначе, очередная «ниточка» ведет героев к новым приключениям. Сказать, что финал у этих двух романов похожий – ничего не сказать! Для кого-то финальная серия твистов Айзека может стать откровением, но для тех кто уже прочел пять классических романов сообщаю «Р – значит Рояль»

В романе «Академия» герой Сэлдона, вживую, присутствует лишь в самом начале, но ментально его присутствие ощущается до самого финала пятого романа. Здесь же, наоборот, Сэлдон вроде как есть, но сюжет от этого не становится ни умнее, ни интереснее — сплошная рефлексия и поиски неизвестно чего. Стоило ли автору это писать? Это, безусловно, его право. Но вот стоит ли нам это читать? Ох, вопрос…

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2010 г.

Очень долго засматривался на эту вещь, и думал вот- вот прочитаю, думал что будет немного нудновато. Но всё-таки оказалось на удивление увлекательным.. ГГ Генри Сэлдон- обыкновенный учёный ищущий и постигающий новую науку психоисторию, озвучив свою теорию предсказания, а вернее вычисление будущих событий, оказался втянут в политическую интригу власть имущих, за сохранение за собой права управлять Империей. Конечно иной раз при чтении возникают моменты, когда диалоги между героями порядком надоедают, но всё-таки общего впечатления они ни в коем случае не портят. Конечно глубоких философских размышлений присущих Айзеку Азимову здесь вы не найдёте, но как же иногда приятно открыть автора с другой стороны. Роман читается намного легче, чем некоторые произведения автора, а приключения главного героя мне кажется не могут оставить читателя равнодушным, так как главному герою сопереживаешь на протяжении всего романа. И даже некоторая перенасыщенность романа диалогами его не порятят, а помогают лучше узнать о взаимоотношениях героев и их характеры. На первый взгляд полагать что новая наука «психоистория» спасёт положение в обществе и предотвратит распад империи — это химера, и правящие верхушки хватаются за эту соломинку, как за последнюю надежду спасти Империю и своё положение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но кто знал что все испытания выпавшие на долю Генри Сэлдона подведут его к тому что эта наука может обрести фундамент и реально помочь, в решении сложившейся ситуации , и всё благодаря его собственному упрямству и помощи последнего робота, который подтолкнул Сэлдона к спасению человечества.
Лично мне очень понравилось, читать цикл начал с этой книги, посмотрим как будут разворачиваться события дальше. :sla:

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 сентября 2008 г.

Разочарован. Первое из цикла что прочитал — «Академия», давно, но до сих пор является одним из самых любимых произведения, много раз перечитываемых. Эту дочитал, но перечитывать явно не буду. По моему мнению задача этой книги — связать несколько циклов — «Академия» и цикл о роботах. Причем произведение больше напоминает «80 дней вокруг света» чем перо Азимова. Спасает лишь развязка. ... Ну да дело автора боится :).

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2016 г.

Очень хороший развлекательный роман, совершенно в духе американской «кэмпбелловской» НФ 40-50-х годов. В те времена сложился своего рода канон НФ, в которой обязательно должна быть оригинальная научная идея, внятный динамический сюжет и яркие внушающие симпатию герои. И при этом роман должен быть не слишком длинным — чтобы читатель не устал и не заскучал над книгой. Такой стандарт задавал высокий средний уровень НФ, который позже, после отмены жёстких критериев, сильно упал.

В наше время никто не может написать НФ роман на кэмпбелловском уровне: книги у современных фантастов получаются длинные, рыхлые, персонажи неприятные, идеи либо невнятные либо многократно использованные... Но Айзек Азимов, как Мастер Старой Гвардии, в «Прелюдии» показал класс! Удовольствие при чтении этого романа в точности таково, как при чтении классики НФ. «Прелюдия» стоит на уровне лучших образцов НФ 50-х годов, и тот, кому нравятся романы той эпохи, несомненно, понравится и этот.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх