Нил Гейман «Октябрь в председательском кресле»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Неопределенное время действия
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Собрались однажды 12 месяцев, и каждый из них должен был рассказать свою историю. Итак, перед нами история, которую рассказал месяц Октябрь.
Это грустная история 10-летнего мальчика, которого никто не называл иначе, чем Коротышка. Коротышка, потому что он был такой маленький, худенький и невзрачный. В общем, никто на целом свете, включая и его родителей, его не замечал. Вот тогда наш Коротышка и решил когда-нибудь уйти из дома. И одним октябрьским утром он так и сделал...
впервые в «Conjunctions», no.39, 2002.
Входит в:
— антологию «Conjunctions:39. The New Wave Fabulists», 2002 г.
— журнал «Czarodziejka i Strażnik», 2003 г.
— антологию «The Mammoth Book of Best New Horror, volume 14», 2003 г.
— антологию «Year's Best Fantasy 3», 2003 г.
— антологию «The Locus Awards: Thirty Years of the Best in Science Fiction and Fantasy», 2004 г.
— сборник «Хрупкие вещи: истории и чудеса», 2006 г.
— сборник «М значит Магия», 2007 г.
— антологию «Дети Эдгара По», 2008 г.
— антологию «Ghosts: Recent Hauntings», 2012 г.
— антологию «The Mammoth Book of Halloween Stories: Terrifying Tales Set on the Scariest Night of the Year!», 2018 г.
— антологию «Глубина. Погружение 4-е», 2018 г.
— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2003 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2003 // Рассказ |
- /языки:
- русский (12), английский (10), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (23), периодика (1)
- /перевод:
- Н. Гордеева (12), О. Петик (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Olcha, 18 ноября 2008 г.
Если бы на месте месяцев года были бы скажем, бойскауты или, к примеру, пионэры, то суть рассказа бы от этого ен изменилась. Страшилка. которую приятно рассказывать теплой летней ночью или октябрьским «бабьелетним» вечером, посиживая у костра в компании. История которая имеет очень подробное начало и интереснейшую кульминацию. но не имеет никакой логичной развязки, да и не нужна она тут, не в ней суть.
Вобщем говоря, очень приятный рассказ, который вполне мог написать и Рэй Бредберри (ему же он и посвящен). Такой — «страшный снаружи, добрый внутри»
URRRiy, 22 мая 2017 г.
Фэнтезийный рассказ с вложенным реалистичным описанием, с мистической составляющей сюжета, заслуженно получивший премию Локус.
История, которую излагает Октябрь, печальна, готична, психологична, а также может быть охарактеризована как подростковый хоррор. Жизнь и судьба западного младшего школьника — нашего современника, у которого с рождения не задалось попасть в перспективу, и который решил сбежать из текущей реальности.
Как, куда и в какой степени ему это удалось отлично удалось рассказать Нилу Гейману.
Андрэ, 4 марта 2008 г.
Выбрал для оценки именно этот рассказ, так как его считаю одним из лучших в сборнике. Слияние Геймана с такими корифеями жанра, как Брэбери, Страуб... Оценка — 10 баллов.
Ev.Genia, 4 апреля 2013 г.
Замечательную историю рассказал нам Нил Гейман – историю в истории. Небольшой, интересный и грустный рассказ о десятилетнем мальчике, который в своей жизни оказался никому не нужен. Имея полноценную семью: родителей и двух братьев, он, тем не менее, был очень одиноким. Его одиночество было настолько невыносимо, что лучшим выходом для него стал побег из дома и смерть, т.к. встретил того, кто был рад его обществу. Это желание стало для него даже сильнее, чем желание увидеть море.
Эту историю рассказывает Октябрь, месяц, в котором природа уже пожухла и, хоть иногда, несмотря на слякоть, дождь, снег и ветер и проглянет яркое солнце, но, все же, природу оно уже не согреет. Его история о мальчике очень похожа на него самого: такая же грустная, печальная, немного теплая, но не радостная.
Замечательно описаны персонажи двенадцати месяцев: всего несколькими штрихами автор очень ярко и точно отобразил их такими, какими мы их знаем в природе.
sanchezzzz, 13 июля 2009 г.
Немного шокирующий рассказ Нила Геймана с очень оригинальным взглядом на предмет одиночества, да ещё и с «ремиксованной» сказкой «Двенадцать месяцев» в качестве основного фона. Вот только вывернута она наизнанку, которая внутри оказывается такой тёмной, такой мрачной, такой неприглядной, что можно подумать, что жизнь той девочки-падчерицы из андерсеновского сказания (не говоря уж о маршаковском) по сравнению с житьём-бытьём Последыша ну просто сказочная.
И жизнь у него горше, и месяцы у Геймана не такие уж и добрые, симпатичные, умудрённые сединами дяденьки да добры молодцы. Здесь они – уставшие от увиденной реальности, язвительные, даже немного злые персонажи. На какую-то дружбу между ними нет и намёка – сплошь подколки, нападки да взаимные упрёки и косые взгляды. «Братства» как такового тоже не наблюдается. Да вот только откуда бы им взяться, дружбе и братству, покуда у каждого месяца в запасе не одна и не две таких же подобных историй, как у Октября…
Жизнь Последыша (Runt в оригинале, одно из значений которого: «самый маленький и жалкий поросёнок в помёте») и вправду сложно назвать радужной и безоблачной, да и в детстве все чувства обострены гораздо, а ласки, любви и внимания хочется в разы больше. И он делает осознанно выбор: сначала один, уйдя из дому с шоколадом да тридцатью семью долларами в рюкзаке, а потом, наверняка и другой, когда войдёт в тот дом, «где никто не живёт». Да, это страшно, но там, в семье, ещё страшнее и больнее, ведь мечтать так, как он о том, что его любят и ждут страшнее и больнее, чем знать, что это не так.
Но странное дело, я всё же надеюсь, что в следующий раз, когда «будет говорить Ноябрь», история мальчика продолжится и будет полна позитива и светлых чувств…
kkk72, 11 апреля 2008 г.
Один из самых сильных рассказов в сборнике. Совсем простыми словами Гейман так показал одиночество мальчишки, его ненужность окружающим, что просто невозможно остаться равнодушным. Это до чего же надо довести мальчика, чтобы смерть казалась ему лучшим выходом из ситуации! И снова Гейман использует очень необычное обрамление основной истории. Интересно, читал ли он сказку «Двенадцать месяцев»?
Очень рекомендую прочесть!
Сказочник, 6 декабря 2009 г.
Леди и джентльмены,
У Геймана почти всегда получаются очень волшебные произведения. Очень люблю этого автора за то, что он с помощью сказочных атрибутов очень правдиво отражает реаьность. Да, показана она слегка криво, как и любым зеркалом, но до умственного затмения красиво.
Такие дела.
vitamin, 4 июня 2008 г.
Гейман умеет отлично рассказывать истории. Но лучше всего у него получаются страшные истории, в которых жуткое, нереальное граничит с не менее жуткой реальностью. Это одна из таких историй.
tevas, 7 февраля 2008 г.
Грустный и очень жизненный рассказ. Сколько вокруг таких вот детей и взрослых людей, которых не понимают окружающие, причем причина этого порой не совсем понятна.
sk-joker, 19 февраля 2010 г.
Замечательный трогательный рассказ об одиночестве. Причем в самой страшной его форме — одиночество среди людей, среди своих близких. Мы все помним фразу из фильма: «Счастье — это когда тебя понимают». Но понимание — как тонкая нить, ее трудно нащупать и сложно удержать, не порвав ее... а когда нет понимания рождается Одиночество.
Один из самых распространенных упреков в нашем общении с близкими: «Ты меня не понимаешь». Все это исходит от разных взглядов, методов рассуждения и пр. Мы как те слепцы из притчи, которые, чуть не подрались, так как не смогли договориться о том, на что похож слон, поскольку один ощупывал хвост, другой — хобот, третий — ухо...
Этот рассказ мне поначалу напомнил сказку «Двенадцать месяцев» и различие было только в том, что в сказке месяцы были все исключительно мужского пола. Но эта притча все же имеет намного более глубокий смысл. А 12 месяцев — всего лишь сказочная «обложка» рассказа.
Рекомендую для прочтения всем. Полезно наконец-то задуматься о понимании в своем окружении. Возможно в нем есть одинокая душа, которая страдает от непонимания и одиночества
Тимолеонт, 30 декабря 2017 г.
Из разряда «история в истории». Обычно я терпеть не могу подобные пошлые приёмы, но данный случай — исключение. Очень уж забавно и интересно автор изобразил сначала регулярную сходку братьев и сестёр-месяцев. Зачем они собираются? Да для любимого времяпрепровождения автора — рассказывают истории. И кто только у Геймана этим не занимался...
Но центральная история рассказа — это всё же эпизод из детства уже взрослого мужчины. Немного наивного детского восприятия с его страхами и глупостями, немного мистики, загадок и тайн, а так же крупная доля атмосферы ушедшей молодости, постепенного затухания жизни и невозможности развернуть время вспять.
Yazewa, 24 ноября 2012 г.
На мой взгляд, с нашей сказкой здесь никакой аналогии нет. Скорее, это какой-то диккенсовский клуб, где собирается некая компания да и рассказывает разные истории, сидя у камина... вот разве что женщины в таких английских посиделках вряд ли участвовали. Сами месяцы малосимпатичны, но выпуклы.
А история мальчика — печальная и при том пессимистичная. Светлой грустью я бы свои чувства при чтении не назвала.
necrotigr, 5 мая 2008 г.
Хороший такой рассказ, тёплый... как вечер в раннем октябре:smile: Вполне в духе Брэдбери, его «Вина из одуванчиков» и «Каникул».
Волдинг, 10 февраля 2008 г.
Помимо замечательного рассказа-в рассказе, очень удались образы братьев-месяцев — каждый из них описан несколькими фразами, но его образ сразу встаёт перед глазами.
Наверное, именно прочтя их, Харлан Эллисон сказал, что рассказ очень «Нил-Геймановский»
Календула, 28 апреля 2013 г.
Вариация на тему «12 месяцев». Рассказ о ежемесячном собрании месяцев года, на которых они рассказывают истории. История, рассказанная Октябрем, напоминает «Историю с кладбищем», которая будет написана несколькими годами позже. Но зачатки появляются уже в этом рассказе. История грустная и трагичная — о мальчике по прозвищу Коротышка, о тихом 10-летнем одиноком мальчике, которого обижают братья и не замечают родители. Одиночество в семье, среди родных людей — самое страшное, что может приключиться в жизни ребенка. Одиночество и острое чувство собственной отчужденности от семьи и ненужности побудило мальчика сбежать из дома. И в этот краткий миг свободы, когда он был самим собой без страха, без гнетущего ощущения покинутости, он встретил того, кто был искренне рад его обществу. Финал открыт, и в то же время он не оставляет вариантов.
Не случайно эту печальную историю рассказывает именно Октябрь — переходный месяц от лета к зиме, середина осени, когда солнце уже не греет, но природа все еще пестрит красками.
Композиционное обрамление рассказа о несчастном мальчике — собрание месяцев. Рассказ в рассказе. Есть ощущение недосказанности, автор заставляет задавать вопросы, но не дает на них ответов, и даже подсказок не оставляет.
Хочется отметить, как мастерски Гейман дает характеристики месяцам, присутствующим на собрании, — несколькими словами, меткими штрихами, речевой характеристикой, прорисовкой жестов.