Дж Р Р Толкин отзывы

Все отзывы на произведения Дж. Р. Р. Толкина (J. R. R. Tolkien)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1402

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 25 26 27 28 29   (+10)»   (+22)»»

«Лист кисти Ниггля»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 12 апреля 2015 г. в 17:15

Совершенно незнакомый большинству почитателей «Властелина колец» Толкиен. В наше время, наверное, уже и невозможно понять все тонкости этой христианской сказки-притчи. Хотя основная ее идея лежит на виду — не все, что видится нам вблизи обычным и обыденным, таковым на самом деле и оказывается. Или, говоря языком народной мудрости: «Большое видится на расстоянии».

Рассказ получился умным, ладно скроенным, и, в то же время, довольно простым для восприятия и очень доходчивым. И, где-то, даже красивым.... А вот язык и увлекательность не впечатлили: язык самый обыкновенный, а увлекательность... — ее в произведении тоже немного. В известной мере все это компенсируется эффектными заключительными частями рассказа, но от автора «Властелина колец» всегда хочется чего-то еще большего....

Оценка : 7
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

vadim309mail, 31 декабря 2014 г. в 00:25

Скажу лишь об одном моменте, который меня мучает во властелине колец. Очень жалко орков.

Нет, ну правда. Первые из них были бессмертными эльфами, которых истязали, поработили и сделали непригодными ни на что кроме войны. Их потомки ( уж не знаю как они размножаются) вынуждены питаться себе подобными и не переносят дневного света.

Вроде бы устроили войну, можно хоть душу отвести, чего там, отомстить, так нет же. Бьют все кому не лень, эльфы, люди, гномы, даже хоббиты. От начальства помощи никакой. Зато противников хоть отбавляй; помимо вышеперечисленных это: энты, гигантские орлы, армия мертвых, волшебник, которому по силу справиться с Балрогом (насколько я понимаю из «Сильмариллион», Саурона самого можно отнести к Балрогам), а если нужно может и воскреснуть...

В общем, придраться есть к чему. Но наверно в данном случае это ни так и важно. По моему это одна из тез невразумительных по сюжету книг, цель которых не столько научить, сколько воодушевить. Не зря многие в этой книге находят параллели Библией.

Оценка : 7
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

intuicia, 13 августа 2014 г. в 21:58

Я собиралась прочитать этот цикл еще в школе, так как в это время как раз был разгал движения Толкиенистов. Но увы, были 90-е годы и достать книги было не так-то просто, ридеров не было, в библиотеках тоже шаром покати, сплошная классика и школьная программа. Вообщем смогла я добыть книги только на первом курсе института, у одногруппницы. После того как я прочла первую часть трилогии, на экраны как раз вышла и экранизация первого тома. И тут для меня всё слилось воедино, так как экранизацию я считаю отличной ( и даже сейчас могу начать смотреть с любого места). Остальные книги я прочла просто залпом, не взирая на учебу, экзамены и все остальное, меня было не оторвать, я была в этом мире полностью. Позже когда я пришла на этот сайт, выяснила, что есть множество различных переводов, о которых я раньше не задумывалась, так как и понятия о них не имела. Посмотрев по изданиям, узнала,что читала я цикл в переводе Н.Григорьевой и В.Грушецкого. Сейчас у меня на полке стоит приобретенный перевод В. Муравьева и А. Кистяковского, который надо бы тоже оценить. Так как это произведение будет мною любимо в любом возрасте. Спасибо Дж.Р.Р. Толкину за этот чудесный мир и волшебство которое он дарит, вне зависимости от возраста, пола, профессии.

Этот цикл у меня в тройке лидеров и я очень рада, что он достойно экранизирован, что сейчас большая редкость.

Оценка : 10
«Легендариум Средиземья» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Aimless, 18 мая 2014 г. в 22:15

Легендариум — да! это именно то название которое подходит.

Проработка мира настолько эпична, прекрасна и грандиозна что ты начинаешь изучать этот мир полностью до мельчайших подробностей...и когда у тебя складывается вся картина (все 4 эпохи), то у тебя просто нет слов чтоб описать насколько все это круто.

Про Толкина столько уже сказано хорошего, что думаю тот кто читает этот отзыв должен перестать его читать и сесть за Хобита и Властелин Колец.)

Оценка : 10
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 8 ]  +

Me1kor, 15 апреля 2014 г. в 22:56

Первый прочитанный мною роман, еще в начальных классах, именно с него началось увлечение фантастикой и фэнтези, да и книгочтением в целом. Интересно и в детстве, как замечательное приключение, так и в более зрелом возрасте, как предыстория величайшего фэнтези-произведения XX века ( на мой взгляд), так и жанра в целом. рекомендовано к прочтению всем возрастам!

Оценка : 10
«Братство Кольца»
–  [ 8 ]  +

BlackNoir, 14 декабря 2013 г. в 11:09

Детско-подростковая сказка, не более. Но сказка высшего сорта. Во взрослом возрасте, после множества других более серьезных произведений, где нет «черных» и «белых», где серьезно прописаны характеры и мотивы поступков (тот же ПЛиО), где сюжет не настолько прост и прямолинеен, эта книга не в состоянии вызвать восторга, а местами может заставить и заскучать. По крайней мере так было у меня. С другой стороны есть интересный, яркий и богатый на события мир, множество оригинальных существ. Всему этому веришь и погружаешься в повествование достаточно сильно. А еще есть невероятное ощущение доброты, которым книга буквально пропитана. Как итог, она заслуживает достаточно высокой оценки

Оценка : 8
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

bibliofil, 09 сентября 2013 г. в 14:45

С книгой я познакомился уже после просмотра одноименного фильма. Да, это действительно лучшая фантастическая книга всех времен и народов. Хотя она и была написана 60 лет назад, она все так же любима многочисленными читателями по всему миру. Стоит упомянуть, что это, скорее всего, единственный роман, породивший бесчисленное число подражаний, хороших и не очень. Я считаю, что бессмертное творение Толкина заслуживает гораздо больше 10 баллов.

P.S. Не очень понравился перевод Кистяковского и Муравьева. Я не спорю, он сделан замечательно, но фразы «Балрог достал ятаган» или «эльфийский витязь Всеславур» немного меня смущают.

Оценка : 10
«Истари»
–  [ 8 ]  +

tim1997, 12 июня 2013 г. в 14:27

Насколько интересно снова окунуться в мир Средиземья, приоткрыть завесу многих тайн, узнать что-то новое...

Истари (они же маги), посланники Запада, призванные выполнить волю Валар — помочь Средиземью в борьбе с Сауроном. Лишь один из них остался верен — конечно, волшебник Гэндальф, явившийся свету в 1937 году, казавшийся обыкновенным магом... Тогда еще никто не предполагал, что вырастет из «Хоббита», какое творение создаст Профессор.

Не будет произведений лучше Легендариума Средиземья, ибо Толкин создал невозможное: создал МИР. И этот мир играет красками, дышит своим воздухом, обладает своей историей. И тысячи людей углубляются в этот мир, стараясь лучше его понять.

А о данном рассказе... Понравилось или не понравилось — сказать, ИМХО, невозможно. Это черновик, «сухая статья из энциклопедии». Зато по-настоящему интересно узнать про истарей. Про загадочных Итрин Луин, Синих Магов. Про Айвендила, Курунира, Олорина. Узнать что-то новое про привычных персонажей «Хоббита» и «Властелина Колец» — это же чудесно, не правда ли?

Оценка : 9
«Дети Хурина»
–  [ 8 ]  +

fatalv, 07 марта 2013 г. в 13:07

Ох, как приятно было снова оказаться в мире Средиземья. Прочитать подробную историю жизни Турина Турамбара, которая приводится в «Сильмариллионе», но в более сжатом виде. История, которая захватывает внимание, и не отпускает до самого своего конца. Грустная и очень трагичная. О человеческой непомерной гордыни и роковых случайностях (правда предполагается, что это результат злой воли Моргота). История, которую принял очень близко к сердцу; как и прежде, все написанное Толкином трогает тайные, сокровенные струны в моей души. До сих пор не могу отойти от впечатлений, все еще пребываю там, в мире Средиземья. Спасибо Кристоферу, за эту удивительную возможность.

И как же все-таки грустно…

Оценка : 10
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 8 ]  +

Ren33, 31 октября 2012 г. в 18:25

Давным давно, когда мне было лет 12 мне повстречалась книга, в коричневом переплете, на ней был нарисован забавный человек с кольцом в руке. Тогда я еще не мог знать, что это за кольцо. Я взял в руки книгу и утонул в ней. Вроде бы детская сказка, но в то же время она серьезная. Такую сказку не зазорно прочитать взрослому человеку. Что могу сказать об этом замечательном романе. Если бы не он, возможно не было бы любви к жанру фентези. Вопрос, почему такие замечательные романы в школе не преподают? Так вот, если вы впервые взяли в руки эту сказку, то смело читайте ее. Это не просто сказка — это целый мир.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

ponokol, 07 сентября 2012 г. в 17:38

Здравствуйте. Не могу не написать свою рецензию на цикл Толкина «Властелин Колец», потому как он является одним из осовополагающих эпических фэнтези, которые определили дальнейшее развитие всего жанра. И одним из самых известных, получивших мировое признание. Перечитал его после восьмого класса, вместе с «Хоббитом». И после прочтения запомнил чуть ли не наизусть, так всё отпечаталось в памяти. Всё началось с того, что великий маг Гэндальф обнаружил, что из тёмной глубины давно минувших веков появился Тёмный Властелин. Некромант. Он ни стого ни с сего быстро начал наращивать свою силу, создавать новую огромную армию, призванную поколебать основы самого мира. И Гэндальф, как всегда, мыслящий трезво и логично, быстро нашёл первопричину, источник всех причин. Тёмного Властелина во что бы то ни стало нужно было остановить, но одному Гэндальфу было не справиться. И тогда, не сразу, конечно, со временем, был создан отряд храбрых и сильных героев, взявших на себя непосильую задачу — окончательно уничтожить Тёмного Властелина. Это было Братство Кольца. Много удивительных приключений выпало на долю каждого из героев. И часто случались ситуации, когда нужно было делать нелёгкий выбор. И благодаря их полной самоотверженности и беспримерному героизму Тёмный Властелин был повержен. Не только весь мир был спасён, но и множество человеческих жизней.

Если бы перед Вами, уважаемые пользователи, стояла задача: охарактеризовать роман одним предложением, что бы вы написали? Я напишу: воистину, это настоящее фэнтези, о котором я мечтал. А вообще, господа, что именно Вы называете фэнтези, чего ждёт от него каждый из Вас? Неоднозначный вопрос. Многим важен внутренний мир героя, становление личности. Другим нравится подробное описание, если хотите, портрет персонажа, а так же окружающего мира. Третьи очень любят интригу и политику. А вот я неприменно вот жду от фэнтези удивительных приключений. И не менее удивительных героев, которые и попадают в эти приключения. Когда из безвыходных, казалось бы ситуаций, их спасает остроумие, находчивость. А иногда — и счастливый случай. Удача — это такое дело, что не поддаётся никакому описанию. Говорят, что она бывает редко, но приходит в самых неожиданных случаях. Точно также и в книге. Но всё это лишь формальности. Всё дело в мастерстве автора. А уж какими инструментами он будет пользоваться — не важно, важен сам результат. Многие отмечают неповторимую атмосферу Властелина Колец. Мне кажется, это не атмосфера, а скорее, особый художественный язык, на котором автор передаёт нам свои мысли и чувства. Воистину, он бесподобен. Приведу вам пару ярких примеров. Вот, когда победили Тёмного Властелина, и все стали возвращаться домой, автор пишет такую фразу: ... Братство Кольца распалось навеки... Сразу же возникает ощущение, что очень скоро придётся прощаться с полюбившимися героями, которых ты знаешь лучше, чем близких и друзей. Что уже никогда не будет всё таким, как раньше... Да и книгу можно прочитать, о горе, только один раз. А вот ещё: когда Сэм провожал своего друга, он долго стоял на берегу и смотрел, как паруса исчезают за горизонтом. Даже когда их уже не было видно, он всё стоял и смотрел. Это для меня был самый волнующий момент в книге. Я, после того, как её прочитал, ещё долго думал об этом. Известно, что Властелина Колец Толкин писал как добрую сказку для своих близких, прежде всего для детей. И конечно, в этой книге нет ничего, что неприятно, неудобно или даже вредно было бы читать детям. Но мы чувствуем, что охватить весь замысел автора, всю его мысль, может только зрелый человек. Да и сказочности тут и нет никакой особо, вроде ... жили-были... или ... и жили они долго и счастливо. Сюжет развивается последовательно, чётко и логично. Нет никаких событий, которые переворачивают его с ног наголову. Конечно же, на реалистичности акцент тоже сделан. Совсем уж нереальных проишествий, от которых глаза на лоб лезут, тут нет. Смешные моменты присутствуют, но сплошной юмористики, которая на меня действует, как красная тряпка на быка, тут тоже нет. Это ещё один признак мастерства автора. То, как он умеет балансировать на лезвие бритвы. Тонкая грань, разделяющая миры, именно на ней и происходит всё стоящее внимания. Никакого развития характеров, никакой политики и интриги. Всё это можно найти в других книгах в достаточном количестве. А здесь только... фэнтези.

Бесспорно, только 10 баллов.

Оценка : 10
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 8 ]  +

k2007, 06 сентября 2012 г. в 08:49

Прекрасная книга, не теряющая своего очарования и смысла даже спустя много лет после первого прочтения. Книга об обывателе, о мещанине, который сделал усилие и попал в героическую историю с гномами, гоблинами, драконами и волшебством (в которую его очень усиленно заталкивали). А вот попав туда, он повел себя уже не как обыватель общества потребления, а как взрослый и ответственный человек (хоббит). Он не стал великим героем, спасшим мир. Он просто делал то, что не делать было нельзя, и отвечал потом за последствия своих действий. А что еще можно требовать от человека?

Отличная волшебная сказка для чтения в кресле, в дороге, где угодно. Сказка, которая не надоедает, которую можно читать и перечитывать

Оценка : 9
«Фермер Джайлс из Хэма»
–  [ 8 ]  +

AlisterOrm, 16 января 2012 г. в 01:55

На этот раз Толкиен выдал нам сказку-пародию, весьма ироническую вещь, где он прошёлся по канонам английской сказки, где простой фермер может стать королём. Мало того — спародированы также его коллеги, которые к подобным легендам составляют предисловия. Чудная, совершенно чудная вещь.

Оценка : 9
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

nikn, 23 мая 2011 г. в 13:53

  Конечно, хотелось бы поделиться в своем отзыве субъективным мнением, но это практически невозможно после огромного потока информации, мнений, рецензий, рекламы и т.д. И в целом, по ощущениям, мнение сформировалось предвзятое и двойственное.

  Присоединюсь к мнениям, о том, что эпопея действительно великая, монументальная и эталонная для жанра фэнтези. Здесь правит великая гармония в подборе героев, наверное, можно найти героя с любым существующим психологическим типом характера. Мир красочен и завораживающе реален. Книга написана просто мастерски. С атмосферой все сложнее, но, в конце концов и она показалась мне оптимальной. Но при всем этом схожего нудного и затянутого произведения нужно еще и поискать. Подходя к этому вопросу философски, для себя я понял, что окажись произведение более динамичным и меньшего объема, то это был бы уже совсем не тот привычный и любимый «Властелин колец».

Очень понравилось, хотя иногда в процессе первого, в подростковом возрасте, чтения хотелось и бросить. И главное мое мнение — после второго прочтения в восприятии появляется полное осмысление, гармония и действительное удовольствие от чтения. Без колебаний и раздумий – 10.

«Клад»
–  [ 8 ]  +

glupec, 01 декабря 2010 г. в 09:41

Старый-старый, как мир, сюжет, обычно излагается так: кот съел мышь, собака — кота, волк — собаку... ну, и так далее, пока все не вернется к истокам. Но тут — глубже, тут он еще накладывается на другой мотив: «проклятое золото» (в скандинавских сагах часто о таком говорится). Все герои этого стихотворения гибнут не «просто так», а из-за жажды наживы. Тут, конечно, перекличка с основной идеей ВК — стремление к власти (в данном случае — через богатство) губит человека, и любого властелина делает в душе рабом.

И — над всей этой цепочкой смертей — мысль о том, что есть и что-то выше этого. Сам мир сто раз переживет любые людские дрязги. А смысл существования сокровища — именно в том, что оно никому не нужно:

«Дует холодный ветер

В чистой небес синеве,

Дует над темной горою,

Где ночь хранит древний клад,

Пока круг времен завершится

И эльфы вернутся назад».

Ну, и еще мелочи-«плюшки» — для знатоков древних мифов: гном, дракон и рыцарь (погубившие друг друга) — это из «Нибелунгов», старый король, который все имел, но все же и потерял — это из «Беовульфа»... Вот только, чтобы в полной мере ощутить силу этого стихотворения, совсем не надо досконально знать про его мифологические корни. Оно и так, само по себе, очень сильно «цепляет».

Читал три перевода (Забелиной (?), Тихомирова и Степанова) — и все три по-своему замечательны8:-0

Оценка : 10
«Фермер Джайлс из Хэма»
–  [ 8 ]  +

бабка_Гульда, 25 октября 2010 г. в 21:39

Восхитительный пример литературной сказки, сочетающий в себе и мудрость народных преданий, и ироничный авторский взгляд. Юмор очарователен — вспомним хотя бы, как пленный дракон торгуется с крестьянами. Классическая сказочная фабула почти не изменена — но переосмыслена, автор щедро плеснул в сказку насмешку и над героем, и над сюжетом. Прекрасный язык, радует каждая фраза. А как забавны псевдоисторические рассуждения автора о древней топонимике и географии!

Оценка : 9
«Фермер Джайлс из Хэма»
–  [ 8 ]  +

Farit, 22 октября 2010 г. в 20:17

Понятно, что это — отдых от трудов праведных. Но сама сказка — просто блистательная. Одна из самых смешных из тех, что мне довелось читать, причем смех этот очень добрый. Злой, но очень вежливый дракон, близорукий великан, сам Джайлс — обычный фермер, менее всего желающий оказаться у всех на виду. Но вовлеченный в невероятные события — сохраняет и ум, и сметку, и — главное — чувство юмора. А уж все эти отсылки к древним летописям и прочие вкусности — просто отличная сказка.

Оценка : 10
«Возвращение Короля»
–  [ 8 ]  +

Farit, 22 октября 2010 г. в 16:44

Третья книга — самая сложная, вероятно, по композиции и по мыслям, вложенным в нее автором.

В ней мало битв и много тяжелой и трудной работы. Тяжесть ноши Фродо ощущается буквально физически. Чувство долга, толкающее его к Ородруину, верность Сэма, отчаяние Голлума — все это занимает автора куда больше, нежели деяния остальной компании. И это правильно, так как это — главное. Доблесть героев внесла свою лепту, но преувеличивать ее не стоит.

Читая рецензии и отзывы я всегда поражаюсь — неужели люди дочитали книгу только до коронации Арагорна? Зло побеждено, Добро торжествует. Да где же это? Торжествовавшее Добро за штаны стащено с небес на землю — Шир-то разорен, зло никуда не делось, увы. Добро должно твориться не переставая — в этом и только в этом финал книги.

Ведь если на то пошло, битва Добра и Зла (вот так, с большой буквы) закончилась вничью. Исчезли большие буквы, но зло — осталось, но никуда не делось и добро. Противостояние ушло из высших сфер — но не победой одной из сторон, а их взаимным уничтожением. Кольцо Всевластья исчезло, но потеряли силу и все прочие кольца, магия из мира ушла. История (начавшаяся с сотворения Деревьев Валинора) кончилась.

Что-то, наверное, продолжается...

Оценка : 10
«Братство Кольца»
–  [ 8 ]  +

Farit, 22 октября 2010 г. в 16:22

Первая часть сюжетно примыкает к Хоббиту, и внешне смотрится как его продолжение. Начинается легко и радостно, но потом... потом становится понятно, что это уже не сказка. Героям тут угрожает совершенно реальная, не игрушечная опасность, и им нужно очень и очень постараться, чтобы этой опасности избегнуть. А избавление от опасности — не полное, а временное, ясно, что зло от героев уже не отступится.

Сравнивая Хранителей с Хоббитом можно хорошо увидеть, чем фэнтези отличается от сказки — ведь сюжет почти один и тот же, но насколько отличается атмосфера и отношение к этому путешествию.

Ну и два эпизода из этой книги, приподнимающие покрывало с истории Средиземья — свет у Элронда и путешествие по Мории. Они написаны с таким мастерством, что желание узнать о ней что-то больше становится нестерпимым.

Силу этого желания, наверное, поймут только те, кто подобно мне первый том прочитал в 82-м, а второго тома ждал еще восемь лет.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

Эпсилон, 14 августа 2010 г. в 00:23

В детстве и юности зачитывалась этой книгой.

Рисовала героев, делала собственные иллюстрации.

Ужасно было жаль, что так вышло с Боромиром. Вроде бы он и неплохой человек был, только вот переклинило беднягу, да еще кольцо тут.

Восхищалась самоотверженностью Сэма. Он мне понравился даже больше, чем Фродо.

Описания природы в книге очень радовали. Правдивые, прямо так и представляешь — и леса, и равнины, и реки, и горы... Вместе с погодными условиями. Для меня пейзаж вообще важен в литературе.

Многие места произвели впечатление — Древлепуща, Мория, Лориен, лес Фангорна... И Итилиен...

Сразу вспомнила про Фродо и Сэма. В компании Голлума. Которого, кстати, мне тоже было жаль. В сущности он был несчастным существом. Хорошо показано, как жадность и жажда власти могут изуродовать нормального человека..то есть, хоббита.:) И хоть кольцо в «ВК» считается злом, которое нужно уничтожить (ради уничтожения еще большего зла), оно действует как лакмусовая бумажка. Проявляются все скрытые пороки. На одного только Сэма оно не подействовало, что говорит о многом.

Фильм по «ВК» не сильно впечатлил. Хотя и понравился. Но так, спокойно. Может быть потому, что еще в детстве я все это так ярко себе представляла, что будто бы кино просмотрела. И не по разу.

Закончу тем, что напишу уже затертые слова: книга о добре и зле, войне и мире, о вечных ценностях. Что и говорить, Толкин дал мощнейший толчок литературе в жанре фэнтези. А эльфы, орки, гоблины стали прямо-таки реальными расами для многих почитателей этого жанра!

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

comsomolca, 21 июля 2010 г. в 12:24

Спасибо моей маме, что научила меня читать, а Толкину — за то, что привил мне любовь к чтению. Это было как прозрение, после которого мир печатный для меня стал прибежищем. ВК — первая моя любовь, мир, который не забывается, герои, которые стали родными, история, в которой каждый найдет что-то для себя. Я приклоняюсь перед даром великого человека Джона Толкина, которого по праву можно назвать Творцом — творцом целой вселенной, непревзайденной и несравненной по своему размаху и глубине. Читать всем, ибо это не только одно из лучших произведений в своем роде, но и невероятно популярное во всем мире. Классика — да, до сих пор мега пополярно — да!

Оценка : 10
«Приложения»
–  [ 8 ]  +

Sri Babaji, 22 июня 2010 г. в 22:59

Как я был рад ещё на чуть-чуть задержаться в Средиземье...

Оценка : 10
«Письма Рождественского Деда»
–  [ 8 ]  +

AriaPum, 22 июня 2010 г. в 16:47

Мне показалось, что письма деликатно раскрывают перед детьми жизнь, причем не только светлую ее сторону.

Здорово, что Толкиен делал им такие подарки:-)

Оценка : 10
«Сильмариллион»
–  [ 8 ]  +

Доктор Вова, 25 мая 2010 г. в 08:57

Что значит понравилась книга или не понравилась? Вопрос не просто риторический, он неуместен, если речь идет о «Сильмариллионе» и о людях, чьей второй Родиной стало Средиземье! Пусть даже не по паспорту, а на страницах книг!

Это все равно, что любой гражданин России скажет: «А я не люблю историю Государства Российского от древнейших времен и до новейшего времени».

Это как это??? Ты живешь здесь, ты дышишь этим воздухом, как Невский, Пушкин, Петр Первый, Столыпин, Багратион, Чехов, Некрасов, Вещий Олег, Владимир Мономах, Рахманинов, Менделеев, Мечников, Иван Грозный, Ломоносов, Екатерина Вторая, Сталин, Сахаров, Колчак и миллионы других, знаменитых и простых граждан этой Великой страны! И становится не по себе, когда дети не знают, сколько Отечественных войн было и когда они были, или когда была Октябрьская революция. Можно как угодно относиться к каким-то периодам в истории Твоей Страны (это уже дело личное любить или ненавидеть Ленина или Николая Второго и пр.), но для этого надо по крайней мере знать и эти периоды, и эту историю! По крайней мере ГРАЖДАНИН должен знать! «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан«!

Применительно к вышеизложенному, достаточно логичным выглядит «Сильмариллион» — как хрестоматия по Средиземью, все что Автор написал о МИРЕ, придуманном им. А уж каким языком или слогом это написано — это его, Автора право и дело! Историю России писал и Ключевский, и Соловьев, и Нестор-летописец. Просто кто сможет лучше Творца изложить историю своего мира!?

Древнеримский сенатор Катон сказал:«Карфаген должен быть разрушен«! Поэтому, если читатель полюбил Средиземье, полюбил трилогию о Кольце Всевластия, то «Сильмариллион» ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОЧИТАН!!! Хотя бы потому, что период, описанный во «ВК» — это безусловно важнейший, но все-таки период в истории Средиземья!

И несмотря на то, что «ВК» был издан задолго до Сильма, без Сильма не было бы и «ВК«!

А уж в каком порядке читать, до или после «ВК», каждый решает для себя сам! Лично я — и до, и после, и вместе!

Не хотел никого обидеть, да и отзыв писать не хотел, т.к. ничего лучше уже написанного до меня все равно бы не написал. Просто увидел отзывы о скучности, трудности чтения, ненужности, попытках сравнивать Сильм и Властелина и не смог сдержаться! Всем гражданам Средиземья, знакомым с историей своей страны по «Сильмариллиону» большой привет и наилучшие пожелания!

Оценка : 10
«Две твердыни»
–  [ 8 ]  +

Krono, 09 апреля 2010 г. в 04:07

Вторая часть романа — это поистине достойное продолжение цикла. Скорость ее прочтения оказалась для меня гораздо выше чем у первой части, особенно первой половины со множеством захватывающих событий и конца — блестящей кульминации. Это несомненный плюс по сравнению с первой книгой, где большую часть времени я продвигался в медленном темпе. Как уже было подмечено ранее, произведение очень четко делится на две совершенно разных части, каждую из которых следует рассмотреть отдельно.

Первая стремительно продвигается вперед, происходит множество событий, масштабных и локальных, читатель совершает интересные открытия. Он знакомится с доблестным народом Рохана, попадает в загадочные дебри Фангорна и сталкивается с разрушительной мощью Изенгарда; вовлечены различные силы, задействованы всевозможные фланги, стороны объединяются, возникает конфликт интересов. Герои постоянно в движении, в процессе принятия важных решений и совершения волевых поступков. Происходит несколько важных и во многом влияющих на ход событий встреч. Появляются превосходные новые персонажи: яркие, живые, интересные, и самое главное, играющие значительную роль в бурлящей стремнине событий. Что касается старых — их личности обретают новые грани. Удивительно интересно узнавать знакомых, казалось бы, героев с совершенно другой стороны, глубже проникая им душу и от того еще больше привязываясь к ним.

Вторая часть во многом противоположна первой: неспешный темп развития событий, замкнутость героев от окружающего мира и предельная концентрация внимания на трех ключевых персонажах: Фродо, Сэмиусе и Горлуме. Все это значительно усугубляется тяжестью Бремя и близостью Мрака, создавая мощное психологическое воздействие на персонажей, выкрывая их истинную сущность и выводя на поверхность все тайные закоулки их душ. Многие сочтут вторую часть довольно скучной: не удивительно, ведь здесь мало что связывает героев с остальным миром, они предоставлены сами себе и их действия во многом ограничены. На фоне всего этого проступает колоссальная психологическая и философская составляющая — в чем и заключается вся прелесть данной половины произведения. И все же вторая часть посвящена не только исключительно душевным перипетиям и психологическим баталиям, ближе к концу нас ждет еще одна потрясающая встреча, еще один сильный персонаж, у которого мы многое узнаем, и затем, конечно же наступит развязка — что превыше всяких похвал. Думаю, даже самый придирчивый читатель согласится со мной — какой бы монотонной не казалась вторая половина, дочитать ее до конца однозначно стоит.

Подведем итоги. События книги разворачиваются в двух направлениях: первое — стремительные и масштабные, второе — неспешные и отстраненные, но от этого не менее важные. По ходу прочтения известные нам герои преображаются, и мы смотрим на каждого из них с новой стороны: возникают новые цели, изменяются старые роли, принимаются важные решения, совершаются великие поступки. Появляется немало ярких персонажей, играющих значительную роль в произведении. Много захватывающих событий, много загадок и интриг. В конце получаем великолепную развязку, подготавливающую нас к событиям третьей, заключительной части. Я получил огромное удовольствие от прочтения книги и многое из нее извлек, масса достоинств и исключительная оригинальность — все это заслуживает на мой наивысший балл.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

dydyka, 26 февраля 2010 г. в 21:43

Как-то не укладывается в один отзыв то, что ощущалось во время чтения (а читала я без малого месяц). Не то чтобы я не умела читать, но пришлось учиться этому заново, как только открыла книгу. Учиться читать так, чтобы смочь вовремя остановиться, закрыть глаза и представить себе то, о чем сказано автором, прочувствовать атмосферу праздника или сражения, почуять аромат поджаренной свинины или тяжелый смрад орочьего войска, услышать хлопки фейерверка и песни эльфов или рокот барабанов и крики раненых и умирающих на поле битвы. Это не то, что можно читать в маршрутке, в очереди или в обеденный перерыв на работе. Этой книге надо отдавать все: время, чувства, душу. Иначе она «не пойдет». Я глажу сейчас рукой прохладную обложку. Куда только не переносила меня неведомая сила. пока я читала: и в цветущую Хоббитанию, и в Заповедный лес, и в уютный и безопасный дом Тома Бомбадила, и в Айсенгард, и в роханские степи, и под мрачные степи Мордора. И вновь в Хоббитанию, но в разрушенную, оскверненную, унылую.

Как продуманно автор вводит нас в созданный им мир! Начиная со знакомства с хоббитами — неприметным, но «весьма древним» народом, с их укладом, привычками, традициями; рассказывает историю этих чудных полуросликов; дает справку о Кольце Всевластья, вокруг которого и будет построен сюжет. И только после экскурса начинается собственно повествование, неспешное, вкусное, увлекательное. Единственное. чего недостает роману, — описания политической и экономической систем мира. Но это и придает миру волшебность, отрешенность от земных образований, необычность.

Оценка : 10
«Две твердыни»
–  [ 8 ]  +

Daynin, 30 сентября 2009 г. в 11:50

Как было приятно впервые очутиться в Средиземье. Но те живописные места, которые предстают перед нами в первой книге уже захвачены небывалыми бедами, и нам предстоит путешествовать по миру зла, но и в этом мире дружба самый верный спутник, а доверие, словно вода в пустыне — необходимо как никогда.

В этой части трилогии мы окунаемся с головой в начавшуюся войну, которая должна решить судьбы всего мира. Вернее, не война сама по себе, а два маленьких хоббита, на чьи плечи взвалилась тяжелейшая ноша.

Тем кто еще не читал эту книгу могу сказать только то, что они настоящие счастливчики, ведь им только предстоит погрузиться в этот невообразимо живой мир Сэра Толкина. Я вам завидую, друзья! ;-)

Оценка : 10
«Сильмариллион»
–  [ 8 ]  +

ulika81, 23 марта 2009 г. в 19:12

Позор на мою голову! Написав отзыв на ВК, забыть написать отзыв на «Сильмариллион»! Мне нет прощения. Считаю данное произведение шедевром. Гораздо большим, чем ВК. Литературная легенда! Лично я, пока читала, не раз запуывалась во всех хитросплетениях и родственных связях, приходилось пользоваться одним из многочисленных словарей, что сейчас выпускают. Но читать нелегко, а, представьте, каково было все это придумать и написать!!!!

Для меня это произведение стоит особняком еще и потому, что я с детства любила читать различные сказания, эпосы, мифы, баллады. Но там истории, боги и герои придумывались не одним поколением людей, а здесь все написано одним человеком!

При этом, я согласна, что знакомство с творчеством автора следует заканчивать этой книгой, а не начинать. И даже при этом условии, она вряд ли понравится слишком большому числу людей, читать ее совсем не легко. Тем не менее, вместе с ВК это мои любимые произведения Толкиена.

Оценка : 10
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 8 ]  +

Slonoedov, 17 января 2009 г. в 20:53

Самое умилительное фэнтези всех времен и народов. Только представляю норку хоббита, в которой вскипел чай и полуростик выходит погреть свои мохнатые ножки на солнце, как в душе становится тепло и уютно. В этой книге нет глубокой морали, извечных жизненых вопросов и мыслей, способных измeнить ваше мировозрение. «Хоббит» чистая, добрая сказка. И таким удовольствием ни в коем случае ни стоит пренебрегать в наше жестокое время.

Оценка : 10
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 8 ]  +

Archer., 30 октября 2008 г. в 12:42

Бильбо — не обычный герой. Я таких люблю. В основном в фэнтези герои — здоровяки, ломающие шпалы головой, или маги семи пядей во лбу, ну или в крайнем случаей кто-то профессионально обладающий какими-то навыками, а здесь герой — хоббит, совсем ни чем не выдающийся, который пологается не на грубую силу или профессионализм, а на свой ум и смекалку. Конечно Бильбо не стал бы таким если б не имел кольца, но одного кольца мало, нужна еще своя голова на плечах. Автор знакомит нас с миром Средиземья. И мир не кажется таким мрачным как в ВК. Еще могу добавить что «Хоббит» — это не очередное спасение мира, а поход за сокровищами. А это всегда приключения и это всегда интересно!

Оценка : 9
«Роверандом»
–  [ 8 ]  +

XXIX, 11 сентября 2008 г. в 14:14

Хорошая, добрая детская сказка про незадачливого щенка. Развивает у детей активное воображение, учит вежливости и дарит много позитива что, несомненно, обязывает иметь данную сказку всем детишкам на полке рядом с «хоббитом». 8-)

Оценка : 8
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

aps, 03 сентября 2008 г. в 14:49

Беспорно — это классика жанра. Она создала жанр, создало все то, что так нравиться нам в фэнтэзи. Здесь есть благородные герои, которые идя по пути добра, спасают мир. Захватывающие батальные сцены. Темный властелин, который пытается сделать всех своими рабами. Но самое главное в этих книгах есть Мир Средиземья. И именно он захватывает, завораживает и поражает своей продуманостью и масштабностью. После прочтения книги остается очень мало белых пятен в его географии и истории. Этот мир населен всеми класическими фэнтезийными народами: эльфы, гоблины, тролли, полурослики (хоббиты) и люди.

Нельзя отдельно не сказать о стиле писателя. Он живой, богатый на краски описания и запоминающийся. Отдельноя хочу отметить перевод. Читая издание 2004 из серии «Шедевры фантастики» (из-во «Эксмо-пресс»), забываешь, что это перевод. Что как наилучше характеризует его и язык переводчика.

В конце хочу сказать сугубо свое мнение. Каждый кому нравиться фэнтези и просто хорошая фантастика просто обязан прочитать этот цикл. Иначе он просто не прикоснется к потрясающему миру волшебства и магии и многое потеряет. Я его прочиал в 25 лет и жалею, что не почитал раньше. Ведь он остаеется с тобой навсегда, пусть и незримо.

Оценка : 10
«Беовульф»: чудовища и критики»
–  [ 8 ]  +

Андрона, 12 августа 2008 г. в 12:24

Прочла перевод этой статьи, и стало ясно, что читать «Хоббита» и «Властелин колец», не заглядывая в литературоведческие труды Толкиена — все равно, что любоваться на видимую сторону Луны и думать, что она единственная.

Толкиен — литературовед более эмоционален, ироничен, а иногда и язвителен, чем писатель. Представьте, с какими эмоциями Толкиен читал пассаж на тему «Может ли эпос быть благовоспитанным?» 8-) и «Может ли «Беовульф» быть благовоспитанным эпосом?» :-D

Завидую его студентам. Умел человек читать вкусные лекции.:cool!:

Изменение кристально ясных временных границ фентези — обеспечено!

Оценка : 10
«Две твердыни»
–  [ 8 ]  +

Sanekus, 07 июля 2008 г. в 09:56

Теперь появились две сюжетные линии, первая довольно увлекательна и динамична, а за описание битв профессору отдельное спасибо. Что касается второго квеста «Фродо-Сэм», то здесь все очень даже печально, на протяжении всей книги они шли, шли, шли и еще раз шли, причем пейзажи практически не меняются, лишь под конец начинается хоть какое либо оживление сюжета. Отдельно хочеться отметить действия персонажей, они не поддаются никакой критики. Или они на столько добры, или же настолько глупы!? Все таки автор наверное хотел подчеркнуть их доброту, но выглядит это как минимум глупо...

В целом вторая часть трилогии, значительно уступает первой...

Оценка : 3
«Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой Книги»
–  [ 8 ]  +

TwoSouls, 14 июня 2008 г. в 20:44

Еще пару драгоценных страниц в сокровищницу Средиземья. Стихи, написанные на полях Алой Книги проказниками-хоббитами. Конечно многие могут кинуть камень в поэтический огород Джона Толкиена, но все же это дар фанатам Средиземья. Перед тем как клеймить переведенные стихи — подумайте, а вдуг здесь переводчик оплошал???? Ктому же это пример национального хоббитского, простого фермерского колорита, а не глубоковолнующие эльфийские балады. И они должны быть не высокими, а наоборот, гдето примитивными и корявыми, простодушными и в тоже время трогающими, задевающими ОПРЕДЕЛЕННЫЕ хоббитские чувства. Такими они и есть. Так что читайте и наслаждайтесь ;-)

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

Темный маг, 05 мая 2008 г. в 12:56

Мои слова недостойны передать все великолепие этого творения. Это просто библия для любителей фентези.

Не понимаю, как можно сравнивать ЭТО с какими то там сегодняшними «хитами», штампующимися несколько раз в год. Эти три книги стоят больше, чем несколько сот книг последних лет. Особенно меня, уж простите за прямоту, вырубает сравнение типа: «Он пишет лучше Толкина, у него язык живее, сочнее и тыры-пыры». Представьте, что ученый, занятый в сфере ракетостроения, скажет вам, что Королев это отстой и нынешние ракеты строят намного круче. Значит, перед вами не ученый, а тот самый отстой. Так и с фэнтези. Как можно не любить то, с чего все начиналось?

Я прочитал его еще где-то в 15 лет и до сих пор жалею, что не найду времени перечитать снова. Уж в этом году точно возьмусь и освежу в памяти.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

glupec, 15 января 2008 г. в 14:00

Почему-то к книге относятся чересчур прямолинейно. Те, кто её не любит — говорят, что там «борьба Абсолютного Добра с Абсолютным Злом», и что популярность свою книга получила из-за того, что-де подобных произведений тогда ещё не было, а теперь-де устарела... А те, кто любит — тоже как-то странно оценивают: дескать, книга хороша «из-за того, что там прекрасно проработанный мир» (хотя проработка антуража и места действия — это чисто технические вопросы, к литературным достоинствам книги отношения мало имеющие).

А некоторые всё же считают так: книга хороша тем, что это — философское произведение о природе власти. О том, что власть развращает исподтишка, незаметно для самого её «носителя». О том, что даже хороший человек, с изначально благими целями, придя к власти, может стать кем-то вроде Саурона...

На мой взгляд, это единственно правильная точка зрения на книгу.

Оценка : 10
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 8 ]  +

alex2, 22 декабря 2007 г. в 00:33

Сказка! Знакомство с великим миром Арда началось для читателей именно с неё. Сколько же времени прошло со дня её выхода, а всё появляются и появляются новые люди, околдованные чарами мира Толкина!..

В чём же был секрет её успеха тогда, в 1937, известном нам с вами совсем по другому поводу году?

Люди, что с тревогой ожидали каждого дня понимая, что он может оказаться решающим в выборе между миром и войной, вдруг получили возможность заглянуть туда, где жило добро и волшебство, где яркими цветами сияли драгоценности и героев ожидали всевозможные приключения. Да, и там были свои страхи и тревоги, но они никоим образом не касались окружающего читателя мира. В этой сказке очень яркая грань между Светом и Тьмой, и самое главное — добро побеждает. Всего этого так не хватало в те времена людям. А сейчас разве хватает?

Детская сказка. Так она и была сочинена для детей Толкина. Естественно, что Профессор сочинил её о том мире, который уже жил в его душе, который поминутно расцветал в нём всё новыми цветами и красками. В ней не видно ещё величия эльфов и могущества Гэндальфа, но уже появилось Великое Кольцо и роковой персонаж будущей трилогии — Голлум. Да, Профессор уже замыслил историю, которой наиболее известен в литературном мире.

Что для меня эта книга? Это вход в мир, который сперва видится ничем не примечательным и даже наивным, но постепенно начинаешь понимать его полноту и величие, с удивлением обозревать его многоцветие и блеск. Откройте эту дверь, и вам, может быть, уже не захочется её закрывать, этот мир постоянно будет в вас жить и попросит частичку вашей души. Это вовсе не означает, что вы возьмёте какое-нибудь эльфийское имя и будете принимать участие в ролевых играх, но в вас будет жить гордость за человечество от того, что один единственный человек способен изобрести целый мир!

Оценка : 10
«Легендариум Средиземья» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

квинлин, 14 декабря 2007 г. в 21:48

Проработаннейший мир, который мне приходилось видеть. Здесь всё на своих местах. Здесь в самих именах -великий смысл. Здесь — свой собственный язык, которому не хватило самую малость, чтобы быть признанным «международным», хотя неофициально он уже им и стал. Ведь язык, придуманный Толкиным, стал символом тех, кто ещё не потерял способность мечтать и фантазировать, сопережевать героям, ставить себя на место маленьких хоббитов, которым предстоит идти к Горе с величайшей ношей; Феанора. великого творца, готового на всё ради возвращения своих творений; эльфов, которые идут на зов Моря; гномов, для которых нет милей гор, металлов и камня ничего на свете; людей, которые противостоят великому злу; Эарендила, который дарит надежду всем странникам; Лучиэль, которую до сих пор вспоминают за её чудесный голос...И многих, многих других...Разве же это не прекрасно?

Оценка : 10
«Сильмариллион»
–  [ 8 ]  +

irish, 12 июля 2007 г. в 10:15

Ну, это уже чтение для фанов, которые на полном серьезе играются в эльфов, орков и хоббитов (не понимаю я таких людей, по правде говоря ???). Вот для них «Сильмарильон» — действительно значимое произведение. Простым смертным париться, на мой взгляд, совершенно необязательно — разве что для расширения кругозора и воспитания силы воли. :)

Оценка : 4
«Лист кисти Ниггля»
–  [ 8 ]  +

DIvan, 23 февраля 2007 г. в 09:44

Видимо, творчество так и выглядело для Толкиена — маленьким листочком, тонкой тропинкой, началом неведомого пути.

«Знаешь, Фродо, как опасно выходить из дверей, — бывало говорил он. — Ступишь на дорогу — и сразу хватайся за ноги, а то живо окажешься там, куда ворон костей не заносил. Вот видишь тропку? Так это она самая ведет через Лихолесье к Одинокой   горе, а оттуда прямиком в тартарары»

Оценка : 8
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

Darinella, 14 января 2007 г. в 03:52

Как можно оценивать Отца, Гуру, Учителя, Родоначальника, — фэнтези? ВК — это не просто мир, а мифология. Нет в жанре фэнтези ни одной столь детально проработанной книги, за каждым именем и названием в ней — история, и не простая, а глубоко связанная с историей нашего мира. Я еще не встречала книг, после которых я верила в существование миров, описанных автором. Только эта книга оставляет подобный эффект присутствия. Много в нашей стране великого написано, но столь простого в своем величии — нет и не будет. ^_^ Здесь есть все, а потому ее могут читать все — и взрослые, и дети. Ни одна книга фэнтези, кроме ВК не способна подвигнуть на изыскания корней и источников этого творения. И очень жаль, что не издается в России вся 12-ти томная«История Средиземья«!

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

Unicorn, 12 июля 2005 г. в 00:45

Впечатлило так, что описать невозможно... Для меня эта книжка навсегда останется символом всего того светлого и хорошего, что может быть в человеке. Среди всего того ужаса, что описывается в книге, герои находят в себе силы и мужество бороться с врагом, не опускаясь до него. Может это и по-детски наивно, но чувствуешь как внутри тебя обнаруживаются вечные ценности: дружба, любовь, милосердие... Приятно хотя бы прочитать о том, как с помощью этих, известных всем нам с раннего детства, слов можно спасти мир.

Собственно говоря, этим и плох фильм, он убрал сказку и оставил лишь грязь...

Оценка : 10
«Берен и Лутиэн»
–  [ 7 ]  +

grozin, 21 февраля 2024 г. в 19:02

Стоит ли читать эту книгу? Ответ зависит от того, к какой категории читателей Вы относитесь.

1. Те, кто никогда не слышал о Толкине. Таким читателям лучше начать с чего-нибудь другого.

2. Те, кто считает, что всё, написанное Толкином — чушь. Ну, может быть, кроме Хоббита, который неплохая сказочка для детей младшего возраста. Эта книга не для них.

3. Те, кто прочитал Властелин колец, и им понравилось. Пробовали начать читать Сильмариллион, но бросили, потому что скучно. Таким читателям стоило бы попробовать прочитать Дети Хурина (всё-таки это связный текст, а не набор отрывков). Если пойдёт хорошо, можно переходить к Падению Гондолина и к этой книге.

4. Толкинисты-лайт. Помимо Хоббита и Властелина колец, прочли Сильмариллион и Дети Хурина. Может быть, некоторые отрывки из Неоконченных преданий и Истории Средиземья. Вероятно, несколько книг про Средиземье других авторов (кто же не слышал про Перумова или Еськова). Если ещё не читали эту книгу — читайте. Она, как и Падение Гондолина, для вас (я сам отношусь к этой категории). Читать эти две книги значительно приятнее и проще, чем выбирать соответствующие отрывки из разных томов Истории Средиземья и Неоконченных преданий.

5. Толкинисты 80-го уровня. Изучают эльфийские языки. Ездят на ролевые игры. При переписи населения в графе «национальность» пишут ''эльф». Пишут свои романы — продолжения Толкина. Они уже прочитали всё, написанное Толкином, и знают эту книгу близко к наизусть. Им никакие рекомендации не нужны.

Какую же оценку поставить? Представители 5-й группы автоматически поставили бы 10 любому тексту Толкина, но я буду смотреть со своей колокольни. Если Хоббит и Властелин колец — несомненные шедевры, ничего, кроме 10, им поставить просто невозможно, то Сильмариллион и Дети Хурина — это, вероятно, 9. Тогда Падение Гондолина и эта книга — вероятно, 8. Но я не очень хорошо воспринимаю длинные стихотворные тексты, которые занимают значительную часть этой книги, поэтому скину ещё 1 балл.

Оценка : 7
«Сильмариллион»
–  [ 7 ]  +

89132074328, 17 марта 2023 г. в 07:52

Начала я свое знакомство с Толкиеном с «Хоббита». Понравилось настолько, что книжку я зачитала до дыр. Буквально. Потом был ВК, который потряс еще больше. Тот Новый год, где я под елкой читала про приключения хоббитов, я помню до сих пор, слишком волшебной получилась праздничная ночь под описание Ривендейла, эльфов и дорог Средиземья. Но когда я добралась до «Сильмариллиона» в довольно паршивеньком издании с желтенькой суперобложкой...Это было не просто волшебство, это была любовь на всю жизнь! Спасибо профессору, что он был, и спасибо тем, кто сейчас переводит и издает «Утраченные сказания». Собираю всю серию, читаю с величайшим удовольствием!

«Сильмариллион»
–  [ 7 ]  +

Josef, 17 марта 2023 г. в 06:16

Сколько же раз на протяжении многих лет я слышал о том, как сложен для чтения Сильмариллион, сколько в нём персонажей — и подавно не упомнить. Отовсюду только об этом и говорится, если не вдаваться в подробности. И я, как человек с посредственной памятью, естественно, был несколько встревожен тем, что придётся продираться через дебри десятков персонажей и их хитросплетений. Но почему же за все эти годы мне нигде не довелось услышать о том, сколь Сильмариллион невообразимо, мифически прекрасен?

Решившись-таки прочесть этот монументальный труд любимого писателя, я оказался там, у истоков самого притягательного из миров, порождённых фантазией человека, и передо мной развернулась история, по моему мнению, даже более захватывающая, чем «Властелин Колец». Не сравнимая ни с чем летопись мира, названного Джорджем Мартином «небесами фэнтези», от самого его сотворения в бесконечном пространстве до падения Саурона, утратившего навеки созданное им Единое Кольцо. Именно в этой книге наконец приходит истинное понимание той самой непередаваемой красоты мира Толкина, что пленила миллионы читателей и зрителей экранизаций Питера Джексона.

Именно здесь понимаешь, сколь глубока и самобытна Арда, и что Средиземье и история Хранителей Кольца — лишь крохотная её часть, финальный аккорд очередной эпохи. Все таинственные слова, намеренно или невзначай сказанные различными персонажами «Властелина Колец», все вскользь упомянутые имена, события и места — всё это здесь, и всё имеет свою захватывающую историю. Из уст Арагорна мы слышим об эльфийской деве Лутиэн Тинувиэль, что полюбила Берена из рода смертных людей, а в Сильмариллионе эта история оживает, одна из множества в полотне радостных и трагичных легенд Первой Эпохи, и едва ли не самая трогательная история любви и жертвенности. Галадриэль на прощание говорит Фродо Бэггинсу: «А тебе, Фродо из Шира, я дарю Свет Эаренделя, нашей любимой звезды...», и только Сильмариллион расскажет обо всём величии этого дара, о последнем отчаянном плавании наследника эльфов и людей в миг, когда надежда на спасение от тьмы уже почти угасла.

Как возможно передать всё то, что открылось мне в Сильмариллионе? Я стал свидетелем сотворения мира через Музыку Айнур, и вместе с богоподобными Валар шагнул на земли Арды, где позже суждено будет появиться Средиземью, а в нём суждено будет быть созданным и погибнуть Кольцу Всевластья. За сотворением мира следует Первая Эпоха, время эльфов, гордых, могущественных и талантливых. История эльфийских народов, королевств и владык исполнена благородного величия, как в радости, так и в трагизме. От высокомерного отречения от покровительства Валар, до похода в земли Белерианда, где будут возведены величайшие государства и города Арды, через их славу и могущество и, наконец, к чудовищному и трагическому падению, ведёт судьба первых детей Эру Илуватара, творца всего сущего. А следом наступает Вторая Эпоха, время Нуменора — великого королевства людей, которому суждено сгинуть в морской бездне стараниями Саурона, пробудившего в нуменорцах непомерную гордыню и жажду обрести якобы утаиваемое Валар бессмертие. И, наконец, с тем, как корабли чудом спасшихся нуменорцев, не изменивших вере в Илуватара и Валар, пристают к берегам Средиземья, начинается Третья Эпоха, время противостояния людей и эльфов тёмному владыке Саурону, что завершится в книге «Властелин Колец».

Как передать то самое нарастающее отчаяние, коим пронизаны истории низвержения королевств Нолдор? Как объяснить не читавшему Сильмариллион подлинный трагизм слов «велико падение Гондолина»? Как рассказать о трепете, который я ощущал, читая о воинствах Валар, обрушившихся на силы Зла в Войне Гнева в ответ на последнюю отчаянную мольбу детей Илуватара, подобно тому, как в последний момент Гэндальф и воины Рохана прибывают с первым лучом солнца к Хельмовой Пади? Как представить себе огромный флот Нуменора, отправившийся на войну против богов, и гнев Илуватара, уничтоживший величайшее королевство людей без остатка? Всё это было под силу лишь одному человеку, и хвала всему, что Кристофер Толкин смог завершить эту великую летопись своего отца и подарить её нам.

Многое подробнее сказано в других отзывах, я же лишь хочу от себя добавить тем, кто сомневается, откладывает чтение Сильмариллиона или же думает, что можно обойтись и без него: если вы очарованы миром профессора Толкина, то обязательно прочтите эту книгу! Многочисленные и сложные для запоминания имена, сжатость повествования, «сухость текста», о которой иной раз говорят — всё это такие мелочи по сравнению с тем, что вам откроется! Никакой отзыв, никакой обзор или пересказ не передаст этого, просто выделите время и прочтите Сильмариллион, и я уверен, вы полюбите Арду ещё сильнее и, как и я, захотите вернуться снова.

Оценка : 10
«Песни Белерианда»
–  [ 7 ]  +

tapok, 16 марта 2021 г. в 19:02

Сладкозвучная песнь

***

Прошлые книги из цикла «История Средиземья» были достаточно тяжелыми для чтения. Обе «Книги утраченных сказаний» читались достаточно сложно и ассиметрично. Причины на то достаточно объективны: тут и перевод (гномы, привет вам передают карлы!), и обилие комментариев, и стиль повествования в виде хроники. Учитывая, что это только старт цикла, где еще десяток томов, кто-то может сломаться совсем рано. И это не удивляет.

Вот только у «Песен Белерианда» совершенное иное мнение. В этом томе переводчики чуть исправили ситуацию, гномы стали номами, а карлы вернулись к привычным гномам. И пусть подобная ровировка имеет под собой основание, принять ее было сложно. Еще один плюс именно третьего тома «Истории» — более целостное чтение. Комментариев здесь чуть меньше, они зачастую носят повторяющийся характер. Но самый-самый плюс «Песен Белерианда» — это «Песнь о детях Хурина» и «Лэ о Лейтиан». Это что-то невероятное!

С точки зрения сюжета, обе эти поэмы – нечто знакомое и известное. Но с точки зрения стиля они изумительны. «Песнь о детях Хурина» — аллитерационная поэма. Переводить такую на русский язык – сущие муки из-за сложности. Но переводчики справились буквально на 100%. Звуковой компонент создает определенный фон. Если читать вслух под выработанный ритм, то вы получите эстетическое удовольствие. Это же касается и «Лэ о Лейтиан». Здесь уже не аллитерация, а парнорифоманные строки. И снова переводчики постарались на ура. «Лэ» читается легко, сладко и звучно. Опять же, стоит попробовать читать ее вслух. Жаль только, что обе поэмы так и остались без должного завершения. Но даже в таком виде они – шедевры в мире Толкина.

Заключение: «Песни Белерианда» — сборник, который по страницам пока что самый «увесистый». При этом читается он легче других томов «Истории Средиземья».

10 песен Белерианда из 10.

Оценка : 10
«Книга Утраченных Сказаний. Часть I»
–  [ 7 ]  +

tapok, 11 марта 2021 г. в 18:55

Протосильмариллион vol.1

***

«Сильмариллион» — довольно тяжелая книга. Здесь и стиль повествования (хроника), и космогония (к этому читатель фэнтези приучен мало), и характер черновиков. После себя Толкин оставил довольно большое количество материалов. Поэтому честь и хвала Кристоферу Толкину, который взялся за черновики отца. С «Сильмом» ему, кстати, помогал Гай Кей. К чему тут речь про «Сильмариллион»? Дело в том, что «Книга утраченных сказаний I» — это черновики черновиков. Это то, чем мог стать «Сильмариллион», если бы Профессор решил больше не работать над «Сильмом».

Чем это грозит читателю? Читателю, который знаком с «Сильмом», с «Детьми Хурина», с «Береном и Лутиэн», с «Неоконченными преданиями Нуменора и Средиземья», покажется, что всё это одно и тоже. И в целом, читатель будет прав. Но для того, чтобы всё-таки уловить различия, есть комментарии Кристофера Толкина. Каждая глава содержит отступления Кристофера, в которых он пишет о разнице между многочисленными вариантами, черновиками и исправлениями. Бывает даже так, что объем комментариев почти такой же, как и объем «черновиков» Джона Р.Р. это порождает феномен ассиметричного чтения, когда часть текста практически «летит», зато другая часть буксует до жути. Нетерпеливые, конечно, могут пропустить комментарии и «изменения имен». Но тогда есть риск не уловить кое-какие детали.

Стоит так же отметить, что «Книга утраченных сказаний» разделена на 2 тома. Объем каждого не такой уж большой, но раз деление есть, то это нужно принимать. В первом томе читатель узнает о сотворении мира Толкниа, о валарах, о Валиноре, о пришествии эльфов и так далее. Занятно, что форма у «Книги утраченных сказаний» — это не просто хроника, а рассказ в рассказе. Есть легкий сквозной сюжет. В нем морехом Эриол попадает на остров Тор Эрэссэа, где живут эльфы. От них-то он и узнает всё о мире Толкина. Упрощает ли это сложный текст? Возможно.

Заключение: «Книга утраченных сказаний I» — сложное произведение, его чтений – серьезный труд. Текст идет рывками, местами сноски и примечания утомляют. Зато можно проследить кое-какие изменения. Что-то довольно поверхностно, например, природа Берена. То ли эльф, то ли человек. Что-то более глубоко. Например, замена Тэвильдо на Ту, то есть Саурона. Отделался ли Саурон от кошачьего на все 100? А некоторые моменты совсем поражают. Например, идея про то, что наш мир и мир Толкина – одно и тоже место. И пусть Профессор об этом пишет в самом начале «Хранителей Кольца», эта идея всё равно удивляет. Толкин очень серьезно на это рассчитывал.

9 утраченных сказаний из 10.

PS: пара слов об издании. Увеличенный формат и такие огромные поля – сомнительная связка. Проблемы со шрифтом – ещё один недочет. О чем речь? Да о том, что почему-то в одном слове встречается пробел прямо внутри слова. Иногда это вводит в заблуждение, особенно когда слово переноситься. Наконец, по части перевода тоже есть вопросы. Гномы – это уже слишком. Благо это исправили в «Песнях». Номы – это уже лучше. К ним еще можно привыкнуть.

Оценка : 9
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Тигурий, 13 сентября 2020 г. в 14:27

Причины популярности Толкиена неизвестны и вряд ли когда-нибудь станут известны. Конечно, хочется верить, будто бы нам доступны все духовные эманации этого гения, вольно разросшегося на тёплой ниве массовой культуры. Но тут-то и кроется закавыка: нам. Большое видится на расстоянии, и многочисленные толпы уже много десятилетий закручиваются бесконечным человековоротом вокруг величественных, исполинских фигур «Хоббита» и «Властелина колец». Жизнь человеческая коротка, и человек успевает родиться, состариться и умереть, так и не поняв, откуда Толкиен поднабрался таких идей да образов столь странно притягательных. Как говорится, «много званых, да мало избранных», и «страшно далеки они от народа». Под избранными я, само собой разумеется, подразумеваю людей науки, давно уже внимательно исследующих творчество Толкиена. В основном это, понятное дело, люди Запада, хотя забавно было бы взглянуть на толковые публикации по Толкиену с Востока, например, из стран торжествующего буддизма. Всё же не будем будить лихо, пока оно тихо, и вернёмся к нашим баранам. Тяжело представить себе причины популярности Толкиена непосредственно в центре ойкумены – Америке, тяжело не для воображения, но для самоуважения. Уж и мы-то живём нелегко, а эти америкосы и вовсе из рая на земле рвутся в Средиземье? Видать, старый свет лучше новых двух, свет же этот, как известно всем мало-мальски образованным людям, суть самое непосредственное проявление бога на земле – господа нашего Иисуса Христа, и верной дщери его католической церкви. Но с этой точки зрения я тоже взглянуть на Толкиена не могу по историко-конфессиональным причинам, не заладилось у нас с витражами да и с Высоким Средневековьем тоже. Что русскому высоко, то всей Европе было низко, а как пошла Европа в рост, Русь двинулась на погост. Но «кому низко, тот и табурет подставить может-с!», чем мы с печальным усердием последние века и занимаемся. Но я хочу сравнить русских отнюдь не с полуросликами, увы, спокойный тихий Шир нам только снится. Рохан! Вот подходящее слово. Да, собственно, подойдёт и Дейл, и Гондор, и любое из тех людских королевств,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которые лицом к лицу стояли против зла на грани полного разгрома и выжили лишь доблестью и честью. Ну, или по крайней мере так говорят. И хотя вроде бы настали тёплые денёчки, государи бдят на страже своих народов, а те процветают под их ласковыми взорами, но эльфы отчего-то уходят, эльфов делается всё меньше, они прямо-таки бегут на заокраинный Запад, теперь уже окончательно, поток их уменьшается, колдовство уходит из мира, настоящее, конечно, колдовство, шарлатанство-то цветёт пуще прежнего. Не стоит забывать и о Нуменоре, наследниками которого мнили себя королевства. Падшем Нуменоре, развращённая знать которого подняла всю страну войной на Запад, в наказание за что и была смыта волной... просто исполинской волной.
Мне кажется, из многих мотивов Толкиена именно этот – один из наиболее созвучных русскому духу. Но есть и второй, ласкающий подсознание уже не «многих званых», но малых «избранных», хотя не стоит называть их число малым. Много ведь мнящих себя «малыми», но не по росту или духовному развитию, а, совсем наоборот, по редкостно высокому духовному росту. С ними тоже всё понятно: конечно, им в Толкиене видится могучий дуб среди долины ровныя, айсберг посреди плоских ледышек, духовный гигант, прорвавший трясину массмедиа, но не потонувший, ибо пришлась ему трясина оная по колено. Я хочу разочаровать этих чудесных людей: нет, им причины популярности Толкиена тоже неизвестны. Более того, именно они-то и есть по духовному росту истинные полурослики. Но я не желаю им зла и надеюсь, что им никогда не придётся правдиво ответить на вопрос:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
от кого у них заплот на восточной границе, куда подевались жены энтов и за что на них так зол проклятый старый Лох?

Когда-нибудь я допишу этот отзыв, у меня ещё много любопытных наблюдений. Но не сегодня.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Erop, 02 ноября 2019 г. в 17:53

Так получилось, (ну, бывает, ну) что я пришёл к этому произведению «от обратного». Сейчас поясню.

Довольно продолжительное время я увлекаюсь фольклором и историей преимущественно раннего и высокого средневековья (и не только Запада). Ещё до знакомства с Повелителем Колец, я ознакомился с Старшей и Младшей Эддой, кельтской мифологией, Калевалой, Кольцом Нибелунгов и т.д. Сказки народов мира, известное произведение Джозефа Кэмпбелла даже не беру в счёт. И вот что странно, взяв эту книгу в 34 года я был абсолютно разочарован. Действительно картонные персонажи, масса непонятных отсылок и имён (если мы не бегаем по комментариям которые отсылают нас ещё дальше), мудрёный и где-то сложный (в плохом смысле) мир. Более всего удивила блёклость и невыразительность Зла, ты не ощущаешь угрозу, агрессию причины и мотивации.

Весь этот цикл можно смело назвать фантазией (как вариант музыкальной интерпретации) на тему хтонического (христианского) Добра и Зла на основе Европейской мифологии, истории и Библии.

Должен добавить, что прочитанный до Повелителя Колец Хоббит понравился гораздо больше. Наверное, в силу того, что программа автора была не столь серьёзной и пафосной (всё же писал сказку детям, а не Новую Великобританскую Мифологию). Да чего уж, тот же Сильмариллион читается целостнее и интереснее. У тебя отчетливое понимание, что читаешь эпос по всем канонам данного жанра. Я хочу посоветовать тем кто ещё не брался за Повелителя Колец ознакомиться с Хоббитом и Сильмариллионом (вы будете понимать что тут вообще в конце концов происходит) и ни в коем случае ничего не читать из классики европейской мифологии и эпоса, иначе вас не будет покидать ощущения вторичности, заурядности написанного Профессором. Хотя, если верить самому Толкину, его мир родился только лишь из игры с филологией, что многое должно объяснить читателю первый раз столкнувшемуся с его творчеством.


  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 25 26 27 28 29   (+10)»   (+22)»»



⇑ Наверх