Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 октября 2021 г. 11:24

Песчаная затравка, или Неторопливое начало великого пути

djuna2021

Сын герцога Лето, Пол Атрейдес, отправляясь в новый дом своей семьи – Арракис, знал, что его жизнь изменится. Но не предполагал, что настолько.

Измены, смерти, фримены, видения. В которых он во главе армии несет вселенной войну и огонь. Пол не желает себе такой судьбы, но хватит ли у него сил не допустить такого будущего?


Роман Фрэнка Герберта появился на свет в далеком 1965 году, собрав с того времени изрядную базу фанатов и две экранизации, весьма противоречиво встреченные народом. Дени Вильнёв, давний почитатель книги и автор незаурядных фантастических (и не только) фильмов решил принести миру третью. Приняв крайне спорное решение снимать ленту в формате двух полнометражных фильмов, (причем судьба второй части зависит от принятия зрителем первой), неужто «Оно» так повлияло? Решение, повлекшее за собой основные проблемы картины. В два с половиной часа Вильнёв вместил чуть меньше половины романа. В результате фильм воспринимается как жутко затянутое вступление, и местами заставляет скучать. По словам Катерины из четырех непременных частей любого творения (завязка, развитие, кульминация, развязка) мы увидели первую с кусочком второй. Дени, ты книгу на четыре части разбивать задумал?

В Part One слишком много затянутых сцен, взлетов и посадок орнитоптеров и прочих космо—летательных аппаратов, хождений по коридорам и улицам, неторопливо поданных видений. Сократи все эти полето-брожения до приемлемых показателей – выиграешь немало времени. Причем я не говорю о действительно важных, атмосферных моментах – красотах мира, особенностях семейства, беседах для раскрытия характеров. К ним претензий немного. Да, понятно, изрядная часть характеров, мотиваций героев, хорошо прописанные в книге, растворились в тумане, а большинство персонажей получили меньше внимания, чем заслуживали. Но это неизбежная, наверно, беда экранизаций. Зато без жутко бесящего спойлера (в книге буквально с первых страниц известно не только о грядущем предательстве, и о том, что ничего не изменить, но и имя изменника называется тоже буквально во второй главе) Вильнев решил обойтись.

Пустыни Арракиса снимали в Иордании и ОАЕ, а Калладаном поработала Норвегия.

В целом, с той самой поправкой на кинематограф, Дени вполне адекватно переносит первоисточник на пленку. Каладан полон моря и воздуха. Арракис – барханист и испепеляющ. Атрейдесы – глуповато-героичны, барон — мерзок, Преподобная мать – коварна, Раббан – звероподобен, черви — зубасты, фримены – наглы.

Картинка хороша. Космокорабли подавляют размерами, орнитоптеры активно машут крылышками, черви кокетливо выглядывают из песка, силовые щиты искрят, корабли стреляют и взрываются, ночь пылает пожарами, бойцы рубятся и помирают с криками на устах.




Статья написана 25 октября 2021 г. 10:49

Парень, ставший Человеком, или Что наша жизнь – игра (компьютерная)

glavn_geroj

Живет на свете один Парень. Просыпается, завтракает, кормит золотую рыбку, ходит за кофе и на работу в банк.

Вот только он не человек, а персонаж игры с отрытым миром, другими словами — NPC.

Каждый его день его похож на другой, и, кажется, иначе и быть не может.

До одной случайной встречи. После которой Парень понял, что ему хочется большего.


Недавно мы уже наблюдали за приключениями людей в виртуальном мире. Однако постановщики Free Guy (прямой перевод названия – «свободный парень») решили взглянуть на этот самый мир с нестандартной точки зрения, глазами «неигрового персонажа».

Получилось легко, незатейливо, ми-мишно. И с недурным морально-этическим багажом.

Первым в глаза бросается картинка. Виртуальный город, наполненный веселым безумием и запахом комикса. Гости, сочащиеся тестостероном, агрессией, жаждой крови. Постоянная стрельба на улицах. Самое разнообразное оружие и техника, применяемые игроками: от реального вооружения до фантастических образцов. Несколько качественных экшен-сцен. Катаклизмы, взрывы, ограбления. Да, местами картинка выглядит естественно, местами, напротив, изрядно, прям нарочито компьютерно. Но возможно так и задумывалось – герои в компьютерной игре все-таки.

Все это богатство сдабривается порцией вменяемого юмора. Причем чаще всего содержащегося не в шутках, а в абсурдности ситуации. Обреченный фатализм жителей города, воспринимающих творящееся на улицах, как единственно возможную реальность (как и полагается «данную нам в ощущениях»). Сознающих себя обычными людьми в поселении, где постоянно резвятся не то боги, не то что-то на них похожее. Создавших определенную философию, систему отношений друг с другом, технику безопасности при встрече с игроками. Живущих пускай повторяющейся, но дорогой им жизнью.

Концепция мыслящих, мечтающих, чувствующих, наслаждающихся существованием NPC – хороша, пускай, не нова (по крайней мере, в отношении детских игрушек мультипликаторы нам уже многое рассказали). Но настолько обаятельные образцы искусственного интеллекта нам показывают нечасто.

А как вам идея сдерживать агрессию и стремление к убийствам в игре? Причем в самом натуральном шутере? И то верно: как-то неловко без причины лишать мыслящее, безопасное и доброе существо не то чтобы жизни, по крайней мере, изрядного куска дня.




Статья написана 19 октября 2021 г. 09:36

Многообразие путей для человечества, или Убийственное обретение Рая

https://fantlab.ru/blogfiles/b74698/... title=

Середина 4 тысячелетия. Со времен конфликта с праймами прошло тысяча двести лет. Человечество серьезно изменилось с тех древних пор. Остались в прошлом поезда, курсирующие через червоточины, зональное деление, да и сама структура Содружества не сохранилась.

Одним из немаловажных особенностей новых времен стало движение Воплощенного Сна. Миллионы людей, поклоняющихся загадочной Бездне, бесстыже раскинувшейся в самом сердце Галактики. Казалось бы, очередной религиозный культ, сколько их было, сколько будет. Так да не так. Ведь многие люди уверены, что Бездна таит в себе ужасную опасность. И паломничество к Ней, которое собираются предпринять члены Воплощенного Сна, запустит механизм гибели Галактики.

А ведь есть еще чужаки, обладающие той же информацией и не склонные дожидаться уничтожения всего, что они знают. Чужаки, грозящие Содружеству неведомыми могущественными союзниками и обещающие любыми способами не допустить паломников к вожделенной цели.

А значит, над человечеством, да и над всей галактикой, вновь сгущаются черные грозовые тучи.


Питер Гамильтон – создатель почти двух десятков романов, в частности цикла «Вселенная Содружества» — «Звезда Пандоры», «Иуда освобожденный», был известен как автор эпических, антуражных и хорошо проработанных космоопер. Но «Бездной» Питер, пожалуй, сделал заявку на следующую, более высокую лигу писательского цеха. По крайней мере, по уровню фантазии.

Гамильтон в отличие от подавляющего большинства фантастов, начинающих действие следующей книги цикла на завтрашний день после окончания предыдущей, мелочиться не стал. «Перепрыгнув» аж на 1200 лет. Это действительно, редкость. Из столетних и более временных промежутков между книгами с ходу вспоминается Симмонс с «Эндимионом», да Азимов с «Основанием». Зачем Питер совершил такой скачок, становится понятно сразу. В «Бездне» писатель решил поговорить с нами о путях развития человечества, да и прочих разумных существ тоже. Ведь «за время пути» гомо сапиенс успели слегка подрасти. А точнее видоизмениться. «Натуралов» — людей без генетических и прочих усовершенствований осталось немного. После того как ученые с Дальней открыли свои генетические наработки Содружеству, модификация ДНК стала доступна для 80 процентов людей. Соответственно, почти у каждого что-то да подправлено. Появились Прогрессоры, «апгрейдящие» себя и потомство для жизни на Внешних планетах. Высшие – жители Внутренних планет (среди которых и Земля), существа, внедрившие себе в организм бионические органоиды – биононики. Средства для поддерживания здоровья, сохранения формы, улучшения метаболизма, поправки хромосом, защита от радиации. Они даже тело могут формировать по своему желанию. А уж сколько «плюшек» получает обладатель специализированных бионоников в бою! Не в сказке сказать, ни пером описать. Но даже Высшие еще не финал. Дальше следует АНС — Активная Нейронная Сеть. Совокупность сознаний и разумов людей, уставших от «тварной» жизни. Неограниченное время существования. Телепатия и прочие обширные возможности. Думаете это, наконец-то вершина? Предел мечтаний? Как-бы не так! Ведь есть еще постфизические существа. Человеки такого уровня еще не достигали, но для многих чужих рас это нормальный этап развития.




Статья написана 15 октября 2021 г. 10:16

Хоррорный винегрет, или Червивое проклятие под крики козодоев / История, тянущаяся поколениями

chepeluejt

Капитан китобойного судна Чарльз Бун не собирался менять профессию. До момента смерти жены от туберкулеза, а также известия о наследстве от кузена, оставившего Буну фамильное поместье и лесопилку.

Чарльз берет детей в охапку и перебирается на сушу.

Однако все не так благостно, как может показаться. Жители соседнего городка люто ненавидят всех членов семейства Бун. Да и сам особняк, где произошла не одна смерть, таит в себе зловещие секреты.


Экранизаций Кинга, будем честными, немеряно. Не позабыли постановщики и короткую форму Мастера Ужасов. Chapelwaite снят по мотивам рассказа «Иерусалимов удел» 1978 года (вдохновленного, в частности, лавкрафтовскими «Крысами в стенах»).

Чепелуэйт/Чапелвэйт переводится с английского как Часовня Ожидания.

Проект вышел атмосферным, но медленным и затянутым (неудивительно – рассказ расплющить на 10 серий) и намешавшим внутри себя слишком много всякого — эдакий хоррор-винегрет.

Тут вам и обрывки историй о таинственных мистических особняках, и родовые проклятия, и древние культы в духе Лавкрафта, и магические книги, и закрытые общины с жуткими устоями, и маниакальные состояния, и постаповские зарисовки, и банальные кровососы. Да еще и социальные напевы!

К сожалению, не всем из них из них удается раскрыться в полной мере, и ни в одном из поджанров сериал не показывает ничего нового. Взамен пытаясь соорудить из этого многообразия вменяемое блюдо. Выходит не всегда.

Только начинаешь настраиваться на одну из тем, как постановщики подбрасывают новый элемент, который порой неуместно смотрится рядом со старым. Временами начинает раздражать. Иногда вызывает здоровый детский смех, особенно в случае стандартного до тошноты позера-Иакова, совершающего сюжетообразующие детские ошибки.

В плюсы Chapelwaite можно занести общий колоритный антураж маленького, удаленного американского города начала 19 века, живущего под леденящие крики козодоев в нежно «любимом» Кингом штате Мэн. Дома и улицы которого по ночам освещаются неверным огнем масляных ламп, а за пределами небольших кругов света царит темнота. Где все всех знают, власть олицетворяет один единственный констебль, а из щелей активно лезут пуританские привычки и предрассудки.

Мимо социальных аспектов того нетолерантного времени постановщики, конечно же, пройти не могли.

К неграм тут, как полагается, пренебрежительно-расистское отношение, а за поцелуй с белокожей дамой сына Африки и вздернуть могут. Сами дамы тоже не в особом шоколаде. Угнетают, мужики-паразиты. Приветствуются чинные матери семейства в чепчиках, а на молодых бунтарок, сражающихся с навязанными обществом устоями, смотрят откровенно косо. Таких, правда, в Углу проповедников ровно одна штука.




Статья написана 13 октября 2021 г. 11:03

«Ты Художник, мы толпа», или Человек, который никогда не врет

tot_samyj_mjunxgauzen

18 век. Имя Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена (Янковский) слышал в Ганновере каждый. Ведь это именно тот смешной человек, который летал на Луну, вытаскивал сам себя за волосы, и посодействовал появлению на голове у оленя вишневого дерева.

Ну или как минимум уверенно рассказывал о том, что все это (и многое другое) делал.

Барон тем временем был занят делами матримониальными. А точнее стремился развестись со своей супругой и обвенчаться с прекрасной и нежной Мартой.

Но это невинное и понятное желание дало старт событиям, изменившим жизни всех участвующих в этой истории.


«Тот самый Мюнхгаузен» является, наверное, самой известной работой из знаменитой пенталогии Марка Захарова: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона». И может служить великолепным примером полифонии, разнообразия мыслей, идей в одной картине. Того, чего критично не хватает подавляющему большинству современной кинопродукции, упорно и тяжело два часа обсасывающего одну единственную концепцию («у меня есть мысль и я ее думаю»).

В «Мюнхгаузене» Захаров поговорит со зрителем о:

-Творце/неординарной личности и толпе. Барон вроде как ничего не создает. Он не художник, не композитор, не ученый. Местная достопримечательность. Обычный экстравагантный городской сумасшедший – фрондирующий, читающий, размышляющий, занимающийся астрономией. Беседующий с Ньютоном и Шекспиром, хвастающий автографами Софокла, бьющий уток через дымоход. Формирующий реальность вокруг себя (Захаров прямым текстом говорит о том, что как минимум некоторые необычные свойства у барона имеются).

Меж тем, это единственный человек в Ганновере, которого не устраивает устоявшийся порядок вещей. Причем пока Карл пишет «фантастику», рассказывает о своих приключениях, встает в 6 часов утра, планирует подвиги по расписанию — окружающие снисходительно относятся к выходкам барона. Да, такие люди всегда вызывают пристальное, неодобрительное внимание обычных сограждан. Как любой, кто выделяется из серой массы обывателей. Однако до поры до времени Мюнхгаузена терпят.

Но затем он покусился на основы. Институт семьи. Многих не радуют те, с кем они живут. Нелюбимая жена. Опостылевший муж. А что делать? Все так живут, и ты живи. Двойную мораль не зря придумали. Заводи толпы любовников, води любовниц, но не трогай святое. А если уж тронул – получи по полной.

Вдобавок «32 мая» — а это уже прямое нарушение сложившегося миропорядка. Причем объявленное в крайне неудачный момент. Ведь у Карла была одна неудобная черта – уникальное правдолюбие. Неуместное, чрезмерное. Не позволяющее промолчать, когда надо, приносящее кучу проблем ему и близким (даже гении бывают ограниченными). Ведь Мюнхгаузен никогда не врет. Даже тогда, когда стоило.

-Отношениях мужчины и женщины.

Мужчины умного, блистательного, гениального, горделивого, фонтанирующего идеями. Позера, гордеца и выпендрежника (шикарная работа Янковского, человека, жить с которым постоянно — еще тот подвиг. И его музы Марты (Коренева). Наивной, трепетной, нежной, женственной, не семи пядей во лбу, но с удовольствием принимающей правила игры, восхищающейся и всецело поддерживающей любимого. Идеал, которого ищут большинство мужчин. Идеал, у которого был лишь один серьезный «баг». Она не мыслит жизни без отношений, узаконенных церковью (или просто жаждет стать баронессой?) – тяжелое наследие детства. И чтобы добиться этого самого законного брака, готова была пойти практически на все. Манипуляцию (осознанную или нет, кто знает), предательство. Правда, достигнутая мечта оказалась не столь сладкой, как виделось (законная жена Мюллера не то же самое, что законная жена Мюнхгаузена).

В контексте этих самых отношений главный герой допускает свою самую серьезную ошибку, решившись ради любимой поступиться основополагающими для его личности вещами, став таким, как все. Естественно, ничем хорошим это закончиться не может. Именно образы барона и Марты (пожалуй, еще Бургомистра) претерпевают по ходу фильма самые разительные изменения.







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх