Хоррор выпуск журнала


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > Хоррор-выпуск журнала "Мурзилка": из цикла "Как издавали хоррор в СССР"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Хоррор-выпуск журнала «Мурзилка»: из цикла «Как издавали хоррор в СССР»

Статья написана 18 июня 2019 г. 23:14

Я не шучу. Утрирую немного. Но факт остаётся фактом: большая часть 12-го номера «Мурзилки» за 1990 год рассказывает о чертях и прочей нечистой силе.

В разгар перестройки прессе требовались новые формы общения с читателями, уставшими от постоянных разоблачений, читателями разочарованными в старых методах. Перемены добрались и до детских периодических изданий. Одним из главных нововведений стало появление религиозной тематики. Вот и редакция «Мурзилки» в 1990 последний номер года, традиционно посвящавшийся новогодним праздникам, в этот раз посвятила (уж извините за каламбур) Святкам. А Святки в народной традиции неразрывно связаны с гаданием, а где гадание, там и черти.

сопроводительный текст
Уже на второй странице мы читаем стихотворение «Гадание» гениального Фёдора Сологуба (1863-1927), символиста и декадента «Серебряного века». Обычно мрачный Сологуб в этот раз предельно оптимистичен:

цитата

Лишь только сердце бьётся верно,

А все земные бури — дым;

Всё будет так, как мы хотим,

Лишь стоит захотеть безмерно

Надо отдать должное редакторам журнала — к работе над святочным номером они подошли с выдумкой и отличным чувством юмора. Журнал в журнале — «13-й номер за 1990 год» отделил «страшную» святочную часть от страниц, где печаталась сказка Энде «Театр теней Офелии».

 «обложка» тринадцатого номера
«обложка» тринадцатого номера

Логично, что открывается «тринадцатый номер» прекрасным фрагментом «Ночи перед Рождеством» Гоголя — это самое начало повести, здесь появляется ведьма на метле, а чёрт крадёт месяц.

цитата
Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу, и уже протянул было руку, схватить его; но вдруг отдёрнул её назад, как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдёрнул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый чёрт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чём ни бывал, побежал далее.

Затем юные читателям предлагалось познакомиться с болезненным стихотворением «Чёртовы качели» Фёдора Сологуба, ошибочно приписанным в журнале Константину Бальмонту (1867-1942),

цитата

В тени косматой ели,

Над шумною рекой

Качает черт качели

Мохнатою рукой...

и двумя настоящими стихотворениями Бальмонта — «Камыши» (1895) и «Чары феи» (1905). Бальмонт тоже «наш человек» — поэт-символист, переводчик прозы и поэзии Эдгара По. Но если мрачность «Камышей» не вызывает сомнения, то позитивные и даже «мимимишные» «Чары феи» смотрятся тут чужеродно. Но, редакторы, видно, решили не вгонять детей в депрессию и разбавлять тревожные вещи юмористическими. Так чуть позже мы натыкаемся на поэтическое произведение Елены Липатовой «О чём поёт Баба Яга, когда у неё плохое настроение». Баба Яга тоже ведь имеет прямое отношение к тёмным силам!

 © рисунок В. Хлебниковой
© рисунок В. Хлебниковой
  © рисунок В. Хлебниковой
© рисунок В. Хлебниковой

А сразу за поэзией Бальмонта следует большое эссе «Чёртово племя» о нечистой силе, в основном — о домовых, самых добрых её представителях, оформленное в виде остроумной беседы Мурзилки и русского фольклориста начала 20 века Сергея Васильевича Максимова.

цитата

Впервые увидав Мурзилку, господин Максимов насторожился:

— Позвольте, сударь, кого-то вы мне напоминаете! Уж не приходится ли вам роднёй чёртова бабушка?!

Никогда ещё Мурзилка не был так близок к провалу.

Оформлявший статью художник Олег Эстис хорошо оттянулся в монстрографии, то есть нарисовал множество разных монстров. Люди хоть немного знакомые с русским лубком сразу поймут, что послужило вдохновением для художника.

 © О. Эстис
© О. Эстис
 © О. Эстис
© О. Эстис
 © О. Эстис
© О. Эстис

сопроводительный текст

 русские лубочные картинки, вдохновившие художника
русские лубочные картинки, вдохновившие художника

Листаем журнал дальше.

Знаменитое стихотворение «Бесы» (1831) Пушкина. То самое: «Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?». Пушкин наше всё, конечно, но мне не очень нравится, когда его называют « отцом русского хоррора», был хоррор на Руси и до Пушкина, но в то же время, не могу не признать, что для русской « тёмной литературы» он сделал колоссально много. Вся эта мрачная атмосфера петербургских повестей была подхвачена писателями «Серебряного века» и породила множество «сумеречных шедевров» — от «Стереоскопа» Иванова до гриновского «Крысолова» и «Старухи» Хармса. И «тёмная» поэзия Пушкина прекрасна, хотя и не всегда серьёзна. Но финал «Бесов» страшен и тревожен:

цитата

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

 © иллюстрация Н.Родионова к стихотворению «Бесы»
© иллюстрация Н.Родионова к стихотворению «Бесы»

«Бесы» и «Чёртовы качели» вошли в антологию страшной поэзии «Стихи о вампирах» (2011).

Далее следует страшная сказка Алексея Ремизова (1877-1957) «Чёрт».

Произведение входит в цикл переработанных народных сказок о нечистой силе «Хозяева». Это, конечно, не самая страшная сказка Ремизова, который был мастером на такие штуки — тут обходится без оживших мертвецов. Вообще, Ремизов одна из важнейших фигур в русском хорроре «серебряного века», со своим самобытным языком и редким умением напугать до ужаса, рассказывая о каких-то обыденных вещах, чего стоит только его жуткий шедевр «Жертва», безусловно, выдающее произведение «тёмной стороны» русской литературы.

цитата
И когда в третий раз застучало под окном, Никанор открыл окно и выстрелил. Выстрелил и похолодел весь: там, под окном, лохматая рука с птичьими когтями сжала ставень.

Никанор за нож, отрезать хотел руку чёртову, а нож выпал из рук – прямо из ночи глядели на него огромные оловянные глаза и щерилось изрытое темное лицо.

 © иллюстрация А. Мартынова к сказке «Чёрт»
© иллюстрация А. Мартынова к сказке «Чёрт»

Даже традиционный семёновский комикс о приключениях Мурзилки и птички Чирик в этот раз связан с мистикой, с модным «полтергейстом», о котором в то время постоянно распевала резко пожелтевшая пресса. Сёмёнов высмеивает охватившее страну увлечение барабашками и мракобесием. Мурзилка подвергается нападению летающей табуретки, но потом сам пытается эту табуретку изловить, понимая, что такой силе вполне можно найти применение в народном хозяйстве. В конце концов выясняется, что над Мурзилкой просто подшутила птичка Чирик.

 © фрагмент комикса А. Семёнова
© фрагмент комикса А. Семёнова

© Вертер де Гёте (А. Грибанов)





1601
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 июня 2019 г. 23:20
Так это восполнялся недостаток детских «пугалок», которые запрещал Главлит.


Ссылка на сообщение19 июня 2019 г. 02:46
Спасибо, что напомнили! Это просто волшебный, пречудеснейший номер, наверное, самый мой любимый! А сказка Энде о тенях Офелии мне после этого выпуска навсегда в душу запала.


Ссылка на сообщение19 июня 2019 г. 13:19
Это юное поколение готовили к реальным ужасам, которые им предстояло пережить вскорсти.


Ссылка на сообщение20 июня 2019 г. 04:57
К сверхестественному можно по разному относится. Сталкивался и сам с этим, поэтому не иронизирую над теми байками, которые, например, собрал Бушков. Тема эта присутствует в фольклоре всех народов, и во всех основных религиях. Списывать это полностью на «темноту» и непросвещённость наших предков, по меньшей мере самонадеянно. Как-то так в общем, а «Мурзилка» был хитом; спасибо тем кто его издавал!


⇑ Наверх