FantLab ru

Клиффорд Саймак «Поколение, достигшее цели»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Голосов:
844
Моя оценка:
-

подробнее

Поколение, достигшее цели

Target Generation

Другие названия: Spacebred Generations

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 114
Аннотация:

Более тысячи лет сквозь чёрно-звёздный океан Вселенной несётся Корабль, построенный людьми. Уже сорок поколений сменилось на Корабле. Люди давно забыли свою цель и создали Миф о единственно надёжном и неподвижном мире – Корабле, вокруг которого текут и рассыпаются звёзды. Корабль стал для его обитателей примерно тем же, чем была Земля для древних вавилонян, — твердью в центре Вселенной, вокруг которой движутся звёзды, освещающие и согревающие её. Герой рассказа — Джон Хофф, обвинённый в ереси, потерявший друзей и вынужденный стать убийцей, первым поймёт, что могучий Разум человечества вот уже более тысячелетия ведёт Корабль к цели и незримо направляет поступки людей.

© Вл. Дмитриевский

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Прелесть
1967 г.
Чего стоят крылья
1989 г.
Американская фантастическая проза. Книга 2
1990 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 5
1991 г.
Пересадочная станция
1991 г.
Пересадочная станция. Денежное дерево
1991 г.
Достойный противник
1992 г.
Специфика службы
1992 г.
Зачем их звать обратно с небес?
1993 г.
Прелесть
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 14
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1999 г.
Незнакомцы во Вселенной
2004 г.
Театр теней
2005 г.
Незнакомцы во Вселенной
2008 г.
Город
2018 г.

Периодика:

Знание - сила № 1, 1965
1965 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Strangers in the Universe
1956 г.
(английский)
Strangers in the Universe
1957 г.
(английский)
Strangers in the Universe
1963 г.
(английский)
Stranieri nell'universo
1966 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2012 г.

Этот рассказ часто сравнивают с «Пасынками Вселенной» Хайнлайна. Но есть между ними одно, но очень большое отличие. «Пасынки Вселенной» — о провале межзвездной экспедиции, «Поколение, достигшее цели» — об удаче и Победе, как бы странно это не звучало, если учесть, что весь рассказ — об упадке цивилизации, возврате к варварству и забытых знаниях.

Единственный известный дом сорока поколений — Корабль, где кучка неграмотных людей год от года мучается от скуки и безделья, находя утешение в странной вере о грядущем Конце, когда остановится вращение звезд, после которого настанет новая, лучшая жизнь. И символом этой странной веры стали картины с зелеными лесами, синими морями, цветами, голубым небом и белыми облаками — сказочная страна для всех, кто прожил жизнь в строжайшей экономии и аскетизме. Сорок поколений ожидания Конца.

И вот, однажды, звезды остановились, запуская цепь событий и поступков. И в этой цепи каждое звено — значимо и неслучайно: старая записка, древняя традиция в семье Джона Хоффа, требующая нарушить закон и учить детей чтению, решительность и чувство долга героя, и даже спрятанная в ящике лампочка — все сыграет свою роль.

Рассказ для гуманиста Саймака неожиданно жесткий и, порой, противоречивый. С одной стороны — настоящий гимн возможностям Человека, его разуму и воле. Но, дочитав его, я думала не только о тех гениальных инженерах, психологах, социологах, которые задумали этот полет и спланировали его на поколения вперед, предусмотрев каждую мелочь, но и о тех мужчинах и женщинах, которые согласились на этот мужественный и, одновременно, беспрецедентный по своей жестокости социальный эксперимент.

Обречь сорок поколений своих потомков на прозябание, неграмотность и скуку, ради достижения далекой, неведомой и, в общем, ненужной им цели — это многое говорит о Человечестве. Только подумайте, каково будет этим людям, не умеющим даже читать или самим добывать себе еду, привыкшим к безопасности и относительному комфорту Корабля, в новом, неизвестном Мире, уже без Веры, но со знанием о тысячелетнем обмане...

Но еще больше я жалела, что этот рассказ, в котором оказалось заложено столько интересных идей и находок, особенно психологических и социальных, не был развернут в полноценный роман и много осталось «за кадром». Хотя бы то — была ли какая-то веская у землян причина/к примеру, угроза уничтожения цивилизации или планеты/ выбирать ТАКУЮ судьбу для своих еще не родившихся детей?

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 октября 2015 г.

Клиффорд Саймак был одним из первых авторов, коснувшихся темы космических кораблей на множество поколений, и дал почву для рассуждений последующим фантастам. Тема очень интересная, сложная, во многом этическая и философская.

Однажды утром просыпается Джон Хофф и слышит Грохот. Именно тот Грохот, который предвещала религия Корабля. Грохот, который символизировал начало Конца. Теперь пол стал стеной, а стена полом. Люди паникуют, но это не надолго, ведь основной практический тезис религии жителей Корабля — «Что ни делается, всё к лучшему». Но у главного героя есть особая миссия, тайно переданная ему от отца, а ему от его отца — и так целый ряд поколений. Переданы Письмо, Книга и обученность грамоте. И с этого момента начинаются тяжёлые внутренние терзания главного героя: что истинно, а что ложно? как определять эту истину и ложь? неужели мы только для того и были созданы, чтобы сидеть и ничем не заниматься? Его рассуждения схожи с логикой ребёнка, которому хочется всё выяснить, но пока что это недоступно. И насколько же тяжело было пробить вековую стену невежества и заставить себя поверить, что всё это не просто так, а имеется какое-то Назначение и Цель. Никому не довериться — ни жене, ни другу — поверить только словам отца и Письму от далёкого предка. Никому нельзя говорить, иначе обвинят в ереси, и тогда точно пиши пропало.

Рациональное зерно проклёвывается, словно через скорлупу, из которой вот-вот вылезет птенец и начнёт полноценную жизнь. Здесь Саймак верит в силу и в великую миссию человека, пускай и разорванного нитью веков, но имевшего Цель.

По ходу обучения знаниям прошлого и управлением кораблём главный герой сталкивается со сложным этическим вопросом: стоит ли жизнь друга спасения всех остальных? Джон Хофф нашёл для себя ответ на этот вопрос. Не зря ведь первой заповедью религии на Корабле была важная, бесконечно важная заповедь: НЕ РАСТОЧАЙ. И он сохранил труды первых путешественников и оправдал страдания и скуку многих поколений, живших на корабле. Пускай и такой ценой. Ведь дальше их ждёт новый мир...

Сколько трагизма и сколько надежды вложил автор в этот рассказ. Как же хочется, чтобы всё получилось, чтобы как-то главный герой смог Спасти всех людей и указать им их Назначение. Рассказ написан с душой и светлой надеждой.

Считаю необходимым упомянуть ту деталь, что, видимо, первые поколения путешественников предвидели, что население корабля скатится в религию и невежество, считая, что корабль и есть сама Вселенная. Автор предполагает, что если бы последующие поколения знали свою цель, то, возможно, они чувствовали бы себя обманутыми и обделёнными бременем находиться в этой металлической посудине. Ложь во благо. Знаете, а я об этом сначала и не подумал даже...

P.S. Хочу процитировать описание иконы, которой молились на корабле. «Люди молились в церкви, где висела самая большая Священная Картина, изображавшая Дерево, и Цветы, и Реку, и Дом вдалеке, и Небо с Облаками, и Ветер, которого не было видно, но который чувствовался.»

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2014 г.

Корабль поколений — благодатнейшая тема для писателя-фантаста. К ней обращались и классики и современные писатели, иногда уделяя этому сюжетному ходу пару абзацев, иногда делая ключевым в своем произведении. Все поклонники фантастики прекрасно помнят и высоко ценят «Пасынков вселенной» Хайнлайна, или «Балладу о Бете-2» Дилэни. Ха, Карсак вообще отправил в путешествие целую планету! Что ни говори, а вариантов развития событий на таком корабле — огромное множество — и чем больше длиться полет, тем более необычные социальные формы может принимать человеческое микрообщество, запертое на борту такого корабля.

Никак не мог пройти мимо идеи корабля поколений и великий фантаст-гумманист, или, скорее, гумманист-фантаст Саймак. Любой, что прочитает «Поколение достигшее цели» поймет, что писателя меньше всего занимали принципы работы такого корабля. Техническая сторона освещена скупо — двумя-тремя мазками. По большому счету все технические описания сводятся к рельсам на стенах в оранжереях. Да, не надо кидать в меня гнилыми помидорами, я прекрасно помню, что там были и компьютеры и конвертор и обущающая машина. Но рельсы — штука простая и понятная — являются более важной и сюжетообразующей деталью, чем телескоп в рубке. Они позволяют понять, что многое, если не все, что твориться на корабле — целесообразно и тщательно продумано многие столетия назад.

Отношение Саймака к человечеству и вера в науку и прогресс подсказывают основную идею рассказа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поскольку, конструкторы корабля считали, что умственная деградация и потеря знаний через сотни лет полета — события практически неизбежные — то нужно их устроить, что позволит направить их развитие в нужном направлении, а так же позволит внедрить предохранительный механизм, который в нужный момент позволит вернуть хотя бы отдельным представителям населения корабля знания, необходимые для его пилотирования.

Несмотря на гуманитарный посыл — в произведении много логических нестыковок, наиболее крупная — это способ передачи тайной информации — от отца к сыну. Невозможно себе представить, чтобы за тысячу лет эта традиция не прервалась.

Если не не придираться по мелочам, то это рассказ о большом прорыве человечества к звездам и о последнем поколении, которое их достигло. Он отлично написан и достоен высокой оценки.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2010 г.

Космическое путешествие закончилось удачно. Но было ли это результатом правильного планирования? Я считаю, что нет. Когда на карту поставлена жизнь будущих колонистов и завершение этого тысячелетнего перелёта нельзя полагаться на волю случая. А как ещё можно расценивать историю с письмом, которое необходимо «вскрыть в случае крайней необходимости». А если бы Джон Хофф не догадался, что пришёл тот самый момент, когда уже пора вскрывать это письмо? А ведь Джон мог его даже и не получить от своего отца или его отец от деда, много что могло случится за те десятки поколений, что сменяли друг друга на корабле. А если бы Джон попал в рубку управления всего на несколько часов позже или не разобрался в приборах, или потратил чуть больше времени на это... То они погибли бы, приблизившись слишком близко к солнцу. Странно это, тысячу лет корабль ведёт автоматика, а в конце пути, в самый опасный момент приближения к солнцу, управление должен взять на себя необученный этому человек. Так что серьёзной продуманностью в планировании полёта и не пахнет. Но хорошо, что всё завершилось благополучно, я рад удачной концовке.

Меня волнует ещё одна проблема. А как с гуманитарной точки зрения можно оценить отношение организаторов этого полёта к его участникам? Ведь, все сорок поколений были сознательно обречены на невежество (они не умели читать и были лишены даже тех минимальных знаний, которые дети получают в начальной школе). Хотя их поили и кормили, но этого явно мало для представителей великой цивилизации (а построить такой корабль могло только высокоразвитое общество). Да, они не одичали окончательно, но и считать их полноценными представителями человечества нельзя. После приземления с ними даже не пытались разговаривать как с цивилизованными людьми — их выгоняли из корабля как стадо коров. И что смогут сделать на неосвоенной планете безграмотные, изнеженные люди, не имеющие никакого представления об этом новом, окружающем их, мире? В корабле они жили на всём готовом, и они не приспособлены сами о себе заботиться. Что с ними будет?

Но, не смотря на эти замечания, рассказ мне понравился. Понравился безудержным оптимизмом автора и его непоколебимой верой в светлое будущее, которой он делится с читателями.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 мая 2009 г.

Из века в век жить в неведеньи, чтобы однажды понять, что всё было ложно, пусть и во благо. Далеко не каждый может понять и признать, что жизнь может быть другой, иметь совсем другой смысл, а не тот, к которому привыкло несколько поколений. Тратя себя впустую, выдумывая себе религию, люди привыкают быть пустыми и никчемными, не способными принять новую для себя реальность.

Читаешь рассказ и думаешь: а ведь ничего особенного и нет в нем. Люди, корабль, ставший домом и центром всего, простенькое хозяйство, построенное на экономии всего и вся, религия, выработавшая свои простые догматы. Все просто и красиво, если бы не было так грустно. С другой стороны есть мудрость отправивших корабль в глубины космоса к далекому Солнцу, к неизвестной планете, да так, чтобы летевшие веками люди не сходили с ума от непонятного, а жили простой жизнью, а узнали о том, что они куда-то летели, только к концу своего далекого путешествия.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2008 г.

Один из моих любимейших рассказов не только у Мастера, но и, пожалуй, вообще в фантастике. История о Пути к Настоящей Цели. Не к тому Мифу и Легенде, а к тому, для чего они, собственно, и были посланы. Я очень люблю свою планету, и поэтому мне радостно читать и сознавать те моменты, когда дается понять, что человечество не безнадежно. Вот поди ж ты!, ну всё предусмотрели Те-кто-отправили-Корабль-к-Цели с Земли. Всё сошлось, в своё время, как и задумывалось. Правдивый рассказ, потому что всё может быть именно так по прошествии тысячи лет полета. Тут и создание новой Веры, ибо забыли старую; тут и создание Мифа о полете, ибо не знают правды; и новая церковь (в переводе с маленькой буквы), ибо нет другой; Священные картины, отображающие то, чего не видели глаза тех, кто находится в Корабле. Корабле, который достигнет Цели, им неведомую, но предопределенную сорок поколений назад. И, соглашусь, это рассказ, не нуждающийся в столь подробной аннотации.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2010 г.

Этот роман мой любимый у Саймака. Не даром говорят, что хорошая книга всегда о людях. В произведении очень ярко показаны характеры людей, их духовный мир и переживания. Особенно подкупает простота и незатейливость главных персонажей: они выросли в замкнутом пространстве, их быт весьма монотонен и однообразен, их окружение состоит из одних и тех же людей и не меняется в течении всей жизни, а раз так то и в душе такие люди должны быть просты и понятны. У них нет того налета условностей и абстракций, изощренности и относительности которые присутствуют у нас людей большого мира, которые повидали на своем (иногда даже очень небольшом, но уже насыщенном событиями и информацией) веку если не все, то очень многое. Внутреннюю суть человека корабля можно увидеть практически сразу, без глубокомысленного откапывания ее в недрах эмоциональных переживаний героя.

Говорят, что это произведение плагиат с повести Р.Э.Хайнлайна «Пасынки вселенной», однако даже если это и правда, то у Саймака вышло значительно улучшить первоначальное издание. В пасынках все слишком схематично. Главные персонажи выглядят какими то картонными, не настоящими, да и с практически-технической точки зрения описание звездолета (и времени его полета) весьма топорное и неправдоподобное.

А вот в «Поколение достигшее цели» весьма живое и красочное, при чтении легко и просто представляешь себе мир корабля, и живущих в нем людей. Единственная неправдоподобная деталь это «письмо». Получается уж слишком много зависело от клочка бумаги, который мог при любой случайности потеряться или быть уничтоженным. Ну не могли земные инженеры при столь сложном прогнозировании социального развития общины и столь изящных технических решениях, свести все к такому ненадежному элементу.

В целом произведение замечательно.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2013 г.

Практически классика. Причем положившая начало целому направлению в современной фантастике. Можно не соглашаться с предложенной автором идеей организации межзвездных перелетов, но нельзя не признать талант Мастера: оригинальность замысла, изящество построения сюжета, удивительную простоту повествования. И какую-то неуловимую прелесть самого рассказа.

Книги Саймака вообще отличаются очень простой и в то же время какой-то очень доброй манерой повествования. И герои у него, как правило, никакие не супермены, а обыкновенные простые и порядочные люди (очень похожие на нас с вами :)), всегда симпатичные читателю. Таков и главный герой из этого рассказа: и страшащийся, и мучающийся, но четко определивший для себя, что есть правильно и нужно и твердо своей цели придерживающийся.

Конечно, если задуматься, план людей, построивших и отправивших корабль, слишком уж «на тоненького» сделан: а если бы на месте Джона оказался человек со слабым характером или это письмо вообще затерялось бы в веках? Только вот обращать на это внимание, читая такой прекрасный рассказ, совсем не хочется....

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2009 г.

Единственный недостаток рассказа, мысль о том, что люди тысячу лет жили не имея любопытства, а беспрекословно подчиняясь «церкви» и «инквизиции». Неправдоподобно. Ведь в реальной истории сколько не билась инквизиция, а все равно людское любопытство и науку остановить не смогла.

В остальном же, замечательное гуманитарное произведение, здесь и антиутопия: жизнь в регламентированном законом обществе, и еретики передающие из поколения в поколение письмо и книгу, и старик Джошуа, который много раздумывает о жизни и имеет свою глубокую философию, и людская масса, послушная, подверженная крайностям, ужасная в своем страхе, и тяжелый выбор — как распознать истину, как совершить выбор вопреки традиции и привычке, как выбрать, когда на одной чаше весов жизнь одного человека, а на второй судьба всех.

Пожалуй единственная деталь, так и не включенная в повествование — что за картины у всех были такие. Почему разные.

Вместо хеппи-энда (если его можно так назвать :) ) мне было бы интересно проследить такой вариант, как отсутствие на второй планете пригодной жизни.

Ну и ключевая фраза рассказа, последнее предложение — ...

кто-нибудь обязательно скажет, как жить дальше

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2012 г.

Идея этого рассказа использовалась Хайнлайном в его знаменитом романе. Но у Саймака эта идея ярче. Если у Хайнлайна, акцент в основном ставится на боевые сцены, то у автора этого произведения в центре внимания — внутренний мир главного героя, Джона Хоффа. Это придаёт рассказу глубину, где Корабль, в котором люди выдумали свою религию и забыли цель полёта — не фон для мордобоя, а повод для серьёзного философского размышления.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 января 2008 г.

По мне так это блестяще! Жили себе люди, жили по законам и правилам, имели веру как утешение... да, странновато жили но никто об этом и не думал. Ведь все как надо. Но кто сказал что так будет вечно? Никто. Пришел конец всему. Жизни десятков поколений были сложены на алтарь великой Цели! И только одному поколению суждено достичь ее, а перед этим осознать и принять. Главный герой ставший прочти Пророком, несущим свет знаний, совершил убийство. Как все символично!

Вот так представишь и страшно становится — вдруг все, во что ты веришь лишь иллюзия, фикция, утешение. И на самом деле все не так, и правда такая близкая, но такая трудная для понимания. А узнать ее не суждено в этой жизни...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2017 г.

Великое Литературное Произведение! Именно с большой буквы. Рассказ, который навсегда останется в истории мировой культуры. Это фантастика, которую мы потеряли. Это большой стиль и смыслы, которые съели бесконечные фантастические боевики. Попытка разобраться в самой человеческой натуре сквозь призму небольшого общества, закрытого кажется навечно в скорлупе несущегося в ничто древнего космического корабля-исполина. Но об этом уже писали сотни критиков. А мне вот что подумалось — А что если такой корабль когда-нибудь взлетит с матушки Земли в безграничные космические пространства? Что станет с его обитателями через несколько поколений? Во что превратится это изолированное общество? И Саймак скорее всего показал не самое худшее развитие событий.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2016 г.

Это как бы ответ Хайнлайну, в «Пасынках Вселенной» показавшему бесперспективность «звёздного ковчега», бессмысленность заселения других звёздных систем ради рассеяния человеческого семени, но не человеческой культуры и цивилизации. Насколько я понимаю, Саймак, прочитав популярнейших «Пасынков», решил предложить позитивный вариант того же сюжета, продемонстрировать, что «звёздный ковчег» всё-таки может достигнуть звёзд, если рассчитать правильно (например, если вообще не подпускать человеческое стадо к управлению кораблём). Однако версия Саймака получилась ничуть не лучезарнее «Пасынков Вселенной». До звёзд в «Поколении, достигшем Цели» добрались не представители человеческой цивилизации, а биологические особи Homo Sapiens, всего лишь. Ничего не знающие о Земле дикари, которые будут осваивать новую планету буквально с нуля — с бронзового, в лучшем случае, века. И построят они, конечно, цивилизацию, не имеющую с Землёй ничего общего.

Рассказ Саймака получился очень пессимистическим, несмотря на натужное взбадривание финала. Последний эпизод «Поколения, достигшего Цели» очень хочет казаться хэппи-эндом, но у автора сам собой написался довольно мрачный вопрос, а не хэппи-энд.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 октября 2013 г.

Наверное, это одно из самых-самых первых произведений о космическом ковчеге, где поколения сменяют друг друга на протяжении сотен лет. «Пасынки Вселенной » были написаны гораздо позже.

Эту повесть должен прочитать каждый уважающий себя любитель научной фантастики! Это — классика!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2012 г.

Многие в отзывах глубоко заблуждаются считая что этот рассказ был написан раньше чем «Пасынки вселенной» Роберта Хайнлана.Роман «Пасынки вселенной» в 1963 г. был составлен из двух повестей «Вселенная» и «Здравый смысл» которые написаны в 1941 г.

Ну а в целом рассказ замечательный.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх