Итоги 1 года работы портала


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lordung» > Итоги 1 года работы портала Литмаркет
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Итоги 1 года работы портала Литмаркет

Статья написана 24 января 2021 г. 17:20

Большой пост, в котором я попробую осветить все основные тенденции прошедшего сложного года и рассказать об итогах основных игроков на рынке электронных продаж книжной продукции и особенно самиздата. Плюс — традиционный рейтинг* литературных порталов.

• Главной особенностью ушедшего года стал тот факт, что онлайн книжные магазины продали больше книг, чем успели реализовать их оффлайн коллеги. Конечно, причиной для этого стала пандемия и тотальный карантин. Но не стоит забывать, что покупки онлайн становятся выработанной привычкой. И когда ограничительные меры окончательно снимут, привычка покупать онлайн останется. И для возвращения покупателей в физические книжные магазины нужно будет приложить столь невероятные усилия, что рентабельность подобных действий стремительно приближается к нулю. Оффлайн книжные и без того чувствовали себя не очень хорошо; для того чтобы выбраться со дна той ямы, в которой они очутились, им понадобится настоящее чудо.

• Продолжительное закрытие книжных ускорило падение тиражей и сокращение выпускаемых тайтлов. По предварительным итогам, ассортимент сократился на 16-20%, а общий тираж упадет на 20-24% (340 млн экз).

• Стоит отметить, что самостоятельные издатели бумажных книг также говорят о росте продаж. По словам Дианы Смирновой (руководителя платформы Т8 RUGRAM), их продажи выросли на 300%, тогда как в 2019-м рост составлял 160%. Руководитель отдела «Книги» Ozon Николай Ермишин говорит, что крупные издатели самиздата продают свои бумажные издания на Ozon с 2018 года и в 2020 году их продажи выросли на треть.


• Как складывается ситуация на рынке электронных продаж? Самым наилучшим образом. Для них продолжительный период самоизоляции стал настоящим подарком. И причин для этого несколько:

— Закрытие оффлайн книжных и библиотек;

— Отменны массовых мероприятий;

— Режим самоизоляции, карантин и работа на «удаленке»;

— Низкая цена на электронные копии книг и особенно на книги самиздата;

— Развитие сервисов электронного самиздата;

— Расширение ассортимента.

• По оценкам ЛитРес, оборот цифровых книг в 2020 году составил 8,5 млрд ₽, а аудиокниг — превысит 1 млрд ₽. По оценкам компаний Литмаркет и ЛитРес, оборот электронного самиздата за этот год составил 2 млрд ₽ (против 1 млрд годом ранее). Если суммировать эти показатели, то на выходе мы получаем, что российские литературные порталы совокупно собрали 11,5 млрд ₽ (немного не дотянув до моего прогноза в 12 млрд).

Это общие цифры. Давайте перейдем к конкретике, точнее к тем данным, которые компании решились озвучить:

• Портал «Литмаркет», начавший свою работу ровно год назад, за прошедшие месяцы смог продемонстрировать неплохие результаты:

— Четвертое место по совокупности показателей (ежедневная посещаемость уникальных пользователей, количество тайтлов и авторов, предполагаемый финансовый оборот) среди сервисов коммерческого самиздата (уступая Litnet, Author.Today и Литрес: Самиздат)

— Пятое место по количеству посетителей среди коммерческих литературных порталов (пропустив вперед старожилов на рынке: Litnet, Литрес, Author.Today и Mybook);

— Седьмое место по количеству авторов и финансовому обороту среди коммерческих литературных порталов (по этому показателю его пока обгоняет ещё Литрес: Самиздат);

— Девятое место по количеству тайтлов среди коммерческих литературных порталов (уступая, кроме выше перечисленным, лишь Продаман, Bookmate и Ridero).

• Продажи книжного сервиса «Литнет» по итогам 2020 года выросли на 110% (абсолютных цифр компания не раскрывает). В 2019 году «Литнет» рос на 65%. В 2020-м рекордным по продажам стал ноябрь, когда сервис реализовал около 1 млн копий книг на русском языке, тогда как за весь 2019-й он продал 4,2 млн книг.

Источник: Валерия Лебедева (газета «Коммерсант»)

• Выручка «ЛитРес: Самиздат» по итогам 2020 года стала рекордной, увеличившись на 65% (абсолютных цифр компания не раскрывает), а по итогам года топ продаж всей группы «ЛитРес» (включает одноименный онлайн-сервис, а также MyBook, LiveLib и др.) впервые возглавила книга автора самиздата — «Расширить сознание легально» Владислава Гайдукевича. Она разошлась тиражом более 40 тыс. проданных экземпляров.

Источник: газета «Коммерсант»

• Почти на 50% выросло количество уникальных посетителей подписного сервиса MyBook. Подписчики стали больше читать – около 38 тысяч человек прочитали более 36 книг за год.

Источник: Екатерина Писарева, главный редактор MyBook

• По результатам релиза сервис Ridero количество их пользователей выросло почти на 34% (достигнув отметки 470 тысяч человек). За 2020 год были одобрены публикации 35 876 книг (в 2019 году — 25 184). В книжном магазине Ridero и магазинах-партнерах было продано 517 800 экз книг, включая электронные и аудиокниги, а также книги, напечатанные по технологии «печать по требованию». Общая сумма роялти всех авторов Ridero за 2020 год составила 23,3 млн руб., а максимальная сумма роялти одного автора за все время работы в сервисе – 3 210 408 рублей.

Источник: сайт godliteratury.ru

• «Storytel — часть глобальной компании, мы не имеем права раскрывать наших подписчиков. Глобальный Storytel объявил об определенном росте, который был по всему рынку. Это в районе 35% по всем рынкам. Мы растем быстрее, чем эти цифры. К сожалению, это единственное, что я могу сказать. Во всем мире сейчас около 1,4 млн пользователей в Storytel, это 20 стран. Три года назад было меньше 500 000. Вот такая динамика роста. Наш российский рынок растет быстрее. Надеюсь, что за счет усилий нашей команды в том числе.

Рынок за это время вырос почти в два с половиной раза. Когда мы начинали, мы оценивали этот рынок в районе 800 млн рублей — миллиарда. Сейчас мы его оцениваем в районе 3 млрд рублей. Был существенный рост рынка. Мы выросли быстрее рынка. Мне очень хочется похвастаться цифрами, но это нарушение внутренних правил.»

Источник: из интервью Бориса Макаренкова журналу Forbes

Если кто-то хочет узнать больше подробностей о ситуации на рынке книжного самиздата и послушать мнение основных игроков, то рекомендую прочесть большой материал «Самиздат в эру экономики внимания и эмоций», опубликованный журналом «Университетская книга» по итогам круглого стола на ММКВЯ 2020: http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-r... 

И на сладкое — традиционный рейтинг литературных порталов за последний месяц 2020 года:

• Сайт Литрес продолжает удерживать лидерство на рынке электронных и аудиокниг. Хотя в вопросе посещаемости он заметно уступает ближайшим конкурентам, которые смогли заметно улучшить этот показатель за прошедший год. Но если брать во внимание главный (финансовый) аспект, тут лидерство Литреса безоговорочно.

• Компания Литнет также сохранило своё место по итогам года.

• Наверно самый высокий рост за последние три месяца продемонстрировали ребята из Author.Today, а за год они и вовсе смогли подняться на третью строчку в рейтинге (хотя в этом им помог и сам MyBook)

• MyBook, уступивший бронзу, всё равно остается главным подписным сервисом для чтения и прослушивания книг в России. Несомненно, эта модель чтения имеет своих клиентов, но как показывает жизнь, прямые продажи и самиздат пока развиваются гораздо быстрее и продуктивнее.

• Чуть подрос по итогам года Литрес: Самиздат, но во многом эта заслуга его старшего брата. Хотя стоит отметить большую онлайн и оффлайн (что редкость для таких сервисов) активность команды «Л:С».

• О показателях Литмаркета я уже подробно рассказал чуть выше.

• Bookmate, второй лидер на рынке подписных сервисов в России продолжает своё стремительное падение. Не сумев извлечь выгоду из расширения ассортимента холдинга «Эксмо-АСТ», а затем и вовсе потеряв их контракт, Bookmate всё больше и больше демонстрирует снижение своих показателей. Всё это, сдобренное негативными отзывами от писателей и издателей, нелюбовью российских авторов в подписным моделям реализации (из-за мизерного роялти), активностью главного конкурента в лице MyBook, а также эхо былых скандалов и обвинений в использовании пиратского контента — дает в итоге весьма нерадостные результаты. Не удивлюсь, если в этом или в следующем году Bookmate вольётся в возможную коалицию сервисов, которые объединятся в противовес на рынке группе компаний ЛитРес. Потому как роль самостоятельного игрока для Bookmate даётся крайне неудачно.

• Относительно новый игрок на рынке самиздата — российское отделение шведской компании Storytel. Полгода назад они запустили Storytel Hub — платформу для авторов, которые могут самостоятельно загружать свои истории в аудио. Пока что рост показателей у компании небольшой, но они уже смогли войти в десятку топовых литературных порталов России.

На этом, пожалуй, на сегодня — всё. Я очень надеюсь, что 2021 год будет ещё лучше не только для электронных литературных порталов и онлайн книжных магазинов, но и для всех участников рынка.

Ну а мы работаем дальше! ?

_______________________________________

*Рейтинг составлен по сумме показателей:

• среднесуточная посещаемость уникальными пользователями;

• количество опубликованных тайтлов;

• количество опубликованных авторов;

• предполагаемый среднемесячный финансовый оборот.





2367
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 17:31
Спасибо, познавательно.
Вопрос: какова примерно доля интерактивных книг? Или это очень редкий и штучный товар?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 21:49
У нас на сайте пока 25 штук.
 


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 21:56
Очень мало.
 


Ссылка на сообщение25 января 2021 г. 00:37
Подтянем инструкцию, допилим функционал — будет больше)


⇑ Наверх