Мира Грант


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Мира Грант - Feed
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мира Грант — Feed

Статья написана 25 февраля 2012 г. 00:50

Год 2014. Человечество победило рак и уже находится на пути к излечению обычной простуды. Но тут случается страшное. Вирус, ответственный за излечение от простуды, встречает с вирусом, спасающим от рака, и эволюционирует в новый супервирус, превращающий людей в зомби. Толпы живых мертвецов захватывают планету, и они хотят только одного — жрать, жрать, жрать...

Год 2039. Зомби никуда не делись, но человечество свыклось с опасным соседством. Конечно, жизнь стала совсем другой, и появились новые герои, среди которых не последнюю роль занимают журналисты нового поколения — блогеры. Они рискуют своей жизнью, чтобы донести до людей информацию, чтобы сообщить им Правду. Шон и Джорджия Мейсон — брат и сестра, ведущие сайт «После конца времен». Когда они получают предложение освещать президентскую кампанию сенатора Питера Раймана, они не раздумывают ни минуты — ведь они первые блогеры, которым когда-либо выпадала подобная честь. Однако скучать на новом посту им не придется — кто-то очень не хочет, чтобы сенатор попал в Белый дом, и готов помешать этому любыми способами...

Честно говоря, я никогда особо не любил зомби в любых проявлениях, поэтому практически все произведения массовой культуры, так или иначе затрагивающие данный элемент, стройными рядами проходили мимо меня. Однако трилогия Миры Грант (псевдоним автора городского фэнтези Шеннон Макгвайр), начавшаяся с романа "Feed», не в последнюю очередь благодаря отзыву и рекомендациям Дмитрия Злотницкого, заставила меня изменить привычным традициям и перевернуть обложку первой книги. Жалеть о своем решении мне не пришлось — в мир Джорджии и Шона Мейсонов я окунулся практически сразу.

Главное отличие трилогии Миры Грант от бесконечного множества других произведений о живых мертвецах заключается в том, что сами зомби служат не более чем декорациями, на фоне которых происходят ключевые события книги. Однако при этом не лежащие в могиле покойники служат крайне важной деталью авторского замысла, поскольку являются как раз той всемирной угрозой, из-за которой человеческое общество живет под постоянной угрозе погибнуть или быть съеденными.

Соседство с живыми мертвецами не могло не сказаться на существовании человечества, которое в результате поголовно помешалось на усилении мер общественной и личной безопасности. Регулярные проверки крови, запреты на проведение мероприятий на открытом воздухе, уединенность и развитие охранных систем, повсеместное применение личного оружия стали привычной частью жизни нового поколения. И самое важное, как подчеркивает Грант, что общество готово оправдать любые действия государства, если оно объясняет это заботой об общественной безопасности, даже если нововведения выливаются в ограничении личных свобод и возможностей граждан. Страх, говорит Грант, является одним из важнейших способов управления обществом, которым во все времена не брезгуют пользоваться представители власти, поэтому поддаваться ему нельзя. А поскольку люди зачастую боятся чего-то неизвестного, то крайне важным становится обладание всей необходимой информацией. Как говорится, знание — сила.

Поэтому в мире Грант важную роль играют журналисты. Но не привычные в наши дни средства массовой информации, а обычные блогеры, которые пишут о своих соображениях, встречах, открытиях и впечатлениях на миллионах ресурсов, разбросанных на просторах всемирной сети. А поскольку между различными сайтами существует громадная конкуренция за читателей, то, указывает писательница, все авторы будут заинтересованы в том, чтобы максимально полно, четко и корректно излагать полученную ими информацию, ориентируясь в первую очередь на проверенные факты.

Согласно Грант, блогеры завоевали такую популярность и доверие масс после того, как первыми начали освещать случаи появления зомби и выкладывать различные способы борьбы с ними, в то время как обычные средства массовой информации еще обсуждали устаревшие новости о вопиющем факте экологического терроризма. Честно говоря, этот момент представляется наиболее спорным, поскольку помимо  консервативных СМИ существует еще великое множество бульварных газет и журналов, специализирующихся на историях типа «Школьница была похищена и изнасилована йети и инопланетянами» или «Женщина забеременела после просмотра 3D-версии порнофильма». Да за историю об оживших мертвецах они были бы готовы заложить душу главного редактора и уж точно среагировали бы на эти слухи с не меньшей оперативностью, чем обычные блогеры.

Развивая идею о СМИ, Мира подчеркивает ту роль, которую журналисты играют в жизни общества и о той ответственности, которую они несут за поставляемые ими данные. Ведь тот вред, который может принести непроверенная или недостоверная информация, порой будет невозможно исправить. Собственно говоря, достаточно будет упомянуть о том, что одной из причин начала эпидемии зомби стала именно одна из статей охочего до жареных фактов репортера, решившего бороться за права человечества, чтобы показать, с какой серьезностью подходит Грант к этому вопросу.

К слову говоря, идеи о роли информации в жизни современного общества, Feed немного напоминает "Младшего брата», разве что в прозе Грант отсутствует наивность, присущая Кори Доктороу. Если он верил в то, что проблемы некоторых людей могут разрешиться сами собой, после того как отдельные данные станут общественным достоянием, то у героев Грант неприятности после публикации нескольких крайне важных находок только начинаются. И пережить их смогут далеко не все.

Жестокости Миры Грант мог бы позавидовать сам Джордж Мартин — действующих лиц «Feed» можно будет пересчитать по пальцам одной руки, а отправляться на тот свет они будут не реже персонажей "Песни Льда и Огня». И каждый раз при гибели очередного героя обливается кровью сердца, поскольку автор постаралась создать нескольких очень разных, но очень глубоких и проработанных людей, обладающих индивидуальными чертами характера. Джорджия — рассудительная и спокойная девушка, предпочитающая факты и только факты, Шон — временами несдержанный искатель приключений, предпочитающий тыкать зомби палкой и смотреть, что из этого выйдет, Баффи — витающая в облаках писательница, предпочитающая описывать выдуманные вещи реальным, а Рик — бывший репортер, решивший кардинально сменить образ жизни, оставшись при этом в той же профессии. Он старше большинства ребят, пережил больше горя, но не обладает их опытом полевой работы. Вместе они составляют крайне эффективную команду, но что, если это мало для того, чтобы докопаться до правды? И какую цену понадобится для этого заплатить? И будет ли результат стоить принесенных жертв?

Мире Грант не чуждо чувство юмора. Она не забывает обыгрывать в своих произведениях отдельные элементы массовой культуры, получившие в ее мире совершенно другое толкование после появления зомби. Например, известный режиссер Джордж Ромеро в одночасье сделался спасителем нации, поскольку его фильмы помогли сохранить жизни бессчетному количеству людей, столкнувшихся с зомби. Мира вообще предпочитает показывать своих героев людьми, знающими свое дело и, по крайней мере, знакомыми с азами своей профессии. Так, одним из кумиров Джорджии Мейсон является Хантер С. Томпсон, Баффи взяла себе имя в честь известного персонажа телесериала, а искателей приключений, подобных Шону, называют ирвинами, в честь известного охотника за крокодилами Стива Ирвина.

Появлению зомби в мире Грант дано четкое объяснение, под которое заложена целая научная концепция, доступным языком объясняющая все причины возникновения живых мертвецов. Таким образом, под обложкой Feed смешиваются воедино элементы научной фантастики, зомби-хоррора и политического триллера. Получившийся коктейль оказался удивительно съедобным, вкусным, и самое главное — интересным. Однако роман относится к той категории книг, где любой разговор о сюжете произведения не может обойтись без пары другой спойлеров, поэтому постарайтесь поверить мне на слово — скучно не будет.

Резюме: «Feed» совершенно не зря номинировали на премию «Хьюго» — книга стоит всех тех теплых слов, которые вы можете о ней услышать. Блестяще написанный, населенный достоверными персонажами, актуальными страхами и серьезными переживаниями, роман продержит вас в напряжении с первой до последней страницы и заставит немедленно бежать за продолжением. И здесь будьте осторожны! «Feed» — это только первая часть трилогии, и если «Deadline» уже поступил в продажу, то третьей книги, «Blackout», следует ждать еще несколько месяцев.





372
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 01:23
Спасиб :beer:.

цитата Aleks_MacLeod

И здесь будьте осторожны! «Feed» — это только первая часть трилогии

То есть отдельно не читается?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 01:53
:beer:

Читается, но чорт побери, хочется тут же читать дальше! Я правда сдержался, но позывы были сильные:-)
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 12:53

цитата Aleks_MacLeod

чорт побери, хочется тут же читать дальше!

Вы с Дмитрием опасная смесь — читать-то по-любому, теперь.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 13:48
Разумеется, читать, я же тебе об этом уже говорил:-)))
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 13:50
А ты думаешь мне легко привыкнуть к мысли «+ещё одна трилогия»?


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 01:55
Рад, что понравилось:beer: Хотя, когда я тебе плохое советовал ?..
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 02:05
:beer:

цитата Phelan

Хотя, когда я тебе плохое советовал


:-))) Не было такого))) ругал то, что мне в принципе понравилось — да, было, но чтобы рекомендовать что-то плохое — не было:-)


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 02:15

цитата Aleks_MacLeod

Честно говоря, этот момент представляется наиболее спорным, поскольку помимо консервативных СМИ существует еще великое множество бульварных газет и журналов

Так кто им поверит? Репутация-то соответствующая. А блогеры оказались единственным заслуживающим доверия голосом правды.

цитата Aleks_MacLeod

то третьей книги, «Blackout», следует ждать еще около месяца

Дольше на самом деле — она в июне выходит. Зато есть еще повесть-приквел Countdown.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 02:17

цитата Phelan

Дольше на самом деле — она в июне выходит.


Блин, мне почему-то казалось в марте

цитата Phelan

Зато есть еще повесть-приквел Countdown.


А там про что? Про то, как все началось?

цитата

Так кто им поверит? Репутация-то соответствующая. А блогеры оказались единственным заслуживающим доверия голосом свободы.


Ну а блогерам откуда такое доверие? Они же им вроде бы до этого не пользовались. Да и СМИ мейнстримовые не могли все проигнорировать, иначе бы спустя 20 лет от них совсем бы ничего не осталось, а так они по-прежнему в ходу, Рик тому подтверждение.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 02:19

цитата Aleks_MacLeod

А там про что? Про то, как все началось?

Да, ее действие в 2014 году разворачивается.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 02:21
Ага, понятно. Надо будет почитать после второго тома. А то я его чуток поближе к выходу третьего отложил. Будет чем время скоротать.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 02:29

цитата Aleks_MacLeod

Ну а блогерам откуда такое доверие? Они же им вроде бы до этого не пользовались.

Их информация и советы спасли людям жизни, вот кредит доверия и подскочил моментально.

цитата Aleks_MacLeod

Да и СМИ мейнстримовые не могли все проигнорировать, иначе бы спустя 20 лет от них совсем бы ничего не осталось, а так они по-прежнему в ходу, Рик тому подтверждение.

Они, как сурковская пропаганда после декабрьских выборов, когда спохватились, веры им уже не осталось ;-) Но «Первый канал» ведь из-за этого не прикрывают.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 13:52

цитата Phelan

Но «Первый канал» ведь из-за этого не прикрывают.


Первый канал борзеет все больше, но это уже совсем другая опера.

цитата Phelan

Их информация и советы спасли людям жизни, вот кредит доверия и подскочил моментально.


Все, теперь понял.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 02:37

цитата Aleks_MacLeod

Блин, мне почему-то казалось в марте

В марте у нее выходит первый роман нового цикла городского фэнтези.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 13:52
Ммм, внушает))) Как бы и это читать не пришлось:-)


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 05:37
Я так понимаю — на русский язык книга не переводилась?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 13:52
Неа.


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 10:25
О, спасибо огромное за обзор! :beer:
Я в прошлом году всё ходила вокруг и около этой книги — английские ревьюшки казались невероятно соблазнительными.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 13:53
:beer:
А ты круги не нарезай, хватай, да и читай:-)


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 18:08
Спасибо за рецензию!:beer:
Укрепился в решении читать, но пожалуй, подожду выхода третьей книги — все равно недолго осталось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 23:49
:beer:
В принципе, правильное решение:-)


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 20:50
Спасибо за статью.
Наверно я тебя расстрою, но вот этим абзацем

цитата Aleks_MacLeod

ира вообще предпочитает показывать своих героев людьми, знающими свое дело и, по крайней мере, знакомыми с азами своей профессии. Так, одним из кумиров Джорджии Мейсон является Хантер С. Томпсон, Баффи взяла себе имя в честь известного персонажа телесериала, а искателей приключений, подобных Шону, называют ирвинами, в честь известного охотника за крокодилами Стива Ирвина.

ты заинтересовал меня больше, чем всем предыдущим текстом :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 23:49

цитата iRbos

ты заинтересовал меня больше, чем всем предыдущим текстом


А чего расстраивать-то? Зря я его что ли запихивал?:-)
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 09:12

цитата Aleks_MacLeod

А чего расстраивать-то? Зря я его что ли запихивал?

Я так и думал :-)))


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 09:58

цитата Aleks_MacLeod

А поскольку между различными сайтами существует громадная конкуренция за читателей, то, указывает писательница, все авторы будут заинтересованы в том, чтобы максимально полно, четко и корректно излагать полученную ими информацию, ориентируясь в первую очередь на проверенные факты.
Глупость какая.
Конкуренция может существовать только между сайтами на одну тематику.
«Ориентируясь на факты», проверенные кем? Информацию, полученную откуда? И каким же образом блоггеры заинтересованы в корректном изложении ?
По этому отрывку выглядит таким же наивным, как «Младший брат».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 февраля 2012 г. 14:02

цитата ааа иии

Конкуренция может существовать только между сайтами на одну тематику.


Так они почти все и пишут на одну тематику — про зомби. О чем еще им писать после их нашествия?

цитата ааа иии

«Ориентируясь на факты», проверенные кем?


Читателями? Если каждый читатель просматривает за день с десяток конкурирующих сайтов, которые стремятся завоевать свою долю, и видит, кто постит дезу, а кто и правду, скажем, еле-еле унес ноги с очередной передряги с зомби.

цитата ааа иии

Информацию, полученную откуда?


Так они пишут о том, что видят. Где бывают. С чем сталкиваются.

цитата ааа иии

И каким же образом блоггеры заинтересованы в корректном изложении ?


Так это же их заработок, их профессия, они с этого деньги имеют. После зомби блоггеры стали приоритетным средством массовой информации, сообщающим населению о том, чему они стали свидетелями.
 


Ссылка на сообщение29 февраля 2012 г. 20:36

цитата Aleks_MacLeod

О чем еще им писать после их нашествия?
Возьмите энциклопедию — и по рубрикам. Уединенный образ жизни + личное оружие + обилие вакансий = 0,8 интернета уже заполнено.
Плюс характерный психологический механизм отторжения — есть у Леонида Соболева микрорассказик, как подводники в массовом порядке уходили из театра, где им показывали спектакль про то, как они на подводной лодке задыхаются.

цитата Aleks_MacLeod

Так они пишут о том, что видят. Где бывают. С чем сталкиваются.
Именно тот факт, что недостаточно смотреть в окно и ходить по улице, породил журналистику как поиск новостей и фабрику сенсаций. Не представляю механизм, при котором деньги достаются не мастеру броских заголовков и убедительного тона, а корректно излагающему. Корректно — это спокойный тон, «не уверен», «точно не разглядел», «возможно», изложение хода мысли.


⇑ Наверх