FantLab ru

Жюль Верн «Путешествие к центру Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Голосов:
1986
Моя оценка:
-

подробнее

Путешествие к центру Земли

Voyage au centre de la Terre

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 127
Аннотация:

Весной 1863 года немецкий ученый, профессор геологии и минералогии Отто Лиденброк находит в старинной исландской книге зашифрованный пергамент. Расшифровка дала поразительный результат: в документе известный исландский ученый-алхимик XVI века утверждал, что спустившись в кратер потухшего вулкана достиг центра Земли. Координаты кратера подробно указаны, и профессор полон решимости повторить этот путь — а поможет ему в этом его племянник Аксель.

Примечание:

Роман был задуман Жюлем Верном в начале 1864 года. На идею произведения его вероятно навели беседы с известным геологом Шарлем Сен-Клер Девиллем, который совершал спуски в кратер дремлющего вулкана Стромболи. Девилль отстаивал новаторскую по тем временам гипотезу «холодной и твердой Земли». Отдельные критики отмечают, что роман был написан под явным влиянием романа Жорж Санд «Лаура, или Путешествие в кристалле»; другие считают что Верн написал свой роман еще в 1863 году, и следовательно не мог читать «Лауру».

Произведение было написано летом – осенью 1864 года.

В журнале Этцеля роман не печатался. Впервые роман издан Этцелем 25 ноября 1864 года. Нужно заметить, что многие читатели посчитали описанное путешествие самым настоящим.

Первое иллюстрированное издание (56 иллюстраций Риу) – 13 мая 1867 года, а 22 августа 1867 этот роман вместе с романом «Пять недель на воздушном шаре» был напечатан в одном («сдвоенном») томе серии «Необыкновенные путешествия».

На русском языке роман вышел в 1865 году в переводе Е. Лихачевой и А. Сувориной, с приложением популярной статьи «Очерк о происхождении и развитии земного шара». Литературные круги встретили книгу благожелательными отзывами. Однако официальные круги усмотрели в ней нечто недозволенное (в частности, пропаганду материалистических ценностей и то что книга «весьма безнравственна по своей тенденции»), и в марте 1867 года даже было издано предписание министра внутренних дел П.А. Валуева для гимназий и училищ об удалении этого произведения из их библиотек – что, однако не прекратило выхода романа в различных изданиях. В переводе Марко Вовчка роман был издан в 1871 году.

Через 10 лет после публикации романа, в 1874 году, писатель Леон Дельма обвинил Жюля Верна в плагиате и подал на него в суд, затребовав 10000 франков. Под псевдонимом Рене де Понжест (René de Pont-Jest) он еще до выхода романа выпустил короткий рассказ «Голова Минервы» и утверждал, что Верн списал идеи романа с этого произведения. По утверждению самого Жюля Верна, единственным общим моментом сюжетов являлся способ нахождения определенных важных мест при помощи теней, отбрасываемых при свете Луны и при солнечном свете: «Рассказ господина де Понжеста кончается примерно там, где начинается мой роман!». Процесс, состоявшийся в 1875 году (другие источники указывают 1876 и 1877 годы), был проигран Дельма, и тот был приговорён к уплате расходов.

Ошибки, сделанные Жюлем Верном в романе (такие как неправдоподобное описание подземного мира и возвращение на поверхность земли на плоту по раскаленной лаве) побудили российского ученого-геолога и писателя Владимира Обручева написать роман «Плутония» (1915). Также неверно была оценена температура космического пространства (названы цифры в -40…-50 градусов).

Документ по делу «Жюль Верн против Понжеста» по вопросу источников романа «Путешествие к центру Земли», написанный для судебного процесса, был напечатан в «Бюллетене Общества Жюля Верна» №135 в 2000 году.

Идея романа живет и в наше время — профессор Калифорнийского технологического института Дэвид Стивенсон изучает способ проникновения к центру планеты в обитаемом зонде.

© Евгений Борисов


Входит в:

— журнал «Amazing Stories, May 1926», 1926 г.

— журнал «Amazing Stories, June 1926», 1926 г.

— антологию «The Road to Science Fiction 6: Around the World», 1998 г.

— журнал «Amazing Stories, July 1926», 1926 г.

— антологию «Science Fiction Stories», 1988 г.

«Словесность. Тексты», 2004 г.

«Театр FM», 2004 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2018 // Переводная книга НФ (Франция)

Экранизации:

«Путешествие к центру Земли» / «Journey To The Center Of The Earth» 1959, США, реж: Генри Левин

«Путешествие к центру Земли» / «A Journey to the Center of the Earth» 1977, Австралия, реж: Ричард Слапчински

«Путешествие к центру Земли» / «Journey to the Center of the Earth» 1999, США, реж: Джордж Миллер

«Путешествие к Центру Земли» / «Journey to the Center of the Earth» 2008, США, реж: Эрик Бревиг



Похожие произведения:

 

 


Путешествiе къ центру Земли
1865 г.
Путешествие к центру земли
1897 г.
Путешествiе къ Центру Земли
1905 г.
Путешествие к центру Земли
1906 г.
Путешествие к центру Земли
1929 г.
Путешествие к центру земли. Плавающий город
1929 г.
Путешествие к центру Земли
1935 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 2.
1955 г.
Вокруг света в восемьдесят дней. Путешествие к центру земли
1983 г.
Жюль Верн. Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
1985 г.
Путешествие к центру Земли
1985 г.
Пять недель на воздушном шаре. Путешествие к центру Земли
1989 г.
Путешествие к центру Земли. Вокруг света в 80 дней
1992 г.
Путешествие к центру Земли. Опыт доктора Окса
1993 г.
Пять недель на воздушном шаре. Путешествие к центру Земли
1993 г.
Собрание сочинений. Том 2
1993 г.
Путешествие к центру Земли. Ледяной сфинкс
1997 г.
Собрание сочинений в двадцати томах.  Том 1
1997 г.
Путешествие к центру земли. Завещание чудака
2001 г.
Путешествие к центру Земли
2006 г.
Жюль Верн. Собрание сочинений. Том 5. Дети капитана Гранта. (Книга 2)
2008 г.
Путешествие к центру Земли
2008 г.
Путешествие к центру Земли
2009 г.
Путешествие к центру Земли
2010 г.
Путешествие к центру Земли
2010 г.
Самые опасные путешествия и приключения
2010 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1
2010 г.
Путешествие к центру Земли
2011 г.
Путешествие к центру Земли
2014 г.
Путешествие к центру Земли
2014 г.
Путешествие к центру Земли
2014 г.
Путешествие к центру Земли
2014 г.
Путешествие к центру Земли
2015 г.
Путешествие к центру Земли
2015 г.
Путешествие к центру Земли
2016 г.
Путешествие к центру Земли
2016 г.
Путешествие к центру Земли
2016 г.
Путешествие к центру Земли
2017 г.
Путешествие к центру Земли
2017 г.
Удивительные истории Amazing Stories 1926 (1-3)
2017 г.
Путешествие к центру Земли
2018 г.
Путешествие к центру Земли
2018 г.
Путешествие к центру Земли
2018 г.
Путешествие к центру Земли. Вокруг света в восемьдесят дней
2018 г.
Путешествие к центру Земли. Робур-Завоеватель. Властелин мира. Флаг родины. Матиас Шандор
2018 г.
Путешествие к центру Земли
2019 г.
Путешествие к центру Земли
2019 г.
Путешествие к центру Земли
2019 г.
Путешествие к центру Земли
2019 г.
Путешествие к центру Земли
2019 г.
Путешествие к центру Земли. Робур-завоеватель. Властелин мира. Флаг родины
2019 г.
Путешествие к центру Земли
2020 г.

Аудиокниги:

Journey to the Centre of the Earth / Путешествие к центру земли
2006 г.
Путешествие к центру Земли
2007 г.
Путешествие к центру Земли
2008 г.
Путешествие к центру земли
2008 г.
Ожог Жюля Верна
2011 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.
Приключенческие романы
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Amazing Stories, May 1926
1926 г.
(английский)
Amazing Stories, June 1926
1926 г.
(английский)
Amazing Stories, July 1926
1926 г.
(английский)
Подорож до центру землi
1928 г.
(украинский)
Science Fiction Stories
1988 г.
(английский)
Science Fiction Stories
1993 г.
(английский)
Journey to the Centre of the Earth
1994 г.
(английский)
A Journey to the Centre of the Earth
1998 г.
(английский)
The Road to Science Fiction 6: Around the World
1998 г.
(английский)
Voyage au centre de la Terre
2001 г.
(французский)
Journey to the Centre of the Earth
2012 г.
(английский)
Journey to the Centre of the Earth
2012 г.
(английский)
Подорож до центру Землі
2016 г.
(украинский)
Journey to the Center of the Earth
2018 г.
(английский)
Jules Verne: The Essential Collection
2018 г.
(английский)
Journey to the Centre of the Earth
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не будучи Шерлоком Холмсом, можно угадывать возраст рецензентов по выставляемым ими оценкам.

Для объективности, нужно помнить, что раньше был такой СССР, в котором с фантастическими книгами было, так сказать, плоховато. А Мартинов, Джорданов, Куков не издавали вообще. И был только Жюль Верн, Уэллс, да Стругацкие с Ефремовым. Конкурентов у них не было. Жюль Верн обычно прочитывался в детстве; соответственно, на оценки граждан СССР не могут не повлиять детские впечатления.

Романы Жюля Верна специфичны; в ранних обычно крайне узок круг действующих лиц, помещаемых фантазией автора в экзотическую обстановку. Таковы и «Пять недель на воздушном шаре» и «Вокруг Луны» и «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» и «Таинственный остров» и «20000 лье под водой». Психологизма, моральных проблем, конфликтов персонажей тут ждать не стоит. Недостаток ли это? Кому как.

В «Путешествии к центру земли» персонажи в значительной степени условны. Ганс условен; Аксель условен чуть менее. Только Лиденброк, пожалуй, демонстрирует какие-то описываемые черты характера.

У Жюля Верна главным персонажем является природа, как раз то экзотическое окружение, в которое герои попадают. Именно её автор и предлагает созерцать во время медленного и вдумчивого чтения. Конечно, за прошедшие полтора века, роман утратил и познавательную составляющую (в части путешествия по Исландии она, пожалуй, сохранилась). И, казалось бы, науки нет, героев — нет; а что есть?

А есть необычайная привлекательность таланта Верна, умеющего волшебно описывать вымышленные необыкновенные путешествия. И есть ощущение XIX века; он виден во всяких мелочах. Мне это кажется замечательным.

И общий результат — избалованным Мартином читателям знакомиться с этим романом, пожалуй, не стоит. Но вот те, кто прочитал его в детстве, будут его ценить — за прикосновение к необычайному; за ту радость, которую доставляло чтение; даже за те усилия, которые нужно было употребить, дабы «добыть» книгу.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесспорно данное произведение является классикой приключенческой литературы, и не смотря на всю свою фантастичность (вообще тема полой Земли заведомо фантастика) не утратило той магической ауры, что присуща произведениям Верна. Данный труд, как мне представляется, является своего рода некоторым образом обобщением знаний по геологии того времени (не будем забывать, что роман написан 1864 году, то есть свыше полутора столетий назад), быть может не утративших своей значимости и по сей день. Автор просвещает читателя, перечисляя основные научные гипотезы рассматривавшие вопрос о строении Земли, обыгрывает различные ситуации, посредством своих героев полемизирует на данную тему.

Среди героев хочу выделить профессора Лиденброка, по характеру он чем-то напомнил мне упрямца Керабана, такой же непоколебимый и целеустремлённый, слегка эксцентричен и неизменно добродушен, исландец Ганс представляется мне этаким бесстрастным не эмоциональным с чисто нордическим характером человеком, а вот, казалось бы, главный герой, от имени которого ведётся повествование, Аксель, не вызывает у меня каких бы то ни было симпатий, почему, сам не могу ответить себе.

Перевёрнута последняя страница романа «Путешествие к центру Земли», закончились невероятные подземные блуждания отважных и неутомимых героев Верна, и, надо сказать, что я нахожусь в некотором смущении, пытаясь дать оценку этому произведению.

Я слегка раздосадован и огорчён. У меня сложилось такое впечатление, что автор, в первую очередь пытался поразить читателя своими познаниями в области геологии и палеонтологии, в ущерб занимательности повествования. Нет, я не могу сказать, что роман скучен и не динамичен, но обилие всевозможных форм жизни, причём, начиная от панцирных рыб силурийского периода и вплоть до животных кайнозойской эры, скученных в одном, ограниченном пространстве, несколько портит общее восприятие от текста и теряет в своей привлекательности, получается этакий фантасмагоричный калейдоскоп событий.

В этом плане, «Затерянный мир» Дойла, более правдоподобен, что ли.

Пожалуй, единственное, что заинтриговало и не отпускало меня до самого конца повествования, это вопрос касательно показаний магнитной стрелки компаса, и чем ближе к финалу, тем более опасался, что автор никак не прояснит этот феномен, однако оказалось всё очень просто, можно даже сказать буднично.

В оправдании нужно заметить, что читать «Путешествие к центру Земли» всё же необходимо на заре юношества, в более зрелом возрасте роман не вызовет у вас тех чувств и эмоций, которые он вполне мог бы заслужить.

Именно, поэтому, я никогда не буду перечитывать «Таинственный остров» и другие, шедевральные, с моей точки зрения, произведения Верна, дабы не испортить того благостного и упоительного чувства, с которым я навсегда останусь связан с миром приключений и неожиданных открытий.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне интересно, есть ли еще люди, которые не читали Жюль Верна и его классические произведения. «Путешествие к центру Земли» — это даже в наше время актуальное, увлекательное творение настоящего гения. Недавно перечитывал этот роман и в одно мгновение словно вернулся в детство. Описывать его нет смысла, это надо прочитать, но знаю точно одно — еще раз обязательно прочитаю эту книгу, как и многие другие произведения старика Жюля Габриэ́ля Верна. Патриарха научно-фантастической литературы.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сказать по – правде я осилил эту книгу, только со второго раза, потому что действие развивается очень медленно. А как известно для приключенческой литературы отсутствие динамики — смерти подобно. Но когда я начал второй заход, то я нашёл для себя достаточно интересный роман.

В первую очередь книга под завязку набита объяснениями природных явлений, за которыми наблюдают наши герои. Но я бы не стал воспринимать информацию на полном серьёзе, ведь с тех пор прошло больше ста пятидесяти лет! Но с другой стороны Жюль Верн обращался к источникам информации, начиная от литературы для «любопытных» (ныне такие книги называют нучпопом) и заканчивая данными с переднего края науки того времени. Во –всяком случае я считаю, что книга подталкивает читателя к поиску новых знаний о заинтересовавшей теме, как это было со мной. А разве это не одна из главных задач научной фантастики?

Так же в романе есть приятные, хоть и простые персонажи. Отто Лиденброк является упёртым и эксцентричным минерологом, прекрасно разбирающейся в своей области. Он всегда находится в поисках новых знаний и пытается докопаться до истины. Он так же способен испытывать в какой-то степени тёплые чувства и заботу, проявляющиеся в помощнике и по — совместительству племяннике – Акселе. Аксель вначале романа имеет достаточно мягкий характер и романтическую натуру (очень), но во время дискуссий с дядей и приключений в пещерах укрепляет свой характер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, он в начале чуть ли ни впадая в панику блуждал по пещерам, а в конце спокойно сидит на плите поднимающейся обратно в подлунный мир.
Он помолвлен с Гретхен, являющейся скорее символом любящей и терпеливой девушки, а также своего рода путеводной звездой для Акселя, чем полноценным персонажем. Мой любимый персонаж – Ганс Бьелке. Он является спокойным и предприимчивым исландцем, хорошо разбирающейся в природе и не впадающий в панику не смотря ни на что.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, он прошёл через всю Европу по Землёй, а его волнует зарплата за работу.

В третьих книга зацепила меня живописными описаниями мира. И не только вымышленного. А описания природы Германии и Исландии, а так же нравы и быт местных жителей. Вымышленный мир показывается, лишь украдкой. Мы не вникаем в его суть, а лишь наблюдаем чудеса природы. И лишь возвращаясь снова и снова мы глубже вникаем в суть явления. Возможно поэтому описание пещер и его жителей давит холодностью и пустотой.

P. S. Правильней было бы назвать книгу: «Путешествие по очень-очень большим пещерам».

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав эту книгу, я открыла для себя несколько интересных теорий, существоваших в среде естествоиспытателей 19 века, с удивлением узнала, что на латыни в те времена ещё говорили в научном мире. Мне казалось, что латинский язык перестал быть разговорным немного раньше, чем в середине 19 века. Когда читала об этом путешествии мне захотелось самой побывать в Исландии, узнать её традиции и пообщаться с исландцами. Один из участников путешествия к центру Земли был коренным исландцем, и он вызвал моё восхищение своей сдержанностью, выносливостью и неприхотливостью. Образ «руководителя» этой экспедиции, профессора геологии Лиденброка, мне тоже очень понравился: учёный-фанатик, который готов на любые приключения ради расширения границ известного мира. Жажда открытий заставляет Лиденброка спуститься в жерло вулкана, отправиться в плаванье на маленьком плоту по неизведанным водным пространствам и не важно, что может не хватить провизии или питьевой воды. Удивительно, что при всей фанатичности профессора, он не стремится к новым открытиям, а бежит от них, завидев издалека первобытного человека. Получается, что все силы стихии, вместе взятые, выглядят намного безобиднее, чем просто первобытный человек с палкой в руках. И в целом, я с ним согласна. Очень комичным кажется образ племянника и помощника Лиденброка, парня лет 18 — 19, который большую часть книги пребывает в истерике на тему: «Куда он меня тащит?! Мы все погибнем», он то в лихорадке, то без чувств на почве нервного расстройства и всё время норовит откуда-нибудь свалиться или где-нибудь заблудиться. В целом приключения в недрах Земли с героями Жюля Верна были очень захватывающими и познавательными, местами даже меня охватывал лёгкий ужас. Но, знаете месьё Верн, как биолог, я бы хотела задать вам ряд вопросов о принципах устройства и функционирования того мира, который вы придумали...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж действительно – фантастическое путешествие!

В главном персонаже – профессоре Лиденброке – стремление к поиску нового, к достижению неизведанного, жажда открытий доведены до абсолюта. Его нисколько не занимает вопрос, как путешественники будут возвращаться назад. Вперёд, только вперёд (и вниз)! Это своего рода сумасшествие, которое под конец заражает и Акселя: «Дух профессора всецело овладел мною. Меня воодушевила жажда открытий. Для меня ничего больше не существовало на поверхности сфероида, откуда я спустился в эту бездну: ни городов, ни селений, ни Гамбурга, ни Королевской улицы, ни моей бедной Гретхен… Я был чрезвычайно возбуждён». Для человека в таком состоянии Земля действительно становится всего лишь сфероидом.

При всей условности персонажей буквально проникаешься пафосом их устремлений и чувством гордости за человека. Мне больше всего запомнились слова профессора: «Я не допускаю, чтобы человек, наделённый волей, предался отчаянию, пока бьётся его сердце, пока он способен двигаться» (гл. 42).

Изложение ведётся от первого лица; эмоциональное отношение рассказчика к описываемым событиям переплетается с собственными ощущениями читателя. Читатель оказывается не внешним, сторонним наблюдателем, а словно сам становится участником экспедиции.

Пожалуй, самое полезное техническое новшество, использованное путешественниками (без него приключение просто не могло бы состояться), – это электрические лампы, так называемые аппараты Румкорфа, «которые представляют собой надёжный и портативный электрический светильник, безопасный и занимающий мало места». Только представьте – они способны были исправно светить без подзарядки три месяца. Чистая фантастика… В оригинальном тексте имеются два абзаца, посвящённые устройству этих аппаратов; в русском переводе они выпущены:

«Аппарат Румкорфа состоит из батареи Бунзена, приводимой в действие посредством бихромата углекислого калия, который не имеет никакого запаха. Индукционная катушка передаёт электричество, производимое батареей, фонарю особого устройства; в этом фонаре находится стеклянный змеевик, в котором создана пустота и остался только углекислый газ или азот. Когда аппарат функционирует, этот газ становится светящимся, испуская беловатый непрерывный свет. Батарея и катушка помещены в кожаный футляр, который путешественник несёт на ремне через плечо. Фонарь, размещённый снаружи, светит вполне удовлетворительно в глубокой тьме; он позволяет рискнуть путешествовать, без опасности взрыва, в среде самых горючих газов и не гаснет даже в глубине вод-ных потоков.

Румкорф – сведущий и умелый физик. Его великое открытие – это индуктивная катушка, которая позволяет производить электричество высокого напряжения. Он получил в 1864 году пятидесятилетнюю премию в 50 тысяч франков, которую Франция выделила для самого хитроумного использования электричества».

Генрих Румкорф действительно существовал и на самом деле получил премию в 50 тысяч франков; он изобрёл индукционную катушку, названную его именем (см. Википедию). А вот «аппарат Румкорфа» как долговременный и компактный источник света – видимо, выдумка Жюля Верна.

Не задаётся автор и вопросами, сколько весят все припасы и инструменты, которые волокут на себе три человека (одного только пироксилина 20 кг), и как технически подобное путешествие мог бы совершить на три века раньше Сакнуссем...

Запомнились описания природы и жителей Исландии, одновременно скупые и колоритные.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один существенный момент, на котором автор не акцентирует внимание читателей: путешественники своим взрывом, по-видимому, уничтожили удивительное природное явление – подземное море.

Русский перевод местами неточен и, наверно, нуждается в аккуратном редактировании. Например (гл. 17): «Мы уже четырнадцать раз повторили маневр с веревкой с промежутками в полчаса [т. е. получается 13 промежутков общей продолжительностью 6 с половиной часов]. На спуск ушло семь часов и три с половиною часа на отдых, что составляло в общем десять с половиной часов». – Явно что-то не так с арифметикой. На самом же деле: «Мы уже четырнадцать раз повторили этот маневр, который длился полчаса. На это ушло семь часов, плюс четырнадцать четвертей часа (или три с половиной часа) на отдых».

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю как бы я сейчас оценил этот роман, так как прочитал его более двадцати лет назад, но воспоминания о нём самые лучшие. Роман написан в лучших традициях Жюля Верна, читал его с большим интересом и увлечением и считаю, что он входит в десятку лучших романов писателя. Помню в свои юные годы, а это было в советское время, долго не мог найти этот роман, был записан в две библиотеки, прочитал десятка два романов Верна и только во времена перестройки купил «Путешествие к центру Земли» на книжном рынке. Моя оценка может быть только 10.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если кратко попытаться охарактеризовать не только эту книгу, но все творчество Верна в целом, то это будет 100% классика проверенная временем. Таких ярких, умных и интересных книг уже, наверное, не пишут. Не та аудитория. Сейчас читатель привык к погоням, перестрелкам, суровым героям которые одним движением брови могут разрешить все проблемы. А описать чистое путешествие, если и могут, то не стремятся. Ибо не модно, ибо не в поток.

Тем качественнее смориться роман, написанный в середине 19 века. Удивительное Путешествие (а у Верна, любая книга это путешествие с большой буквы) профессора Лиденброка, его племянника Акселя и отважного исландца Ганса захватывают с первой страницы до последней. После того как втянешься ты уже не обращаешь внимания на научные отвлечения автора, которыми так известны авторы 19 века, не обращаешь внимания на наивность некоторых вещей. Читаешь запоем в одни день.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не могу сказать, что я человек советской закалки, жил в нём менее пяти лет, но читать я начал очень рано и потому прекрасно понимаю что такое маленький выбор. Равно как и урезанный бюджет. Читывал я всякое, но мне почему-то сдаётся, что и прочитай я это произведение раньше, эффект был бы не сильно другим.

Само по себе произведение для меня как занятная смесь художественной литературы и документалистики, причём документалистики, которая уже просрочена на полтора века, хотя местами и весьма забавна. Про то что действующих лиц мало уже писали и их описание, я думаю повторять не следует, в предыдущих рецензиях можно найти подходящие каждому точки зрения, меня этот аспект никогда сильно не тревожил, я хочу, чтобы произведение захватывало. Этого здесь нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну правда, пол книги на поверхности, ещё немного в пещерах, и тольков конце слегка экшон?

Поскольку сюжет не цепляет, я всегда сам начинаю цепляться за всё подряд. И в первую очередь это логика. Даже во многих фантастических книгах про космос её, порой больше. Ладно, про терминатора Ганса уже писали, это хотя бы забавно, окей, Аксель порой вызывает подозрения. Большую часть произведения он хоть и спорит иногда с дядей, но больше всего напоминает смайл *OKAY*, в итоге со всем соглашаясь. В одном из эпизодов что-то случается с ним эмоциональное и он превращается в одержимого и неуравновешенного торчка, который вопит «Давай, вперёд, ща всё взорвём, нас ничто не остановит». Подкрепляя крики действиями. Ну а затем снова «всё плохо и я хочу домой к маме». Хорошо, это можно списать на грибы или биполярное расстройство молодого путешественника, но сам иницииатор путешествия, Отто Лиденброк, всю дорогу, невзирая ни на что ( в одном из эпизодов это даже возможная гибель племянника) прёт к центру Земли, а в один прекрасный момент смиряется с накатившей волной реальности и, подобно племяннику, говорит «ладушки, нет так нет». Я не буду здесь упоминать другие нелогичные действия и события, противоречащие законам физики и природы, ведь именно они придают хоть какую-то интересность роману.

В итоге. Я не могу оценить этот роман выше чем оценил, поскольку как я ни старайся, не смогу взглянуть на эту книжку глазами читателя 19 века. Тем не менее, я прекрасно понимаю, что именно благодаря таким книгам многие другие писатели получили вдохновение и приключенческий/фантастический жанр расцвёл пышным цветом.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал это одно из ранних произведений Жюля Верна, чтобы оценить, насколько книга будет интересна для подрастающего поколения, для чего выбрал издание Азбуки в серии БЧК.

Что касается сюжета — «про динозавров и чудовищ» крайне небольшой эпизод, хотя и хорошо проиллюстрированный — две трети романа герои — моложавый и энергичный профессор Лиденброк и его племянник — молодой и романтичный немец Аксель добираются из Гамбурга до Исландии, затем с помощью верного и надёжного исландца-проводника Ганса добираются до жерла потухшего вулкана, в котором сокрыт проход в подземный мир. Затем с драматическими эпизодами идут, бегут, иногда ползут и теряют друг друга в тоннелях подземелья, и только буквально на нескольких десятках страниц отображены фантастические картины подземного мира, включая подземное море, ископаемых животных и слепых осетров, совмещённыес триумфальным возвращением под небеса на потоке лавы извергающегося вулкана.

Про ненаучность подземных приключений, сходных в этом с путешествием Мюнхгаузена на Луну на воздушном шаре, достаточно изложено на страничке Фантлаба, меня же поразила крайняя легкомысленность Жюля Верна в описании технических деталей путешествия. Трое путешественников идут по тяжёлому пути, таща на себе инструменты — кирки, кайло, ружья, взрывчатку и пр., оборудование типа хронометров / манометров, два месяца блуждают по пустынной территории и при этом у них ещё остаётся продовольствия на четыре месяца путешествия! Это уже не фантастика, хотя несгибаемый Ганс явный прообраз терминатора с атомным двигателем — неутомимый, невозмутимый, несокрушимый и это все — за три рейхсталера в неделю.

В целом мне сложно представить, как люди в девятнадцатом веке могли принять подобные сказочные байки за описание реального события.

В общем, я удивлен оценкой этого опуса как «твердой научной фантастики» уважаемыми классификаторами. Тем не менее, в целом роман, хотя и явно урезанный автором в самой интересной части, по меркам своего времени был вполне годным. На данный же момент на мой взгляд, он выглядит слишком поверхностным и графоманским.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первое, что я прочитала у Верна и вообще первое из научной фантастики. К сожалению, сразу скажу, что не моё. Постоянные заумные названия всяких видов почв, всяких научных аппаратов для определения чего-то там, много всяких имён ученых, каких-то открытий, в целом много сложных непонятных слов — это всё, мягко говоря, напрягает, ну по крайней мере меня.

Само повествование чистое, довольно простое и человеческое (если исключить то, о чём я написала выше), читается быстро и легко. Сама идея другого мира под недрами земли очень увлекательна и интересна, вероятно Жуль Верн развивает эту мысль в своих других произведениях?!

Главный герой, от которого ведётся повествование, симпатию во мне не пробудил. Какой-то он занудный и трусливый. А вот дядюшка, которого он вечно ругал и осуждал, вот он настоящий герой! Настоящий путешественник, который ничего не боится ради открытий и готовый к удивительным путешествиям!

В общем особого восторга я не испытала, закончив книгу, но для общего развития прочитать можно.

Думаю, однако, попробую прочитать у Верна что-нибудь еще.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это, пожалуй, первый из числа самых известных романов Жюля Верна, обеспечивших ему славу популяризатора науки и мастера приключенческих историй. Баланс между научной и художественной составляющими здесь выдержан уже заметно лучше, чем в «Пяти неделях на воздушном шаре», хотя в дальнейшем он еще слегка сместится в сторону второй из них, и фанатики науки, подобные профессору Лиденброку, хотя и будут постоянно присутствовать на страницах книг Верна, но перестанут быть главными их героями.

Весьма любопытно, что множество пережитых героями книги приключений обусловлено исключительно проявлениями неживой природы — вулканами, подземными водоёмами и всем подобным, а крайне редко встречающиеся живые существа практически не обращают на людей внимания. Вообще, автор сделал едва ли не невозможное, сделав такие, казалось бы, скучные науки, как геология и палеонтология, основой настолько увлекательного романа, и совсем неважны в данном случае ошибки, допущенные им, тем более что полтора века назад никто не знал, что это ошибки.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение, для своего времени ставшее просто революционным. В свое время прочел с огромным интересом и даже сейчас роман остается вполне читабельным. Образ чудаковатого ученого, настоящего фаната науки затем станет постоянно появляться в романах Жюля Верна. Здорово описана расшифровка записей, позволивших пробраться в жерло потухшего вулкана. Идеи автора о возможности передвигаться глубоко под землей, увы, оказались ошибочными, хотя и вдохновили многих последователей, например, Обручева. Описания полой Земли оказались весьма интересными, а приключения героев — увлекательными.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как много замечательных книг прошло мимо меня в детстве! Вон, например, Жюль Верн прошёл мимо меня весь. И сейчас, в свои тридцать, я открываю его впервые – вот эти романом, который, надо сказать, понравился мне очень. Хотя, возможно, прочитай я его в детстве, то вполне мог разочароваться. Представляю даже, как я купился бы на картинки с доисторическими чудовищами, и был бы разочарован, увидев их в романе лишь раз – уж я-то себя знаю. Зато сейчас, читая, я наслаждался полностью – наслаждался им всем. Да, я понимаю, что местами он очень наивен – и в той теории профессора Лиденброка, о том как организм человека будет приспосабливаться к огромному давлению, и способ выхода на поверхность через жерло действующего вулкана не выдерживает всякой критики, и многое другое. Но во время чтения (да и сейчас тоже), я на всё это закрывал глаза, так как всё остальное нравилось мне безумно.

Во-первых, мне безумно нравилось, как автор поддерживает интерес по ходу всего романа. Начало – и вот вам загадка, шифр, который разгадывается не хуже чем в рассказе Эдгара По. Дальше – теории, очень живо поданные. И, я понимаю, что как иллюстрация научного спора этот рома и написан, но вот, интересное дело, даже наш рассказчик, пережив все эти приключения, не очень-то уверился в теорию «полой Земли» – а значит, даже сам автор, кажется, во всё это не верит. Впрочем, оказывается, что эта спорная теория живёт и сейчас (хотя эта спорная теория гораздо научнее теории «плоской Земли»). А сколько подобных литературный произведений она породила – и именно этот роман их зачинатель! Дальше – сборы, путешествие до Исландии, путешествие по самой Исландии – и это было интересно. Интересно так как очень увлекательно наполнено познавательной информации – хотя бы о той же Исландии того времени; от того, что представлял из себя остров, и его столица, до хитростей охоты на гагарье перо и особенностях геологического строения острова – и всё увлекательно, всё доходчиво и ясно, вплетаясь в описание самого путешествия – тоже яркого и иногда даже весьма юморного. И это даёт нам «во-вторых».

Во-вторых, роман очень умный. Он даёт ощущение не только эстетического насыщения, но и насыщения умственного. Да, есть косяки, про которые упоминалось выше, но, в общем и целом, уровень эрудиции автора, его умение всё доходчиво и увлекательно передать заставляет им восхищаться. А в плане геологии – так и вовсе можно взять за образец. Да, есть много знаний, которые устарели – но это легко говорить спустя полторы сотри лет; на момент написания романа автор-то выдавал новейшие научные знания. И это, пожалуй, характеризует Верна как первого настоящего фантаста – держаться на переднем краю науки и фантазией своей пытаться заглянуть за этот край.

Вот так, через познавательность, через прекрасный язык, и пролетела та часть романа до прибытия наших героев к жерлу потухшего вулкана – а ведь это было чуть ли не половина книги! И я был ни разу этим не разочарован. А уж их путешествие в недра! Да, оно поначалу не было полно столкновений с чудовищами и прочими опасностями – но и тут познавательность была (особенно геологические слои были любопытно представлены), да и интерес умело поддерживался, то жаждой, то тупиками, то трагичным моментом, когда наш рассказчик заплутал в полнейшей темноте. А уж когда появился сам огромный плутонический мир, всё и вовсе стало невероятно завлекательным. Надо сказать даже атмосфера таинственного и неизведанного тут была – его безмолвием, этими грибами, и костями доисторических животных; вопросами которые они оставляли – как они оказались тут, и что тут происходили, а что ещё может происходить? И эти вопросы интриговали. Про битву огромных доисторических морских ящеров – было странным, как это рассказчик мог спутать двух монстров с целым сонмом морских чудовищ, но это был самый запоминающийся, самый эпичный момент романа. И это уже «в-третьих»…

В-третьих, помимо того, что путешествие по огромному подземному миру было визуально очень запоминающимся и впечатляющим, в том числе и из-за атмосферы этого мира, были ещё и вещи которые не на шутку заинтриговали. Кроме битвы морских монстров, были и мастодонты с их огромным пастухом. Тот момент и тревожил и давал очень интригующий вопрос – а какая ещё может быть жизнь здесь, есть ли тут разумные люди похожие на нас и какова их судьба; может, их история как-то связанна с этими гигантами уже владеющими оружием, или с тем полем усыпанным костями? Всё это рождало во мне нешуточный полёт фантазии. А ещё полёт фантазии вызывала и история Сакнуссема. Ведь нашим героям было проще – они шли по его следам, они пользовались новейшими для своего времени изобретениями, они были более подготовленными. А наш Сакнуссем в своём шестнадцатом веке? Как проходило его путешествие? Каких сил ему это стило? Был ли он в нём один – этаким безумным первопроходцем-одиночкой? И достиг ли он действительно центра Земли, и как смог выбраться? Эти вопросы не на шутку меня интригуют. И, признаться, я бы прочитал и некий приквел про Арне Сакнуссема, существуй такой в реальности.

Вот те вещи, которые, даже при некоторых моментах наивности и явных огрехах, типа выхода через вулкан с лавой и кипящей водой, делали чтение невероятно интересным и очень приятным для меня. Прекрасные ощущения остались у меня от «Путешествия к центру Земли» сейчас, в мои тридцать…

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно роман много потерял за прошедшие с момента его написания полтора века. Теперь уже так не пишут: слишком много географии, этногорафии и пр., до приторности типажные и однозначные герои — маниакально одержимый ученый, робкий безвольный племянник, все умеющий проводник, слишком много манерности и патетики в поведении героев, слишком просто у них все получается — переть на горбу всю дорогу кроме всего прочего еще аж 20 (!!) кг взрывчатки (по сколько же килограммов они несли всего?), переплыть море на плоту 1,5 х 3 метра... Но все-таки несмотря ни на что роман читается.. А для 12-летних подростков, наверное, и вообще лучшая для чтения книга (по себе помню). Оценка между 5 и 6.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх