Победа Трампа что дальше


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Эдди» > Победа Трампа: что дальше? Часть 6.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Победа Трампа: что дальше? Часть 6.

Статья написана 28 февраля 2017 г. 14:33

Часть 6

Вариант третий. Правительство Штатов может попытаться пойти по пути частичной автаркии (хотя бы временной): перекрыть границы не только металлическими заборами, но и очень высокими таможенными пошлинами.

Президентство Трампа с самого начала обещало быть непростым, особенно для транснациональных корпораций, чьи интересы полярно расходятся с намерениями нового президента. Поскольку Трамп делает ставку на возрождение национального производства, защиту внутреннего рынка и возвращение американских (и не только) компаний с их капиталом — домой. В этом плане 45-й президент, поднявший тему протекционизма, вопреки давно утвердившемуся культу свободного рынка, больше похож на Рузвельта, чем на своих предшественников последних 30−40 лет.

Логика нового президента проста: увеличив пошлины на ввоз импорта вынудить американские ТНК развернуть производственные площадки в пределах США. При этом Трамп обещает радикально снизить налог на прибыль компаний — с 35% до 15% и обеспечить льготное налогообложение по ставке 10% на репатриированный из других стран и оффшоров капитал. Еще в ходе предвыборной гонки Трамп сумел убедить фирму Carrier не переносить свое производство кондиционеров в Мексику, предложив руководству компании солидные налоговые льготы. Он также говорил о назревшей необходимости вернуть производство Apple из Китая в США и не строить в Мексике автомобильный завод Ford.

Некоторые объявленные в ходе выборов намерения уже переходят в практическую плоскость. Через три дня после инаугурации Трамп подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского экономического партнерства (ТТП), которое должно было стать новой опорой для транснационального бизнеса в тихоокеанском регионе. На очереди отказ от соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) и пересмотр Североамериканского соглашения освободной торговле (НАФТА).

Однако меры по стимулированию «импортозамещения» не могут дать немедленного эффекта. Даже при очень благоприятных обстоятельствах, Америка сможет значительно сократить импорт потребительских товаров из Китая и других азиатских стран только спустя несколько лет. А выпадение бюджетных доходов произойдет немедленно.

Смогут ли увеличившиеся таможенные платежи компенсировать выпадающие при введении льгот доходы? Трудно сказать, но, скорее всего – нет. Кроме того таможенные платежи это то, что, в конечном итоге платит потребитель. В данном случае – американский. И, прежде всего, принадлежащий к среднему классу, поскольку именно в структуре потребления среднего класса произведенные в Азии товары занимают наиболее заметное место.

При этом необходимо учитывать следующее. Введение таможенных сборов на импорт в США по многим тарифным позициям, что сейчас не облагаются пошлинами, или увеличение уже действующих, неизбежно вызовет противодействие всех торговых партнеров США. Министр иностранных дел Канады Христя Фриланд уже заявила, что: «Канада будет вынуждена принять встречные меры, если администрация США введет новые таможенные пошлины на канадские товары». И так будет повсеместно. Пойдя по этому пути, администрация Трампа спустит лавину, которая погребет под собой идею свободного рынка, которую американские президенты отстаивали последние почти сто лет.

Казалось бы: ну и что? Изменились условия ведения бизнеса – пусть будут рынки разобщенные. В конце концов, Америка все еще остается самым большим рынком в мире. Будут «потреблять американское», как к этому призывал Трамп в своей инаугурационной речи. Вот только это могло быть приемлемым при технологическом уровне производства, которое откочевало в Китай 20 лет назад. Роботизированное производство требует таких обширных рынков сбыта, которые не помещаются даже в американскую «шляпу». Кластеризация нынешнего глобального рынка резко ударит именно по задаче возрождения в США производства.


Вариант четвертый. Повышение налогов на физических лиц. Разумеется, на те 5%, которые можно отнести к высшему классу. С политической точки зрения – наиболее беспроигрышный ход.

Доля 1% самых богатых семейств США в доходе всех домохозяйств страны выросла за 35 лет в два раза — с 9 до 20%.

Причина – резкое снижение налогообложения этой категории плательщиков. В США, где в период с 1932 по 1981 годы максимальная налоговая ставка на доходы была выше 60%. С тех пор предельные налоги на доходы в этой стране сократились на 47 процентных пункта, а доля доходов 1% в общих доходах выросла на 10 п.п. При этом снижение налоговых ставок не привело к значительному ускорению роста экономики США, что дает основание практически всему обществу добиваться перераспределения сверхвысоких доходов в свою пользу. Так что в данном случае Трамп имеет все шансы получить одобрение основной массы избирателей.

Ну а какую долю своих доходов сверхбогачи сумеют утаить от налоговой службы… После снижения налогов многие состояния вышли из тени и их владельцы решили сообщить о своих реальных прибылях, а не уклоняться от уплаты налогов. Тем не менее, как показал «панамский скандал» сделали это далеко не все. И не надо быть великим прозорливцем, чтобы утверждать, что с введением высоких ставок подобные факты значительно умножатся.

Подведем итоги нашим изысканиям. Так что можно прогнозировать по доходам и расходам федерального бюджета США на ближайшие годы?

Доходы можно значительно нарастить за счет роста налогов на сверхдоходы богачей, повышения таможенных пошлин и экономии от снижения затрат, прежде всего за счет резкого урезания социальных программ, а также расходов, производимых за рубежом

Но расходы могут вырасти еще больше в случае введения дополнительных льгот компаниям-инвесторам (в Штатах льготы по налогам рассматриваются как выплаты из бюджета). В предвыборных обещаниях Трампа звучали цифры сокращения налога на прибыль корпораций с 35% до 15%, и даже до 10%.

Резко увеличатся затраты на оборону. Агентство Reuters, со ссылкой на источник в административно-бюджетном управлении администрации главы американского государства, сообщает, что Tрамп будет добиваться увеличения финансирования Минобороны США в будущем году на $54 млрд. Как я уже писал, только на модернизацию ядерной триады в ближайшие годы планируется истратить $1 трлн.

Произойдет и некоторый рост процентных ставок по государственным долговым бумагам. Причем этот рост может быть как относительно небольшим (в том случае, если Федрезерв сохранит свою ключевую ставку на уровне, не превышающем 1% годовых), так и очень значительным, если ставка ФРС поднимется хотя бы до 3-4%.

Численно определить новый баланс федерального бюджета сейчас не представляется возможным, поскольку как введение льгот, так и увеличение налогообложения приведет к битве сначала соответствующих лоббистов, а затем к шквалу противоречащих друг другу устремлений членов Конгресса. Учитывая вторую Гражданскую войну, хоть и холодную, предсказать результат сегодня, наверное, не возьмется никто.

Но можно с высокой долей вероятности высказать предположение, что рост расходов будет значительно превышать рост доходов. А значит, для администрации Трампа возможны только две финансовые стратегии: во-первых, очень сильно сжать социальные выплаты. В целом это направление находится в русле традиционных республиканских устремлений. «Хватит кормить бездельников!» — этот клич родился отнюдь не во время выборной компании Трампа. Но этот путь чреват массовыми протестами самого разного толка, вплоть до бунтов в районах проживания меньшинств. Так что без вмешательства Национальной гвардии явно не обойдется. А уж количество политических помоев, которое выльет на Трампа либеральная общественность и СМИ…

Во-вторых, продолжить практику роста госзадолженности. Так что сильного роста ключевой ставки ФРС, видимо ждать не стоит. Тем более что ее повышение скажется не только на возможности Казначейства обслуживать все возрастающий госдолг, но и создаст препоны для финансирования модернизации промышленности и инфраструктуры Штатов. А еще это грозит банкротством значительной части семейных хозяйств, что, в свою очередь, может обернуться рецессией всей экономики и вспышками насилия уже со стороны нищающего среднего класса.

Чем обернутся инициативы Трампа и позволят ли ему транснациональные корпорации довести их до конца, значительно ускорив закат «золотого века», остается только гадать. Примеров разрушения одним человеком транснационального содружества корпораций история еще не знает, а вот пример Джона Кеннеди, пытавшегося чрезмерно сильно их регулировать — история прекрасно помнит.

Та программа, которую хочет реализовать Трамп, действительно носит почти революционный (для Соединенных Штатов) характер. Но готовы ли они (Штаты) к этим изменениям. Действительно ли «низы не хотят, а верхи не могут»? Напомню, что аналогичные (с учетом исторических реалий) изменения в общественном устройстве, произведенные Новым курсом Рузвельта, были приняты элитой США (да и то не без упорной борьбы администрации президента с отдельными ее группами) после более чем трехлетней Великой депрессии, до предела накалившую социальную обстановку в стране. Сейчас такого, относительно полного согласия по поводу предлагаемых администрацией Трампа мер нет. Это значит, что обычными, принятыми в Штатах процедурами, осуществить их вряд ли будет возможно. Следовательно, Трампу, если он хочет реализовать свою программу необходимо изменить обычный порядок на более жесткий. Короче говоря, ему необходима диктатура. «Железная пята», которая раздавит как либеральных противников, так и протестные выступления низов. Хватит ли у Трампа решимости, а главное политико-силового ресурса для смены господствующего последние десятилетия курса американской экономики?

Замечу, что Трамп не просто благоволит, но и не скрывает того, что намерен привлечь на свою сторону военных, силовиков и сотрудников спецслужб. Подчеркиваю: не руководство этих структур, а их среднее и низшее звено. Трамп позиционирует себя как человека, чьи ценности близки к тем, которые исповедуют силовики. Симптоматично, что первое его публичное выступление после инаугурации прошло не где-нибудь, а в штаб-квартире ЦРУ и там он пытался выглядеть как истинный «брат по духу». Да и в свою администрацию он позвал прежде всего силовиков... Некоторые американцы именуют администрацию Трампа не иначе, как «хунтой». В его ближайшем окружении уже с полдюжины генералов. И это только начало, один из способов сблизиться с силовиками — завербовать их в свои ряды. Второй — наладить прямой контакт с «рабочими лошадками» из спецслужб. Трамп уже высказался на тему полезности сведений, которые можно получить при помощи пыток, если это окажется необходимым для борьбы с терроризмом. Эти мысли и высказывания, близкие и родные любому «среднестатистическому» силовику. Не политизированной генеральской верхушке этих ведомств, а именно среднестатистическому полицейскому, фэбээровцу и цээрушнику, который традиционно голосует за республиканцев на выборах и весьма консервативен во взглядах. В глазах таких людей Трамп не является нарушителем кодекса чести и долга, каким предстала еще недавно Хиллари Клинтон, использовавшая посторонний сервер для переписки, будучи главой Госдепа,— это должностное преступление. Силовиков за такие «проделки» увольняют со службы, а могут и вовсе лишить свободы. Она же вышла сухой из воды. Реакцию большинства силовиков предсказать несложно: Трамп в их глазах придерживается своеобразного кодекса чести, который в чем-то близок их собственному. К тому же он всячески позиционирует себя если не представителем касты силовиков (он нигде и никогда не служил), то хотя бы разделяющим их взгляды. А ведь помимо силовых ведомств и спецслужб есть еще военно-промышленный комплекс (ВПК), которому Трамп тоже благоволит. Все вместе они представляют собой довольно внушительную, а главное – силовую, часть американского общества.

Впрочем, давайте оставим перипетии политической борьбы политикам и политологам. Гораздо интереснее задаться вопросом: а является ли то экономическое болото, в которое угодила экономика США результатом случайно сложившихся обстоятельств. Плохого управления, политического давления на принимавших экономические решения лиц, ошибок и прямого жульничества различных экономических гуру, etc. Или текущее состояние экономики Соединенных Штатов есть результат объективных экономических процессов?





139
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх