FantLab ru

Клиффорд Саймак «Грот танцующих оленей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Голосов:
550
Моя оценка:
-

подробнее

Грот танцующих оленей

Grotto of the Dancing Deer

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

Группа археологов изучает наскальные рисунки, найденные в пещере. В конце всех работ, когда стали паковать палатки, один из исследователей Бойд находит замаскированный грот, расписанный неизвестным художником двести веков назад — так показал углеводородный анализ, сделанный впоследствии по образцам красок и отпечаткам пальцев в лаборатории ФБР. Но череда случайностей наталкивает Бойда на мысль, что этот художник находится в его группе. И этому художнику двадцать тысяч лет...

Входит в:

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Winners Sixteen», 1982 г.

— условный цикл «The Exclamatory Series»  >  антологию «Immortals», 1998 г.

— сборник «Фото битвы при Марафоне», 1986 г.

— антологию «The Best of the Nebulas», 1989 г.

— антологию «The Hugo Winners, Volume 5», 1986 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 1», 1999 г.

— журнал «Знание-сила» 1988'12», 1988 г.

— антологию «The Best Science Fiction of the Year #10», 1981 г.

— антологию «Univers 1982», 1982 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1981 // Рассказ

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1980 // Рассказ

лауреат
Локус / Locus Award, 1981 // Рассказ

лауреат
AnLab / AnLab award (Analog), 1981 // Рассказ

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1988 // Малая форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Миры Клиффорда Саймака. Книга 16
1994 г.
Прелесть
2002 г.
Грот танцующих оленей
2005 г.
Грот танцующих оленей
2009 г.
Грот танцующих оленей
2013 г.
Фото битвы при Марафоне
2016 г.

Периодика:

«Знание-сила» 12/88
1988 г.

Издания на иностранных языках:

The Best Science Fiction of the Year #10
1981 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #10
1981 г.
(английский)
Nebula Winners Sixteen
1982 г.
(английский)
Univers 1982
1982 г.
(французский)
Nebula Winners Sixteen
1983 г.
(английский)
Nebula Winners Sixteen
1983 г.
(английский)
Die schönsten Science Fiction Stories des Jahres: Band 1
1983 г.
(немецкий)
Immortals
1998 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
1999 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
2000 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2008 г.

Один из последних рассказов Саймака, написанный тогда, когда автору было уже под 80. Мне кажется, описывая мысли и чувства Луи, автор во многом передал собственные ощущения. Почти всех, кого ты когда-то знал, уже нет, вокруг тебя новая, совсем непривычная действительность, а ты все живешь и живешь, и кажешься самому себе доисторическим человеком. А самое ценное из того, что ты создал — странные рисунки на стене, о которых никто не знает. Только между автором и Луи есть одно важное отличие — творчество Саймака известно и любимо миллионами читателей. Рассказ проникнут грустным, немного осенним настроением, и от этого становится особенно трогательным.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 ноября 2013 г.

Жил-был человек...Миллионы историй начинаются так, и ничего страшного, если так начнется еще один рассказ.

Итак, жил-был человек. Жил долго: мимо проносились годы, века, тысячелетия. Он видел, как отступил великий ледник, и исчезли мамонты, как люди продвигались вслед за кромкой льда и осваивали новые земли. Он смог наблюдать, как выросли из песка первые пирамиды, и был выкован первый меч, как возникали религии и рушились храмы старых богов. Как человек продвигался маленькими шажками, иногда даже отступая, от пещер и костров к самолетам и телефонам.

Он стал свидетелем всей истории Человечества, бесстрастно наблюдая за войнами и периодами мира, достижениями и поражениями. Всегда скрытый от глаз людей, всегда один, не смея даже поделиться своими огромными знаниями с людьми, чтобы не раскрыть свою тайну.

Странная история о человеке, который прожил 20 тысяч лет в одиночестве, почти не изменяясь. О человеке, для которого прошедшие века оказались, как фильм, как картина, которую разглядывают со стороны. Он так и не стал участником проносящейся мимо него жизни, сторонясь людей, ни к кому не привязываясь, боясь обратить на себя внимание. А ведь такой человек смог бы стать, если бы захотел, известным ученым-историком, философом, социологом, литератором, искусствоведом – да, мало ли кем еще!- храня знания об ушедших эпохах, бережно сберегая самое лучшее из прошлого и передавая его новым поколениям. Если бы просто захотел...

В сущности, он так и остался безымянным дикарем из пещер, вечно тоскующим по вольным просторам, отблесках костра, беззаботной игре на свирели, звездах, еще не затянутых смогом, не тронутых плугом лугах и соплеменниках, которые не познали технических революций, городов, глобальных войн и прочих «благ цивилизации».

Но ведь был же герой когда-то весел и счастлив, смел и дерзок. Иначе не появился бы тайный грот с озорным рисунком — веселым танцем оленей, разрушающий традиции и уже утвердившиеся каноны.

Наверное, этот рассказ все же не о бессмертии. А о тех связях, которые делают доставшееся нам для жизни время единственно неповторимым для нас. О тех нитях, которые протягиваются от нас к другим людям и от них еще к другим, создавая уникальное полотно мира, на котором наша жизнь органично вплетается в общий рисунок. А еще это такая притча об ушедших навсегда днях Детства Человечества — невинности и первобытного удивления, когда люди были еще нераздельной частью природы, воспринимая окружающий мир, как часть себя, а не как источник ресурсов, равнодушно перекраивая его под свои сиюминутные интересы. О днях, которые не вернутся, но помнить о которых просто необходимо.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2011 г.

Прекрасный рассказ об одиночестве человека, написанный без фальши, без какой-либо жалости, без снисхождения... В нем есть все — в меру цинизма, в меру осуждения, в меру восхищения... Такой рассказ мог написать только человек, прекрасно понимающий, что чувствует существо, слишком много повидавшее в клетке этого пыльного мира...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2007 г.

Археолог Бойд находит грот со странными рисунками, непохожими на обычное творчество кроманьонцев. Но ещё удивительнее результаты экспертизы найденной палитры…

22 000 лет! Поневоле задумаешься: как ещё Луи не покончил с собой, устав от бесконечного вращения колеса времени? Видимо, все дело в близости к природе, особенностях характера, и, самое главное, — в инстинкте самосохранения, врожденной тяге к жизни. И все равно он отмечает, что вряд ли продержался бы долгое время, если бы не Бойд, раскрывший секрет и хоть немного облегчивший тяжесть одиночества. А тяжесть эту Саймак описал правдоподобно, может быть, даже слишком…

Красивый рассказ из золотого фонда фантастики. Мудрый, свежий и облагораживающий.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2011 г.

Потрясающий рассказ, странно, что до 90х годов он ни разу не был переведен. Мне он показался очень кинематографичным. При должном режиссерском и сценарном мастерстве — потрясающий фильм бы можно было сделать. Всё-таки сколько не читаю — удивляюсь творчеству Саймака. Столько рассказов — и ничего лишнего. Ни тягомоты, ни соплей, ничего. Всего-то 20 страниц с небольшим весь рассказ, а сколько впечатлений!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2014 г.

Опять же, рассказ этот действует скорее на эмоции, чем на разум. Археолог натыкается в замурованной пещере на следы доисторического художника, и видит там отпечатки пальцев человека, с которым беседовал этим утром. Что это значит?

Конечно, вряд ли человек, проживший на этом свете 20 тысячелетий, будет так спокойно сидеть и беседовать с человеком современности. Груз веков должен его раздавить. Способен ли он поспевать за всё время сменяющимся вокруг него пейзажем, за новыми технологиями, за мелькающими и тут же исчезающими лицами? Совершенно непонятно. Но соль рассказа-то — в другом. Саймак сотворил сего Луи с несколько иной целью — чтобы показать безумно одинокого человека, который просто решил поделиться с кем-то тайной своего существования. В своём одиночестве он не может ни поделиться своими знаниями о прошлом, ни оказать влияние на развитие общества — слишком озабочен поддержанием своего существования.

Хотя для этого совершенно необязательно жить тысячелетиями — знаю многих, кто существует ничуть не лучше, не прожив ни четверти, ни полувека.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 мая 2007 г.

Рассказ то написан о человек который безмерно одинок и настолько же несчастен так, как за всю свою жизнь не cделал возможно ничего запоминающегося, кроме этого наскального рисунка. Он настолько старается не выделятся, что не совершает ничего выдающегося и не заводит друзей из за страха быть разоблаченным, он живет только ради существования, в этом основная трагедия.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 августа 2016 г.

Я не являюсь фанатом Саймака. Но этот рассказ является на мой взгляд шедевром. Многие читают этот рассказ и видят скучненькую историю про долго живущего человека. Да согласен сюжет банален и прост. Но ведь рассказ написан не для этого. Главная тема рассказа это описание способа выживания этого «реликта». Вы вдумайтесь в то как он описывает принципы своего выживания и долголетия. Это же целый пласт философии. Здесь можно развить такую дискуссию, что закачаешься. И всё не так просто, сам же главный герой подливает масла в огонь. Он при всей своей философии выживания сам же идет ей вопреки. Он хочет что бы о нем... Читайте и думайте.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2014 г.

Начало было интригующим: раскопки, пещера, тайны забытого прошлого. Подумал, что будет налет мистики, как в «Кто там, в толще скал», однако все оказалось совсем по-другому и намного проще.

«Грот танцующих оленей» — рассказ о человеке, которому 20 тысяч лет, преисполненном одиночества и сожаления. Собственно рассказ не столько о вечной жизни, сколько о вечном одиночестве. Саймак раскрывает одну из сторон того идеализма, к которому человек постоянно стремится. При чем эта сторона — негативная. Ведь многие люди хотят жить вечно, однако Саймак показывает, что и вечная жизнь полна печали и грусти. И в этом он напомнил мне рассказ Брэдбери «Каникулы», в котором семья захотела оказаться на Земле, где нет людей. Так и случилось, но эйфория от одиночества быстро прошла, и реальность раскрылась во всей своей неприглядности.

Рассказ прост, без особой интриги, с ровным и сухим стилем повествования. В общем, ожидал от рассказа гораздо большего, поэтому разочарование так велико.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2017 г.

Рассказ среди огромного их количества у Саймака занимает безусловно одно из первых мест. Отчасти потому, что написан он на тему столь животрепещущую, что трудно найти автора-фантаста в ней не отметившегося. О проблемах связанных с бессмертием и отношением к нему людей, получивших от природы этот дар, и остальных простых смертных, среди которых им приходится жить писали Фармер и Андерсон, Хайнлайн и Желязны, Юрий Никитин и...пожалуй, остановлюсь, ибо это перечисление может оказаться непозволительно длинным. Но вот чего я не смог вспомнить, так это того, чтобы бессмертный был одинок всю свою практически бесконечную жизнь. У Андерсона в романе «Челн на миллион лет» этих людей не так уж мало и они находят друг друга. У Желязны в «Хрониках Амбера» все бессмертные принадлежат к одному роду. У Фармера Властители тоже не одиноки и жизнь они ведут очень бурную и полную опасных приключений. То же и у Никитина (Олег). Есть одно исключение — это повесть Фармера «Последний дар времени», но жизнь героя этой повести описывается им самим очень кратко и как он решал свои проблемы, остаётся неизвестным.

Интерес человека к проблемам бессмертия выразился в том, что он создал бессмертными своих богов в том числе и для того, чтобы посмотреть (это отразилось в мифах), как они будут жить, обладая таким качеством. Но и боги не были одиноки, в любой мифологии их десятки.

Герой рассказа «Грот танцующих оленей» прожил в одиночестве около 22-х тысяч лет, не считая молодости, когда он, скорее всего, был таким же, как все, и имел семью. К тому времени, когда он уже мог бы попытаться начать нормальную жизнь, т. е. стать, например, учёным-историком, что упростило бы его жизнь (тем более, что он не нуждается в деньгах и мог бы покупать новые документы*, когда приходило бы для этого время), он уже начал медленно сходить с ума. Луи всё время кажется, что уже пора уходить, а это — синдром революционера-подпольщика в чистом виде. Очевидно, что он долго не протянет (две-три тысячи лет, не больше), если Бойд не найдёт способа ему помочь. А хочется верить, что найдёт.

Саймак доказал этим рассказом, что бессмертие в одиночестве человеку не по плечу, доказал вообще-то говоря нечто очевидное — человек не Бог. Но сделал он это очень хорошо.

В заключение — ложка неприятной субстанции. Досадно (мягко говоря) бывает, когда в произведении, которое кажется вот-вот попадёт с твой личный список шедевров, обнаруживается вдруг нечто, на мой взгляд, недопустимое для большого Мастера, а именно, элементарный ляп. Я в этот момент почувствовал себя так, как если бы уронил и разбил амфору с вином из Спарты, где долго жил когда-то Луи. «Я ничего не планировал, — говорит Луи — когда оставил в гроте свои вещи. Свирель, конечно, выдавала меня сразу, и я надеялся, что ты, по крайней мере, заинтересуешься. Хотя здесь, у костра, ты ни словом не обмолвился о находке, и я решил, что шанс упущен.» Автор, видимо, забыл, что несколькими страницами раньше, когда Бойд вышел из пещеры с палитрой и свирелью, «на каменном уступе рядом с пещерой никого не было: Луи ушёл по своим делам в деревню...». Ну, т. е. не было никакого разговора у костра после обнаружения Бойдом палитры и свирели. Закончив чтение рассказа, я сравнил свои ощущения с переживаниями той девы из Царского Села, которая в вечной печали сидит около разбитого сосуда, в руке «праздный держа черепок». Это не ошибка переводчика, так ошибиться невозможно, амфору разбил всё-таки Автор и хорошо, что где-то в верхней части и всё содержимое не вытекло, т. е. ляп не настолько грандиозен, но максимальную оценку уже не поставить.

*) В наше время можно купить любой документ, неважно, диплом это или автомобильные права или свидетельство о награждении орденом Почётного легиона.

PS. Рассказ почти не содержит следов работы над ним современных профессионалов книгопечатания. Но как же это — совсем не напортачить? И напечатали таки в одном месте, что баски убили и ограбили рыцарей Карла Великого в 1778 году. Спасибо, что хоть в другом месте дата верная (у меня сборник «Прелесть» ШФ, 2003 г.)

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2009 г.

Наверное, многих посещала мысль, что на Земле могут быть люди, живущие гораздо дольше остальных. Саймак в кратце описал каким мог бы быть такой человек, повстречай его кто-нибудь из нас. Одинокий и вечно от всего убегающий уникальный долгожитель, которому просто тяжело нести свою ношу через тысячелетия, мимо миллионов жизней людей. И ведь не расскажешь всему человечеству о том, какой ты уникальный: отсчитывая века времени, природа никогда не меняла человека, всегда оставляла его пугливым ко всему, что отклоняется от эфемерной нормы. Похоже, и в блежаишее время общество не сможет найти место человеку, помнящему города и страны, королей и ученых, да просто события истории, которые могли быть искажены течением времени.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2009 г.

Рассказ хорошо написан и интересно вставлен в сюжет тот самый грот. Но, как мне кажется, автор суховато передал чувства и саму суть 20000-летнего человека.

Ведь получается, что кроме археолога Бойда никто не знает о Луи. И что же Луи рассказал ему при последней втрече? Чем поделился?

Либо он (Луи) уже дейтвительно морально высох и ему нечем поделиться. У него уже нет чувств.

Да, такое и представить трудно. 20000 лет. Дар или наказанье?:confused:

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2007 г.

А я как раз не прочувствовала этого ощущения одиночества. Жалко человека, конечно, но по-моему, он уже давно не совсем человек. Просто потому что отрицает почти все человеческие ценности и дорожит только своей жизнью.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2017 г.

Маленький рассказик для тех, у кого всё в порядке с воображением и эмпатией, от одного из мэтров научной-фантастики.

Бессмертие — это не великий дар, а проклятие, не счастье, а кошмар, давящий одиночеством. Согласен конкретный читатель с этим утверждением или нет, Саймак не изобретает велосипед, представляя каждому взявшему в руки книгу самого одинокого на свете, двадцатитысячелетнего человека, вся жизнь которого в вечном, инстинктивном путешествии с места на место.

Причём здесь развитость воображение и сопереживания? При том, что в рамках маленького рассказа Клиффорд Саймак не смог, а скорее всего не захотел, потому что таков уж был замысел, объяснить причины бессмертия разрисовавшего тысячелетия назад стены пещеры, играющего на свирели сквозь века Луи. Также автор, а вместе с ним и Луи оставляет без внимания великое множество так или иначе пережитых бессмертным странником драм. Во многом это объясняется избранной Луи стратегией выживания в мире полном опасностей и проходящих через века больших и малых войн, но всё же чуточку обидно.

Также лично меня не убедил сам образ Луи, обрисованный в описании бессмертным истинных обстоятельств схватки гасконцев и рыцарей короля франков. Луи так описывал события, будто до того он не двадцать тысяч лет, а от силы пару веков по земле ходил и людей знал. Головой я, конечно, понимаю, что таким образом Саймак хотел сделать персонаж человечнее, приблизить его к читателю, вместо того, чтобы сотворять нечто, что может вести себя подобно обычному человеку, но при этом быть чем-то невероятно чуждым, будто и не от мира сего.

В итоге, для малого объёма рассказа «Грот танцующих оленей» может быть и не великолепен, но всё же интересен, а вот сама тема бессмертия, долгожительства, существования человека или практически неотличимого от него существа иного мира гораздо лучше раскрыта в романе Владимира Касперова «Двойник каменных идолов».

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2013 г.

В этом рассказе явно чего-то не хватает. Не очень верится в мотивацию по раскрытию самого себя простым смертным этого долгожителя «просто так», просто чтобы кто-то знал. Да зачем ему это, если он от всех скрывается? Ничем особо не помогая людям, ничего не давая взамен? Вот если бы, допустим, Луи был колдуном/вампиром, которому требовалось бы периодически вступать в близкий контакт с простыми смертными, забирая у них энергию для поддержания своего существования, давая что-либо взамен, после чего избранному человеку открывалось бы нечто о сути вещей, после чего не требовалось бы рассказывать о Луи всем вокруг — тогда в этом рассказе был бы некий элемент магреализма, а так — получилась пустышка. Ни тебе фантастики, ни объяснений отчего это вдруг он стал бессмертным.

А свирель, кстати, заставляет вспонить о Пане (или Фавне, кому как нравится).

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх