Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 ноября 2021 г. 15:03

Шаблонная фантазия, ил Сказка, рассказанная спустя рукава

Eragon

Юный Эрагон (Спелирс) – обитатель деревеньки в стране Алагезия, по большей части был доволен жизнью. Хлопоты по хозяйству, охота в лесу, любовь дяди, воспитывающего пацана.

До той поры пока парень не наткнулся на странный камень, оказавшийся яйцом дракона.

Теперь за Эрагоном гонятся не только различные существа, посланные жестоким королем Гальбаториксом (Малкович). Но и жутко опасный колдун Дарза (Карлайл).

А от исхода этой погони зависят судьбы всей Алагезии.


Фентези непростой жанр, требующий не только слаженных действий от съемочной команды, но и тщательной работы сценариста, в данном случае опирающейся на литературный первоисточник.

Мало того что роман Кристофера Паолини, ставший основой ленты, сложно обвинить в оригинальности, создатели Eragon, похоже, отнеслись к постановке спустя рукава, создав на диво схематичную, неровную, клиповую сказку.

Мир не раскрыт, от слова «совсем». Есть абстрактная страна с труднопроизносимым названием под гнетом тирана, есть стражи в горах, есть село протагониста и где-то за пределами карты тусуются эльфы с гномами. Волшебно. Как можно погрузиться в происходящее, описанное столь скудно – лично мне непонятно. Причем ели судить хотя бы по википедии, книги Паолини, являясь непритязательным подростковым фентези, все же демонстрируют более- менее прописанный мир со своей историей, географией и особенностями.

Главное — постановщики так и не определились, для кого снимается кино. По стилистике перед нами пафосно-наивный проект, рассчитанный скорее на детвору и младший школьный возраст. При этом герой – здоровый лоб 17 годочков, которого окружающие, не краснея, величают мальчиком (да на нем пахать можно!). Хватает в фильме жестких моментов (без плескания кровищей в камеру, но, тем не менее), которых юным отрокам не посоветуешь.

Лента пытается втиснуть слишком многое в довольно скромный хронометраж 1.40. Что говорить, если Сапфира проскакивает лет 10 своего роста за 1 секунду полета. В фильме хватает событий (хотя если приглядеться, ключевых, наоборот, недостает), причем должного внимания им постановщики не уделяют. Вот мальчик вяло страдает по поводу своего предназначения, а вот он уже горделивый драконий всадник. Вот он, походя, берет первую жизнь, а вот уже шаманит направо и налево, как опытный маг. Вот чувствует первую любовь, а вот уже теряет друга и участвует в глобальной битве.

Что любопытно, создатели находят время на лишние бестолковые разговоры и долгие панорамы скачущих приключенцев. Никто не спорит, этим они демонстрируют красоты природы (бесспорные) и «как бы» обозначают пройденное героями расстояние. Однако складывается впечатление, что скачущую парочку на фоне величественных пейзажей, мы наблюдаем в общей сложности минут 15. Перебор.




Статья написана 22 ноября 2021 г. 12:01

Восточная антиутопия, или Цените то, что имеете

zavodnaja

Будущее. Несчастливое и мрачное. Экологическая катастрофа, эпидемии, войны, энергетический кризис, наводнения, геноцид, болезни растений, генетические измененные насекомые-вредители. Уничтожено огромное количество сельскохозяйственных культур, и на земле наступает голод.

Потому-то Андерсон Лейк, работающий на компанию «Агроген», обнаруживший, что в таиландском Бангкоке кто-то нашел возможность возобновить выращивание пасленовых, готов на все что угодно, чтобы отыскать способ возродить давно позабытые культуры.

Оказывается, кусочек информации на эту тему есть у Нового человека Эмико – механической девушки-«пружинницы» — украшения одного из бангкокских борделей.

Но жизнь в Бангкоке не ограничивается плясками вокруг пасленовых. Рядом с Лейком масса людских факторов, способных повлиять на ситуацию.

Это и прочие фаранги, представители корпораций, стремящиеся прервать карантинную изоляцию Таиланда и урвать «кусочек пожирнее». И старый китаец-беженец Хок Сен, норовящий использовать заморского дьявола Лейка в своих целях. И капитан «белых кителей» Джайди Роджанасукчаи, стремящийся остановить поток опасной контрабанды, заливающей страну. И невозмутимая, таящая массу тайн лейтенант Канья Чиратхиват. И …

А значит, к чему приведут поиски Андерсона, не может никто, включая даже многочисленных божеств, к которым так привязаны местные жители.


Американец Паоло Бачигалупи писать начал давненько. Первый его рассказ «Полный карман Дхармы» появился на свет еще в 1999 году. Затем были годы перерыва и работы над собственным стилем. А до этого путешествия, в частности в Азию и Индию, подарившие Паоло массу материала для книг. В 2003 он издает новый рассказ – «Девочка-флейта». Затем выходят «Специалист по калориям» и «Человек с жёлтой карточкой», погружавшие читателя в антиутопический мир, к которому Бачигалупи вернулся в своем дебютном романе – «Заводная» (2009). Романе, собравшем изрядное количество премий, в том числе Хьюго, Локус и Небьюла.

О нем сегодня и поговорим.

Любопытна «Заводная» в первую очередь тайским колоритом, которой автор описывает смачно, ярко и со знанием дела. Видно, что Бачигалупи и лично бывал в тех местах, и информации собрал изрядно. Вы будто оказываетесь на улочках священного города Крунг Тхеп. Погружаетесь в его липкую жару, нервно озираясь, пробираетесь трущобами, подзываете велорикшу и будто возноситесь над людским потоком. Пробуете неведомую кухню, покупая еду у уличных торговцев. Ныряете в ждущую глубину баров, стыдливо заглядываете в бордели, уважительно поглядываете на здешние храмы и удивляетесь повальному мистицизму тайцев, каждый шаг сверяющих с каким-нибудь духом или богом.

Добавляют в блюдо остроты особенности здешнего антиутопического мира. Мира, скажем прямо мрачного и лишенного перспектив. И бог с ним, с исчерпанными запасами нефти (о синтетическом горючем автор «Заводной» как-то позабыл), здесь есть уголь, и еще множество любопытных «извратов». Да и на гнев океана, уничтожившего массу прибрежных городов, те же тайцы нашли управу. А вот с сельским хозяйством получилось совсем нехорошо. Забавы с генной инженерией плюс болезни растений привели к вымиранию подавляющего большинства привычных нам культур. Жители «Заводной» не могут поджарить картошечки, вгрызться в помидор или затянуться сигареткой после сытного обеда. Ничего этого тут не осталось. Вымерли. Питаются здесь продуктами генных разработок, типа риса или сои, которым в недрах мощных компаний придали способность на какое-то время противостоять вредителям или пресловутой «пузырчатой ржи». С голоду не помереть этого может и хватит, но получить удовольствие от еды – отнюдь.




Статья написана 19 ноября 2021 г. 14:46

Азиатский Марвел, или Принявший и свет и тьму

Shan_Chi

Обитатель Сан-Франциско китаец Шон на первый взгляд казался обычным молодым раздолбаем. Работа на парковке, кабаки, караоке до утра, никакой ответственности и стремлений.

На самом деле он был мастером боевых искусств и сыном опаснейшего человека – владельца артефакта непредставимой силы. Человека, от которого Шон сбежал десяток лет назад. Человека, вновь проявившего интерес к непутевому наследнику. Склоняющего его к участию в деле, способному изменить судьбы миров.


Четвертая фаза киновселенной Марвел набирает обороты. После ретроспективной Вдовы и сериалов («Ванда», «Сокол» , «Локи») , дарящих минуту славы второстепенным героям (и не только), на экране появился первый в киновселенной азиатский супергерой.

Его явление получилось ярким, бодрым, с небольшим количеством экшена и конкретным закосом в семейную драму.

Первое, что бросается в глаза: за одним единственным исключением мы не увидим в ленте никого кроме азиатов. Никаких негров, арабов, иудеев, а уж тем паче белых. Одни китайцы. Лепота.

Второе – активного действия постановщики откровенно пожалели. Автобусная драка, разборки в клубе и финальная битва, разделенная, правда, на две части. Маловато для двух часов.

Зато семейной драмы нам отсыплют с лихвой.

Шону, он же Шан (Симу Лю ) не позавидуешь. При весьма травмирующих обстоятельствах рано лишившийся матери. С семи лет воспитываемый отцом как убийца и мститель (папашка откровенно накосячил с воспитанием: ну кто юнцов в омут киллерства бросает без подготовки, нет бы сперва уконтрапупить пару-тройку злодеев под присмотром родителя, вкус почувствовать, а потом уже и в самостоятельное плавание). Порвавший все контакты с семьей. Как огня бегущий ответственности и драк. Наслаждающийся нехитрыми радостями жизни, не стремящийся ни к чему большему. Аж никак не жаждущий спасать миры и заниматься прочими глупостями. Не давший испортить себя ощущением силы и крутости.

Дополнительно раскрывают героя частые флеш-беки, показывающие нам Шана в 7 и 14 лет.

Евойный папаша Сюй Венву (Тони Люн Чу Вай), несмотря на полное отсутствие шлейфа роли и слабую изначальную мотивацию, тоже порадовал. Тысячелетний воитель, до сих пор увлеченно занимающийся делами организации, меняющей ход истории. Ну любит парень власть, что поделать.

Спокойный вышел у нас злодей. Убивает без гнева, с небольшой грустинкой в глазах. Зато если влюбляется – до гроба, и даже после него. По поводу мотивации, появившейся у него позднее, вопросов нет.

Как возникает большое чувство в азиатской культуре? Элементарно, Ватсон! Конечно же, после хорошей драки. Она тебя каблуком по кумполу, и ручку на болевой, а ты на нее смотришь так чувственно, с улыбочкой, а в груди костер разгорается. Милота.




Статья написана 15 ноября 2021 г. 10:59

По мотивам. Отдаленным, или Что кого интересует

osnovanie_serial

Галактическая империя, объединившая тысячи миров, казалась вечной. Триллионы жителей, исключительное богатство, выдающиеся научные достижения, помпезная столичная планета.

И лишь один ученый — Харри Селдон, был уверен, что Империю постигнет крах. А за ним тысячелетия варварства.

Пользуясь методами психоистории, позволяющей прогнозировать поведение людских популяций, Харри убедился, что темную эпоху можно сократить.

Вот только позволят ли нынешние властители предпринять необходимые для этого действия? И не обманет ли психоистория надежды последователей Селдона?


Основание (оно же Академия, оно же Фонд) Азимова стало одной из первых ласточек забугорной фантлитературы, достигших наших пенат в 90-е. Приятный цикл с любопытными ходами и размышлениями о человечестве, охватывающий огромное время, созданный Айзеком под впечатлением от Эдварда Гиббона.

Книги достойны, а что же нам предложат кинематографисты?

Первым делом, оставив от романа лишь скелет, они, по мере способностей, пытаются этот скелет одеть, нарастить, дополнить и расцветить. По-своему. Если Азимова интересуют глобальные, стратегические вопросы падения и создания держав, развития людского общества, управления массами, если Айзек играет полувеками как теннисными мячиками, а тысяча лет сопровождается у него эпитетом «всего», то постановщики, как обычно в телепродуктах, наплевав на законы психоистории, рассказывают о судьбах отдельных человеков. По-видимому, это один из основных законов сценариста: не знаешь, что делать — введи людскую трагедию.

Главные герои в постановке «особенные», «не такие как все»: одну преследуют за занятие наукой, вторая даже в сообществе энциклопедистов умудрилась стать изгоем. С Сальвор, правда, есть нюансы. Об императоре отдельный разговор.

Постановщики, понятное дело, не смогли обойтись без современного политкорректного тренда, заменив героев-мужчин – женщинами, причем отнюдь не белокожими. И Гаал и Хардинг у Азимова были белыми мужиками. Впрочем, мальчик – девочка, какая разница.

Гаал Дорник – жительница водной планеты, религиозные жители которой очень не любят ученых. Прям до утопления последних не любят. Гаал умудрилась в таких условиях родиться математическим гением. Как несложно догадаться, житья на родине ей не стало, тут и подвернулся конкурс, позволивший победительнице заинтересовать самого Селдона. Гаал реально гений, способная заметить ошибку в работах лучшего психоисторика Вселенной. Как выясняется позднее, это не единственная ее сильная сторона. При этом она обычная девчонка, жаждущая любви, плавающая как рыба, считающая простые числа, когда волнуется.

Сальвор Хардинг – тоже «не такая как все», но за счет стремления к одиночеству и экстрасенсорных способностей. Дьявольского везения и проницательности, умения ощущать ложь, чувствовать людей изнутри. Сильная женщина, лидер и боец.

Ну хоть Селдона оставили белым и с первичными мужскими признаками. Хари в исполнении Харриса харизматичен, полон энергии, умения убеждать. Готов идти на жертвы, манипулировать окружающими. И даже смерть ему не помеха. Все для Плана, все ради Плана.




Статья написана 10 ноября 2021 г. 10:53

Трое в песках, или Оптимистичный постап

finch

Конец света таки случился.

Отныне на выжженной земле, под убийственными лучами Солнца ютятся немногие выжившие.

Один из них Финч Вайнберг – инженер, не чуждый робототехнике. Чувствуя, что его дни подходят к концу, Финч создает робота, главная цель которого ухаживать за собакой. Кто мог знать, что на свет появилось нечто гораздо большее.


Книг и фильмов на тему апокалипсиса и его последствий, нынче пруд пруди. Почти все описывают взаимодействие выживших гомо сапиенсов или конец цивилизации. Из произведений и постановок, больше опирающихся на личные людские истории, с ходу вспоминается лишь «Тихое место» да «Я — мать».

Finch перекликается с I Am Mother, но рассказывает абсолютно другое по духу и настроению повествование.

На первый взгляд для нашей цивилизации все плохо. Нет, не плохо, уже практически песец. Вспышка на солнца, уничтожившая озоновый слой, залившая все живое убийственным ультрафиолетом. Продолжающая это делать не первый год. Растения уничтожены. Еды нет. Электроника вырубилась после электромагнитного импульса. Жара за 60 градусов. Ураганы со скоростью ветра за 200 км. А тут еще из гомо сапиенсов полезли их худшие черты. В общем, была цивилизация – и нету.

Не слишком приятная картина, мягко говоря. А тут еще и ГГ вот-вот к праотцам отправится. Но при этих жестких исходных данных у постановщиков получилась достаточно оптимистичная лента.

В первую очередь благодаря лицедеям, которых, не считая робота, тут ровно один Том Хэнкс.

Его Финч, как почти все актерские работы Тома, поразительно естественный и живой. «Наш сосед», отличный, талантливый инженер-конструктор, продвигающий в жизнь законы робототехники Азимова с некоторыми дополнениями. Немного эгоистичный, никому не доверяющий, нелюдимый мизантроп, не любящий работать в команде. Души не чающий в своей собаке. На диво жизнерадостный, если учесть обстоятельства. Изрядно трусливый, способный на вспышки гнева. С хорошим шлейфом роли (благодаря паре его монологов мы отлично представляем прошлую жизнь Вайнберга). Привязывающийся к своим творениям. Ставший для робота настоящим отцом: открывающим мир, делящимся опытом, рассказывающим сказки, строгим, но справедливым. Жаждущим продолжить себя в металлическом здоровяке. Небезуспешно.







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх