Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 октября 2021 г. 13:27

Февральский номер 2003 года (152-й «Новой Фантастыки» и 245-й, если считать ab ovo) редактируют: Анджей Бжезицкий/Andrzej Brzezicki (художественно-оформительский отдел), Марек Нововейский/Marek S. Nowowiejski (отдел иностранной литературы), Марек Орамус/Marek Oramus (отдел критики и публицистики), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, главный редактор), Кшиштоф Шольгиня/Krzysztof Szolginia (секретарь редакции), Веслава Ярых/Wiesława Jarych (корректура). В списке постоянных сотрудников числятся: Яцек Дукай/Jacek Dukaj, Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak, Марек Холыньский/Marek Hołyński, Лех Енчмык/Lech Jęczmyk, Анджей Качоровский/Andrzej W. Kaczorowski, Анджей Колодыньский/Andrzej Kołodyński, Доминика Матерская/Dominika Materska, Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik, Анджей Сапковский/Andrzej Sapkowski, Яцек Собота/Jacek Sobota, Гжегож Щепаняк/Grzegorz Szczepaniak, Бартек Свидерский/Bartek Świderski, а также Agregator, Aligator, Anihilator, Kunktator, Negocjator, Predator, Reanimator и Terminator. Тираж номера не указан. В оформлении лицевой стороны передней обложки использован рекламный плакат фильма “The Ring-2”. Внутренняя сторона передней обложки занята рекламой книжной продукции издательства “Prószyński i S-ka”. В «Галерее» (стр. 17-24) размещены репродукции работ британского художника ДЖИМА БАРНСА/Jim Burns, почерпнутые из альбома “Transluminal” (London: “Paper Tiger”). На внутренней стороне задней обложки напечатан анонс следующей «Галереи» (репродукция работы художника СТИВЕНА ЮЛЛА/Stephen Youll). На внешней стороне задней обложки расположена афиша фильма польского режиссера Анджея Чечота “Eden”. Цена экземпляра -- 6 злотых 90 грошей.

Содержание номера следующее:

Opowiadania zagraniczne

Arkadij i Boris Strugaccy   „Szczegóły życia Nikity Woroncowa” 3

James H. Schmitz „Dziadek” 25

Galeria

JIM BURNS

Z polskiej fantastyki

Rafał Kosik „Nowi ludzie” (2) 36

Grzegorz Janusz „Raj pod ziemią” 46

Izabela Szolc „Anna” 49

Marzena Kowalska „Sen czwarty” 54

Komiks

TOMASZ NIEWIADOMSKI „What time is it?” 53

Kamil Śmiałkowski „Komiks milowy” 64

Film i fantastyka

Arkadiusz Grzegorzak „Ludzie zamiast hobbitów” 57

Maciej Parowski „Basen z podwójnym dnem” 60

W sieci

Arkadiusz Grzegorzak „Władca pierścieni” 58

Bibliofil – kinoman

Maciej Parowski „Stawić czoło! Przyjąć dar?” 59

Fantastyczne soundtracki

Bartek Świderski «Michał Urbaniak – ”Eden”» 62

Co w duszy gra

Marcin Przybyłek „2. Regresja” 63

Krytyka

Marcin Dominów „Słowo o wyprawie Yeskova do Śródziemia”65

Recenzje 68

Spotkanie z pisarzem

Kirył Jeśkow 66

Nauka i SF

Michał Jasieński „Arka Poego” 72

Felietony

Marek Hołyński „Prysły zmysły” 75

Jacek Sobota „Jak pisać, by nic nie napisać, czyli poradnik dla nieporadnych” 76

Lech Jęczmyk „Co zrobić z ludem?” 77

Marek Oramus „Kluczyk do świata” 78


Статья написана 25 октября 2021 г. 14:34

6. В рубрике «Среди фэнов» публикуется отчет о праздновании 20-летнего юбилея журнала “Fantastyka/Nowa Fantastyka” в MCKiS 21 и 22 октября 2002 года. Напечатаны также 17 фотографий с этого празднования (стр. 64-65).

7. В рубрике «Встреча с писателем» под названием “Cyberpunk żyje!/Киберпанк жив!" размещено интервью, которое Доминика Матерская и Марек Орамус взяли у американской писательницы Пэт Кэдиган/Pat Cadigan (стр. 66-67). Весьма интересный, надо сказать, был разговор. Поставим здесь «птичку» — возможно удастся вернуться к нему позже.

8. В рубрике «Рецензии»:

Доминика Матерская/Dominika Materska в общем хвалит роман канадского писателя Роберта Чарльза Уилсона «Хронолиты» (Robert Charles Wilson “Chronolity” – это “The Chronolits”, 2001. Tłum. Wiesław Marcysiak. “Rebis”, 2002); «Уилсон, известный в Польше по своему первому нашумевшему в мире роману “Дарвиния”, пишет НФ так, как будто все еще длится половина XX века – время симпатичных главных героев, незамысловатых сюжетов, хороших замыслов и веры в науку. Его написанные в 2001 году “Хронолиты” удовлетворяют всем требованиям, ставившимся к фантастике в 50-х годах XX века. Имеем мир ближайшего будущего, одно “фантастическое” событие, его научное объяснение и предположения относительно изменений действительности, которые вследствие этого наступят. Все это описано в скромной по объему книге, где мы с одинаковым вниманием следим за судьбами как описанного в ней мира, так и членов семьи главного героя»;

Гжегож Щепаняк/Grzegorz Szepaniak знакомит читателей журнала с новым романом польского писателя Феликса Креса «Брошенное королевство» (Feliks W. Kres “Porzucone królestwo”. “MAG”, 2002), в которой ему не нравится пессимизм автора, прямо-таки предрекающего гибель Шереру – сконструированному им ранее миру;

Марек Орамус/Marek Oramus весьма обстоятельно (и осторожно) «разбирает по косточкам» сборник рассказов польского писателя, близко сотрудничающего с нашим журналом – Бартека Свидерского «Крепкая программа» (Bartek Świderski “Mocny program”. “superNOWA”, 2002);

а Яцек Собота/Jacek Sobota в общем одобрительно отзывается о романе английского писателя Стивена Бакстера «Кольцо» (Stephen Baxter “Pierścień” – это “Ring”, 1994. Tłum. Paweł Korombel. “Zysk I S-ka”, 2002), как удачном образце сочетания твердой научной фантастики с космической оперой (стр. 68-69).

Далее некто Predator хищно терзает старенький роман американского писателя Колина Мак Аппа «Забудь о Земле» (С.С. MacApp “Zapomnij o Ziemi” – это “Recall Not Earth”, 1970. Tłum. Anna Miklińska. “Amber”, 2002. Серия “Mistrzowie SF I Fantasy”) – и схватки в космосе описаны так, как сейчас уже никто не пишет (корабли швыряются друг в друга тем, что только под руку попадет, а кто уцелеет, того и счастье); и сюжетная «изюминка» слабовата: ну истребили захватчики всех земных женщин, стерилизовав планету – остались лишь несколько сотен мужчин, пребывавших в то время в космосе и теперь уныло прозябающих на окраинных планетах других цивилизаций; ну и чего им унывать – они, что же – ничего не слышали о клонировании? Ведь автор, вообще-то должен был о нем слышать – роман писался в конце 60-х годов XX века; и… ну, в общем, и так далее. Может, оно и так, но мои личные воспоминания о романе – самые для него благоприятные;

некто Kunktator сообщает о переиздании классического уже романа американского писателя Айзека Азимова «Второе Основание» (Isaac Asimov “Druga Fundacja”. Tłum. Andrzej Jankowski. “Rebis”, 2002, wyd. II. Цикл “Fundacja”);

некто Anihilator знакомит с первым томом цикла «Темная башня» американского мастера horror-a Стивена Кинга «Роланд» (Stephen King “Roland” – это “The Gunslinger”, 1982. Tłum. Andrzej Szulc. “Albatros”, 2002), с его помощью ступившего некогда на мало исследованное им поле жанра фэнтези; «роман очень хорошо читается, на протяжении почти половины текста автору удается ускользать от столь характеристичных для фэнтези штампов. Когда мы осознаем наконец, что история последнего стрелка — это на самом деле повторение истории о страннике, разыскивающем магическое место/магический предмет, и злом колдуне-антагонисте, нам уже интересно и таинственное прошлое Роланда и то, что случилось с его миром»;

и он же, некто Anihilator, хвалит сборник коротких текстов знаменитого немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии, Германа Гессе «Сказки» (Hermann Hesse “Baśnie”. Tłum. Sława Lisecka. “PIW”, 2002), впервые публикующийся в Польше;

а некто Agregator рассказывает об очередном томе бесконечного, видимо, цикла американского писателя Терри Гудкайнда «Храм Ветров» (Terry Goodkind “Świątynia wiatrów” – это “Temple of the Winds”, 1997. Tłum. Lucyna Targosz. “Rebis”, 2002. Серия “Fantasy”); «Терри Гудкайнд – это автор, который умеет, дистанцируясь эмоционально от своих героев, максимально использовать их для развития сюжета. Изобретательность, с которой он втягивает героев во все новые и все более ужасные приключения, попросту изумляет. Похоже, что он не остановится ни перед чем, что поможет ему подтолкнуть романное действие» (стр. 70).

9. В рубрике «Критики о фантастике» Якуб Лиханьский/Jakub Z. Lichański в большой статье “RPG – teatr fantazji?/RPG – театр фантазии?” размышляет над феноменом современной поп-культуры – ролевыми играми (стр. 71–73).

10. В рубрике «Наука и НФ»:

Ян Була/Jan Buła ищет неведомые источники вместе с британской писательницей Кейт Татт, написавшей книгу «В поисках неограниченной энергии» (Keith Tutt “W poszukiwaniu nieograniczonej energii”. Tłum. Michał Czernuszczyk. “Amber”, 2002. Серия “Tajemnice Nauki”);

Эварист Гвиздек/EG вместе с популяризатором науки Амиром Ацзелем прослеживает перипетии жизни и творчества Георга Кантора, создателя математической теории множеств, и его продолжателя, не менее знаменитого математика Курта Гëделя, изложенные в книге «Тайна алефов. Математика, кабала и поиски бесконечности» (Amir D. Aczel “Tajemnica alefów. Matematyka, kabała I poszukiwania nieskończoności”. Tłum. Tomasz Hornowski. “Rebis”, 2002. Серия “Nowe Horyzonty”) (буквой “Алеф” Кантор обозначал подмножества бесконечности);

а Дорота Малиновская/DM в статье с интригующим названием «Самогон из брусники» советует читателям журнала не пропустить замечательную книгу Ричарда Радгли «Алхимия культуры. От опия до кофе» (Richard Rudgley “Alchemia kultury. Od opium do kawy”. Tłum. Ewa Klekot. “PIW”, 2001); «это хорошо документированная и захватывающе интересная книга, благодаря которой можно понять, как наши привычки питья кофе, угощения чаем и шоколадками или произнесения праздничных тостов вписываются в древние традиции рода человеческого. Торговля наркотиками, связанная с нею преступность и в особенности химическое изготовление убийственно мощных психотропов – предстает на этом фоне извращением, созревшим в недрах западной культуры. Ни одна из предшествующих ей культур ни сталкивалась с такими проблемами, хотя уже со времен каменного века эти культуры давали своим представителям возможность испытать состояния измененного сознания» (стр. 74).

11. В этой же рубрике «Наука и НФ» печатается забавная статья Анджея Майхшака/Andrzej Majchrzak “Czy USA dotrwają do 2006 roku?/Доживут ли США до 2006 года?” (стр. 75–76). По прогнозам весьма уважаемых астрологов – нет, не доживут.

12. В рубрике ”FELIETONY”:

Яцек Собота/Jacek Sobota в статье “Kiełbi we łbie/Мозги набекрень” из цикла «Признания идиота» обсуждает проблему раздвоения, разтроения (и так далее) личности в жизни и в литературе (стр. 77);

Леха ЕнчмыкаLech Jęczmyk, судя по статье ”Co się stało z Ameryką?/Что случилось с Америкой?” из цикла «Новое средневековье», весьма тревожит расслоение американского общества на две основные страты – богатых и бедных и эскалация такого расслоения (стр. 78),

а Марек Орамус в статье “Strachy nie nasze?/Не наши страхи?” находит много общего в книгах Реймонда Фейста «Несказка» (Raymond E. Feist “Niebajka” – это “Feire Tale”. Tłum. Kinga Dobrowolska. “Zysk I S-ka”, 2002) и Д. Стерна «Ведьма из Блэр. Секретное признание Растина Парра» (D.A. Stern “Blair Witch. Sekretne wyznanie Rustina Parra”. Tłum. Robert P. Lipski. "Zysk I S-ka”, 2002) – обе о мире, в котором за околицей людского жилья бушуют вражеские темные силы (стр. 79).

13. В списках бестселлеров за ноябрь 2002 года из книг польских авторов находится “Narrenturm” Анджея Сапковского; “Porzucone królestwo” Феликса Креса; “Wrzesień” Томаша Пацинського; и “Wiezmiesz czarno kure” Анджея Пилипюка; а из книг российских авторов: “Ostatni wladca pierścienia” Кирилла Еськова и “Falszywe lustra” Сергея Лукьяненко (стр. 80).

14. В рубрике NA KSIȨGARSKIM RYNKU перечислены 22 авторских книги (из них 3 – переиздания) и 2 антологии (стр. 80).


Статья написана 22 октября 2021 г. 00:02

ВИТОЛЬД ТКАЧИК

Витольд Ткачик/Witold Tkaczyk (род. 1 июля 1962) – польский издатель, журналист, критик, редактор, а также сценарист и художник (график) комиксов.

Родился в г. Познань. Окончил Познаньский технологический университет по специальности архитектура и история искусств. С 1991 по 1993 год издавал бюллетень “Comics News Service from Poland”, информировавший англоязычного читателя об рынке комиксов в Польше (издано 8 номеров). В 1993 основал журнал комиксов “AQQ”, который редактировался им совместно с Лукашем Зандецким/Łukasz Zandecki. Первый номер журнала был представлен ими на Международном фестивале комиксов в Лодзи.

В журнале с самого начала издания публиковались произведения ведущих польских мастеров комикса (в т.ч. ГЖЕГОЖА РОСИНЬСКОГО/ Grzegorz Rosiński, ТАДЕУША БАРАНОВСКОГО/Tadeusz Baranowski, ПЕТРА ДЖЕВЕЦКОГО/Piotr Drzewiecki, ПШЕМЫСЛАВА ТРУСЬЦИНЬСКОГО/Przemysław Truściński, ТОМАША ПËРУНОВСКОГО/Tomasz Piorunowski, АГНЕШКИ ПАПИС/Agnieszka Papis, КШИШТОФА ОСТРОВСКОГО/Krzysztof Ostrowski, ЯКУБА РЕБЕЛЬКИ/Jakub Rebelka, БЕНЕДИКТА ШНЕЙДЕРА/Benedykt Szneider, КШИШТОФА “ПОРОСЕНКА” ОВЕДЫКА/Krzysztof "Prosiak" Owedyk, РОБЕРТА АДЛЕРА/Robert Adler, СЛАВОМИРА ЗАËНЧКОВСКОГО/Sławomir Zajączkowski, ЕЖИ ОЗГИ/Jerzy Ozga, СЛАВОМИРА КЛЕБУСЯ/Sławomir Kiełbus, работавших совместно КШИШТОФА ГАВРОНКЕВИЧА/Krzysztof Gawronkiewicz i ДЕННИСА ВОЙДЫ/Dennis Wojda, а также ТОМАША ЛЬВА ЛЕСЬНЯКА/Tomasz Lew Leśniak и РАФАЛА СКАРЖИЦКОГО/Rafał Skarżycki), статьи и заметки видных критиков (в том числе Камиля Смялковского/Kamil Śmiałkowski, Ежи Шиляка/Jerzy Szyłak, Кшиштофа Скжипчика/Krzysztof Skrzypczyk, Томаша Марциняка/Tomasz Marciniak, Войцеха Бирека/Wojciech Birek). В состав редакционного коллектива журнала вошли со временем также Радек Липовый/ Radek Lipowy, Томаш Новак/Tomasz Nowak и Яцек Пневский/Jacek Pniewski.

Журнал поначалу издавался в формате A5, но в 1995 году увеличил формат до A4. “AQQ” всегда был черно-белым, в конце издания с цветной вкладкой Komixorama и цветными плакатами в формате A2. Распространялся путем почтовой подписки, а позже – продажи в сети магазинов EMPiK. Официальным издателем являлось издательство “Zin Zin Press”, основанное Ткачиком в 1997 году. Последний (#31) номер “AQQ” вышел из печати 20 марта 2004 года. Стоит отметить, что Ткачик публиковал также и свои комиксы в этом журнале.

Издательство “Zin Zin Press” создавалось первоначально специально для публикации “AQQ”, но с завершением этого проекта перестроилось на издание альбомов комиксов. Первоначально в нем издавались альбомы представителей молодого поколения создателей комиксов (ЯКУБА РЕБЕЛЬКИ/Jakub Rebelka, БЕНЕДИКТА ШНЕЙДЕРА/Benedykt Szneider, ФИЛИПА МЫШКОВСКОГО/Filip Myszkowski), но постепенно издательство специализировалось на издании комиксов, посвященных новой и новейшей истории Польши. В комиксах помимо прочего затрагивались такие темы, как «Солидарность», убийство ксендза Ежи Попелюшко, Познаньский Июнь, пацификация шахты “Wujek”, визит Папы Римского Иоанна Павла II в Польшу и Великопольское восстание. Издавались также зарубежные комиксы, например “Anna chce skoczyć” (Lucie Lomová) и трилогия “Alois Nebel” (Jaroslav Rudiśa i Jaromir 99). Первым коммерчески успешным комиксом для издательства был альбом “Achtung Zelig! Druga wojna” (Krzysztof Gawronkiewicz i Krystian Rosenberg) изданный совместно с издательством “Kultura Gniewu” в 2004 году – первый тираж разошелся практически молниеносно. В список продукции издательства входят следующие альбомы комиксов:

      "Tygrysek/Тигришка" (1998)

      

       "Ern/Эрн" (2001)

       

• "Doktor Bryan #1: Doktor Bryan/Доктор Брайан # 1: Доктор Брайан" (2002)

• "Diefenbach/Дифенбах" (2002)

       "Redaktor Szwedak. 1. Sztuka wywiadu/Журналист Швендак. 1. Искусство интервью" (2003)

      

• "Achtung Zelig! Druga wojna/Achtung Zelig! Другая война" (2004)

• "3 przygody Sherlocka Bombla/3 приключения Шерлока Бомбля" (2004)

• "Eryk — ostatni Szrama 2/Эрик — последний Шрама 2" (2004)

• "Westerplatte. Zaloga śmierci/Вестерплятте. Гарнизон смерти" (2004, 2012, 2018)

• "Likwidator & Zielona Gwardia/Ликвидатор. Зеленая гвардия" (2005)

      "Likwidator. Alternatywne. Ant. 1/Ликвидатор. Альтернативное. Ант. 1" (2005)

      

• "Solidarność — 25 lat: Nadzieja zwykłych ludzi/"Солидарность — 25 лет: Надежда простых людей" (2005)

      "11/11. Niepodlieglosc/11.11. Независимость" (2005)

      

• "Ksiądz Jerzy Popiełuszko. Cena wolności/Ксендз Ежи Попелушко. Цена свободы" (2005; 2007)

• "Likwidator. Autozdrada/Ликвидатор. Автоизмена" (2006)

• "1956: Poznański Czerwiec/1956: Познаньский июнь" (2006)

• "1981: Kopalnia Wujek/1981: Шахта "Wujek"" (2006)

• "Alois Nebel #1: Biały Potok/Алоис Небель # 1: Белый Поток" (2007)

• "Alois Nebel #2: Dworzec Główny/Алоис Небель # 2: Центральный вокзал" (2007)

• "Alois Nebel #3: Złote Góry/Алоис Небель # 3: Золотые Горы" (2008)

• "Powstanie Wielkopolskie. Mieszkańcy Swarzędza w zwycięskim zrywie niepodległościowym 1918-1919/Великопольское восстание. Граждане Cважендза в победоносном порыве борьбы за независимость 1918-1919" (2008)

• "Anna chce skoczyć/Анна хочет прыгнуть" (2008)

• "Pielgrzymka do Polski 1979/Паломничество в Польшу 1979" (2009)

• "1940 Katyń — Zbrodnia na nieludzkiej ziemi/1940 Катынь — Преступление на нечеловеческой земле" (2010)

• "Piątka/Пятерка" (2010)"

• "Faustyna. Krótka historia małej dziewczynki, która została wielka świętą/Фаустина. Краткое жизнеописание маленькой девочки, ставшей великой святой" (2010)

• "Pierwsi w boju. Obrona Poczty Polskiej w Gdańsku/Первые в бою. Оборона Польской почты в Гданьске" (2010)

• "Wolna Polska. 650 metrów pod ziemią/Свободная Польша. 650 метров под землей" (2011)

      "Tajemnice Fabrik Blomberg. Cz. 1. Szpieg w Bydgoszczy/Тайны фабрик Бломберга. Ч. 1. Шпион в Быдгощи" (2012)

      

       "Tajemnice Fabrik Blomberg. Cz. 2. Na tropie Wunderwaffe/Тайны фабрик Бломберга. Ч. 2. По следу Вундерваффе" (2013)

      

• "Wigilia w okopach. 100 rocznica bitwy pod Łowczówkiem 1914 – 2014/Сочельник в окопах. 100 годовщина битвы под Ловчувком 1914 — 2014" (2014)

      "Jozef Makowski. Moj dziennik/Юзеф Маковский. Мой дневник" (2015)

     

• "Tajemnica Madonny z Wrocławia/Тайна Вроцлавской мадонны" (совм. с изд. «Ośriodek “Pamięć I Przyszłość”; 2016)

• "Oto jest głowa Franczaka/Вот голова Франчака" (2017)

• "Mazurek Dąbrowskiego 1797/Мазурка Домбровского 1797" (совм. с “Wojskowe Centrum Edukacji Obywatelskiej”; 2017)

• “Dziś Powstanie”. Opowieść graficzna o Powstaniu Wielkopolskim/"Cегодня восстание". Графический роман о Великопольском восстании (совм. с изд. “Media Rodzinna”; 2018)

• "Smiertelna misja rotmistra Pileckiego/Убийственная миссия ротмистра Пилецкого" (2018)

• "Bitwa o Ławice/Битва за Лавицу" (2019)

• "GostTown" (2019)

• "Fala wolnośći. Opowieść o Lechu Bądkowskim/Волна свободы. Рассказ о Лехе Бадковском" (2020)

     

C 2007 года пан Витольд работает также в издательстве «Dom Wydawniczy “Kruszona”» и периодическом издании “Głos Wielkopolski” в качестве журналиста, редактора и графика. В 2010 году был награжден почетной медалью “Zasłużony dla Kultury Polskiej” за “успешную деятельность по внедрению комикса в пространство широко понимаемой польской культуры”.

Послушать пана Витольда и посмотреть на выпускаемые им комиксы можно также, если удастся пройти по этой вот ссылке: https://youtube.com/watch?v=elbUfaVAUxA


Статья написана 19 октября 2021 г. 00:09

3. В рубрике «Кино и фантастика» Бартек Свидерский/Bartek Świderski в статье “Wenusiański dla początkujących, czuli ziemskie dziewczyny nie łatwe/Венерианский для начинающих, или Земные девушки не из легкодоступных” рассказывает о фильмах на извечную тему «он встречает ее», использующих фантастический антураж (стр. 57-58); а Мацей Паровский в рубрике «Библиофил – Киноман» в статье “Awatary zamiast człowieka/Аватары вместо человека” просматривает сдвоенный номер ежеквартальника “Kwatalnik filmowy” (№ 35-36, jesień-zima 2001), посвященный «новым медиа и тому, что они творят с нашими представлениями о времени, пространстве», а также «ожиданиям в отношении кино» (стр. 59); а далее в рубрике «Фантастические саундтреки» Бартек Свидерский/Bartek Świderski описывает саундтрек Адама Росяка к фильму “The Catedral” по сценарию Яцека Дукая (стр. 60).

4. В новой рубрике “Co w duszy gra” печатается первая статья одноименного цикла Марцина Пшибылека/Marcin Przybylek “Agresja/Агрессия”, где описываются признаки, проявления, последствия и пр. этого естественного эмоционального состояния. В том числе и его связь с компьютерными играми (если коротко – полезная: канализация агрессии через игры предпочтительнее, чем ее выплеск на улице) (стр. 61).

5. В рубрике «Комикс» опубликовано интересное интервью с очень интересным человеком – Витольдом Ткачиком/Witold Tkaczyk. Пан Витольд – журналист, редактор, издатель, тесно связанный с польским комиксом и его создателями. Чуть позже мы познакомимся с ним ближе, ну а пока – интервью с небольшим редакторским предисловием.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ЧЕРНО-БЕЛОМ

Историю комикса в Польше можно вписать в синусоиду. Рыночный интерес к этому медиа пару раз достигал апогея, после чего жанр исчезал с полок книжных магазинов и спускался в подполье, организованное немногочисленными любителями. Девяностые годы, особенно вторая их половина не были благоприятными для польского комикса. Издательский бум, стимулированный упадком коммунизма, быстро сошел на нет и комиксы отечественных авторов уступили место на рынке американским серийным комиксам. В эти годы несколько старых мастеров ушли на пенсию, а у молодых художников развеялись перспективы издания их работ в виде альбомов. Польский комикс перестал официально существовать, спасательным кругом для него стали конвенты (фестивали), а также низкотиражные, не всегда официальные журналы. Среди них величайшую роль сыграл познаньский журнал “AQQ”, редактировавшийся и издававшийся триумвиратом Ткачик-Зандецкий-Липовый – наиболее влиятельный в создании общественного мнения журнал комиксов девяностых годов XX века. Этот журнал добросовестно информировал читателей о событиях в комикс-мире, печатал интервью с художниками и издателями, рецензировал отдельные издания; в нем публиковали свои новые работы как ветераны, так и молодые художники, пребывавшие в ожидании лучших времен. В этом (2003) году “AQQ” отпразднует десятую годовщину своего существования.

Томаш Домбровский: Вы профессионально занялись комиксом в начале девяностых годов?

Витольд Ткачик: Да. Меня приглашали выступать с докладами на конвентах, организовывавшихся шведами, норвежцами, датчанами и финнами. Такие конвенты проходили обычно на рыночных территориях, например в Гетеборге в рамках самого большого в стране книжного базара. Финны организовали свой большой фестиваль комиксов в Хельсинском университете. Я был приглашенным гостем наравне с МЕЗЕРСОМ и ХРИСТИНОМ (серия “Valerian”). В начале девяностых годов Запад интересовался изменившейся Польшей. Я рассказывал в основном о польском комиксе, но у меня были вдобавок доклады о комиксах стран советского блока, а также собственно СССР. В те годы я издавал небольшой бюллетень “Comics News Service from Poland”. В октябре 1993 года на конвенте в Лодзи дебютировал своим первым номером журнал “AQQ”.

Томаш Домбровский: Творческое сообщество относится к вам с большим уважением. Уже дебютный номер привлек к журналу его внимание?

Витольд Ткачик: Скорее он внес в ряды этого самого сообщества некоторое замешательство. Панелью из цикла “Węzień/Узник” ЯРЕКА ЖУКОВСКОГО, опубликованного в первом номере “AQQ”, был иллюстрирован репортаж с лодзинского конвента в “Gazieta Wyborcza”.

Плюс информация, фотоснимки, рецензии, обзоры, репортажи с выставок. Для “AQQ” писали тексты очень компетентные люди. И адресовали они эти тексты людям, разбирающимся в комиксах, но желающим пополнить и углубить свои знания. В других периодических изданиях к комиксу и его любителям относились как к чему-то диковинному и совершенно не серьезному.

Томаш Домбровский: Для вас рисуют многие признанные мастера, которые не получают взамен ничего кроме удовольствия быть опубликованными. Как вам удалось привлечь к сотрудничеству хотя бы КАРЕЛА САУДЕКА или ИГОРЯ БАРАНКО, без чьих работ не обходится чуть ли не каждый номер журнала, а в последнее время самого мэтра ТАДЕУША БАРАНОВСКОГО?

Витольд Ткачик: “AQQ” – журнал “non profit”. Я не смог бы его издавать, если бы платил гонорар авторам. Лишь однажды нам перепали какие-то деньги – из фонда Батория (в 1999 году), в качестве единичной дотации журналам комиксов. “AQQ” всегда публиковал лучших авторов, некоторые из них лишь позже получили широкую известность. Пан БАРАНОВСКИЙ согласился на публикацию у нас его работы, потому что считает журнал порядочным, качественным и вполне профессиональным изданием. Я горжусь этим фактом, да и большинство других публикаций в журнале – результат моих контактов с авторами и их доброго к журналу отношения.

Томаш Домбровский: А что вы можете сказать относительно нынешнего положения комикса в Польше? Не повлияет ли негативно на деятельность издательств и ее восприятие потребителями нынешнее значительное насыщение рынка новыми изданиями альбомов комиксов?

Витольд Ткачик: Положение искусства комиксов я нахожу вполне устойчивым и с энтузиазмом ожидаю развития этого самого искусства. А вот в том, что касается судьбы журналов комиксов, я весьма пессимистичен. Может повториться то, что произошло во Франции в 80-х годах: там альбомы комиксов вытеснили с рынка журналы. Рекламные бюджеты издателей невелики, они чаще ограничиваются высылкой gratis-экземпляров, а журналы живут рекламой. Вот и издание “AQQ” после некоторой стабилизации снова становится убыточным. И дело тут даже не в падении продаж (падение есть, но лишь небольшое), а в том, что мы ввели в журнал дорогие цветные страницы. Рынок вскоре займется селекцией. Это уже почувствовали на себе Fun-media (ранее NV-Semic). Рынок комиксов в Польше нормализуется. У нас все больше появляется ищущих новые пути и добротных классических современных комиксов.

Томаш Домбровский: С появлением на рынке высокотиражного журнала “Świat Komiksu” миссию “AQQ” можно считать выполненной?

Витольд Ткачик: Именно так я и думал, но “Świat Komiksu” вдвое похудел и уже не может исполнять роль информационную роль. Он представляет собой скорее визитную карточку издателя. Если бы существовал большой независимый критический журнал, роль “AQQ” быстрее бы сошла на нет. Информационную функцию частично взяли на себя интернет-порталы. Я хочу довести “AQQ” до десятой годовщины (октябрь 2003 года). Примериваюсь к профессиональному интернет-сайту “AQQ”. Возможно он заменит журнал. Кроме того, меня весьма привлекает издание коммерческого журнала. “Komixorama” (цветная вкладка, которой уже около года оснащается каждый очередной номер журнала) движется в этом направлении.

Конечно же я считаю, что такой журнал, как “AQQ”, нужен и полезен. Фэны, покупая журнал за десяток с лишним злотых, экономят несколько десятков злотых, обходя стороной плохие альбомы. Журнал нужен тем, кто создает комиксы – как дебютантам, так и признанным мастерам. Где еще найдешь большое интервью с художником, выходящее за рамки стандартного обмена несколькими предложениями на страницах популярных периодических изданий. Как живая хроника этого жанра, но также как средство, помогающее в формировании облика комикса журнал важен для истории польской культуры. Наконец он попросту необходим любителям комиксов, желающим углубить свои знания, обменяться взглядами, мыслями и мнениями.


Статья написана 16 октября 2021 г. 13:46

2. В рубрике «Из польской фантастики» напечатаны три текста.

Рассказ “Mars 1899 r./Марс 1899 г.” написал Анджей Пилипюк/Andrzej Pilipiuk (стр. 31-43). Иллюстрации АРТУРА СИТНИКА/Artur Sitnik. Рассказ номинировался на присуждение премии им. Я. Зайделя и позже (2005) вошел в состав авторского сборника рассказов “2586 kroków/2586 шагов”, претерпевшего ряд переизданий (2007 (дважды), 2010, 2011, 2012, 2013, 2018).

На русский язык рассказ не переводился, а на его карточку (нуждающуюся в некотором... э-э... освежении?) можно глянуть ЗДЕСЬ В карточке напечатана аннотация, присланная, вроде бы, самим автором. «История советского ученого, пытающегося узнать правду о дореволюционных попытках запуска космического спутника на Марс. Текст признан первым польским рассказом в стиле steampunk». Возможно кто-то напутал с переводом, потому что в этом небольшом тексте наблюдаются две фактологические ошибки. Во-первых, речь в рассказе идет не о «попытках запуска», а о запуске – предприятии, увенчавшемся успехом, а во-вторых, предметом запуска был отнюдь не «космический спутник» (нечто, вращающееся по околопланетной орбите?), а самый что ни на есть настоящий, снаряженный и оснащенный специальным оборудованием, космический корабль, совершивший (э-э… ну назовем это так) посадку на поверхность целевой планеты. А о писателе можно почитать ТУТ (с перевранной, правда, фамилией) – ну никакой он НЕ Пилипик и НЕ Пилипьюк (тут я бы на его месте вообще обиделся) также. И это НЕ первая публикация писателе в нашем журнале, потому стоит также пройтись по соответствующей ссылке в этом блоге: «Пилипюк А.».

Рассказ “Regent wszystkich szwagrów” написал Марцин Вольский/Marcin Wolski (стр. 42 – 45). Иллюстрации МАРЕКА АДАМИКА/Marek Adamik.

Это очередная (уже четвертая) история серии “tubikontiniud”, входящей в цикл «Антисказки». Сыщик Артур Дарлингтон решает новую детективную задачу, поставленную перед ним Раймондом II, регентом сказочной страны Амиранды, причем решение это оказывается для него настолько опасным, что ему приходится спасать свою жизнь бегством из страны. Позже история была напечатана в авторском сборнике рассказов писателя “Antybaśnie z 2001 dnia/Антисказки из 2001 дня” (2004).

Рассказ на русский язык не переводился. Карточки рассказа, равно как и биобиблиографии писателя на сайте ФАНТЛАБ нет. Однако это уже далеко не первая публикация писателя в нашем журнале, поэтому стоит заглянуть в информацию под тегом «Вольский М.» в этом блоге. Стоит также заглянуть на сайт АРХИВ ФАНТАСТИКИ – там есть развернутая биобиблиография.

Повесть “Nowi ludzi/Новые люди” написал Рафал Косик/Rafał Kosik (стр. 47-56). В номере напечатана первая часть текста. Иллюстрации ПЕТРА КОВАЛЬСКОГО/Piotr Kowalski.

Это «магическая и немного пугающая история о грядущей компьютерной цивилизации с расписанными в ней судьбами людей и машин… искусная и совершенно не корректная авантюрная повесть о Варшаве будущего, незаметно переходящая в метафизическую (киберпанковую?) притчу о человеческой гибели» (Мацей Паровский). Позже повесть вошла в состав авторского сборника рассказов и повестей писателя “Nowe ludzi/Новые люди” (2013). На русский язык повесть не переводилась. Глянуть на ее карточку можно ЗДЕСЬ А почитать о писателе можно ТУТ И, опять же, поскольку это не первая публикация писателя в нашем журнале, стоит пройтись во соответствующей ссылке «Косик Р.» в этом блоге.





  Подписка

Количество подписчиков: 85

⇑ Наверх