Владислав Крапивин в серии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «AkihitoKonnichi» > Владислав Крапивин в серии «Мир фантастики». «Летящие сказки» дарят крылья
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владислав Крапивин в серии «Мир фантастики». «Летящие сказки» дарят крылья

Статья написана 7 февраля 16:06
Размещена в рубриках «Новинки и планы издательств», «Издательство «Азбука» и в авторской колонке AkihitoKonnichi

Уже в продаже очередной том избранного Владислава Крапивина – снова в серии «Мир фантастики». Под одной обложкой – цикл «Летящие сказки» (1970–1986) и роман «Стража Лопухастых островов» (2003), который ощущением полёта близок парящему в облаках циклу. Чем не повод поговорить об авторе, раз "Азбука" уделяет ему так много внимания последние месяцы?..


Слово писателю


Владислав Крапивин. Фото 70-х


О чём пишет Крапивин? О том, что граница между возможным и невозможным, фантастическим и обыденным, вечной юностью и кратким мигом бытия преодолима. Она существует только для тех, кто забыл, как это – просто верить. Вселенная множественных миров – отражения граней Великого Кристалла. В этом кристалле отражается всё многообразие возможностей. Жизнь учит нас выбирать возможности, которые будут нам по силам.


Чем дольше живёт человек, тем уже становится сфера его восприятия. В юности границ не существует, потому юные герои крапивинских книг с лёгкостью проходят между гранями Великого Кристалла, преодолевая границы пространства и времени. В прозу Крапивина «зашит» универсальный ключ, который позволяет читателям преодолевать любые границы и кожей ощущать солёные брызги океана, тёплые прикосновения детства, мягкость облаков и попутные ветра времени для всех направлений.


Все произведения цикла «Летящие сказки» обладают общим качеством – способностью к полётам. Во сне и наяву. В сказке и взаправду. Здесь мальчишки с самыми обычными именами – Славик, Женька, Олег, Антошка, Виталик, Вовка – становятся героями и рыцарями, сражаются с людским равнодушием и сказочными драконами, летают на ковре-самолёте и общаются с гномами, и обязательно летают – или в качестве лётчиков для особых поручений, или получив от тётушек-ведьм рубашку из тополиного пуха.


«Стража Лопухастых островов» окончательно и бесповоротно пересекает границу между сказкой и былью, чтобы остаться в окрестностях Малых Репейников, где местные мальчишки и девчонки запросто общаются с человечками квамами и кнамами, в болотах обитают чуки и шкыдлы, по парку разгуливают ступни гипсового мальчика, ёжики говорят, гуся могут звать Казимир Иванович, девочку Стёпкой, а троицу неразлучных друзей-мальчишек – Пузырь, Соломинка и Лапоть. В этом мире, как и во всех мирах, взрослые бряцают оружием и вынашивают планы построить в сказке военный полигон, а дети, тоже как во всех мирах, видят, знают и могут куда больше взрослых. Например, поймать Луну, зачерпнув её из отражения в воде.



Слово читателям


Как принимают творчество Крапивина взрослые читатели?


«Надо составить личную подборку "Как жалко, что эти авторы не попадались мне в детстве". Крапивин определённо бы занял там одно из первых мест.»

TibetanFox


«Уважаемый Владислав Петрович!

Разрешите пожать вашу мужественную руку. Вы вернули мне счастливое детство и то знатное ощущение замирания сердца…»

More-more


«Для меня навсегда понятия "совесть", "честность", "дружба", "преданность", "смелость" сплелись в сознании с крапивинскими книгами. И пусть сейчас эти понятия не в цене, пусть многие говорят снисходительно в рецензиях, мол, идеализм, максимализм, неискренность... Пусть. Да, это чертова романтика. Романтика Дружбы, Честности, Тайны, Дороги. Но почему же эти книжки мне кажутся более настоящими и реальными, чем сотни "взрослых" и "жизненных" книг?»

Antresolina


«Разные бывают писатели... Кто-то берет буйной фантазией и захватывающим действием; кто-то — неспешной размеренностью повествования, умудряясь втиснуть в одно предложение тридцать размышлений; кто-то умеет загадывать сложные загадки, сохраняя интригу до финала, а кто-то выстраивает сложные постмодернистские конструкции, мастерски играя с формой; кто-то плетет словами тонкое паутинное кружево, запутывая в свои сети... а есть и такие писатели, которым ничего этого не нужно. Они берут историями.»

JewelJul


«Я всегда немного с пренебрежением относилась к книгам, где главный герой младше 15 лет. Скорее всего потому что авторы в большинстве своем плохо умеют создавать правдоподобные образы и характеры детей. А точнее правдоподобно отражать их внутренний мир, помочь нам, взрослым, вспомнить какими мы были когда-то, о чем мечтали, что считали самым важным, что больше всего ценили. Созданные их воображением дети либо слишком примитивно мыслят, либо не по годам сообразительны. Никогда не нравился ход истории, при котором главная развязка зависит от такого малыша. Кажется, что это выглядит неправдоподобно, да и кто будет слушать какого-то, к примеру, одиннадцатилетку.

Но не в данном случае.»

Рейлинн



Слово издателям


За последние месяцы не раз говорилось, что у издательства «Азбука» большие планы на книги Владислава Крапивина. Уже вышли (или вот-вот появятся в продаже) – «Голубятня на жёлтой поляне» (1985) (серия «Азбука-фантастика» в мягкой обложке), роман в трёх книгах «Острова и капитаны» (1987–1989) (серия «Русская литература: Большие книги»), фантастически прекрасный цикл «В глубине Великого Кристалла» (1989–1992) (серия «Мир фантастики») и три повести – «Та сторона, где ветер» (1964–1966), «Колыбельная для брата» (1979) и «Трое с площади Карронад» (1979) — в сборнике из серии «Малое собрание сочинений».


Вечно юная вселенная Крапивина представлена серьёзно, совсем по-взрослому, захватывая мерцанием спиральных звёздных рукавов историй о юных героях и старых, как мир, сюжетах о верности, чести, преданности, любви, жизни и смерти. Звёзды крапивинской вселенной – это не холодные игрушки, это огромный, яркий и богатый обыкновенными чудесами космический кристалл. Он переливается всеми цветами, отражая миллионы оттенков – голосов, поступков, решений, мыслей, желаний – вечно юных героев, в чьих волосах запутались облака.


Герои крапивинских книг остаются молодыми, что бы ни происходило в мире. Эти книги обладают, подобно произведениям Рэя Брэдбери, эффектом хронопереноса в юность вселенной, когда деревья были большими, глаза детей вмещали в себя всю синеву небес и глубину морей, и крылья за спиной были не просто фигурой речи. Несмотря на близость таких вещей, как ночь, смерть, война, потери, крылья в этом юном мире мог обрести даже старый дом.


С полёта старого деревянного двухэтажного дома, в котором жил мальчик Вовка, начинаются «Летящие сказки». С этой книги вполне можно начать знакомство с крапивинской вселенной, ведь от неё за спиной у людей вырастают крылья. С героями «Летящих сказок» вполне мог бы подружиться Маленький принц из сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Впрочем, Крапивин – это не проза для подростков и о них же. Это – ковёр-самолёт, способный унести ввысь и вдаль всякого, кто готов поверить в то, что времени не существует, есть лишь тонкие звенящие нити, связывающее всё сущее в бесконечности…



«Ключ поверни – и полетели…»


И снова автор


«Больше ждать было нечего. Дом уже ничего не скрывал и не таился.

Он приподнял со скрипом один угол, потом другой, медленно повернулся. Звякнув, лопнули провода. Теперь ни одна нитка не держала дом на месте. Он качнулся, двинулся вперёд, расшатывая кирпичи фундамента. А потом перестал вздрагивать и бесшумно, как в немом фильме, поднялся в воздух...


Зачем он это сделал?

Ну, во-первых, он любил Вовку. Любил Старого Капитана. А во-вторых, его построили из брёвен, которые были когда-то прямыми и высокими соснами. Их называют корабельными. Эти сосны мечтали стать мачтами барков и бригантин. Потом, улегшись в сруб, они задремали и забыли о мечтах. Старый Капитан разбудил их своими Историями...

А может быть, дело в другом. Говорят, что, если в доме появляются штурвал и компас, дом понемногу становится кораблём. Его тихо разворачивает курсовой чертой к зюйду — в ту сторону, где тёплые моря и Ревущие Сороковые Широты.

И неизвестно, чем это кончится, если не вмешается домоуправление.

Итак, дом поднялся и полетел на юг. Он летел под самыми облаками, среди которых мчалась круглая белая луна. Лунные пятна проскальзывали в щели и прыгали по морде Акулича, который спал в коридоре. Акулич дёргал ушами.

А внизу по тёмным травам стремительно скользила большая квадратная тень...»



832 страницы. Оформление обложки Сергея Шикина. Иллюстрация на обложке Евгении Стерлиговой. Иллюстрации на шмуцтитулах Евгении Стерлиговой и Сергея Григорьева. Рекомендовано для всех возрастов и всем, кто хотя бы раз мечтал обрести крылья. Продолжение следует…





1867
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 февраля 16:51 цитировать
Вкуснейший прекрасный обзор. Спасибо.
Приобрету, конечно же.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 16:53 цитировать
Лучшая форма выражения благодарности издательству будет.


Ссылка на сообщение7 февраля 17:23 цитировать
«Летящие сказки» завтра должны приехать:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 17:43 цитировать
Прилететь.


Ссылка на сообщение7 февраля 17:24 цитировать
Спасибо за обзор. Мне читать поздновато, а вот своим мальцам куплю!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 17:45 цитировать
Даже расстриге открыт дар крыльев, если вы понимаете, о чём я. Я вот Крапивина в правильном возрасте не успел начитаться, буду восполнять сейчас. Раз не брезгую модным young adult, то почему бы не почитать книг автора, кто с Брэдбери явно об одном и том же пишет.
 


Ссылка на сообщение8 февраля 20:43 цитировать
Заблуждение это, что Крапивина лишь детский автор. В равной степени он писатель и для пап-мам-бабушек-дедушек.


Ссылка на сообщение7 февраля 17:47 цитировать
Крапивина можно и нужно читать в любом возрасте. Чтобы было с чем сравнить и чтобы вспомнить забытое и незабываемое :-) Спасибо за обзор.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 17:49 цитировать
Я бы не «чтобы вспомнить забытое» сказал, а «чтобы не забывать настоящее». Настоящее не по временной шкале, а по оценочной.
 


Ссылка на сообщение7 февраля 17:49 цитировать
Категорически с Вами согласен:beer:


Ссылка на сообщение8 февраля 00:47 цитировать
Низкий вам поклон за то, что взялись издавать Крапивина! Альтернатива, конечно, есть, но она дорогая. «Острова и капитаны» буду брать обязательно, а потом, может, и «Летящие сказки» возьму, заменю часть книг в своей коллекции.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 февраля 12:44 цитировать
Я сам так вдохновился, что заказал себе «азбучного» Крапивина на день рождения.


Ссылка на сообщение8 февраля 09:51 цитировать
Понял, что я хочу. «Великий Кристалл», «Безлюдные Пространства» и «Острова и капитаны» в омнибусах от «Азбуки» с полными иллюстрациями Стерлиговой.
А то на издания от Мещерякова, я ещё не заработал, а издания с иллюстрациями только на шмуцтитулах как-то не вдохновляют.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 08:22 цитировать
Детская литература издала кое-какие книги Крапивина, с иллюстрациями.
Я себе приобрел, цены очень демократичные


Ссылка на сообщение8 февраля 21:15 цитировать
Думал, что читаю текст, а вдруг понял, что плачу.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 февраля 21:25 цитировать
Плачу или плачу?
 


Ссылка на сообщение8 февраля 22:17 цитировать
Первое :-(((


Ссылка на сообщение11 февраля 08:21 цитировать
Крапивин в домашней библиотеке присутствует давно и в разных изданиях, но Азбучные все равно заказываю :)
Кристалл уже приехал, а сказки в пути :)
Спасибо за эти издания!




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх