Майк Гелприн Брошу писать


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Майк Гелприн: «Брошу писать, когда издам сборник рассказов». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Майк Гелприн: «Брошу писать, когда издам сборник рассказов». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»

Статья написана 10 сентября 2013 г. 15:34

цитата

МАЙК ГЕЛПРИН: «БРОШУ ПИСАТЬ, КОГДА ИЗДАМ СБОРНИК РАССКАЗОВ»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_fan_column....

— В России и ближнем зарубежье не осталось, пожалуй, ни одного издания, регулярно публикующего фантастику, где не печатался бы по крайней мере один рассказ Майка Гелприна. Ну, разве что «Сноб» и «Русский Плейбой» еще не окучены. Как вам удалось этого добиться, несмотря на различие форматов СМИ и требований к публикуемым текстам?

— Так получилось, что, окунувшись в написание фантастических рассказов, я стал выдавать их с приличной скоростью — штук по двадцать в год, а то и больше. Разного, прямо говоря, качества — от очень и весьма удачных до провальных и недалеко ушедших от той самой первой пробы пера, о которой речь выше. Довольно скоро я, как и большинство из пишущей братии, задался вопросом «для чего же я пишу?». Наиболее очевидные и правдивые ответы «оттого, что делать нечего», «оттого, что графоман» и «оттого, что подвержен вредным привычкам» оправдать в собственных глазах это занятие никак не могли. Тогда я придумал для себя лозунг «я пишу для того, чтобы меня читали» и заставил себя в него поверить. Нисколько не иронизирую — я прекрасно отдаю себе отчёт, что пишу, в основном по совокупности трёх вышеупомянутых причин. Но верю — слепо верю, по-собачьи — что пишу как раз для того, чтобы меня читали.

Ответив на вопрос «для чего», я задался новым: «что нужно сделать, чтобы читали?» Ответ нарисовался очевидный: публиковаться. Что ж, я нагло сунулся во все издания, публикующие в то время фантастику, не особо веря, что это к чему-то хорошему приведёт. Однако, к моему вящему удивлению, у меня вдруг приняли к публикации ряд рассказов. И не куда-нибудь, а в «Полдень, ХХI век», «Реальность фантастики» и «Мир фантастики». Сейчас, глядя на те, давние рассказы, не слишком умело написанные, подчас с языковыми корявостями, тавтологиями и плеоназмами, я хотел бы выразить огромную благодарность редакторам, сумевшим разглядеть в них ростки чего-то большего. Собирался перечислить редакторов, с которыми мне посчастливилось сотрудничать, поимённо, но обнаружил, что список получился бы слишком большим. Поэтому попросту спасибо вам всем, дорогие! Я уверен, что некоторые из вас прочитают это интервью.

Ну, и, конечно, безмерное восхищение, преклонение, почёт и вечная память покойному Борису Натановичу Стругацкому. На книгах АБС я вырос и никогда не написал бы ни строчки, не будь в нашем мире «Пикника на обочине», «Обитаемого острова», «Хромой судьбы», «Жука в муравейнике», «Малыша»...

Прошла пара лет, и я, смею думать, научился писать рассказы достаточно профессионально. Ну, а принцип, он же лозунг, остался прежним: «Я пишу для того, чтобы меня читали».

— Мой любимый вопрос — о сетевых конкурсах. Создается ощущение, что вы не пропускаете ни один из них. При том, что и дополнительный стимул, чтобы писать рассказы, вам не требуется, и печатают их охотно в самых разных изданиях... Зачем автору, у которого и так все неплохо складывается, участие в этих забавах для начинающих? Тем более что в большинстве случаев вы занимаете призовые места практически без боя.

— Ваш любимый вопрос совпал с моей любимой темой, на которую, дай мне волю, я могу говорить вечно. Наверное, на сегодняшний день в рунете я один из самых, если не самый компетентный человек относительно сетевых конкурсов и всего, что с ними связано. Ну-с, виртуально окрестясь, начнём. Прежде всего, фраза насчёт призовых мест, тем более без боя, ошибочна — я немало проваливался на конкурсах и продолжаю чередовать победы и призовые места с провалами. Ну, а теперь о конкурсах как таковых. Я, как конкурсный фанат и человек, научившийся прилично писать за очень короткий срок именно благодаря конкурсам, перечислю лишь их плюсы. Минусы тоже есть, немало, но я их оставлю за кадром и заранее прошу прощения за эдакую необъективность. Фактически, я сейчас буду хвалить то, что, считаю, заслуживает искренней похвалы, а бранят пускай другие, там есть, что бранить. Сразу оговорюсь: речь пойдёт исключительно о честных, «лобовых» конкурсах, которых в сети не так много, особенно по сравнению с междусобойчиками, затеянными в основном с целью потусоваться и пофлудить, при этом потешив своё эго, а бывает, и чувство собственного величия.

С моей точки зрения, конкурсы для привыкшего думать и анализировать человека лучший и самый эффективный способ быстро выйти с нуля на литературный уровень, подъём на который обычно занимает долгие годы.

Конкурс — прекрасная лакмусовая бумажка. Литературная судьба рассказа, читательская ему оценка практически всегда совпадают с результатами конкурсов. Победители и призёры достаточно легко публикуются в приличных изданиях и потом собирают тёплые отзывы. Провалившиеся тексты, как бы это сказать... В последние несколько лет я их уничтожаю — просто потому, что не хочу скармливать читателю посредственную литературную жвачку. Дело в том, что коллективное мнение конкурсантов практически всегда совпадает с коллективным мнением публики при условии, что конкурсантов достаточно много. Если мнение это отрицательное, большинство читателей будет плеваться. И наоборот. В моей практике исключения из этого правила случались, но были настолько редкими, что нет даже смысла о них говорить.

Конкурс — отличное средство убрать ляпы, как технические, так и языковые. Редко какой рассказ обходится вовсе без них. После конкурса я практически всегда, учитывая замечания коллег, «навожу марафет» и лишь потом предлагаю текст издателям.

Конкурсы — замечательное средство оценить себя объективно. Звёздную болезнь они разом излечивают. И из литературной депрессии вывести способны — я знаю людей, которых победы на конкурсах сделали литераторами из индивидов, пишущих так-сяк и постольку-поскольку. Да и сам, собственно говоря, из таких. Не победи я тогда, семь лет назад, на самиздатовской «Коза Ностре», кто знает, стал бы писать дальше или бросил, уверившись, что бездарен.

Конкурс задаёт тему и включает воображение. Многим, и мне в том числе, нужен «пинок», чтобы начать писать. Конкурс такой «пинок» предоставляет. При этом тема на хороших конкурсах, как правило, достаточно широкая, чтобы ограничить воображение конкурсантов не слишком сильно.

Конкурс — это азарт, как и любое соревнование. Мне, как бывшему профессиональному картёжнику, азарт брат родной, ну, пускай двоюродный.

Конкурс — место встречи с друзьями. Многие ждут регулярного конкурса подобно празднику — чтобы наконец-то собраться за общим столом.

Есть и ещё причины, по которым стоит участвовать в конкурсах. Но для меня они второстепенны, и перечислять их поэтому не стану.





586
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение10 сентября 2013 г. 15:41
Я там тоже был8-)


Ссылка на сообщение10 сентября 2013 г. 18:53
Спасибо. Сослался у себя в колонке.
Типа интервью :-)


Ссылка на сообщение10 сентября 2013 г. 20:17
100... 150... Круто!
Не, ну реально, круто!
п.с. делаю заметку — с М.Г. в карты не играть...
п.п.с. Таки спс :beer:


Ссылка на сообщение10 сентября 2013 г. 20:53
Да, конкурсы действительно очень помогают вычищать тексты. Проблема в другом: рассказ, выставленный в Сети, труднее напечатать. Некоторые журналы такие тексты просто не берут. Случается ли сожалеть, что рассказ был отправлен на конкурс, а не сразу в какую-нибудь редакцию? И давно хотел поинтересоваться, что значит «профессиональный картёжник»? Обеспечивать свое существование исключительно за счет азартных игр? Если да – то насколько это реально и как долго может продолжаться?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2013 г. 22:07
На серьёзных конкурсах тексты в сеть не выкладывают, а там, где выкладывают, поисковики блокируются. То есть я не участвую в тех, где тексты светятся, за редким исключением. Что касается второго вопроса, на него так, вкратце, не ответить.
Если чуть-чуть это тронуть, то профессиональной игрой живут тысячи людей. Крайне одарённые делают на игре миллионы, без всякого преувеличения. Таких мало, может быть, полсотни на весь мир божий. Однако весьма сносно жить, занимаясь исключительно игрой, можно, в России несколько тысяч профессиональных покеристов, у них есть свои сайты, клубы и прочее. Раньше было множество профессиональных преферансистов, но эта игра умирает, не ужившись с веком. Продолжается это, разумеется, столько, сколько профессионал остаётся в профессии. Покеристы, как правило, живут покером всю жизнь, до смерти. Другое дело, что их суммарный доход зависит от их класса игры по отношению к другим умениям. Для некоторых игра приносит меньше, чем обеспечивает другое занятие. Такие уходят из игры. Для других игра — единственное средство к существования, они играют всю жизнь.


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 00:57
Я бы от сборника рассказов не отказался. Нужна такая книга.
Завязывать после издания не надо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 17:46
Увы, боюсь, что издатели Вашу точку зрения не разделяют. :-( И завязать поэтому не получится.


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 11:32
Сольные сборники, однако, издают. А уж будет он раскупаться или нет...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 17:47
Однако, я не вижу, чтобы их издавали. Фантастические, по крайней мере. Раз в год такой выходит где-то, от очень популярного автора. Ну и всё.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 18:08
Издательство «Фантаверсум», выход его книг уже не раз освещался на Фантлабе. За последние полгода — уже три полноценных авторских сборника причем далеко не самых известных в широких кругах авторов.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 18:16
Я не беру в расчёт принт-он-деманд. Если бы мне предложили издать такой сборник, я бы отказался. Не утверждаю, что это плохо, возможно, это даже хорошо или лучше чем ничего. Но я бы отказался — тиснуть на Амазоне полсотни экземпляров и распродать их или раздарить при желании я могу и сам. Только желания такого нет. :-)
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 18:52

цитата MikeGel

Я не беру в расчёт принт-он-деманд.

Прошу прощения, но вы что-то путаете. Причем сильно. Тираж сборников Фантаверсума начинается от тысячи и доходит до трех. Распродается, как через интернет-магазины, так и через обычные. Плюс на книжных выставках, конвентах и т.д. Оформление в обоих вариантах: твердая и мягкая обложка.
Так что явно не полсотни. :-)
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 19:07
Я не думаю, что путаю что-то. Но обсуждать это здесь не стоит. Есть форум «фантаверсума», там можно задать вопрос редакторам. Не думаю, что на эту тему дадут искренний ответ, но задать можно. :-) Так или иначе, для меня есть разница между издательствами, и разница существенная. Возможно, я в этом неправ. Но вот так как-то...
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2013 г. 23:18
Не хотите завязывать с писательством, ой не хотите.:-[:-D
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2013 г. 23:44
Ну вот меня, наконец, уличили. Не знаю, на основании чего. Собственно, завязывать с наркотиком не хочет никакой наркоман. Но многие понимают, что надо.
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2013 г. 18:29
Тиражи сборников «Фантаверсума» укладываются в сотни. Во всяком случае, так утверждали отчеты по продажам, когда я их ещё смотрел.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 18:13
Зонис, Наумов. )
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 18:16
Да. За три года Зонис и Наумов. Ещё Лукин и Яценко. И всё.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 18:55
Врочек «Танго железного сердца» (2011)
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 18:59
Да, верно, спасибо. Ещё Чекмаев в «СК». Однако если сравнить количество авторских сборников с количеством межавторских антологий, соотношение будет 1 к 20-25, видимо. Если не больше.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 19:05
это бесспорно. :)
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 19:09
Угу. К моему вящему сожалению.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2013 г. 16:50
Ура, я очень популярный автор. Да и Наумов тоже :-)))
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2013 г. 16:53
А то нет? :-)
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2013 г. 16:58
и где же мои 150000 тиража и лимон баксов гонорара, в таком случае? :-D
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2013 г. 17:02
Свят-свят. Я точно не брал лимон баксов, нету его у меня. :-)
Мне однажды за три рассказа заплатили гонорар в семь долларов. Вот это, я понимаю, популярность. Я даже не сразу понял, что это гонорар. :-)
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2013 г. 17:03
но потом ты пригласил щедрого редактора сыграть в покер? ;-)
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2013 г. 17:10
То редакторша была. Пожертвовал семь зелёных в пользу голодающих Намибии. :-)
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2013 г. 17:56
ладно, если мне все же заплатят когда-нибудь лимон баксов, я тоже пожертвую семь зеленых в пользу голодающих Намибии :-)))
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2013 г. 03:54
Совершенно незачем. Я уже пожертвовал семь, им надолго хватит. С лимона можно дать баксов пять, пускай жируют. ;-)
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2013 г. 13:41
и то верно! :-)))


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 13:50
Хорошее интервью, спасибо.^_^
Правда, так и не подглядел подсказку на тему: «А накой я пишу?»:-))) Тут, видать, пока собственный мотив под черепом не созреет — так и не поймёшь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 17:47
Спасибо. Я этот мотив долго пестовал. :-)


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 15:36
Ага, теперь понятно откуда такая концовка в рассказе «Смерть на шестерых»... Карты ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 17:50
У меня довольно много про карты. :-)
Есть даже рассказ, где герои — колода карт, он публиковался в «МФ» лет пять назад. :-)


Ссылка на сообщение11 сентября 2013 г. 23:10
Немедленно прочитал полный текст интервью. И Вам, ВАсилий спасибо. И к уважаемому Майку могу обратиться.
Посмеялся над финалом. Уважаемый Майк, с интересом читал ваши рассказы везде где попадались (а попадались часто, при помощи «Полдня» у меня ваш «сборник» фактически есть).
Таки вы верите что бросите писать после выхода сборника? Сейчас я скажу еще более смешную вещь — ваши рассказы были среди тех, ради кого порой и стоило читать всякие сборники и журналы!
Это для автора сборник приятно, а вот для читателя хорошая вещь в средненьком сборнике или журнале на «любителя» — просто спасение.
Вы пишите! А уж мы почитаем;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2013 г. 01:53
Спасибо, мне лестно. Дело, однако, в том, что в «Полдне» было опубликовано 20 моих рассказов, и множество тех, что я считаю среди своих лучших, в «Полдень» не попали. Некоторые из них были в сборниках и антологиях, некоторые в других изданиях, некоторые пока нигде не опубликованы. Я бы рад донести до читателя всё разом, для этого как раз авторские сборники и существуют. Тогда я считал бы свою миссию рассказчика выполненной. А так... Потребителей фантастики, которые знают, что есть такой автор Гелприн, можно пересчитать по пальцам.


Ссылка на сообщение12 сентября 2013 г. 16:30

цитата MikeGel

Тогда я считал бы свою миссию рассказчика выполненной. А так... Потребителей фантастики, которые знают, что есть такой автор Гелприн, можно пересчитать по пальцам.

Сначала о грустном. Масса «Гаёв Юлиёв Орловских» давным давно задавила хороших и качественных авторов. Ибо в куче навоза читателю неохота искать жемчужное зерно. К тому же читателя приучают кушать именно навоз. И очень успешно.
И книга Ваша падет в эту кучу. И мы переходим ко второй части. Ибо миссия никак в таких условиях не может быть выполнена. И книга пусть будет, и рассказы дальше тоже пусть будут. Это ведь не только к Вам относится. Ко всем мастерам рассказа. Потому как в отличии от жемчужного зерна, рассказы хороших авторов имеют правило «светиться». И мы уж с иными настоящими читателями это увидим.
«Наша миссия заканчивается там, где начинается наша новая миссия»;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2013 г. 20:28
Насчёт кучи навоза согласен, куда деться. Но так было всегда. Бульварная литература всегда превалировала, во всех временах, и читали в большинстве своём именно её. Так или иначе, спасибо за пожелания, я всё-таки надеюсь, что найдётся рисковый издатель. Наверное, надеюсь напрасно. Но без этой надежды уже бросли бы. :-(
Страницы: 12

⇑ Наверх