FantLab ru

Невил Шют «На последнем берегу»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Голосов:
249
Моя оценка:
-

подробнее

На последнем берегу

On the Beach

Другие названия: На берегу

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Мир лежит в радиоктивных руинах. Только далекая Австралия осталась в стороне от всемирной бойни, но гибельная радиация приходит и туда, планомерно убивая всех выживших.

Примечание:

Произведение экранизировано, причём экранизация получила известность едва ли не большую, чем сам первоисточник.

Входит в:

— условный цикл «Румбы фантастики»  >  антологию «Невидимое солнце», 1993 г.  >  Зарубежная фантастика

— журнал «Урал, 1991, № 5», 1991 г.

— антологию «Миллион завтра», 1992 г.


Экранизации:

«На берегу» / «On the Beach» 1959, США, реж: Стэнли Крамер

«На последнем берегу» / «On the Beach» 2000, США, Австралия, реж: Рассел Малкэй



Похожие произведения:

 

 


Крысолов. На берегу
1991 г.
Миллион завтра
1992 г.
Невидимое солнце
1993 г.
На берегу
2011 г.

Периодика:

Урал, 1991/5
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Крысолов. На берегу
2016 г.

Издания на иностранных языках:

On the Beach
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2016 г.

Что бы вы стали делать, если бы были абсолютно уверены, что через полгода наступит конец света? Наверняка пустились бы во все тяжкие, попытались бы реализовать все самые сокровенные мечты, наверстать всё, что было упущено за предыдущие годы. Герои романа «На последнем берегу» ведут себя совершенно иначе, уверенные в том, что жить им осталось считанные месяцы, они... не предпринимают ровным счетом ничего. Описания романа выглядят очень вкусно — «роман-сенсация», две голливудские экранизации, а на поверку оказывается, что примерно 3/4 текста читать неимоверно скучно. Более того, ожидая заявленного психологизма, я надеялся увидеть острые душевные терзания, мрак беспросветной депрессии, квинтэссенцию саморазрушения, но вместо этого создается ощущение, что читаешь заурядный бытописательский роман, своего рода хроники тихой провинциальной жизни — без драмы, без острых поворотов сюжета и намека на надрыв. В финале ситуация внезапно исправляется, но проникаться духом трагедии уже не хочется, слишком большая усталость накапливается к этому моменту.

Большая часть описываемых событий разворачивается в Австралии после Третьей мировой войны, в ходе которой широко применялось ядерное оружие. В Европе и Северной Америке всё живое было уничтожено, и теперь неумолимая радиация распространяется по всему земному шару, постепенно накрывая Южную Америку и Африку. С персонажами романа мы знакомимся за полгода до того, как радиация достигнет Австралии. Можно выделить три тесно связанные между собой сюжетные линии, действие которых проходит на берегу. Помимо этого автор предлагает нам поучаствовать в трех морских экспедициях американской подлодки, из которых лишь последняя может вызвать какой-либо интерес, по крайней мере там хотя бы появляется определенная цель.

Семейная линия романа ведется от лица австралийского морского офицера Питера Холмса, который получает назначение на американскую подлодку «Скорпион». У Питера есть жена Мэри и новорожденная дочка Дженнифер, тем не менее, большую часть отпущенного судьбой срока он сознательно предпочитает проводить вдали от семьи, которую вроде как любит, где тут логика — мне непонятно. Любовная линия описывает отношения капитана американской подлодки Дуайта Тауэрса и дочери местного фермера Мойры Дэвидсон — получается довольно пресно, целомудренно и вяло. Также можно выделить отдельно линию физика Джона Осборна, который посвящает всё свободное время реализации давней мечты — участию в гоночных соревнованиях на своей «Феррари».

Общество, которое одной ногой уже стоит в могиле, вопреки всякой логике и здравому смыслу продолжает жить без каких-либо социальных потрясений, единственное, что могут позволить себе некоторые — немного развязать с алкоголем. Главная проблема — нехватка топлива для транспорта, со всем остальным полный порядок — еды, воды, электричества в достатке. Паники нет ни у кого — все персонажи, как один, живут иллюзией призрачного будущего — работают на ферме, занимаются своим маленьким садиком, радуются первым успехам маленькой дочери, устраивают вечеринки, ходят в кино и на танцы, в рестораны, участвуют в регатах и ралли. Поразительно, что никому даже в голову не приходит подумать о спасении — начать постройку бункера, попытаться создать ковчег, который может дрейфовать в полярных водах, до которых радиация может и не дойти — полнейший триумф теплохладности и апатии.

Подобно овцам люди сидят и покорно ждут неизбежной гибели, автор делает вид, что такого понятия, как инстинкт самосохранения не существует. Посёлок за поселком, город за городом гибнут от наступающей радиации, при этом ни одному из жителей не приходит в голову хоть как то отсрочить свою смерть — в романе нет ни одного беженца. Я бы еще мог понять, если бы некоторые люди, особенно дряхлые и немощные, смирялись бы с судьбой и предпочитали смерть в постели бегству в неизвестность, но когда тысячи молодых и здоровых людей даже не думают о том, чтобы что-то предпринять — в это просто не верится, всегда найдутся те, кто будет цепляться за жизнь до последнего, верить, что ученые ошибаются, и на самом деле всё не так страшно.

Разбавить монотонное бытописание можно было с помощью морских приключений, но следить за экспедициями «Скорпиона» еще скучнее, чем за событиями, происходящими на суше — описания плаваний даются очень сжато, сухо и коротко — пожалуй, только экспедиция к берегам Америки дает хоть какой-то намек на интригу, итог которой всё одно заранее известен и предсказуем. Финал получился довольно мрачным и тяжелым, иначе и не могло быть — это ясно с самого начала. Автор намеренно затягивает концовку, буквально по минутам, до мелочей расписывает каждую линию сюжета. Я ощущал себя незваным посетителем хосписа, который понимает, что он здесь лишний, есть вещи, которые дозволяется видеть только самым близким людям, поэтому мне хотелось поскорее уйти, плотно закрыв за собою дверь.

Из положительных моментов стоит отметить хороший литературный язык произведения, благодаря которому мне удалось добраться до финала, мужественно преодолевая позывы ко сну. Помимо этого, стоит отдельно поблагодарить автора за мораль этой истории, которая показывает, что за все грехи человечества придется отвечать хором, невиновных нет, равнодушие — такой же грех, как и активное творение зла. Отсидеться у теплого камина, повторяя мантру «моя хата с краю», не удастся в случае чего никому — ты можешь каждое воскресенье ходить в церковь, быть примерным семьянином, трудолюбивым работником, но если ты встаешь на путь пассивного непротивления злу — однажды оно доберется и до тебя. В данном случае воздержусь от рекомендаций — лично мне было тяжело читать этот роман — сначала потому, что скучно и неправдоподобно, а ближе к концу — слишком реалистично, слишком буднично и мрачно, поэтому перечитывать скорее всего не буду.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 ноября 2013 г.

Южное побережье Австралии. Порт Мельбурн, прилегающие городки, фермы — берег. Волей злополучной судьбы последний оплот человечества. Неумолимо надвигающаяся смертельная угроза. И люди, которые просто не могут поверить в то, что неведомые безликие политики на другом конце света определили сроки их жизней.

Что испытывает человек, внезапно узнав, что ему осталось жить полгода? Сначала не верит, потом надеется на «авось и минует меня чаша сия». Но чем ближе роковая дата, чем больше появляется доказательств неотвратимости беды, тем сильнее ощущение неизбежности конца. И как же хочется прожить за эти считанные месяцы целую жизнь!

Роман Нэвила Шюта о таких людях. Почти у всех одинаковые мысли: «Невообразимо. Не укладывается это у меня в голове». Они знают ужасную правду, но продолжают влюбляться, воспитывать детей, выращивать цветы в саду, возделывать поля, планировать будущее! Продолжают жить. И, смирившись, живут сегодняшним днем, понимая, «то так больше никогда не будет, что эти субботы и воскресенья неповторимы». И стараются уместить годы в эти мгновения, провести последние дни счастливо, исполнить мечту свою или любимого человека, успеть испытать как можно больше. При этом каждый из описанных Шютом людей остается Человеком: при вседозволенности оплачивают покупки в магазине, спрашивают разрешения, соблюдают правила.

Наблюдать за мучительной агонией человечества, описанной в романе, тоскливо и больно. При всем при этом, в книге нет безысходности, она светлая, духовная. Все персонажи благородны и чисты, здесь нет подлецов, никто из героев не осквернен и тенью грязной мыслишки. Писатель создал преувеличенно возвышенный образ остатков цивилизации. Словами одного из героев — последние полгода, «может быть, это — время спасения души». Писатель проявил милосердие к своим героям, он позволил им уйти по личному желанию, в момент примирения с собой и собственной участью.

«На берегу» — роман-катастрофа о несбывшихся надеждах, поломанных судьбах, разбитых сердцах. Вроде бы пессимистично и психологически тяжело, однако, после прочтения остались исключительно теплые, совсем не мрачные настроения.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2010 г.

:rev: Первый раз читала в 1972 году, впечатление было огромным и очень мощным. Таким, что посмотрев фильм с глупейшим названием «На пляже», сразу узнала сюжет и полезла в шкаф искать книгу. Нашла. Единственная книга издательства «Флокс», которая у меня сохранилась, а ведь были почти все — продала, найдя тому, что мне было интересно замету. Сохранила несмотря на отвратительную бумагу, дублированного Гарднера и «неправильный формат»...

Технически книга устарела глубоко и давно. «Ползушая радиация» — будем смеяться вместе!

Но разве в этом дело? Полеты на Луну на пушечном ядре устарели тоже...

Живые герои, которым сопереживаешь важнее, правда. Люди знают, что погибнут, но они рожают детей и сажают цветы, которые зацветут, когда их уже не будет...

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2014 г.

Я хочу начать свой отзыв на этот роман так же, как и отзыв на рассказ Брэдбери «Завтра конец света». Наступил последний день Человечества, и ничего уже не будет. Можно не строить планы на будущее, не заботиться, что не хватит денег на образование детей, не думать, сможешь ли выплатить ипотеку или погасить кредит за машину. Можно не волноваться о глобальном потеплении или грядущем ледниковом периоде, загрязнении моря или нашествии инопланетян. Возможно, все это случиться, но Человечества к этому моменту уже не будет.

Все это так. Маленький клочок Австралии и затихающие голоса, разбросанные по свету — вот и все, что осталось от Человечества. Последние люди, знающие, что приговор уже вынесен, и ничего изменить нельзя. Не будет никакого голливудского финала со спасением в последний момент или вмешательство божественных сил, увидевших раскаяние и решивших помиловать своих блудных детей. Есть только один выбор — как и на что потратить оставшиеся дни.

Одни до последнего будут жить той жизнью, которую вели всегда, продолжая заниматься повседневными делами: стричь газоны, украшать цветами сады, воспитывать детей, обрабатывать поля и торговать в магазинах. Другие постараются осуществить самые заветные свои мечты: победить в автогонках, поймать самую большую рыбу, овладеть новой профессией или полюбить достойного человека. Никакой паники, никакой патетики. Смирение перед неизбежным, достоинство и тихое мужество.

Милые, хорошие люди, добрые, преданные и милосердные, уход которых наполнен тихой печалью, а не громкими стенаниями, светлой грустью, а не злобными обвинениями небесам. И весь роман такой: тихий и печальный, без особых событий и с массой бытовых подробностей, которые бередят душу своей жестокой обыденностью.

Герой ищет подарки для своей семьи. Обычная вещь в мире, если не знать, что семьи уже нет несколько месяцев. Рыбак вытаскивает огромную форель — последнюю в этом мире. Женщина высаживает цветы, которые никогда не распустятся. Мужчина везет домой садовую скамейку, на которой никто и никогда не будет сидеть. И все это — затихающая мелодия ухода, расставания и печали.

Все это так. Роман хорош: душевно, трогательно и болезненно. Милые и добрые люди вынуждены умирать из-за чужих ошибок. Чужих? Ясного и четкого ответа в этом романе на этот вопрос нет. Так чтобы читателя пробрало до самых пяток, от осознания причин, ведущих к таким ужасным последствиям. Чтобы ответ впечатался в память и не давал потом покоя до конца дней. Есть лишь несколько фраз и полунамеков, стертых печалью и неизбежностью.

У Брэдбери рассказ обличал обывателей, игнорирующих мир за окном и прячущихся в собственных мирках. И люди на последнем берегу, в сущности, ничуть не лучше. Милые, добрые и милосердные, которые очень долго прятались в своих придуманных маленьких мирках, не замечая, что огромный мир за окнами катится к концу, находя оправдание собственному равнодушию и безразличию. Они не замечали целый мир, потому что им не нравилось, что в нем происходит. Потому и отдали его тем, кто распорядился им не лучшим образом. Но только мир — един, и последствия пришлось расхлебывать всем вместе, без различий — властолюбивым политикам, верным долгу военным и милым домохозяйкам, мечтающим о лучшем садике на свете. И вывод прост: самые жестокие вещи, совершаемые отдельными негодяями, всегда происходят при молчаливом попустительстве милых, добрых, но равнодушных людей. Актуально по-прежнему, что ни говори. Может даже еще актуальней.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2011 г.

Конец. Когда приходит конец, каждый по-своему воспринимает мир, ловит последние моменты, и не до конца верит, что рано или поздно безысходность одержит верх над всеми ощущениями и переживаниями. Книга полностью пронизана именно безысходностью, которая нависла над целым сообществом людей после атомной войны. Разбирать по кусочкам произведение, считаю не правильным, потому что автор не ставил перед собой цель раскрыть технические стороны ядерной катастрофы, нет, только человеческая жизнь в моменты последнего кризиса. Отношения. Чувства. Переживания. Вера в будущее, которого нет, вот задумка, и в результате, что бывает очень редко, книга меня не просто удивила, а заставила прочувствовать жизнь каждого героя.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2016 г.

Помните, как у Пратчетта говорил Смерть? «СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕТ. ЕСТЬ ТОЛЬКО Я».

До прочтения книги «На последнем берегу» я не понимал сути этой фразы. А теперь понял.

Нет надежды.

Нет спасения.

Даже самой-самой малюсенькой надежды нет.

Можно только стараться оставаться хорошим человеком до самого конца.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2017 г.

В этой книге нет ужасов, нет ядерных мутантов, нет перестрелок за еду и патроны. Есть тихое медленное умирание остатков цивилизации, при этом сделать описанное общество ничего не может, разве что раздать всем желающим ампулы с ядом, чтобы умереть без мучений. И вот описана такая Умирающая Земля — Австралия, где люди до последнего ходят на работу, потому что ходили туда всегда, устраивают чемпионат по автомобильным гонкам, чтобы узнать, кто в этом году будет победителем, и для того, чтобы начать лов форели на два месяца раньше, устраивают формальное голосование.

В общем, эту книгу сложно рекомендовать, она слишком несовременная, в ней слишком много хороших людей и нет ни одного негодяя. Но при все при этом книга очень хорошая и очень печальная.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2015 г.

Мир разрушен Третьей Мировой войной. Сверхдержавы уничтожили друг друга «грязными» ядерными бомбами и теперь гигантское облако радиации, медленно, месяц за месяцем, ползет к южному полушарию – добить выживших в Австралии, Южной Америке и на юге Африки. Действие романа происходит в Австралии, доживающей последние месяцы. Главные герои – австралийский морской офицер связи Питер Холмс и его жена Мэри; ставший поневоле сослуживцем Холмса капитан американской подводной лодки Дуайт Тауэрс, подруга Мэри Мойра Дэвидсон, и молодой ученый Джон Осборн. Их глазами мы и наблюдаем агонию цивилизации.

Главная проблема этой книги – ее герои очень однообразны. Создается ощущение, что все население Австралии реагирует на смертный приговор одинаково. Видимо, автор не смог выйти за пределы субъективного восприятия и списал героев с себя? Ну не может быть, что и офицеры, и ученый, и гулящая девица, и старый завсегдатай клуба, и аптекари, и продавцы, и солдаты, и моряки вели себя практически одинаково. Только Мэри, поскольку у нее есть малолетняя дочь, которой не суждено вырасти, ведет себя отлично от других – не верит до конца в опасность, впадает в паранойю, паникует. Остальные – занимаются будничными делами, как будто им жить еще сто лет, тихонько выпивают, когда совсем невмоготу. И все. Ни отчаяния, ни массовой паники, ни эпидемии преждевременных самоубийств, ни религиозной истерии, ни беспредела на улицах – ничего этого нет. Только перед концом закрылись магазины, и то потому, что продавцы были уже не в состоянии доползти до рабочих мест. То же и с другими учреждениями. Люди стали чуть больше пить и чуть хуже работать, да еще больше рисковать в спорте – вот и все приметы конца.

Могу сказать, что автор, видимо, очень высокого мнения о моральном облике человечества. Я в эту декадентскую идиллию не верю. Помнится, у Каганова был какой-то рассказ, где Земля сорвалась с орбиты и ученые ошибочно решили, что она упадет на Солнце – вот там был треш и угар, убийства, самоубийства, массовое безумие. Даже жизнь в обстановке повышенного риска отрывает тормоза некоторым личностям, а неизбежная смерть превратила бы как минимум треть населения в настоящих психов.

Здесь же ничего подобного нет. Как и заявлено в эпиграфе – не взрыв, но всхлип.

Но вообще роман производит, даже, несмотря на «сглаженные углы» довольно-таки сильное впечатление. Глубина и беспросветность тупика, в который могло себя загнать человечество. Люди, не могущие смириться с неизбежностью конца, продолжающие по инерции думать о будущем, осознавая, что оно никогда не наступит. Всеобщая жутковатая игра в то, что все нормально. Люди, пытающиеся оставаться людьми до конца – умирают, потому, что кто-то другой обрек их на гибель. Кто-то, лишенный человечности и поплатившийся за это – но потянувший за собой в могилу всех остальных.

Итог: не слишком правдоподобная, но оказывающая сильное эмоциональное воздействие вещь. Очень депрессивное чтиво, появившееся вовремя. Если не пугают мрачные пророчества и атмосфера зловещего упадка – пожалуй, почитать стоит, отличный пример ядерной паранойи эпохи гонки вооружений.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2015 г.

Было бы можно, поставил бы все 100. Книга жуткая, и с каждой новой страницей жуть пробирает глубже и глубже, во-первых, потому, что антураж предельно реалистичен, во-вторых, персонажи, сами не верят, что все это — взаправду. Они пытаются жить, хотя уже мертвы, они строят планы, которым не суждено осуществиться, знают об этом и — не верят. А вы бы поверили?..

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2017 г.

Очень мощное,атмосферное произведение,которое буквально сбивает тебя с ног,люди,которые знают о том,что конец уже близок не перестают надеяться на спасение,они сажают цветы,читают газеты,и слушают радио,в надежде на то,что где то возможно уцелели и другие,удивительно,как автор постепенно нагнетает атмосферу,и к концу книги,ты уже знаешь чем все закончится,но в глубине души не перестаешь надеяться на то что последние жители Земли все же спасутся,а в конце тебя просто разрывает изнутри,и хочется кричать от боли,сильная,горькая книга

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2018 г.

По большому счету, автор постепенно увеличивает одну генеральную линию о неотвратимой гибели всего человечества (что звучит статистически) и неотвратимой смерти каждого персонажа произведения (что в разы горше). Причем сила накала достигается от противного — чем обыденней ведет себя человек, тем сильнее воспринимается его неизбежный уход. Поиск садовой скамейки уже заболевших лучевой болезнью куда эффективней, нежели битва за условную последнию канистру топлива в россыпи произведений на аналогичную тему.

Тем более, что Шют написал роман в далеком 1957 году, когда еще не было Карибского кризиса, не говоря про техногенные катастрофы вроде чернобыльской.

правда, вряд ли бы люди, даже в далекой Австралии уходили бы тихо и печально. Были бы голодные войны,всеобщий бардак и хаос, что подтверждают куда меньшие катаклизмы вроде отключения электроэнергии на полдня в Нью-Йорке или наводнения в Новом Орлеане. Причем, понятно было, что это временное явление, что не помешало оскотиниться большому количеству населения. А здесь полная безнадега — внутренне дерьмо полезло бы гарантированно.

Кстати, удивительно, что виновниками последней войны оказались не русские, а албанцы. Русские, вообще, оказались главной жертвой, получив с обеих сторон — от Америки с сателлитами до Китая.

Последняя часть романа читалась трудно, настолько ярко была подана неотвратимость конца. Первая же часть достаточно затянута и малоэффективная.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2014 г.

Ближе к финалу книги не покидало нестерпимое желание-по быстрее бы эти недоумки загнулись(ну совсем не жаль этих инфантильных,никчемных «людишек» с очень маленькой буквы «л»).

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 сентября 2016 г.

Автор показал одну из версий заката человеческой цивилизации. Получилось мрачно, реалистично во многих деталях, но в тоже время несколько примитивно (дадим скиду на срок создания произведения).

Примерное время, когда радиация убьет всех жителей Австралии известно, и каждый занимается своими делами: покупкой скамеек, рыбалкой, гонками на авто и прочими вещами, до которых руки не доходили.

Как такового действия в романе очень мало, поэтому местами читать скучновато. Сюжетная линия скупа, скажем прямо.

Но все спасает детализация в описании вроде обычных житейских действий. Читаешь, и начинаешь ощущать атмосферу неизбежного конца.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх