FantLab ru

Фредерик Пол «Врата»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Голосов:
730
Моя оценка:
-

подробнее

Врата

Gateway

Роман, год; цикл «Хичи»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Выйдя в космос, человечество находит Врата — астероид, на котором находились звездолеты внеземной цивилизации, названой хичи. Приступив к исследованию кораблей, люди обнаруживают, что ими очень легко управлять, а также, что каждому кораблю уже был задан курс без возможности изменить его. Некоторые смельчаки отправлялись в звездоплавание и возвращались с богатой добычей, некоторые не возвращались или возвращались мертвыми. Стимулом все новым смельчакам — старателям — являлось то, что международная Корпорация присуждала солидное денежное вознаграждение за какую-либо инопланетную находку.

К этому времени Земля становится слишком перегруженной: население достигло 20 млрд., все природные ресурсы почти полностью исчерпаны. Робинетт Броудхед работает на пищевых шахтах — бесперспективной и тяжелой работе. Выиграв в лотерею, он решает не тратить свою жизнь на шахтах, покупает на выигрышные деньги билет на Врата и готовится стать старателем.

Примечание:

По мотивам произведения есть две компьютерные игры — Frederick Pohl’s Gateway (1992) и Gateway 2: Homeworld (1993). Действие обеих игр развивается в мире вселенной Хичи.

Входит в:

— цикл «Хичи»


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1977 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1978 // Роман НФ

лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1978 // Лучший НФ-роман

лауреат
Премия "Аполло" / Prix Tour-Apollo, 1979 // Лучший фантастический роман на французском языке

Номинации на премии:


номинант
Дитмар / Ditmar Award, 1978 // Зарубежная фантастика (США; роман)

номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Врата
1993 г.
Врата. За синим горизонтом событий
2002 г.
Врата
2004 г.
Врата
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Gateway
1984 г.
(английский)
Gateway
1999 г.
(английский)
Gateway
2010 г.
(английский)
Брама
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2009 г.

Мне очень понравился сам сюжет, понравился язык, почти понравился перевод, не понравилось только одно — главный герой. Настолько мерзкий и неприятный тип, что каждая его очередная выходка доводила меня до белого каления. Кроме того, я настолько не понял мотивов почти всех его «телодвижений», что подумал даже, не сошел ли я с ума. И, быть может, это мне, а не главному герою, стоит обратиться к психоаналитику.

Немного остыв и поразмыслив над «хьюгами», «небьюлами» и прочими «локусами», которыми был награжден этот роман, решил, что получил их Ф.Пол, прежде всего, за новаторство. Попытался разложить по полочкам:

- никчемность/серость/убогость главного героя — в противовес славным голубоглазым парням, обладающими всеми мыслимыми достоинствами, как физическими, так и моральными;

- дискредитация идей/штампов о романтических/героических межпланетных путешествиях – здесь, во «Вратах», прыжки к звёздам сродни русской рулетке; так называемые «звездопроходцы» тупо садятся в инопланетные корабли, в которых не понимают ровным счетом ничего и, предварительно обученные по-обезьяньи нажимать на «красную кнопку», надеются (чаще всего напрасно) вернуться и срубить бабла, желательно побольше;

- ровно половина романа посвящена общению ГГ с компьютером-психоаналитиком, которое показывает, с одной стороны, абсурдность подобного общения (имхо), с другой, — доказывает пословицу — «закон что дышло» — применительно к чувству вины, испытываемой ГГ: в начале «лечения» он натуральный гадёныш, в конце – «нормальный» человек;

- долой гомофобию, и да здравствует терпимость! Наш паренек с одинаковым удовольствием «любит» и женщин и мужчин;

Думаю, что 30 лет назад все эти «нововведения» (конечно, не только они) не могли не побудить жюри одарить «Врата» всевозможными премиями. И я бы тоже одарил этот роман десяткой, если бы прочитал его в то время. Но не теперь, когда большинство оригинальных «подходов» Ф.Пола к НФ жанру уже сами стали, если и не штампами, то совершенно обыденными явлениями.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 февраля 2013 г.

Мир, Вселенная, Жизнь ничего нам не обещают: они полны чудес, но все это существует само по себе, знаем мы о них или нет. И если мы хотим стать одним из таких чудес, надо набраться смелости и отправиться во внешний Мир, начать жить, свершать, любить, а не болтать о своем желании все это делать, оправдывая вечный и такой знакомый страх неудачи. Так и проходит мимо Жизнь в вечном ожидании, разговорах и сожалении: упущенные шансы, неиспользованные возможности, оправдание бессилия, страха и собственного малодушия.

Любому из нас это так знакомо. Мы все время находим подтверждение своим сомнениям: вот этот горел желанием изменить свою жизнь, терпел неудачи, начинал снова, но посмотрите, сколько не бился — он тоже среди неудачников. Зачем рисковать, еще есть время, надо оценить шансы, подождать, когда случай предоставит 100-процентный успех...

Фредерик Пол написал целый роман о таком Человеке. Человеке, который боялся Жить. Герой — такой знакомый и понятный своим вечным страхом перед неизвестным, желающий изменений и боящийся их, одновременно, мечтающий о свершениях и не способный ради них на риск и действие, жаждущий любви и не имеющий сил принести даже малую жертву ради собственной Мечты. В общем-то, самый обычный человек, узнаваемый, в котором, если будет честен с собой, каждый найдет и собственные черты. Может от этого, он так и неприятен, со своей больной совестью, загнанной в самый дальний уголок сознания виной, сожалением об упущенном и несовершенном, что показывает то, что сами предпочитаем не замечать в себе и окружающих?

Написал Пол умный роман, болезненный, бьющий в самое скрытое от посторонних глаз место души, создав завораживающий образ самой Жизни. Врата Хичи — манящие своими возможностями и богатством, такие опасные и непредсказуемые. Целый Мир, где возле каждого сокровища может оказаться ловушка... Только единицы здесь достигают подлинного успеха, а большинство, в лучшем случае», остается «при своих», а, нередко, терпит окончательное и бесповоротное поражение. Но ведь это не значит, что не надо пробовать, снова, снова, снова... А иначе, можно повторить судьбу, даже не главного героя, нет, мусорщика Шики, который так и не решился потратить свои деньги, чтобы вернуть здоровье и силы, и предпочел риску жизни долгое существование калекой.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 марта 2009 г.

Колючее, довольно неуютное произведение. Но с изюминкой!

Хлесткими масками представлен мир будущего, с окончательно съехавшими рамками приличия в сексе, но, с еще более жесткими различиями между прожигателями жизни, имеющих деньги, и остальным населением, живущим в полной нищете, вынужденные выживать в нечеловеческих условиях. Счастье в этом мире только для избранных. Например для старателей Врат — смелых авантюристов и подопытных мышек в одном лице, пытающихся использовать непонятные технологии предтеч и гибнущих при этом пачками. Зато там можно вытянуть и счастливый билет — и разбогатеть разом, найдя что то ценное среди артефактов древней расы. Один из таких старателей наш герой — по натуре человек очень простой и совсем неинтересный. А вот что происходит с ним и рядом — это интересно...

Замечательно построен само повествование — оно идет параллельно: в кабинете прихоаналитика и воспоминания героя о времени его жизнги на Вратах. Переплетая одно с другим автор показывает своего героя самым простым и самым обычным человеком, терзающегося из-за своей ошибки и из-за любви. Никаким не суперменом, и не целеустремленным профессионалом, а просто работягой, у которого нет мечты, а есть только воспоминания и непонятная боль в груди... Но все это только до сшибающего с ног финала!

Красивая, интересная книга, и несмотря на некоторую пессимистичность — поучительная. Не зря получила достойные призы.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2012 г.

Мне всегда было жаль Хоттабыча. Сперва его заставили пахать на разных восточных правителей, потом загнали в самые недра какого-то мерзкого сосуда, а напоследок почтенный джинн был вынужден находиться на побегушках у такого невразумительного существа как Волька Костыльков. Ему бы дворцы воздвигать среди пустыни, а он вынужден заниматься всякой ерундой и возиться с пионерами...

Вот и Фредерик Пол, человек с большим творческим потенциалом, долгое время не мог порядком развернуться. Что-то там организовывал, редактировал, проталкивал в печать. И между делом сочинял всякую шаблонную и беспомощную муть ( ее у нас в первую очередь, кстати, и перевели). А те, ради кого он суетился, наверное, получая свои «Хьюго» и «Небьюлы», снисходительно хлопали Пола по плечу, говорили что-то ободряющее, но явно давали понять: «Хороший ты, мол, парень Фредди, но не орел.»

Тут кстати будет снова вспомнить о старике Хоттабыче. Вот как я ему сопереживал в том эпизоде, когда почтенный джинн заявил: «В знак своего могущества я вырастаю до потолка!!!». Естественно, что противный пионер Волька не дал старику развернуться как следует под предлогом недопущения разных антисоветских безобразий...

А вот у Фредерика Пола под боком пионеров не было. Разозлился он и думает: «В знак своего могущества я вырастаю выше потолка!!! Пробью его своей крепкой головой и дотянусь таки до ваших премий. И попутно возьму и нарушу массу канонов, которые сам же и насаждал».

Ну и начал писать всякие такие вещи, где эти каноны порушил напрочь. Мол, нате, получите от меня шкатулку с сюрпризами: из нее и Фрейд выскочит, и Герцшпрунг выпрыгнет, и дос Пассос своим методом выстрелит. Кстати, перебьетесь и без всепобеждающих суперменов, что повергают в прах мириады планет, ибо главным героя надлежит сделать такого весьма пакостного типчика. И никаких подвигов, а просто будет всякое отребье наугад устремляться неведомо куда на непонятной технике, оставленной в наследство землянам какими-то несуразными и давно запропастившимися пришельцами...

Может быть, у Фредерика Пола и возникла мысль, что за «Врата» его будут бить. Но бить не стали. А напротив пришли, поклонились в ноги, выдали массу сувениров с красивыми названиями. А потом начали массово тиражировать его замечательные трюки...

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2018 г.

Удивительно — дожить до 45-ти, из них что-то около 30-ти увлекаться фантастикой — и открыть для себя Фредерика Пола. Произведение вполне добротное, насыщеное духом 70-х и своеобразным юмором. Не могу согласиться с тем что роман не роман, и не глубокий, и герой не тот. Герой надо думать среднестатистический землянин среди 25-ти миллиардов, плохо питающийся, с неважным здоровьем и уродливым моральным обликом. Сюжет тоже хорош, раскрывает и героя, и мир вокруг него. Если говорить о литературной форме — на роман тянет, события произведения разделены в пространстве и времени, и героев первого плана хватает. О непроработанности темы бегства из

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
черной дыры. Тут автор оставил некую загадку — и очень хорошо. Черная дыра — объект изучения обеих несоместимых между собой физик — квантовой и общей теории относительности. Чего там, вблизи горизонта событий — единой теории нет. Есть мнение, что корабль будет сожжен Хокинговским излучением. По большому счету — это неважно. Черная дыра
— просто момент смертельной опасности, и автор «испытал» своего героя таким моментом.

Книгу читал в украинском переводе Ю. Ефремова, перевод понравился, сама кнога тоже. Оценка -9.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2010 г.

По стилю написания и частично по сюжету роман напоминает написанный Джо Холдеманом годом ранее «Мост к разуму». Та же фишка с впихиванием «документальных сведений» — интервью, писем, объявлений. Не совсем морально уравновешенный главный герой, со своими недостатками. Космос, доставшийся человечеству совершенно случайно и неисчислимые опасности, которые он в следствие этого таит. Ну и акцент на сексе и сексуальной ориентции героев.

Так почему же только этот роман удостоился всевозможных премий? В увлекательности произведение Пола явно проигрывает. Зато оно вышло более цельным, более психологичным, главный герой — куда более неправильным — а значит и оригинальным. Ну и концовка — безусловно сильная, неожиданная, отлично увязывающая две нити повествования.

Вот только не удалось автору передать таинственную атмосферу Врат — не помогли ни периодические смерти второстепенных персонажей, ни прочие приёмы автора. Поэтому ровно в середине романа — когда картина описываемого мира уже полностью прояснилось, а до ошеломляющей концовки ещё рукой не подать — повествование становится несколько скучным.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2011 г.

Тотальное разочарование для меня, давно я такой мути не читал. Сама идея неплохая, но как же убого написана сама книга, интриги ноль. Какой вообще смысл было писать эту книгу я не понимаю, особенно меня разочаровали старания автора сделать эту книгу «умной» и «философски-глубокой» этими бредовыми диалогами гг с роботом-психиатром. Не менее странным для меня оказалось то, что она получила так много пристижных премий в свое время:confused:

В общем итог таков, что в этой книге нет ни особого смысла, ни интриги и интересного сюжета как такового.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2010 г.

Очень хорошая книга, которую при всем желании невозможно назвать шедевром. Рискуя оказаться в меньшинстве, замечу, что лично мне понравилась попытка автора сделать главным героем не мегасуперположительного полуангела, а довольно сомнительную личность, запутавшуюся и в своих собственных чувствах и мыслях и в жизни вообще. В финале немного излишне высовывается deus ex masina, впрочем это ничуть не портит роман. Добавлю еще что последующие книги цикла показались мне заметно слабее первой.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2016 г.

Еле дочитала до конца. Все ждала, когда же начнется «то самое», за что этому роману дают такие высокие оценки. Не дождалась...

Непривлекательный герой со всеми его истериками и низкими моральными качествами меня не отпугнул. Я стойко переносила все эти странные (иногда совсем неуместные и не относящиеся к сюжету) «объявления», вставленные в текст, и сеансы психоанализа с Зигфридом. Но уже ближе к середине книги все это стало утомлять, и в самом тексте я не находила ничего такого, что бы интриговало и мотивировало читать дальше. Продолжала в ожидании «того самого». Ноль...Финал книги — разочарование.

Но помимо отсутствия интересного сюжета, огромный минус для меня это то, что мир этого романа — серый. Серый, тусклый, гнетущий... Но реальность не может состоять только из серости, черт побери! Не люблю, когда «через чур», люблю, когда все гармонично и сбалансировано: пасмурные дни и солнечные, хорошие моменты и плохие и т.п. А еще все герои схожи между собой, как под копирку, с небольшими различиями: все любители азартных игр, алкоголя, травки и ложатся в койку друг к другу без особого разбора. Действуют они все тоже примерно одинаково. У героев этого романа нет индивидуальности, особых черт, отличающих их от остальных (за исключением Зигфрида, конечно)...нет изюминки! Именно поэтому не чувствуется жизни в этой книге. Автор хотел, по видимому, пронести мысль наподобие: «наши чувства, хорошие или плохие, и делают нас живыми». Если я правильно поняла, то получилось у него не шибко хорошо, а если неправильно…Ну, значит не поняла. В любом случае, читать последующие романы цикла я точно не буду.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2015 г.

Этот роман является по сути прологом к циклу «Хичи». Прологом на 300 страниц и следовательно очень растянутым. Все действия в нем происходят на астероиде «Врата», где главный герой никак не может решится отправится в космос на корабле хичи. Каких-либо действий в романе нет вообще, сюжетная линия скучна и неинтересна. Главный герой опускается даже до того, что позволяет себе избить женщину. Когда же он наконец созревает для вылета в космос, то в начале ничего там не находит, потом не решается спуститься на планету для её исследования и на последнем вылете едва не погибает, оказавшись вблизи черной дыры. Все его три вылета занимают в сумме 30-40 страниц.

Итог: главный герой не вызывает уважения, сюжетная линия романа слабая, место действия романа ограниченное.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2009 г.

если представить, что фантастику не пишут а лепят из глины, то во вратах использована порода (глины) не самого высшего, но самого приятного на ощупь сорта. именно так — невероятно хороши не столько скульптура и материал, сколько ее осязательные качества. она гладкая, теплая, долговечная. ну или, отбрасывая метафоры, — врата это офигенски написанный не-шедевр научной фантастики. не-шедевр в том смысле что нет там никаких открытий чудных и потаённых смыслов. все на поверхности разложено аккуратными рядками букв — бери, пользуйся. да и любителям твердой НФ там не разгуляться (большая часть сюжетных ходов, строго говоря, вообще к фантастике имеет мало отношения). ну и в разрекламированную Психологическую Часть , автор спускается лишь по пояс. зато есть чудесный язык рассказчика, совершенно гипнотические диалоги и много-много часов удовольствия. и очень жаль, что даже таких вот «не-шедевров» на самом деле очень мало в современном сай-фае.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2009 г.

Когда мне в руки попала данная книга, мне пришлось тяжело. От первых 20 страниц воротило, непонятно вроде и интерессно, а вроде и занудно. Но потом, постепенно начал втягиваться. В итоге это одна из любимейших книг.:pray:

Необычно здесь всё, этакая смесь чистого НФ, кучи тяжелых терминов, теорий(к стати очень познавательно, много чего для себя открыл) с примесью психологии, проблем личности, переживаний главного героя, и самого главного — интриги, кто были хичи, откуда они взялись и тд.

Очень захватывающе, но на любителя. Слог тяжелый, герои многогранные. Но мне очень понравилось. Достойное произведение достойного атвора.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2017 г.

В последние годы, как томик «Врат» попадал на глаза, меня мучил вопрос — почему роман (цикл) со столь интересным сюжетом (артефакты иной цивилизации) оставил столь бледный след в памяти (читалось ещё в 1990-х). И, наконец, дошли руки перечитать. И всё встало на свои места.

Дело в том, что в этом романе про Врата очень мало, собственно, Врат. И ещё меньше Хичи и всего, кроме Врат, с ними связанного.

Это роман не о Вратах, а о людях. О том социуме. О профессии старателя Врат на примере конкретного человека.

Вроде бы даже это и хорошо. Стругацкие тоже писали о людях и проблематике социумов, и получались шедевры. А во «Вратах» я шедевра не ощутил. Для меня оказалось слишком много одного конкретного человека и слишком мало научной фантастики (да что там научной, любой фантастики — приключенческой ещё меньше).

На мой взгляд — откровенный перебор с плясками вокруг главного героя. Главы с психоаналитиком надо было люто резать, отдавая их под судьбы (драмы) других старателей, делая картину социума более полной.

Но тут главное не переборщить с критикой. Эффект обманутых личных ожиданий не делает роман плохим. Фредерик Пол не виноват, что от романа с названием «Врата» я хотел чего-то по типу фильма «Звездные врата».

Роман хорош. Он действительно показывает нам людей вообще и возможные реалии новой профессии в частности. Не романтику, но суровые честные будни. И это действительно интересно.

Впрочем, по части человеческого в романе, я всё же не удержусь, и назову ещё один минус, на мой взгляд — объективный. Сухой язык Фредерика Пола всегда хорош при написании НФ. А вот при отражении драмы человеческих судеб, его сухость дала механистичность и отстранённость, не позволила реально проникнуться трагедиями людей на Вратах, посопереживать им.

Ещё отмечу, что по линии НФ в романе всё же есть отличные идеи, ситуации, мысли. Например, про распознавание источников (объектов хранения) информации — великолепно подмечено.

В целом, очень доволен что взялся перечитать этот роман, этот цикл. Достойный образец золотого века фантастики.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2009 г.

Заметил, что неинтересно мне писать положительные отзывы, интересно критиковать. Так вот…

Главный герой мне сразу не понравился. Конченый эгоист, который думает только о том, как отхватить на халяву все и сразу. Все интересы сводятся к: пожрать, потрахаться и нажраться, а если не нажраться тогда, задурить голову «легкими» наркотиками. С программой психоаналитиком Зигфридом ведет он себя как последний дебил и постоянно доказывает что-то компьютеру. Еще не понравилось постоянное заострение внимания на сексуальной ориентации героев. Странно, что многие после этого в классификаторе отмечают возраст для прочтения – любой. Некоторые вещи во Вратах показались нелогичными и такое чувство, что текст просто не отредактирован до конца. В остальном добротный средний роман о встрече землян с артефактами инопланетной цивилизации.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2017 г.

Роман знаменит. Писать и говорить -всё уже другими обговорено. Обращу внимание на сюжет — 25 миллиардов жителей планеты Земля и все силы человечества на всех планетах системы направлены на производство питания, суррогатного питания по нашим понятиям.Ужасная жизнь. Главный герой Боб выиграл в лотерею билет на Врата. Ну и кто он? Секс со всеми, пьёт,спит,ищет где заработать большие деньги. И он не один такой на станции Врата. Корпорация же использует все вышесказанные ситуации с людьми в своих целях, посылая людей через Врата неведомо куда в с высочайшей вероятностью гибели. И люди соглашались, т. к. премии в размерах миллионов долларов.И многие гибнут. Роман завораживает постоянной интригой, тем более что идёт параллельная интригующая линия сюжета — о ходе психоанализа Боба, где и выясняется в финале почему он жив, а остальные не вернулись.

Одна только деталь не проработана автором на мой взгляд — это бегство от черной дыры. Непонятна техническая логика бегства.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх