Псоглавцы Алексей Маврин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Псоглавцы" Алексей Маврин (Алексей Иванов)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Псоглавцы» Алексей Маврин (Алексей Иванов)

Статья написана 30 марта 2012 г. 16:18

Проходной роман сильного автора.

В другом романе А. Иванова, «Географ глобус пропил» — очень хорошо показан момент совершенно иррациональной погони. Некая экспедиция школьников во главе с преподавателем встретила двух мужиков. Те спросили — есть ли водка? И им просто недостаточно уверенно ответили «нет». Те погнались, просили и грозили одновременно, и догони — дело могло бы закончиться очень скверно.

Подобный иррационализм, когда из-за оскотинения и пары неловких слов готова случиться любая трагедия, как нельзя лучше подходит в качестве фона для ужастика.

И типичный фильм-ужасов, как база сюжета, очень хорошо прослеживается в «Псоглавцах». В некую вымирающую деревню приезжает собранная с бору по сосенке троица. Выпилить в местном полуразрушенном храме уникальную фреску святого Христофора — тот изображен с головой собаки.

И уже по пути некая плохо говорящая девушка не рекомендует ехать в деревню. И сама деревня — хорошего впечатления не производит. Есть местный пожилой уголовник (избражающий авторитетного вора) и местный молодой отморозок. Есть явный конфликт городских с сельскими. Есть дача за высоким забором, богатый хозяин которой не желает, чтобы деревня окончательно исчезла, потому как посреди заповедника (а окрестные леса заповедником объявлены) эта дача ему куда дороже стоить будет. Есть заброшенные торфяные выработки. И плотная атмосфера безнадёги.

Автор довольно искусно обманывает читателя.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Почти весь текст ждешь появления ужаса со стороны — из торфа выйдут псоглавцы, зверь сойдет с фрески. Идет гонка  — успеют трое городских свалить из деревни раньше, чем проявится местная нечисть, или их схарчат. Вот угнан автобус, на котором ни приехали. Уже начали двигаться большие деревянные кресты. И приходит кульминация — погоня двух оборотней за героем и той самой немой девушкой, которые пытаются спастись от них на дрезине. Только вот оборотни эти — не местные. Они  — попутчики главного героя, двое приехавших. Старый уголовник, угнавший автобус, предложил им разменять возвращение «транспортного средства» на жизнь третьего городского. И так вышло, что они согласились. Настоящая гонка была  — с собственным оскотинением.  Протагонист её выиграл.

Однако история сама по себе — по объему с трудом дотягивала до «солидного» романа. Нужны дополнения.

И вот с ними  у автора получилось куда как хуже. Два пласта повествования откровенно выбиваются из общей канвы.

Громадное количество материала — история святого Христофора и его культа —  представлено в виде справочного, взятого из интернета, текста. Разумеется, по сюжету главный герой шарит по сети, у него бессонная ночь. Но все-таки, этот материал подан с перебором.

Послекульминационная рефлексия (вот ведь бредовые слова в голову лезут8-]), а если проще, то объяснение. Как почтенный детектив после поимки злодея рассказывает всем участникам драмы, как он вычислил негодяя, так и здесь, после погони вдруг выясняется, что фонд, который послал троицу в деревню — не такой простой. И охранник на крутой даче — совсем не простой. Он объясняет главному герою, что тот выступил в качестве «дэнжеролога», изъял опаснейшую культурную реликвию. В эксперименте поучаствовал. И даже зримое наличие оборотней — значимо только для героя. А для остальных может и совсем не значимо. Потому как субъективное и объективное порой сочетаются в самых причудливых пропорциях.

Как итог: история, философия и хоррор — взболтаны, но не перемешаны:-))). Получился отличный ужастик (кстати, весьма подходящий для экранизации), однако ни до «Золота бунта», ни до «Сердца Пармы» роман не дотягивает.





202
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 марта 2012 г. 22:01
Не подозревал, что автор Иванов. Непременно куплю. С другой стороны, если роман действительно окажется проходным, то печально. У Славниковой был когда-то изысканный роман «2017» как заочное соревнование с «Золотом Пармы», и вот недавно появился совершенно никакой «Легкая голова»....надеюсь, это не потерянное десятилетие в действии:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 2012 г. 05:08
«2017» уж никак не соревнователен сравнительно с «Золотом Пармы» и писался автономно от Иванова. «Легкая голова» написан в иной манере нежели 2017, не без влияние Пелевина и тем не менее занятный, эмоциональный с внятным социальным посылом роман.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2012 г. 09:35
Автора слишком сильно ограничивает формат «ужастика». И, если это будет серия, несколько романов, то и формат серийности.
Это как у Лазарчука с «Сиротами небесными»


Ссылка на сообщение31 марта 2012 г. 12:40

цитата prouste

«2017» уж  никак не соревнователен сравнительно с «Золотом Пармы» и писался автономно от Иванова.

«автономно» — это круто :-D, но творчество всё-таки не корпоративный отчет. Что до соревновательности «2017», то она очевидна и в языке романа (альтернативное барокко словосплетений) и в выборе места действия. Ну а «внятный социальный посыл» это, наверное, хорошо для политтехнолога, но не для литератора. В «2017» Славникова создала яркий писательский мир, а в «Легкой голове» — картонку. Политически правильную, эстетически провальную. Лучше ей бежать за Ивановым, а не Пелевиным :-). Кстати, слышал, у Иванова вышел новый роман. Вот он, пожалуй, прояснит, какие у автора перемены.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2012 г. 21:10
У Славниковой уже были литературная репутация и имя (она давно публиковалась в толстых журналах и, в частности, получила очень хорошую прессу на вышедшего в «Знамени» «Бессмертного») задолго до того, как от Данилкина услышали о каком-то там Иванове с его «Сердцем Пармы». Иванова сделал Данилкин, причем не после «Пармы», а после «Золота бунта». До этого пермяк был никем и звать его было никак:). А Славникова уже была состоявшимся и признанным автором. Что до словес, то это всегда было для Славниковой характерно. Посмотрите «Бессмертного» — «2017» по сравнению с этой повестью просто детская игра в крысу. Поэтому ни о какой соревновательности и речи быть не может.
Кстати, если говорить о социальном посыле, то в «2017» он просто из всех щелей прет:).
Так что увы, никак не могу согласиться с Вашим тезисом:).
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2012 г. 20:16
За рекомендацию «Бессмертного» — спасибо. Не читал и поищу теперь. Если он поизысканней «2017», это интересно. Насчет социального посыла 2017 не соглашусь в свою очередь и с Вами. Когда соцпос прёт из щелей, то для это для литературы просто непотребство, а «2017» роман хороший, хотя его барокко порой и забавляет. Да и Иванова сделал Иванов, а не Данилкин, имярек etc. Что до соревновательности Славниковой с Ивановым, так это ей, скорее, комплимент. Признаться, «Легкую голову» я на какой-то 100-й странице отложил. Ну кому это интересно? Реальность сейчас творят уже совсем иные силы, а не зомбиподобное фсб, а в литературном плане ЛГ просто скукота. Но зато я купил «Псоглавцев», завтра возьмусь читать. :-)


⇑ Наверх