FantLab ru

Фредерик Пол «Врата»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Голосов:
773
Моя оценка:
-

подробнее

Врата

Gateway

Роман, год; цикл «Хичи»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Выйдя в космос, человечество находит Врата — астероид, на котором находились звездолеты внеземной цивилизации, названой хичи. Приступив к исследованию кораблей, люди обнаруживают, что ими очень легко управлять, а также, что каждому кораблю уже был задан курс без возможности изменить его. Некоторые смельчаки отправлялись в звездоплавание и возвращались с богатой добычей, некоторые не возвращались или возвращались мертвыми. Стимулом все новым смельчакам — старателям — являлось то, что международная Корпорация присуждала солидное денежное вознаграждение за какую-либо инопланетную находку.

К этому времени Земля становится слишком перегруженной: население достигло 20 млрд., все природные ресурсы почти полностью исчерпаны. Робинетт Броудхед работает на пищевых шахтах — бесперспективной и тяжелой работе. Выиграв в лотерею, он решает не тратить свою жизнь на шахтах, покупает на выигрышные деньги билет на Врата и готовится стать старателем.

Примечание:

По мотивам произведения есть две компьютерные игры — Frederick Pohl’s Gateway (1992) и Gateway 2: Homeworld (1993). Действие обеих игр развивается в мире вселенной Хичи.


Входит в:

— цикл «Хичи»

— журнал «Galaxy Science Fiction, December 1976», 1976 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, November 1976», 1976 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, March 1977», 1977 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1977 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1978 // Роман НФ

лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1978 // Лучший НФ-роман

лауреат
Премия "Аполло" / Prix Tour-Apollo, 1979 // Лучший фантастический роман на французском языке

Номинации на премии:


номинант
Дитмар / Ditmar Award, 1978 // Зарубежная фантастика (США; роман)

номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Врата
1993 г.
Врата. За синим горизонтом событий
2002 г.
Врата
2004 г.
Врата
2004 г.

Самиздат и фэнзины:

Хичи. Том 1
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Galaxy Science Fiction, November 1976
1976 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, December 1976
1976 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, March 1977
1977 г.
(английский)
Gateway
1984 г.
(английский)
Gateway
1999 г.
(английский)
Gateway
2010 г.
(английский)
Брама
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравился сам сюжет, понравился язык, почти понравился перевод, не понравилось только одно — главный герой. Настолько мерзкий и неприятный тип, что каждая его очередная выходка доводила меня до белого каления. Кроме того, я настолько не понял мотивов почти всех его «телодвижений», что подумал даже, не сошел ли я с ума. И, быть может, это мне, а не главному герою, стоит обратиться к психоаналитику.

Немного остыв и поразмыслив над «хьюгами», «небьюлами» и прочими «локусами», которыми был награжден этот роман, решил, что получил их Ф.Пол, прежде всего, за новаторство. Попытался разложить по полочкам:

- никчемность/серость/убогость главного героя — в противовес славным голубоглазым парням, обладающими всеми мыслимыми достоинствами, как физическими, так и моральными;

- дискредитация идей/штампов о романтических/героических межпланетных путешествиях – здесь, во «Вратах», прыжки к звёздам сродни русской рулетке; так называемые «звездопроходцы» тупо садятся в инопланетные корабли, в которых не понимают ровным счетом ничего и, предварительно обученные по-обезьяньи нажимать на «красную кнопку», надеются (чаще всего напрасно) вернуться и срубить бабла, желательно побольше;

- ровно половина романа посвящена общению ГГ с компьютером-психоаналитиком, которое показывает, с одной стороны, абсурдность подобного общения (имхо), с другой, — доказывает пословицу — «закон что дышло» — применительно к чувству вины, испытываемой ГГ: в начале «лечения» он натуральный гадёныш, в конце – «нормальный» человек;

- долой гомофобию, и да здравствует терпимость! Наш паренек с одинаковым удовольствием «любит» и женщин и мужчин;

Думаю, что 30 лет назад все эти «нововведения» (конечно, не только они) не могли не побудить жюри одарить «Врата» всевозможными премиями. И я бы тоже одарил этот роман десяткой, если бы прочитал его в то время. Но не теперь, когда большинство оригинальных «подходов» Ф.Пола к НФ жанру уже сами стали, если и не штампами, то совершенно обыденными явлениями.

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир, Вселенная, Жизнь ничего нам не обещают: они полны чудес, но все это существует само по себе, знаем мы о них или нет. И если мы хотим стать одним из таких чудес, надо набраться смелости и отправиться во внешний Мир, начать жить, свершать, любить, а не болтать о своем желании все это делать, оправдывая вечный и такой знакомый страх неудачи. Так и проходит мимо Жизнь в вечном ожидании, разговорах и сожалении: упущенные шансы, неиспользованные возможности, оправдание бессилия, страха и собственного малодушия.

Любому из нас это так знакомо. Мы все время находим подтверждение своим сомнениям: вот этот горел желанием изменить свою жизнь, терпел неудачи, начинал снова, но посмотрите, сколько не бился — он тоже среди неудачников. Зачем рисковать, еще есть время, надо оценить шансы, подождать, когда случай предоставит 100-процентный успех...

Фредерик Пол написал целый роман о таком Человеке. Человеке, который боялся Жить. Герой — такой знакомый и понятный своим вечным страхом перед неизвестным, желающий изменений и боящийся их, одновременно, мечтающий о свершениях и не способный ради них на риск и действие, жаждущий любви и не имеющий сил принести даже малую жертву ради собственной Мечты. В общем-то, самый обычный человек, узнаваемый, в котором, если будет честен с собой, каждый найдет и собственные черты. Может от этого, он так и неприятен, со своей больной совестью, загнанной в самый дальний уголок сознания виной, сожалением об упущенном и несовершенном, что показывает то, что сами предпочитаем не замечать в себе и окружающих?

Написал Пол умный роман, болезненный, бьющий в самое скрытое от посторонних глаз место души, создав завораживающий образ самой Жизни. Врата Хичи — манящие своими возможностями и богатством, такие опасные и непредсказуемые. Целый Мир, где возле каждого сокровища может оказаться ловушка... Только единицы здесь достигают подлинного успеха, а большинство, в лучшем случае», остается «при своих», а, нередко, терпит окончательное и бесповоротное поражение. Но ведь это не значит, что не надо пробовать, снова, снова, снова... А иначе, можно повторить судьбу, даже не главного героя, нет, мусорщика Шики, который так и не решился потратить свои деньги, чтобы вернуть здоровье и силы, и предпочел риску жизни долгое существование калекой.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Колючее, довольно неуютное произведение. Но с изюминкой!

Хлесткими масками представлен мир будущего, с окончательно съехавшими рамками приличия в сексе, но, с еще более жесткими различиями между прожигателями жизни, имеющих деньги, и остальным населением, живущим в полной нищете, вынужденные выживать в нечеловеческих условиях. Счастье в этом мире только для избранных. Например для старателей Врат — смелых авантюристов и подопытных мышек в одном лице, пытающихся использовать непонятные технологии предтеч и гибнущих при этом пачками. Зато там можно вытянуть и счастливый билет — и разбогатеть разом, найдя что то ценное среди артефактов древней расы. Один из таких старателей наш герой — по натуре человек очень простой и совсем неинтересный. А вот что происходит с ним и рядом — это интересно...

Замечательно построен само повествование — оно идет параллельно: в кабинете прихоаналитика и воспоминания героя о времени его жизнги на Вратах. Переплетая одно с другим автор показывает своего героя самым простым и самым обычным человеком, терзающегося из-за своей ошибки и из-за любви. Никаким не суперменом, и не целеустремленным профессионалом, а просто работягой, у которого нет мечты, а есть только воспоминания и непонятная боль в груди... Но все это только до сшибающего с ног финала!

Красивая, интересная книга, и несмотря на некоторую пессимистичность — поучительная. Не зря получила достойные призы.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда было жаль Хоттабыча. Сперва его заставили пахать на разных восточных правителей, потом загнали в самые недра какого-то мерзкого сосуда, а напоследок почтенный джинн был вынужден находиться на побегушках у такого невразумительного существа как Волька Костыльков. Ему бы дворцы воздвигать среди пустыни, а он вынужден заниматься всякой ерундой и возиться с пионерами...

Вот и Фредерик Пол, человек с большим творческим потенциалом, долгое время не мог порядком развернуться. Что-то там организовывал, редактировал, проталкивал в печать. И между делом сочинял всякую шаблонную и беспомощную муть ( ее у нас в первую очередь, кстати, и перевели). А те, ради кого он суетился, наверное, получая свои «Хьюго» и «Небьюлы», снисходительно хлопали Пола по плечу, говорили что-то ободряющее, но явно давали понять: «Хороший ты, мол, парень Фредди, но не орел.»

Тут кстати будет снова вспомнить о старике Хоттабыче. Вот как я ему сопереживал в том эпизоде, когда почтенный джинн заявил: «В знак своего могущества я вырастаю до потолка!!!». Естественно, что противный пионер Волька не дал старику развернуться как следует под предлогом недопущения разных антисоветских безобразий...

А вот у Фредерика Пола под боком пионеров не было. Разозлился он и думает: «В знак своего могущества я вырастаю выше потолка!!! Пробью его своей крепкой головой и дотянусь таки до ваших премий. И попутно возьму и нарушу массу канонов, которые сам же и насаждал».

Ну и начал писать всякие такие вещи, где эти каноны порушил напрочь. Мол, нате, получите от меня шкатулку с сюрпризами: из нее и Фрейд выскочит, и Герцшпрунг выпрыгнет, и дос Пассос своим методом выстрелит. Кстати, перебьетесь и без всепобеждающих суперменов, что повергают в прах мириады планет, ибо главным героя надлежит сделать такого весьма пакостного типчика. И никаких подвигов, а просто будет всякое отребье наугад устремляться неведомо куда на непонятной технике, оставленной в наследство землянам какими-то несуразными и давно запропастившимися пришельцами...

Может быть, у Фредерика Пола и возникла мысль, что за «Врата» его будут бить. Но бить не стали. А напротив пришли, поклонились в ноги, выдали массу сувениров с красивыми названиями. А потом начали массово тиражировать его замечательные трюки...

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно — дожить до 45-ти, из них что-то около 30-ти увлекаться фантастикой — и открыть для себя Фредерика Пола. Произведение вполне добротное, насыщеное духом 70-х и своеобразным юмором. Не могу согласиться с тем что роман не роман, и не глубокий, и герой не тот. Герой надо думать среднестатистический землянин среди 25-ти миллиардов, плохо питающийся, с неважным здоровьем и уродливым моральным обликом. Сюжет тоже хорош, раскрывает и героя, и мир вокруг него. Если говорить о литературной форме — на роман тянет, события произведения разделены в пространстве и времени, и героев первого плана хватает. О непроработанности темы бегства из

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
черной дыры. Тут автор оставил некую загадку — и очень хорошо. Черная дыра — объект изучения обеих несоместимых между собой физик — квантовой и общей теории относительности. Чего там, вблизи горизонта событий — единой теории нет. Есть мнение, что корабль будет сожжен Хокинговским излучением. По большому счету — это неважно. Черная дыра
— просто момент смертельной опасности, и автор «испытал» своего героя таким моментом.

Книгу читал в украинском переводе Ю. Ефремова, перевод понравился, сама кнога тоже. Оценка -9.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По стилю написания и частично по сюжету роман напоминает написанный Джо Холдеманом годом ранее «Мост к разуму». Та же фишка с впихиванием «документальных сведений» — интервью, писем, объявлений. Не совсем морально уравновешенный главный герой, со своими недостатками. Космос, доставшийся человечеству совершенно случайно и неисчислимые опасности, которые он в следствие этого таит. Ну и акцент на сексе и сексуальной ориентции героев.

Так почему же только этот роман удостоился всевозможных премий? В увлекательности произведение Пола явно проигрывает. Зато оно вышло более цельным, более психологичным, главный герой — куда более неправильным — а значит и оригинальным. Ну и концовка — безусловно сильная, неожиданная, отлично увязывающая две нити повествования.

Вот только не удалось автору передать таинственную атмосферу Врат — не помогли ни периодические смерти второстепенных персонажей, ни прочие приёмы автора. Поэтому ровно в середине романа — когда картина описываемого мира уже полностью прояснилось, а до ошеломляющей концовки ещё рукой не подать — повествование становится несколько скучным.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тотальное разочарование для меня, давно я такой мути не читал. Сама идея неплохая, но как же убого написана сама книга, интриги ноль. Какой вообще смысл было писать эту книгу я не понимаю, особенно меня разочаровали старания автора сделать эту книгу «умной» и «философски-глубокой» этими бредовыми диалогами гг с роботом-психиатром. Не менее странным для меня оказалось то, что она получила так много пристижных премий в свое время:confused:

В общем итог таков, что в этой книге нет ни особого смысла, ни интриги и интересного сюжета как такового.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая книга, которую при всем желании невозможно назвать шедевром. Рискуя оказаться в меньшинстве, замечу, что лично мне понравилась попытка автора сделать главным героем не мегасуперположительного полуангела, а довольно сомнительную личность, запутавшуюся и в своих собственных чувствах и мыслях и в жизни вообще. В финале немного излишне высовывается deus ex masina, впрочем это ничуть не портит роман. Добавлю еще что последующие книги цикла показались мне заметно слабее первой.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похоже за тот год не написали ничего лучше, даже этот роман не очень-то увлекательный. Несмотря на небольшой объем и оригинальную идею, автор смог таки сделать большую часть текста скучной. Интересная фишка с кодом программы робота-психолога на сегодняшний день выглядит довольно примитивно и неправдоподобно (или может мне так кажется, потому что я знаком с программированием, хз). Первые сеансы главного героя выглядят очень наигранными. Чувак будто специально реагирует на вопросы психолога так агрессивно. Из-за этого он сразу воспринимается или как недалекий дурачок, или как полностью картонный герой (спойлер: он недалекий дурачок). Более половины истории нам рассказывают о том, чем Робби занимается на астероиде, готовясь к полету. И это неимоверно скучно. Более-менее захватывающие события начинают происходить, когда он, наконец, садится в корабль и улетает в экспедицию. К этому моменту я уже хотел насильно запаковать его в бандерольку и отправить ближайшим рейсом в космос.

И здесь мы подходим к хорошей стороне этой книги. После вылета Робби динамика в сюжете сильно возрастает и становится читать гораздо интереснее. Герой наш так и остается мудаком до конца и действует соответственно. Если честно, то он творит полную хрень. Можно было бы списать это на то, что мы все не идеальны, но я не буду. У этого персонажа нет ни одной положительной черты и он почти ничего не умеет. Все приключения, по которым мы наблюдаем, происходят совершенно рандомно и Робби прикладывает очень мало усилий, чтобы что-то сделать и решить проблемы, с которыми он сталкивается.

Самое крутое, что есть в этом романе — финал. Он вытягивает книгу со дна и дает хоть какой-то позитив. Читать можно, но рекомендовать кому-то не могу.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еле дочитала до конца. Все ждала, когда же начнется «то самое», за что этому роману дают такие высокие оценки. Не дождалась...

Непривлекательный герой со всеми его истериками и низкими моральными качествами меня не отпугнул. Я стойко переносила все эти странные (иногда совсем неуместные и не относящиеся к сюжету) «объявления», вставленные в текст, и сеансы психоанализа с Зигфридом. Но уже ближе к середине книги все это стало утомлять, и в самом тексте я не находила ничего такого, что бы интриговало и мотивировало читать дальше. Продолжала в ожидании «того самого». Ноль...Финал книги — разочарование.

Но помимо отсутствия интересного сюжета, огромный минус для меня это то, что мир этого романа — серый. Серый, тусклый, гнетущий... Но реальность не может состоять только из серости, черт побери! Не люблю, когда «через чур», люблю, когда все гармонично и сбалансировано: пасмурные дни и солнечные, хорошие моменты и плохие и т.п. А еще все герои схожи между собой, как под копирку, с небольшими различиями: все любители азартных игр, алкоголя, травки и ложатся в койку друг к другу без особого разбора. Действуют они все тоже примерно одинаково. У героев этого романа нет индивидуальности, особых черт, отличающих их от остальных (за исключением Зигфрида, конечно)...нет изюминки! Именно поэтому не чувствуется жизни в этой книге. Автор хотел, по видимому, пронести мысль наподобие: «наши чувства, хорошие или плохие, и делают нас живыми». Если я правильно поняла, то получилось у него не шибко хорошо, а если неправильно…Ну, значит не поняла. В любом случае, читать последующие романы цикла я точно не буду.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последние годы, как томик «Врат» попадал на глаза, меня мучил вопрос — почему роман (цикл) со столь интересным сюжетом (артефакты иной цивилизации) оставил столь бледный след в памяти (читалось ещё в 1990-х). И, наконец, дошли руки перечитать. И всё встало на свои места.

Дело в том, что в этом романе про Врата очень мало, собственно, Врат. И ещё меньше Хичи и всего, кроме Врат, с ними связанного.

Это роман не о Вратах, а о людях. О том социуме. О профессии старателя Врат на примере конкретного человека.

Вроде бы даже это и хорошо. Стругацкие тоже писали о людях и проблематике социумов, и получались шедевры. А во «Вратах» я шедевра не ощутил. Для меня оказалось слишком много одного конкретного человека и слишком мало научной фантастики (да что там научной, любой фантастики — приключенческой ещё меньше).

На мой взгляд — откровенный перебор с плясками вокруг главного героя. Главы с психоаналитиком надо было люто резать, отдавая их под судьбы (драмы) других старателей, делая картину социума более полной.

Но тут главное не переборщить с критикой. Эффект обманутых личных ожиданий не делает роман плохим. Фредерик Пол не виноват, что от романа с названием «Врата» я хотел чего-то по типу фильма «Звездные врата».

Роман хорош. Он действительно показывает нам людей вообще и возможные реалии новой профессии в частности. Не романтику, но суровые честные будни. И это действительно интересно.

Впрочем, по части человеческого в романе, я всё же не удержусь, и назову ещё один минус, на мой взгляд — объективный. Сухой язык Фредерика Пола всегда хорош при написании НФ. А вот при отражении драмы человеческих судеб, его сухость дала механистичность и отстранённость, не позволила реально проникнуться трагедиями людей на Вратах, посопереживать им.

Ещё отмечу, что по линии НФ в романе всё же есть отличные идеи, ситуации, мысли. Например, про распознавание источников (объектов хранения) информации — великолепно подмечено.

В целом, очень доволен что взялся перечитать этот роман, этот цикл. Достойный образец золотого века фантастики.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман является по сути прологом к циклу «Хичи». Прологом на 300 страниц и следовательно очень растянутым. Все действия в нем происходят на астероиде «Врата», где главный герой никак не может решится отправится в космос на корабле хичи. Каких-либо действий в романе нет вообще, сюжетная линия скучна и неинтересна. Главный герой опускается даже до того, что позволяет себе избить женщину. Когда же он наконец созревает для вылета в космос, то в начале ничего там не находит, потом не решается спуститься на планету для её исследования и на последнем вылете едва не погибает, оказавшись вблизи черной дыры. Все его три вылета занимают в сумме 30-40 страниц.

Итог: главный герой не вызывает уважения, сюжетная линия романа слабая, место действия романа ограниченное.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

если представить, что фантастику не пишут а лепят из глины, то во вратах использована порода (глины) не самого высшего, но самого приятного на ощупь сорта. именно так — невероятно хороши не столько скульптура и материал, сколько ее осязательные качества. она гладкая, теплая, долговечная. ну или, отбрасывая метафоры, — врата это офигенски написанный не-шедевр научной фантастики. не-шедевр в том смысле что нет там никаких открытий чудных и потаённых смыслов. все на поверхности разложено аккуратными рядками букв — бери, пользуйся. да и любителям твердой НФ там не разгуляться (большая часть сюжетных ходов, строго говоря, вообще к фантастике имеет мало отношения). ну и в разрекламированную Психологическую Часть , автор спускается лишь по пояс. зато есть чудесный язык рассказчика, совершенно гипнотические диалоги и много-много часов удовольствия. и очень жаль, что даже таких вот «не-шедевров» на самом деле очень мало в современном сай-фае.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда мне в руки попала данная книга, мне пришлось тяжело. От первых 20 страниц воротило, непонятно вроде и интерессно, а вроде и занудно. Но потом, постепенно начал втягиваться. В итоге это одна из любимейших книг.:pray:

Необычно здесь всё, этакая смесь чистого НФ, кучи тяжелых терминов, теорий(к стати очень познавательно, много чего для себя открыл) с примесью психологии, проблем личности, переживаний главного героя, и самого главного — интриги, кто были хичи, откуда они взялись и тд.

Очень захватывающе, но на любителя. Слог тяжелый, герои многогранные. Но мне очень понравилось. Достойное произведение достойного атвора.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если посмотреть под специфическим углом, то выходит, что описаны две цивилизации, одна — Хичи, другая — Человеческая, ну и сравнение не в пользу Человеческой.

Хичи — Производители.

Человечество — Потребители, где 25 миллиардов людей, непонятно чем занимаются.

Почему — непонятно? Потому что после Хичи остались высокие технологии, и многое другое, а что после Людей осталось, или останется?

У Пола Фредерика в далеком будущем 25 миллиардов людей, вместо того, чтобы самим развивать свои технологии, улучшать качество жизни, да вообще чем то полезным заниматься, они только и делают, что по примеру Главного героя Роббинета-Боба-Робби-Роба: сношаются неимоверное количество раз (как кролики), играют в казино, распивают алкогольные напитки различной степени доброкачественности, да бегают к психоаналитику, ну и одна цель, как у черных археологов — гробокопателей — золотоискателей, поехать да поживиться чем нибудь за счет Хичи. Причем, не только у конкретных персонажей, таких как Дейн, Клары, Боба, Шери, Лизы, эта цель у больших корпораций, у глав государств, у всей 25 миллиардной массы людей.

Это если брать в общем.

В частности, тоже не радостно, в какой то главе описывалось, что в полете, достигнув какой то точки возврата, если что то там не сходится, то играют карты, и проигравший должен перерезать себе горло, потому что ему не хватит питания, а если он не захочет заниматься суицидом, то сотоварищи дадут урок этикета, т.е. сами его прирежут. Почему то вспомнился блокадный Ленинград, если следовать логике Автора, то что должны были сделать люди в блокаде? Или взять ту же голодающую Африку?

Очень подробно описывается вычитание стоимости воздуха, проживания, питание и так далее. Настолько дотошно, подробно и часто (чуть ли не через главу), что задаешься вопросом, неужели люди кроме как подсчитывать друг у дружки кто сколько съел, надышал кислорода, сколько потребил, неужели они кроме этого ни на что не способны?

Описано будущее цивилизации коммерсантов, которые умеют только купить-продать. И всё.

Если брать реальное, настоящее время, то согласно докладу «Живая планета-2018», с 1970 по 2014 годы на планете было уничтожено 60% животных. Человечество оправдывает свое потребительско-паразитическое существование на Земле и тут уже никакой Зигмунд не поможет, сами понимаете.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх