Сергей Павлов «Лунная радуга»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Уран, спутники Урана | Сатурн, спутники и кольца Сатурна | Открытый космос | Меркурий )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Роман «Лунная радуга» посвящен будущему космонавтики, проблемам, которые могут встать перед человечеством при исследовании Внеземелья. Глубокая разработка характеров, напряженный сюжет, убедительные описания техники и быта наших потомков делают повествование увлекательным и достоверным.
Содержание цикла:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Вселенная «Лунной радуги»
Награды и премии:
лауреат |
Аэлита, 1985 // Премия «Аэлита» |
Экранизации:
— «Лунная радуга» 1983, СССР, Мосфильм, реж: Андрей Ермаш и В. Карпичев
- /языки:
- русский (23), молдавский (2), литовский (2), чешский (1), болгарский (2)
- /тип:
- книги (25), периодика (4), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Цонева (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 18 апреля 2024 г.
Роман про реакцию человечества на сюрпризы дальнего космоса. Про то, что за прогресс приходится платить, и чем сильнее прогресс, тем выше плата. И о том, что всегда находятся люди, которые платить готовы. Здоровьем, семейным благополучием, жизнью.
Отличный советский фантастический роман. Мир будущего, где Земля едина и гонка вооружений с международной напряженностью остались в прошлом. Где человечество ведет разведку среди лун Юпитера и Урана. Где успешно изживаются такие человеческие черты, как трусость, зависть, жадность. Но, тем не менее, на запасном пути у человечества стоит бронепоезд, который в случае чего готов выйти и показать всем, где раки зимуют.
Да, в книге очень (очень-очень) открытый финал, практически нет объяснения главной загадке — но это тоже хорошо, оставляет простор для фантазий. Как говорил Звездный Олень — пойдем, нас ждет долгий путь.
В общем, каждый раз, когда я ее читаю, я читаю ее с интересом
LCShepard, 19 декабря 2023 г.
Легендарная и можно сказать культовая книга, одна из тех книг которые я регулярно перечитывая раз в несколько лет и это сейчас, в советские времена в детстве прочесть ее мне не довелось (а я как раз 1977 г.р, ровесник этой книги можно сказать). Первую часть, детективная лихорадка читаю с запоем, каждый раз как первый раз, хотя у нее есть свои недостатки которые раздражают, все-таки книга продукт своей страны и эпохи и уши махрового совка нет-нет да и выглядывают. Веселит то как, очевидно в одной из западных стран, фейсы Кизимова и Йонге вывешивают на доску позора за перевернутую лодку, перенос ритуалов совка на капитализм выглядит странно, видимо автор намекает что СССР выиграл в холодной войне и навязал таки клятым западенцам свою волю. Но это все мелочи на самом деле, а вот финальный разговор Молчанова с Грижасом на Лунной радуге немного как бы раздражает, можно в принципе понять что 12 разбитых экранов, которые вроде бы сложное техническое устройство и состоят на балансе у кэпа и за которые он отвечает головой это «в административно-техническом аспекте все обстоит вполне благополучно» с точки зрения совка где все народное, ничего никому не принадлежит и всем на это начхать, но чисто с технической точки зрения экраны ведь могут закончится и экипажу и ученым не за чем будет работать и отдыхать, понятное дело что лед на пандусе и не там лежащий шланг куда важнее для ТОВАРИЩА капитана чем 12 разбитых экранов но все-таки раздражает что ни у Грижаса ни у главного механика и мысли не возникает акцентировать внимание на том факте что под носом капитана уничтожается сложное и важное оборудование корабля у него на балансе, а у него «в административно-техническом аспекте все обстоит вполне благополучно», ведь с административно-технической точки зрения разбитые экраны это конечно же приемлемо. Ох уж это светлое коммунистическое будущее.
Deliann, 4 мая 2023 г.
Когда я думаю о советской научной фантастике, на ум приходит «Лунная радуга» Сергея Павлова, как некий собирательный образ. Да, я не большой знаток литературы, выходившей в то время (вообще не знаток), но романы Стругацких, Булычева и Крапивина видятся мне слишком самобытными, а Ефремова – слишком сухими и тяжеловесными. «Лунная радуга» же идеально отражает «среднюю температуру по больнице».
Начнём с плюсов, главным из которых стал жизнеутверждающий настрой романа. Перед нами светлое будущее с оптимистичным взглядом на многие вопросы и проблемы. Ещё примечательно, что основные персонажи воспринимаются как живые люди, которым хочется сочувствовать, их переживания понятны и находят эмоциональный отклик у читателя. Ну и язык романа наполнен научной терминологией, но при этом не перегружен ею.
А вот прежде чем переходить к минусам, давайте кратко поговорим про сюжет. «Лунная радуга» состоит из двух частей, первая из которых, «По чёрному следу», представляет собой детектив, в котором Фрэнк Поллинг пытается выяснить, что же произошло с десантниками в системе Урана, и какие у этого происшествия последствия.
Во второй части, «Мягкие зеркала», Андрей Тобольский также сталкивается с последствиями произошедшего в системе Урана, но кроме этого он ещё обнаруживают аномалию на Япете.
И сам по себе сюжет хорош. Там где иные авторы выстраивают типичный комиксовый сюжет («Фантастическая четвёрка», например, обладает схожими чертами), Сергей Павлов создаёт вдумчивую научную фантастику, поднимающую множество важных и интересных вопросов. Проблема в том, что ни первая, ни вторая часть не ощущается завершённой. Истории Поллинга и Тобольского обрываются на самом интересном месте, и это стало для меня главным минусом романа. Второй минус – взаимоотношение персонажей. Сами по себе они выписаны отлично, я об этом уже упоминал, но вот их взаимодействие между собой оставило некое чувство фальши, как от просмотра средней руки сериала.
И вот с подобным набором плюсов и минусов, разной степени выраженности, я сталкиваюсь почти во всех советских научно-фантастических романах. Посмотрим, что будет дальше, но пока моё мнение таково.
Ну а «Лунную радугу» я к прочтению рекомендую. Да роман не удивит идеей и сюжетом, но в нём довольно позитивный взгляд на общество будущего и живые персонажи. Ну и роман стоит прочтения, хотя бы ради составления собственного мнения.
amak2508, 3 августа 2022 г.
Одно из самых заметных произведений советской фантастики. Роман действительно необычен для того времени: эффектная и неожиданная идея грозного и очень опасного Внеземелья., где человечество поджидает много непонятного и страшного, и многочисленные яркие картинки жизни наших потомков на Земле и в космосе. Читать интересно, но, как видится сегодня, книга всё-таки здорово переоценена — недостатки у неё есть и их немало.
Во-первых, это совершенно надуманная сюжетообразующая драма космодесантников, возвратившихся живыми с Оберона. Совершенно неправдоподобно, чтобы ни один из них не выбрал очевиднейший вариант сотрудничества с остальным человечеством. В некоторой степени их понять можно, но путь выбранный ими — молчать, мучиться и таиться, не есть путь настоящего мужчины, тем более космодесантника. Тем более, что исходя из текста, ничего катастрофического в возникших у них способностях нет.
Во-вторых, это явная затянутость немалого ряда эпизодов, начиная с описания тренировочного прохождения полосы препятствий одним из сотрудников службы безопасности, и кончая экзотическими странствиями Андрея Тобольского по гурму. И, наконец, совершенно не бьющийся со всем остальным текстом слащавенький финал, живо напоминающий аналогичные финалы телевизионных мыльных опер.
Как итог: книга неплохая. Неплохо читается она и сейчас... но и только. «Жук в муравейнике» Стругацких, где поднята аналогичная проблема, будет читаться ещё долго, а этот роман читателями вскоре забудется. Если уже не забывается....
Dallas, 10 апреля 2022 г.
Несмотря на наличие интересных идей, особенно для своего времени, чувствуется перо эпохи в которой книга писалась: длинные нравоучительные диалоги, герои-персонажи, этакие космические «бамовцы», и чрезмерно подробные, длинные детальные описания. Вроде неплохо, но для того времени, а сейчас читается скучно и не хватает темпа, скорости событий. Очень похоже на первые космические романы Стругацких, такие же наивные и оптимистичные.
Хотя, стоит отдать должное Павлову, нигде не встретились слова «коммунистический», «советский». В этом есть большой плюс.
Double Black, 18 февраля 2022 г.
Неоднозначная книга.
Читал её очень давно. Помню странное ощущение от прикосновения к тайне, жутковатой и пугающей и разочарование от того, как автор все это завершил. Такое чувство, что Павлов замахнулся на нечто большое, грандиозное, но не смог реализовать. Очень жаль.
plenum, 6 января 2022 г.
Понравилось:
* Детальность и глубина многих описываемых процессов, глубина погружения автора в фантазии.
* Оптимиз автора и склонность ценить здоровых людей.
Не понравилось:
* Неудачная завязка основаная на дет-садовски обоснованом затворничестве десантников + пилота...
Могу понять, если автор импровизировал, он просто не смог найти нужную тропку, согласно которой эти люди бы действительно обесчеловечились. Видимо он был морально неготов к чёму-то мрачному и жёсткому.
LaTempliere, 31 декабря 2020 г.
Мое знакомство с этой уникальной дилогией произошло много лет назад, году в 1986, с журнального варианта второго романа «Мягкие зеркала», опубликованного в журнале «Искатель». Затем был довольно неплохой фильм «Лунная радуга». Ну и наконец в конце 90-х я купил и прочитал полностью оба романа.
Это безусловно шедевр не просто советской, а мировой научной фантастики. Да, она не лишена недостатков, но для меня они не фатальны.
Darth_Veter, 29 июня 2020 г.
Несомненно, самое великое из прочитанных мной произведений этого писателя (правда, я еще не читал «Волшебный локон Ампары»). По нему даже был снят художественный фильм, который я смотрел в 1984 году в одном из кинотеатров Донецка. Первая часть фильма мне понравилась, а на вторую у съемочной группы просто не хватило спецэффектов. Сам роман я прочитал только через 10 лет в одном из номеров «Роман-газеты».
Павлов всегда пишет сложные произведения, которые нельзя понять при поверхностном знакомстве. В этом смысле «Лунная Радуга» мне чем-то напоминает «Извне» Стругацких и «Тигр! Тигр!» Бестера. Как правило, все сразу отмечают приключенческую фабулу, не обращая внимания на философско-этическую задумку. По таким составным произведениям писать рецензии непросто, но, если уж начнешь — не можешь остановиться. Слишком много проблем и вопросов поднимается. Сейчас авторы себя особо не утруждают идеями: берут какой-то шаблонный сюжет и пытаются построить вокруг него нечто новое, оригинальное. Получается это не у всех и не всегда. А вот маститые советские фантасты, как правило, реализовывали по нескольку идей В ОДНОМ произведении. Потому что писали не ради денег, а ради дела.
Вот и в «Лунной Радуге» есть стандартный сюжет: один из астронавтов приобретает паранормальные способности после катастрофы на Обероне (крупнейшем спутнике Урана). О подобном неоднократно писали и Кларк, и Хайнлайн, и даже Стивен Кинг. Но советского фантаста интересует не только внешний эффект, а собственные переживания героя и реакция окружающих его людей. Персонаж первой части — космодесантник Нортон — вовсе не стремится, подобно своим зарубежным аналогам, извлечь выгоду из новых способностей. Он даже не понимает, в чем они заключаются! Поэтому таит правду даже от собственной жены. Пока не поймет, ЧТО он такое. А в одиночку ему понять это не дано. Такой вот неожиданный поворот...
Словом, от первой части остается ощущение явной недосказанности, поэтому автор через какое-то время берется за продолжение, которое оказывается более увлекательным из-за своей приключенческой составляющей. Скитания Тобольского в пространстве и во времени не взволнуют разве что идиота! А вот он лично от них не в восторге: выбраться бы живым и здоровым... Автора тут больше интересуют мысли человека, попавшего в полную «непонятность». Написать такое, не будучи свидетелем таких мытарств, — редкий талант! Однако, чужие мысли и чужая душа большинству читателей неинтересны, поэтому поклонников у автора немного. Чтобы читать его, нужно иметь в голове мозги.
Так что «Лунная Радуга» — вовсе не развлекательное чтиво, а серьезное психо-философское руководство для будущих покорителей Внеземелья. Фильм, кстати, смотреть также не рекомендую: режиссер не смог реализовать авторские задумки и просто «завалил» идею.
Writ-ovich, 26 апреля 2020 г.
Книга интересна по замыслу, но явно не шедевр. С. Павлову нужно было бы найти совтора, хорошо владеющего слогом и искусством написания диалогов.
Несмотря на долгую жизнь, С. Павлов так и остался автором всего нескольких произведений. Может быть, это и не плохо.
Sinusoid, 8 февраля 2020 г.
Начну с хорошего. Понравилась атмосфера романа. Читать про светлое будущее, в котором человечество преодолело все внутренние проблемы и устремилось к звездам, очень приятно. Особенно по контрасту с нашей современной жизнью. Язык тоже хорош, придраться не к чему.
С чем у автора проблемы, так это с сюжетом и драматургией. Сначала нас знакомят с безопасником Фрэнком Поллингом, которому поручают некую проблему. Ее долго обсуждают, обсасывают со всех сторон, всячески нагнетают, затем Фрэнк за рекордное время находит дневник с интересной информацией, и... все. Пригодится ли эта информация в дальнейшем — неизвестно. И сам Поллинг навсегда исчезает из повествования.
Затем в середине книги нам дают нового протагониста — Андрея Тобольского, вываливают кучу подробностей о его биографии и личной жизни. После чего поручают ему все ту же проблему. Никакого успеха он не добивается, затем внезапно отправляется исследовать очень вовремя появившуюся аномалию,
В итоге книга оставляет привкус напрасно потраченного времени и общего разочарования.
Ученик Дьявола, 21 ноября 2019 г.
О «Лунной радуге» я знал уже давно, но сподобился прочитать только благодаря «ФантЛабу» – роман не раз упоминался на форуме в обширной дискуссии о советской фантастике. Впечатление сложилось неоднозначное. Это действительно крупное и значимое произведение с очень масштабным замыслом, как его не раз характеризовали в дискуссии, но вот реализован этот замысел так, что вникнуть в него оказалось не так-то просто.
Первая часть, «По черному следу», – сложное нагромождение текущего действия и длиннейших экскурсов в прошлое, иногда даже двухуровневых. Приходилось постоянно напоминать себе, о чем я в данный момент читаю: о настоящем или о прошлом, а если о прошлом, то кто о нем рассказывает. Кроме того, очень велик оказался контраст между начальным эпизодом тренировки на полигоне и последующим очень долгим совещанием. Сначала – несколько страниц «на чистый эффект» и минимум полезной информации, только «взял разбег», ждешь стремительного развития событий – ан нет, разбег тормозится, приходится вместе со всеми участниками совещания неторопливо впитывать сразу уйму сведений, порой весьма странных и противоречивых. Сверх всяких разумных пределов затянутое и, прямо скажем, порой откровенно нудное совещание – большой минус первой части.
Вторая часть – «Мягкие зеркала» – в этом смысле скомпонована гармоничнее. Эпизодов из прошлого хватает и там, но они короче и яснее, темп развития событий более или менее равномерен, количество загадок, перекочевавших из первой части, неуклонно сокращается. Дело как будто продвигается к развязке, и она действительно наступает, но на пути к ней приходится пройти через очень трудно читаемый отрезок блужданий заглавного персонажа второй части Андрея Тобольского в так называемом темпор-объекте на Япете. Трудно читаемый из-за того, что происходящее в нем абсолютно не поддается никакой логике. Все разъяснения мы получаем только в самом конце, а перед тем нам приходится несладко:
Почему еще нелегко читается «Лунная радуга»? Стиль романа мне показался каким-то тяжеловесным. Мир «Лунной радуги» словно нарочито грубо вырублен топором или вырезан из камня тусклых оттенков. Полету фантазии он не способствует. При чтении, к примеру, Стругацких можно представить себе Мир Полудня в целом, додумать недостающие детали, распространить прочитанное на всю Землю (Солнечную систему, Галактику), а здесь как все описано от сих до сих, так, сколько ни старайся, дальше своим воображением не пробьешься. Еще стоит отметить обилие фантастическо-космической терминологии – текст не то чтобы насыщен, а даже перенасыщен ею.
Странное впечатление производит общество, описанное в романе. В целом оно вроде бы соответствует классическим признакам коммунистического мира будущего, каким его обычно выводили в советской фантастике. Однако у него имеется и немало черт, плохо вписывающихся в этот образ. Государств уже нет, налицо всепланетное общество с единой конституцией, но национальности, различные языки и даже религии еще существуют. В повседневном обиходе деньги не используются, но есть упоминания о выделении средств на нужды освоения космоса. Налицо всеобщее изобилие и подчеркнутая гуманность – никаких прямых запретов и принуждений, – но при этом существуют организованная преступность, полиция, спецслужбы и визовый режим (правда, уже в масштабе планет в целом). А главное, нигде нет упоминаний о том, что это именно коммунистическое общество: во всем романе слово «коммунизм» и производные от него не встречаются ни разу. Возникает впечатление, будто автор нарочно и весьма ловко уворачивается от углубления в эту тему. Если брать это за основание для классификации «Лунной радуги», можно считать ее примером советской фантастики переходного типа – от классической к поздней (собственно, в той дискуссии на форуме она пару раз в таком качестве и фигурировала).
Подведу итог. Прочесть «Лунную радугу», безусловно, стоит, просто не старайтесь пробиться сквозь трудные места быстро, волевым усилием, – ни к чему, кроме головной боли, это не приведет. Лучше читать постепенно, не позволяя сбить себя с толку ни отступлениям в прошлое, ни странным событиям по ходу действия.
Povlastnich, 8 августа 2019 г.
У-у-х. Вж-ж-ж-ж. О-о-о-па! Это Povlastnich вернулся из Внеземелья и делится впечатлениями! Впереди много вывертов глубоких мыслей и сверхзвизгов тонкого мата! Не споткнитесь, не порежьтесь!
Лёгкая преамбула — как он вообще начал такую авантюру? В кои-то века он задался целью поближе познакомиться с советской фантастикой и прочитать хотя бы по одной книге от каждой декады. Кто-то из достопочтённых коллег по ФантЛабу заманчиво написал в отзыве, что «Лунная Радуга» — это круто, и к тому же, в местном книжном она появилась за дешёвку. Как было упустить такое? Круто — это хорошо!
Закончил, вернулся. Итак, о чём оно? Мир романа: от «сейчас», 70-е годы ХХ века примерно на 100 лет вперёд. Освоена значительная часть Солнечной системы, на Луне люди совсем как дома (даже есть особое название для тех, кто там родился — селенологи), на Сатурне и Юпитере ведётся разведка. Земля уже годы не знает войн и даже разногласий, поскольку Холодная война вылилась в твёрдую установку решать все конфликты дипломатическим путём. Особого футуризма Povlastnich в книге не нашёл: перемещение быстрее скорости света открыто лишь в форме очень дорогой телепортации, все технологии — эволюция современных написанию. Автор использует множество терминов собственного...э-э, авторства, вроде «геккоринги» (материал для улучшения сцепления со скользким и гладким покрытием) — в конце книжки есть словарик. Структура книги напоминает фильмы Тарантино, например, Kill Bill: первая глава — своеобразный пролог, в котором упомянуты важные пункты и начинается интрига. Дальше порядок нелинейные — действие в настоящем, воспоминания, куча барах...простите, детальное описание быта или чувств героев, действие в прошлом, и снова по спирали. По внутренней хронологии книги первая глава стоит примерно в середине, то есть остальные события происходят как до неё, так и значительно позже.
Сюжет:
Вот такая интрига. Собственно, для того, чтобы рассказать весь костяк, понадобится ещё всего пара фраз. В общем, те, кто вернулся из вышеназванной миссии, обнаруживают у себя новые качества, физические и душевные. Они реагируют на это событие по-разному — кто-то закрывается в себе, а кто-то ставит целью выяснить, что, собственно, случилось. На Земле же начинают опасаться возможных последствий невероятной трансформации. Собственно — это и всё, что касается действия. Большая часть книги посвящена переживаниям героев и описанию мира, его закономерностей.
Впечатления у Povlastnich разные. Из позитива: интересная задумка и интрига, идея, по его мнению, подана куда лучше, чем в Солярисе от Лема. Очень богато и разнообразно описан внутренний мир героев — в духе русских классиков, но более компактно и без постоянных нравоучений «Алёша был хороший, а вот Митя — не очень». У каждого из них своя биография, которая также проявляется в позиции, которую они занимают в отношении своей «экзотичности» (например, селенолог Меф Аганн, похоже, весьма переживает своё инородство и вследствие отделяется от социума больше всех). Хотя сам сюжет относительно простой, и состоит всего из нескольких главных пунктов — его детали раскрываются постепенно и иногда лишь задним числом, что очень интриговало (пример: лишь в конце выясняется, после долгих спекуляций и намёков, ч т о, собственно, произошло на Лунной Радуге).
Описания хоть и массивны как упитанный бегемот, но прелестны, словно бабье лето. Богатый, красивый язык с толикой едкого острого юмора, иногда слегка (очень слегка) чёрного, поражающие воображение внеземельные пейзажи, описание которых вызывало чувство полного погружения в абсолютно чужую землянину среду, совсем не торопящуюся принимать его в свои объятья (впрочем, и не полностью враждебную, как выясняется позже). Детальные и красочные изображения в стиле Ефремова (в хорошем смысле!) словно переносили юного трепетного читателя то на Меркурий, то на Сатурн, то ещё в какую-нибудь ж...планету Внеземелья.
А теперь, что не понравилось. Во-первых, некомпактность рассказа. Когда...
...у-м, немного раздражало. И разочаровало — сразу несколько довольно интересных нитей истории обрывается или дохло провисает в межзвёздном пространстве, аки цепи на полигоне Фрэнка. Возможно, автор хотел таким образом больше ввести уважаемого читателя в антураж, показать внутреннюю кухню всего мира книги — однако даже м е с т о, где происходит вышеописанное действо, больше н и г д е не возникает. Блямс!
Вам ещё нескучно? Тогда let's go к другому немаловажному пункту, а именно: иногда упомянутый «иносказательный» подход к сюжету, когда автор открывает события, лишь слегка касаясь их, словно пробки на поверхности воды, чтобы потом развернуть их всего на паре страниц, становится похож на детектив, в котором интрига строится на некоем доказательстве, существование которого неизвестно читателю.
И таких мест немало. Далее, финал, хоть и вроде бы хэппи, но несёт в себе оттенок горечи.
Povlastnich осмелится предложить на суд достопочтённых коллег собственное толкование книги. По его мнению, она не про экзотов и не про космос — она про время застоя. Атмосфера на Земле и ближнем Внеземелье веет конзумным, материалистичным удушьем, дешёвым глянцем и бесцельным бегом наперегонки человека с самим собой, с системой, родителями. Самые духовно амбициозные люди стремятся уйти — от собственной обыкновенности, от давления циничной (персонажи повально не доверяют друг другу и боятся органов как чёрт ладана) и материально богатого, но внутренне, сердечно опустошённого общества. Этой теме уделено очень много внимания, особенно всяким намёкам. По мнению Povlastnich, автор больше «выписывал себя» и собственную фрустрацию обществом, чем пытался как-то общаться с читателями. Своеобразная сай-фай исповедь. Почему? Povlastnich точно не знает. Чуйка.
Например, у них практически нет личных чёрт и привычек — курит ли Андрей? Каких животных любит Меф Аганн? Что за искусство предпочитает Нортон? Всё это остаётся за кадром.
Уф. Вот мы и в финале отзыва! За каждый из вышеназванных негативов Povlastnich снимает по пункту. Вообще, если бы книга была более компактной — необязательно покороче, но без провисаний, с полным раскрытием персонажей — не только в воспоминаниях, но и в действии — то....нет, не будем брать на себя роль Ванги. Скажем лишь, что тем, кто задаётся подобной целью, как Povlastnich, тот однозначно рекомендует эту дилогию. Ну, а остальным — по мере интереса к темам.
mak-grou, 3 июля 2019 г.
«Лунная радуга» — штучная фантастика советской эпохи, причём ничего советского в ней и нет. Так только — воспоминания о днях на Меркурии могут навеять мысль о грандиозных советских стройках, но и то — только косвенно. Помню, как в детстве я впервые начал читать роман, и практически сразу разочаровался, когда первое появление Фрэнка оказалось всего лишь тренировкой...
Сейчас всё наоборот — катастрофа на Обероне, происки экзотов (отличный юмор в эпизодах с погоней через сауну), таинственный гурм-феномен, пробирающий до ужаса эпизод с многоруким пианистом — всё это читается на одном дыхании! По сути, вторая книга «Мягкие зеркала» — это воспоминания о катастрофе, которая произошла ещё до начала первой книги «По чёрному следу» но как раз она-то и вышла самой увлекательной.
А какие здесь имена и фамилии — Меф Аганн, Аверьян Копаев, Мстислав Бакулин, Марко Винезе; а всяческие термины — балкер, рейдер, драккар, казаранг, геккоринги (кстати, многие из них почерпнуты автором из военно-морской терминологии); а сокращения — УОКС, МУКБОП, Ф-связь... В детстве я даже нарисовал себе нарукавную эмлему УОКСа с парящим альбатросом — было дело, да...
За прошедшие десятилетия книга ни капли не устарела, но тем, кому такое всё же почудится, рекомендую ознакомиться со своеобразным продолжением «Лунной Радуги» — книгой «Волшебный локон Ампары» о сосуществовании Землян и потомков экзотов — там настолько навороченный язык, что и сейчас он кажется отголоском из будущего...
Классика не устаревает, самые искренние рекомендации!
P.S.: новые отзывы в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog
RuselM, 4 сентября 2018 г.
по мне — очень сильная книга, по значимости и масштабности для меня на одном уровне с «Люди как боги» Снегова и «Сезоном туманов» Гуляковского.
Однозначный шедевр отечественной и мировой фантастики.