Социальная реклама для противления «апокалипсису»...
В российской фантастике последних лет — аналогичную роль выполняют книги «Мародер» и «Каратель», «Ночная смена» и масса других.
Общий посыл: в случае пришествия большого белого песца вовсе необязательно прятаться в норку, и, более того, в этой норке вы тихонечко помрете. Напротив, надо пытаться найти людей, как-то организоваться, пытаться жить...
Кратко о содержании:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Та не очень верит в пришельцев. А молодой человек — третий в убежище — вообще готов рассуждать о зомби. Но когда девушка прорывается к выходной двери — с той стороны стучится женщина с «легкими ожогами на лице», и во чтобы то ни стало требует её впустить...
Только вот дальше начинается типичный стэнфордский тюремный эксперимент: хозяин убежища желает все контролировать и совсем не думает о будущем. Еда-вода пока есть — надо спокойно провести оставшееся время. Может, все рассеется, а может просто повезет умереть в своей постели.
Потому, когда находит ножницы и заготовку для кройки (двое «пассажиров» захотели сделать защитный костюм, посмотреть, чего там снаружи) просто убивает парня.
В итоге девушка:
а) убивает старшего;
б) вырывается из горящего убежища;
в) выясняет, что и воздухом снаружи дышать можно, и даже тупого робота пришельцев грохнуть — не проблема.
г) ловит по радио машины призыв о помощи — и едет туда.
Но фильм, при всей своей гражданско-воспитательной функции — ставит проблему. Как себя вести во время «аллес капута»?
Выходить на площадь и радоваться жизни? Или забиваться в самый дальний угол и не отсвечивать?
Года три назад смотрел фильм о метаниях девушки во время современной гражданской войны в Британии (социальная фантастика). Поначалу не мог понять — чего это она так стремится к домику, где прожила лето и встретила свою любовь (при том что парень — черт знает где). Но ситуация вокруг после 2014-го — показывает, что есть масса людей с самыми разными программами поведения, и порой не все они глупые, хотя и кажутся странными (есть люди, которые вполне остались в городе, который периодически обстреливают из пушек, и таких людей — сотни тысяч).
Тут уж каждый решает сам — и никакой моралитически-воспитательный совет не будет полным.
Что до качества картины — то это типичный камерный фильм с несколькими «батальными» сценами ближе к финалу — чтобы разнообразить впечатление зрителя, и на заставлять его испытывать приступы клаустрофобии.
Внутренности убежища — подобрали толково, набор предметов там, как декорации на сцене, и ружья стреляют вовремя.
По ощущению «внешнего пространства» — то мир вокруг умер, то он снова жив — отчасти напоминает старенькую польскую «Секс-миссию», хотя в полную смерть не очень верится.
Хорошо показан эффект избыточности гипотез — парень и девушка не понимают, что снаружи, а старший, хоть и слушает сам радио, но им слушать не дает. Это работает на детективную интригу. Кстати, линия «побега от маньяка» сработана вполне на уровне.
Что важно — в середине фильма мы не понимаем, адекватна ли девушка: если снаружи действительно всё так плохо — может, надо отсиживаться? И открыв дверь она действительно уничтожит все шансы на выживание трех людей. Движетелем интриги выступает скрытно-властный характер старшего.
Актеры хорошо исполнили роли, и образы очерчены вполне ясно:
— социальный самоубийца — американский «премудрый пескарь в домике», параноик в отставке;
— вялый, плывущий по течению парень, «лишний человек»;
— девушка, как воплощение будущего — медленно растущая жажда жизни, которая может снести всё на своём пути.
Итого: как детектив «постапокалиптики» — вполне годный представитель жанра (чуть на с «Иприта», с 1920-х, такие произведения). Для однократного просмотра — вполне рекомендую.