Подводные лодки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Подводные лодки «Криптономикона»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Подводные лодки «Криптономикона»

Статья написана 31 октября 2010 г. 02:26

Я считаю, что «Криптономикон» Нила Стивенсона является своеобразным аналогом джойсовского «Улисса» от НФ-литературы. Ну, или одним из наиболее вероятных кандидатов на подобную роль. Можно нескончаемо перечитывать его, можно почти физически осязать многообразие и богатство тем и образов в нем.

И кажется несправедливым, что книга такого рода была издана с такими лапидарными комментариями. Учитывая основательность автора в изложении различных тем, которые отличаются сложностью и относительной неизвестностью ранее, нехватка развернутых комментариев ощущается еще острее.

Вот и приходится, читая и перечитывая «Криптономикон», при каждом возникшем вопросе лезть в книги и обшаривать Интернет в поисках разъяснений. Во время очередного такого забега наткнулся на отзыв какого-то читателя о романе. Про сам отзыв ничего не скажу, но одно высказывание из него возмутило. Автор отзыва позволил себе написать, что, дескать, его сильно задел «бред» Стивенсона про немецкие подлодки.

Честно говоря, никакого бреда в «Криптономиконе» не заметил, тем более про германские субмарины. После некоторого размышления захотелось разобраться, насколько был достоверен Стивенсон. Ну и дерзну поделиться своими соображениями с почтенной фантлабовской публикой.

Начнем с того, что определимся — сколько же подводных лодок фигурирует в романе. Не будем учитывать две субмарины, упомянутые в тексте лишь эпизодически. Это U-559, севшая на мель, и давшая специалистам Блечли-парка ключ к расшифровке кода четырехдисковой «Энигмы», называемого немцами «Тритон», а союзниками – «Акула». И U-234, плывущая в Токио, с грузом окиси урана для атомной бомбы, которую якобы делают японцы.

Так вот, исключая эти две лодки, в романе активно действуют четыре немецкие субмарины. Вот о них и пойдет речь.

Лодка № 1. U-553. Села на риф у северного берега Йглма. Обнаружена союзниками. На нее высаживается десант, в составе которого находятся Роберт Шафто, Лоуренс Уотерхауз и Енох Роот. Теплая компания, что сказать… Именно на ней нашлось тайное золото нацистов и эта находка сыграет значительную роль в дальнейшем развитии сюжета.

Судя по скупому описанию автора, это типичная немецкая подлодка времен Второй Мировой. С одной характерной деталью – на рубке нарисована эмблема: белый медведь с пивным бокалом в лапе.

Немецкая подводная лодка U-553 действительно существовала. Относилась к типу VIIC, самому распространенному типу немецких подлодок, действовавших на коммуникациях союзников. Интересно, что эта лодка вполне могла бы стать героиней событий, описанных в книге. Дело в том, что 20 января 1943 года с нее была получена радиограмма, ставшая последней, «Sehrohr unklar», что означало по системе кодов радиообмена с подлодками Третьего Рейха – «Перископ не просматривается». После этого лодка исчезла, и данных о ее дальнейшей судьбе нет. Но все равно попытка, увязать судьбу реальной U-553 с судьбой U-553 из романа, проваливается. Дело в том, что, по словам немецких подводников из вселенной «Криптономикона», U-553 потопили при атаке на конвой. После чего лодка еще год плавала по секретным заданиям нацистских бонз, перевозя золото.

Получается, что Стивенсон все выдумал? Да, но у него и другого выхода не было. Удивительно было бы, если истории из «Криптономикона» имели реальную основу.

Единственное, на рубке реальной U-553 не могло быть изображения полярного медведя с пивным бокалом. Такой эмблемы вообще не было ни на одной из немецких подлодок. Более-менее близкое изображение – рисунок белого медведя на заднем плане и силуэт подлодки на переднем. Это была эмблема 11-й флотилии подлодок, базировавшейся в Бергене и в-основном действующей в Арктике против союзных конвоев, идущих в Советский Союз. Соответственно эта эмблема была нарисована на субмаринах 11-й флотилии. Еще один похожий рисунок – полярный медведь, стоящий на льдине. Был эмблемой подлодки U-108. Но рисунок, описанный в романе, среди эмблем нацистских подлодок не встречается.

Лодка № 2. U-691. Стивенсон позволяет себе довольно подробно описать ее, от даты спуска на воду, и, вплоть до фамилии оберфункмаата. Но это тоже не вяжется с действительностью. Дело в том, что подлодки с номером U-691 не существовало в составе подводного флота Рейха. Она не встала в строй, заказ не нее был аннулирован до окончания постройки.

Лодка № 3. С ней интересная история. В оригинале, она имеет номер U-413, в русском переводе почему-то номер изменился на U-414. Непонятно только почему.

цитата

Dönitz: Rendezvous with U-413 [a milchcow] at such-and-such coordinates.

цитата

Дениц: Рандеву с U-414 [корова] на таких-то координатах.

Тут, кстати, у Стивенсона случилась небольшая накладка. Дело в том, что реальные лодки U-413 и U-414 не были «дойными коровами». Это были боевые лодки того же типа VIIC. Дойные коровы имели другую конструкцию, что, кстати, отражено в романе:

цитата

У обоих роковые обводы подводных лодок, но один потолще, и Шафто соображает, что это «корова».

Дойной коровой была, например, субмарина U-489. Что нашло отражение и в эмблеме, нарисованной на ее рубке: фигура медведя, сосущего бутылку с молоком.

Лодка № 4. V-миллион. Самая таинственная и загадочная подлодка из «Криптономикона». Похоже, именно ее имели в виду, когда сообщали о «бреде про подлодки».

цитата

Шафто не сразу узнает подводную лодку, уж очень форма нехарактерная. Обычная подлодка выглядит как надводный корабль, только длиннее и уже. У него есть V-образный корпус и плоская палуба, утыканная орудиями, а на ней — боевая рубка, из которой торчит всякая ерунда: зенитки, антенны, страховочные тросы, орудийные щиты. Фрицы бы туда часы с кукушкой поставили, если бы нашлось место. Когда обычная подлодка рассекает воду, из дизелей валит густой черный дым.

Эта похожа на торпеду длиной с футбольное поле. Вместо боевой рубки — неприметный обтекаемый горб. Ни орудий, ни антенн, ни часов с кукушкой — все гладкое, как окатыш. Нет ни шума от дизелей, ни дыма — только немного пара. Похоже, у этой хреновины вообще нет дизелей. Она только ровно гудит, как «мессершмитт» Анжело.

Шафто ловит Бишофа на выходе из гостиницы — тот тащит вещмешок размером с убитого моржа. Бишоф задыхается от натуги, а может быть, от волнения.

— Это она, — хрипит он таким тоном, будто разговаривает сам с собой. Однако судя по тому, что слова английские, обращается он к Бобби. — Ракета.

— Ракета?

— Работает на ракетном топливе, восьмидесятипятипроцентной перекиси водорода. Не надо перезаряжать verdammt[проклятые] аккумуляторы. Двадцать восемь узлов — под водой! Красотуля моя! — Он сюсюкает, как Джульета.

А между тем, ничего удивительного в ней нет. Такие лодки у немцев были! Другой вопрос, успели ли они повоевать? Но сам факт существования таких лодок неоспорим. Единственная неточность Стивенсона, пожалуй, так это размеры. В действительности такие лодки не были длиной с футбольное поле.

Речь пойдет о лодках, использующих, так называемый двигатель Вальтера. Еще в тридцатые годы, немецкий инженер Гельмут Вальтер обратил внимание на интересные свойства одного, известного давно, химического соединения – перекиси водорода. Высококонцентрированный раствор этого вещества мог поджигать различные органические вещества, причем горение шло без доступа воздуха. При этом выделяется большое количество теплоты, что позволило бы построить на этом принципе двигатели большой мощности. И Вальтер сообразил, что перекись можно использовать в качестве окислителя в двигателях подводных лодок. Два фактора: работа двигателя на лодке в полностью подводном положении (практически ограниченная лишь запасом перекиси) и возможность развивать большую скорость на таком двигателе, оказались решающими.

В начале 1930-х годов Гельмут Вальтер создал проект небольшой высокоскоростной подводной лодки, работавшей на пергидроле (перекиси водорода в стабильной форме). В 1939 он заключил контракт на постройку экспериментальной подводной лодки, 80-ти тонной V-80, развившей скорость 28.1 узла в подводном положении во время испытаний в 1940 году.

После успешных испытаний V-80, были разработаны проекты типов XVIIA и XVIIB. Тип XVIIA имел 2 модификации: Wa 201 и Wk 202. По обеим модификациям были изготовлены и спущены на воду по 2 подводные лодки. По проекту Wa 201 были построены субмарины U-792, U-793, по проекту Wk 202 – субмарины U-794, U-795.

По проекту XVIIB немцы успели построить и спустить на воду три подлодки — U-1405, U-1406 и U-1407.

Так какую из них имел в виду Стивенсон? Попробуем хотя бы примерно определить это. Надо сказать, что название V-миллион не является официальным названием субмарины. Это название ей дали уже после того, как она вышла из состава германского подводного флота и стала свободным пиратским кораблем. До этого она имела другое название, вероятно U с каким-нибудь числовым индексом, как это обычно было принято для подлодок Третьего Рейха. Название V-миллион, возможно отсылает нас к первому опытному образцу подлодок с двигателем Вальтера – V-80.

Из описаний Стивенсона мы можем вывести несколько фактов про V-миллион:

Она может развивать подводную скорость до 29 узлов, совершенно умопомрачительный результат для подлодок Второй Мировой. Имеет 2 турбины по шесть тысяч лошадиных сил. Кроме того, в дополнение к турбинам Вальтера, имеет возможность идти на дизелях и на электромоторах, питаемых от аккумуляторов.

Кроме того, есть очень ценное упоминание о внешнем виде V-миллион:

цитата

— Я не вижу поручней, орудий и прочей…

— Ерунды , которой утыкана классическая немецкая подлодка. Это более современная обтекаемая форма, — говорит Дуг. Он что-то кричит по-тагальски команде на «Глории-IV».

— С виду довольно корявая, — замечает Рэнди.

— Понаросло всякой дряни, — соглашается Дуг. — Но форма узнается. Не сплющило.

На прао перебегает матрос со старым атласом из уникальной библиотеки «Глории-IV». Это иллюстрированная история немецких подводных лодок. Дуг пролистывает три четверти книги и останавливается на фотографии, которая выглядит до боли знакомой.

— Господи, прямо Желтая Субмарина у «Битлз», — говорит Рэнди. Ами вынимает голову из колпака и отодвигает Рэнди, чтобы взглянуть.

— Только она не желтая, — говорит Дуглас. — Это было новое поколение. Если бы Гитлер построил их несколько десятков, он мог бы выиграть войну. — Перелистывает еще несколько страниц. На них лодки с похожими обводами.

На поперечном разрезе показан тонкостенный эллиптический внешний корпус, в который заключен толстый, идеально круглый внутренний.

— Круглый корпус — прочный. Всегда был заполнен воздухом под давлением в одну атмосферу, для команды. Снаружи легкий — гладкий и обтекаемый, с емкостями для топлива и перекиси водорода…

Сразу скажу, что V-миллион, не могла относиться к типу XVIIB. Лодки этого типа имели только одну турбину. Кроме того, она была довольно слабенькой – всего лишь 2500 лошадиных сил. А вот лодки типа XVIIA имели 2 турбины по 5000 лошадиных сил, что уже близко к 6000, которые были у V-миллион. Лодки обеих типов могли развивать подводную скорость до 25 узлов, что тоже похоже на скорость V-миллион. И они также имели возможность хода под дизелями и электромоторами от аккумуляторов. В наличии — один дизель в 210 лошадей и один электродвигатель в 77 лошадей.

Итак, тип мы определили, остается найти, к какой модификации относилась V-миллион. И тут на помощь приходит сравнение с желтой подводной лодкой «Биттлз». Посмотрите на силуэт лодки из мультика и сравните его со схемой. Не кажется ли вам, что лодка модификации Wk 202 имеет некоторое, пусть и приблизительное, сходство с мультяшной?

Остается только подытожить, что V-миллион, вполне могла быть одной из двух реально существовавших субмарин проекта XVIIA модификации Wk 202 – либо U-794, либо U-795. Единственное, не могла она быть длиной с футбольное поле. Это уже какой-то современный атомоход получается. Длина лодок модификации Wk 202 не превышала 36,6 метров. Но… Хочу особо отметить: Стивенсон писал художественное произведение, а не диссертацию об истории подводного флота Третьего Рейха.





504
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 октября 2010 г. 13:33

цитата Beksultan

И кажется несправедливым, что книга такого рода была издана с такими лапидарными комментариями.

Насколько я знаю, Е. Доброхотова-Майкова ненавидит комментарии и считает каждый собственной неудачей. То есть текст должен сам отвечать за все. Очень своеобразный подход, но здесь надо иметь в виду очень своеобразного писателя. Если комментировать все, что он упомянул (даже кратко), то надо писать комментарий размером с саму книгу.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 ноября 2010 г. 07:35
Действительно, очень необычная позиция. Жалко конечно, что из-за этой позиции до читателя не доходят ценные сведения. Или доходят, но окольными путями. Например, из интервью Доброхотовой-Майковой. Узнал оттуда, что Бобби Шафто — это герой английской народной песенки. Про то как Бобби Шафто уплыл за моря. Получается своеобразная перекличка с событиями романа Стивенсона.
И таких моментов, наверное, очень много.


Ссылка на сообщение31 октября 2010 г. 19:26
Спасибо за обзор, очень интересно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 ноября 2010 г. 07:38
Получилось немного сумбурно и коротенько. 8:-0
 


Ссылка на сообщение1 ноября 2010 г. 07:40

цитата Beksultan

сумбурно и коротенько

По-моему, вполне логично и последовательно получилось, и уж тем более не «коротенько»:-)


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 21:36
Криптономикон не читал, хотя и наслышан.
Статью Вашу лучше перечитать после сравнения, но первое и главное возражение — по «Жёлтой подводной лодке»: художник всего лишь стилизовал наиболее распространённую тогда архитектуру, сравните хотя бы с другими ещё довоенными лодками:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 05:34
Спасибо за замечание. Я имел в виду, что лодки с двигателем Вальтера отличались внешним видом от типичных лодок тех времен, похожих на веретено. Поэтому герои романа вспоминают более пузатенькую битловскую лодку. Ее, кстати, рисовали с реального подводного аппарата, только не подлодки, а батискафа. А батискафу скорость и, соответственно, узкие обводы не нужны. Такая форма для подлодок на окислителе, наверное, была выбрана неслучайно. Даже с таким силуэтом лодки достигали подводной скорости в 25 узлов, какой не каждый надводный корабль мог похвастаться. На такой скорости резко ухудшалась управляемость субмарины.


⇑ Наверх