FantLab ru

Филип Фармер «Восстаньте из праха»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Голосов:
1011
Моя оценка:
-

подробнее

Восстаньте из праха

To Your Scattered Bodies Go

Другие названия: В свои разрушенные тела вернитесь, В своих разбросанных телах исчезнуть, В тела свои разбросанные вернитесь

Роман, год; цикл «Мир Реки»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Ричард Бартон очнулся в огромном помещении, заполненном искусственными коконами, в которых находились люди и в одном из которых находился он сам. Вскоре он отключается и снова приходит в себя в речной долине. Вокруг него было множество людей, находившихся в том же состоянии, что и он сам, ничего не понимая в происходящем. Со временем люди осознают, что в бесконечной речной долине было возвращено к жизни все человечество, когда-либо жившее на Земле. Помня свое пробуждение перед воскрешением и понимая, что за всем этим стоит чей-то замысел, Бартон отправляется к истокам Реки, чтобы найти разгадку случившегося.

Примечание:

Написан на основе неизданного романа «Взыскуя плоти» («I Owe for the Flesh»), рукопись которого считалась утерянной.

В произведение входит:

7.91 (11)
-
7.73 (11)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Мир Реки»

— журнал «Fantastyka №6 1989», 1989 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1972 // Роман

лауреат
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1987 // Книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Дитмар / Ditmar Award, 1972 // Зарубежная фантастика (США; роман)

Похожие произведения:

 

 


Мир Реки
1991 г.
Мир реки. В своих разбросанных телах исчезнуть
1991 г.
Восстаньте из праха
1993 г.
Миры Филипа Фармера. Том 6
1996 г.
Восстаньте из праха. Сказочный корабль
2001 г.
Мир Реки. Темные замыслы
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Fantastyka №6, 1989
1989 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2009 г.

На протяжении где-то двух третей текста я была уверена, что это первая и последняя книга серии «Мир Реки», которую я читаю. Это не первый текст Фармера для меня (ранее я читала романы «Плоть» и «Любовники»), и я уже знала, что автор не из «моих», но все-таки взялась почитать из-за интересной темы.

Что ж, все те недостатки, которые я находила у Фармера ранее, обнаружились и тут. Его персонажи довольно плоски и нестройно мотивированы, и это поистине удивительно, так как автор очень подробно описывает психологические состояния и мотивы своих героев. Но его слова остаются просто авторским комментарием, они не проникают в структуру персонажа, не делают его живее или логичнее. Особенно остро эта проблема стоит по отношению к женским персонажам: похоже, сам Фармер, как и его герой Ричард Бартон, не очень беспокоится о том, «сколько у женщины мозгов», и поэтому не может представить, кем еще, кроме сексуальных придатков к своим мужчинам, могут быть его героини. Лучше б уж женских персонажей вообще не было: когда они под конец книги почти исчезают со сцены, повествование сразу начинает даваться Фармеру легче, будто бы он и сам тяготится этим втискиванием в текст безликих существ ради эротики с романтикой.

Далее, идея вывести в качестве персонажей некоторых выдающихся людей, которые, само собой, должны были оказаться среди миллиардов воскресших, была блестящей, но не нашла достойного исполнения. Такой дьявол, смельчак и буян, как Ричард Бартон, Фармеру не дался: от его блестящей авантюрной личности осталась только бледная тень, а потуги Фармеровского Бартона на сексуальную раскованность не отражают и малой доли пытливого энтузиазма реального Бартона на этом поприще. Герингом я вообще поперхнулась: ну зачем, зачем было притягивать за уши фашизм и антисемитизм? Это такие одновременно важные и затасканные темы, что только очень-очень талантливый рассказчик способен ввести их в роман и не начать заунывный скрежет стереотипами. Фармеру, на мой взгляд, таланта на это не хватило.

Но самое ужасное — это то, что автор сотворил с Алисой Плезенс Лидделл. Да, идея любовных отношений между реальным прототипом сказочной Алисы и Ричардом Бартоном блестяща и продуктивна. Но результат! Во-первых, чисто фактологический промах: Алиса у Фармера ведет себя так, будто не очень-то знает, что за гусь этот Бартон. Однако это невозможно. Свое знаменитое путешествие в Мекку и Медину Бартон совершил через год после рождения Алисы Лидделл; умер же он тогда, когда Алисе было 38 лет. Соответственно, скандальная слава авантюриста-исследователя никак не могла проскользнуть мимо ее ушей, особенно если учесть, что Алиса была начитанной женщиной с хорошим образованием, область итересов которой простиралась значительно дальше туалетов и светских сплетен (да и в конце концов, из этих самых сплетен Бартон также не вылазил). И вот тут мы подходим ко второму пункту: этой начитанной женщиной с пытливым умом у Фармера и не пахнет, у него присуствует внешне привлекательная истеричка, одетая в панцирь викторианского морализма. Нет, вне всякого сомнения, реальная Алиса Лидделл была продуктом своей эпохи и не могла быть целиком лишена этого налета условностей, но я все же сомневаюсь, что любопытная и остроумная девочка, которая смотрит на нас с фотографий Керролла, могла со временем превратиться в такое безликое чудовище.

Словом, моя оценка книги очень невысока, хотя к концу романа, когда пропал этот ужасающий клон несчастной Алисы, а образы Бартона и Геринга обрели некоторую динамику во взаимодействии, во мне даже проснулся читательский интерес. Может, я и прочту другие книги про Мир Реки, чтоб узнать, для чего же был затеян весь этот чудовищно масштабный эксперимент с Воскрешением.

Оценка: 5
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 февраля 2008 г.

Роман «Восстаньте из праха» — прекрасный и очень наглядный пример того, как самые оригинальные авторские идеи, великолепные замыслы, словом, пресловутый «креатив», вступает в непримиримое противоречие с творческим, литературным потенциалом этого самого писателя. Фармеровские идеи в чистом, дистиллированном виде, взятые в отрыве от самого литературного текста, от конечного «продукта» творчества,заслуживают самой высокой оценки. Беда приходит, когда автор начинает свои идеи воплощать в жизнь. В текст романа, как в мешок нерадивого Деда Мороза, в безпорядке напихана куча всякой всячины. В этом фармеровском мешке припасены и действительно ценные, уникальные «подарки», и масса всякого хлама, ерунды, которые и читателю-то не стоило бы демонстрировать.

...Жизнь после смерти, ответственность человека перед собственной совестью, неистребимое стремление человеческого рода к насилию (впервым делом «восставшие из праха» принимаются за изготовление орудий убийства), природа массовых психозов и истерий, взаимодействие социума и индивидуума, нацистские преступники, взаимоотношения полов, жертвы Холокоста, цивилизация и варварство, еврейский «вопрос», взаимодействие твари и Творца...и еще много всего, как важного, так и незначительного, хранится в фармеровских закромах. Однако автор вываливает на читателя все припасенное им добро в совершенно хаотичном, безпорядочном виде. Многие ключевые темы в романе проговариваются наспех, персонажи мельтешат и суетятся, словно действуют в режиме ускоренной перемотки. Идеальный вид чтения для романа Фармера — читать абстрагируясь от текста. Читать оригинальные сюжетные ходы, находки и пропускать банальности, пафос и благоглупости... К сожалению так читать невозможно. Никак не получается.

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2012 г.

Пфф. Казалось бы, каноничная ситуация — замечательная идея угроблена исполнением. А все равно обидно до слез.

Судите сами: перед нами некий мир, где в один прекрасный день просыпаются все люди, когда либо жившие на Земле. Эта толпа не очень понимает, почему она здесь оказалась и что вообще происходит. Известно, что человечество погибло. Но зачем кому-то понадобилось его вдруг оживлять? Сама история подозрительно походит на эксперимент, затеянный сумасшедшим демиургом. Людей обеспечивают пищей, диких зверей нет, мир в целом очень удобен для жизни.

Главный герой — что типично, англичанин и авантюрист — сколачивает вокруг себя команду и ищет ответы на классические русские вопросы вроде «кто виноват?» и «что теперь делать?»

Тут надо, конечно, уточнить — что, правда все люди? Все, все. Причем сохранив свой жизненный опыт, но получив юные тела (мечта идиота, натурально). Мной предвкушался фансервис, ибо где-то в этой толпе есть и Наполеон, и Лоренцо Медичи, и Достоевский, и Робеспьер. И Гитлер есть. И Калигула. Воображение порождало захватывающие картины, ведь подобная ситуация — уникальный шанс выяснить все, что не было решено при жизни. Поставить последнюю точку в разговоре. Или начать все с начала. «Государь, вы клялись никогда не обнажать свою шпагу против меня. А теперь вашими стараниями я оказался на Святой Елене». «А вы хотели захватить мою страну!» «Нужна мне ваша варварская страна». Шикарно, правда?

Но автор сосредоточился на ином. Есть ведь темы и поинтереснее. Дележ женщин, любовные метания главгера, и его вечное и непонятное торжество на фоне тотального идиотизма прочих 13 миллиардов людей.

Такое впечатление, как будто вместо гигантского социального эксперимента (возьмется ли здесь Гитлер за прежнее? а Сталин? а маркиз де Сад?) автор писал о тусовке хиппи. Травка там, песни у костра, дети природы.

Да, и написано это кошмарно — равно как с точки зрения стиля, так и с точки зрения психологии.

Фармер, конечно, имя в фантастике не последнее, но меня как-то не впечатлил.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2018 г.

Большие замыслы требуют столь же большого исполнения, и не менее большой серьёзности, поскольку и спрос с них никак не маленький. А замысел этого романа (пока что только сюжетный) не то что большой — грандиозный! Ещё бы, переплюнуть самого Творца, и вместо двух глин, Адама и Евы, — вся грязь земная. Всё человеческое болото, от первого до последнего комка. В общем все 36 миллиардов «сосудов души» за всю историю Гончарного Круга. Или, если уж придерживаться заданной Фармером образности, — то весь речной ил, намытый Рекой Вечности, поскольку именно как символ Вечности предстаёт перед нами бесконечная и однообразная Река. Масштаб, что и говорить, баснословный. А вот что из себя представляет сама басня, или прибаутка, так как «Восстаньте из праха» только первый куплет большой песни, так сказать запев на «Раскинулось море широко...» или лучше Расторгуевское «Ты неси меня, река, за крутые берега...»?

Сама басня вызывает противоречивые чувства. С одной стороны поражающий воображение набор возможностей, с другой — лишённая эффекта простота исполнения. Казалось бы, какой простор для игры воображения, какая база для конструирования новых социальный идей, общественных отношений и человекоисследовательских откровений, но в итоге всё банально и без какого-то глубокого смысла, местами уныло и тягуче, как ленивое однообразие бесконечной Реки.

Единственное, на что способился Фармер, так это поиграть в библейские сюжеты, для начала в качестве намёка обрезав всех мужчин. И предоставив решать: какая жилплощадь — Рай или Ад — дана на обживание человечеству? Ну а Воскрешение — говорит само за себя. А гвоздь программы — это вплести в интригу дьявола, такого себе «падшего ангела» — Иуду в стане «святых», змея-искусителя, подсунувшего Бартону своего рода «плод познания». Только кто тут «ангелы и демоны», понять пока что непросто, поскольку ангелы совсем уж не кажутся такими, а демон-изменник больше похож на ту часть тьмы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Совсем по-фармеровски. К тому же число этиков — двенадцать — тоже прямой намёк на двенадцать апостолов. Да и мораль басни типично Фармеровская — на первый взгляд все те же христианские заповеди: человеколюбие, воздаяние, искупление, духовное совершенствование и шанс на вечную жизнь, а с другой стороны — игра со скукой, эксперимент ради удовольствия. Но, похоже, это только для затравки, ибо не в богословской этике атеиста-Фармера держаться строгости «христианской реанимации» и блюсти чистоту и стерильность клинической веры в «божественную медицину».

К тому же Мир Реки оказался со множеством «подводных камней» и грубых нарушений «водного баланса».

Например.

Весьма сомнительный описываемый способ плавания по Реке против ветра и течения с помощью примитивного катамарана и совсем уж примитивного бамбукового паруса. На широкой глади ещё куда ни шло. Но в узких каньонах? Где вода «кипела, как в котле»? Фантастика! Здесь не то что галсы — попутный ветер и вёсла были бы бессильны. Но герои плывут, как ни в чём не бывало. Наверное, при помощи водяного духа Каббурканакрубимсе, которому Казз всё-таки принёс втихаря свою жертву.

Или такая вот условность. Если среди воскрешённых есть даже неандертальцы, то где китайцы — где пятая часть всех людей мира? При такой статистике они в любой группе должны если не доминировать, то хотя бы быть в наличии. А их нет совсем. Думается, всё дело в буддизме, для которого отсутствуют христианские представления о рае и аде. А следовательно нехарактерно и то поведение при вступительном акте Воскрешения, которому автор с лёгкой руки придал вид массовой истерии и раскаяния. Он явно умышленно уходит от ответственности и избегает ненужных противоречий.

Или взять хотя бы самих этиков. Из повествования ясно, что они далёкие потомки землян. Теперь цитата: «После смерти последнего жителя Земли мы готовились к Воскрешению несколько тысяч лет.» Если этики — это прямые потомки землян, как тогда понимать «после смерти ПОСЛЕДНЕГО жителя Земли»? От кого они тогда произошли, если последний землянин умер?

Или, например, зачем агентам этиков эти дурацкие фотографии Бартона? У него же метка на лбу — идентификатор в чистом виде, печать зверя, если угодно. Как говорится, всё на лбу написано. Так нет же, его ищут по фотографиям.

Или такая вот нелепость. Какой смысл со стороны этиков давать интервью Бартону, чтобы затем стереть всё из его памяти? Можно ещё допустить их желание узнать кое-что полезное для себя из допроса Бартона, но наоборот, давать ответы на его вопросы ради удовлетворения его же любопытства? Нет уж, во всех отношениях это полнейшая чепуха. Зато хороший сюжетный ход. Да, только очень примитивный.

Посему первая часть цикла очень поверхностная и полна условностей. Единственная её сила — это захватывающая дух картинка, эффект впечатляющего замысла. Весьма и весьма туманного. А потому загадочного. К тому же полного сомнительных противоречий. Чем и привлекательного. И финальный оптимизм Бартона, его одержимость Поиском питает надежду читателя на достойное продолжение, дабы узнать Правду и найти таинственный Исток Причины, разрешив тем самым все волнующие его душу сомнения.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 октября 2012 г.

Я буду неоригинален и лаконичен. Эта книга — одно из больших моих разочарований. Много слышал о ней, наконец — попытался прочитать. Как и все, начав чтение, многого ждал от заданной ситуации (люди воскресают в новом мире со старой памятью). Но не дождался. Через сотню страниц текста понял, что дочитывать мне это неинтересно. И, по-моему, так и не дочитал (за давностью лет уже не помню). Гора родила мышь: ситуация, вокруг которой могло возникнуть выдающееся (не побоюсь этого слова) литературное произведение, стала лишь поводом для написания заурядного боевика типа «наши в чужом мире».

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2013 г.

К сожалению, абсолютно не впечатлился первой книгой этого знаменитого цикла и теперь даже не знаю, читать ли остальные. Может, позже, сейчас желания нет никакого. Присоединюсь к множеству уже высказанных ниже претензий: при грандиозности самого замысла настолько пресное и даже убогое воплощение.... Даже если сделать скидку на 70-е годы, время написания романа, то даже тогда было создано множество действительно культовых фантастических романов. А Фармер, похоже, целиком и полностью сконцентрировался на идее свободной любви и наркотических возлияниях. Уверен, что реально существующий Бартон, прочитай он о своих похождениях в вымышленном мире Реки, набил бы Фармеру морду. Но в то же время роман не совсем лишен интриги и временами пробуждает читательский интерес. Если бы не совершенно ужасный и бессмысленный образ Геринга, можно было бы с натяжкой поставить семерку.... но Геринг есть, так что

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2016 г.

«Восстаньте из праха» — восхитительный пример того, как свежая, оригинальная, увлекательная и перспективная идея может быть напрочь загублена исполнением.

Посудите сами: в новом мире воскресают все когда-либо жившие на Земле люди (и не очень люди). Никто не знает, как это случилось и что теперь делать. Наполеон соседствует с Цезарем, Коперник с Эйнштейном, неандерталец — с человеком XXI века. Потрясающе! Какие сюжетные перипетии можно из этого сотворить!

А что мы имеем? Путешественник из XIX века Ричард Бартон (по отзывам, прописанный далеко не в соответствии с реальным), несколько непонятных второстепенных персонажей, не играющих почти никакой роли, и — внезапно — Герман Геринг, от которого Бартону никак не избавиться. Всё.

Он отправляется в путешествие по миру Реки с целью выяснить, кто и зачем устроил воскрешение. Но предложенное автором объяснение (инопланетный эксперимент) меня не устроило. Мотивация этиков так и не ясна. Возможно, она как-то раскрывается в следующих книгах, но знакомиться с ними у меня желания не возникло.

И тут мы подходим ко второй причине недовольства романом — это стиль. Ничего более лестного, чем «читабельно» на ум не приходит. Фразы простые, язык бедный, часто встречается тавтология (меня особенно поразил следующей пример: «Как и у большинства неразвитых индивидуумов, у неандертальца было очень слабо развито чувство перспективы»).

Банальная история, но от того не менее грустная.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2016 г.

«Жизнь конечна» этот тезис является краеугольным камнем формирования любой взрослой личности. Причем, важно не столько знать, сколько понимать его значение. Однако сам факт конечности жизненного пути никогда не стал бы фактором развития человеческого общества, а скорее наоборот привел бы к закономерному итогу — деградации. Нужно было что-то еще. Что-то, что уравновешивало бы чашу весов фатума и давало бы хоть какой-нибудь призрак надежды. «Жизнь после смерти».

Если первый тезис фактически не вызывает ни у кого сомнений, то его антипод является не более чем предположением, без малейшей доказательной базы. Хотя, с другой стороны, в чем была бы ценность жизнь, если бы такая доказательная база существовала? Нельзя не вспомнить эпизод из романа Роберта Шекли «Корпорация «Бессмертие», где после «открытия» учеными загробной жизни, общество планомерно скатилось (точное будет — оскотинилось), до уровня гедонизма времен поздней римской империи. Потом выяснилось, что загробная жизнь доступна далеко не всем, что и вернуло тогдашних людей в колею какого-никакого благоразумия. Собственно, именно на неизвестности жизни по ТУ сторону выстроено большинство мировых религий. Человечество трудно наставить на путь истинный аргументами лишь в рамках земной жизни, а вот если речь идет о жизни загробной (в особенности, когда фрау Смерть уже топчется у вашей входной двери), тут люди становятся куда разборчивее и щепетильнее в своих делах и поступках.

Так что же ждет нас по другую сторону пресловутого тоннеля?

Роман Фармера стартует на берегу неизвестной реки посреди нигде. Стартует для большинства персонажей истории кроме одного. Ричард Бёртон (не Марк Антоний из «Клеопатры»), английский путешественник, писатель и переводчик 19-го века, был тем единственным, кому суждено было очнуться немного раньше остальных и увидеть то, что никто не должен был видеть. Кто же были эти остальные? Да всего лишь все население когда-либо жившее на земле. Подобная сюжетная концепция позволяла автору двигать сюжет в любом направлении. Споры философов разных эпох, диспуты римских пап, словесные (и не только) баталии великих полководцев, тиранов и королей. Благо автор удержался от подобного винегрета, сосредоточив сюжет на нескольких ключевых персонажах. Помимо самого Бёртона, там будет некая Алиса Харгривз (более известная под девичьей фамилией Лидделл) пришелец из недалекого будущего, неандерталец и еще пара тройка героев, имена которых я, увы, не запомнил. Поначалу история очень сильно напоминает относительно недавний успешный сериал LOST (создатели наверняка вдохновлялись в том числе этой книгой). Герои знакомятся, осматриваются, прикидывают различные версии и теории, подтверждение которым, естественно, не находят. Ричард, как тот, кто видел больше остальных, пытается найти ответы с большим энтузиазмом. Бывший путешественник и искатель приключений решает отправиться в путешествие на их поиски.

Середина книга здорово проигрывает стартовому отрезку. Действия здесь куда меньше чем хотелось бы, а диалогам героев из разных стран и времен не хватает ни остроты, ни драматизма. Автор старался столкнуть своих героев в словесном поединке, но получалось это не убедительно и не очень интересно. Сюжетную хандру разбавляет линия с пленением, но именно она чуть не стала тем моментом, когда книгу хочется бросить. Выход Германа Геринга на авансцену истории поначалу кажется совершенно пошлым трюком, призванным лишь для того чтобы вызвать нужную долю драматизма. Слишком топорно, слишком предсказуемо и натянуто. Впрочем, в дальнейшем эта линия развивается совсем не так, как можно было бы подумать и становиться просто… странной. Связь главного героя и нацистского преступника Геринга честно сказать получилась какой-то неоднозначной и труднопонимаемой.

Удивительно, но роман получивший премию Hugo, являющийся началом одной из самых известных фантастических серий, действительно начинает работать только ближе к самому концу. Вся истории словно переворачивается и начинает видится в другом свете. По сути, это своеобразная «Одиссея» одного человека. Если царь Итаки просто хотел вернуться домой к семье, то путь Бёртона оказывается куда более тернистым и запутанным. Он ищет смысл. Тот смысл, что так и не нашел во время своей земной жизни. Трудно искать смысл жизни, будучи «заложником» самой жизни. Болезни, травмы и множество прочих обстоятельств не дают человеку докопаться до истины. Но что если есть мир, где даже смерть не является преградой для поисков, а воля и упорство делают долгожданную цель все ближе и ближе.

Роман заканчивается на полуслове, но ощущения недосказанности все равно не возникает. Истории, как нити сплетаются в единое целое, образую огромный канат бытия. Одно нить закончилась, но впереди их целое множество, как собственно и романов серии, заслуженно считающихся визитной карточкой Филипа Хосе Фармера.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2011 г.

Вы жили,а теперь взяли и умерли???!Не беда!У вас будет второй шанс!Вам его предоставит раса потомков вымершего человечества!Даже,если Вы будете знать,что их называют этиками — все остальное остается в Ваших руках!Жизнь после смерти — вот он ,гложущий каждого вопрос,который переходит в достаточно насыщенное повествование Ф. Фармером в загробном и реальном Мире Реки.

В данном романе автор резво вводит нас в курс дела,выдвигая на первый план человека,сильного духом,отважного естествоиспытателя,первопроходца,эдакого «космического» революционера,бросившего вызов «богам» Мира Реки — Ричарда Бертона. Автор посредством скитания героя и его рассуждений дает нам более детальное описание Мира Реки и его устои.Основное,что должен понять человек ,воскресший на берегу этой бесконечной реки среди более 36 миллиардов ,когда-либо живших людей : у него есть шанс ,ибо в этом гигантском эксперименте он кандидат в замыслах повелителей Мира Реки,которые еще предстоит нам раскрыть.

Очень радует,раскованный язык «твердого Фармера», смело описывающий жизнь воскресших людей,которым не чуждо ничто человеческое, борющимся за власть, ниспадающим в тяжкие грехи.

Книга оставила глубокое впечатление по прочтению и по праву может считаться фундаментальной в мире фантастики. Можно смело утверждать,что без нее мир современной фантастики являлся бы более тусклым...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2008 г.

Роман написан отличным литературным языком (спасибо и переводчику), как и подобает живому классику НФ .Не вдаваясь в подробности философии Второго Шанса, замечу, что автор испытывает определенный пессимизм по поводу человеческой натуры и ее способности к самосовершенствованию.Главный герой ницшеанского толка Ричард Бартон по -своему фигура уникальная, прирожденный богоборец, в принципе не терпящий насилия над собой, какими бы это соображениями не диктовалось.Не обремененный излишней моралью, но полный внутреннего достоинства, он бросает вызов неведомым экспериментаторам.Впрочем, те кто будут читать цикл далее, встретятся и с совсем другими типами личности.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2014 г.

Серьезная фантастика. Серьезный роман. Серьезный цикл.

Приобретен давно, когда книги от «ТРОЛЛЬ» можно было купить в книжных магазинах. Отличное издание, классные обложки суперов, необычные тем, что вместо рисунков фотографии артистов, известных и менее известных, все подписано и пояснено. Чтение романов оттягивал, т.к. ждал, что выйдет весь цикл (такое обещание было напечатано на суперах и в самих томах серии). Но не сложилось, грянул кризис, и благие намерения не сбылись. Однако прочитать знаменитый «Мир Реки» было необходимо, тем более, что первые 2 тома (3романа) были приобретены, а спустя полгода-год докупил 4 роман в исполнении этого же издательства.

Первый роман цикла — В свои разрушенные тела вернитесь

Придумано Фармером здорово, ничего не скажешь — на берегах некой бесконечной Реки просыпаются люди, умершие на Земле (или погибшие), причем из разных эпох и времен. Невероятное количество персонажей, как правило исторические личности перемешаны с вымышленными. Описано ярко, интрига присутствует, но... в голове начинается каша, когда преодолеваешь первый роман, хотя интрига усугублена появлением неких ЭТИКОВ — это те, кто проводит эксперимент с воскрешением, и Фармер дает нам понять, что в среде этиков не все так хорошо — среди них тоже есть некие отступники, которые по каким-то своим причинам считают, что эксперимент надо прекратить. И для этой цели они отбирают по своим критериям 12 апостолов (пардон, личностей)которые должны проникнуть в цитадель «богов», Черную Башню.

И вот дочитан уже третий роман, а мы по прежнему только на подступах... Хотя читается довольно несложно, но думается — а ведь можно было б и покороче.

Но мы всего лишь читатели, посему начнем читать 4 роман, но думаю, что надо сделать перерыв — все равно окончания нет ( и в этой серии не будет) а Фармера последнее время издавать перестали... непонятно почему. Поэтому оценить весь цикл не представляется возможным, ну а романы каждый из 3 прочитанных пожалуй оценю как 9-8-7.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2013 г.

Русский философ Николай Федоров мечтал о том, чтобы человечество сумело воскресить всех умерших. Циолковский начал работать над теорией космических полетов под влиянием идей Федорова — ведь воскресших будет так много, что они должны будут заселить другие планеты.

Когда я читала роман Фармера, я не могла не думать: слышал ли Фармер что-либо о идеях Федорова («собаки Павлова» в романе упоминаются), или же сюжет романа и идеи Федорова — простое совпадение.

О Бертоне — путешественнике, антропологе и вольнодумце, открывшем Танганьику, проникшем в запретные для иноверцев Мекку и Медину, переведшем «1001 ночь» — я слышала давно. Я могу поверить, что он, и воскреснув, сохранил свою гордость, храбрость и нежелание подчиняться кому бы то ни было, даже существам, могущественным как боги.

Возможно ли спасение для Геринга? Муки, которые он терпит в романе — заслужены.

Воскресшее человечество сразу же начинает воевать, торговать рабами, устраивать концлагеря.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Несчастный Лев Руах — при Сталине был в лагере, при Гитлере был в лагере, был в плену у арабов и в новом мире оказался рабом.
В романе не говорится, возникли ли в новом мире литература, театр, живопись. Старые церкви не пережили шока от того, что мир Реки не похож на предсказанный ими загробный мир, но возникла Церковь Второго шанса.

Одна деталь непонятна — если в мире Реки нет насекомых, почему у деревьев есть яркие цветы? Чисто для красоты?

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2012 г.

Гигантская река, текущая по бесконечной речной долине. Ни начала, ни конца. И человечество, от первого до последнего человека, воскресшее на ее берегах. Тут и неандертальцы, и американцы, и римляне. Почти 35 миллиардов человек. И все они бессмертны. Что это? Рай, ад, чистилище? Или безумный эксперимент придурковатой сверхцивилизации?

За образ 10 баллов. Очень пробрало!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2010 г.

Хорошая идея закончилась в том месте, где автор снова прошелся по еврейскому вопросу и припомнил своему герою его труд под названием «Еврей, цигань и Эль-Ислам». Вот не нравится мне, когда ноют на еврейскую тему.

Концовка с признанием этикала-оступника убивает напрочь все. Она не оставляет надежды на эмоциональный прорыв, она просто говорит о несовершенстве любой системы и убеждает в том, что Бога на самом деле нет, его вообще нет нигде, и все происходит от скуки. В общем ответов слишком мало, как и интереса, чтобы читать дальше.

Говорить о том, хуже или лучше экранизация 2003 года я не буду. Просто хочется отметить, что сама концепция Мира Реки предполагает инвариантность событий и главных героев. Поэтому если читатель поверил в английского путешественника, то почему бы зрителю напрочь отвергнуть возможность американского астронавта? Просто по прошлым сериалам я сохранила добрую память и о Брэде Джонсоне, и о Камероне Даддо, а тем более о Кевине Смите, для которого роль местного владыки стала последней в его кинокарьере, которая прервалась вместе с жизнью одного из самых обаятельных Аресов. Именно поэтому я не ожидала высокого уровня драматического искусства, но вполне могла надеятся на то, что эти товарищи хотя бы будут нормально произносить текст и изображать подобающие выражения на лицах.

Сравнив данный фильм с трейлером новодела 2010 года могу сказать, что Даддо больше похож на Сэмюэля Клеменса, чем тот фигляр, которому впору играть какого-нибудь Арсена Люпена. Да и бредовость замеса последующей картины явно не может соответствовать своему первоисточнику.

Плюс же самой книги в том, что меня заинтересовала личность самого Бартона, а не то, как над ними поглумился Фармер.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2010 г.

Соглашусь со многими, идея весьма интересная, но воплощения довольно слабо. Дело в том, что цикл этот мне порекомендовал человек, мнение которого мне было интересно. Да и перспектива чтения цикла из нескольких томов радовала. Но дочитать до конца я смог только первый том. Увы. Кроме самого факта воскрешения ничего интересного я не обнаружил. Как и не обнаружил смысла самого повторного существования в авторской трактовке. Что меня в очередной раз подводит к мысли, что либо переводные авторы, даже и самые популярные — это не мое, либо при переводе теряется нечто авторское, что и окрашивает произведение в те краски, из-за которых и стоит единственно читать.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх