Хоррор мистика и саспенс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Хоррор, мистика и саспенс» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Хоррор, мистика и саспенс


Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.

Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.

Приглашаем к сотрудничеству:

— писателей, работающих в данных направлениях;

— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;

— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.


Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.

Модераторы рубрики: sham, senoid, С.Соболев

Авторы рубрики: volga, senoid, sham, fox_mulder, Karnosaur123, Gorhur, kain_vega, Тиань, Хельг, Сноу, Кел-кор, MikeGel, vot_vot, Dr. Sammael, Колобок У, Evil Writer, NataBold, Игнир, Nexus, Cirujano, darklot, Burn_1982, maxkillstar, antilia, imra, verydevilear, beskarss78, DeMorte, IaninaZ, Календула, Samedy, febeerovez, Vigo_san, Dr. X, Вертер де Гёте, Kuznetsov_V_A, Cerdj, bvelvet, Синяя мышь, Фотина Морозова, Pink.ME, danihnoff, lady-maika, Psevdofellini, ХельгиИнгварссон, il-pozhi-87, endermnarsky, Satalking, izubr_, Katon, Caspian, HateCore, klavir, seabird69, Roland23, tochinov, Heckel, 2_All, magister, Salladin, holodny_writer, Alex Provod, bit20, Phelan, georgkorg, Deliann, Death Mage, Антон П., stalkers, Ann Gry, maxvolotsky, Elvdo, Lunetta, С.Соболев, Гораль, mirkas64, ivminin, oriddlebarker, radals, intuicia, domenges, Бедлам, MasterOfPuppets, magistr201, Rebus, alexlazer, neo smile, Viktor_Rodon



Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 178  179  180

Статья написана вчера в 11:05

Все-таки иногда очень забавно читать краткие аннотации к некоторым книгам, выпущенным на русском языке на заре 2000-х годов. Почему? Да потому что зачастую они являются весьма условными и при всем своем многословии толком не передают суть произведения, про которое пытаются рассказать.

Вот и с романом Бентли Литтла "Идущие" получилась та же ерунда. Если взглянуть на текст, напечатанный на обороте издания, вышедшего в серии "Темный город", то там можно обнаружить упоминание маленького городка, где "вдруг начало происходить НЕЧТО страшное и невероятное"; и местного полицейского, взявшегося разобраться с деяниями "могущественной Тьмы", которому возможно предстоит встать на "путь Мрака". Звучит это все, конечно, мощно, но к реальному содержанию книги имеет слабое отношение.

На самом деле речь в романе идет о частном сыщике по имени Майлс Хьюрдин, которой по просьбе очередной клиентки пытается определить кто или что угрожает ее пожилому отцу. В это же время по всему юго-западу США прокатывается волна странных смертей и Майлс внезапно понимает, что они могут быть связаны не только с его текущим расследованием, но и с подозрительным поведением собственного родителя. Постепенно Хьюрдин выясняет, что все ниточки ведут к рукотворному озеру Волчий Каньон, на дне которого когда-то располагался одноименный город. Город с крайне необычными жителями, даже после смерти продолжающими свою поступь.

Произведения Бентли Литтла можно грубо разделить на два типа. К первому относятся книги, освещающие и гиперболизирующие какие-нибудь социальные проблемы современного общества. А вторую подборку составляют истории, в которых зло из прошлого всеми силами стремится уничтожить настоящее. "Идущие" как раз из их числа и в плане повествования ничем особым не отличаются от тех же "Сгинувших" или "Кочегарки". Кстати, с последней роман роднит присутствие в сюжете агента ФБР Грега Росситера, звездный час которого состоялся в одной из лучших книг автора, носящей название "Призыв".

Как и другие работы Бентли "Идущие" радуют интригующей завязкой, правдоподобными персонажами и жуткими плодами своеобразной писательской фантазии, аналогов которой, на мой взгляд, просто не существует. Как сказал Стивен Кинг в своем посте в твиттер, посвященном выходу романа "The Bank": "мистер Литтл настолько хорош, что трудится практически в собственном жанре".

Портит всю малину, как это нередко бывает у Бентли, невнятный финал истории. Причем, предшествующий ему поход героев через пустыню получился вполне себе любопытным. Но вот сама развязка совсем не впечатлила. Думаю, что писатель хотел сделать ее в стиле мифа о гибели горгоны Медузы (чудовище даже упоминается в одной из глав), но не сдюжил и свел потенциально эпичную битву с антагонистом к скучной и нелепой драке в его логове. В общем, сплошная печаль (хотя и ожидаемая).

Но как бы там ни было, "Идущие" — вполне годный роман, созданный в привычной манере Литтла и наделенный всеми стандартными плюсами и минусами его прозы. При этом, я бы не советовал начинать с него знакомство с творчеством автора (для этой цели есть более подходящие произведения). А вот поклонникам аризонского мастера хоррора книга, наоборот, должна понравиться. Так что, если вы относитесь к данной группе читателей, пропускать "Идущих" точно не следует.

Оценка: 7/10.


Статья написана позавчера в 15:45
Размещена:

Времена меняются, но молодые люди все так же проходят пору взросления и столкновения с жизнью, с ее враждебностью, неясностью, несправедливостью и красотой. В двух текстах, так непохожих друг на друга, живут герои, которым было бы, о чем поговорить. Но по злой иронии, поговорить персонажам не с кем, мир вокруг холоден и статичен, а судьба их висит на волоске.

Предупреждение: текст аналитический, в нем содержатся спойлеры.

Книги:

Артур Мекен. Холм Грёз

Йон Линдквист. Движение


Недавно я взахлеб прочел книгу Йона Линдквиста «Движение», вторую часть трилогии о луге и его обитателях. Если «Химмельстранд», начало эпопеи, в финале требовал, пожалуй, дальнейших подробностей, то «Движение» вполне годится как завершенная история, которую можно читать отдельно. Эта часть служит, видимо, перевалочным пунктом для всего замысла, дает некоторые зацепки, но, если вы ожидаете, что она вполне объяснит вам «Химмельстранд», тогда готовьтесь, что без третьей книги вам не обойтись. Благо третья, «Икс», уже завезена в магазины и мной куплена.




Статья написана 12 мая 07:23

Если вы утонете, и ко дну прилипнете,

Час-другой там полежите, а потом привыкнете…

Если вас трамвай задавит, вы тихонько вскрикнете,

Раз задавит, два задавит, а потом привыкнете...

-------------------------------

“Голоса из подвала” (антология; авторы — М.С.Парфёнов, Максим Кабир) (2021) (https://fantlab.ru/work669478)

Новая серия «HorrorZone» в последнее время как-то чересчур часто всплывала в моих рекомендациях во всех онлайн-книжных магазинах, настолько часто, что это граничило с намеренно продуманной психологической атакой. Ну разве можно было устоять? Вот и ваш покорный слуга не удержался, слаб человек…

Забегая вперед, скажу, что при всех недостатках, коих набралось приличное количество, сама книжка мне понравилась. Ну во-первых, концептуальный сборник как явление сам по себе зверек довольно редкий. Навскидку из последнего прочитанного могу вспомнить только «Creepshow» старика нашего Кинга да «Visible Light» Кэролайн Черри, хоррором вовсе не являющийся, вот, пожалуй, и все. Негусто, однако…

А во-вторых, на манер подобных сборников вся сложная конструкция «Голосов» обрамлена сквозной историей несчастного мальчика, который оказался в обществе медленно едущей кукушкой бабушки. Гнусная старушенция запирает Алешу в подвале, где ему и приходится сидеть в сырой темноте до тех пор, пока он не начинает слышать голоса, нашептывающие ему разные жуткие истории. То ли к самому мальчику приехала тетушка Шиза, то ли в самом деле что-то такое там в подвале обитало, кто его знает, как говорится…

Время идет, мальчик взрослеет, возвращается в тот же дом и все повторяется da capo al fina. Ну и о подрастающем поколении тоже забывать не стоит, вот и дочка соседки пригодилась в финале, дабы передать эстафету, видимо.

Как уже метко было кем-то замечено, весь сборник представляет собой деконструкцию классических ужастиков и не менее классической готической традиции. Усложнение психологического плана и постмодернистская игра с детскими «страшилками» прилагается, да и социалка тоже имеется. Вот именно здесь и кроется самое большое количество недостатков сборника. Знаете, когда окружение героев и весь милый колорит российской действительности пугают гораздо больше, чем хоррорная составляющая, как-то даже не по себе становится…

Как ни странно, но при всей стилистической и сюжетной несхожести двух авторов сборника, общая их сумма (чтобы не сказать, симбиоз) представляет собой вполне удачный и законченный паззл. Игра на контрастах и отдельные шероховатости резонируют друг с другом и весьма гармонично дополняют друг друга. Мамушка, короче…

Набор пугалок, впрочем, тоже впечатляющий. Тут вам и оборотни, и призраки, и ожившие куклы, и прочая НЕХ в ассортименте. Кстати, уж не знаю, показалось ли мне, но ближе к финалу истории становились все более круче и полновеснее, хотя особых провисаний на всем протяжении сборника не отмечено.

Дополнительным для вашего покорного слуги плюсом стало то, что героями большей части историй являются дети и подростки, и отступления от этого паттерна воспринимаются как слабость.

Первый блок состоит из трех рассказов, в которых главную роль играют именно «детские» ужасы.

«Снеговик» — короткая история мальчика, выставленного за дверь похотливыми взрослыми, которым мальчик нужен гораздо меньше, чем собственная животность. Повбывав бы, честное слово. Мальчик гуляет во дворе до самой темноты и ломает снеговика, ранее построенного играющими местными детишками, не желающими общаться с сыном "дамы нетяжелого поведения". Зря он это сделал...

«Лиза» — мальчик Эльдар, дабы подтянуть свою успеваемость, ходит на занятия к репетиторше по английскому языку и встречается с ее внучкой. Странная девочка, однако. Мало того, что ее никто не видит, так еще и характерный стриангуляционный след на шее имеется. Кто бы это мог быть?

«НЛУ» — по-хорошему укуренная история о прелестях инопланетного контакта. Занимательно, но не более…

Второй блок состоит из десяти рассказов, сосредоточенных в основном на ужасах взросления, своеобразной инициации, перехода из одного фазового состояния в другое.

«Улица мертвой пионерки» — неожиданно одна из самых доставляющих историй сборника. Незадачливый парнишка Егор на свою голову прибился к компании более взрослых ребят, рассказывающих ему жуткие истории, чтобы по старозаветным канонам под раздачу напугать его до полусмерти. Мол, бродит по городу призрак мертвой девочки-пионерки с крюком вместо руки и то ли защищает город, то ли совсем даже наоборот. Закономерно, что в результате мальчик оказывается в шахте канализационного коллектора, брошенный в беде трусливыми спутниками. Вот только тот, кто спасет его оттуда, так ли с ним все просто?

«Задание на дом» — когда странный мальчик оказывается в вашем классе, по законам хоррора, это всегда не к добру. Спокойный и не лезущий в драку, но при попытке хулигана на него «наехать» с легкостью ломающий ему руку и как ни в чем не бывало выходящий за дверь. В его повадках проглядывает что-то отчетливо звериное, да и в школьном сочинении на тему «Кем я хочу стать» написал — ЗВЕРЕМ. Надо бы отца в школу вызвать для профилактической беседы, как вы считаете?

«Хуже, чем смерть» — рассказ, неожиданно напомнивший короткую историю «Drink My Red Blood» Ричарда Матесона. Мальчишка сходит с ума по вампирам, мечтает стать одним из них и все свободное время посвящает поиску хотя бы самого завалящего вампира. На свое несчастье он его-таки находит и вампир (а вампир ли?) предлагает мальчику встретиться с ним ночью на кладбище дабы завершить сделку. Вот только так ли уж круто подобное бессмертие и надо ли оно вам?

«Весна» — лирическая зарисовка, пропитанная духом и ароматами весны. Хоррора немного, романтики через край.

«Бедные люди умрут в муках» — отдыхать в российской глубинке это вам, знаете ли, не на пляжах Анталии загорать. Особенно когда мало денег и все, что вам доступно — болотистая местность, тучи комаров и подозрительно кружащие над головой птички. Ну мы со времен Дафны дю Морье и мессира Хичкока знаем, чем такое обычно заканчивается. А вот супруги не были знакомы с классикой жанра, и закономерно попали в скверную историю...

«Диафильм» — в детстве почти у каждого советского ребенка был диапроектор, который позволял смотреть диафильмы. И пусть передвигать кадры нужно было вручную, и пусть ни звука, ни музыки не было, для нас это было личным телевидением и мы очень любили эти немудреные истории на пленке. Вот и героев рассказа тоже потянуло вспомнить прошлое и зарядить старый диафильм. Только почему там время от времени попадаются кадры вовсе не сказочного характера? Что это за маньяк такой чудит?

«Халк» — тихий зашуганный ребенок мечтает стать сильнее и отправляется в школьную «качалку». И для физрука дополнительный приработок, и мальчик при деле. Вот только уж очень сильным он становится буквально после первого же занятия. Резюме: не общайтесь с призраками, особенно мертвых уголовников, до добра не доведет.

«Обрывки» — вся наша жизнь лишь обрывки воспоминаний. Как там у Кинга — «все, что ты любил когда-то, ветром унесет». Неплохая история, вполне себе забавная.

«Метастазы» — самый странный рассказ во всем сборнике. Местность, пострадавшая от взрыва АЭС, странные аборигены и тягучая липкая атмосфера непрекращающегося кошмара. На мой взгляд, автор слишком многое попытался впихнуть в пространство истории, отчего она начала трещать по всем швам. Впрочем, вполне читабельно.

«Все хорошо» — сразу же при чтении вспомнился старый анекдот, когда на вопрос «как живешь?» человек начинает выть и биться головой о стену, короче, уходит от ответа. И когда тебе говорят в ответ «спасибо, все хорошо» всегда ли так оно и бывает в действительности?

Третий блок завязан на истории повзрослевшего Алеши, возвращающегося в родные края после долгого лечения у психиатра. Лечение дорого, мальчик повзрослел, вот папаша и забирает сыночка оттуда, вручает небольшую сумму денег и отправляет на все четыре стороны, то есть во взрослую жизнь. Куда же деваться бедному-то? Только возвращаться на места боевой и трудовой славы.

«Королева цветов» — мама с дочкой перебираются на новое место, в сельскую неприглядность. Странный розарий рядом, от которого отчетливо пахнет мертвечиной. И словно кто-то или что-то заманивает туда. Отличная история о мести сверхъестественных сил чужими руками

«Ма-ма» — супруги оказываются на весьма странной вечеринке, посвященной нерожденному ребенку. Мечтая свалить оттуда ко всем чертям, они таки получают такую возможность. Вот только хозяйка на прощание пытается всучить им игрушечного пупса. И отказ супругов здесь никакой роли не играет, потому что на утро после пробуждения игрушка оказывается в их доме. И со временем вроде бы даже расти начинает. Что за ерунда...

«Вэйфэеры» — Странные товарищи, эти современные детишки. Вот и мальчик из рассказа вечно таскается с загадочными очками, утверждая, что видит неведомых существ. Кукушкой парнишка поехал или..?

«Свое место» — Маньяки бывают и легализованные. Суровый писатель, сделавший себе карьеру на жизнеописаниях серийных убийц и прочих маньяков задался целью разобрать коллекцию магнитофонных записей бесед с ними. Разумеется, семейство в шоке. Не хватало еще, чтобы внуки эту бредятину услышали, вдруг сами по этой же скользкой тропинке пойдут. Ну да нашему герою никто не указ.  

Четвертый блок историй касается дочки соседки, которой с подачи главного героя предстоит пройти по его стопам, в том же самом подвале.

«Гильдия банщиков» — банщики бывают всякие, в том числе и такие. После подобных историй начинаешь опасаться общественных бань, мало ли что...

«Кто-нибудь, помогите!» — главный герой, откровенная сволочь, плевать хотел на просьбы о помощи. Вот и всплывающее окно на компьютерном экране с призывом помочь собрать деньги на операцию для ракового больного не встретила у него сочувствия. И закономерный финал, следующее окно всплывает с лозунгом «Вы прокляты!». Что ж, поганец получил по заслугам, что и говорить...

«Юные влюбленные мертвецы» — финальная история сборника оказалась самой лирической и самой, не побоюсь этого слова, романтической. Грустный рассказ о хрупкости счастья и человеческой жизни. Отличный финал антологии.

Последняя история, обрамляющая скелет всего сборника и называющаяся «В подвале», является coup de grace от авторов. Не буду спойлерить, это нужно читать самим.

Вердикт: занятный сборник вполне себе симпатичных историй. Рекомендуется к употреблению тому, кого не отпугивает словосочетание «русский хоррор».


Статья написана 10 мая 22:41

фото1

Но наши отряды, ох, отборные,

и те, что нас любят, — все смотрят нам вслед,

Да только глядь на образа, а лики-то черные,

И обратной дороги нет (с)

От самого сердца выражаю глубокую признательность соавтору alexlazer который на своей броской талантливой подаче принял участие в обзоре этого альбома 1991 года, записанного на основе живого выступления "Алисы" в Лужниках. В свою очередь искренне надеюсь, что в данной эклектике крепко сбитых композиций "Алисы" по принципу опции тасования треков оригинальный почерк каждого останется красиво замикшеванным и выгодно оттеняющим стилистику "Шабаша" непосредственно.

фото2

Эта пластинка — стильный такой полированный разворот с аскетичным оформлением красного и чёрного в привычном гранже "Алисы" — тогда в далёкой юности опрокинула раз и навсегда мировоззрение ещё неокрепшего ума абсолютно статичного школьника в лице сего скромного сочинителя скромной авторской колонки.

И песни "Алисы", как оказалось, включают такую сильную ностальгию, что эти мощные флэши буквально вышибают из привычного "здесь и сейчас" с тотальным погружением в прежние аллюзии воспоминаний.




Статья написана 10 мая 15:52
Размещена:

На роль талисмана своего романа Джонатан Симс выбрал число тринадцать. Задумка стара как мир – количество этажей мрачного дома толсто намекает на его зловещую суть, до поры сокрытую в тени тайн и странных событий, цепочка которых тщательно выстраивается на протяжении всего действа. В очередной раз увязать зло с несчастливым числом идея довольно тривиальная, бывают приметы и пострашнее. Но Симс сделал ставку именно на эту. Не придумав ничего нового, он обратился к хорошо знакомому старому.

Десять лет назад миллиардер Тобиас Фелл построил престижный тринадцатиэтажный Баньян-Корт. Роскошное жилье премиум-класса, квартиры в котором по карману далеко не каждому. Однако это только фасад. Заднюю часть дома миллиардер отдал под жилье для малоимущих. Таким образом, Баньян-Корт оказался разделен на две половины, хитро связанные между собой многочисленными скрытыми коридорами и ходами на границе двух миров – бедных и богатых. Особой вражды между ними нет, но недопонимания и неприязни хватает. И многим частенько приходит в голову, что мысль свести вместе два этих мира была не слишком-то удачной. Впрочем, истинная цель Тобиаса была совсем иной. Ее то он и собирается раскрыть двенадцати приглашенным на ужин гостям из числа жильцов, а также обслуживающего персонала.

Маленькая девочка с жуткой воображаемой подругой. Антиквар, охотящийся за предметами искусства. Сантехник, на свою беду вынужденный работать в Баньян-Корте. Усталая мать-одиночка, едва сводящая концы с концами. Риэлтор, девушка-клерк, разработчик мобильных приложений, начинающая журналистка, бывший бездомный, мелкий начальник в крупной корпорации, консьерж, и еще одна девушка-клерк. Каждый — отдельная история, ведущая в итоге в апартаменты Фелла. И все они, прежде чем получить заветное приглашение, проходят через череду таинственных и страшных происшествий, на собственном опыте убеждаясь в реальности обитающего в стенах дома необъяснимого зла. Намерения этого зла остаются для них непонятными до момента встречи с миллиардером, которая состоится в тщательно приберегаемом финале.

Но до финала надо еще добраться, а этот процесс читателю «Тринадцати этажей» не всегда в радость. Двенадцать историй предваряющих развязку на поверку оказываются чтением довольно утомительным, поскольку Джонатан Симс испытывает терпение читателя гораздо дольше, чем следовало бы. Монотонные описания житейских невзгод, чередуемые с не всегда убедительными вкраплениями ужасного, энтузиазма по отношению к творению Симса не добавляют. Автор злоупотребил и количеством персонажей. Роковое число в романе ужасов вопреки некоторым стереотипам выглядит скорее ненужным штампом, чем необходимостью. На первый взгляд добавляет символизма, но на деле работает не очень хорошо. Запомнить подробности и сюжетные переплетения всех историй не получается, их слишком много и каждая, по существу только пролог. Соединяясь, они разрастаются до размеров романа, при этом индивидуальной самостоятельностью не обладают. Одни истории интересны чуть более, другие чуть менее. В результате однозначно констатировать, что пациент скорее мертв, чем жив, нельзя. Его кардиограмма нестабильна – то пусто, то густо.

При этом, роман довольно прилично написан и не лишен некоторого обаяния, свойственного именно английским романам. Автор с безупречным, истинно британским чувством такта дежурно обличает социальную несправедливость и неравенство, но дозирует разоблачения в строго отмеренных, почти гомеопатических объемах, ровно настолько, насколько это необходимо для раскрытия затронутых в книге тем, и ни толикой больше. За что ему огромное спасибо, потому что в отличие от многих своих современных коллег, Симс хорошо понимает, когда следует остановиться, чтобы не увязнуть в политике.

Кроме того, кое-где Джонатану Симсу все же неплохо удается припугнуть зазевавшегося читателя, подловив того неожиданной сюжетной находкой. Таковы, например, истории консьержа Джейсона и сантехника Янека, изложенные в десятой и одиннадцатой главах. Но это скорее исключения, чем правило. Остальные десять историй гораздо скучнее, а мытарства их героев однообразны и вызывают больше сочувствие, нежели страх. В общем, наличие некоторых достоинств не искупает недостатков книги, а в лучшем случае их уравновешивает. Да и то не всегда.

Спору нет – дела многих богатых гораздо чернее их холеных рук. Это старая истина, приснопамятная еще советским школьникам из стихотворения Джанни Родари. Однако на одной этой мудрости далеко не уедешь. Стихи, пусть и не очень хорошие, из нее получились, но фундамент для полноценного романа вышел довольно шаткий. Поэтому «Тринадцать этажей» все время балансирует на грани фола, с большим трудом поддерживая тусклую искру читательского интереса, постоянно норовящую потухнуть. Увы, на одних прописных истинах и добросовестном бытописательстве, в котором Симс силен, далеко не уедешь. Блюдо из таких скудных ингредиентов получилось хоть и съедобным, но слишком пресным. Ему банально не хватает остроты — проглотил и забыл. Насытиться им можно, но запоминающегося вкуса и интересного долгого послевкусия оно не имеет.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 178  179  180




  Подписка

Количество подписчиков: 519

⇑ Наверх