FantLab ru

Альфред Бестер «Человек Без Лица»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
1722
Моя оценка:
-

подробнее

Человек Без Лица

The Demolished Man

Другие названия: Человек разрушенный

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 201
Аннотация:

Действие романа происходит в 2301 году, когда человечество успело активно распространиться по галактике и заселить множество планет. Впрочем, основные события разворачиваются на Земле, где Бен Рич, владелец «Монарха», одной из крупнейших земных корпораций, каждую ночь мучается кошмарами, в которых его постоянно преследует таинственный Человек без лица. Считая виновником этих кошмаров своего главного конкурента по бизнесу, Крэя де Куртнэ, чей картель в последнее время теснит «Монарх» по всем позициям, Рич решается на убийство. Но как это совершить? Ведь убийств не совершалось уже более семидесяти лет, и не просто так — ничьи мысли, тем более такие, не могут избежать внимания членов Лиги телепатов-эсперов, в обиходе именуемых щупачами. Но способ всё же нашёлся, и забытое, казалось бы, преступление было совершено. Тогда и началось долгое противостояние преступника и сыщика — Рича и следователя-эспера Линкольна Пауэла.

© Nog
С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:

8.00 (31)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1953 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Научная фантастика (США)

Номинации на премии:


номинант
Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1954 // Художественная проза

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 24. Альфред Бестер, Гарри Гаррисон
1972 г.
Человек без лица
1990 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 2
1991 г.
Феномен исчезновения
1991 г.
Человек без лица
1991 г.
Человек Без Лица
1992 г.
Человек без лица
1992 г.
Миры Альфреда Бестера. Том 1
1995 г.
Человек Без Лица. Тигр! Тигр! Рассказы
1999 г.
Тигр! Тигр!
2009 г.
Человек разрушенный
2018 г.
Тигр! Тигр!
2019 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, January 1952
1952 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, February 1952
1952 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, March 1952
1952 г.
(английский)
Зарубежный роман, №6, 2003
2003 г.

Самиздат и фэнзины:

Человек Без Лица
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Demolished Man
1953 г.
(английский)
The Demolished Man
1953 г.
(английский)
A Science Fiction Argosy
1972 г.
(английский)
L'uomo disintegrato
1980 г.
(итальянский)
The Demolished Man
1986 г.
(английский)
The Demolished Man
1999 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поражают многие отзывы, причём не самим фактом отрицательного отношения к этому великолепнейшему произведению (в конце концов, о вкусах не спорят), а мотивацией: какие-то сопли насчёт добра и зла, о «мерзавце» главном герое, о несовершенной системе правосудия. Один вообще захотел зашвырнуть книгу в мусорное ведро. Параноя? Ну, что ж, в наше время — дело обычное.

Конечно, гораздо легче вникнуть в прекрасные сказки Рэя Бредбери, где уж точно никакой двусмысленности, спошной позитив и добро, даже когда и не побеждает зло, всегда остаётся на высоте.

«Человек без Лица» — роман уникальнейший. Аналогов нет, разве что грубые подделки. Соглашусь, что образы героев несколько схематичны, как схематичен и сам сюжет. Но, видимо, так и нужно, так было задумано Бестером, чтобы не отвлекать внимание от сверхзадачи романа — Противостояние. Причём не просто двух незаурядных людей, а двух стихий, творящих мироздание, сорри за пафос. Назвать добром и злом эти стихии, на мой взгляд, было бы слишком примитивно.

Кто такой Бен Рич? Кто он, миллиардер в самом расцвете сил, обаятельный, немного хулиганистый, гиперуверенный в себе, агрессивный и дерзкий, не останавливающийся ни перед чем и признающий лишь одину грань любых совершаемых им действий — эффективность? Это собирательный образ тех сил, которые генерировали и генерируют тех личностей, которые всегда правили миром. Они не хорошие и не плохие, они просто есть.

Кто такой Линк Пауэл? Он не просто полицейский и телепат высшей категории, он — те силы, которые всё-таки есть на Земле, не взирая ни на какой хаос. Эти силы — мышление, проникновение в суть, объективная оценка. Он хороший? Нет, он просто одна из составляющих, необходимая для более-менее равновесного состояния системы. И вот, эти стихии столкнулись на арене романа, под декорацией на первый взгляд, простенького детективчика.

Что толкнуло Рича на убийство? Жажда наживы? Нет. Месть? Смешно. Борьба за лидерство? Тоже нет, было бы слишком просто. Какие-то эмоциональные комплексы? Бери выше, намного выше... Причина метафизического характера, труднообъяснимая. Что-то вроде принципа айкидо. Сила, порождающая силу, уничтожающую саму себя. Скорпион, жалящий себя в голову. Змей, пожирающий себя с хвоста.

Бестер не навязывает читателю своих оценок главных героев, чем частенько грешит большинство писателей, он просто лавинообразно разворачивает перед читателем захватывающую ленту стремительных событий. Хочется заметить, что сам Пауэл испытывал к Ричу симпатию. Вернее, не столько к Ричу, сколько к его необузданному энергетическому потенциалу, который, если направить его в нужное русло, мог бы созидать, а не разрушать. Эта мысль чётко была озвучена в конце книги доктором Джимсом: «...если мы станем разбрасываться такими людьми, как Рич, так у нас, чего доброго, останутся одни овцы....»

В общем, об этой книге можно говорить и говорить. Она глубока и многослойна. Она ценна тем, что в ней напрочь проигнорированы все ссылки на нравственность, мораль, общественные и религиозные догмы. Читателю, по мере количества серого вещества в черепной коробке, самому предоставляется сделать выбор, вдуматься и оценить.

Считаю этот роман, наряду с «Тигром, тигром» этого же писателя, шедевром настоящей фантастики. Рекомендую всем, чей мозг, душа и здоровая фантазия способны подняться выше дыхательного органа. ))

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это почти детектив с фантастическим антуражем. Почти, потому что убийцу мы знаем с самого начала, интригой остается разве что вопрос, сможет ли следователь довести дело до суда. Из фантастических допущений присутствует чтение мыслей и эмоций, путешествия на другие планеты, компьютер-судья и некоторые другие менее важные детали. Прослеживается влияние Достоевского: есть и преступник, который право имеет, сам творит судьбу и желает приобрести весь мир, и следователь, который с самого начала знает убийцу, только доказательств не хватает. В романе много психоанализа и рассуждений о мотивах поступков и личности в целом.

Только вот косяков тоже хватает с избытком. Дело расследует телепат высшего класса, ему на помощь приходит вся мощь полиции будущего, от условных ППСников до матёрых экспертов. И никто из этой оравы не проверил отпечатки пальцев, не опросил толпу свидетелей и не пришил к делу кровь на рубашке главного подозреваемого. Также следствие игнорирует то, что наш преступник пришел к остальным людям в здании последним и сразу после появления полиции вызвал своего адвоката. Такое впечатление, что единственным доказательством может служить только непосредственный свидетель, из которого можно выкачать данные.

Сказано, что в мире уже 70 лет не было убийств, при этом существуют банды (!), одна из которых убивает соучастника преступления, и это просто игнорируется. Серьезно, к этому убийству больше не вернулся ни автор, рассуждающий о прекрасном мире будущего, ни полицейский, собирающий доказательства для суда. Как? Или раз замешаны не главные герои, можно и забить? Впрочем, мир мне вообще показался картонным, служащим только декорацией для героев.

По идее, телепатия должна изменить общество гораздо сильнее, чем показано в книге. Массовое чтение мыслей — это не только секретарша, предугадывающая желания шефа, экономка, знающая, чем вас накормить, и более эффективный психотерапевт. Это еще и продавцы, лучше вас знающие, что вы хотите купить, особисты, читающие мысли, и политики, знающие ваши желания. Я перечислил только то, что не нарушает закона. А ведь секретарша может шпионить для конкурентов, а бизнесмен играть на бирже, пользуясь преимуществом над остальными участниками рынка. Про разного рода мошенников и говорить не стоит. А как насчет того, что секретарша узнает о сексуальных предпочтениях начальника? Водитель узнает, как пассажир его презирает или наоборот завидует. А можно узнать личную тайну другого человека. И как обычным людям защищаться от этого прекрасного мира? Честным словом телепатов, специальными помещениями и ментальными блоками? Жаль, что это в романе не раскрыто.

Увы, при тщательном рассмотрении книги видны огрехи. Каких-то глубоких мыслей, как это принято в фантастике социальной, здесь нет. Разве что про то, что преступник, как человек, пошедший против общества, важен и ценен, поэтому вместо казни лучше бы его переделать так, чтобы он приносил пользу. Но эта мысль, на мой взгляд, подана слабовато.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман в свое время сделал знаменитым начинающего творца психологических детективов Альфреда Бестера. Необычный образ мира будущего, где тайно правят телепаты, привнесшие в общество новую психологию, а также увлекательный детективно-приключенческий сюжет — чего еще нужно настоящему ценителю жанра? Для 50-х годов прошлого века это было выдающееся произведение. Но время многое меняет — что-то отметает, как ненужный хлам, но кое-что развивает и улучшает. Разберемся, насколько хорош роман с точки зрения читателя 21-го века.

ПЛЮСЫ. Даже по современным меркам этот производственный детектив выглядит весьма необычным и новаторским. Во-первых, состав преступления известен с самого начала как читателю, так и следователю. Крайне непросто писать сюжет при такой всесторонней открытости: для детектива всё же более характерно сокрытие от читающего одной из сторон — либо преступника, либо следствия. Тем не менее, автор романа смог сохранить тайну и интригу вплоть до самого финала, раскрыв истинную подоплеку событий лишь в последней главе (в беседе с шефом полиции Крэббом). Во-вторых, много места в романе уделено описанию внутреннего мира противостоящих друг другу персонажей — главзлодея Бена Рича и префекта полиции Линкольна Пауэла. Их мысли и мотивации не являются секретами для читателя, что придает происходящему необычную окраску, не портя самой интриги, ибо автор искусно скрывает самое важное под психоделическими образами-символами (Человек-без-лица, Бесчестный Эйб). В-третьих, впервые в детективе раскрытие преступления ведется в двух плоскостях — в реальном мире и в мире идей и эмоций. В этом далеком-предалеком будущем часть людей научилось «прощупывать» чужие мысли, читая их, словно ленту новостей. Таких уникумов автор назвал эсперами, ибо слово «телепат» было к тому времени дискредитировано разного рода медиумами и чревовещателями. Казалось бы, детектив-эспер имеет огромное преимущество перед любым преступником. Но автор показывает, что это не всегда так. Да, количество преступлений сократилось, и они стали какими-то мелкими и несерьезными. Но настоящие маньяки всё же не перевелись, а их «прощупать» крайне сложно, т.к. их рассудок не совсем здоров, а разобраться в хаосе мыслей психопата непросто даже для эспера. Тем более, что сам преступник не всегда знает, чего он хочет на самом деле. Идя по следу главзлодея, префект делает ошибки и вступает на ложный путь, но потом с честью выкарабкивается из непростой ситуации. И читатель следует за ним след в след, наблюдая все перипетии сложной игры двух разумов ИЗНУТРИ.

Образ Человека-без-лица в сознании Рича — отдельная удачная находка автора. Появляясь вначале в качестве ночного кошмара, этот образ позднее обретает лицо и меняет свою категорию, раскрывая давние тайны главзлодея и проясняя совершенные им поступки. С точки зрения психологии тут никаких выдумок нет — таков стандартный синдром «скрытой вины», хорошо известный всем психиатрам. Рич боится своего vis-a-vis и в то же время чувствует к нему какое-то непонятное влечение. Это противоречение держит читателя в напряжении до последних строк, где вскрываются все шкафы со спрятанными в них скелетами. Заодно проводится параллель между процессом Разрушения с обезличиванием человека.

Здорово показана подготовка Рича к преступлению. Она полна остроумных находок и тонкостей: покупка древней книги и револьвера, установка ментального блока и прикрытие в виде партнера-эспера. Казалось бы, такому продуманному плану ничто не сможет противостоять. Но случайность чуть было не рушит всю заготовку, и преступники вынуждены тратить время и нервы на устранение последствий. Не менее талантливо показана и работа префекта по раскрытию всех подробностей убийства. Он практически сразу догадался, что в убийце уживаются одновременно две личности, одна из которых будет полезна обществу.

С большой изобретательностью автор отнесся и к отношениям эсперов между собой. Их ментальные «плетенки» — просто блеск! Из-за таких пересечений и наложений мысленных потоков слушать роман в аудио-варианте представляется не лучшим решением — это нужно видеть! Особый шик повествованию придает коллективная работа всех эсперов, сумевших сообща создать в сознании магната-убийцы иллюзорный мир, чтобы столкнуть в нем самого злодея и его ночной кошмар. Весь процесс постепенного разрушения внушенной реальности правдоподобен до жути: сначала изчезают звезды, потом — планеты, солнце, Земля и, наконец, горизонт. Помню, как во время чтения мне стало не по себе от такой неумолимой перспективы. Наверно, именно так и чувствуют себя все шизофреники во время приступа.

Оригинальны также идеи поиска главзлодея в огромном Заповеднике методом «эспер-локатора», реконструкция преступления специально собранными для этого киберами, технология рассмотрения судебных дел электронным мозгом и даже сама технология Разрушения (demolishing). Что и говорить: соображалка у автора работает здорово! У меня даже возникли подозрения, что авторы сценария знаменитого фильма «Разрушитель», Питер Ленков и Даниэль Уолтерс, просто адаптировали бестеровскую идею, развив ее немного в ином направлении.

МИНУСЫ. Во-первых, это устаревший взгляд на компьютерный мозг. Он ведет очень примитивный диалог с оператором (щелк! — пауза — щелк!), управляется перфокартами (!) и ОЧЕНЬ долго разогревается. Явно, автор был невысокого мнения о способностях полупроводниковой техники! Во-вторых, непонятно, откуда Пауэл решил, что вторая личность Рича представляет собой доброго гения. Из контекста это никак не следует: Рич груб и нетерпелив с окружающими, его добрых дел почти не видно. В-третьих, совершить «идеальное» преступление злодею помогают два «рояля» — ослепляющая граната (которая больше нигде не используется в сюжете) и дочь де Куртнэ, которая уносит с собой главную улику — револьвер. В-четвертых, нелогично и глупо стремление эсперов исключить из общения речь: именно эта «вторая сигнальная» система и одарила когда-то давно людей их разумом! Если общаться всё время мысленно, можно этот дар довольно быстро растерять. В-пятых, несколько надуманной выглядит утверждение, что Рич ошибочно расшифровал положительный ответ де Куртнэ как отказ от кооперации. Никакой «ментальный блок» тут оправданием служить не может. В-шестых, язык романа местами довольно тяжел и замысловатен, как у представителей «новой волны» (Норман Спинрад, Джеймс Баллард). Во втором своем шедевре, «Тигре», автор немного реабилитировался, изложив его более понятным языком.

-------------

РЕЗЮМЕ: отличный детектив, в котором причудливо переплелись остросюжетная фабула, информационные технологии далекого будущего и суперспособности человека читать чужие мысли. Рекомендуется всем поклонникам настоящей фантастики.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Философско-психологический роман, ажиотаж вокруг которого намного превышает качество самого произведения.

Лично меня роман заинтересовал прежде всего тем, что это первый лауреат премии «Хьюго». Очень загорелся его прочитать и в итоге получил разочарование. В первую очередь стоит вопрос о чём же он? Тут и сверхспособности, и психология, и конфпикт человека с обществом, но самое главное проблемы самого общества. Возможно Бестер в фантастической форме излагает проблемы с которыми в 50-х годах столкнулись Соединённые Штаты Америки, а возможно хочет показать к чему приводит конфликт личности с социумом. Изложено сыро, скучновато и по ходу чтения всё время кажется, что уже что-то подобное читал. Может быть как для 1952-го года этот роман и шедеврален, ведь всё-таки излагаются личностные трудности, однако «Преступление и наказание» написано Фёдором Михайловичем задолго до «Человека без лица», так что читавшего произведение русского классика творение Бестера уже никак не удивит.

Мне этот роман во многом напомнил роман Саймака «Снова и снова». Там с трудом понимаешь когда происходит событие: в прошлом, настоящем или в будущем, а здесь с таким же трудом приходится вдумываться происходит ли событие на самом деле или же в сознании Бена Рича, которое то и дело прощупывают эстеры и щупачи. Если разобраться, то это роман о несчастном человеке из далёкого будущего, который остаётся самим собой не смотря на новоиспечённые законы, в основе которых лежит гуманизм. Рич не столько болен манией преследования, сколько не может совладать со своими страстями. Он богат, имеет всё, но ему, как и любому другому человеку хочется ещё большего. В результате чего Рич идёт на преступление. Но тут всплывает Пауэлл, на стороне которого закон и он раз за разом щупает Рича. А тот просто не может разобраться с самим собой и в конце концов фактически губит самого же себя. Не ново и на мой взгляд менее качественно. Поэтому я бы «Человеку без лица» Хьюго не присудил. И всё же посоветую всем его читать, так как истинные любители фантастики обязаны познакомиться с классикой жанра.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

первое впечатление — отличный детектив, история по которой должна быть экранизация. Схватка двух сильных разумов, хорошая подача, красиво поданная идея телепатии как части повседневной жизни, «телепатической болтовни». Но, примерно к середине у автора заканчивается вдохновение; сюжет начинает разрывать от несоответствий — в мире не было убийств 70 лет, случившееся становится чрезвычайным событием. Но потом — бах!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
были и другие убийства, на которые все забили! Пауэлл прямо на первой встрече говорит что знает о виновности ГГ, осталось только доказать. Так какая же у него цель — наказать преступника вообще,или конкретно за первое убийство? а еще было 2 вооруженных нападения — в гетто предсказательницы и в доме детектива — почему на них забили?
,

чувствуется даже растягивание и переусложнение истории (зачем?). С точки зрения социально-нравственной подоплеки, то тут совсем швах — действия полиции едва ли не хуже чем действия преступника:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. внушить рандомным подвернувшимся гражданам мысль бросить все дела и отправиться в опасные поиски преступника в сафари-парк

2. судить главного героя как преступника нельзя, пока не доказана вина — презумпция невиновности, всё честно. Зато собрать консилиум телепатов и с его помощью довести его до дурдома — можно. Вау!

3. следствие п2 — консилиум телепатов решил что проблема с ГГ не в том что он убийца, а в том что он опасен для УДОБНОГО ДЛЯ НИХ мироустройства, и на основании этого можно нарушать собственные законы. Вы или трусы наденьте, или крестик снимите.

Моральная часть выглядит очень слабой, и хуже всего то что спорные решения «сил добра» никак не заставляют тех рефлексировать. Их мир не изменился после событий этой истории, хотя если бы Рейх/Рич просто разбогател бы без всяких убийств (а он мог!), очевидно лиге телепатов пришлось бы туго.

Как детектив-боевик — тянет на 9. Это правда хорошее «чтиво для расслабона». Образы яркие, сюжет захватывающий, применение фантастики — своевременно и сочно! (НФ книги часто страдают тем что содержат технологии просто как декорацию — «ковбои в космосе» — но это не тот случай!)

Как социальная фантастика «на подумать» — на три с минусом.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Краткость — сестра таланта.

В 250 страницах:

-вполне прописанная утопия (люди + людены, и даже мирно сожительствуют)

-преступление и наказание

-детектив

-английский юмор, несколько вполне прописанных героев

-даже немного боевика

Мастерски опущены детали, в итоге очень мало доисторических ляпсусов (как то перфокарты и глючащий тормозной компьютер в 23** году). С этим у написанного позже «Тигр, тигр» намного хуже.

При этом первый роман автора? На 100% заслуженный Hugo (что редкость)!

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомившись с рядом рассказов А. Бестера, я понял, что мне нравится авторский стиль, манера изложения, расстановка акцентов, а значит пора переходить к знакомству с крупной формой. Для первого раза я выбрал роман «Человек без лица», о котором слышал в целом неплохие отзывы. Для того, чтобы полностью погрузиться в предложенный мир мне хватило примерно трех первых глав, после чего прервать чтение было физически невозможно. Обычно я стараюсь растягивать чтение романов не менее, чем на два вечера, но это был особый случай — динамика и закрученность сюжета исполнены на столь высоком уровне, что нет места для «рекламных пауз», во время которых можно переключить внимание на что-либо другое. Добравшись до финальных строк я уже был абсолютно счастлив, т.к. к этому времени уже пришло полное осознание того, что личный список моих любимых произведений пополнится еще одной строчкой.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на оригинальную концепцию предлагаемого автором мира будущего — 2301 г. н.э., человечество колонизировало всю Солнечную систему и вышло далеко за ее пределы. Однако жизнь на Земле всё ещё кипит ключом — всем заправляют мощные финансовые корпорации, которые влияют на все сферы жизни общества. Важная особенность — наличие Лиги эсперов-щупачей — людей с телепатическими способностями, которые по силе своих навыков делятся на три класса. Благодаря щупачам преступность почти полностью искоренена — последнее убийство было зафиксировано более 70 лет назад.

География романа не ограничивается территорией Соединенных штатов — вместе с героями нам предстоит посетить Венеру, а также Космическую Ривьеру — своего рода парк развлечений, расположившийся в поясе астероидов. Для приключенческого романа богатство и разнообразие локаций — безусловный плюс. Добавляют атмосферности и встречающиеся по ходу текста описания технических новинок, необычной моды, средств передвижения — нейронные излучатели, автомобили-прыгуны, костюмы с ультрафиолетовыми прозрачными окошечками дают почувствовать, что мы действительно попали в будущее.

Особенно порадовали яркие образы персонажей, даже второстепенные герои имеют запоминающуюся внешность, собственный характер и психологические особенности, что уж говорить о главных действующих лицах. Безусловно, все мои симпатии были на стороне обаятельного злодея Бена Рича, после того, как он озвучил свое жизненное кредо — «смелость, дерзость, целеустремленность» — стало точно понятно, наш человек. Не обладая телепатическими способностями он подкупает своим обаянием, безудержным напором и отсутствием рефлексий.

На каком-то этапе я с предельной ясностью понял, что А. Бестер при написании романа вдохновлялся «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского, фабулы произведений схожи в ключевых моментах. Только Бен Рич, в отличие от Раскольникова, бросает перчатку в лицо обществу без тени страха и сомнения, у него не возникает и мысли задаться вопросом имеет ли он право на убийство — он четко знает, что его ведет инстинкт, инстинкт убийцы. Бен Рич — подлинный пассионарий — он практически в одиночку противостоит всемогущим телепатам, которые ненавидят его и восхищаются одновременно. Его непреклонная воля заставляет даже эсперов высших категорий вступать с ним в альянс по сути против своей воли. На протяжении всего сюжета Рич исполняет грозный танец Шивы — стремится уничтожить противный ему миропорядок, пускай даже ценой Разрушения собственной личности — в нем нет ни света, ни тьмы — он тот, кто вышел за рамки добра и зла.

Его идейный оппонент — префект полиции Линкольн Пауэл, эспер высшей категории — он также наделен рядом талантов — помимо совершенного знания человеческой психологии, он неимоверно честолюбив и упорен в достижении цели, при этом его моральные принципы не позволяют вести игру грязными методами, что несколько выравнивает шансы оппонентов. Также меня поразила идеальная правоохранительная система, о внедрении которой на практике можно только мечтать. Вообразите себе ситуацию, когда следователь, уверенный в виновности подозреваемого, отказался бы засадить его за решетку за недостаточностью улик — в нашем мире это нонсенс. Мы привыкли, что Законом можно пренебречь в угоду восстановления социальной справедливости любой ценой. Абсолютное большинство граждан одобряют жегловский принцип «вор должен сидеть в тюрьме», ради которого все средства хороши.

Здесь же, изначально зная преступника, полицейский последовательно добывает все улики, вплоть до мотива совершения преступления. Мне даже кажется, что автор несколько переигрывает — криминалистике известны преступления без мотива, т.е. этот признак преступления не является основным для установления вины подозреваемого. Может показаться, что подобная система неэффективна, действительно, она требует от правоохранителей применения всех своих способностей, предельного напряжения сил, но им за это и платят, а не за то, чтобы развалившись в удобном кресле с помощью резиновой дубинки выбивать признание у очередного случайного прохожего. Стоит только раз, польстившись на жегловский принцип, ради наказания заведомого преступника поступиться процессуальными нормами, как убийца дракона сам станет драконом, в следующий раз под раздачу может вполне попасть невиновный человек, который чем-то показался подозрительным следователю. Одобряя беспринципность законников, общество само поощряет гомеостаз преступного мира, который регулярно пополняется за счет невиновных, вынужденных нести наказание за чужие грехи, вследствие этого они сами превращаются в преступников, и по выходу на свободу возвращаются за решетку уже по собственной воле.

Особый драматизм роман приобретает в последних главах, когда объединенная воля эсперов пытается подавить сознание главного героя. Это подлинный триумф одиночества и безысходности, сюрреалистическая гонка с самим собой. В этих эпизодах А. Бестер предвосхитил фантастические романы Ф.К. Дика, где реальность меняется на каждом шагу, и непонятно, где истина, а где фантазия. Все ружья, которые автор развешивал по ходу сюжета, выстреливают четко и в нужное время. Напряженность поединка сыщика и преступника по динамике и накалу страстей, а также разнообразию ходов можно сравнить даже не с шахматной партией, а скорее с поединком двух умелых фехтовальщиков, которые постоянно атакуют, уклоняются и наносят неожиданные смертоносные контрвыпады. В финале автор подробно объясняет мотивы, ставшие причиной преступления, ощущения недосказанности не возникает, скорее наоборот — все непонятное и безумное вписывается в четкую логическую схему.

Я бы характеризовал этот роман как психологический детективный триллер с элементами фантастического боевика — очень насыщенное увлекательное сюжетное полотно, масса приключений, фантастические антуражи, продуманная детективная интрига, следить за которой неимоверно интересно, даже заранее зная преступника. Ко всему этому можно добавить глубокую проработку образов персонажей, подчеркнутый психологизм, острую социальную и философскую проблематику. Крайне редко попадаются произведения, которые вызывают столько положительных эмоций, заставляют задуматься, сопереживать героям и внимательно следить за каждым поворотом сюжета. На мой взгляд, это одно из лучших фантастических произведений, которые я встречал, читается живо и свежо, несмотря на то, что было написано более шестидесяти лет тому назад.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал роман, одно из произведений Золотого века фантастики. В детстве и даже юности обращался к нему не раз. Тогда он назывался «Человек без лица». На мой тринадцатый день рождения бабушка подарила мне два последних тома Библиотеки современной фантастики. В заключительный входили рассказы и повести авторов, представленных в Библиотеке отдельными томами (но не всех, не всех! Чапек и Мерль, имея такие тома, в завершающую антологию не попали!). А в предыдущем, двадцать четвертом томе были опубликованы «Мир смерти» Гаррисона под названием «Неукротимая планета» и «Разрушенный» Бестера как «Человек без лица». (В библиографии Библиотеки, помещенной в конце последнего тома — я потом вызубрил её наизусть! — он значился как «Уничтоженный человек» почему-то)

Занятная вышла штука. От «Планеты» я ожидал чего-то большего (чуть раньше видел фрагменты повести в журнале «Вокруг света», с иллюстрациями), но прочитал все равно с интересом. Более того, сочинение это как-то лучше легло на душу, чем роман Бестера, однако он (этот роман) я счел более захватывающим что ли (ну как такое объяснить?).

Возможно, причина в том, что роман этот как-то выбивался из ряда, во всяком случае для меня тогдашнего. Детектив, в котором большую роль играла телепатия. А ещё, смею сейчас предположить, Бестер, рисуя мир XXIV века, создал образ этакого гедонистического общества. Который я, по наивности, конечно, смело перенес на современную Америку.

Ещё могу сказать, что переводные названия в обоих случаях лучше оригинальных. Причем, «человек без лица» не был взят с потолка. Он присутствует в романе, играет важную роль.

Сейчас, при чтении оригинала, выяснил также, что и тот прикольный стишок, которым главный герой (один из двух) спасается от тотального ментального контроля взявших большую власть телепатов-эсперов, в переводе был гораздо прикольнее, чем у самого Бестера.

Вообще сейчас роман меня как-то уже не ошеломил (видно, в тайне рассчитывал на это). Хотя и обнаружилось попутно, что многое, многое за годы было мной забыто, и предстало как бы вполне свежим.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несомненная заслуга автора в том, что невольно симпатизируешь и искренне переживаешь за настоящего злодея. Дерзкого, харизматичного (этого не отнять), алчного, мечтающего о безраздельной власти в бизнесе, что принесет ему завоевание всей вселенной (масштаб размаха, да?), не гнушающегося крайними мерами — убийством конкурента, причем в мире, где убийств уже не было более семидесяти лет из-за обширного развития телепатии. Бен Рич — яркий образ самого дьявола во плоти. В противовес ему — телепат на страже порядка с «правильными» моральными устоями, радеющий за благо общества. НО: всей душой болеешь именно за психованного злодея. Парадокс.

Нарисованная автором картина мира, где половина населения — эсперы (телепаты), — очень впечатляет. Показаны как преимущества таких способностей, так и недостатки. Могущество первоклассных эсперов могло бы быть безграничным, если бы не сдерживающая сила Лиги, проповедующая свои нормы этики. И все равно, на мой взгляд, в таком обществе жить было бы очень сложно. Это утопия.

И как бальзам на душу — описание сути Разрушения:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если у человека хватило смелости в таланта, чтобы переть против общества, он, несомненно, незауряден. Его нужно ценить. Исправьте его и превратите в положительную величину. Зачем его уничтожать? Если мы станем разбрасываться такими людьми, так у нас, чего доброго, останутся одни овцы.

А вот следующая фраза зацепила своим обличительным значением:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Не знаю. Может быть, в те времена им и нужны были овцы.

Простыми словами — в самую точку...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман -лауреат премии Хьюго 1953 года.

Наверно классика жанра — психологический детектив да ещё какого масштаба!Когда прочёл — восхитился автором — талантище! Сама идея романа великолепна — общество с телепатами.Нет преступлений уже по этой причине. И вдруг появляется жаждущий убить.Подготовка преступления — само преступление — расследование преступления- противодействие полиции телепатов. И всё это на виду у преступника и следователя. Когда, казалось , всё кончено в романе , автор раскручивает новую линию сюжета, нагнетая действия. И которая ещё захватывающе чем предыдущая. Редко такие сюжеты встречал.

Возможно ли в реальной жизни когда-нибудь подобная история?

Автор представил перед нами общество телепатов и обезумевшего миллиардера, для которого деньги и власть это всё. Соприкосновение реальности нашего дня- наживы любым путем и фантастического прогноза на будущее общество телепатов или с телепатами. Автор пишет, что такое общество сумеет поднять мораль на новый уровень.

А мы живём и думаем или мечтаем.

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

24-й век. Человечество расселилось по галактике и заселило кучу планет. Всё происходит на Земле. Бен Рич, миллиардер, плейбой, филантроп, президент одной из крупнейших корпораций в мире “Монарх”, по ночам мучается от кошмаров, в которых его преследует Человек без лица. Считая виновником этих кошмаров главного конкурента по бизнесу Крэя де Куртнэ, чей картель уже начинает выбивать землю из-под ног “Монарха”, Бен Рич решается за убийство конкурента. Но убийств уже не совершалось 70 лет. Ничьи подобные мысли не могут избежать пристального внимания членов лиги эсперов-телепатов, которых называют щупачами. Бен Рич всё же находит способ убить противника старым забытым методом при помощи огнестрельного оружия. Разгадать убийство берётся детектив-эспер 1-го уровня Линкольн Пауэл.

Оооооххххх!.. Ну может на 1952-й год это и было прорывом, задолго до лучших творений Филипа Дика, потому и заслуженная самая первая премия Хьюго. Но сейчас это – пффффф… Пуканье в подушку. Если так разобраться и посмотреть в прошлое, ну никак не верится, что описанная в романе система правосудия протянула так долго – аж 70 лет – без единого убийства. Даже в самой непогрешимой системе правосудия всегда найдётся лазейка. Вспомните “Психопаспорт” – Макисима Сёго, как человек вне системы с абсолютно чистым оттенком несмотря ни на что; шлемы, которые присваивали носящему их чистый оттенок; Камуй Кирито, который в результате операции стал обладателем коллективного психопаспорта; люди, которые совершали преступления даже не осознавая этого; наличие препаратов, которые поддерживают оттенок стабильным и пр. В конце концов сами телепаты разве не люди? Их удерживает от совершения преступления какая-то там клятва Лиге эсперов? Почему в судах не принимаются показания щупачей? А компьютер, который выносит приговоры обвиняемым в полицейском отделении, мало того, что требует материальные доказательства преступления, его возможности, так ещё и оправдывает преступника только потому, что нет материального подтверждения наличия мотива? ЧТООООО?!! Ннннндауж…

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ах ты камбала, не вобла...

Эволюция научила некоторых людей читать мысли на разных уровнях абстракции. Эти люди — эсперы или щупачи. Отдельная каста людей, со своим сводом правил, надеждами на всеобщую эсперофикацию, строгими наказаниями за неподобающее поведение и четкий оклад за работу.

Когда в мире может залезть вам в голову человек это и удобно в сфере обслуживания, и проблема в мире криминала.

Бен Рич экспрессивный и чрезмерно уверенный в себе миллиардер и владелец одной из двух самых огромных корпораций — Монарх. А владелец второй — его враг, которого он решил убить и убил.

В книге описан интересный процесс подготовки убийства, то как все, даже праведные эсперы, подкупаются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

– Мы с вами, кажется, не очень-то надежные ребята?

– Надежные! – сердито фыркнул Рич. – Мы не в детские игры играем. Мы дело делаем. Только трусы, слабаки и нытики прячутся за всякими там правилами и честной игрой.

– Ну а как же этика и честь?

– Честь у нас есть, только кодекс мы себе выбираем сами… а не пользуемся кукольными правилами, которые какой-то слабонервный трус изобрел для таких же, как он сам, запуганных людишек. У каждого есть своя этика и своя честь, и пока человек придерживается их, никто не вправе осудить его. Вы можете не одобрять его этику, это другое дело, но у вас нет права называть его неэтичным.

Интересен главный детектив Линкольн Пауэл, который все время пытается раскрыть убийство Рича, хоть он и знал, что Рич убийца (это странно, почему он не мог понять и все остальное из его головы?). Интересна развязка про Человек Без Лица, но она скомкана Разрушением, которого все незаслуженно боятся. Интересны и превращения людей в процессе, некоторые взрослеют, как Пуэлл или даже Барбара, некоторые же наоборот, как Рич.

В дань того времени, все действие книги припорошено перфокартами и моральнымы принципами обеих сторон. И слишком странными манипуляциями необходимыми для убийств, вокруг там много интересных инструментов для этого, но почему-то выбран револьвер, а в конце и вообще лук со стрелами...

Вердикт — неплохой фантастический детектив

Оценка: 7
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я прочел эту книгу еще студентом и был очень впечатлен ею. Честно говоря, взявшись перечитывать роман спустя полтора десятка лет, я серьезно опасался, что посмотрю на него совсем другими глазами, и что еще один кумир моей молодости покажется мне простым и наивным. К счастью, мои предположения оказались ошибочными, и я вновь получил огромное удовольствие от чтения романа.

Первое, что бросается в глаза — интересный мир, в котором очень важную роль играют телепаты-эсперы. Нечасто современные авторы уделяют внимание этой тематике. Видимо, компьютерное направление кажется им более перспективным. А ведь еще свыше пятидесяти лет тому назад Бестер выстроил очень интересную и достаточно логичную систему сосуществования и взаимодействия телепатов и нетелепатов, и продемонстрировал, к каким возможным последствиям это приведет в человеческом обществе. Нельзя сказать, что мир, описанный в романе, продуман совсем уж до мелочей, определенные натяжки встречаются. Но очень важным кажется то, что при сохранении очень многих недостатков, присущих современному обществу, мир будущего оказался добрее и мудрее нашего.

Казалось бы, в таком мире телепаты должны получить огромные преимущества перед людьми, подобными способностями не обладающими, но все оказывается гораздо сложнее. И яркий пример тому один из главных героев романа — Бен Рич, человек, обладающий бешеной энергией, напором, дерзостью и решительностью. Нечасто мне попадались столь незаурядные отрицательные персонажи. Противостояние преступника Рича и эспера-полицейского Пауэла, противоборство их разумов и воль — одно из самых ярких и запоминающихся в фантастике. Другие персонажи не столь заметны, а скорее, они просто меркнут на фоне двух главных героев. Хотя каждый из них — от элитной куртизанки до эсперов-полицейских, получился довольно убедительным. Да, в детективно-приключенческой линии есть свои натяжки. Например, описывается, что уже 70 лет не было убийств и тут же упоминается банда наемных головорезов. И все же противоборство героев производит сильное впечатление.

Еще одна важная линия — взаимодействие телепатов с окружающим миром. Ведь в изображении Бестера телепатия — обмен не только мыслями, но и чувствами, впечатлениями. Сама сущность телепатии по Бестеру застваляет ее носителей становиться мудрее и гуманней, а взаимодействие телепатов заставляет вспомнить глагол «грокнуть» из «Чужака» Хайнлайна. Не случайно будущее человечества автор связывает с всеобщим обретением подобных способностей.

Ну и, наконец, самое важное. «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить». Эта библейская фраза определяет смысл романа. Противостояние двух главных героев, а равно и поступки многих второстепенных персонажей ярко и наглядно демонстрируют две противоположные модели поведения. Человек может либо пытаться захватить, отобрать у других, подмять под себя все, до чего он может дотянуться, либо делиться с окружающими своими способностями, делать им добро — и это добро воздастся сторицей. Без занудного морализаторства, мощно и впечатляюще автор показывает картину ужасного одиночества, к которому неизбежно приведет эгоизм и себялюбие. Эпизод, когда вокруг главного героя гаснут звезды и пропадают Луна с Солнцем, невозможно забыть.

Еще и еще раз автор напоминает нам, что самый страшный враг человека — он сам. Можно украсть, ограбить, убить, но невозможно избавиться от собственных кошмаров, от своей больной совести, от безмолвного и страшного Человека без лица.

А вот концовка романа вызывает у меня неоднозначную реакцию. Да, Бен Рич сам вынес себе приговор. И все же насильственная перековка личности выглядит ужасной карой, кошмаром из тоталитарного прошлого.

Очень много еще можно найти в этом романе — от сложных проблем человеческого сознания и подсознания, до совершенно новаторских приемов, использованных автором. Помотрите, например, как Бестер передает мысленный диалог эсперов. Что ж, несмотря на полвека, прошедших со дня его написания, роман Бестера не потерял ни увлекательности, ни актуальности.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я в свое время поставила этой книге десятку по старой памяти. Недавно перечитала — и содрогнулась.

Полицейский весь роман носится за человеком, совершившим преступление на фрейдистской почве с целью подвергнуть его уничтожению личности. Причем, поначалу он еще думает, что убийство совершено из корыстных побуждений и хочет осудить убийцу по закону, а когда узнает, что все гораздо сложнее, считает, что лучше было бы прикончить его без суда и следствия.

В книге то ли умышленно, то ли по недомыслию не проводится грань между человеческой личностью и телом как ее носителем: тело живо — значит никто и не погиб. В результате преступнику назначается наказание, которое считается намного более гуманным, чем смертная казнь, а представляет собой молниеносно развивающийся синдром Альцгеймера:

«Когда в Кингстонском госпитале человека подвергают Разрушению, то разрушают всю его психику. В результате серии осмотических инъекций разрушение начинается с самых верхних пластов сознания, корковых слоев, постепенно продвигаясь вглубь, размыкая все циклы, стирая все виды памяти, истребляя все накопленное психикой со дня рождения. И по мере того как пласт за пластом стирается мироощущение пациента, каждая клетка, возвращая свою долю энергии, превращает его тело во вздрагивающий клубок, в водоворот распада.

Но не в этом боль, не в этом ужас Разрушения. Самое страшное состоит в том, что сознание не покидает человека, что, в то время как стирают душу, разум сознает свою медленную, движущуюся вспять смерть, сознает, что в конце концов тоже исчезнет, и ждет нового рождения, и прощается с жизнью, и скорбит на собственных нескончаемых похоронах.»

Общество «Человека без лица» в состоянии за короткое время выучить взрослого человека, превращенного в растение, всему тому, что организм быстро усваивает лишь в младенческом возрасте, и превратить его в полноценную личность. Поэтому у меня не мог не появиться вопрос: а почему столько сил было потрачено на разработку методики разрушения личности вместо того, чтобы исследовать возможности коррекции патологий? В конце концов, почему его нельзя просто тихо усыпить и выскабливать его «я», не мучая?

Книга, которую я раньше воспринимала как психологический роман, замаскированный под детектив, теперь воспринимается как жанровая: убийства совершаются чрезвычайно редко, следовательно они должны быть шоком и для полиции. А они на самом деле — не больше, чем интересная загадка и вызов преступника полицейскому, который этот вызов принимает.

В книге очень много хорошего, в частности, если отвлечься от наказания за содеянное, очень интересно читать про мир эсперов, но в том-то и проблема, что у меня после второго прочтения отвлечься не получилось: ценности этого мира звучат в диссонанс с финалом.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая произведения, написанные почти 70(!) лет назад, бессмысленно оценивать их с точки зрения современных научных представлений. В то время чтение мыслей, телепатия вполне серьёзно исследовались учёными, ставились эксперименты. Сейчас же подобные понятия относятся к разряду псевдонаучного бреда. Несмотря на это, Бестеру действительно удалось создать приключенческий экшен с далеко не однозначным главным героем, а атмосфера мира, в котором крупные международные (межпланетные) корпорации соседствуют с бандитскими трущобами, погружение героя в «виртуальную реальность» через много лет станут характерными признаками стиля киберпанк.

Лично мне этот роман «зашёл» гораздо лучше хваленого «Тигра».

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх