FantLab ru

Гастон Леру (Gaston Leroux)

Гастон Леру
Страна: Франция
Родился: 6 мая 1868 г.
Умер: 15 апреля 1927 г.

Псевдонимы:

Жорж-Гастон Ларив (Georges-Gaston Larive)


Жанры:
Детектив
57%
Мистика
30%
ещё >>

Гастон Леру (Gaston Leroux) — французский писатель, автор детективных произведений с ярко выраженным фантастическим элементом.

В современном мире имя французского писателя Гастона Леру в первую очередь связано, конечно, с его романом «Призрак Оперы» (1910). Роман получил мировую известность благодаря своим разнообразным экранизациям, а также мюзиклу композитора Эндрю Ллойда Уэббера, впервые поставленному в 1986 году на лондонской сцене. В числе других произведений, принесших ему известность, можно назвать цикл романов о приключениях журналиста и сыщика Рультабия.

Гастон Леру был весьма плодовитым автором — из-под его пера выходили истории самых разных форм и жанров. Это и романы — криминальный, шпионский, приключенческий в духе Жюля Верна, — и театральные пьесы, и рассказы в духе «Гран-Гиньоля». Его журналистские репортажи отличались живостью и бойкостью, он не только освещал события, свидетелем которых был, но добавлял красок, описывал запахи, где уместно, вставлял анекдоты. Богатое воображение и большой журналистский опыт пригодились в работе над романами — в одном из них он предсказал падение Австро-Венгрии, в другом предвосхитил создание «пятой колонны»... Его «Тайна Желтой комнаты», в которой описывается преступление в запертой комнате, стала классикой жанра, что позволило Гастону Леру встать в один ряд с основоположниками французского детектива.

Леру родился 6 мая 1868 года у строительного подрядчика Альфреда Леру и его жены Мари-Альфонсины, в девичестве Бидо. Ожидалось, что их первенец родится в Нормандии, где у отца было свое дело. Однако Гастон пожелал явиться на свет в Париже, где супруги Леру должны были пересесть на поезд, следующий в Руан. Говорят, что, уже закончив колледж, Гастон приехал в Париж, отыскал дом номер 66 по улице Фобург, где родился, и оказалось, что там теперь похоронная контора. «Какая ирония, — едко пошутил он, — там, где стояла колыбелька, теперь стоит гроб».

У Леру была младшая сестра и два младших брата, с одним из которых, Жозефом, Гастон был особенно дружен. В честь него назвал он своего самого любимого персонажа — Рультабия. Ему посвятил «Призрака Оперы» — назвав ни много ни мало Ангелом Музыки. Жозеф Леру прожил не очень долгую, но яркую жизнь певца-шансонье.

В детстве Гастон был невысоким коренастым мальчиком, его даже лечили от излишнего веса. При этом он был непоседлив, любил плавать, удить рыбу, много шалил. Детство он провел в Нормандии — в Фекане и Трепоре, а в 1880 году поступил в колледж в городке Э, где его отец возглавил работы по реставрации замка, принадлежавшего королевской фамилии. В колледже Гастон сдружился с герцогом Филиппом Орлеанским, наследником французского престола из династии Бурбонов. Оба были отменными драчунами!

Эту дружбу Филипп Орлеанский будет помнить и взрослым. Эмигрировав из Франции, герцог поселился в Лондоне и в 1895 году дал журналисту Леру интервью для «Le Matin» — интервью, в котором отказывал другим представителям прессы.

Несмотря на проказы, Гастон прекрасно учился, и учителя предрекали ему карьеру юриста. В 1886 году он закончил в Канне бакалавриат и отправился в Париж изучать право. В то же время умерла его мать, а чуть позже и отец. Это оставило неизгладимый отпечаток в душе молодого человека.

Однако жизнь продолжалась, и в 1889 году Гастон стал лиценциатом права, а в январе 1890 года дал клятву адвоката.

Но его сердце уже было отдано литературе. Еще студентом он поселился в Латинском квартале, посещал молодежные кружки, сдружился со многими представителями такого притягательного мира литературы. В одном из интервью Гастон признавался, что «демон литературы» посетил его еще в колледже, где он принялся писать новеллы и трагедии, ничего, по его словам, не стоившие.

Первым опубликованным произведением Гастона Леру стала в 1887 году поэма, посвященная Ламартину, французскому писателю и политическому деятелю. Некоторое время Леру еще пытался совместить юриспруденцию с творчеством, но знакомство с Робером Шарвэ, начальником отдела новостей в газете «Эхо Парижа», предопределило дальнейшую судьбу молодого адвоката. В 1894 году он решил целиком посвятить себя журналистике и уже в 1897 году попал в число шести журналистов, которые сопровождали президента Франции Феликса Фора в Россию.

Леру стал репортером судебной хроники — освещал все мало-мальски значимые политические события, на которые современный мир оказался довольно щедрым. Карьера журналиста Леру началась с отчета о процессе над анархистом Огюстом Вайаном, бросившем бомбу в Палату Депутатов. Затем последовали и другие отчеты, включая дело об убийстве президента республики Сати Карно и процесс над Дрейфусом. И талант криминального репортера не остался незамеченным — его пригласили писать для крупной ежедневной газеты «Утро» (Le Matin), которой Гастон Леру останется верен на долгие годы.

Леру-журналист был энергичен, изобретателен. Он стал старше, но все равно остался в душе тем задиристым мальчишкой, каким был в школе. Он смело мыслил и, что еще важнее, открыто выражал свою точку зрения. В интервью он признавался: «Мой метод — жизнь и только жизнь! Жить не прошлым, а предвидеть будущее».

Леру трудился не покладая рук — писал обзоры, заметки, репортажи, его занимало все, от криминальных драм до театральных премьер. Помимо статей он работал над собственными пьесами, одну из которых, созданную совместно с братом Жозефом (тот тоже какое-то время сотрудничал с «Утром»), поставили в маленьком театрике на левом берегу Сены. И — нет, успехом постановка не пользовалась, впрочем, вероятнее всего не из-за низкого качества пьесы, а по причине плохой актерской игры.

А начало карьеры писателя было положено им в декабре 1897 года, когда «Утро» начало публиковать роман с продолжением под названием «L'Homme de la nuit» (Человек ночи) — леденящую кровь историю о мести, действие которой начинается в Америке, а получает развязку в Париже.

Автор подписался скромным псевдонимом — Georges-Gaston Larive (Жорж-Гастон Ларив).

Однако уже в этом, первом, романе видны черты, характерные и для других книг Гастона Леру. Во-первых, обширная география — Западная и Восточная (включая Россию) Европа, Африка, обе Америки... Пожалуй, персонажи не добрались только до Австралии и Северного Полюса (про Южный Полюс Гастон Леру писал, правда, для газеты). Во-вторых, яркие неординарные персонажи — бывший каторжник, выдающий себя за дворянина; Великий князь Российской империи; кукла-автомат, которая хочет стать человеком; индонезийский получеловек-полуобезьяна; страшно уродливый музыкальный гений, живущий под оперным театром... В-третьих, склонность к несколько театральным эффектам и небольшим мистификациям. Так, умело нагнетая атмосферу и предлагая читателям одну мистическую загадку за другой, в финале Леру давал всем событиям логическое и материальное объяснение. За исключением очень малого количества историй, где задействованы действительно паранормальные явления, как, например, переселение душ в «La double vie de Théophraste Longuet» (Двойная жизнь Теофраста Лонге). В-четвертых, черпание тем и сюжетов из жизни. Леру-писатель брал на заметку все мало-мальски интересные, необычные или драматические события, благо Леру-журналист не испытывал в них недостатка. В свою записную книжечку Леру частенько вклеивал газетные вырезки с какой-нибудь историей, привлекшей его внимание, потом обрабатывал их и вплетал в приключенческие или детективные сюжеты.

После «Человека ночи» писательская деятельность Леру словно бы замерла. Ненадолго забуксовала и журналистская карьера — из-за разногласий с редакцией его отстранили от работы с отчетами по делу Дрейфуса. И Гастон Леру отправляется отдыхать, удить рыбу и проводить время в компании своих артистических друзей с Монмартра. В 1899 году он женился на женщине, с которой тогда имел связь. Ее звали Мария Лефран, и она была на пять лет старше мужа. Увы, счастья и детей их брак не принес, и вскоре супруги стали жить раздельно.

Вскоре вдохновение снова вернулось к Леру, и в 1900 году он становится штатным сотрудником «Утра» с жалованьем в 1500 франков в месяц и частыми командировками.

«Репотер, — писал Леру, — видит десятки человеческих жизней, посещает самые яркие уголки мира и исследует самые умопомрачительные события. Нет никого, кто бы так любил жизнь и кто бы так радовался увиденному. Репортер — это объектив, через который другие видят мир. Что может быть лучше путешествия по миру?»

О да, Италия и восхождение на Везувий, Порт-Саид и встреча с русскими моряками, выжившими после атаки японцев на порт Чемульпо, Марокко, где пришлось понюхать пороха... На Мадере он встретился с Отто Норденшельдом, только что вернувшимся с Южного полюса. Статьи, которые Леру отсылал в «Утро», вызвали ажиотаж, вплоть до обвинений в фальсификации. Знаменитому путешественнику пришлось выступить в защиту журналиста.

В 1902 году за заслуги перед отечественной прессой Гастона Леру сделали кавалером Ордена Почетного легиона.

В 1903 году Морис Бюно-Варийя, владелец «Утра» и, к слову, брат Филиппа-Жана Бюно-Варийя, который участвовал в строительстве Панамского канала, решил, что нужно подогреть интерес аудитории к газете. В качестве примера взяли соседнее издание, газету «Маленький Парижанин» (Petit Parisien), которое предложило читателям конкурс — угадать вес и число зерен пшеницы в бутылке. За правильный ответ была назначен приз в 25 тысяч франков. К посрамлению конкурентов Бюно-Варийя привлек Гастона Леру.

Так с 5 октября по 22 ноября были опубликованы 49 эпизодов истории «Le Chercheur de trésors» (Искатели сокровищ). В этом романе с продолжением читателям предлагались ключи к поиску клада, зарытого легендарным Картушем, атаманом шайки разбойников, орудовавшей в Париже в 18 веке. Приз, назначенный за разгадку тайны, равнялся 25 тысячам франков. В 1904 году роман выйдет в издательстве «Flammarion» под названием «La double vie de Théophraste Longuet».

В этом же году Леру освещал визит в Рим уже другого, следующего по счету, президента Франции — Эмиля Лубе.

Второй раз в Россию Гастон Леру приехал в июне 1904 года, чтобы писать о русско-японской войне по заданию «Утра». Небольшая пересменка в декабре, и в январе 1905 он снова возвращается — на этот раз с гражданской женой Жанной Кэйят. Они познакомились в Швейцарии в 1902 году, но не смогли узаконить отношения, поскольку первая супруга Леру не давала развода. Первенец Гастона Леру и Жанны родился в июле 1905 в Санкт-Петербурге. Ребенка назвали Андрэ-Гастоном, а его русская нянька звала малыша «миленьким». От этого слова родилось прозвище мальчика — Мики.

Леру отсылал в «Утро» репортажи о ходе войны, а затем — телеграммы с хроникой русской революции и пространные письма с анализом политического кризиса в стране и зарисовками русского быта. Эти материалы потом будут объединены в книгу и выйдут во Франции после смерти писателя под названием «Агония царской России».

К России, к русским Леру испытывал очень теплые чувства. Он писал: «Я люблю белый Петербург, снежную зиму, легкий бег саней по широким проспектам, огромную, скованную льдом, реку и мрачные дворцы. [...] Удивительный, ни с кем не сравнимый народ! У русских столько терпения, что они кажутся беззаботными, они так бесстрастны, что кажутся фаталистами. [...] Они наслаждаются радостью сегодняшнего дня, не вспоминая о вчерашней резне и не думая о грозящих завтра расправах».

Леру оставался с семьей в России до весны 1906 года. И снова в дорогу — он должен освещать поездки по стране президента республики, а кроме этого в числе его успехов — интервью с сестрой Папы Римского, статья об автопробеге на Гран-при Франции.

В 1907 году, вернувшись из очередной поездки, Гастон Леру представил на суд публики новую пьесу под названием «La Maison des juges» (Дом судей), в которой излагал свой взгляд на правосудие. И снова провал. По мнению режиссера — вовсе не потому, что пьеса была плоха, а потому что показалась зрителям слишком мрачной.

И тем не менее — неудача не только не останавливает Леру, напротив, подталкивает к судьбоносному решению. Вот что он пишет в одном из писем: «После провала «Дома судей», который не продержался на подмостках и двух недель, я отправился в «Иллюстрасьон» к Баше и Норману и сходу заявил, что напишу роман. На следующий день я принес им три возможных сюжета: один совершенно литературный, другой — в духе Марселя Прево, а третий — в духе Гастона Леру, о похождениях репортера. Они выбрали третий».

Роман с продолжением «Тайна Желтой комнаты» печаталась в еженедельном журнале «Иллюстрасьон» (L'illustration) с 7 сентября по 30 ноября 1907 года. В следующем, 1908 году, роман вышел в издательстве «Pierre Lafitte», в котором выходили также произведения многих французских авторов. «Лафитт» будет публиковать и другие книги Гастона Леру.

«Тайна Желтой комнаты» стала первым романом в серии книг о приключениях отважного журналиста Жозефа Жозефена. Не обошлось без курьеза. Сперва Гастон Леру дал своему персонажу прозвище Бультабий. И тут же получил протест от журналиста, который, как оказалось, подписывал свои репортажи именно этим именем. В срочном порядке Бультабий превратился в Рультабия.

В центре сюжета — преступление в запертой изнутри комнате. В романе Гастон Леру открыто полемизирует с Эдгаром По и Артуром Конан Дойлом. «Эта тайна самая удивительная из всех, — скромно замечает автор устами своего персонажа, — какие я знаю даже в области воображения. В «Убийстве на улице Морг», например, Эдгар По не смог придумать ничего подобного». Но у Эдгара По в комнату через окно проникла обезьяна, а у Конан Дойля по вентиляционному отверстию — змея. В Желтой же комнате не было ни окна, ни вентиляции. Не удивительно, что «Тайна» вошла в список самых лучших французских детективов, а имя Рультабия известно, по слухам, каждому второму французу.

В конце 1907 года Гастон Леру ушел с поста руководителя отдела информации газеты «Утро», поругавшись с патроном, Морисом Бюно-Варийя. Потом они помирятся, конечно, но в «Утре» Леру будет публиковать теперь только романы с продолжением.

Покинув пост в «Утре», новоиспеченный писатель покинул и Париж — он переезжает в край своего детства, в Нормандию. Там, в курортном городке Нёвилль-ле-Дьепп, у Леру и Жанны в июне 1908 года родилась дочь Мадлен.

В этом же году вышли новелла «Человек, который видел дьявола», второй роман из серии про Рультабия — «Духи дамы в черном» и роман в духе Робин Гуда и графа Монте-Кристо «Le Roi Mystère».

В следующем, 1909 году семья Гастона Леру переезжает в Ниццу в район Мон Борон.

А 23 сентября в ежедневной газете «Le Gaulois» вышел первый номер с прологом романа, прогремевшего на весь мир. Интересно, что «Призрак Оперы» тогда не был так же хорошо принят читателями, как «Тайна Желтой комнаты», да и сам писатель не считал эту книгу, обыгрывавшую классическую историю о Красавице и Чудовище, выдающейся. Главного персонажа, гениального музыканта, архитектора, фокусника Эрика, оценили только в 1925 году, когда на экраны вышел фильм компании «Юниверсал» с блистательным Лоном Чейни в главной роли.

В 1910 году «Призрак Оперы» вышел у Лафитта в виде книги. В 1911 году из Мон Борона Леру перебрался в другой район, Симье, и опубликовал еще романы, включая «Балао» — историю о получеловеке-полуобезьяне, который влюбился в дочь своего хозяина.

В 1913 году в марте, на экраны вышли фильмы по мотивам «Тайны Желтой комнаты» и «Балао». «Балао» снял французский режиссер, сценарист и продюсер Викторен Ипполит Жассе, этот фильм стал одной из последних его работ. Так Гастон Леру познакомился с миром кинематографа.

В апреле появилось первое из череды многих приключений беглого каторжника по прозвищу Chéri-Bibi (Шери-Биби), чей образ напоминает образ Вальжана из «Отверженных» Гюго.

Режиссер Жерар Буржуа снял по роману фильм (Леру выступил сценаристом), а главную роль сыграл Рене Наварр, знаменитый исполнитель роли Фантомаса в серии фильмов Луи Фейада. С Наварром Леру будет связывать долгое и плодотворное сотрудничество и теплая дружба.

В августе 1913 года вышел третий роман о Рультабии, где маленький журналист расследует дело о покушении на генерала Требасова в Москве. А в следующем году с убийства в Сараево австрийского Эрцгерцога началась иная глава французской истории. Леру, предсказавший падение Австро-Венгерской империи еще в 1910 году, живо отреагировал на мировые события и написал роман «Рультабий на войне» — отважный Рультабий освещает войну на Балканах, преследует таинственного врага Гулова и... женится.

Далее последовали подряд еще два романа о войне — «Confitou» (Конфиту, 1915) о сыне немки и француза, который борется за освобождение родной французской деревни, и «La Colonne infernale» (Адская колонна, 1916), роман о французской шпионке, внедренной в Германии, и о ее сыне, который разоблачает немецких шпионов на территории Франции.

В 1916 году продолжилось сотрудничество с Рене Наварром — он снялся в фильме по мотивам свежеопубликованного романа «L'Homme qui revient de loin» (Человек, который вернулся издалека) о человеке, которого воскресили доктора, занимавшиеся проблемой смерти.

Следующий год ознаменовался разводом, который наконец-то дала супруга Леру. В июне 1917 года в возрасте сорока девяти лет он официально женился на Жанне Кэйят. У супругов началась новая романтическая полоса. Леру что-то писал, над чем-то работал, но ничего не публиковал. К серьезной работе он вернулся только спустя год — он стал соучредителем и одним из авторов журнала «Sur la Riviera», издававшегося в Ницце и Париже.

В 1919 году семья переехала снова — в уютный белый особняк «Звезда Севера» на бульваре Гамбетта. Леру снова пишет, но не только. В октябре он ненадолго покинул Ниццу — зарегистрировать в Торговом суде Парижа собственную кинокомпанию под названием «Société des Cinéromans» с уставным капиталом в полтора миллиона франков. Рене Наварр стал соучредителем. В компании, как нетрудно было бы догадаться, снимались фильмы по сценариям Гастона Леру. За короткую жизнь кинокомпании друзья успели снять пять фильмов.

Первым стала экранизация романа «Новые приключения Шери-Биби» — история в 16-ти эпизодах под названием «Новая заря» (1918). Второй фильм под названием «Tue-la-mort» по одноименному роману насчитывал 12 эпизодов (1920). История про финансовых аферистов разворачивалась вокруг гостиницы, которую открыл бывший контрабандист, и дочери этого контрабандиста Канцонетты. Образ Канцонетты был списан с дочери Леру — Мадлен. И она же исполнила ее роль в фильме, что стало для юной мадемуазель Леру дебютом на экране. Еще раз Мадлен снялась в 1922 году в фильме «Il était deux petits enfants» по оригинальному сценарию Леру. В этом же году кинокомпанию «Société des Cinéromans» поглотила «Pathé», крупная французская киностудия. Но фильмы — это все-таки временное увлечение. Леру не прекращал исправно снабжать своих издателей историями.

По воспоминаниям членов его семьи, у него было правило — четыре месяца он отдыхал, четыре месяца думал, четыре месяца писал. Когда он работал, домашние должны были соблюдать тишину. По окончании очередной рукописи Гастон Леру выходил на балкон и стрелял из пистолета. Среди других его развлечений было казино. Еще со времен Латинского квартала и почти богемной жизни он не считал деньги, всегда жил на широкую ногу и не научился копить. Его супруга Жанна опасалась, что в казино он может все спустить, и нередко отправлялась вслед за ним, чтобы увести домой.

С возрастом Леру не потерял ни чувства юмора, ни любви к жизни, ни пристрастия к еде. Еще будучи журналистом он писал: «Конечно, когда представляется случай попробовать какое-нибудь изысканное блюдо и происходит это в приятной обстановке, надо быть варваром, чтобы не воспользоваться такой возможностью. И я ею пользуюсь. Но надо заметить, при нашей профессии на еду остается слишком мало времени». Мадлен называла отца большим гурманом. А сам Леру... На последней странице рукописи «Призрака Оперы» после слова «Конец» его рукой выведено еще одно, не менее драматическое, слово «Голоден!»

Но с возрастом же стало ухудшаться здоровье. От того ли Леру стал писать более мрачные вещи? В романе «Кровавая кукла» (1923) он создает куклу-автомат по имени Габриэль, который пытается жить как человек, строить отношения с женщиной, но из этого выходит мало хорошего. Или ряд рассказов ужасов — про контрабандистов, «черную вдову», мужа, который гильотинировал собственную жену... Или «Чёрные невесты» (1924) — про Григория Распутина...

В 1926 году в Ницце прошла премьера американского фильма «Призрак Оперы», и прошла с большим успехом — показы пришлось продлить еще на неделю. А многими десятилетиями позже, в 1980 году, будучи уже в преклонном возрасте, дочь Леру, Мадлен, посмотрела балет, поставленный на сцене Град Опера знаменитым Роланом Пети по мотивам романа. Она была уверена, что призрак ее отца посетил в тот вечер театр, настолько прекрасными и вдохновенными были балет и танцоры. Своего отца Мадлен вспоминала очень тепло — она и ее старший брат Мики обожали его, хотя он пытался их строго воспитывать, заставлял заниматься спортом и даже бранил. Впрочем, по вечерам он обязательно читал своим домашним то, что написал за день, и они с нетерпением ожидали продолжения.

В январе 1927 года Леру начал публиковать свой очередной роман — «Les Chasseurs de danses» (Охотники за танцами) об экспедиции в Африку к туарегам. Однако роман за него закончил Шарль де Риштер.

Продолжить работу над романом писателю помешало обострение уремии. 15 апреля 1927 года Гастон Леру скончался от возникшего вследствие операции воспаления. Его похоронили 19 апреля на кладбище Шато на Замковой горе. Могила — скромная надгробная плита справа от входа, здесь же нашли последний покой его жена Жанна и дочь Мадлен.

Уже в наши дни в Ницце появилась улица, названная именем Гастона Леру, и небольшая мемориальная табличка на его бывшем доме на бульваре Гамбетта.

В начале 20 века на русском вышло несколько книг Гастона Леру, включая «Призрака Оперы», «Тайну Желтой комнаты», «Балао», «Человека о ста лицах» и несколько других. Затем интерес к французу угас — и возродился только в 90-е. Увы, из всего богатого наследия теперь в России много и охотно публикуют только «Призрака Оперы» и — чуть реже — два первых романа о приключениях Рультабия. Произведения Гастона Леру для современного читателя могут показаться, пожалуй, немного наивными и слегка пафосными. Однако они, как романы всякого признанного классика, не потеряли ни остроты, ни иронии, ни яркости и будут интересны не только любителям авантюрных приключений и классических детективов, но и ценителям отличной французской прозы.


Похожие авторы:

Сортировка:

Гастон Леру. Циклы произведений

-
-
-
-
-
-
-
-
7.00 (3)
-
7.64 (11)
-
7.44 (9)
-
  Приключения сыщика Рультабиля / Joseph Rouletabille  [= Сыщик Рультабийль; Сыщик Рультабий]  
7.67 (9)
-
7.54 (124)
-
5 отз.
7.30 (40)
-
7.25 (4)
-
2 отз.
-
5.67 (6)
-
5.00 (4)
-
2 отз.
8.00 (2)
-
2 отз.
-
2 отз.

Гастон Леру. Романы

  1898 L'Homme de la nuit [под псевдонимом Georges-Gaston Larive]  
-
  1903 La double vie de Théophraste Longuet  [= Le Chercheur de trésors; Двойная жизнь Теофраста Лонге ]  
8.67 (3)
-
7.54 (124)
-
5 отз.
  1908 Le Roi Mystère  
-
  1908 Дама в чёрном / Le Parfum de la dame en noir  [= Духи Дамы в чёрном]  
7.30 (40)
-
-
-
  1910 Заколдованное кресло / Le fauteuil hanté  [= Роковое кресло; Заклятое кресло; Живописец Шалкен; Проклятие Элифаса; Кресло с привидениями]  
7.38 (48)
-
  1910 Призрак Оперы / Le Fantôme de Opéra  [= Тайна привидения большой оперы; Призрак в опере; Призрак парижской Большой оперы]  
7.38 (247)
-
14 отз.
  1911 Балаоо / Balaoo  [= Балао]  
7.00 (3)
-
  1912 Невеста Солнца / L'Épouse du Soleil  [= Супруга Солнца]  
7.67 (3)
-
-
  1913 Рультабий у царя / Rouletabille chez le Tsar  [= Рультабиль у бывшего царя; Рультабий у бывшего царя]  
7.25 (4)
-
2 отз.
  1914 Le Château noir  [= Rouletabille à la guerre I]  
-
  1914 Странная свадьба Рультабиля / Les étranges noces de Rouletabille  [= Rouletabille à la guerre II; Странный брак Рультабия; Странная свадьба Рультабия]  
5.67 (6)
-
-
  1916 Confitou  
-
-
  1916 Человек, который возвратился издалека / L'Homme qui revient de loin  [= Человек, который вернулся издалека; Восставший из мёртвых]  
-
1 отз.
-
  1917 Le capitaine Hyx  
-
5.00 (4)
-
2 отз.
  1920 Tue-la-mort  
-
-
-
8.00 (2)
-
2 отз.
-
2 отз.
7.64 (11)
-
7.44 (9)
-
-
7.00 (3)
-
1 отз.
-
-
-
-
  1927 Les Chasseurs de danses // Соавтор: Шарль де Риштер  
-
  1927 Человек о ста лицах / Mister Flow  [= Сто первое лицо мистера Фло]  
8.00 (1)
-
  1977 Ton maître  
-
  1990 Pouloulou  
-

Гастон Леру. Повести

8.00 (5)
-
1 отз.

Гастон Леру. Рассказы

-
-
-
  1908 Человек, видевший дьявола / L'Homme qui a vu le diable  [= Человек, который видел дьявола]  
7.75 (12)
-
  1911 Ужин бюстов / Une histoire épouvantable ou le Dîner des bustes  [= Ужасная история или Ужин бюстов; Ужасная история]  
7.33 (9)
-
7.67 (6)
-
  1924 Женщина в бархатке / La femme au collier de velours  [= The Woman with the Velvet Collar]  
7.43 (7)
-
7.20 (5)
-
6.40 (5)
-
7.33 (6)
-

Гастон Леру. Документальные произведения

  1928 Агония царской России / L'Agonie de la Russie blanche  [= 1905. Репетиция катастрофы]  
-

Гастон Леру. Пьесы

  1897 Le Turc-au-Mans  
-
-
  1908 Лилия / Le Lys  
-
-
-
  1913 Alsace  
-
-

Гастон Леру. Киносценарии

-
-
  1920 Tue-la-mort  
-
-
-
-

Гастон Леру. Статьи

-
  1901 À bord  
-
-
-
-
-
-
  1901 Beaux masques!  
-
  1901 Ça ne mord pas  
-
  1901 Coin de fêtes  
-
-
-
-
-
  1901 En loge  
-
  1901 En route!  
-
-
  1901 Escale  
-
  1901 Fouette, cocher!  
-
  1901 Jeunesse!  
-
  1901 Krasnoïé-Sélo  
-
  1901 L'enthousiasme  
-
  1901 La boîte  
-
  1901 La cour révise  
-
  1901 La flamme  
-
  1901 La Sentine  
-
-
-
  1901 Les avez-vous?  
-
-
  1901 Les Faussaires  
-
  1901 Les Trois  
-
-
-
-
  1901 Nijni-Novgorod  
-
  1901 Nos bons juges  
-
  1901 Nos bons jurés  
-
  1901 Nos étoiles  
-
-
-
-
  1901 Sous la toge  
-
  1901 Sous le couteau  
-
  1901 Superstition  
-
-
  1901 Tombé  
-
  1901 Un héritage  
-
-
-
  1902 Une petite tête  
-
-
  1904 L’« ordre »  
-
-
  1928 Lettre-préface [предисловие к «Maman Bichette»]  
-

Гастон Леру. Очерки

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Гастон Леру. Сборники

  1901 Sur mon Chemin [сборник статей]  
-
-
7.75 (4)
-
-

Гастон Леру. Неопубликованное

  L'Ombre de Napoléon (киносценарий, не опубликован)  
 
  La course a l'échafaud (киносценарий, не опубликован)  
 
  Le dernier amour de Henri IV (киносценарий, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • После ошибочного включения рассказа Андре де Лорда «Figures de cire» Питером Хейнингом в авторский сборник «The Bedside Companion», в Интернете можно встретить информацию, что данный рассказ написан Г. Леру. Это не верно!

  • В библиографии представлена избранная публицистика.

  • Фильмография автора также представлена не полностью.

  • Леру много публиковали в России в начале XX века. Не все переводы и издания тех времен нашли отражения в данной библиографии. Например, пьесы автора публиковались только в тот период.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — Tsathogua, tonyrom19, sham

  • Куратор библиографии — Tsathogua


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх